Внеплановая служба -01-
Иногда приходилось выполнять работу, очень далёкую от научных исследований и сопутствующих ей дел. В этом отношении запомнились годы с социальным обострением положения в стране. Назову 1991 и 1993 гг. Распад СССР, противостояние президентской и законодательной властей повлекли за собой «разгул демократии», бандитизм и прочие противоправные действия. Милиция вся переведена в состояние повышенной готовности. Это распространено и на все научные и конструкторские учреждения МВД. Раздали нам личное оружие – пистолеты Макарова, которые мы раньше изредка держали в руках только при нечастой сдачи зачётов по стрельбе в тире. Пришлось покупать себе стальные ящички для хранения пистолетов дома и тщательно закреплять их на квартирных перегородках в укромных местах. На работу ходили постоянно с оружием и большей частью в форменной одежде. Расскажу о некоторых запавших в память эпизодах этого периода службы.
1991 год. Нас обязали оказывать содействие милицейской службе общественного порядка. Сотрудников распределяли по разным объектам и для выполнения разных задач. Приходилось дежурить в районных отделениях милиции и выезжать на места происшествий совместно с сотрудниками отделений. Сталкивались с чем угодно: умиротворяли внутрисемейные разборки, пьяные драки, выезжали на протоколирование трупиков новорожденных, обнаруженных где-нибудь в оврагах или канавах после таяния снега – эти находки так и называли подснежниками, и т.д, и т.п. Все эти виды дополнительной службы выполнялись после рабочего дня на своём рабочем месте.
Другой вид дежурства – это многочасовое прохаживание на назначенном тебе участке. Здесь главное – чтобы народ видел поблизости сотрудника милиции. Вот здесь подробнее. Я со своим сотрудником прогуливались поздно вечером по площади «Красные ворота», в основном вокруг памятника М.Ю. Лермонтова. Иногда спускались вниз по Каланчёвке, рядом с Комсомольской площадью, всем известной своими тремя вокзалами. Около одиннадцати часов вечера к нам подошли две девушки и кокетливо попросили проводить их до дома: «А то нам как-то страшно углубляться в полумрак соседних улиц». Здесь я вынужден прервать рассказ, чтобы для ясности рассказать о предшествующем ему событии.
Незадолго до этого мне пришлось съездить на пару дней в командировку, в Свердловск. Такие коротенькие поездки бывали у меня и раньше. Они, как правило, связаны с просьбами местного руководства ГАИ или УВД об оказании консультативной помощи. Вот и в этот раз в первый день моего пребывания в Свердловске я провёл короткое совещание со специалистами моей службы для выяснения существа проблемы. Потом с сопровождающим выехал на «больное место», где уже в натуре изучил проблему. Выполнил необходимые замеры, набросал эскизы и поехал в гостиницу для подготовки заключения и рекомендаций. На следующее утро вернулся в управление ГАИ, передал материалы для их машинописи и предупредил о том, что вернусь вечером, к концу дня для обсуждения материалов и их подписи.
Мне предложили на этот день культурно-развлекательную программу. Я уж по многочисленным своим визитам в местные органы госавтоинспекции знал приблизительное содержание таких программ - один два ресторана на обед и ужин, возможно посещение каких-то необыкновенных, только в этом городе существующих зрелищ. Культурно, но настойчиво отказался. Сказал, что хочу побродить по городу, поближе с ним познакомиться. Только пешие прогулки дают более или менее полную картину, характеризующую город. Возможно, я зайду в художественную галерею, что частенько делал при своих командировках. А здесь ещё имею интерес к посещению границы «Европа-Азия». Ведь не известно придётся ли мне ещё побывать в этих краях.
Выйдя из Управления, первым делом направился в сторону ж.д. вокзала, чтобы приобрести билет на поздний московский поезд. Обычно это делают сотрудники принимающей стороны, но в этот раз я держал в уме поездку на ту самую границу. Шёл, не торопясь, стараясь проникнуться духом города. На вокзале первым делом приобрёл билет на Москву и побрёл к кассам пригородных электричек. Очередь небольшая, занял за девушкой. Не держа задних мыслей, спросил её: «Не подскажите куда брать билет, чтобы добраться до границы «Европа-Азия»?». Повернувшись вполоборота, ответила: «До Ревды, а дальше ещё на автобусе». Когда подошла её очередь, я услышал заказ: «До Ревды один». Я повторил её слова в свою очередь и припустился вдогонку за девушкой. «Извините, мы, оказывается, попутчики. А Вы не согласитесь стать ещё и моей спутницей, а то я боюсь, что заблужусь в Ревде в поисках остановки нужного автобуса?» Девушка улыбнулась и ответила: «Соглашусь». Всё-таки я ещё пока внушаю доверие девушкам!
Продолжение следует