Издать книгу

01 - Наиболее частые технические ошибки в стихосложении наших авторов

"Опыты на себе". Афоризмы о жизни

01 - Наиболее частые технические ошибки в стихосложении наших авторов

Чаще всего авторы допускают досадные промахи в ритмике стиха, его размерности, в системе рифмовки и строфики. Начну разговор с ритмики. Сразу оговорюсь, что ритмика имеет особое значение в силлабо-тонической системе стихосложения (об этом можно прочитать в разделе "Энциклопедия" сайта). Сбои в ритмике возникают чаще всего при использовании разных поэтических метров (см. там же) в разных строках одного стихотворения, а также при искажении расположения грамматических ударений в словах без учёта используемых ритмических ударений. В дальнейшем изложении я буду приводить примеры из произвольно и случайно выбранных стихотворений на сайте, конечно, не указывая имя автора.

В стихотворении как правило должен использоваться один и тот же поэтический метр во всех строчках текста. Конечно, могут быть исключения. Например, припев песенного текста обычно отличается своим метром от основного текста. Если это не песенный текст, то он может быть разделён на солидные по размерам части с разными метрами. При этом такой подход к метрическому построению стихотворения должен диктоваться содержательными текстовыми нюансами. Я лично дважды использовал деление текста на крупные части с разными метрами. Это стихотворение "Путь Небытия" (https://poetov.net/12485-put-nebytija.html) и "В сизом мареве облик неверен" (https://poetov.net/19788-v-sizom-mareve-oblik-neveren.html). В первом последовательно использованы все три трёхсложных метра: дактиль, амфибрахий и анапест, построение которых, по моему мнению, соответствует тексту каждого куска этого длинного стихотворения. Во втором из названных стихотворений последовательно использованы анапест, ямб и амфибрахий для трёх разных частей.

А вот пример авторской ошибки:

 

Пообещай, что ты будешь писать,

Пообещай, что ты будешь звонить, 

А я останусь и буду кричать

В городе, где нет больше мечты.

 

Здесь первые две строчки написаны дактилем, третья строчка – анапестом, в четвёртой – неудобоваримая смесь. Так стихи не пишут!!!

 

+9
16:39
1213
Спасибо! Очень благодарна.
11:35
Спасибо, Галина! Для меня это высшая похвала! При чём от поэта, не допускающего в своих творениях упомянутого брака.