83.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 16-20.
83.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 16-20.
ТЕКСТ 16
анапекшах шучир дакша
удасино гата-вйатхах
сарварамбха-паритйаги
йо мад-бхактах са ме прийах
анапекшах - отстраненный; шучих - чистый; дакшах - опытный; удасинах - беззаботный; гата-вйатхах - тот, чьи тревоги ушли; сарва-арамбха - от всех попыток; паритйаги - отрекшийся; йах - который; мат-бхактах - Мой преданный; сах - тот; ме - Мой; прийах - дорогой.
Преданный, не зависящий от внешних обстоятельств, чистый, умелый, безмятежный, ничем не обремененный и не стремящийся к результатам своего труда, очень дорог Мне.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «16.Тот, кто не привязан, чистый, умелый, нейтрален, свободен от страданий, кто полностью отрекся от всех устремлений, кто служит Мне, такой человек Мне дорог.».
КОММЕНТAРИЙ: Преданный может принимать деньги от других, но не должен прилагать слишком много усилий, чтобы получить их. Если деньги приходят к нему сами собой, по милости Господа, он продолжает оставаться невозмутимым.
БОГ: В современном мире преданный должен преимущественно заниматься карма-йогой, т.е. работать в материальном мире и именно через свой труд обеспечивать поддержание своего тела и членов своей семьи. Карма-йога есть путь преданного служения, есть связующий процесс с Личностью Бога через работу, где человек полностью посвящает свою работу Богу Кришне, как и плоды своего труда. Поэтому преданный в течение работы в любом случае должен быть сосредоточен на Боге Кришне, работая ради Бога, помогая себе и материально и таким образом духовно развиваясь. Это требование Бога Кришны к современному преданному. Что касается пожертвований преданному, то это должно уходить в прошлое. Только труд личный, только свои личные усилия и здесь упование на Бога Кришну. Что касается невозмутимости преданного. То работа его, семья, общение с материальными людьми, которое не избежать, общественные места, которые не избежать, общение с материальными родственниками, которое не избежать и есть самое то место, где преданный может потрясаться и самое то место, где и можно практиковаться на развитии этой самой невозмутимости, равного отношения ко всем, в контроле чувств и мыслительного процесса, в ограничениях, в не осуждении, аскетизме и благотворительности.
По меньшей мере два раза в день он совершает омовение и встает рано утром, чтобы служить Господу. Благодаря этому он всегда остается чистым внутри и снаружи.
БОГ: Нет, в современном мире Бог не налагает на преданного ежедневное омовение и тем более несколько раз в день. Но купаться преданный может в неделю один раз или в десять дней. Аскетизм должен предполагать и иногда долгое воздержание от купания, но при этом человек может иногда просто омывать себя водой. Воздержание от купания может длиться до полугода или даже восьми месяцев. Этот вопрос Бог решает с человеком индивидуально и так, что никто об этом из внешнего мира, включая родственников, знать не может и не увидит ни по каким признакам. Бог дает просто такое желание человеку и основание или также обстоятельства жизни. Человек должен такие вещи уметь претерпевать, испытывая неслабые страдания на уровне своего тела. Многие аскезы и воздержания Бог может давать преданному в принудительном порядке, но никак не убирая человека из общества, общения с другими людьми, не лишая работы и не нарушая связь с самыми близкими родственниками. С отдаленными родственниками Бог может связи и приостанавливать или прекращать. Преданный Бога Кришны всегда должен понимать о себе, что он не так идет, как все другие, и не все ему будет позволено в его пути, и не все ему Бог разрешит, и к этому должен будет быть готов, принимая все как Волю Бога, без сопротивлений, без разъяснений другим, ибо обстоятельствами жизни может быть от близких отдален так, что все будет для них считаться естественным и не будут лишний раз преданного беспокоить.
Преданный разбирается во всем, ибо ему известна суть всякой деятельности, и он непоколебимо верит словам священных писаний.
БОГ: Преданный Бога Кришны не обязан разбираться во всем, но знать свою работу и непременно постоянно изучать Святые Писания, полностью стараться в них разобраться, следовать Указанию Бога Кришны к них. Он не обязан быть знатоком любой материальной деятельности, не обязан быть сведущим в ремонте материальной техники и сантехники и может в необходимых случаях прибегать к помощи любых материальных специалистов, ибо не обязан все делать самостоятельно, если тот или иной вид работы ему не был дан Богом, и он в нем несведущ. Также, преданный не обязательно должен иметь высшее образование, не обязательно должен иметь полное и среднее школьное образование. Все эти вопросы решает в судьбе преданного Сам Бог, и никогда не может быть так, чтобы преданный Бога Кришны не смог поддерживать свое тело и тело родных, ибо преданное служение не должно ввергать человека в крайние ситуации, нищету, в отчаяние и другие материальные страдания.
