Издать книгу

Ямб,хорей,амфибрахий

Размышления на тему стихосложения
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 16-30 из 30
Владимир Бубнов
Владимир Бубнов
  • Сообщений: 143
  • Последний визит:
    8 апреля 2024 в 00:53
Творческому человеку очень не хочется заниматься таким скучным делом как техника стихосложения. Из него фонтанируют нетленки, а тут какие-то спондеи, пирррихии, хореи, дактили и прочие амфибрахии. А может действительно, ну их на фиг? Обойдёмся одним четырёхстопным хореем как в частушке? Звучит гладенько, бодренько:

Как-то Людвиг Фейербах
Поругался с Гегелем –
Разорвал на нём рубах
И ударил мебелем.

Хорошо же!

Теперь представьте, вы пришли на концерт и прослушали три десятка песен с разными словами, но с одной мелодией.
Понравится вам такой концерт?
Когда-то, очень давно, посмотрел я художественный фильм «Шербурские зонтики» с прекрасной музыкой Мишеля Леграна. Признаюсь честно, к середине фильма от этой мелодии у меня была оскомина. Хотя, ещё раз повторю, мелодия замечательная, но звучит она на протяжении всего фильма в разных вариациях.
Нельзя, как Ляпис Трубецкой всю жизнь писать «Гаврилиаду». Разработанная нашими предшественниками теория стихосложения — прекрасный инструмент, в руках стихотворца, который позволяет разнообразными способами реализовывать свои творческие замыслы. Только один нюанс: нельзя стать хорошим плотником не научившись работать с рубанком, стамеской и прочими зензубелями — необходимо научиться мастерству. То же относится и к версификации, только когда вы освоите мастерство стихосложения, станет ясно есть ли у вас талант.

Игорь Истратов
Игорь Истратов
  • Сообщений: 82
  • Последний визит:
    Сегодня в 06:29
Многое зависит от мотивации, Если публикуется текст для сбора восторженных «лайков» от непритязательных читателей и друзей — принципы стихосложения явно излишни и мешают, всё равно назовут «новым словом в поэзии», в обиде строчки не оставят. Другое дело, когда поэт пытается выразить своё душевное, а в этом ему помогают и правильно выбранный размер, и оригинальные рифмы, и музыка ритма, и не затёртые метафоры и образы. Этим и отличается творчество от публикаций «по приколу».
egor.b
egor.b
  • Сообщений: 16
  • Последний визит:
    9 мая 2022 в 09:35
Галина Скударёва:
Очевидно, что четырёхстопный ямб самый распостранённый способ стихосложения; им пишутся и поэмы, и лирические стихи, и песни и частушки.Пятистопный ямб более повествовательный.Благодаря цезуре после второго, или третьего слога,
очень напевный.
Трёхстопники, на мой взгляд, более энергичные, весёлые-вспомните Некрасовскую''Коробушку''.
Анапест подходит для пейзажных стихов.
Амфибрахий-весёлый ритм, скачущий вприпрыжку, как ребёнок.


Пишу давно, но так до конца и не уразумел про ямбы и хореи. Вот как он рождается у меня в голове, так я и печатаю его
Здоровы БУДЬТЕ--это главное
egor.b
egor.b
  • Сообщений: 16
  • Последний визит:
    9 мая 2022 в 09:35
Владимир Бубнов:
Галина, хорошо, что вы размышляете на эту тему. Правда, выводы вы сделали не совсем верные – всё гораздо сложней и многообразней. Прислушайтесь:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца
Там припомнят кремлёвского горца.


Такой рубленный ритм, по-моему, не очень подходит для пейзажной лирики, а ведь это анапест.
Вспомните наш гимн, он похож на весёлый, «скачущий вприпрыжку»? Да, это амфибрахий, а припев – дактиль.
Мелодия стиха зависит не только от того каким размером он написан, но и ещё от многих факторов: от количества стоп в строке, от клаузулы (окончания), от чередования рифм, от строфики и так далее, и так далее. И это очень хорошо, потому что предоставляет автору огромный набор инструментов для реализации своих творческих замыслов.
Скажу больше, существует множество ямбов и хореев, которые звучат по-разному.
Советский литературовед Александр Квятковский предложил вообще отказаться от классического стихосложения, точнее оно вошло как часть в, разработанную им, ритмологию. Двухсложные размеры (двудольники в его терминологии) он считал несамостоятельными, и считал минимальным тактометрическим размером трёхдольник (дактиль, амфибрахий и анапест). А все ямбы, хореи и пеоны вошли в четырёх-, пяти- и шестидольники, в общем, получилось более сотни (точно сейчас не помню) ритмических рисунков. И это только силаботоника, а есть ещё тактовики, ударники и т.д.


