Вамка
Жанр:
Фантастика
Вид:
Автор: Лобанов Александр Николаевич
Небольшой экскурсионный шатл медленно приближался к Марсу. Пилот неторопливо прикурил трубку и, поставив корабль на автопилот, повернулся к экскурсоводу.
- Давай-ка сегодня я расскажу им про «вамку», давненько я не вспоминал этот случай. Он перешел в пассажирский отсек и, смакуя трубку, начал свой рассказ.Как-то на Марс приземлилась научная экспедиция. Ну, вы, наверное, знаете, с тех пор как там были найдены руины, ученые самых разных мастей и направлений повалили туда валом.
Так вот, экспедиция эта была не первой, да и не последней, в общем-то, но, я о другом. Руины те, как вы знаете, были огромны, и простирались не только на поверхности, но и под землей. Скорее всего, это был просто грандиозный город или мегаполис, так как раскинулся он на добрые десятки миль, и имел форму идеального овала.
Много споров было по этому поводу. Возможно, марсиане любили эту форму, а может, так просто получилось, никто так и не выяснил, хотя многие светлые головы бьются над этим добрые десятки лет.
На чем я остановился? Ах да, руины те были просто огромны, и всем хватало места для изучения. Никто никому не мешал. Все были довольны. Находок было крайне мало, да и не представляли они особой ценности. Мы даже назначения их не выяснили. Правда, много было таких, кто на общей волне заинтересованности сумел защитить по этим находкам кандидатские, а некоторые, особо быстрые, сумели стать докторами наук.
Я в прочем считаю, что все это пустая трата времени. Ничегошеньки они не раскрыли, и тайна тех предметов так и осталась тайной. Может это были приспособления для еды, а возможно марсиане использовали их в саду или ходили с ними на работу? Кто знает.
Был среди тех ученых один лингвист. Его заслугой, пожалуй, на сегодняшний момент была единственная стоящая вещь. Он смог расшифровать марсианский, пускай и не полностью, но кое-что стало нам понятно из их странного языка.
Нет, зачем нужны были те находки так и не выяснили – на них просто отсутствовали названия, да и инструкции по применению, знаете ли, к ним не прилагались.
Разместили нашу экспедицию в большом лагере, сделанном специально для этого. Если вы бывали на марсианских экскурсиях, то должны были видеть огромный стеклянный купол, он стоит у подножия горы Олимп. Так вот, руины занимали почти все плато Аркадия, как их раньше не обнаружили? Поговаривают, что марсианский песок быстро скрывает все следы цивилизации, и только очень внимательный взгляд, может найти там что-то стоящее.
Это научный лагерь, его, кстати, так и назвали – «лагерь олимп». Ну, так проще было. Вдруг кто заблудится? Привезли они с собой кучу всякого оборудования. Машины, электронику, даже технический персонал у них был, что их и спасло, в общем-то, но об этом позже.
Пошли они бродить среди развалин. Записывали что-то, снимали, потеряли они счет времени. А Марс ошибок не выносит. Дышать-то там нечем. А запасы кислорода, пускай, и фильтруются они, и вырабатывается в их новомодных научных машинах, да не вечный он. На неделю, дай бог хватит. Залезли, значит, они в самый центр этой Аркадии. Кругом руины, остатки строений всяких, большие, маленькие, разрушенные статуи. Сто лет изучать будешь.
Выехали они на огромную площадь, базар марсианский, наверное. Смотрят, а в центре стоит здание, все той же овальной формы, что столько толков вызывала среди собратьев их - коллег. Нетронутое временем стоит, сверкает начищенными металлическими боками. А в основании что-то типа двери закрытой. Ну, думают, повезло. Не будут просто так двери закрывать, да бункеры такие строить, ежели скрывать нечего, это они про здание значит. Показалось оно им похожим на укреплённый бункер. Тайны думают марсианские скрывает.
Это место можно было сто лет искать и не найти, мимо проехать в двух шагах и не заметить, - уж больно удачно оно расположено, только с площади видно.