Преданный никогда не принимает чью-либо сторону и потому невозмутим.
БОГ: Нет. Невозмутимость преданного не должна проявляться в такой ситуации. Он должен быть невозмутим в своей работе, когда ему не доплатили, он обязан быть отрешенным от плодов работы, невозмутим, когда материальный начальник будет говорить с ним высокомерно и требовательно, когда родственники будут предъявлять ему претензии, что мало зарабатывает и не обеспечивает семью необходимым, должен будет быть невозмутим, когда соседи будут претендовать на часть его участка или построят забор, который полностью будет загораживать свет в дом, невозмутим, когда его чужая машина подрежет или когда придут штрафы как бы несправедливые… Бог в материальном мире найдет все уязвимые места преданного, ничего при этом его особо не лишая, но так, где надо будет убирать излишества, проявить великое и неоднократное самообладание, упование на Бога, отрешенность, неуязвимость и эту самую невозмутимость. Также у преданного Бог может и забирать то имущество, которое ему, преданному и не нужно, ибо Бог Знает. Все это надо уметь претерпевать или стерпеть преданному, полностью по всем направлениям таким образом проверяя свою привязанность к материи и начиная более четко во всех таких ситуациях видеть Бога, работу Бога, помощь Бога… Но, а занимать нейтральную позицию между двумя враждующими или спорящими – это путь наилегчайший и ни о каких качествах высокого порядка у преданного не свидетельствуют.
Он никогда не чувствует боли, ибо не отождествляет себя с телом.
БОГ: Не нужно Богу такое геройство. Боль тела – вещь для преданного крайне не должна быть желательной и никогда аскетизм не должен быть в этом направлении. Боль тела свидетельствует о болезни, о повреждении тела, о вирусных, кожных заболеваниях, есть последствия травмы… Такие вещи мешают преданному служению, могут иметь затяжной характер и преданный всегда должен быть этим вопросом обеспокоен и приводить себя в порядок, оказывая себе необходимую помощь, включая обращение ко врачу, иногда непременное, ибо не следует запускать болезни, нельзя искушать Бога, но бояться в человеческую меру последствий боли, как и летальный исход ни себе и ни другим не желать.
Он знает, что тело - это всего лишь внешняя оболочка, и не страдает, когда тело испытывает боль.
БОГ: Это уже что-то на тему философствования. Знания высочайшие духовные надо использовать не для такого мыслительного процесса. Нельзя, понимая, что ты душа, а тело временная оболочка, забывать, что тело дано Богом Кришной каждому, есть Воля Бога, есть путь развития души через условия материального мира, где тело с чувствами обеспечивает это развитие, ибо все пути развития проходить надо в теле, через него входя в контакт с внешним материальным миром, вовлекаться в материальные развивающие игры и роли, помогать другим, через тело непременно и заниматься преданным служением, ибо это единственное средство, через которое душа может достичь качества высокого материального и духовного порядка и быть отправлена в свое время согласно Воле и Плану Бога на духовный план. Что касается боли, то непременно надо находить, искать средства ее утихомиривать и излечивать очаги боли, ибо она могут тело разрушать и делать его непригодным для полноценного и продолжительного преданного служения. Поэтому никаких спекуляций ума на основе совершенных духовных знаний быть не должно, нельзя также искушать Бога и не следует бравироть своим умением претерпевать боль. Надо быть серьезным преданным, ответственным перед Богом за свое тела, быть правильно мыслящим и не использовать Святое Писание никаким подобным образом, ибо это грех и наказуемо.
Чистый преданный никогда не стремится к тому, что противоречит принципам преданного служения.
БОГ: Чистых преданных у Бога нет как нет. Но есть ступени преданного служения. Также, преданный Бога Кришны, полностью Управляется Богом Кришной, и соблюдение всех религиозных прописанных в Святом Писании правил или требований Бога есть на самом деле не столько заслуга преданного, сколько работа Бога над преданным, помощь Бога, ибо только Бог ставит в преданном необходимые запреты и дает напоминание ему, что позволительно делать и что нет касательно преданного служения. Опытный преданный легко улавливает в себе рекомендации и Наставления Бога, как и напоминание Богом тех или иных положений в Святом Писании, и следует им, тем самым ослабляя последствия своей греховной деятельности и постепенно поднимаясь, будучи старательным преданным, по ступеням собственного материального и духовного развития.
