124. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 71-78.
124. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 71-78.
ТЕКСТ 71
шраддхаван анасуйаш ча
шринуйад апи йо нарах
со 'пи муктах шубхаЏ локан
прапнуйат пунйа-карманам
шраддха-ван - обладающий верой; анасуйах - независтливый; ча - и; шринуйат - слушает; апи - если; йах - который; нарах - человек; сах - тот; апи - также; муктах - получивший освобождение; шубхан - благочестивые; локан - планеты; прапнуйат - обретает; пунйа-карманам - праведников.
Тот, кто внимает нашей беседе с верой и без зависти, освобождается от последствий своих грехов и достигает благих планет, на которых живут праведники.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «71.Верующий человек, также независтливый, умеющий, опять же, слушать, и он, получив освобождение, достигает благоприятных планет тех, кто занят благочестивой деятельностью.». Должно быть понятно, что верующие этой ступени духовного развития стоят пониже, чем те, кто сам проповедует совершенные знания Бхагавад-Гиты. Это те преданные, которые еще не достигли тех совершенных качеств и знаний, которые достойны брахмана и открывают двери на духовный план за пределы материальных вселенных. Однако, и таких людей отмечает Бог, ибо Арджуна скорее всего по качествам подходит под эту ступень духовного развития. Что же отличает таких людей? Прежде всего, вера, основа основ преданного служения и духовного развития. Также независтливость, что равнозначно отсутствию гневливости, стяжательства, привязанности, но в своей мере. Также, еще не достигнув тот уровень, когда совершенные знания буквально вырываются наружу, требуя себе слушателей, такие люди, однако, еще готовы впитывать их в себя со всех источников, включая процесс слушания (процесс слушания в современном мире объявлен Богом как не основной и не определяющей частью преданного служения), постигая их из уст высоко стоящих преданных и духовных учителей. Такие люди, отмеченные уже Богом, заслужив у Бога преданное служение и интерес, и тягу к духовным знаниям, непременно отличаются добродетелью, смирением, терпением и достойны если не выхода за пределы материального мира, то на более высокие уровни планет, называемые райскими, где будут рождены среди таких же добродетельных, где проведут в успехах и в хорошем окружении многие и многие годы, и в свое время вновь могут родиться на Земле.
Таким образом, Бог Кришна по окончании священного диалога указал Арджуне на два вероятных пути, на которые может рассчитывать любой преданный, как и он сам.
КОММЕНТAРИЙ: В шестьдесят седьмом стихе этой главы Господь категорически запретил рассказывать «Гиту» тем, кто завидует Господу.
БОГ: Зависть к Богу Кришне – это непонятно что. Всеми чувствами и мыслительным процессом человека Управляет Личность Бога Кришны. Но зависть к Личности Бога невозможно дать материальному человеку, но, вот, порассуждать о Боге Кришне, Бог в некоторых случаях дает человеку с позиции его материального воззрения и его качеств. Но реальной зависти к Богу не испытывает никто. Ибо, невозможно претендовать на то, о чем нерелигиозный человек не имеет понятия. Материальный человек мыслит материальными категориями. Он никогда не сможет осознать во всей полноте, что есть Слава Бога, Власть Бога, Могущество Бога, Воля Бога, Непостижимость Бога… Человек материальный может завидовать тому, что ему понятно, что кажется для него возможным, что ему по силам иметь и этим распоряжаться, чему есть примеры, воспринимаемые его чувствами и обозреваемые его мыслительным процессом и материальной практикой… Если же человек достигает ступени преданного служения и начинает постепенно входить в Бога Кришну и постигать качества Бога Кришны, то и в этом случае достояния Бога для человека непостижимы и не могут быть ни с чем соизмерены, их не объять умом, не приблизиться, ни воочию увидеть… Это запредельно, и ум человека не сможет на это рассчитывать, ибо и не сможет оценить, как невозможно оценить воздух, воду, земную твердь, небо, космос… как и невозможно на это самолично претендовать, имея слабое, немощное, подверженное разрушению тело…
Иными словами, «Бхагавад-гита» предназначена только для преданных.
БОГ: Бхагавад-Гита – есть Святое Писание, которое Бог Кришна может дать любому в руки, ибо только Бог Знает, на какой ступени материального и духовного развития стоит человек, даже если он в данный момент не занят непременно преданным служением.
Однако иногда случается так, что преданный Господа читает публичную лекцию и далеко не все из его слушателей являются преданными. Почему же он выступает перед такой аудиторией?
БОГ: В современном мире публичные чтения Святых Писаний Бог отменяет или это действо может оставаться преданным староверам. Это ни есть то действо, которое может способствовать преданному служению или просвещению материальных людей. Сам Бог Кришна выбирает того, кому пора начинать путь преданного служения, и Сам Бог каждому дает свой путь к Бхагавад-Гите. Но каждый должен начинать ознакомление с этим Писанием в домашней преимущественно обстановке, в благоприятное время, независимо от других людей, без чужих мнений и обсуждений. Бог Сам изнутри даст человеку и понимание, и внимательность, и заинтересованность, и память, и ум, и разум… Бог Кришна вовлечет и Бог Кришна даст рассуждения, даст и желание следовать Слову Бога Кришны, как и даст желание начать заниматься духовными практиками, как и в свое время даст уже потребность заняться полным, старательным и продолжительным преданным служением, посвятив свою жизнь Богу Кришне.
В данном стихе объясняется, что, хотя далеко не каждый человек является преданным, есть много людей, которые не питают вражды к Кришне. Они верят, что Кришна - Верховная Личность Бога.
БОГ: Ни у кого нет чувства вражды к Богу, ибо эту энергию Бог никому из людей не дает. Это чувство есть материальная энергия, которая может быть в человеке относительно себе подобных. У человека к Богу Кришне другое отношение. Бог это отношение регулирует в соответствии со ступенью материального и духовного развития человека. Никто не сможет к Богу Кришне проявить низменные чувства, но на уровне ума, речи человек может выразить к Богу как претензии; но если эти претензии выражены, как оскорбление Бога или богохульство, то такой человек, непременно, очень строго будет наказан, и Бог Кришна его поставит в такую ситуацию, где он будет молить Бога о пощаде, просить прощение и осознает свой грех, как и извлечет для себя те уроки, которые заставят его быть перед Богом Кришной смиренным, терпеливым и немногословным.
Слушая, как о Господе рассказывает Его чистый преданный, такие люди очищаются от грехов и после смерти попадают на планеты праведников.
