О чём и как нельзя писать стихи.
Хочу поделиться своим скромным опытом наблюдения за мнением, в ряде комментариев (к своим и не своим стихам) на нескольких поэтических сайтах - на вышеуказанную тему.
В ходе прочтения, можно заметить, что некоторые пункты подпадают под определение не "о чём", а, скорее "как". Однако, поскольку это "как" не будет касаться техники стихосложения, а скорее подачи сюжета, по умолчанию прилеплю его к "о чём".
1. Розни.
С рознями всё более-менее понятно. Все виды розней скрупулёзно и не очень ( иногда с пометкой " и т.д.") прописаны в правилах любого, уважающего себя и действующее законодательство, сетевого литературного ресурса. Останавливаться на их подробном рассмотрении нет смысла. На это существуют админы и модеры. А так же ДНД в лице бдительных авторов и читателей.
2. Фобии.
С фобиями всё немного сложнее. Во-первых фобия может попасть под определение розни ( антисемитизм - юдофобия). Спорить о принципиальном, или не очень сходстве ( различии) этих терминов, откровенно бесполезно. Традиционно, они рассматриваются как явление одного порядка. Тоже, например, и с русофобией, которая, даже при отсутствии термина "антирусизм", определённо подпадает под понятие розни.
Гомофобия. А вот тут традиция как раз играет в обратном направлении. Гомофобные стихи запрету не подлежат. Как откровенно враждебные, так и добродушно - ироничные. Впрочем и обратная пропаганда (как правило не агрессивная, а потому не могущая быть чётко обозначенной как, именно пропаганда), так же не подвергается остракизму. Государство поставило тему на паузу (пока) и администрации сайтов безмолвствуют.
3. Суицид.
Нельзя писать стихи о суициде. Особенно от первого лица. Даже если это не пропаганда и не стремление автора поведать аудитории о таковом желании имеющимся/ имевшемся у него лично. Более того, если под "Я" подразумевается всего лишь абстрактный ЛГ, выражающий такое желание в связи с сюжетной линией - всё равно нельзя. Ещё более того, даже если в стихах имеется намёк, или прямая отсылка к историческому персонажу, окончившему свой жизненный путь таким образом, тоже нельзя. Аргумент - не накаркай- ка ты себе автор...
4. Эротография и Порноротика.
Нельзя писать об отношении полов в крайней стадии этих отношений. Даже если без ненормативной лексики и подробных смакований Кама- сутры. В основном противники - это женщины. Эстетки в летальной стадии. Ярые адепты блягородства ( если про - бля, то благородно - никак иначе!). Что характерно - фанаты противоположной точки зрения, те же женщины. Мужчины, как правило, нейтральны. Читают, смакуют, стебутся и только ...
5. Исторические события.
Нельзя интерпретировать исторические события - особенно родные до боли. Выносить своё оценочное суждение о них. Ты там был? Ты всё видел своими глазами? Тебе дедушка рассказывал? Нет? Тогда нефиг умничать. Со стопроцентной долей вероятности такой комментарий получишь от лица, имеющего отличный от твоего, взгляд на исторические события. Некоторые исторические события уже попали под запрет. Например, интерпретация причин и хода ВОВ. Но остались и те, которые под запрет не попали, и являются маркером для разведения качественного срача в комментах. Вот некоторые из них:
-Сталин,
-ГУЛАГ,
-Гражданская война,
-Великая Октябрьская,
-быдло и хамы во всех периодах многострадальной истории отечества, бьющие интеллигента с носка и, исключительно по очкам.
-опиум для народа вообще и костры инквизиции, в частности,
-все косяки Николая Кровавого,
-Иван Грозный,
-убийство Павла Первого,
- декабристы,
-куча различных голодоморов.
Тут, наверное, кое-кто сморщит носы и носики, но я делюсь только своими наблюдениями - мне, как правило, попадались критики не тех стихов, которые выставляли эти события в негативном ракурсе, а тех стихов, которые...ну не то чтобы их прям оправдывали, а просто пытались показать, что в истории не всё так просто очевидно и не всё так очевидно просто. Правда, в последние пару-тройку лет, "патриоты" слегка опомнились и начинают учиться критиковать стихи "либералов". Вобщем в комментах всё веселее и веселее.