К примеру, строительство большого дома требует больших затрат энергии и сил, и преданный никогда не возьмется за это, если, конечно, такое строительство не поможет ему в его преданном служении. Он может построить храм для Господа и принять на себя все связанные с этим заботы, но никогда не станет строить огромный дом для себя и своих родственников.
БОГ: Пример достаточно неудачный. Бог искушает преданного по мелочам, но таким, которые могут и выгнать из преданного служения в одночасье. Здесь преданный должен себя контролировать и оценивать не потому, построит или не построит он себе большой дом, ибо Бог может ему просто деньги на это не дать или спалить то, что не входит в План Бога. Но преданный должен быть бдительным касательно себя постоянно, ибо может грешить мыслью, словом, желанием, поступком, ответом, просьбой, отношением к другому человеку, отношением к себе и своей жизни, к детям, родителям, к другим преданным, в общественном транспорте, в общественном месте отдыха, в магазине, на работе, при прочтении Святого Писания, в проповеди, в эмоциях, в связях и зависимостях, в отрешенности, в уповании на Бога, в предании себя Богу, в понимании себя перед Богом, в реакциях, в отношении к материальным наукам, искусству, творчеству, в том, что и не ожидает… Поэтому, именно в себе, в своем проявлении надо быть предельно старательным и осторожным и понимать, что не все ситуации описывают и предусматривают Святые Писания в жизни преданного. Надо уметь мыслить религиозно и из одного слова в Писании правильно извлекать другое и третье, не мудрствуя много, ни занимаясь спекуляцией, не выдавая одно за другое. И если это не получается, то должен в себе чувствовать, что не в силах правильно сказать или сделать, то тогда непременно мыслью – к Богу Кришне с просьбой прежде о прощении и потом с просьбой о помощи и так положиться на Бога.
ТЕКСТ 17
йо на хришйати на двешти
на шочати на канкшати
шубхашубха-паритйаги
бхактиман йах са ме прийах
йах - который; на хришйати - не ликует; на двешти - не горюет; на шочати - не скорбит; на канкшати - не желает; шубха - от хорошего; ашубха - и плохого; паритйаги - отрекшийся; бхакти-ман - преданный; йах - который; сах - тот; ме - Мой; прийах - дорогой.
Тот, кто не ликует и не впадает в уныние, кто ни о чем не скорбит и ничего не желает, для кого не существует ни хорошего, ни плохого, - такой преданный очень дорог Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «17.Кто не радуется и не горюет, не скорбит и не желает, кто отказался как от благоприятного так и неблагоприятного, кто предан Мне, он также дорог Мне
КОММЕНТAРИЙ: Чистый преданный никогда не радуется материальным приобретениям и не горюет о потерях, он не слишком радуется, когда у него появляются сыновья или ученики, и не сокрушается о том, что их у него нет.
БОГ: Забыли о чистых преданных. Их нет. Только Бог – Чистейшая Безгрешная Личность. Также, как только человек назвал себя преданным и приступил к преданному служению, с этого же момента он обязан проявлять качества высокого материального и духовного порядка. И эти качества имеют ступени своего развития, и они также могут быть не оптимально проявленными, но, тем не менее, эти качества должны быть ввиду у преданного всегда, через них он обязан себя проявлять, их через путь преданного служения утверждать и через именно них подниматься по ступеням преданного служения, выполняя преданное служении в полном объеме, с великим старанием, с упованием на Личность Бога, постоянно используя материальный мир с тем, чтобы в нем эти качества постоянно практиковать и понимать при этом, что Бог может вводить преданного и в такие неожиданные ситуации, которые затребуют качества и достаточно несвойственные пока преданному и не те, которые он преимущественно успел взрастить в колесе сансары.
Потеряв то, что ему дорого, преданный не скорбит о потере и не впадает в уныние, когда не может получить того, что желает.
БОГ: И, тем не менее, Бог разрешает преданному скорбеть в материальном мире при потере близкого ему человека, разрешает плакать, переживать, молиться Богу о сохранении жизни своим близким и другим людям, преданный может сочувствовать всем живым существам, жалеть их, помогать выжить, помогать излечиться, помогать словом и советом, не проявляя равнодушие и не прикрываясь отрешенностью. Человечность в поведении преданного должна присутствовать. Но преданный не должен скорбеть очень долго, но печалиться о других можно, надо, не растеривая добродетель и милосердие, всегда понимая себя перед Богом зависимым, подчиненным, беспомощным живым существом, зная перед Богом страх и великое почтение, зная свое место перед Богом всегда, понимая положение и других перед Богом, должен иметь такт и ум в любой ситуации для любого человека, не считать и не говорить никогда, что другой заслужил или его вина, не осуждать страдающего, потерявшего, погруженного в печаль, неимущего, не имеющего жилья, не имеющего родных и близких… Преданный должен быть, как святой, и битый, и немногословный, и не осуждающий, и сокрушающийся, и знающий, и не претендующий, и равный ко всему, и беспокойный за все, и умиротворенный в себе и находящий мир в себе, и уповающий на Бога всегда.