БОГ: Нет у Бога Кришны чистых преданных. Есть просто преданные и ступени преданного служения, о которых может знать только Личность Бога Кришны. Также, если человек слушает проповеди преданных Бога Кришны, то это означает, что послушать эти проповеди дал материальному человеку Сам Бог Кришна. А это в свою очередь означает, что данный материальный человек находится на подножии преданного служения, и в этой жизни или в следующей Бог Кришна ему даст путь преданного служения Богу Кришне. Ни на какие планеты праведников человек, готовящийся к преданному служению, не попадает, ибо и нет таких планет. На любой планете материальной вселенной есть и грешные и праведные люди. Но человек и не должен идти по пути удовлетворения чувств, а должен начинать путь преданного служения, где ему и придется учиться быть и праведным, и аскетичным, и добродетельным, и смиренным, и терпеливым, и не претендующим, и входить в Бога Кришну, и поклоняться Богу Кришне, и посвящать труд и его плоды Богу Кришне, и изучать Святое Писание, т.е. выполнять полноценное, старательное и продолжительное преданное служение, посвятив Богу Кришне всю свою жизнь.
Поэтому даже тот, кто не стремится стать чистым преданным Господа, просто слушая «Бхагавад-гиту», получает великое благо. Так чистый преданный дает каждому возможность очиститься от грехов и стать преданным Господа.
БОГ: Слушание Святого Писания есть достаточно не эффективное средство для материального и духовного развития человека, это слишком пассивный путь, чтобы говорить об очищении человека от грехов и кармических долгов. Никогда также преданный никакой ступени преданного служения не сможет никакой своей проповедью очистить или способствовать очищению других людей. Только личное усердие, только путь преданного служения в полном объеме и старании могут человеку помочь развить те высокие материальные и духовные качества, которые одни Волею и Планом Бога Кришны выводят человека за пределы материального существования на духовный план.
Обычно те, кто свободен от грехов, люди праведные, с легкостью принимают сознание Кришны.
БОГ: нет, нет у Бога Кришны никого, кто был бы свободен от грехов. Также, никто с легкостью не принимает путь преданного служения. К этому пути Бог Кришна подводит человека с разных сторон, по разным причинам, через разные внутренние переживания, через большие страдания и преодоления, через долгий поиск, порою то вводя, то выводя из преданного служения и так несколько раз, пока не оформится качествами, убеждениями и пониманием необходимости этого пути. И далее этот путь становится окончательным и необратимым.
Следует обратить внимание на употребленное здесь слово пунйа-карманам. К категории пунйа-карманам относятся великие жертвоприношения, такие как ашвамедха-ягья, упомянутая в Ведах.
БОГ: В современном мире речь может идти не о жертвоприношениях, а только о благочестивой деятельности человека, который на пути к преданному служению Богу Кришне. Старые веды в современном мире Богом Кришной запрещены и ссылаться на них не следует.
Благочестивые люди, которые занимаются преданным служением, но не являются чистыми преданными, попадают на Полярную звезду, Дхрувалоку - планету, которой правит Махараджа Дхрува. Это великий преданный Господа, и у него есть своя планета, называемая Полярной звездой.
БОГ: Благочестивые люди ни на какую звезду не попадают. Делать им там нечего. Такие люди готовятся Богом Кришной на путь преданного служения Богу Кришне. Если человек верующий, независтливый, умеющий слушать Святые Писания, то он никогда не направляется на райский план, не получает освобождение, но продолжает вращаться в колесе сансары, Милостью Бога развивая те качества, которые приведут на путь преданного служения. Именно так в материальном мире таких людей ведет Бог, направляя всегда не на отдых, не на наслаждения, а на духовную практику самого серьезного направления. Но о планете добродетельных было сказано Арджуне и его современникам, всегда тяготеющих к материальным благам и именно материальные блага на райских планетах желая себе даже будучи занятыми йогой и жизнью в отрешении. Отрекаясь от Земного, они претендовали на еще большее наслаждение и чаще всего ставили своей целью, как мистические способности, так и жизнь без страданий и в роскоши. Это же сулили им и Веды, это же они преследовали, поклоняясь полубогам в надежде среди них родиться. Уровень развития людей был достаточно не высок, понимание о духовном плане им ни о чем не говорило, им надо было освободиться от страданий, но ценой претерпеваний в условиях Земли, чтобы эти свои наслаждения получить нескончаемо и в самом разном виде. Что хотел услышать Арджуна, Бог знал. И не только он. Отсюда и обещания. Все средства употребимы и святы, ибо они ведут живые существа к Богу. А это труд, а это преданное служение, а это никак не смягчение обстоятельств и не освобождение от страданий, ибо материальный мир так и создан, чтобы лечить, а это именно через путь преодолений, через страдания, через развитие качеств и непременно через всеобъемлющий путь преданного служения.
ТЕКСТ 72
каччид этач чхрутам партха
твайаикагрена четаса
каччид аджнана-саммохах
пранаштас те дхананджайа
каччит - ли; этат - это; шрутам - услышанное; партха - о сын Притхи; твайа - тобой; эка-агрена - сосредоточенным; четаса - умом; каччит - ли; аджнана - невежества; саммохах - иллюзия; пранаштах - рассеяна; те - твоя; дхананджайа - о завоеватель богатств (Aрджуна).
О сын Притхи, о завоеватель богатств, достаточно ли внимательно ты слушал Меня? Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзии?
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «72.О, Партха, выслушал ли ты все с сосредоточенным умом? Рассеялась ли твоя иллюзия, порожденная невежеством, о, Дхананьджая?». Надо понимать, что Арджуна в этом диалоге был полностью и непременно ведом Богом, послужил Богу тем лицом, которое более-менее могло правильно задавать вопросы, проявлять умеренно необходимые качества, сомнения, сокрушения, заинтересованность… Вся эта эмоциональность несомненно давалась Богом, но на тех качествах и понимании, которые Бог в прошлых и этом рождении Арджуны необходимым образом подготовил и отшлифовал, дабы все было правильно и во благо всем воспринято. Несомненно, Арджуна не мог знать, что во всем диалоге ведом, что все его эмоции и реакции были Божественно предписаны, до вздоха, до взгляда, до сокрушения, до восхищения… Поэтому, было все. Но не было полного сосредоточения. Это Бог знает. Не было и не могло быть. Ибо все должно было выглядеть для Арджуны естественным. А знания и понятия, с которыми Бог его знакомил, были отнюдь не просты, отнюдь не соответствовали его пониманиям и знаниям на данный период, кое-что входило и в противоречие с его убеждениями. Поэтому и содрогался, и терял память, и сокрушался, и не мог понять сути разговора, и переспрашивал… Не был для него диалог и легким. Невозможно также сказать, что после разговора он тотчас преобразился в понимании. Непременно оставалось множество вопросов, многие знания затребовали себе времени, чтобы как-то улечься, усвоиться, практически быть опробованы. Бог это знает. Без преданного служения такого уровня знания не могут войти, не смогут стать сутью мышления и поведения, не сможет человек начать легко через призму этих знаний мыслить и отвечать на вопросы, как и потупать. И все же, кое-что Бог ввел прямо в сердце – то, что следует предаться Богу Кришне и следовать Его указаниям без сомнений. Но преодоление влияния трех гунн материальной природы непременно потребует времени, ибо многие помыслы Арджуны как были, так и остались связанными с материальными благами, с властью, что есть первый показатель его зависимости от иллюзорных энергий Бога. Еще предстоит Богу вышибать его из этих материальных цепей через путь царствования, через такую непростую практику, как и достаточно длительную, дабы подготовить к пути чистого преданного служения самому Богу Кришне, но уже в следующем рождении. Так что освобождение из колеса сансары пока ему не грозит, а вот рождение на райских планетах – вполне.
