Издать книгу

84.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 1-3.

84.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 1-3.
 
 
 

Глава 13. Природа, наслаждающийся и сознание

 

 

 
ТЕКСТЫ 1 - 2

 

 

арджуна увача

пракритим пурушам чаива

кшетрам кшетра-джнам эва ча

этад ведитум иччхами

джнанам джнейам ча кешава

шри-бхагаван увача

идам шарирам каунтейа

кшетрам итй абхидхийате

этад йо ветти там прахух

кшетра-джна ити тад-видах

 

арджунах увача - Aрджуна сказал; пракритим - природу; пурушам - наслаждающегося; ча - также; эва - непременно; кшетрам - поле; кшетра-джнам - знающего поле; эва - непременно; ча - также; этат - все это; ведитум - узнать; иччхами - я желаю; джнанам - знание; джнейам - объект познания; ча - также; кешава - о Кришна; шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; идам - это; шарирам - тело; каунтейа - о сын Кунти; кшетрам - полем; ити - так; абхидхийате - называют; этат - это; йах - тот, кто; ветти - знает; там - он; прахух - именуют; кшетра-джнах - знающим поле; ити - так; тат-видах - те, кто знает это.

 

1.Aрджуна сказал: О Кришна, я хочу узнать о пракрити [природе], пуруше [наслаждающемся], о поле и знающем поле, а также о том, что есть знание и объект познания.

2.Верховный Господь сказал: Это тело, о сын Кунти, называют полем, а того, кто знает тело, - знающим поле.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «1.Арджуна сказал. Что есть природа, а также Кто есть Наслаждающийся?  Что есть поле, а также, Кто есть Знающий поле? Все это я хочу знать, а также, что есть знание и Кто есть Познаваемый, о, Кешава? 2. Шри Бхагаван Сказал.

Это тело, о, сын Кунти, есть поле. Тот, Кто знает это поле, называется Знающим поле. Так говорят те, кто знает это.

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Aрджуна попросил Кришну рассказать о пракрити (природе), пуруше (наслаждающемся), о кшетре (поле) и о кшетра-гье (знающем поле), а также о том, что такое знание и объект познания.

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 В ответ Кришна сказал, что материальное тело называют полем, а того, кто знает тело, именуют знающим поле.

 

 

БОГ: Так можно сказать.

 

 

 Для обусловленной души тело является полем деятельности.

 

БОГ: Так есть.

 

 

 Запутавшись в сетях материального существования, обусловленная душа пытается подчинить себе материальную природу и, в зависимости от того, насколько она способна к этому, получает то или иное поле деятельности. Этим полем является материальное тело.

БОГ: Здесь ошибка. Живое существо не запутывается в материальном существовании, ибо Бог ведет каждого Лично, не запутывая, а напротив разъясняя через круговорот сансары, какие качества душе следует в себе развивать или направлять на них свои усилия, круговорот сансары делает душу более разумной, начинающей осознавать свою зависимость от Бога, от внешнего материального мира, от людей, от своего тела, от ситуаций  и обстоятельств. Нельзя представлять дело так, что живое существо виновато в своем материальном существовании, и здесь каждый может запутаться в соответствии со своим образом жизни, желаниями, попытками управлять и властвовать, не зная истинного пути, и в зависимости от неких своих личных ошибок получать то или иное поле деятельности или тело. Т.е. один запутался до того, что получил тело собаки, другой запутался до того, что получил тело рыбы, третий запутался до того, что получил тело кота или коровы, а кто-то получил тело человека, но той или иной ступени… Все не так. Никто у Бога не запутывается. Все и каждый стройно идут только вверх по лестнице материального и духовного развития и воспринимают материальный мир и себя в нем согласно ступени своего развития. И каждый потребляет материальный мир согласно ступени своего материального и духовного развития и каждый претендует в материальном мире согласно своей ступени материального и духовного развития и каждый желает и проявляет себя и входит в иллюзии материального существования строго согласно ступени своего материального и духовного развития. Всех и каждого в материальном мире ведет Сам Бог, присутствуя в каждом и работая в каждом Лично Сам, Управляя каждым согласно его качествам и ступени материального и духовного развития и согласно Воле и Плану Бога на каждого. Бог ведет Свое творение в лице каждого с мельчайших форм существования, через все формы тел и жизни, постепенно поднимая только вверх, и если человек прошел уровень жизни насекомого, то это уже необратимо, если человек прошел форму тела птицы или рыбы, то это уже необратимо, если человек прошел форму тела и жизни дикого животного, то это уже необратимо, если человек прошел уже форму жизни и тела домашнего животного, то это уже необратимо и никакого возврата не будет. Дальше только путь в колесе сансары по развитию чисто человеческих качеств высокого материального и духовного уровня. И все заблуждения человека, невежество, его желания низкого уровня Бог будет исправлять только в теле человека от рождения к рождению, где человек будет проходить игры и роли развивающего порядка Волею Бога, каждый раз меняя в колесе сансары свое поле деятельности или тело, оставаясь всегда человеком и поднимаясь по качествам к тому уровню, когда можно будет говорить и о переходе на путь преданного служения.

