А.Посохов "И снова о поэтах"
Александр Посохов
И СНОВА О ПОЭТАХ
Один «специалист» вопрошает нынче: «Но,
может быть, пора прекратить сокрушаться и принять как данность, что стихи это
архаика и они больше не вписываются в современный культурный контекст?» Другой возражает:
«Духовно существует каждый человек, на каком бы интеллектуальном уровне он не
стоял. Вот очень важная часть этого духовного существования – поэтическое
восприятие мира». Третий сокрушается: «Родители перестали детям читать стихи».
Четвёртый разъясняет: «Это беда общества, в котором живут поэты, в котором
пишутся стихи, в котором издаются книжки, и которое при этом их не замечает, их
не читает, этим не пользуется. К этому привело все развитие нашей
товаропроизводящей и товаропотребляющей цивилизации». Пятый подытоживает: «Поэт
в России всегда жертвовал собой за право писать правду и жить по правде. Мы
сначала убиваем поэтов, а потом им поклоняемся – так заведено в России. Сейчас
потребительское отношение к жизни растоптало человеческий образ в человеке». Шестой
или сто первый «специалист» в данном случае – это я. Ибо тоже не удержался и
порассуждал о поэзии и поэтах в своей статье, которую привожу ниже. Я уже
размещал её некоторое время назад. Но поскольку указанная тема мне самому очень
интересна практически, то я решил повторить публикацию этой статьи.
11.05.2020 г.
ПОЭТЫ И МЫ
«Современную поэзию
ещё рано изучать – давайте сначала её напишем… От страны отлетела душа. Вот и нету поэзии: ей бы
пришлось говорить вещи, которых поэтическая материя часто не выдерживает» (из интервью Дмитрия Быкова для одного
литературного портала).
Молчи, поэт! Одна лишь мука –
Внимать пустым твоим речам.
Молчи! Ты не достоин звука,
Коль правды вес не по плечам.
Быков, бесспорно,
классный профессионал, прозаик, поэт, публицист, журналист, преподаватель.
Человек умный и смелый. Однако… Поэты ни в чём не виноваты. Они есть среди нас,
и деться они никуда не могут. И души поэтов никуда не улетели, если иметь в
виду людей, говоря о стране. И поэтическая материя выдержит, что угодно. На то
она и поэтическая. Проблема не в поэтах, а в нас, в читателях. Мы, как
«потребители поэзии» за последнее время стали совершенно другими.
Всё изменилось, между прочим.
И мы другими стали очень:
Хватает почему-то мочи
Читать лишь то, что покороче.
На кой чёрт она,
поэзия эта, сдалась нам сейчас? Вот в чём вопрос! В душе-то мы все поэты,
наравне с признанными и неизвестными. Каждый почти когда-нибудь и что-нибудь
срифмовал в любовном порыве, в порыве гнева либо в сладостном и тупом безделье.
Как лампочка для мотылька во тьме
Поэзия ума является обманной.
Строфа и рифма не рождаются в уме,
Они рождаются во сне и в ванной.
На том у
современного человека интерес к поэзии и пропадает. Нет на неё свободного
времени, и нужды знать её нет. Со своей просвещённостью в поэтической сфере
даже повыпендриваться не перед кем. Ни на какое уважение в обществе, ни на
какую карьеру и даже на успех у женщин это никак не влияет. Чужие стихи
перестали быть объектом не только поклонения, но и самой примитивной любознательности.
Толстый кошелёк в кармане сейчас куда важнее томика стихов за поясом. Кто
сколько заработал – обсуждается, а кто и что написал – никому не
интересно.
Как-то я спросил у Бога:
– Почему Поэтов много?
– Потому, – сказал Всевышний. –
Что стихи из моды вышли.
Да и сами
современные поэты выглядят сейчас некими бесполезными чудаками. Пушкина-то мало
кто нынче читает. Многие и не знали бы вовсе его стихов, если бы не школьные
программы.
Тяну, тяну свои я вирши
К высоким образцам вершин.
А Пушкин всё равно повыше:
Конечно, он же сукин сын!
То есть даже великие
на все времена постепенно и неумолимо уходят в забвение. И мода на красивые
книжки в шкафу безвозвратно прошла. А тут какой-то ныне здравствующий
беспокойный субъект, как не от мира сего, лезет со своей наивной и доморощенной
отсебятиной на всякие сомнительные по сроку дожития литсайты. И поэтические
сборники ещё за свой счёт издаёт и тщеславно выставляет их на публичное
обозрение. Как будто его кто-то читать будет. Делом надо заниматься, а он
стишки сочиняет. Вот так примерно думает сейчас большинство нашего населения,
давно уже не самого читающего или уже самого нечитающего на планете.
Как-то я спросил у Бога:
– Почему их так немного?
– Потому, – ответил Бог. –
Что Поэт для дела плох.
При этом, повторяю,
сам «чудик», как правило, ни в чём не виноват. Любой истинный поэт пишет по
зову души и как может. У него сугубо человеческая потребность такая. В том
числе он был и остаётся способным «говорить вещи, которых поэтическая материя» выдержит.
Это господствующие в обществе отношения не всегда выдерживают и мы не
выдерживаем. У нас, нынешних, не те потребности, разные они у нас с поэтом.
Как-то я спросил у Бога:
– Почему нас так немного?
– Потому, – сказал Всевышний. –
Что Поэт для дела – лишний.
Никуда всё же душа
не улетела, особенно в масштабе страны. Это раньше душа летала. А сейчас она
прочно уселась на денежную купюру. Поэтому, повторяю, проблема в наше деловое
время не в поэтах, а в нас, в тех, к кому они обращаются. О самих поэтах и их
творчестве можно говорить бесконечно, раскладывать всё по полочкам и разбирать
до мелочей, хвалить, ругать, поучать, указывать. Однако, к примеру, всё это
будет похоже на изучение состояния солёных огурцов в бочке. Без изучения того,
кто эти огурцы есть будет. Кому они вообще нужны, короче. И я, короче,
заканчиваю излагать свои абсолютно дилетантские рассуждения. Такою вот
басней.
ПОЭТ И
БОТЫ
Себя давно
Свободной птицей представляя,
В окно
Смотрел поэт,
Ворон считая.
Уж много лет
Он не имел другой работы.
Боты
Сушились тут же на окне.
И говорят они вдруг тихо, сухо:
«Не птица ты, поэт, а муха.
Летаешь с нею наравне,
От койки и окна – к буфету,
А от буфета – к туалету».
2020 г.
* * *