КОММЕНТAРИЙ: Господь выступал в роли духовного учителя Aрджуны и потому должен был спросить его, верно ли он понял «Бхагавад-гиту». В противном случае Господь был готов объяснить ему любое положение «Бхагавад-гиты» с самого начала.
БОГ: Нет. Не собирался Бог ничего объяснять повторно, ибо весь диалог полностью с обеих сторон вел Бог Кришна, согласно Воле и Плану Бога на передачу людям времен Арджуны Бхагавад-Гиты. Волею Бога Арджуна извлек из диалога только то и понял только то, что входило в План Бога Кришны. Арджуна полностью был Управляем Богом; Бог Кришна абсолютно знал, как он понимает изложенное ему Богом Совершенное Знание, Бог Кришна Знал, как он, Арджуна, будет реагировать на каждое Слово Бога, и через что и когда ему эти знания дать таким образом, чтобы они стали его качествами, мыслительным процессом, пониманием. Все вопросы Арджуны, все понимание, все сопутствующие мыслительные процессы, все чувства, все эмоции, все старания и все трудности в диалоге были даны Арджуне Богом, ибо Арджуна не должен был все усвоить быстро, с правильной реакцией, ибо и не об Арджуне шла речь. Он должен был так себя проявлять и такие вопросы задавать Волею Бога, чтобы через ответы диалог развивался и Бхагавад-Гита пополнялась теми духовными знаниями, которые и наметил в Бхагавад-Гите Бог Кришна дать людям времен Арджуны.
Каждый, кто услышит «Бхагавад-гиту» в изложении истинного духовного учителя, такого как Кришна или Его представитель, ощутит, что он полностью освободился от невежества.
БОГ: Нет. Не следует упрощать. Бхагавад-Гита не столь просто входит в человека и остается в его мыслительном процессе. Это то Святое Писание, которое требует многие годы жизни, чтобы его постигать. Ничего и никогда и никому Бог не дает без труда, без стараний и усилий. На это должно быть направлено старательное, полное и продолжительное преданное служение Богу Кришне.
«Бхагавад-гита» - это не обыкновенная книга, написанная каким-нибудь поэтом или писателем; она поведана Самим Верховным Господом. Каждый, кому посчастливится услышать эти наставления от Кришны или Его истинного представителя, непременно обретет освобождение и выйдет из тьмы неведения.
БОГ: Изучение Бхагавад-Гиты непременно необходимо преданному, как и все Новое Святое Писание. Но вопрос о выходе за пределы материального мира решает не только изучение Святого Писания, но и само полноценное, старательное и длительное преданное служение. Это надо понимать. Таким образом, касательно стиха: Бог более, чем сам Арджуна, Знает его состояние, Знает все его переживания, все мыслительные процессы, ибо Сам расположен в теле, ибо Сам Управляет человеком, ибо Сам дает все чувства и все преодоления. Но пора было уже завершать диалог, пора было это показать Арджуне через его направление, надо было ослабить в нем напряженность, несколько отпустить внимание, дать осознание, что он все сделал, что от него требовалось, надо было как-то его поддержать. Поэтому и такие Слова Бога. Конечно же, разговор был не простым, требовал большого сосредоточения, требовал и внутренние силы, понимание, переживания. Иллюзия несколько и могла рассеяться в плане постижения Высоты Бога. Но на свой счет Арджуна еще был действительно невежественным, далеко не все усвоил, ибо только продолжительное преданное служение вводит совершенные духовные знания в человека бесповоротно. Пока было ознакомление. Бог еще неоднократно, будучи в нем, напомнит знания Бхагавад-Гиты через путь преданного служения; и здесь через очень не простую духовную практику Бог эти знания утвердит. Но не теперь. Еще есть время. Бог Знает.
ТЕКСТ 73
арджуна увача
нашто мохах смритир лабдха
тват-прасадан майачйута
стхито 'сми гата-сандехах
каришйе вачанам тава
арджунах увача - Aрджуна сказал; наштах - рассеяна; мохах - иллюзия; смритих - память; лабдха - обретена; тват-прасадат - благодаря Твоей милости; майа - мной; ачйута - о непогрешимый Кришна; стхитах - устойчив; асми - являюсь; гата - ушедшие; сандехах - тот, чьи сомнения; каришйе - исполню; вачанам - приказ; тава - Твой.
Aрджуна сказал: Дорогой Кришна, о непогрешимый, все мои заблуждения теперь рассеялись, и Твоей милостью ко мне вернулась память. Сомнения покинули меня, и я преисполнен решимости действовать так, как Ты велишь.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «73.Арджуна сказал.
О, Непогрешимый, Твоей Милостью иллюзия рассеялась и память вернулась. Я теперь в том состоянии, когда сомнения покинули меня и я готов следовать Твоим словам.». Как должен был себя в завершении чувствовать Арджуна, так и чувствовал. Слова Арджуны отражают его внутреннее состояние один к одному. Но не потому, что он личными усилиями и пониманиями достиг такое самочувствование к концу диалога, а потому, что Бог, завершая диалог, дал ему изнутри то чувство, которое наиболее было ему понятно и считывалось, как адекватное и умеренное в восприятии всего сказанного. Тем более, что дать чувство рассеянной иллюзии и вернувшейся памяти Богу ничего не стоит, как и чувство отсутствия сомнений, тревог и желание как-то этому последовать, хотя на данный период Арджуна плохо представлял себе, как. А предстояло Арджуне теперь сражаться, сражаться все же согласно своей природе кшатрия, действуя под управлением соответствующих гунн природы и согласно своим качествам. Ничего другого он пока у Бога не заработал.
КОММЕНТAРИЙ: Предназначение живых существ, которых олицетворяет Aрджуна, состоит в том, чтобы выполнять волю Верховного Господа. Живые существа созданы для служения. Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что по своей природе живое существо является вечным слугой Верховного Господа.
БОГ: Так можно сказать.