Он всегда сохраняет трансцендентное положение, с какой бы благоприятной, неблагоприятной или греховной деятельностью ему ни пришлось столкнуться.
БОГ: Не нужно Богу никакого трансцендентного положения преданного в материальном мире. Необходимо проявление качеств не высокого духовного порядка, а применительно к материальному миру, но качеств божественных, качеств милосердных и не направленных против живых существ никаким проявлением преданного, включая отрешенность и свободу от связей. Все должно выглядеть по-человечески, немного с уклоном на серьезный духовный путь, но и это должно быть внутри преданного. Он должен так служить Богу Кришне, чтобы его материальный мир не отвергал и принимал его качества как то, чему можно следовать и материальному мышлению это приемлемо. Потому что на духовном плане эти души преданных могут служить Богу именно в плане того, чтобы вести материальный мир. А для этого нужны качества такие, чтобы человеку, от такой помощи с духовного мира было не плохо, но и он мог идти по пути своего материального и духовного развития.
Ради удовлетворения Верховного Господа он готов пойти на любой риск. Ничто не может помешать ему заниматься преданным служением. Такой преданный очень дорог Кришне.
БОГ: Нет, риск Богу со стороны преданных не нужен никак. Это есть искушение Бога Кришны, вещь наказуемая или греховная. Что касается того, что кто-то может быть дорог Богу Кришне, то надо всегда помнить, что Бог отрешен и не испытывает к Своему творению никаких чувств. Но так было сказано для современников Арджуны, ибо такое понимание помогало им стараться в преданном служении и способствовало в своей мере входить в Бога, утверждаться в Боге, так подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития.
ТЕКСТЫ 18 - 19
самах шатрау ча митре ча
татха манапаманайох
шитошна-сукха-духкхешу
самах санга-виварджитах
тулйа-нинда-стутир мауни
сантушто йена кеначит
аникетах стхира-матир
бхактиман ме прийо нарах
самах - одинаковый; шатрау - к врагу; ча - также; митре - к другу; ча - и; татха - таким образом; мана - в почете; апаманайох - и в бесчестье; шита - от холода; ушна - и от жары; сукха - в счастье; духкхешу - и в страдании; самах - уравновешенный; санга-виварджитах - отказавшийся от всякого общения; тулйа - одинаковый; нинда - и в бесславии; стутих - тот, кто в славе; мауни - молчаливый; сантуштах - удовлетворенный; йена кеначит - чем бы то ни было; аникетах - бесприютный; стхира - тверда; матих - тот, чья решимость; бхакти-ман - посвятивший себя преданному служению; ме - Мой; прийах - дорогой; нарах - человек.
Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, - тот очень дорог Мне.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «18-19.Тот, кто равен и к врагу и к другу, также в чести и бесчестии, в холод и в жару, в счастье и страдании, кто победил привязанность, кто неизменен в клевете и в прославлении, немногословен, всегда удовлетворен, кто не имеет своего жилища, кто неизменен в своем мнении, кто является Моим бхактой, такой человек Мне дорог.». В этих требованиях к преданному есть некоторое преувеличение. И в жизни каждого преданного Бог эти направления в свою меру все же корректирует, ибо человек не робот, у него есть чувства, есть просто человеческая слабость, есть и не понимание, как именно правильно или точно себя проявлять в ситуации и как при этом не грешить в большой мере. При всем своем старании человек не может быть абсолютно равен и к другу и к врагу, здесь есть свои пределы и свои причины в не совсем соответствии этим качествам возможности мыслительной и психической деятельности человека. Также, не всякая честь и бесчестие могут преданным восприниматься и по духовным причинам как вещи равные, ибо и Сам Бог не даст это человеку в его человеческом положении. Человек не Бог и не может до великое степени быть отрешенным от всего человеческого. Но в свою меру, и эту меру даст преданному Бог и будет эту меру развивать согласно преданному служению и старанию самого преданного перед Богом Кришной. И во всех других качествах также человек не может быть абсолютен, но все же такое направление Бог преданному дал и будет поддерживать в свою меру, ибо эти качества нацелены на то, чтобы человек все же предавался Богу Кришне во всех вопросах материального мира, видел Волю и План Бога, чтобы уповал на Бога, не претендовал на лишние материальные блага и наслаждения, чтобы не устремлялся к власти славе, почести, понимал, что все это есть тлен, есть то, что привязывает к материальному миру, ибо материальный мир все же есть путь страданий, путь старости и болезни, путь, где есть рождение и смерть, и от этого никуда не деться, если не начинать преданно служить Богу Кришне и не развивать те качества, высокого материального и духовного порядка, которые в свое время выводят человека на духовный план. А это для человека великое благо во всех отношениях.