Прославимся, думают ученые. Мы первые нашли. Детям будем рассказывать. И ведь не ошиблись, прославились они, да вот только лучше такой славы и не видать вовсе. А детям… Постыдятся рассказывать, я думаю. Бесшабашность еще никому добра не приносила, пускай и в научном экстазе. Планета то чужая. Хозяев нет, но законы то их остались. А поди разбери эти инопланетные штучки. Думают марсиане по-другому, хотя и сходимся, бывает во мнениях.
Подъехали он поближе, вылезли из марсоходов. Подошли к двери – ручки нет. Пробовали и так и эдак, никак не получается. Взяли они отбойные молотки и давай дверь эту ломать. А металл добротный попался. Ни царапинки на нем, ни выбоинки.
Ну, точно думают, богатства марсианские спрятаны. Взрывать решили. Притащили взрывчатку. Установили заряды. Техник грамотный у них был, все точно рассчитал. Отошли они, значит, на безопасное расстояние и ждут. Грохнул взрыв, земля качнулась, полетели мелкие ошметки грязи, а двери хоть бы хны. Только вот открылась вдруг крепость эта, и выехал навстречу пораженным ученым, огромный марсианский робот. Не понравилось ему видать, что хозяйничать тут люди стали. Навел он на них свои руки, усеянные непонятными шарами да палочками, и грозно прорычал что-то.
Боевой робот то оказался - охранник крепости той. Не подумали ученые, что секреты так просто не достаются. Стоят, думают что делать. Он ведь робот, да еще и охранник. Пристрелит, и имени не спросит. Догадался один из них лингву включить. Ну, переводчик ихний с марсианского. Мало слов он знал, но все-таки они поняли.
Спрашивал робот, кто такие, зачем пожаловали, и почему тут фейерверк устраивают на вверенной ему территории? И глазами своими выпуклыми грозно вращает. Жуть. Перепугались ученые, а сказать то не знают чего. Не признаваться же, что за сокровищами. Тогда точно стрельнет. А робот все серчает. Спрашивает их что-то на своем, марсианском. Переводчики надрываются, но половина слов все равно не понятна.
Стояли они так, стояли. Вдруг нашелся среди них один храбрый. Ученые мы говорит, изучать прилетели цивилизацию вашу. Секретов, говорит, ваших хотим. Поделись. Ты, наверное, единственный кто остался.
Загрустил вдруг робот, но руки не опустил. Да, говорит, ушли хозяева. Давно ушли, а его здесь оставили, город охранять и дом этот. Умный робот оказался. Не стал он их убивать сразу, понравилось ему слово «ученые». Не грабители говорит вы, значит, а ученые. Это хорошо. Отпущу, говорит вас при одном условии.
Подъехал он к ним чуть ближе, все чуть в стороны не бросились – такой скрежет раздался. Принесите мне «вамку», а я не обижу. Решать стали, что же за «вамка» такая. Лингвы аж дымиться начали, но ничего путного не выдали. Не знают ученые, что это. Отпустить просят, а он ни в какую – «вамку», говорит и грустно так.
Попробовали под шумок в марсоходы залезть, да не тут-то было. Шарахнул робот по ближайшей дюне, словно ножом срезало. Залп предупредительный дал. Стоят ученые, воздух кончается, что делать не знают. Вышел вперед техник их и просит. Дай шланги кислородные подсоединю, вон из марсохода торчат, а то не жить нам.
Разрешил робот, слава Богу, правда еще ближе подъехал, не доверяет. Не установился еще между нашими цивилизациями дружеский контакт. Один из ученых уже задыхаться начал, когда ему техник шланг подсоединял.
Так и стояли они, покуда вечер не наступил. Хорошо хоть воздух был, а вот поесть… Роботу то что, он тут столько веков прождал, ему ни воздух, ни пища не нужны. Только какую-то «вамку» ему подавай. Грустно он так про нее говорил. Хозяева, оставляли ему «вамку», да только давно это было – была «вамка», да вышла вся.