 

 

 

 Но что такое тело? Тело состоит из органов чувств. Обусловленная душа ищет материальных наслаждений и в соответствии со своей способностью наслаждаться получает определенное тело, или поле деятельности, - кшетру.

 

 

 

БОГ: Это мнение и рассуждения преданных-староверов, начиненных неавторитетными знаниями и наставлениями своих невежественных духовных учителей, которые в Святых Писаниях многое домыслили и пустили в распространение среди преданных, как знания конечной инстанции, тем многие поколения преданных ввергнув в долгое невежество. Надо понимать, что круговорот сансары работает с человеком достаточно серьезно и адресно. Как развиваются качества, так и чувства человека становятся менее привередливыми, ибо Бог понуждает человека обстоятельствами есть, что придется, спать, где придется, довольствоваться, тем, что есть; чувства развиваются в плане их утихомиривания постоянно. Хочет или нет человек, но аскетический образ жизни ему приходится вести время от времени, или от рождения к рождению в самых разных направлениях, довольствуясь малым, привыкая к такому образу жизни, корректируя свои желания и мыслительный процесс. Поэтому человек от рождения к рождению становится все более выносливым, неприхотливым, ибо работа Бога в материальном мире абсолютна и не топчется человек на месте и тем более не отбрасывается на низшие существования в тела животных, якобы соответствующие тому, как человек устремляется наслаждать свои чувства. Нет такого у Бога: любит мясо – значит пусть рождается среди хищников, любит кости обгладывать, путь рождается среди собак, любит бананы – пусть рождается среди обезьян, любит насиловать – пусть рождается среди животных наслаждающихся спариванием… Нет такого у Бога наказания человеку. Это домыслы религиозно безграмотных преданных. Если человек привязан к наслаждениям в большой степени того или иного порядка, то Бог просто ограничит его в средствах и даст зависимый образ жизни, чтобы не бросился во все тяжкие, а думал о детях и их пище и одежде и им все отдавал с себя. Бог и болезнями может приучить к ограничениям, и через психические отклонения, и через инвалидность. Бог найдет и человеческими приемлемыми путями человека исправить или наказать, но так, чтобы человек не пал, а поднялся, ибо у Бога Кришны никто не падает. Человек может родиться ненадолго среди домашних животных, но это достаточно не частые случаи и, как правило, есть не наказание, а порою даже отдых, когда он рождается среди породистых животных и имеет полное обеспечение, уход, любовь и нормальные условия жизни. И такой путь никак не есть падение, ибо человек в теле животного не утрачивает свои качества и интеллект, но иногда и приобретает то, что полезно и в теле человека. Или иногда рождение в теле животного Бог дает в связи с тем, что мать и отец будущие этой души еще не готовы принять эту душу,  как своего ребенка, и надо где-то душе прожить несколько лет, иногда до пяти-семи. Т.е. нет такого у Бога, чтобы человек за свои чувства и органы чувств, устремленных к наслаждению, был наказан рождением среди тех животных, которые могут в естественной среде эти чувства легко удовлетворить. Нет и нет. Человек просто, вращаясь в колесе сансары, будет понуждаться Богом к корректировке чувств, качеств, желаний достаточно приемлемыми для человека формами человеческой жизни, которые решат Волею Бога все вопросы его низменных качеств и желаний с непременным подъемом человека на более высокую ступень собственного материального и духовного развития.

 

 

 

 

 

 Саму же душу, которая не тождественна с телом, именуют кшетра-гьей, знающим поле. Понять разницу между полем (телом) и знающим поле (знающим тело) совсем не трудно.

 

 

БОГ: На самом деле, знающим поле деятельности, т.е. тело человека, все тела всех живых существ может быть только Личность Бога. Но этот стих был предназначен для современников Арджуны, и надо было показать людям, что душа, присутствующая в теле, не есть это тело и может это тело осознавать, как свое временное место деятельности, где она, используя тело и его чувства, может мыслить, чувствовать, помнить, переживать, воспринимать себя, выполнять работу, как бы управлять собой и своими чувствами. Но все же все ее понимания о своем теле, как поле деятельности, душе все же дает только Бог Кришна, присутствующий и в каждом поле деятельности и в каждой душе. Поэтому, правильно будет современному преданному понимать, что не душа, а Бог, присутствующий в ней, есть Тот, Кто Знает все поля деятельности.

 

 

 

Каждый знает, что его тело в течение жизни, от младенчества до старости, претерпевает множество изменений, но, несмотря на это, он остается той же неизменной личностью. Иначе говоря, знающий поле деятельности отличен от самого поля.

 

 

 

БОГ: Люди времен Арджуны должны были хорошо осознать, что они, прежде всего, есть души, которые воплощены в телах, должны были понимать, что тело ни есть просто временная как материальная оболочка души, но есть место, где душа и через что душа проявляет себя в материально мире, и обязана знать и знает, что представляет собой ее временный дом, понимая, что может в нем пользоваться всеми чувствами и органами чувств и вовлекаться через это место ее деятельности в контакт с материальным миром, как и выполнять работу для поддержания этого своего места или поля деятельности. Но при всем этом надо знать современному человеку, что никогда душа не смогла бы осознать, что она отлична от своего тела, никогда бы не могла понять, что чувства тела ни есть она сама, если бы на это ей через Святое Писание не Указал Сам Бог Кришна, Тот, Кто есть Высший Управляющий и телом и душой, и Который все знает и о душах и о телах или полях деятельности, в которых эти души в материальном мире пребывают, ибо есть Тот, Кто Творец и душ и их поля деятельности, Знающий свое творение абсолютно.