КОММЕНТAРИЙ: Преданный всегда избегает дурного общества. В жизни нас то хвалят, то поносят; такова природа людской молвы. Но преданный всегда остается безучастным к иллюзорной славе и позору, счастью и страданиям.
БОГ: Никогда преданный сам ничего не избегает. Его бытом и общением Управляет только Личность Бога. А преданный получает от Бога понимание, что именно он выбирает, предпринимает и пр. Надо все же за всем видеть Бога и Волю Бога. Также, если преданного хвалят или поносят, то и такие ситуации происходят не сами по себе. Но у преданного есть ориентир и поддержка Бога проявлять себя определенным образом. И каждый следует этим предписаниям в соответствии со ступенью материального и духовного своего развития, стараясь придерживаться качеств, на которые нацеливает преданного Бог в условиях материального мира и его проявления. Но особо все же безучастным или бесчувственным преданный не должен быть к счастью и страданию других людей. Надо уметь радоваться за других людей, кому помог Бог преодолеть, выжить, выздороветь, выйти из долгого безденежья, найти работу, примириться, родить ребенка, создать семью, выйти из долгов, построить дом, получить другую помощь Бога. Преданный просто должен все связывать с Богом Кришной, через Бога Кришну видеть все события в материальном мире. И это уже будет практика духовная и в то же время безгрешная, хотя и чувства направлены на материальный мир. Все лишнее Бог, несомненно, уберет. Но суть преданного должна быть не на словах милосердная. И отрешенность преданного не должна быть похожей на равнодушие. Бог разрешает преданному быть добрым, милосердным, справедливым, доброжелательным, сопереживающим, откликающимся и принимающим в сердце боль за других.
Его терпение поистине неиссякаемо. Он никогда не говорит ни о чем, кроме того, что связано с Кришной, поэтому его называют молчаливым.
БОГ: Так можно сказать. Но бывает и так, что Бог понуждает преданного все же отвечать на вопросы других, определенным образом себя проявлять и не всегда соответствовать тем качествам, которые преимущественно должны соответствовать положению преданного Бога Кришны. Но преданный должен быть разумен, должен оценивать ситуации и свое поведение и речь, должен также видеть за всем стоящего Бога Кришну, должен видеть, что не все может и контролировать, ибо многое происходит стихийно или автоматически, вовлекая в те события преданного, к которым он не был готов и по своим качествам и по своим знаниям и по пониманию. Но никогда не поздно преданному в любой ситуации мысленно просить у Бога помощи и просить прощение, как и благодарить Бога, ибо такую возможность преданному на мыслительном уровне Бог Кришна всегда предоставляет, ибо преданный в некоторых вопросах иногда может чувствовать себя и беспомощным, поскольку лишен тех инструментов, через которые говорит с материальным миром материальный человек.
Молчаливость не означает, что человек должен перестать говорить вообще, просто не нужно болтать глупости. Речь дана нам для того, чтобы говорить на важные темы, и для преданного самой важной темой является Верховный Господь.
БОГ: Преданный не должен быть инициатором разговора с материальными людьми в вопросах развлекательного или обсуждающего порядка, не очень и значимых и не всегда уместных. Ответы преданного должны быть доброжелательными и краткими, на вопросы преданный может отвечать достаточно обширно, если эта тема по существу, есть помощь человеку, также, если касается именно Совершенных Духовных Знаний, также преданный может легко на материальные темы говорить с родителями и детьми в плане быта и в плане помощи или совета, что должно быть доброжелательно и участливо. Также, разговоры о Личности Бога должны быть преданным контролируемыми, ибо есть темы духовного порядка, которые необходимо и не затрагивать с любопытствующими или с теми, кто желает на эти темы порассуждать, минуя Святое Писание. Или все ответы должны сводиться у преданного к Слову Бога, и с пониманием, как вообще можно говорить с тем или иным человеком согласно тому, как он себя проявляет и какие вопросы с какой целью задает. Т.е. преданный в разговоре должен быть тщательным и разумным, не забывая в себе уповать на Бога и просить помощи Бога Кришны.