Забывая об этом, живое существо попадает под власть материальной природы, но служение Господу помогает ему выйти из-под ее власти и стать свободным слугой Бога.
БОГ: Надо понимать, что живое существо в материальном мире только развивается до тела человека, проходя все формы тел и существований в материально мире до тела человека и только в теле человека на ступенях преданного служения впервые узнает о том, что есть частица Бога Кришны, как и о том, что есть его изначальное предназначение, где имеется ввиду именно преданное служение. До этапа преданного служения человек никак не может забыть то, что никогда и не было предметом его знания. До этого знания он только дорос Волею и Планом Бога Кришны, ведущего Свое творение с самых мельчайших форм материального существования. Путь преданного служения человек достигает только в круговороте сансары, где через средства материального мира Бог Кришна развивает в человеке те качества высокого материального и духовного уровня, которые выводят на путь преданного служения. И далее речь уже может идти о тех качествах, достигнутых в процессе преданного служения, которые и выводят человека в свое время на духовный план. Однако, никогда человек не становится «свободным слугой Бога.». Всегда человек остается зависимым, подчиненным, слабым, беспомощным живым существом.
Живое существо создано для того, чтобы служить, поэтому оно служит либо иллюзорной энергии, майе, либо Верховному Господу.
БОГ: Иллюзорные энергии Бога Кришны есть Сам Бог Кришна, Управляющий Своим материальным творением. Живое существо, будучи в пути материального и духовного развития, Управляется Богом Кришной через Божественные иллюзорные энергии, которые, проводя человека через материальные игры и роли, развивают в нем те качества, которые в свое время и выведут на путь преданного служения, где человек и будет уже осознанно служить Богу Кришне, но так, что его служба Богу Кришне будет, по сути, направлена на свое личное духовное развитие и на то, чтобы в свое время человек мог выйти за пределы материального существования. Т.е в материальном мире непосредственное служение Богу Кришне еще очень слабое, ибо человек работает преимущественно на себя и духовные свои качества. Что касается иллюзорных энергий, то человек им, иллюзорным энергиям, майе, в материальном мире не служит, ибо им невозможно служить. Они просто есть развивающая Воля Бога, направленная на развитие творения; и в такой ситуации живые существа только подчиняются Воле Бога, но никак Богу Кришне в лице иллюзорных энергий не служат; но, благодаря иллюзорным энергиям Бога, считают, что самостоятельны в своем материальном пути и сами есть причина всех событий в своей судьбе, что достаточно важно для того, чтобы вести и развивать материальный мир, ибо дает ему активность и устремления, как и вовлечение в материальные игры и роли, которые преимущественно и обуславливают развитие живых существ до качеств высокого материального и духовного уровня, которые в свое время и выведут на путь преданного служения.
Служа Всевышнему, оно находится в естественном для себя состоянии, но если оно предпочитает служить внешней, иллюзорной энергии Господа, то неминуемо попадает в рабство.
БОГ: Заниматься преданным служением человек может только по Воле и Плану Бога Кришны. Сам человек этот вопрос не решает. Решает Бог Кришна в нем, когда качества человека уже готовы, чтобы можно было начать преданное служение. Что касается иллюзорных энергий Бога, то они в материальном мире призваны помогать человеку развивать высокие материальные и духовные качества через путь страданий и преодолений. А также через вовлечение в развивающие игры и роли в материальном мире. Это не рабство, а условности материального мира, так материальный мир работает и так поднимает людей на путь преданного служения.
Заблудшее, запутавшееся живое существо служит в материальном мире.
БОГ: Никто в материальном мире не блуждает и не запутывается. Эти страшилки преданных для материальных людей есть заготовки их несведущих духовных учителей, агрессивно настроенных по отношению к материальному миру. А между тем, каждый пришел на путь преданного служения именно через материальный мир и работу над каждым Бога Кришны через божественные иллюзорные энергии.
Связанное путами плотских желаний, оно тем не менее мнит себя владыкой мира. Это называется иллюзией.
БОГ: Желания живым существам дает Бог Кришна через божественные иллюзорные энергии, и для человека это не очень-то и иллюзорные вещи, ибо Бог дает человеку желания и Бог дает путь к их осуществлению. Но и дает в пути свои преодоления, как и кармические страдания, которые далеко не всегда препятствуют достижению желаемого и также работают на материальное и духовное развитие людей. Т.е. желания, связанные с телом человека, его телесным существованием, есть то, что человека развивает, помогая ему достичь качества высокого материального и духовного порядка, которые в свое время и открывают врата на путь преданного служения.
Обретая освобождение, человек вырывается из плена иллюзии и добровольно подчиняется Верховному Господу, чтобы исполнять Его волю.
БОГ: Никогда человек не получает от Бога освобождение, ибо есть изначально зависимое и подчиненное живое существо и в материальном мире и на духовном плане. Также, из плена иллюзии не понятно, как можно вырваться, если эти энергии есть Сам Бог Кришна, всегда присутствующий в живом существе, им Управляющий и его развивающий, как в материальном мире, так и на духовном плане. Что касается добровольного подчинения Богу Кришне, то надо знать, что недобровольного подчинения Богу Кришне у живого существа не существует. Бог через иллюзорные энергии работает с живым существом так в рамках его ступени развития и качеств, что все, что живое существо делает и в материальном мире и на духовном плане, оно принимает, как или свое желание или стечение обстоятельств, которые понуждают поступить определенным образом, и человек к такому Управлению Бога собой привык и не видит в этом никакого понуждения или управления собой.
Последней иллюзией, последней ловушкой, которую расставляет на пути человека майя, является представление о том, что он - Бог. Попавший в эту ловушку считает, что он уже не обусловленная душа, а Сам Господь Бог. Ему не хватает разума даже на то, чтобы задаться вопросом: «Если я Бог, то почему я оказался в плену сомнений?» Это не приходит ему в голову. Итак, это последняя ловушка, приготовленная для него иллюзорной энергией. Чтобы по-настоящему освободиться от влияния иллюзии, необходимо постичь Кришну, Верховную Личность Бога, и согласиться исполнять Его волю.
БОГ: Это не ловушка иллюзорных энергий, не их некая карательная мера, это всего лишь мыслительный процесс, сопровождаемый сильным и устойчивым чувством уверенности, который дает Бог Кришна некоторым живым существам, обеспокоенным смыслом жизни, своим предназначением и ищущим ответы в разных философских материальных выкладках, в эзотерике, в учениях разных философов, вследствие своих личных поисков и своего достаточно беспокойного ума… Бог дает такое рассуждение человеку, такое логическое обоснование предназначения человека, такое восприятие себя согласно некоторым своим качествам или возможностям, что они могут искушать человека предположением о своей исключительности и непостижимости… Все это, опять же, есть подступы к духовным знаниям, к направленному материальному и духовному развитию, к постижение Бога Кришны… Этим в материальном мире многие могут переболеть и в свое время достаточно благополучно Бог помогает таким людям избавиться от таких наваждений, где человек считает себя Богом, и принять Бога Кришну, как Высшего Управляющего, Верховную Божественную Личность. И как бы крамольным ни казалось такое понимание о себе человека, как бы он ни думал о себе, как о Боге, оно не есть великий грех, ибо человек переживает это чувство Волею и Планом Бога Кришны на его развитие, ибо с человеком так можно работать, и есть, что ему через это впоследствии дать или развить и через что поднять на более высокую ступень материального и духовного развития.