 

 

 

 Так обусловленное живое существо может понять свое отличие от материального тела.

 

 

 

БОГ: Обусловленное живое существо ни через какой материальный опыт, ни через какой свой собственный мыслительный процесс не сможет осознать, постичь, из чего-то извлечь понимание, что не является этим телом или полем деятельности. Это знание  в свое время человечеству своим путем дает только Личность Бога Кришны. И только Бог Кришна на самом деле есть Тот, Кто считается Знающим поле деятельности или тел живых существ, через которые души могут развиваться, осознавать себя, пользоваться органами чувств, входить в контакт с другими людьми, работать и пр. И только Бог через Святое Писание дает людям понимание о том, что есть их тело и как им пользоваться, и что нужно о нем знать и как необходимо его поддерживать и использовать в материальном мире, как и для своего развития.

 

 

 

 В начале «Бхагавад-гиты» уже говорилось о том, что живое существо заключено в тело (дехино 'смин), которое, изменяясь, превращается из тела ребенка в тело юноши, затем -  в тело взрослого человека и наконец - в тело старика, и что владелец тела знает о происходящих с его телом изменениях. Следовательно, владелец тела отличен от тела и является кшетра-гьей.

 

БОГ: И все же душа не является совладельцем своего тела с Богом. Она и не владеет своим телом и не знает это свое тело или поле деятельности. Ее познание о своем теле достаточно мизерные, ибо как можно ее назвать знающей свое поле деятельности, если она не знает, Кто на самом деле Управляет телом, Кто дает и поддерживает все чувства тела, если не знает, как в тело вселяется душа, по каким параметрам для души формируется ее поле деятельности, не знает, как на самом деле правильно использовать можно это тело, не знает, Кто дает телу движение, все внутренние переживания, все реакции, чувствительность, не знает, как долго ее тело ей послужит, не знает, в чем это тело может быть ущербно и когда, не знает, как предотвратить болезни тела, старение тела, как усилить или ослабить подвижность своего тела… Все это знает только Бог. А душа довольствуется крохотными знаниями о том, что тело может болеть, может стареть, может рождаться и умирать, имеет чувства… все по факту того, что ей дает обозреть Бог касательно своего тела и пределах опыта материального существования и вне вопросов управления телом в такой мере, чтобы знать все причины и следствия тела, все параметры его проявления, все причины чувств тела, все состояние в теле, все мыслительные процессы в теле, как и память, как и желания, как и устремления, все, что скрывается за оболочкой тела, как поля деятельности души. Поэтому на самом деле душа не есть та, которую можно действительно назвать кшетра-гйа, знающей тело. Но для древних людей надо было как-то показать значимость души, как бы вычленить ее фактическое присутствие в теле, обособить от тела, и дать ей по отношению к ее телу некоторый статус, отделяющий от тела и дающий над ним некое свое значимое положение, таким образом, внеся в ум человека и там закрепив понимание, что душа и тело суть не одно и то же.  А отсюда можно уже начинать говорить и о том, какова природа души и почему в ней всегда присутствует Бог, и кто фактически Тот, Кто Управляет и телом и душой в теле, и через что Бог Управляет душой в теле, ибо душа здесь есть сама цель и то, на что все в материальном мире и направленно Волею Бога и во благо душе.

 

 

 

 Иногда мы думаем: «Я счастлив» или: «Я - мужчина», «Я - женщина», «Я - кошка», «Я - собака». Так знающий тело отождествляет себя с телом, хотя на самом деле отличен от него. Мы пользуемся разными вещами, например одеждой и т.д., но при этом никогда не путаем себя с ними. По аналогии с этим, немного поразмыслив, мы сможем также увидеть разницу между собой и материальным телом. Я, вы и каждый, кто владеет телом, являются знающими поле деятельности (кшетра-гья), а само тело - это кшетра, поле деятельности.

 

 

 

