О СТАРООБРЯДЦАХ (акро)
Российская душа – источник смуты,
Анафему двухперстникам презрев,
СобрАлись гордецы и баламуты,
Канонов прежних ощущая нерв.
Отчаянно четыреста монахов
Ломать не дали старый свой устав,
А шли на бой кровавый и на плаху,
Свое мировоззренье не предав.
То были Соловков холодных дети,
Одни из первых жертв святой земли.
Ничтожен человек, но есть на свете
Ч
естнейшие, что честь сберечь смогли.
Едва понять мы сможем, что за страсти,
Разумно ли за два иль три перста,
Еще за «Иисус», просфор причастье,
За «мелочи» лишаться живота.
Ведь что-то мне напоминает Свифта,
Его рассказ, как разбивать яйцо.
Каков монарх, такая же и свита,
Аввакум громко проклял подлецов,
За то, что жгли старообрядцев в срубах,
Вершили суд, с расправой что похож,
Ушкуйники, злодеи, душегубы,
Чернь не щадили, иноков, вельмож,
И Никона реформа жестко, грубо
Тогда делила Русь, как режет нож.
Церковная реформа, проведенная патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича, разделила верующих, породив мощнейшее движение «старообрядцев», активно и пассивно противодействующих реформе.
На первый взгляд, реформа казалась «мелких вопросов» богослужения. Вместо двух перстов верующие обязаны были креститься тремя перстами (пальцами), крестные ходы проводить в обратном направлении (против солнца), бить поклоны не до земли, а по пояс, Исуса впредь называть Иисусом, произносить «
аллилуйя» три раза вместо двух, изменялось количество просфор и знаки на них, вносились мелкие изменения в церковные книги ( вместо «истинного Духа Святого» писалось «Духа Святого», в выражении «вера рождена, а не сотворена» опускался союз «а» и т.д.).
Тем не менее, эти изменения вызвали резкое сопротивление ряда церковных иерархов, священников и простого люда и не менее резкую реакцию власти.
Был сожжен в срубе протопоп Аввакум, который при этом предсказал близкую (через 2 недели) смерть 20-летнему царю Фёдору Алексеевичу, сосланы, а затем уморены голодом боярыня Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова, а их 14 слуг-старообрядцев сожжены в срубе, убиты епископ Павел Коломенский, Никита Пустосвят, Александр Дьякон, Лазарь Романовский, а также многие тысячи рядовых старообрядцев.
При штурме Палеостровского монастыря погибло от 2000 до 3000 старообрядцев. Они заперлись в церкви, а затем сгорели из-за пожара, устроенного правительственными войсками (существует версия самосожжения).
425 монахов Соловецкого монастыря отказались принять «новые книги» и навязанного им игумена и с 1668 по 1676 год сдерживали осаду превосходящих сил правительственных войск при помощи артиллерии (монахи были обучены военному делу а крепость прекрасно вооружена для противостояния шведскому вторжению). В январе 1676 года предатель провел отряд из 50 стрельцов в крепость через окно, заложенное кирпичами, они сумели открыть ворота и защитники крепости были перебиты, а оставшиеся зверски замучены (их подвешивали на крючьях, замораживали живьем и т.д).
В 1678 году
была деканонизирована благоверная княгиня Анна Кашинская (в схиме монахиня Софья) за то, что рука княгини, скончавшейся в XIV веке, изображала двоеперстие, а её открытые мощи лежали в соборе города Кашина для всеобщего поклонения. Она была объявлена не святой, мощи закопали и запретили служить ей службу.
Применялись также экономические и административные меры – старообрядцы были обязаны платить двойной налог, их показания не принимались во внимание в церковных и гражданских судах и т.д.
В апреле 1905 года царь Николай Второй издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший старообрядцев в правах с неправославными христианами; после принятия указа начинается силами и средствами самих старообрядцев строительство многочисленных старообрядческих храмов по территории всей Российской империи.
Оказывается, до сих пор существуют ряд старообрядческих конфессий, имеющих даже заграничные епархии.
Вот что писала о патриархе Никоне Екатерина Вторая:
«Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа». Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г.
Вечно какой-то умник (или умники) решают за простых людей, что лучше!