Очень важным является употребленное в данном стихе слово моха. Моха - это антоним слова «знание». Обрести истинное знание - значит понять, что каждое живое существо является вечным слугой Господа, но, вместо того чтобы считать себя слугой, все в материальном мире мнят себя его хозяевами, потому что хотят господствовать над материальной природой. В этом заключается наша иллюзия. Рассеять эту иллюзию можно только по милости Господа или по милости Его чистого преданного. И когда человек выходит из-под ее власти, он соглашается действовать ради Кришны.
БОГ: Всему у Бога Кришны свое время. В материальном мире невозможно всех призвать к тому, чтобы все осознали, что они есть слуги Бога Кришны изначально. Эти знания Бог дает человеку только в пути преданного служения и только если человек обладает необходимыми качествами, чтобы этими знаниями Волею и Планом Бога Кришны правильно распорядиться. Что касается материального мира, то, что надо думать, то здесь и будет думать каждый, что надо мнить, то и будет мнить каждый. Материальный мир полностью Управляем и ведом Богом Кришной. Никто не сможет начать путь преданного служения, не пройдя предварительно все предшествующие ступени материального и духовного развития. Только Бог Кришна Знает, кто и на какой ступени развития стоит и какие качества ему присущи на каждый данный момент, и только Бог Кришна решает, готов или нет человек начать путь преданного служения и руководствоваться теми или иными Совершенными Знаниями. Бог дает материальному миру как господствовать над материальной природой. Ибо это и есть путь развития качеств материальных людей. Больше эти качества неоткуда взять, только из материального существования и только под Управлением Бога Кришны. Привязанность к материальному миру регулирует и контролирует Сам Бога Кришна, работая с каждым живым существом постоянно и скрупулезно. И только в свое время Бог эту привязанность Божественными средствами начинает ослаблять. Ни один преданный любой ступени преданного служения не должен озадачивать себя тем, чтобы помогать материальным людям якобы вырваться из условного материального мира. Это не их дело. Это работа только Личности Бога Кришны.
Находиться в сознании Кришны - значит действовать по воле Кришны. Введенная в заблуждение внешней материальной энергией, обусловленная душа не понимает, что Верховный Господь - исполненный знания повелитель всех живых существ и владыка всего сущего.
БОГ: Обусловленная душа нигде и ни в чем не теряет. Она ведома Богом Кришной, и в пути своего материального развития получает, развивает в себе Волею Бога те качества, которые в свое время и приведут ее на путь преданного служения, и там она в свое время получит от Бога те знания высокого материального и духовного уровня. Которые и примет и поймет, и будет через них мыслить и исполнять преданное служение. Все у Бога Кришны происходит и дается каждому человеку строго в свое время, когда человек готов и принять и распорядиться и через это мыслить и желать.
Он может одарить Своих преданных всем, чем пожелает; Он друг каждого живого существа, но особенно Он благоволит к Своим преданным.
БОГ: Бог Кришна отрешен от Своего творения и никому не благоволит, ибо все, что достигает человек, включая преданных, есть прежде всего работа Бога Кришны.
Он - повелитель материальной природы и всех живых существ. Ему подвластно неистощимое время, все богатства и энергии. Верховный Господь может отдать преданному даже Самого Себя.
БОГ: Что касается времени, то Бог Кришна есть Сам Время. Также, Бог Кришна никому Себя не отдает никаким образом.
Тот, кто не знает Его, находится в плену иллюзии; вместо того чтобы заниматься преданным служением, он служит майе.
БОГ: Если человек не знает Бога Кришну, то это обозначает то, что ему еще и не время знать Бога Кришну, ибо качества еще не те, чтобы его вовлечь в преданное служение и дать ему Совершенные Духовные Знания. Но нет никого, кто бы этот путь преданного служения Богу Кришне избежал.
Однако Aрджуна, выслушав «Бхагавад-гиту», которую поведал ему Сам Господь, полностью освободился от иллюзии. Он понял, что Кришна не просто его друг, Он - Верховная Личность Бога.
БОГ: Нет. Арджуна не освободился от иллюзии и тем более полностью. Но кое-что узнал для себя из тех совершенных духовных знаний, которые позволили ему мыслить более религиозно точно. Но для того, чтобы видеть вещи, как они есть, необходимо все же заниматься полным, старательным и продолжительным преданным служением Богу Кришне. Но и в таком случае не существует полного освобождения от иллюзорных энергий Бога, ибо это есть Сам Бога Кришна, работающий со Своим творением в условиях материального мира на всех ступенях материального и духовного развития человека.
Aрджуна постиг Кришну таким, как Он есть. Когда это знание полностью открывается человеку, он не может не покориться Кришне.
БОГ: Нет. Арджуна не постиг Бога Кришну и не увидел Бога Кришну, как Он есть. Бог Непостижим. Но в своей мере Бог помог ему получить более точные Духовные Знания о качествах Бога, как и другие Духовные Знания и понимания высокого духовного порядка. Но нельзя сказать, что вследствие этого диалога Арджуна также и утвердился в этих Совершенных Знаниях, ибо для этого необходим непременно путь преданного служения во всей своей полноте, что еще у Арджуны было впереди. Что касается того, чтобы покориться Богу, то этот вопрос решается только в пути преданного служения и только через развитие высоко духовных качеств человека, которые позволят ему принимать Волю Бога Кришны за свою. И в таком случае человек не покоряется, а действует в унисон с Волей Бога, не чувствуя в себе никаких препятствий или конфликта. Но, напротив, только наслаждаясь, даже тогда, когда приходится и преодолевать. Ибо ничего у Бога не просто и ничего не дается без труда.
Когда Aрджуна понял замысел Кришны, который хотел сократить непомерно возросшее население Земли, он согласился участвовать в битве, исполняя волю Кришны. Он снова взял в руки оружие - свой лук и стрелы, - чтобы сражаться, исполняя волю Верховной Личности Бога.