БОГ: В материальном мире человек знает свое тело достаточно условно, он может описать форму своего тела, некоторые параметры своего тела, имеет представление об органах чувств и их расположении, о внутренних органах, о том, как можно свое тело в материальном мире использовать, знает, что в данном материальном теле также человек может мыслить, чувствовать, переживать… По сути, это знание о своем теле достаточно примитивное, даже если учесть  те материальные медицинские науки, которые полностью исследуют тело по всем его параметрам. И, тем не менее, человек, так понимающий свое тело, считается знающим тело или поле деятельности. Но это знание, которое имеет отношение к материальной практике человека преимущественно, не отвечает на многие вопросы, касательно тела, такие, как, Кто человеку, любому живому существу дает тело, Кто рассчитывает каждому параметры и по каким принципам именно его тела, кто дает работу органам тела и приводит в движение сердце, пищеварение, и пр., Кто дает телу признаки национальной и половой принадлежности, Кто дает человеку тело и полноценное и не полноценное, кто определяет все болезни для этого тела человека, кто дает телу момент рождения и смерти, и как это связано с душой, почему тело может быть именно такого цвета, такой комплекции, такого роста, что обуславливает его изменения… кто и каким образом дает сходство телам родственников и почему, почему в разных телах бывают одинаковые мыслительные процессы, почему люди одно помнят, а другое непременно забывают, почему память столь своенравна, что может показывать образы давно забытых людей и снова их поглощает навсегда… Знающие свое тело люди, его, по сути, и не знают. И особо Бог не дает им в этом вопросе углубляться, ибо все в свое время. До некоторого времени Бог и не разрешает человеку думать о себе сугубо как о душе, а думать просто: Я – человек, я – русский, я – женат, я - болен, я – богат… Так надо, ибо не следует загромождать иной раз умственный процесс и говорить себе: я на самом деле душа, мое тело не я, и потому моя нация – не я, мой пол – не я, хочу – не я, чувствую – не я… И получится ерунда. Ибо человек не сможет быть подвластным иллюзорным энергиям Бога, не сможет вовлекаться телом в развивающие игры и роли и через тело сама душа не сможет развиваться, ибо не будет понимать себя ни матерью, ни отцом, ни покупателем, ни сыном, ни дочерью, ни учащимся, ни собственником, ни должником, ни работником… Это все будет, если человек перестанет себя отождествлять с телом. Поэтому, даже люди, знающие о душе, до времени это не используют в своем мыслительном процессе и Волею Бога воспринимают себя за свое тело, пока это тело в этой жизни человеку служит и позволяет решать самые разные вопросы материального существования и выживания. Но когда необходимо, когда человек начинает мыслить религиозно, становясь на ступени преданного служения, то Бог Кришна в нем начинает более четко поддерживать понимание, что он, человек, прежде всего душа и не является этим телом. Но вот использовать этот факт можно только в некоторых религиозных размышлениях и далее заострять внимание на этом даже преданному Бог лишний раз не дает. Просто человек понимает, что он не это тело и все. Но истинно Знающим все тела является только Личность Бога Кришна. А человек это поле своей деятельности знает отчасти или в свою меру.

 

 

 

 

В первых шести главах «Бхагавад-гиты» рассказывалось о знающем тело (то есть о живом существе) и о том, как он может постичь Верховную Личность Бога. В последующих шести главах говорилось о Верховном Господе и о взаимоотношениях индивидуальной души и Сверхдуши в преданном служении. В этих главах очень ясно определено главенствующее положение Верховной Личности Бога и подчиненное положение индивидуальной души.

 

 

 

БОГ: Попытки обзора первых шести глав Бхагавад-Гиты не правильны, нет там речи о знающем тело… И тема этих глав никак не исчерпывается «главенствующим положением Верховной Личности Бога и подчиненным положением индивидуальной души.», как и нет речи о некоей индивидуальной душе. Душа не индивидуальна. Все души между собой идентичны, полностью зависимы и Управляемы Богом, у всех душ одна божественная природа, один путь развития и достижение одних и тех же качеств, но в своем развитии они все как бы сдвинуты и времени начала пути в материальном мире с низших форм существования.

 

 

 

 

 Живые существа всегда, при любых обстоятельствах подвластны Верховному Господу, но, забывая об этом, они обрекают себя на мучения.

 

 

БОГ: Надо понимать, что живые существа, люди, из низших энергий Бога, которые представляют собой материальные субстанции материального мира только начинают постепенно Волею Бога развиваться из мельчайших и невидимых форм жизни до тела и уровня жизни человека, проходя все формы существования, все формы тел во всех средах обитания. До тела человека живое существо не может знать по своему уровню развития о Боге, Творце. Только в теле человека и то на определенной ступени развития человек начинает поклоняться тому, что за пределами чувств, и далее в колесе сансары доходит до того уровня Волею Бога, когда уже может понимать, что есть Бог, и он, человек, есть полностью подчиненное, зависимое от Бога живое существо. Т.е. нигде нет ситуации, чтобы человек забыл о Боге и должен был вспомнить, но есть ситуация, когда живое существо уже в теле человека ДОРАСТАЕТ до осознания, что есть Бог, Высший Управляющий, Могущественное живое существо. И за то, что человек Бога не знает до определенного времени, он не страдает. Но страдает  в процессе своего развития, что неизбежно, ибо надо живое существо, человека, поднимать к Богу, а это делается только через развитие и обретение высоких материальных и духовных качеств. А для этого надо освобождаться от качеств низшей природы, которые в животном мире помогали выжить, а в человеческом теле уже препятствуют развитию  в человеческом обществе. Вот это избавление от низших качеств, происходящее долгое время в колесе сансары через материальные игры и роли, и есть то, что можно назвать путем преодолений, как и страданий. Но эти страдания ни есть мучения, ибо Бог дает человеку и отдых, и материальные средства, и достаточно благоприятные события, и работу, и семью, и помогает через человеческое общество, и охраняет человека Лично и полностью Сведущ в уровне страданий человека и там, где надо, непременно помогает божественными средствами.

 

 

 

 Те из них, кто достаточно благочестив, обращаются к Верховному Господу из различных побуждений: когда попадают в беду, нуждаются в деньгах, стремятся удовлетворить свое любопытство или обрести знание.