Преданный счастлив при любых обстоятельствах; иногда его кормят вкусно, а иногда нет, но он всегда остается довольным. Не заботится он и о крыше над головой. Приютом ему может служить то дерево, то роскошный дворец - он одинаково равнодушен и к тому, и к другому.
БОГ: Вообще-то хороший преданный готовит и кормит себя сам и других накормит и даст им то, что им будет вкуснее. Сам же вообще не может отличить вкусную и не вкусную пищу, лишь бы не была противной. Он насытится любой пищей, нисколько не проявит особого интереса к пище, он с не меньшим удовольствием накрошит в манную кашу или постный борщ хлеб и съест его, чем материальный человек будет есть ресторанную пищу с очень мудреным названием. Он вообще не поймет, что у него нет еды, если найдется лук, соль, хлеб и вода…Он без хлеба трудно себя чувствует уже через дня три, но без остального может терпеть или долго-долго есть одну и ту же пищу… Он вообще настолько неприхотлив и настолько от этого не страдает, что видит в таком образе жизни и удовлетворение, и радость, ибо его качества аскетического порядка наслаждают независимостью от условностей и привязанностей материального мира. Ему все равно, как он одет, как он выглядит, кто и что о нем подумает… Но при этом никому не навязывает свой образ жизни и понимания и, напротив, что можно, именно с радостью жертвует тем, кому видит, что надо и кого это насладит или порадует, ибо не пытается всех приравнять себе и видит, что каждый в материальном мире стоит на своей ступени материального и духовного развития, и это всегда имеет ввиду, понимая за всем работу Бога Кришны. Он вообще ничем не дорожит из материи, но то, что ему необходимо для преданного служения, – это свято. Но, по сути,… что от него особого материального может требовать преданное служение? Только крышу над головой. Как и для современного преданного возможно… средства связи и интернет. А вот на дереве или под деревом современному преданному точно делать нечего, как и в роскошном дворце. Это уже непонятно что…
Его называют целеустремленным, ибо он непоколебим в своей решимости и знании. В описании качеств чистого преданного можно обнаружить повторы, но их цель - подчеркнуть, что преданный должен развить в себе все эти качества. Без этих качеств он не сможет стать чистым преданным.
БОГ: Как бы преданный не был или считал себя независимым от материального мира, пренебрегать условностями этого материального мира нельзя, нельзя и неуважительно к материальному миру относиться ввиду своих, по сути, достаточно прогрессивных и не совсем понятных материальному человеку качеств. От преданного требуется великая божественная разумность в диалоге с материальным миром через свои качества, и не все должно этому материальному миру о себе показывать. Это вещи достаточно тонкие, не свойственные пониманию каждого. Но преданный может себя обезопасить только умеренностью в общении и речи и в сокрытии от материального мира своей отрешенности, своего аскетизма, своего великого духовного настроя на Личность Бога, ибо это должно быть таинством. Ибо преданный, когда входит в Бога, не может быть полностью как бы адекватным миру материальному, ему переключаться достаточно сложно и болезненно. Любовь к Богу у него основана и не на энергии Бога, а на великом чувстве благодарности Богу и Непостижимости Бога. Такой преданный не может оторвать свой внутренний взор от Бога, может плакать и содрогаться, может входить и в бесчувственное состояние… Это может повторяться и неоднократно… тут и боль и радость и смятение и печаль… все направлено на Бога. И только Бог утихомиривает, приводит в нормальное состояние и может ругать преданного за такую несдержанность. Но она, это несдержанность в такой силе направляет к Богу, так вводит в Бога, что должно быть понятно, что это не от преданного, но Бог ему дает иногда такое потрясение и понимание, граничащее с величайшим откровением…
Харав абхактасйа куто махад-гунах: тот, кто не является преданным, лишен хороших качеств. Но тот, кто претендует на то, чтобы называться преданным, должен развить в себе все эти качества. Разумеется, он не прилагает к этому специальных усилий, но преданное служение в сознании Кришны помогает ему без особого труда развить их в себе.
БОГ: Нет. Очень много людей в материальном мире обладают достаточно серьезными качествами высокого духовного порядка и все они готовятся Богом к преданному служению. Т.е. преданные ни есть те, кто универсален по качествам. Только Бог Знает абсолютно, кто и какими качествами обладает и в какой мере. Поэтому самое лучшее для преданных ни с кем своими качествами не пытаться сравниваться, но положиться на Бога Кришну и просто заниматься долгим, старательным преданным служением.