У меня есть стихи, в которых вообще отсутствует размер. Но когда я их читаю, мне аплодируют. Ну вот как так?
Здоровы БУДЬТЕ--это главное
верба
верба
  • Сообщений: 2
  • Последний визит:
    12 мая 2020 в 01:45
Как из двух стихий мироздания из воды и огня рождается «шнуровая» (ритмическая) основа стихотворения, его мотив. Из течения реки памяти поэтическая речь приобретает плавность течения, хотя глагол может быть и пламенно-жгучим. Подобен стихотворному и музыкальный мотив, который может иметь свойства текучести и зажигательности. Такой огненный шнур протянут от небесных певцов к земным поэтам-риши.Не отсюда ли и ведическая культура шнуровой керамики?
От ТОЧКИ ТОК мы имеем в славянском слово «уток», поперечные нити, вплетаемые в основу.
ЧЕ – ЧИ –ЧА
Семантема ЧИН известна в древнеславянском как«ДЕЛО». Отсюди и поэтическое «сочинять». Делать на славянском «четь».Четь дает ветви: честь, почитать.
Славянский язык глагол «чести» т.е. читать, считает важнейшим делом, отсюда и Четьи-Минеи и русское считать. Чин дает много ветвенных слов первого по значимости ряда: почин, как начало, кончина как завершение дела, его коническое навершие; учинять несет смысл организации дела, учить поучать значит показывать на деле, примером; починять, лечить, точить, источить, значить, чистить, сочинять, причинять.
Одной из важнейших функций арийского риши, владеющего священной речью, является «наречение имен». Такая функция священника-поэта изначально присуща богам, создателям и носителям имен, а, по призванию, по божественному дару – и риши. Нарекая имена, ведиец-риши знал, что он, тем самым, усиливал того, кого «именовал», участвуя таким образом, в сохранении космического гомеостазиса, ибо для объекта «приобретать имя» означало приобретать качество, выраженное этим именем. «Славу князю воспевали», как бы облекая его в некую одежду. Отсюда и отношение к славе. Славословие, хвала и гимны – они, по ведическим представлениям, — онтологичны.
Онтологичен, таким образом, и ритм ( и размер), который ведическими поэтами также принимался как КАНОНИЧЕСКИЙ образец с онтологическими свойствами. При сломе эпох, менялись и поэтические размеры. Но этот всем известный феномен становится интересным нам с вами, если мы возьмём за точку отсчёта не цивилизацию или культуру а конкретного живого человека. И тогда станет понятным, что периоды человеческой жизни также можно и правомерно обозначать периодами юношеского ямба или зрелого дактиля и т.п.
верба
верба
  • Сообщений: 2
  • Последний визит:
    12 мая 2020 в 01:45
Поэт — творец, но и Творец — Поэт и творческое сознание Создателя с логосами и тропосами имеет еще и сферу предлогосных идей, своего рода «первичный бульон». Это своего рода намеки на будущие идеи и их формы. В плане визуальном, такой бульон представляет собой белый лист ( белый Свет) и карандаш художника (Творца), который заполняет штрихами пространство листа. Идеи, точнее, их эмбрионы, начинают оживляться, когда волны-штрихи вдруг подсказывают воображению какие-то образы. Так что акустический термин «белый шум» вполне применим и к живописи. Не помню точно, но кто-то из французских импрессионистов создавал такой «бульон» на картине, густо заливая ее белилами и называя все это «соусом».Такой белый шум-соус, я его называю «тропосный бульон», вероятно, присутствует и в музыкальном творчестве. Заметил некое интересное явление, (может, это связано с тэта-ритмами мозга), когда под стук вагонных колес рождаются целые хоралы, слышатся голоса, причем слаженные, но может это только у меня. Стихотворный ритм и ударные явно сотрудничают и когда ко мне привязывается блюзовый или вальсовый мотив, то просто заглядываю в свой «сундучок» с " тропосным бульоном" метафор, сравнений и, если логос достаточно оформился в сознании, приступаю к оформлению первичных фрагментов по соответствующим теме стихотворным размерам. Так были опробованы и романс и народная песня, и вальс, и, наконец, рэп.