 

 

БОГ: На самом деле те люди, которые уже поклоняются Личности Бога, Богу Кришне, могут быть и не достаточно благочестивыми, могут быть и не достаточно разумными, могут быть и великими грешниками… Но и обращаются они не по только этим четырем перечисленным причинам, но этих причин может быть и великое множество. У Бога Кришны нет потерянных, нет никого, кого бы Бог не услышал. Но поклоняться Богу Кришне не всегда означает быть преданным Бога Кришны. Тот, кто встал на колени перед Богом Кришной, осознавая, перед Кем встал, кто постоянно поклоняется, просит Бога, имея в себе веру и надежду, такой человек, считается, поклоняется Богу Кришне, и непременно в свое время Бог даст ему те условия, возможности, желания, обстоятельства, окружение, которые будут способствовать именно полноценному преданному служению Богу Кришне.

 

 

 Обо всем этом уже шла речь в предыдущих главах. Из последующих глав, начиная с тринадцатой, мы узнаем о том, как живое существо попадает в царство материальной природы и как Верховный Господь дает ему возможность освободиться из материального плена с помощью таких методов, как кармические ритуалы, философские поиски истины и преданное служение.

 

 

БОГ: Нет, ни о каком царстве материальной природы речи не должно быть. О материальной природе Бог Кришна может Говорить не в таком контексте. Также, из материального существования никогда не было другого выхода, кроме непосредственно преданного служения Богу Кришне. Также, непонятно, о каких кармических ритуалах можно вообще говорить. То вздор, плоды беспокойного и невежественного ума комментатора, плоды его неверного перевода и непременно плоды невежественных духовных учителей. Также, что касается философских поисков, то они сами никого и никуда не выводят, это есть путь до преданного служения и то дается не всем, хоть и многим, путь поиска Бога, путь поиска смысла жизни, путь поиска своего предназначения. Но он лишь далекое подножие преданного служения, этот философский путь может привести к разным религиозным конфесиям, может понудить человека  к прочтению Святых Писаний разных религиозных направлений… Но только тогда, когда человек в колесе сансары достигнет необходимый уровень материальных и духовных качеств, только тогда Бог Кришна даст человеку путь преданного служения Богу Кришне, и только этот путь решит вопрос о выходе человека на духовный план.

 

 

 Хотя живое существо имеет принципиально иную, чем материальное тело, природу, между ними существует определенная связь, о чем также будет рассказано в последующих главах.

 

 
 
 
ТЕКСТ 3

 

 

 

кшетра-джнам чапи мам виддхи

сарва-кшетрешу бхарата

кшетра-кшетраджнайор джнанам

йат тадж джнанам матам мама

 

кшетра-джнам - знающего поле; ча - также; апи - безусловно; мам - Меня; виддхи - знай; сарва - во всех; кшетрешу - телах, являющихся полем; бхарата - о сын Бхараты; кшетра - поле деятельности (тело); кшетра-джнайох - и знающем поле; джнанам -  знание о; йат - то, которое; тат - то; джнанам - знание; матам - мнение; мама - Мое.

 

 

 

Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием. Таково Мое мнение.

 

 

 

БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «3.Знающий поле также знает и Меня, расположенного во всех полях, о, Бхарата. Знание о поле и Знающем поле есть знание. Таково Мое Мнение.

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Приступая к изучению тела и знающего тело (души и Сверхдуши), мы обнаружим три объекта исследования: это Господь, живое существо и материя. На каждом поле деятельности, в каждом теле, находятся две души: индивидуальная душа и Сверхдуша.

 

 

БОГ: Современному преданному надо мыслить более точно. Прежде всего, Бог Кришна – не «объект исследования». И Бог Кришна – не душа, а ВЫСШИЙ ДУХ. Параматма, сверхдуша – эти понимания о Боге Кришне были даны древним. Им было сложно осознать, что в теле каждого присутствует Личность Бога Кришны Своим полным целым, но более понятно было знать как частичное присутствие Бога в себе. Но параматму – ЗАБЫЛИ. В человеке, в любом живом существе, присутствует Бог Кришна САМ ЛИЧНО. Также, Бога невозможно исследовать, Бог Кришна за пределами всех чувств живого существа. Личность Бога постигают со СЛОВА БОГА в Святом Писании и через энергии Бога, которые Бог Сам может показать преданному, любому йогу, если это входит в План Бога. Также,  Знает поле деятельности человека только Бог Кришна. Человек получает только те знания, которые буквально ему через его материальную практику очевидны. Но это крохи от истинных знаний о теле любого живого существа. Но и эти знания, достаточно небольшие, необходимы человеку, чтобы ориентироваться в вопросах касательно своего тела. Знает все тела и Управляет всеми телами только Личность Бога, а человек едва касается этих знаний и далеко не все из них может использовать в своей материальной деятельности. Т.е. надо понять, что Бог – Главное Живое существо в любом теле. Бог Знает Абсолютно и душу и ее поле деятельности, т.е. тело, и Сам Бог душе дает это поле деятельности. Поэтому из троих, тело, душу и Высочайшую Личность Бога надо акцентировать внимание преданного только на Личности Бога. Все остальное производные от Бога Кришны. Постигая Бога, постигают и эти производные, которые, к слову сказать, достаточно просты. И особого внимания не заслуживают. Но древним людям надо было все эти вопросы разграничить в их сознании, на что и направлена эта глава.

