А.Посохов "БОГАТЫЕ И МЫ" (статья)
Александр
Посохов
БОГАТЫЕ И МЫ
Кто
же такие богатые? Если очень просто, то это те, у кого в собственности столько
всего, что оно никак не укладывается в сколько-нибудь разумную меру. Особенно с
учётом личного потребления. Оно есть, но оно практически не нужно самому
обладателю и не служит ему по прямому назначению. Ну, что-то типа собственности
монарха. Только у нас, как и в большинстве стран, не монархи сейчас, а
олигархи. Раньше бедные завидовали монархам, а теперь олигархам.
Распустились лепесточки
На ветвях рябинушки.
К олигарховой я дочке
Подбиваю клинушки.
Естественно, что в противовес богатству я
говорю не о минимуме в виде одной свежевыстиранной рубашке (о достаточности для
себя всего лишь такой собственности признавался когда-то один наш прославленный
поэт). У каждого своё представление о бедности и о богатстве. Но, как бы то ни
было, одновременно в три горла не поешь и на трёх яхтах не поплаваешь. Поэтому
и вопросы у нас к нашим богатым вполне закономерны – зачем им столько всего, за
счёт чего или кого они такие богатые и где справедливость? На первый вопрос
ответа нет, он скорее риторический. А вот на второй и третий ответить всем нам
когда-нибудь всё равно придётся. Социальные антагонизмы никто ещё не отменял.
В крови у олигарха
Ненависть к пролетарию.
А я ненавижу Болгарию
За то, как визжит «болгарка».
Откуда же оно берётся, это самое
богатство, у определённой группы лиц? Величина всего богатства в любом
выражении внутри одного государства сама по себе ни о чём не свидетельствует, и
всё богатство теоретически предназначено для всех и для каждого. Проблема тут в
распределении и в перераспределении.
Время внесло ясность
В то, что произошло:
Нам, большинству – гласность,
Им, меньшинству – бабло.
Это стишок из моей статьи «Сталин
и мы», и здесь он тоже вписался в тему. Так вот, как ни крути, на закрытой
территории при соответствующей узаконенной возможности всегда одни богатеют за
счёт других. Какими способами? Да разными.
Экспорт – импорт, форс – мажор,
Кризис – девальвация.
Возвратилася ужо
К нам эксплуатация.
Но самые вредные способы и приёмы –
это финансовая спекуляция и приватизация, причём не только производственного
потенциала и природных ресурсов, но и фактически самого государства. При либеральном
капиталистическом режиме без выхода на чужие просторы, ситуация, при которой меньшинство
становится всё богаче, а большинство всё беднее, становится неизбежной. Как и
следующие за этим революционные выкрутасы и потрясения. Идея о том, что чем больше
в стране богатых, тем лучше – это миф. При использовании лишь внутренних
ресурсов роста числа богатых без увеличения числа бедных быть не может. Как
показал исторический опыт, спасение для местных богатых исключительно за
пределами своей страны, и заключается оно в обмане, грабеже и эксплуатации
населения других стран. Частью из награбленного или спекулятивно нажитого за
рубежом местные богатые могут без особого ущерба для себя подкармливать своих
бедных, чтобы не роптали и не лезли на баррикады. Если хорошо обирать другие
народы, то свой народ можно на какое-то время превратить даже в более-менее
обеспеченный (сравнительно с вымирающими). Что с успехом и делают, например,
США. Беда только в том, что такая политика чревата серьёзными международными
конфликтами. Если современная Россия начнёт уподобляться Америке, хотелось бы,
чтобы наши богатые своего никому не отдавали. Но это другая тема.
Справедливость – вот сакраментальный вопрос для России, да и вообще для русского мира. Без справедливости ну никак в конечном итоге! Единственно надёжное укрепление для нашего общего дома – это справедливость. Только с возвращением российскому государству функции построения справедливого общества мы можем рассчитывать на своё будущее и будущее наших детей.
Всё, что кому-то пришло одним махом,
Как в девяностые годы в России,
Всё отберут, всё окажется прахом:
Несправедливость рождает насилие.
Возвращение или возрождение государственной
справедливости должно происходить, конечно же, с умом и, что очень важно, с
учётом нашего прошлого опыта. А он у нас такой, что есть, чему поучится. Дабы
не повторять ошибок. Главное – исходить из того, что бывают справедливо богатые
и справедливо бедные (соответственно несправедливо богатые и несправедливо
бедные). Причём справедливость следует рассматривать не только как отношение одних
людей к другим людям, но и отдельных индивидуумов к обществу в целом, к
государству (которое, повторяю, само по своей сути тоже должно быть всесторонне
справедливым).
Про олигархов нам как бы давно всё
понятно: и откуда они взялись, и за счёт чего разбогатели, и за какие заслуги,
и чем занимаются, и как живут. Есть тут несправедливость? Да сколько угодно! Но
так выстроена была власть сразу после 91-го года (мутная история). А вот про тех
же артистов с футболистами, например, ничего не понятно. Они-то с какого такого
демократического перепугу стали у нас миллионерами и даже миллиардерами? От них
что, пользы больше всем нам, обществу и государству, чем от хорошего хирурга
или учителя? Мы детей своих доверяем медсёстрам и воспитателям, жизни свои
доверяем машинистам в метро и водителям автобусов. А им всем вместе за год не заработать,
наверно, столько, сколько выплачивают одному чего-то там изображающему на
экране или пинающему по мячу субъекту за месяц! При этом и тот и другой
занимаются своим делом как бы сами по себе, для себя, по своему желанию и зачастую
в своё удовольствие. Вот и призадумаешься тут невольно о некоей справедливости
и несправедливости богатства и бедности.
Кто-то сеет, кто-то пашет,
Кто-то смело в бой идёт,
Ну, а кто-то ручкой (ножкой и т.п.) машет
И фальшиво гимн поёт.
2019 г.
* * *