Издать книгу

ЗОЛОТАЯ ДОЛИНА


ЗНАКОМСТВО
 
Познакомился я с Арсентием, хакасом  по  национальности, в начале  восьмидесятых годов  прошлого  столетия. Жил  тогда  и  работал  в приангарье, а приезжал  домой  в  отпуск  к  родителям. Знакомились мы долго, шумно  и  не один день. Тогда  Арсентий  да  и  раньше  не  употреблял  ни  вино, ни  водку. Жена  его -  баба Женя  тоже хакаска, приятная, аккуратная, шустрая старушка  все  угощала  меня шанежками. Хозяйство  старики держали большое и  вели  исправно. Коровы, овцы, свиньи, куры - управлялись  сами. Но  иногда  приезжали  дети, помогали то сено  убрать на  покосе, то на  огороде убрать  урожай. Поженились  они  сразу  же после войны, когда  Арсентий  полностью  демобилизовался  из  армии и  приехал в  родной  улус. И  вот  когда  знакомились, старик  принес пятилитровый бидон  бражки  из  погреба, которую  мы  и пили  за  разговорами. Не мог  я  тогда отказаться  от  угощения, из  уважения. И то  что  мне  рассказывал Арсентий - достойно  целого  романа. До революции хакасы  жили бедно. В основном работали  на баев, занимались  скотоводством, промыслом. Били  дичь, охотились на марала, медведя. Ловили  в  реках  и  ручьях хариуса, ленка, тайменя. Самые бедные  нанимались  к хозяевам  на рудники  по  добыче  золота. А еще  коренное  население  вытесняли  переселенцы  из  центральных  районов  России. И в тот год  когда  свершилась  революция, в  улусе Балахчин в семье  Николая Будожакова  и  родился  Арсентий. Он был  по  счету  шестым  и  последним. В  семье  все были  промысловики. Добывали  шкурки  соболя, белки. Били  зверье и ловили рыбу. Ну  а сама  советская  власть  пришла  в  улус  только   через  четыре года. К двенадцати годам Арсентий  уже  самостоятельно добывал зверя и  всегда  домой  возвращался  с хорошей добычей. Когда  на  хакасской земле  началась  коллективизация, то  самые наибеднейшие  хакасы  устремились  в  колхозы, стали  объединяться  в  артели промысловиков и золотодобытчиков. А к  середине  тридцатых  годов  Арсентий стал  полноправным  артельщиком и  наравне  со  взрослыми, сдавал  пушнину  и золото государству. Наравне  с  артелями  в  улусах  стали создаваться лесозаготовительные   и  сельскохозяйственные бригады. В долинах  рек  распахивались  огромные  площади  под  посевы, выращивали пшеницу, гречиху, овес. Жизнь  стала у  коренных  народов  налаживаться. Стало  развиваться  овцеводство  и  коневодство. Охотно  и  азартно  старик  рассказывал  как  в   тридцать  восьмом  году  в  улус  приехало  начальство, аж  из самой  Москвы. И  самый  главный,  звали  его Лаврентием  Павловичем, собрал  всех  жителей  улуса  на  сход  в читальней  избе  и  рассказывал  о  трудностях  становления  советской  власти. Про  экономику, про пятилетки, про  строительство Кузбасса  и  магнитки. Долго  и умно говорил  о  борьбе с  врагами народа, о том  что  стране  нужна  пушнина  и  золото. А  после  его отъезда  в  улусе  поселился  уполномоченный  НКВД. Теперь  каждый  артельщик  и  промысловик  обязан  был  отчитаться  ему о  добытых  шкурках  и  золоте. А  так же  подробно  рассказать  где  это  все  было  добыто  или  намыто  золото. Вот  тогда  Арсентий  полностью  и переквалифицировался и стал  золотоискателем. На  каждого  золотоискателя  и  артельщика   спускался  план - определенное  количество золота  и  пушнину он должен был сдать  государству. И  если  кто утаивал  для себя  лично,  то  уполномоченный  такового  увозил  лично  в  район. И  больше его  никто  не  видел  в  улусе. Времена  и  порядки  были  очень  крутыми  и  жестокими. Хакасские  семьи  как  правило  большие,  и их нужно  было  кормить, одевать. Многие  тогда сгинули  и  погорели на этом  проклятом  золоте. Арсентия  спасло  то, что  он  был  холост. Перед  самой  войной  в начало  осени  сорокового  года в  улус да  и  окрестные   поселения  стали  поступать  ссыльные  и  переселенцы с  прибалтийских  республик, с западной  Украины  и  приграничных  районов  страны. В нашем  улусе поселили  вместе  с семьями литовцев, эстонцев, латышей. Работали они  в основном  на лесозаготовках. В те  времена  все личное  подворье, живность  было на  учете  у  местных  властей. И обязанность  платить  натуральный  налог возлагалась  на  всех. А так  как прибалты  в  основном  были хуторяне, то  всю живность  старались  спрятать в лесу, в  урочищах а не  возле дома. Иначе  семья  могла  не  выжить. Много в  улусе  стало  появляться  пришлых  людей. Да и  уполномоченных теперь  стало три  человека. Они  же  и  охраняли  заготконтору. Всё  чаще  среди  людей  можно  было  услышать  о  предстоящей  войне. Волнение нарастало.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                   ТАЕЖНЫМИ   ТРОПАМИ

