Издать книгу

О СТАРООБРЯДЦАХ (акро)

О СТАРООБРЯДЦАХ (акро)
 
 

Российская душа – источник  смуты,  
Анафему двухперстникам презрев, 
СобрАлись
  гордецы  и баламуты,  
Канонов прежних
ощущая нерв.
Отчаянно
 четыреста монахов
Л
омать не дали старый свой устав,  
А шли на бой кровавый и на плаху,
 

Свое мировоззренье не предав.
То были Соловков холодных дети,
Одни из первых жертв святой земли.
Ничтожен человек,  но есть на свете

Честнейшие, что честь сберечь смогли.
Едва  понять мы сможем, что за страсти,
Разумно ли за два иль три перста,
Еще за  «Иисус», просфор причастье,
За   «мелочи»   лишаться живота.

Ведь что-то мне напоминает Свифта,
Его  рассказ, как разбивать яйцо.
Каков монарх, такая же и свита,
Аввакум громко проклял подлецов,

 

За то, что жгли старообрядцев в срубах,
Вершили  суд, с расправой что похож,
Ушкуйники, злодеи, душегубы,
Чернь не щадили, иноков, вельмож,
И Никона реформа  жестко, грубо
Тогда делила Русь, как режет нож.

 

  

Церковная реформа, проведенная патриархом  Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича, разделила верующих,  породив мощнейшее движение «старообрядцев»,  активно и пассивно  противодействующих реформе.

     На первый взгляд, реформа казалась «мелких вопросов»  богослужения. Вместо двух перстов верующие обязаны были креститься тремя перстами (пальцами), крестные ходы проводить в обратном направлении (против солнца),  бить поклоны не до земли, а по пояс, Исуса впредь называть Иисусом,  произносить «аллилуйя» три раза вместо двух,  изменялось количество просфор и знаки на них,  вносились мелкие изменения в церковные книги ( вместо «истинного Духа Святого»  писалось «Духа Святого»,  в выражении «вера  рождена, а не сотворена» опускался союз «а»  и т.д.).

 Тем не менее, эти изменения вызвали резкое сопротивление ряда церковных иерархов, священников и простого люда и не менее резкую реакцию власти. 

     Был сожжен в срубе протопоп Аввакум,  который при этом предсказал близкую (через 2 недели) смерть   20-летнему царю Фёдору Алексеевичу,  сосланы, а затем уморены голодом боярыня  Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, а их 14 слуг-старообрядцев сожжены в срубе,  убиты епископ Павел Коломенский,  Никита Пустосвят, Александр Дьякон, Лазарь Романовский, а также многие тысячи рядовых старообрядцев. 

При штурме Палеостровского монастыря погибло от 2000 до 3000 старообрядцев. Они заперлись в церкви, а затем сгорели из-за пожара, устроенного правительственными войсками (существует версия самосожжения). 

425 монахов Соловецкого монастыря  отказались принять «новые книги» и навязанного им игумена и с  1668 по 1676 год сдерживали осаду превосходящих сил правительственных войск при помощи артиллерии (монахи были обучены военному делу а крепость прекрасно вооружена для противостояния шведскому вторжению). В январе 1676 года предатель провел  отряд из 50 стрельцов в крепость через  окно, заложенное кирпичами, они сумели открыть ворота и защитники крепости были перебиты, а оставшиеся зверски замучены (их подвешивали на крючьях,  замораживали живьем и т.д).

В  1678 году была деканонизирована благоверная княгиня Анна Кашинская (в схиме монахиня София) за то, что рука княгини, скончавшейся в XIV веке, изображала двоеперстие, а её открытые мощи лежали в соборе города Кашина для всеобщего поклонения. Она была объявлена не святой, мощи закопали и запретили служить ей службу.

Применялись также экономические и административные меры – старообрядцы были обязаны платить двойной  налог, их показания не принимались во внимание в церковных и гражданских судах и т.д.

    В апреле 1905 года царь Николай Второй издал    указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший старообрядцев в правах с неправославными христианами; после принятия указа начинается силами и средствами самих старообрядцев строительство многочисленных старообрядческих храмов по территории всей Российской империи.

     Оказывается, до сих пор существуют ряд старообрядческих конфессий,  имеющих даже заграничные епархии.

Вот что писала о патриархе Никоне Екатерина Вторая:

«Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа».

Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г.

 
 
+16
324
Радует, что за такие темы берётесь Виктория, хороший стих bravo
Спасибо, Геннадий. Это редкий случай, когда писала стих 2 дня с огромным мучениями. Строчек не хватало. Про боярыню Морозову вставить так и не удалось.
08:38
Интересно написано! Здорово!
Спасибо, Валерий. Много пришлось прочитать.
09:34
Спасибо, Александр. Вообще то я начинала писать об ангеле, несущем свет (люци- свет, фер -нести), Он же Денница, он же Сатана. А потом занесло меня к старообрядцам и обороне Соловецкого монастыря. Интересно очень.
18:39
Так бывает.
Главное — что получилось. smile
16:28
Да уж. Старообрядцы с лихвой отблагодарили Николая второго, проспонсировав революцию 1905 года, практически все московские стачки на своих фабриках и партию большевиков. Благодарность большевиков была такой же безмерной. Старообрядческие храмы, под покровительством, кажись, Бонч- Бруевича, не трогали аж до 1924 года.))