 

 

 Поскольку Сверхдуша - это полная экспансия Кришны, Верховной Личности Бога, Кришна говорит: «Я также обладаю знанием, но не об одном, а обо всех телах. В каждом из них Я пребываю как Параматма (Сверхдуша)».

 

 

 

БОГ: Не существует сверхдуши. Бог Кришна – ЧИСТЫЙ ДУХ. Душа – имеет у себе материальные энергии. Душа есть у творения Бога, живых существ. В каждом живом существе присутствует Сам Бог полным Своим целым, как в душе, так и в самом теле.

 

 

 

Тот, кто тщательно изучит природу поля деятельности и знающего поле так, как она описана в «Бхагавад-гите», обретет истинное знание.

 

 

БОГ: Надо постигать Бога Кришну через изучение Святого Писания. Но изучать Бога материальными методами – невозможно. Бог Кришна – не объект для изучения. Только через Слово Бога и путь преданного служения в полном объеме. Только так, таким образом Бог Кришна открывает Себя через Свои божественные качества, но и это происходит в достаточной степени ограниченно, ибо и человек ограничен по своему пониманию и также может получать понимание и знание от Бога в пределах человеческого диапазона мышления, чувств, пониманий, стараний, заслуг перед Личностью Бога. Но существуют те сферы Божественной Личности, которые НЕПОСТИЖИМЫ ни при каких условиях ни на каком плане и никакими средствами. Также, природа поля деятельности, Источник – САМ БОГ КРИШНА. А изучить Бога Кришну не возможно, но постигать можно через длительный и старательный путь преданного служения, но только в свою человеческую меру и в том направлении, которое будет в помощь преданному служению и правильному пониманию себя и проявлению перед Личностью Бога и в материальном мире и на духовном плане.

 

 

 

Господь говорит: «Мне известно поле деятельности в каждом отдельном теле». Живое существо знает собственное тело, но его знание не распространяется на другие тела. Однако Верховная Личность Бога, которая в образе Сверхдуши находится в каждом теле, знает все обо всех телах. Господу известны все тела во всем многообразии их видов и форм.

 

 

БОГ: Здесь такая ситуация, что Бог Кришна не просто Знает все поля деятельности, но и эти поля есть то, что сотворено Богом и полностью Управляется Богом Кришной. Т.е. не может быть так, что Бог просто Знает, Бог Знает абсолютно каждое тело и дает в свою меру это знание о поле деятельности и душе, которую в это тело воплощает. Также, Бог Кришна, всегда присутствующий в душе, сопровождает ее и в ее теле, полностью Управляя телом, и вне тела. И вновь и снова готовит душе новое тело и снова выводит из тела, управляя этим телом и после того, как душа его оставит, т.е. направляя его на тление…

 

 

 Так, подданный может досконально знать принадлежащий ему клочок земли, но царю известно все, что происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его подданных. Подобно этому, живое существо владеет только одним телом, а Верховному Господу принадлежат все тела. Царь -  главный собственник земли в государстве, а его подданные - всего лишь арендаторы. Точно так же и Верховный Господь является главным собственником всех тел.

 

 

 

БОГ: ну, эти объяснения не удачны. Не сопоставить, не сравнить ни с чем Знание Бога и Управление Бога в материальном мире с тем, что знает царь о своих подданных.

 

 

 

Материальное тело состоит из органов чувств. Верховного же Господа называют Хришикешей, что значит «повелитель чувств». Он - истинный хозяин наших органов чувств, так же как царь - истинный хозяин, распоряжающийся всем в государстве.

 

 

 

БОГ: Бог и Хозяин, и Создатель, и Высший Управляющий и чувств и тел, но сравнение с материальным человеком, какой бы он пост ни занимал, недопустимо. Бога надо восхвалять Божественными похвалами, а не сравнением с представителями материального мира. Это ГРЕХ. Не следует людям на пальцах объяснять Величие и Могущество Бога. В каждом – Бог. И потому в этом плане все ПОНЯТЛИВЫ.

 

 

 Власть, которой наделены его подданные, вторична. «Я также знаю поле», - говорит Господь. Это значит, что Ему известны все тела, тогда как индивидуальная душа знает только свое тело. В Ведах сказано:

кшетрани хи шарирани

биджам чапи шубхашубхе

тани ветти са йогатма

татах кшетра-джна учйате

Материальное тело называют кшетрой, а внутри тела находится его владелец и Верховный Господь, который знает как само тело, так и его владельца.

 

БОГ: Душа – условный владелец тела. Владелец Изначальный – Личность Бога Кришны. Но древним так надо было понимать, согласно их ступени материального и духовного развития. Они должны были в силу своих материальных качеств как бы видеть свою значимость, как души в теле, этим телом управляющей, и на этом строить свое преданное служение. На самом деле, достаточно несложно понять, что тело есть творение Бога Кришны, полностью Управляется Богом Кришной, через тело Бог Управляет и развивает качества души, которая также есть творение Бога и которая получает все знания о своем теле только через Бога, дающего ей направленный на тело в свою меру мыслительный процесс, дающего ей видимые бразды правления телом и дающего ей некоторые представления о теле достаточные, чтобы этим телом входить в контакт с материальным миром, развиваться и поддерживать это тело, как и охранять. Первичен – Бог Кришна, душа – вторична, с великим недосягаемым отрывом. Тело – материальная природа, оживленная Творцом через привнесенную в него душу.