ТЕКСТ 20
йе ту дхармамритам идам
йатхоктам парйупасате
шраддадхана мат-парама
бхактас те 'тива ме прийах
йе - которые; ту - но; дхарма - религии; амритам - вечный; идам - этот; йатха - как; уктам - сказано; парйупасате - отдают себя целиком; шраддадханах - обладая верой; мат-парамах - считающие, что Я, Верховный Господь,есть все; бхактах - преданные; те - они; атива - чрезвычайно; ме - Мои; прийах - дорогие.
Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения, сделав Меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «20. Но те, кто полностью посвятили себя этой вечной религии, которую Я описал, с верой считая, что Я – Высшая Цель, такие бхакты очень дороги Мне.».
КОММЕНТAРИЙ: В этой главе, начиная со второго стиха (майй авешйа мано йе мам, «сосредоточив на Мне свой ум») и до конца (йе ту дхармамритам идам, «эта религия вечного служения»), Верховный Господь рассказал о видах трансцендентного служения, помогающих прийти к Нему. Все виды преданного служения очень дороги Господу, и Он принимает любого, кто служит Ему.
БОГ: Нет видов преданного служения. Есть только одно данное людям авторитетное соединение с Богом Кришной – полноценный старательный долгий путь преданного служения, которое описывается в Новом Святом Писании. Также, на путь преданного служения ведет человека Сам Бог Кришна, не любого, а того, чьи качества уже это позволяют. Что касается того, что преданные дороги Богу Кришне, то это было сказано для древних людей времен Арджуны и позже. Современный человек должен хорошо понимать, что Бог есть ОТРЕШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ, чувства Бога не направлены на творение. Поэтому нет смысла говорить о Личном отношении Бога к кому бы то ни было. Также, не следует забывать, что качества преданного, любого человека, ни есть личная заслуга человека, но есть абсолютный труд Бога Кришны в материальном мире, направленный на каждого в круговороте сансары.
Отвечая на вопрос Aрджуны о том, что лучше: стремиться постичь безличный Брахман или лично служить Верховной Личности, Господь определенно сказал, что преданное служение Личности Бога, безусловно, является лучшим из всех методов духовного самопознания.
БОГ: Нигде в Бхагавад-Гите Бог не ставит вопрос о том, что лучше: или поклоняться непосредственно Богу Кришне или безличному Брахману. Достаточно знать, что у Бога Кришны нет безличной ипостаси. Не существует безличностного Брахмана. И вопрос стоит не о поклонении безличностному аспекту Бога Кришны, а о поклонение с большой верой тому, что за пределами чувств, всепроникающему и непроявленному, где имеется ввиду поклонение духам, неким мистическим живым существам, богам, могущественным и наделенным от Бога Кришны властью управлять человеческим обществом, как и материальной природой.
Иначе говоря, в этой главе было установлено, что, благодаря общению с преданными, в человеке развивается привязанность к чистому преданному служению, которая побуждает его обратиться к истинному духовному учителю. Под руководством гуру он начинает с верой, привязанностью и преданностью слушать и повторять святые имена и следовать регулирующим принципам и таким образом приступает к трансцендентному преданному служению.
БОГ: Нельзя преданным так себя обожествлять. Только Бог дает человеку путь преданного служения, только Бог Кришна многие жизни в колесе сансары развивает у человека качества, которые и открывают путь к преданному служению, только Бог дает человеку желание и возможности преданно служить Богу Кришне. А другие, имея ввиду преданных, могут иногда выступать в роли консультантов, но ни как тех, кто этот вопрос для человека решает сам. Также невозможно думать, что духовные учителя в этом играют хоть малую роль. Нет и нет, хотя Волею Бога и преданные и духовные учителя могут сказать начинающему преданному то, что будет ему в помощь или что можно иметь ввиду, начиная путь преданного служения. И дальше Бог Кришна Сам Лично ведет человека, давая ему желание изучать Святое Писание и следовать ему, делая это преданное служение осмысленным и полным.
В данной главе Господь рекомендует именно этот путь, и потому преданное служение, несомненно, является единственным абсолютным методом самоосознания, дающим возможность каждому достичь Верховной Личности Бога.
БОГ: В этой главе Бог рекомендует Арджуне заниматься полноценным преданным служением, которое есть единственный и без вариантов путь к Богу на духовный план. Но преданное служение ни есть путь некоего самосоознания. Это путь, прежде всего, не к тому, чтобы постигать или осознавать себя, а направлен на развитие высоких материальных и духовных качеств преданного и на то, чтобы через изучение Святого Писания и духовные практики постигать Личность Бога и входить в Бога.
Безличные представления об Aбсолютной Истине, как сказано в этой главе, помогают человеку только до тех пор, пока он не предался и не посвятил всего себя самоосознанию.
