О плагиате и фанфиках
«Все воруют, только ты честнее других, ты искренне сочиняешь чужое» смачно сказано в чудной комедии про творческих людей и их профильные муки.
/Режиссер этого фильма впоследствии настолько скурвился, продался и зашкварился, что даже упоминать его фамилию в приличном обществе можно только в контексте антикоррупционных расследований Навального; тоже по своему впечатляющая творческая биография: как можно рухнуть ниже плинтуса, поступив на службу цепным псом режима – примечательный, но далеко не единичный случай…/
Но тезис остался: как при наличии гига-, тера- и экзабайт текста и остального контента, накопленного человечеством, придумать что-то оригинальное, свежее и при этом случайно откуда-то не украсть, не совпасть? А если всё уже украдено, то бишь придумано до нас? И как ни изгаляйся, всегда найдется какой-то всезнайка, визжащий «держи вора!», что правильно и добросовестно, но ведь и эпоха постмодерна наступила не просто так: куда ни ткнись – всюду клин.
Пересматриваешь вот классическую «Сумеречную зону» и поражаешься: каждый второй эпизод был впоследствии умыкнут, превращен в полнометражный фильм, на нем заработали миллионы и даже спасибо в титрах не сказали, аферисты! А сама оригинальная «Сумеречная зона» ведь тоже пастиш из всей журнальной хоррор/фантастики 40-х и 50-х годов. В общем, концов не найти…
У счастливого ремесленника есть стандарт, эталон, и чем ближе к нему результат работы, тем делец мастеровитее. У творческих людей всё ровным счетом наоборот: чем ближе к стандарту, штампу, клише, тем позорнее и бездарнее. А вот учудить что-то вовсе невиданное – подвиг; вероятность шедевра, конечно, всегда остается минимальной (тут одной оригинальностью не обойдешься), но без такой установки шедевр и вовсе невозможен – они вторичными не бывают по определению.
При этом колики ненависти начинает вызывать вся современная киноиндустрия, где 99% премьер составляют сиквелы, приквелы, спин-оффы, ремейки, фанфики, экранизации комиксов, компьютерных игр и прочей лабуды. Причем одни только ремейки штампуются на собственную классику, на азиатские или европейские хиты, с превращением фильмов в сериалы и наоборот. Плюс все диснеевские шедевры из мультфильма в фильм в неописуемо унылое гуано. Всюду реют бэтмены, супермены, спайдермены, джеймсбонды, аладдины и их джинны, шерлокхолмсы и их сестры, братья, внучатые племянники и внебрачные дети…
Сто тысяч оригинальных сценариев тем временем ждут своей очереди. (Как советские люди ждали ордеров на новые квартиры – десятилетиями…) Их авторы побираются и подписываются на любую халтуру, только бы выжить…
Как хорошо свободному, независимому писателю вдалеке от всех этих безумств! Привольно. Какие там конкурсы на основных площадках? ЛитРПГ… девочковое фэнтези… романтичное садо-мазо… застрявшие уже во всех щелях попаданцы… патриотическая блевотная заказуха… опять эти сраные фанфики, стыд, срам и тошнота, почти по Сартру. Есть где разгуляться нестандартно мыслящему уму! Но спрос рождает предложение – возразят экономисты от литературы. Пишем то, что продается, что хавается.
Так вот: потакать дешевым вкусам читателя – это даже не проституция. Это преступление. Каждый, кто разменивает свой талант на медяки – злодей, растратчик перед лицом вечности. Он ворует у истории ее будущее культурное достояние. А эта эпоха – наша несчастная эпоха – будет поименована даже не «фельетонной» (по Гессе), а и вовсе «фанфиковой»…
Необходимо помнить всегда, а если не запоминается, то выжечь тавром на лбу:
Сумма на твоем счету не волнует Вселенную.
Твое удовольствие не волнует Вселенную.
Значение имеет только реализация твоего потенциала.
И след, который оставит твоя деятельность.
И будет ли от него пованивать впоследствии.