Игорь Истратов
Игорь Истратов
  • Сообщений: 82
  • Последний визит:
    Сегодня в 06:29
После романсов и народных песен следующий шаг, разумеется, должен быть именно к интеллектуальной глубине рэпа, который корнями вышел из негритянских матерных частушек Бронкса, если не путаю.
Владимир Бубнов
Владимир Бубнов
  • Сообщений: 143
  • Последний визит:
    8 апреля 2024 в 00:53
Игорь, здесь главное какая фундаментальная философская база!
Нет, оказывается не зря я процитировал частушку про Фейербаха с Гегелем, раз тут пошла такая философская пьянка.
Уважаемый (-ая) Верба! Извините, но не знаю как к вам обращаться. Я потрясён глубиной ваших познаний и обилием научных терминов. Посему, не рискну, ни то что возразить, а даже прокомментировать что-либо, из сказанного вами. Правда, не знаю, как ваши мысли помогут авторам этого сайта в усвоении основ стихосложения.
unknown
Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 марта 2020 в 19:50)
ShutNik
ShutNik
  • Сообщений: 40
  • Последний визит:
    22 апреля 2024 в 22:44
Владимир, называйте Вербу по-простому: Александром Евгеньевичем Ставцевым. Этого автора следует читать, и читать с большим вниманием.
Владимир Бубнов
Владимир Бубнов
  • Сообщений: 143
  • Последний визит:
    8 апреля 2024 в 00:53
Хорошо, Юрий, почитаю.
А пока, выскажу своё отношение к рэпу.
Я не слышал в рэпе высокой поэзии. Допускаю, что такие образцы есть, но то, каким образом и в каком темпе, он впихивается в слушателя, на мой взгляд, убивает не только образы, но и смысл текста. Непрерывный звуковой поток способен ввести толпу в какое-то состояние, похожее на состояние зомби, из плохих голливудских фильмов, но это не моё. Возможно я устарел для такой… музыки? (не музыки), стихов? (не стихов), пусть будет просто текстов.
Поэтому и философско-теологическая подводка к рэпу меня несколько покоробила, и не только меня.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 6 марта 2020 в 08:10)
Игорь Истратов
Игорь Истратов
  • Сообщений: 82
  • Последний визит:
    Сегодня в 06:29
Пройдут годы… Будут ли сегодняшние поклонники читать в тёплой компании рэп своей молодости? Очень повезло, оказывается, тем, кто зачерпнул своей жизнью великих современников среди музыкантов, поэтов, композиторов и актёров. Есть что вспомнить. Жаль, передать некому.
Kley
Kley
  • Сообщений: 5
  • Последний визит:
    9 марта 2020 в 17:14
Он у многих, такой гребешок)
Adelaida
Adelaida
  • Сообщений: 5
  • Последний визит:
    19 апреля 2020 в 03:45
Иногда пишу стихи под настроение, но редко.
Йожик Ал.
Йожик Ал.
  • Сообщений: 29
  • Последний визит:
    9 мая 2020 в 23:10
А что это такое то?
Может кто объяснить нормально на человеческом языке?
Йожик Ал.
Йожик Ал.
  • Сообщений: 29
  • Последний визит:
    9 мая 2020 в 23:10
Игорь Истратов:
Пройдут годы… Будут ли сегодняшние поклонники читать в тёплой компании рэп своей молодости? Очень повезло, оказывается, тем, кто зачерпнул своей жизнью великих современников среди музыкантов, поэтов, композиторов и актёров. Есть что вспомнить. Жаль, передать некому.

О!!! Реп сильно изменился. Это не 90 е годы. Есть реперы с отличными поэтическими текстами.
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 16-30 из 30
Вы не можете участвовать в этом разделе форума.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать на форуме