БОГ: Теперь разговор подошел к концу. Надо помочь Арджуне прийти в себя, осознать свое состояние. Поэтому все, что далее ощущает Арджуна, дает ему Бог – и освобождение от влияния некоторой иллюзии, и восстанавливается память, и внутренняя напряженность ослабевает, сомнения не ощущаются, как будто их и нет совсем… Бог - Высший Управляющий. Бог Знает, что, когда в какой степени и по какой причине дать человеку, какие чувства усилить, что убрать или ослабить и в каком состоянии человек способен воспринимать, следовать, запоминать… Теперь должно быть несколько логическое завершение диалога и через Арджуну. Он должен прийти к некоторому окончательному для себя решению и относительно участия в сражении и относительно Наставлений Бога. Но работа с Арджуной далеко не закончена; Бог с ним, как и с каждым человеком, продолжает работать, на самом деле иллюзия еще далеко не рассеялась, и сомнения еще не покинули, ибо не так все делается, но только через путь преданного служения.
ТЕКСТ 74
санджайа увача
итй ахам васудевасйа
партхасйа ча махатманах
самвадам имам ашраушам
адбхутам рома-харшанам
санджайах увача - Санджая сказал; ити - так; ахам - я; васудевасйа - Кришны; партхасйа - Aрджуны; ча - и; маха-атманах - великой души; самвадам - беседу; имам - эту; ашраушам - слушал; адбхутам - чудесную; рома-харшанам - заставляющую волосы на теле подниматься.
Санджая сказал: Так я внимал беседе двух великих душ, Кришны и Aрджуны. И столь чудесно было все услышанное мною, что волосы на моем теле поднялись.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «74.Санджая сказал: Таким образом, я услышал этот удивительный разговор великих душ Васудевы и Партхи, и волосы у меня встают дыбом.». Санджаю, секретаря Дхритараштры, также следовало здесь по окончании диалога упомянуть, ибо и это относится к логическому завершению Бхагавад-Гиты. И Санждая все слышал, и он видел формы Бога, и ему Бог давал переживания, как и необходимый мыслительный процесс, сопровождающий сокровенный разговор Бога и Арджуны. При таких диалогах, имеющих абсолютное значение, когда передаются в материальный мир Святые Писания, Бог всегда дает тех, кто является свидетелем. Таким свидетелем стал Санджая, слуга царя Дхираташтры; и он тоже, будучи избранным Богом, должен был проявить и свою реакцию, свои чувства, свой страх и восторг, ибо так было задумано Богом. И это было необходимо и в дальнейшем, когда надо было о полученных Совершенных Знаниях Арджуной свидетельствовать перед людьми, быть их носителем, ибо Бог дал Санджае память и положение достаточное, чтобы в свое время эти знания провозгласить.
КОММЕНТAРИЙ: В самом начале «Бхагавад-гиты» Дхритараштра спросил своего секретаря Санджаю: «Что произошло на поле битвы Курукшетра?» Вся «Бхагавад-гита» открылась Санджае в сердце по милости его духовного учителя, Вьясы, и благодаря этому он смог объяснить Дхритараштре, что происходило на поле битвы.
БОГ: Вйаса тут ни причем. Мистические свойства, имея на Санджаю Божественную цель и План, дал ему Сам Бог Кришна. Никто в материальном мире никого не может награждать никаким видом могущества, мистическими способностями, особыми дарами, не свойственными человеку в материальном мире. Все исходит только от Личности Бога Кришны и только если в этом присутствует Божественная необходимость, связанная с Планом Бога на развитие творения.
То была поистине чудесная беседа двух великих душ, ибо ни до нее, ни после на Земле не происходило ничего более важного. Эта беседа чудесна потому, что Верховный Господь рассказывал о Себе и Своих энергиях человеку, Aрджуне, великому преданному Господа. Если мы попытаемся постичь Кришну, идя по стопам Aрджуны, то обретем счастье и достигнем успеха в жизни. Санджая осознал это и потому пересказал их беседу Дхритараштре. Вывод, к которому он пришел, прост: там, где Кришна и Aрджуна, там всегда будет победа.
БОГ: Это был ни диалог двух великих душ, а диалог между дживой, подходящим для диалога живым существом, и Верховной Личностью Бога Кришны. Также, Арджуна не был великим преданным Бога Кришны, но имел те качества и те заслуги из прошлых рождений перед Богом Кришной, которые позволили быть избранным Богом Кришной на этот сокровенный разговор для передачи людям Бхагавад-Гиты, Совершенных духовных знаний высокого духовного порядка, через которые уже пора было мыслить, материально и духовно развиваться и достигать те качества, которые и могли выводить людей во времена Арджуны на духовный план. Идти по стопам Арджуны в современном мире не надо, Бог к этому не призывает, но Указывает на то, что для выхода из материального существования на духовный план возможно в современном мире через старательное, полное, длительное преданное служение.
ТЕКСТ 75
вйаса-прасадач чхрутаван
этад гухйам ахам парам
йогам йогешварат кришнат
сакшат катхайатах свайам
вйаса-прасадат - благодаря милости Вьясадевы; шрутаван - услышавший; этат - это; гухйам - сокровенное; ахам - я; парам - высшее; йогам - мистическое; йога-ишварат - от повелителя всех мистических сил; кришнат - от Кришны; сакшат - непосредственно; катхайатах - рассказанное; свайам - сам.
По милости Вьясы я услышал эти сокровенные речи, обращенные к Aрджуне, которые изошли из уст повелителя всех мистических сил, Кришны.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «75.Милостью Вйасы я услышал эти высочайшие сокровенные знания от Владыки всего мистицизма, Бога Кришны, говорившего непосредственно, Лично.». На самом деле, не милостью Вйасы, но Планом, Волей и Милостью только Бога Санждая стал свидетелем сокровенного диалога Арджуны и Бога Кришны. Никогда живые существа не могут наделять друг друга могуществом, силой, властью или мистическими способностями. Все есть только Воля Бога и только в соответствии с Планом Бога на творение. Другой причины нет и не может быть.
КОММЕНТAРИЙ: Вьяса был духовным учителем Санджаи, и Санджая признает, что только по милости Вьясы он смог постичь Верховную Личность Бога.
БОГ: Нет. Бога Кришну постигают в свою меру только по Милости Бога Кришны. Также, согласно качествам и карме живого существа. Также, согласно Воле и Плану Бога на развитие живого существа. Также, согласно ступени материального и духовного развития живого существа. Все эти данные о живом существе может знать только Личность Бога Кришны, и только Бог Кришна Знает те пути, которые могут в материальном мире привести человека к преданному служению, через которое человек может начать путь вхождения в Личность Бога Кришны. Также, Санджая, Милостью Бога Кришны и согласно Воле и Плану Бога Кришны, и согласно своим качествам и ступени материального и духовного развития, был свидетелем священного разговора между Арджуной и Богом Кришной, но невозможно сказать, что этим он, Санджая, постиг Бога Кришну, ибо Бога Кришну постигают только через путь преданного служения, что у Санджаи было еще впереди, в круговороте сансары.