БОГ: Полный вымысел. Результат вольного или произвольного перевода и толкования стихов комментатором. Нет ничего в данной главе касательно безличной ипостаси Бога Кришны. Бог направляет Арджуну только на путь преданного служения, нет никаких рассуждений о безличном Брахмане, как и нет ничего касательно пути самосознания. Путь преданного служения никак не направляет преданного на постижение самого себя. Это чушь, это введение в заблуждение людей, это то, что неавторитетно, не должно иметь место в современном мире. Преданное служение направляет Волею Бога преданных на развитие качеств высокого материального и духовного порядка для решения в свое время вопроса о переходе преданного на духовный план. И также преданное служение помогает преданному через Святые Писания и рекомендуемые ими духовные практики постичь Личность Бога в свою меру, достаточную, чтобы человек был готов оставить материальный мир.
Иными словами, пока у человека нет возможности общаться с чистым преданным Господа, безличные представления об Aбсолютной Истине могут принести ему некоторое благо.
БОГ: В современном мире такое понимание о Личности Бога может человеку принести только вред, ибо отдалит преданное служение и заставит вращаться в колесе сансары столько, пока не усвоит, что Личность Бога не имеет ничего в Себе безличного и пока не начнет поклоняться Богу Кришне, как Высочайшей Божественной Личности.
Стремясь к познанию безличного Aбсолюта, человек отказывается от плодов своего труда, занимается медитацией и пытается философски постичь разницу между материей и духом. Все это необходимо до тех пор, пока он не начал общаться с чистым преданным Господа.
БОГ: Все не так. Все домысел, возведенный в ранг знаний. Нет такого. Нигде Бог не Говорит о том, что человек может стремиться к познанию безличного Брахмана, ибо его не существует. Бог Кришна ОДИН. Бог Кришна везде Говорит только о преданном служении Богу Кришне и Указывает на два пути к преданному служению: это связующий процесс с Богом Кришно через работу, карма-йога, и связующий процесс с Богом Кришной через Совершенные Духовные Знания гйана-йогу. Эти два пути возможны как пути индивидуального начала преданного служения человека Богу Кришне. Одни могут начать свой путь преданного служения, начав изучать Святое Писание, другие могут начать преданное служение Богу Кришне, начав свой путь через работу, посвящая и работу и ее плоды Богу Кришне. Оба этих процесса есть разумный связующий с Богом Кришной процесс буддхи-йоги, оба обрастают со временем полноценным преданным служением, не отличным от бхакти-йоги, где человек может начинать преданное служение сразу в полной мере, и изучая Святое Писание, и посвящая плоды своей любой деятельности Богу Кришне, и начиная вести аскетический образ жизни, и проходя через другие духовные практики, учащие контролировать мыслительный процесс, желания и чувства и пр.
Однако тем, у кого сразу появляется желание обрести сознание Кришны и заниматься чистым преданным служением, на их счастье, не нужно проходить через все эти ступени духовного самопознания.
БОГ: Всех и каждого к преданному служению Бог Кришна ведет Сам, Лично. Преданные никакой ступени здесь не играют никакой решающей роли. Если надо будет, Бог приведет человека за советом к преданным, если не надо будет, то нет. Бог просто даст человеку в свое время в руки Святое Писание и скажет ему однозначно, что это – твое. И человек это в себе примет безоговорочно. Ибо Бог его уже поводил по всяким неавторитетным знаниям и измотал достаточно в поисках того, что отзовется. Бог Знает, что в человеке согласно его качествам может отозваться и дает это человеку, как и понимание и убеждение, что дальше идти и искать нечего, что он уже пришел. Ни никакие слова преданных здесь уже не могут быть определяющими, но как некоторое благословение Бога через преданных – так можно понимать – на тот путь, который в материальном мире конечный.
Преданное служение, описанное в шести срединных главах «Бхагавад-гиты», гораздо более соответствует природе живого существа. Преданному не нужно беспокоиться о средствах к существованию. Милостью Господа все необходимое приходит к нему само собой.
БОГ: И материальным людям Бог Кришна все дает «само собой». Это бы тоже надо было подметить преданным, видящим всех в Боге Кришне и Бога Кришну в каждом. Всем Бог помогает. Но разница в том, что материальный человек это не видит и ему чаще всего кажется, что ему мало, а преданные это видят, ибо у них так направленный к Богу ум через Святое Писание и им грех не увидеть, что Бог им помогает постоянно, дает прямо в руки и оберегает, и поддерживает и тело, и мыслительный процесс, и разум таким образом, чтобы преданные могли и дальше развиваться, добирая те качества, которые необходимы для выхода в свое время на духовный план.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двенадцатой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Преданное служение».