Издать книгу

"Ночные Ласточки". Рождение Гвардии...

"Ночные Ласточки". Рождение Гвардии...
Тип произведения:
Авторское

Кубань. Жара. И днем прохлады

Найти б меж вылетами в зной…

Минуте отдыха все рады.

Настанет ночь – и снова в бой.

 

Но этот день для нас парадом

Нежданно стал [1] … Гудит девичий полк.

Нам знамя гвардии летит в награду!

Хор скептиков-мужчин почти умолк.

 

 «Девчонки! Тут не ждать пощады.

Эх, Дунькин полк [2] ! Тяжел военный труд.

Вам бы в семье лишь мужа быть отрадой…

Ведь жернова войны без жалости сотрут.»

 

Но выдержали все! Трудом! Отвагой!

Да так, что фриц боялся ночью закурить!

Увидим огонек на улице – он даже шага,

Ступить не сможет – бомба прилетит!

 

Мы жгли склады с горючим, эшелоны,

А в них - горели танки, пушки – ад огня …

Рвались снаряды в ящиках… И мы, бессонны,

Домой летели – отдых лишь при свете дня [3]

 

Вооруженцы. В свои 17 - юные девчонки [4] .

Уже таскали бомб на сотни килограмм.

Вооружить нас пред смертельной гонкой.

Осмотр машины, и… к Судьбы ветрам…

 

Свершилось!...Крылья славы

Летят уже… Эх, поскорей!

Но встретить надо по уставу.

Сейчас событья нет для нас главней!

 

Причёски, красота -  но туфель не хватает.

"Тюленевская" форма [5] , сапоги...

В гвардейцы раз лишь принимают.

Честь и обязанность пред теми, кто погиб....



[1] Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «гвардейский» и он был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Вот только эта весть до них долетела лишь в июне 1943 года.

[2] Евдокия Бершанская (Бочарова), в 29 лет командовала 588 женским авиаполком, который иногда в шутку называли «Дунькин полк».

[3] Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи 

Она вспоминала «...Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась...
«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница...»

[4] Авиаполк был полностью женским, механиками, вооруженцами и инженерами полка стали студентки технических ВУЗов. Из них потом готовили штурманов, а штурман становилась пилотом. 

[5] Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой. 
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях. 
«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах... Генерал Тюленев брюками нашими остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки — американские. Только воду они пропускали, как промокашка.
Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно...»

+10
397
Комментарий удален
21:01
+1
21:19
+1
Не ступить — там не лишняя.
И шага
Ступить не сможет.
Этого достаточно)
21:52
Спасибо за помощь! kiss
21:58
+1
22:06
+1
Спасибо, мне очень приятно rose