 

 

 

Поэтому Господа называют тем, кто знает каждое поле деятельности.

 

 

БОГ: так можно сказать.

 

 Разница между полем деятельности, знающим это поле и тем, кто знает каждое поле деятельности, заключается в следующем.

 

 

 

БОГ: О чем речь в этих строчках? О какой разнице можно говорить, если разница столь велика, что сравнивать – грех? Как можно сравнить тело (поле деятельности), душу (знающую в свою меру свое поле деятельности) и Бога Кришну? Какие тут должны быть еще параметры сравнения, если тело – материя, душа – искра, частица Бога, Бог – Высочайшая и ни с кем не сравнимая Божественная Личность.

 

 

 

 Совершенное понимание природы тела, индивидуальной души и Сверхдуши в Ведах называется гьяной.

 

 

 

БОГ: Но это не сравнение. Это определение гйаны. Да, гйана непременно есть Духовное Знание о Личности Бога. Да, гйана есть также  и знания о душе. И гйана есть знание о телах живых существ, как творении Бога Кришны. Но гйана этими знаниями не исчерпывается. Сюда входит и путь преданного служения, и знание о потустороннем, и путь аскетизма, и путь добродетели и путь отрешения, и путь жертвоприношений, и путь духовных практик, и путь развития материальных и духовных качеств… Но все это можно рассматривать как путь постижения Бога Кришны, или Духовные Знания о Боге Кришне. Достаточно постигать Бога Кришну через полноценное преданное служение и все эти направления духовных знаний, как и знание о теле или о поле деятельности живых существ, будут постижимы. Поэтому можно без сомнений сказать, что Знание есть только и однозначно в постижении Всевышнего через путь полноценного преданного служения.

 

 

 

Таково мнение Кришны. Тот, кто постиг единую природу души и Сверхдуши и разницу между ними, обладает истинным знанием.

 

 

БОГ: Что тут постигать? Нет сверхдуши, есть Бог Кришна. Единая природа Бога и души постигается через принятие этого знания, через путь веры, через Слово Бога. При входе в преданное служение человек сразу должен принять, что он – душа, что он – частица Бога, что его природа божественная, как и всего, ибо все присутствует в Теле Бога, есть Бог в развитии. Разница между душой и Богом – ее искать не надо, ибо несопоставимо. Крохотная душа и Бог, покрывающий Своим Духом  все вселенные, весь космос, все материальное творение и сверх того… Что тут сравнивать? Как это может прийти в голову? Какими мерками? Сразу и однозначно – не сравнимы, и это все сравнение. Поэтому, эти вещи не требуют от человека особых знаний или очень долгого пути изучения Святых Писаний, чтобы понять, какова природа души и насколько Бог и душа несопоставимы. Но тот, кто это принимает, не может быть еще объявлен обладающим всем истинным знанием. Ибо это – крупицы Совершенных Знаний, их незыблемое начало, их основа, азы преданного служения. И чтобы хоть как-то приблизиться к Истинным знаниям, надо все же идти по пути долгого, полноценного, старательного преданного служения.

 

 

 

 Если же человек не понимает природы поля деятельности, знающего поле и верховного повелителя его знание не является совершенным.

 

 

 

БОГ: Все поймет тот, кого Бог Кришна в эту сторону направит. Это простое понимание, простое Духовное Знание. Его надо только принять. А чтобы человек принял, он должен обладать теми качествами, которые необходимы, чтобы направить такого человека на путь преданного служения. Эти азы Бог может дать человеку в самом начале преданного служения или через преданного или через Святое Писание. Но и не всегда именно эти азы Бог может дать человеку вначале преданного служения. В любом случае Бог его ведет и дает шаг за шагом те Совершенные Духовные Знания, которые будут постепенно разворачиваться и обрастать в сознании человека полноценными Духовными Авторитетными Знаниями. В этом не должно быть сомнений.

 

 

 

Прежде всего необходимо понять положение пракрити (природы), пуруши (наслаждающегося природой) и ишвары (повелителя, знающего поле и управляющего как природой, так и индивидуальной душой). Мы не должны путать их между собой.

 

 

БОГ: на пороге преданного служения это уже ни для кого не должно быть вопросом. Человек должен, обязан знать, что он – душа. А все остальное из этого следует.

 

 

 Необходимо различать их функции, так же как мы различаем функции художника, холста и мольберта.

 

 

БОГ:  При комментировании Святого Писания материальные сравнения лучше всего не делать, ибо здесь есть элемент оскорбления Бога, что недопустимо. Ибо сравнивается то, что НЕСОПОСТАВИМО.

 

 

 Материальный мир, являющийся полем деятельности, - это природа;

 

 

БОГ: так можно сказать.