Это значит, что никто не может приблизиться к Кришне сам; сделать это можно только при посредничестве духовного учителя.
БОГ: В современном мире человек может начать путь преданного служения только по Воле и Плану Бога, не прибегая к благословению никакого духовного учителя, но непосредственно из Рук Бога Кришны получив желание преданно служить Богу Кришне, как и возможности, как и необходимые качества в круговороте сансары, как и необходимый уровень мыслительного процесса, подходящего для постижения Бога Кришны в пути преданного служения.
Духовный учитель играет роль прозрачной среды между Богом и учеником, хотя опыт, который получает при этом ученик, - это опыт непосредственного общения с Богом. В этом кроется великая тайна ученической преемственности.
БОГ: Заблуждение. Духовный учитель ни есть тот, кто слово в слово знает Волю Бога и Слово Бога в Святом Писании. Надо обращаться к Слову Бога Кришны непосредственно в Святом Писании. Ученическую преемственность в современном материальном мире – ЗАБЫЛИ. Весь духовный опыт и Знания преданный должен получать непосредственно из Рук Бога, постоянно направляющего преданного в пути преданного служения через Слово Бога и требования Бога, предъявляемые преданному в Новом Святом Писании.
Истинный духовной учитель может помочь нам услышать «Бхагавад-гиту» непосредственно, как услышал ее Aрджуна.
БОГ: Арджуна услышал Бхагавад-Гиту на уровне, который был ориентирован на современников Арджуны. Это древний народ и Бог поведал ему Бхагавад-Гиту с учетом общей ступени его материального и духовного развития. Современному материальному миру Бог дает Бхагавад-Гиту в Новых Святых Писаниях, исходя из более высокого уровня материального и духовного развития современного человека.
В мире много мистиков и йогов, но повелителем всех форм йоги является Кришна. В «Бхагавад-гите» воля Кришны выражена предельно ясно: «Предайся Мне». Тот, кто предался Кришне, становится совершенным йогом, что подтверждает последний стих шестой главы: йогинам апи сарвешам.
БОГ: Стих касательно того, что надо предаться Богу Кришне, был ориентирован на современников Арджуны. Пояснений, что это такое и как это практически можно сделать, Бог Кришна не дал, ибо предание себя Богу означало и мыслительный процесс, направленный на Бога, и неотступное преданное служение, и упование на Бога, и вхождение в Бога и следование Воле Бога Кришны. Но в современном мире это понимание люди трактуют как то, что преданному надо все события в жизни принимать, как есть, и не сопротивляться, положившись на Волю Бога. Но в этом есть и опасность, ибо в таком случае преданный, назвав себя перед Богом Кришной смиренным и ни на что не претендующим, перестает проявлять свои качества в тех или иных ситуациях в пути преданного служения или в материальном быту, что делает его пассивным, созерцающим, не входящим в развивающие игры и роли. Поэтому Бог Говорит преданным, что предание себя Богу не должно быть в полной мере, где преданный просто теряет бдительность и перестает отстаивать себя или бороться и преодолевать, ибо он предался Богу Кришне, и Бог Кришна за него все решит. А это начинает тормозить развитие его качеств. Т.е., говоря о предании себя Богу, надо быть разумным и делать это в свою разумную меру. Об этом речь. Т.е. полного предания Богу Кришне не должно быть, как и таких попыток, ибо и Сам Бог Кришна не позволит полностью Себе предаться, но все же создаст те условия, при которых преданный в любом случае будет вынужден проявить активность и проявить таким образом те или иные свои качества, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. А проявление отрицательных качеств неизменно влечет за собой путь исправления, а этот путь ведет к подъему на более высокую ступень материального и духовного развития, что также способствует открытию дверей Волею Бога на духовный план.
Нарада является учеником Самого Кришны и духовным учителем Вьясы. Поэтому авторитет Вьясы, принадлежащего к цепи духовных учителей, ничуть не меньше, чем авторитет Aрджуны, а Санджая является непосредственным учеником Вьясы.
БОГ: Никогда не существовало Нарады. Также, все эти рассуждения о том, кто есть кто – не должны рассматриваться преданными в современном мире. Все это есть хроники вед, в большинстве своем вымышленные и ориентированные на уровень общего развития древних людей, чья религия преимущественно основывалась на мифических образах и поддерживалась вымышленными историями об их религиозных подвигах.
Таким образом, по милости Вьясы Санджая смог, очистив свои чувства, увидеть Кришну и услышать Его речи.
БОГ: Не по милости Вйасы, а по Воле Бога Кришны.
Тот, кто слушает Самого Кришну, обретает способность постичь это сокровенное знание. Но услышать Кришну можно, только принадлежа к ученической преемственности.
БОГ: Ученическая преемственность в современном мире не должна присутствовать. Бог Кришна, также, ни с кем не Говорит, чтобы речь могла идти о том, что можно услышать Бога Кришну. Современный преданный должен Слово Бога брать только из Святого Писания. Другого пути нет. Но этот путь достаточный, чтобы через Слово Бога заняться полным преданным служением.
Поэтому знание любого человека, полученное не по цепи ученической преемственности, останется несовершенным, по крайней мере это относится к пониманию «Бхагавад-гиты». Такой человек не вправе высказывать какие-либо суждения о «Бхагавад-гите».
БОГ: В современном материальном мире нельзя более ссылаться на ученическую преемственность и ее значимость для преданного. Знание высокого духовного порядка преданному дает в память и в понимание Сам Бог Кришна в процессе изучения Святого Писания, а также в процессе полного, старательного и длительного преданного служения.
В «Бхагавад-гите» описаны все системы йоги: карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога. И всеми ими повелевает Кришна.
БОГ: Именно так.
Однако необходимо понять, что, хотя Aрджуне посчастливилось постичь Кришну непосредственно, Санджая по милости Вьясы смог точно так же услышать слова Самого Кришны. На самом деле слушать послание Кришны в изложении истинного духовного учителя, такого как Вьяса, - все равно что услышать его от Самого Кришны.
БОГ: Нет, не одно и то же слушать Бога Кришну непосредственно или слушать Совершенные Духовные Знания от духовного учителя. Но также надо Знать, что услышать непосредственно Бога Кришну не сможет никто. И желать этого преданному не следует, ибо это есть проявление не смирения. Но самостоятельно изучать Святое Писание, где непосредственно изложено Слово Бога, в современном мире необходимо, ибо только так человек может выполнять Волю Бога и следовать Слову Бога Кришны в пути преданного служения.