В канун двадцать  третьей  годовщины  великого  октября Арсентий  стал  собираться  на  промысел  в  горы. Перед  самым  выходом  из дома  встретил  меня литовец Иозас. Мы дружны были  с ним, вернее с  его  семейством. Иногда  я  им приносил то  мясо, то  рыбки. И  вот  что  мне  поведал он. Тут  недавно  ходил  кормить  свою живность в загородку, это  километров двенадцать от  улуса по  ручью вверх. И  встретил  незнакомого  человека, не  из  наших, пришлый. Поосторожней  будь. У моих  соседей  поросенок  пропал  из загородки. Местные  так  не  могли  поступить. Меня эта  информация  сильно  заинтересовала  тогда. День  ото дня  я  ходил  по  распадкам, по  ручьям, но  на ночевку  возвращался  в  свою  пещеру. А  находилась  она  на  удалении  двух-трех  дневных переходов от  улуса. В тайге  уже  лежал  снег, только  сопки  и  скалы  были оголены. Любой  свежий  след  можно было  сразу  увидеть. Через две  недели  моего  блуждания,  у  Батанаковского лесоповала   наткнулся  на след дневной  давности. След  заступов  вел в  верховья  Саян  к каменистым россыпям. На  лыжах   можно  догнать. Переночевал  в  своей пещере-лабазе, решил  поутру вернуться  к  следу  и начать  поиск. День  тогда  выдался морозным  и  солнечным. На  лыжах ходко преодолев верст пятнадцать вновь  увидел  следы.
Арсентий  рассказывал интересно, иногда вставляя  хакасские слова, но  понятные для  меня.
И  уже к  полудню  по  следам  я настиг  ходока в заступах. Одет  он был  легко, в ватнике подпоясанном  веревкой и в шапке ушанке. На ногах были  сапоги,а к сапогам привязаны заступы (широкие и короткие дощечки для ходьбы  по  снегу). Незнакомец  стоял  в  полутора метрах  от  меня. Видно  было что  не  из  местных, пришлый. Молчал  и  все зыркал  глазами  на  мою берданку за  плечом. Но я  и не думал  пускать  её в ход. Все  таки  человек  передо мной. Никакой  ноши  с  ним  не было. Пытался  с  ним  заговорить  и на  русском, и на хакасском. Тот молчал. И  потихоньку  пятился  к подъему  в горы, к россыпям оголенных  камней. До  них  было  метров  сто. По  россыпям  мне  на лыжах  не  угнаться. Попытался  приблизиться  к нему,  но  тот   резко  бросился  бежать   к камням. Зная  повадки  одиноких  людей  в  тайге, преследовать  его  не  стал. Знал  что  он  на  меня  сам  выйдет. Если бродит по  тайге  значит  что то  ищет. Ночевать  вернулся к  себе  в  пещеру, развел  очаг, попил травяного  настоя  и  решил  на утро  собирать  свой  скарб, шкурки, найденные  самородки  и  к новому  году  вернуться домой  в  улус. На  утро  откинув  полог  входа  в  пещеру  я  увидел  незнакомца  поодаль у сосны. Он  уже при  виде  меня  не убегал, да  и  настроен был  дружелюбно. Пригласил  его  в  пещеру  к разведенному очагу. Предложил сушеного  мяса  и  пиалу с заваренными  травами. Взял он  все охотно, ел  и  пил  молча, жадно  и быстро. А вот  что  потом  поведал  мне  этот странник. Родом он  из Томской  губернии. До  революции  работал  на Чебаковском прииске  у Иваницкого  горнорабочим. А в двадцатых  годах за  связь  с бандой  Соловьева был арестован советской  властью  и  отправлен  на Кияшалтырский   оловянный  рудник. Два года  назад  освободился  и  вернулся в Чебаки, но там  его  не  приняли. Вот  с тех   пор скитается  по  знакомым  местам. В дореволюционное  время  он  вместе  с  Костей  Иваницким  разведал большое  количество  залежей поверхностного  рудного золота. Копал шурфы, и  теперь  по памяти  восстанавливает  и  наносит  на  самодельную карту, чтобы  не  с  пустыми  руками  вернуться   к жизни и работать на  себя. Арсентий  обрисовал  незнакомцу  обстановку  в  округе, рассказал что люди  готовятся  к  войне, что во  всех  улусах  сидят  уполномоченные НКВД. Незнакомца звали Игнатием. Предложил  ему идти  со мной  в  улус, похлопотать  за  него, да  тот  отказался. Сославшись  на  то, что  перезимует в  горах (в  горах  у  него заимка), а  по весне  пойдет  на  родину. На  прощание  предложил Игнатию  пожить  в  моей  пещере  и  подождать  меня, обещая  к  весне вернуться, но  тот  отказался. А в знак   благодарности, Игнатий  рассказал  места с богатыми  залежами  рудного  золота, обрисовал  как найти  их  по  приметам, а  так же  поведал о  северном  горном  кряже на речушке  Цибула, о  скале которую  видно  только  с  северной  стороны и  что  эта скала  вся  состоит  из  золота. Арсентий   про  себя  естественно  усомнился  в  сказанном, но при этом  подумал, что  весной  непременно  вернется и  поищет. Вернувшись  к новому  году  в  улус, меня  ожидали  неприятности. Старшего  брата в ноябре  после  моего  ухода  в тайгу  призвали  в  армию, а  средний брат умер от чахотки. Две  семьи остались без  кормильцев, и  поэтому  мне  нужно  было  теперь  работать  за  троих. Не  дожидаясь  весны, в  феврале  сорок  первого  года я  ушел  вновь  в  тайгу, добывать шкурки соболя, белки, заготавливать  солонину  из  марала. Работ  было  много. Готовить подходы  у  ручьев  для  будущих  лотков  и  промывки  золота, долбить по  склонам шурфы брать  породу  на пробу. И  уже  вернувшись  домой  со  всем  своим  багажом  к  первомаю, рассчитывал  по  осени  проверить все  что  мне  рассказывал  Игнатий. Но  не  суждено   мне  было   встреть его  вновь ни  до  войны,  ни  после.
0
08:37
544
Нет комментариев. Ваш будет первым!