 

 

 наслаждающийся природой - это живое существо, а над ними стоит верховный повелитель, Господь.

 

 

БОГ: Так можно сказать. Но при этом надо знать, что Бог Кришна присутствует непосредственно Сам Лично в душе, в теле, вне тела, вне тел, все пронизывая Собою и во всем оставаясь Своим полным целым, всем Управляя, все развивая, все поддерживая, все охраняя.

 

 

 

В Ведах (Шветашватара-упанишад, 1.12) сказано: бхокта бхогйам преритарам ча матва / сарвам проктам три-видхам брахмам этат. Есть три проявления Брахмана: пракрити - это Брахман как поле деятельности; джива (индивидуальная душа), пытающаяся господствовать над материальной природой, также является Брахманом, и тот, кто повелевает ими, - тоже Брахман, но лишь Он является истинным повелителем..

 

 

 

БОГ: Все так. Но джива не является Брахманом. Она просто душа, частица Бога Кришны. В ранг Брахмана Бог Кришна свои частицы не возводит. Также, в современном мире Бога Кришну называть Брахманом нельзя. Это понимание было дано людям времен Арджуны. Также, старые веды, включая «Шветашватара-упанишад», объявлены неавторитетными писаниями, и ссылки на них, как и изучение их, запрещены.

 

 

Из этой главы мы также узнаем о том, что из двух знающих поле один склонен ошибаться, а другой непогрешим. Один - хозяин, а другой - подчиненный.

 

 

БОГ: надо комментировать более точно. Нельзя душу причислять к тем, кто знает поле деятельности. Знает поле деятельности только Личность Бога Кришна. А душа получает свое понимание о поле деятельности и в меру свое знание только из Рук Бога Кришны. Душа, также не только склонна ошибаться, но непременно всегда ошибается, ибо несовершенна, не обладает совершенными качествами и не обладает в полной мере совершенными знаниями.

 

 

 Тот, кто считает двух знающих поле полностью тождественными друг другу, противоречит Верховному Господу, который ясно говорит в этом стихе: «Я также знаю поле деятельности».

 

 

БОГ: Для древних было сказано, что душа, расположенная в теле, как в поле своей деятельности, знает это поле. Но знает это поле в своих пределах и только по Воле Бога Кришны или из рук Бога Кришны, дабы понимала, как этим полем должно управлять и через что. Но в теле каждого живого существа также присутствует Сам Бог Кришна, который есть Причина всем телам, всем полям деятельности всех живых существ, Знающий Абсолютно эти поля деятельности, несравнимо со знанием души в теле. Этот факт должен быть безоговорочно принят тем, кто начал преданное служение. Для него невозможно усомниться в том, что Бог Кришна в своем Знании о поле деятельности человека стоит недосягаемо высоко, чтобы сравнивать его со знаниями о теле человека, самой души, расположенной в теле. Не может быть так, чтобы человек, которого Бог привел к преданному служению, посчитал, что все обстоит сколько-нибудь иначе.

 

 

 Только человек, лишенный знания, может принять веревку за змею.

 

 

БОГ: И снова сравнение неуместное. Нельзя, комментируя Святое Писание, прибегать к таким примитивным сравнениям, рассчитывая, видимо, на совсем глупого человека. Надо все говорить или называть своими именами, строить нормальные религиозные предложения, через которые есть необходимость указывать на положение души относительно Личности Бога и логично и религиозно объяснять суть тех или иных положений в Святом Писании.

 

 

 Тела разных видов принадлежат разным владельцам. Поскольку все души в разной степени способны властвовать над материальной природой, они имеют разные материальные тела, но в каждом из них пребывает Верховный Господь, руководящий действиями живого существа.

 

 

БОГ: Так можно сказать. Но на самом деле речь в материальном мире может идти скорее не о том, что души посредством своих тел или своего поля деятельности могут властвовать над материальной природой, ибо это им и в голову не приходит, а в том, чтобы посредством своего тела входить в контакт с материальным миром и для поддержания своего тела, и для развития души в нем, и для вхождения в игры и роли, которые обставляют собой быт живого существа и придают ему интерес к существованию. Т.е. речь идет меньше всего о властвовании, и более об его использовании, в чем, собственно, и состоит предназначение материального мира для живых существ.И весь этот процесс, несомненно, Управляется только Богом Кришной.

 

 

 Употребленное в этом стихе слово ча указывает на всю совокупность материальных тел. Таково мнение Шрилы Баладевы Видьябхушаны. Кришна - это Сверхдуша, которая находится в каждом теле вместе с индивидуальной душой.

 

 

БОГ: Мнение Шрилы Баладевы Видьябхушаны – не авторитено. Бог Кришна – не сверхдуша. Бог Кришна Своим полным целым присутствует в теле каждого живого существа, во всех телах всех живых существ, управляя и душами в телах и самим полем деятельности, т.е. каждым телом.

 

 

Истинное знание - это знание о том, что Сверхдуша повелевает и полем деятельности, и ограниченным живым существом, которое наслаждается этим полем.

 

 

 

 

БОГ: Полем деятельности и самой душой в теле каждого Управляет Личность Бога Кришны. Сверхдуши – не существует.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

0
17:59
327
Нет комментариев. Ваш будет первым!