Повезло ученым. Техник их не только умным, но и смышленым был. Сумел он незаметно аварийную рацию взять, пока шланги кислородные подсоединял. Прикрыли его кружком, чтоб робот не видел, хотя тот и так стоял в стороне, и что-то печально бубнил себе под нос. «Вамку» все вспоминает, перевели лингвы. Рассказал техник все старшему в научном лагере. Помощь попросил, координаты передал, и лингвиста того самого, что язык марсианский изучал, найти просил. «Вамку»-то вынь да положь, а что это такое, только лингвист и может понять.
Лагерь весь на уши встал. Собрали срочный совет – что делать думают. А время то идет. Люди голодные без воды и еды. Воздух пока есть да толку, если от жажды умрешь? Выслали им группу помощи. Да только далеко они забрались, так просто и не доберешься. Следующий день был уже в разгаре, когда на площадь выехали два спасательных марсохода и бригада военных. Думать стали, как бедолаг выручать. А робот на них ноль внимания, пока ближе не подошли.
Предлагали военные залп по нему дать, да как? Люди рядом, а марсианский робот машина грозная и не понятная, вдруг у него в рукаве, да пара сюрпризов?
К вечеру робот занервничал. Стал ездить туда-сюда, поглядывал недобро на новую делегацию.
Уходите, говорит, отсюда, пока «вамку» не принесете, буду здесь ждать. Пришлось военным срочно сниматься с площади и уходить за ближайшие постройки, правда, они километрах в двух были – площадь большая.
Вечер сменился ночью. Запас воды в скафандрах закончился. Ученые совсем сникли. Только техник, смотрят, не унывает. Копается в своих инструментах, да напевает песенку веселую. Сложил он аккуратно свои инструменты, и к роботу пошел.
Силуэт охранника маячил на фоне марсианских звезд, как скала. Красивое зрелище. Ученые так и не слышали, о чем он с ним толковал, выключил техник рацию. Только через час он вернулся, завел марсоход, и велел всем уходить.
Разрешил робот, говорит, вам уезжать – не вы ему нужны, а «вамка», да и не злой он, хоть и охранник. Психология, говорит, марсианская – странная штука.
Пока марсоход не уехал, техник тот, Никодимом, кажется, его звали, вытащил что-то из грузового отсека и, махнув им рукой, пошел к железному стражу.
Выдохнули все разом, когда машина тронулась, и покатила к военным. Недельный запас продуктов, за пять минут съели. А Никодим то голодный, вдруг вспомнил кто-то. Да на радостях забыли сразу. А Никодим принес что-то роботу, постоял, да и пошел преспокойненько с площади. Нашел он «вамку», а ведь никто окромя него и не догадался.
Бункер? Его вскрыли, конечно, и не без помощи робота. Таможней он оказался, с ангаром для техники, вот и закрытый стоял. Не было там никаких секретов, а только штучки эти ихние, которые разгадать никто не может. Вот так.
Никодим теперь вон главным экскурсоводом заделался, ходит везде вместе с роботом, как друзья стали, экскурсии водит. Умный робот оказался, много нам рассказал, и с языком помог.
- Да вот, кстати, они, видите? - пилот маленького экскурсионного шатла показал рукой вниз, где на фоне красного песка шагали две фигуры, одна в скафандре, а вторая, чем-то напоминающая большую прямоходящую ящерицу, размером с грузовик, ярко отсвечивающую синеватым металлом, на фоне заходящего марсианского солнца.
- А «вамка», пилот усмехнулся, - это по-марсиански - масленка, скрипели суставы у него сильно, вот он и просил масло. Да только разве ученые головы догадаются?
Маленький шатл пошел на посадку, а внизу их уже ждали техник по имени Никодим, и огромный марсианский робот, у которого масла теперь было предостаточно.
Экскурсия обещала быть интересной…