Издать книгу

Пропаганда, ложь и видео

Уж 30 лет миновало, как мерзкий выродок искусства – соцреализм был благополучно закопан за кладбищенской оградой истории, и всё прогрессивное человечество выдохнуло спокойно: казалось, что беззастенчивая пропаганда и наглая промывка мозгов канет в лету вместе со своими легендарными пращурами – киностудией им. Довженко, и ее разжигающими испанский стыд «шедеврами»: «Аэроград», «Земля» и остальной назойливой лицемерной клоунадой.

Соцреализм, который не имел ни малейшего отношения ни к социализму, ни к реализму, ни к реальности, служил одной цели – перелопачиванию народа в единообразную восторженную сероватую массу, благо ей так легко управлять. Уставшая от оболванивания масса наконец взбрыкнула, скинула компартию, растоптала совок и вздохнула впервые за тысячу лет вольно.

Но пришла беда, откуда не ждали. Колыбель либерализма и свободы слова – Америка! – перезагружает изжитые и зашкварные подходы к искусству как просто способу утверждения «новой этики» и своей, а потому – единственно правильной, левой политической доктрины и запускает даже не поток, а целый шквал пропагандистского кинематографа, в котором с каждым днем остается всё меньше от искусства и всё больше услужливого приседания в позе «ку!». Да и новые правила присуждения «Оскара» не оставляют и тени сомнения – в современном мире свобода творчества и самореализация никого больше не волнуют. Ты либо ретиво встаешь в строй под знамена политкорректности и принудительного diversity, либо подвергаешься остракизму и руинишь свою карьеру без права на раскаяние.   

И как быстро все забыли, что никакое творчество невозможно без свободного полета фантазии и смелости высказывать любую спорную мысль. А четкое разъяснение позиции в отношении новых общественных процессов не обязанность, а открытая возможность.

И – да: закукленное само в себе искусство в это неспокойное, переломное время выглядит немного трусоватым. Абсолютно аполитичный автор сегодня напоминает аквариумную рыбку – симпатичную, но туповатую: не имеющую ни малейшего понятия о мире вокруг и его основных конфликтах. Рыбка изящно виляет пестрым хвостиком, зрители завороженно приникли к стеклу: следят за сюжетом, дивятся красивостям. Мир рушится за их спиной.

Набоков был гением стиля. Возможно, лучшим за всю историю. И принципиально аполитичным (видимо, из-за судьбы отца). В 1919 ему пришлось эмигрировать из Советской России после революции, в 1937 бежать из Германии после прихода к власти Гитлера, а через пару лет уносить ноги уже из Парижа за океан – из-за вторжения тех же фашистов. Я не уверен, что он каким-либо способом, будучи вовлеченным в политические процессы, смог бы повлиять, остановить распространение красной или коричневой чумы – да и никто бы не смог! (точно не смог? точно?) – но сама биография будто на что-то намекает.

Да и все мы здесь не тот ли самый Набоков: всё лето красное проловили бабочек, а теперь, когда страна покрылась метровым слоем льда, скользим, падаем, разбиваем в кровь неловко подставленные ладони и ждем, что вернется травленый «Новичком» герой и спасет нас из плена парализующей вечной мерзлоты. Но что мы сами сделали, чтобы растопить хоть ближайший квадратный дюйм? Где это внятное политическое высказывание каждого? А отнекиваться, прятать голову в песок – да хватит ли песка на 150 миллионов голов? Жульё у власти и так ржет от души, прогуливаясь в этих рощах раскоряченных ног и напряженных задниц, выискивая редкого прямоходящего смельчака, способного дерзко смотреть в их мертвые глаза. Ищут, чтобы расправиться, конечно, но мы все что – собираемся жить вечно? Сдохни ты, герой, сегодня, а я, вяловатая тля, завтра? Да что у нас за народ-то, в конце концов?!

Я не призываю к насилию, но правду хотя бы мы говорить начнем? Прогибаться перед наглым кремлевским ворьем перестанем? Честное политическое высказывание всегда имеет смысл. Чтобы по крайней мере не быть сыкликой сученькой перед своей собственной совестью. Но необходимо ясно различать черту, где мнение превращается в назойливую пропаганду. Добавляем чуть больше спирта в коктейль, и безупречный терпкий напиток трансформируется в адское пойло. А умник и правдоруб в нудного коммивояжера, впаривающего просроченный товар скучающей домохозяйке.

Глупо и неэтично навязывать свое мнение, как бы ты ни был уверен в своей правоте, но вот пробудить в человеке позабытую в пыльном чулане способность мыслить и самому искать правду – вот это уже серьезная задачка, причем не для средних умов.

0
13:47
666
Нет комментариев. Ваш будет первым!