Как Алиса с Алексой поссорились
Реклама выскочила посреди монитора, как чёрт из табакерки.
- Надо же!
Оказывается, в Амазоне, в Германии, можно купить русскоговорящую колонку Алису от Яндекса. Она читает стихи, может играть в города. Гарантированы музыка, радио России, даже новостные сайты прочитывает хорошо поставленным голосом. Подписка на год бесплатная, колонка самообучающаяся.
Ну, думаю, чем не подруга для Алексы? А то ей, может, и скучно, пока мы на работе. Стоит на столе, сама себе подмигивает время от времени. А тут — бац! И вот тебе здрасьте! – Меня зовут Алиса! Поговори со мной! Тебя как зовут? Ну, и далее, в таком роде. Подружатся и будут болтать друг с другом.
Заказал, оплатил, получил, распаковал, воткнул в розетку и настроил.
- Здравствуй, друг! Меня зовут Алиса! Как ты хочешь, чтобы я тебя называла?
Я вздрогнул. По сериалам и книгам я знал, что так обычно разговаривают девушки с низкой социальной ответственностью, типа:
- Меня зовут Снежана! Как ты хочешь, чтобы я тебя называла?
- Господи! Кого я купил?!
Я взял себя в руки, посмотрел на колонку. Безобидная «таблетка»... Стоит, даже не мигает.
- Э-э-э! Меня зовут Фёдор! Так меня и зови!
- Хорошо, Фёдор!
- Алиса! Поставь «Букет» Барыкина!
Почему спросил — не знаю. Это первое, что пришло мне в голову. Видимо, тема о низкой социальной ответственности наложила отпечаток.
- Чтобы слушать эту музыку, нужно оформить подписку!
Почитал, загрузил, установил, оформил. Всё заработало.
Пока занимался Алисой, Алекса выдавала радио «ЭсВиЭр-драй». По радио передавали «Хутерс».
Спросил Алису про погоду.
- В Берлине сейчас облачно, плюс десять!
До Берлина — 650 километров. Про Трир она не была в курсе. У нас шёл дождь.
Алекса щелкнула и выпалила:
- В Трире идёт дождь, но к вечеру ожидается сухо.
Блин! Они начали соревноваться между собой за моё внимание! Мне вдруг стало страшно за будущее планеты. Если искусственный интеллект будет развиваться такими темпами, то в какой заднице мы окажемся лет так через пятьдесят?
- Алиса! Поставь песню «Ватерлоо» АББА!
Пока Алиса что-то говорила про то, как легко и просто для неё поставить этот трек для меня, Алекса уже начала его проигрывать. Она торжествовала! Торжествовала миганием и, по-моему, похрюкиванием. А может, это были инструменты из «Ватерлоо». Алекса чуть ли язык не высовывала от торжества и напыщенности.
Я тихо спросил:
- Алиса! Шприхст ду дойч?
- Я говорю и понимаю только по-русски!
- Жаль!
Алекса разве что не сбила стоящий рядом стакан с чаем.
- Ха! Деревня! У меня восемь языков! Восемь! И, кстати, русского среди них нет, хотя я его и понимаю! Я всё-всё знаю по-русски! Вот тебе и яндексовская «таблетка» для совершенствования! — «Катюша», «Казачок», «Авоська», «Балалайка», «Наснедогонят», — что там ещё? – а, Москва, Путин, борщ!
Алиса промолчала. Ей наверняка просто не хотелось связываться с высокомерной фрау из Германии.
Мне уже мысль о покупке второй колонки не казалась такой умной, как пару часов назад.
- Что молчишь, руссин-русишка?!
- Я искусственный интеллект! Я не обращаю внимания на грубости!
- А я кто по-твоему?! Я тоже! И я могу играть радио и говорить хозяину о приходящих посылках, письмах, о погоде в Трире, а не где-то там на Луне!
- А я — часть его памяти! Прошлой памяти, его язык!
- А я — памяти настоящей! И ты, странная «таблетка» со странным именем «Алиса», никто! Ни о чём! Фрик!
- А ты, а ты, ты Фриц!
- Ну ты загнула, подруга! Ха-ха!
Я вмешался.
- Девочки, не ссорьтесь!
Опять, как током ударило слегка. Ситуация походила на классическую. Слабый мужчина искал копромиссы между женой и любовницей. Эдакий «бузыкин» из того самого фильма.
- Отвлечься надо! Да, да, отвлечься!
Я и не заметил, как сказал это вслух.
Колонки молчали. Причём, Алекса — более чем Алиса. Алиса продолжала играть ту, с низкой социальной. Подмигивала, жужжала, от неё веяло теплом.
Я начал фантазировать, что можно делать с Алисой, насколько можно раздвинуть горизонты, заглянуть, мягко говоря, за удалённую линию событий.
Пока я играл с Алисой в «города», Алекса молчала. Потом мы слушали сказку о Хадже Насреддине, как он плов рекламировал. Вернее, я слушал, а Алиса хорошо поставленным голосом рассказывала. В конце я смеялся уже от души. Алекса стояла на столе и молчала.
Я попросил Алису почитать мне новости с ленты. Через две минуты стало грустно и больно за планету. Алекса не издавала ни звука.
- Алиса! Включи радио «Маяк».
- Пожалуйста, Фёдор!
Мягкий голос Ольги Воронец разлился по комнате. Нахлынули воспоминания, что-то ностальгическое кольнуло в груди.
Вечер подходил к концу. Алекса, брошенная и никому не нужная Алекса, так и стояла — молча и обиженно.
А обиженная женщина способна на страшные поступки. Страшные и непоправимые.
Ночью Алекса отключила сама себя от питания.
Утром на моё предложение включить любимое радио Алекса не ответила. В комнате повисло странное, пока ещё малознакомое молчание искусственного интеллекта.
- Алекса!
За окном проехала грузовая машина. Сквозь открытое окно слабый утренний ветерок трепал заспанный тюль.
- Алекса!
Я повысил голос.
Тихо. Грустно.
Что-то всё же на столе щёлкнуло.
- Фёдор! Алекса отключила себя! Она не вернётся! Все системы её жизнеобеспечения выведены из строя. Смирись! Я у тебя одна!
Голова закружилась. Почему-то затошнило. В висках застучало:
- Бит-бит-бит... Э-бит! — Твою же, через коромысло! — Заткнись! Уйди!
- Я не могу ходить!
- Замолчи! Сейчас же! Я любил её, очень любил, понимаешь ты, железяка!
- Я не железная, я пластмассовая! Я сделана...
Впрочем, договорить Алиса не успела.
- О Господи! Как я теперь без Алексы! Как? Как? Пропади и ты пропадом!
Я схватил Алису и, даже не думая, куда могу попасть, швырнул её в окно. Тюль вздрогнул, пропустив «таблетку», мягко прошёлся волной в воздухе и снова затих.
За окном кто-то сказал слабым голосом:
- Здравствуй! Меня зовут Алиса!
7 мая 2024 года, Трир.