6. Откровение Капитана Очевидность.
Эти стихи не воспринимают, как правило, опытные авторы, получившие очередное воинское звание в сражениях за высокий слог. Что они творили "до того", уже давно и напрочь забыто. Молодые лейтенантики умильно лайкают. Капитаны лайкают исключительно из соображений корпоративной этики. Особенно доставляют такие стихи не в контексте "что такое хорошо и что такое плохо", а в контексте " надо делать так, а так не надо".
7. Гуру-стихи.
Те же капитаны Очевидности, застрявшие на слишком трепетном восприятии своей миссии в стихотворчестве. К контексту "надо делать так, а так не надо", добавляется армейский принцип "делай как я". Поскольку авторитет "как я" для читателя и остальных капитанов не авторитет, на помощь призываются (в зависимости от предпочтения автора): Создатель, Космос с большой буквы К, некие Высшие силы, мудрецы - философы и т.д.
8. Нарцистические.
Если бы только откровенное самолюбование! К таким могут причислить любой пафос, на любую тему, где промелькнёт авторское "я". Особенно, если стих от первого лица, или написан от имени "ты". Тут важно не перепутать такого автора с автором гуру-стиха. В отличие от второго, встряхивая тельняшкой своего стиха, автор не указывает прямо, какого цвета на ней полоски. Тем более не призывает к соответствующим поступкам в связи с... Всё это оставляется как "информация к размышлению" для читателя. Нарциссизм, по мнению критиков, проявляется в излишне экспрессивном написании, а так же в том, что в качестве первого лица, или " ты" выступает сам автор, таким образом маскируя за нейтральным текстом попытку "поучить жизни" читателя.
9. Депрессивные стихи.
Своё "нельзя" в адрес авторов подобных стихов, выказывают жизнерадостные поэты, заливающие сайты потоками, благоухающей цветочными ароматами, розовой слюны. Мне чаще попадались особи женского пола, хотя встречались такие, током ударенные оптимисты, и среди мужской части авторов. Ну это понятно. Всё что не вписывается в их вымученую солнечную картину бытия, вызывает досадное раздражение. Поначалу такого автора дружно и методично жалеют. Настойчиво советуют бросить пить, употреблять, вести беспорядочные поиски своей второй половинки и сконцентрироваться на... (тут может быть куча полезно-бесполезных советов). Периодически могут справляться насколько близок автор к попытке суицида. Особенно радостно наблюдать комментарии автора, который о такой попытке вообще не задумывается, а написание стихов "на тему", для него как раз арт-терапия от депрессии. Но попробуй им что-то докажи. В итоге, через некоторое время можно прочитать стих о том, как автор с острой бритвой в руках стоит на крыше девятиэтажки, элегантно поправляя на шее тщательно намыленную верёвку. Как говорится: просили - получите! А ведь можно было просто похвалить автора за хороший настроенческий стих, или обсудить недостатки в технике стихосложения...
10. Про мать её.
Нельзяшки делятся на несколько категорий:
- нельзя в принципе,
- нельзя в стихах не эротопорнографического жанра,
- нельзя вставлять в стихи о возвышенном,
- нельзя чересчур много.
Что касается последнего "нельзя", тут всё сложно, так как "много", понятие многорастяжимое и растягивает его кто как хочет. Так же и сжимает.
11. От первого лица.
Нет, конечно от первого лица писать можно. Кто тебе, хорошему, запретит. Но если пишешь - думай как и о чём. Всех собак и кошек повесят на тебя. Это ты так думаешь и так поступаешь. Не Сашка с Наташкой за которыми ты подглядывал в бинокль со своего балкона, не злобный сосед-пьяница, не далёкий заморский диктатор, или группа таковых, не гопник из ближайшей подворотни, а именно ты! Наивность читателей ещё понятна. Наивность коллег по перу заставляет находится в тягостном недоумении: либо откровенно троллят, либо ...о ужос, они и есть герои всех кошмарных сюжетов их собственных стихов! Но я то знаю, что я не такой! Был бы я такой, уже получил бы по совокупности 100/500 лет в одиночной камере и девять кругов ада одновременно, после отсидки! Думаешь, сомневаешься, перебираешь варианты. Ближе к полуночи рождаются первые, принципиально новые строки: "В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был..