Духовный учитель также является представителем Вьясадевы. Поэтому, согласно ведической традиции, в день рождения духовного учителя ученики проводят церемонию, которая называется Вьяса-пуджей.
БОГ: В современном материальном мире Бог отменяет ученическую преемственность, отменяет авторитет духовных учителей, отменяет следование по стопам духовных наставников, отменяет прислуживание духовным учителям, отменяет благословение духовных учителей на преданное служение, отменяет слово духовных учителей, приравненное Слову Богу Кришны, отменяет церемонии, связанные с празднованием дней рождений духовных учителей.
ТЕКСТ 76
раджан самсмритйа самсмритйа
самвадам имам адбхутам
кешаварджунайох пунйам
хришйами ча мухур мухух
раджан - о царь; самсмритйа - вспомнив; самсмритйа - вспомнив; самвадам - учение; имам - это; адбхутам - удивительное; кешава - Господа Кришны; арджунайох - и Aрджуны; пунйам - священному; хришйами - радуюсь; ча - также; мухух мухух - снова и снова.
О царь, снова и снова я вспоминаю эту удивительную священную беседу Кришны и Aрджуны, и всякий раз испытываю бесконечное наслаждение.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «76.О, царь, вспоминая и вспоминая этот удивительный и благочестивый разговор между Богом Кешавой и Арджуной, я радуюсь снова и снова.». Состояние радости дал Саньджае Бог. Это было необходимо, ибо этим актом передачи совершенных знаний через Арджуну людям Бог дал Величайшую Милость, ибо Указал те знания, те врата к Богу, которые должны были начинать активно выводить людей через путь преданного служения на духовный план. Этот путь не прост, очень долгий, но непременно действенный, абсолютный, всеохватывающий, точно направляющий человека на необходимую духовную практику, дающий человеку высочайшие духовные качества, дающие смысл жизни, цель жизни, понимание своего изначального положения перед Богом, свое предназначения.
КОММЕНТAРИЙ: Знание, содержащееся в «Бхагавад-гите», столь возвышенно, что каждый, кто поймет, о чем говорили Кришна и Aрджуна, станет добродетельным человеком и уже никогда не забудет этот диалог.
БОГ: Это, прежде всего, высоко-духовные знания, которые Бог Кришна дал людям времен Арджуны для того, чтобы общество уже начинало в них входить, ими мыслить, через них выполнять преданное служение Богу Кришне, чтобы они становились в обществе основой и религиозного и материального мышления, чтобы люди через призму этих знаний начинали видеть везде и во всем присутствие Личности Бога Кришны, чтобы могли отходить от старых религиозных воззрений, от поклонения полубогам и духам и переходить к поклонению и непосредственному служению Богу Кришне. Надо было обновлять религию, воодушевлять людей, давать им через религию те знания, которые отвечали на самые насущные вопросы людей, на которые мог ответить только Бог Кришна. Необходимо было дать основу преданному служению Богу Кришне, Слово Бога, которое и могло решить также вопрос о развитии тех качеств преданных, которые и могли Волею Бога выводить людей за пределы материального существования на духовный план.
Такова трансцендентная природа духовной жизни. Иными словами, тот, кто услышит «Бхагавад-гиту» от Самого Кришны, достигнет совершенства в сознании Кришны. В результате он обретет духовное знание и будет каждое мгновение наслаждаться непреходящим блаженством.
БОГ: В современном материальном мире никто не сможет услышать изложение Бхагавад-Гиты от Самого Бога Кришны, но, тем не менее, Бог передал людям начала третьего тысячелетия Новые Святые Писания с тем изложением и комментариями Бога Кришны, которые считаются окончательными, есть Абсолютное Слово Бога и которое есть Высшее Наставление Бога преданным Бога Кришны в современном мире, без которого невозможно ни исполнение преданного служения, ни материальное и духовное развитие, ни выход за пределы материального мира на духовный план.
ТЕКСТ 77
тач ча самсмритйа самсмритйа
рупам атй-адбхутам харех
висмайо ме махан раджан
хришйами ча пунах пунах
тат - тот; ча - также; самсмритйа - вспомнив; самсмритйа - вспомнив; рупам - образ; ати - в высшей степени; адбхутам - удивительный; харех - Господа Кришны; висмайах - удивление; ме - мое; махан - велико; раджан - о царь; хришйами - испытываю блаженство; ча - также; пунах пунах - снова и снова.
О царь, всякий раз, когда в памяти моей встает тот дивный облик Господа Кришны, я поражаюсь этому чуду и моей радости нет конца.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «77.Также, вспоминая и вспоминая эти удивительные образы Бога Хари, я прихожу в большое изумление, о, царь, и радуюсь снова и снова.».
КОММЕНТAРИЙ: Из данного стиха явствует, что по милости Вьясы Санджая смог увидеть вселенскую форму, которую Кришна явил Aрджуне. Известно, что Господь Кришна никогда ранее ни перед кем не представал в этом облике. Он явил его только Aрджуне, и все же некоторые великие преданные также смогли увидеть в это время вселенскую форму Кришны. Одним из таких преданных был Вьяса, которого считают могущественным воплощением Кришны. Вьяса дал увидеть эту чудесную форму Кришны своему ученику Санджае, который, вспоминая ее, всякий раз испытывал великое блаженство.
БОГ: Вйаса был литературным воплощением Бога Кришны. Однако, никого он не мог наделить никакими мистическими способностями. Мистическими способностями наделил Санджаю Сам Бог Кришна, имея Свою Божественную на это цель.
ТЕКСТ 78
йатра йогешварах кришно
йатра партхо дханур-дхарах
татра шрир виджайо бхутир
дхрува нитир матир мама
йатра - где; йога-ишварах - повелитель всех йогов-мистиков; кришнах - Господь Кришна; йатра - где; партхах - сын Притхи; дханух-дхарах - носящий лук и стрелы; татра - там; шрих - изобилие; виджайах - победа; бхутих - исключительная сила; дхрува - твердая; нитих - мораль; матих мама - мое мнение.
Где бы ни находился Кришна, повелитель всех йогов и мистиков, и где бы ни находился Aрджуна, непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственная чистота. Таково мое мнение.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «78.Где Владыка всего мистицизма Бог Кришна и где Партха, носитель лука и стрел, там богатство, победа, сила и непременно нравственность. Таково мое мнение.».
КОММЕНТAРИЙ: «Бхагавад-гита» началась с вопроса Дхритараштры. Он надеялся, что в этой битве победу одержат его сыновья, на стороне которых сражались такие великие воины, как Бхишма, Дрона и Карна. Но, рассказав царю о том, что происходило на поле битвы Курукшетра, Санджая сказал: «Ты надеешься на победу, но я считаю, что удача всегда будет на той стороне, где находятся Кришна и Aрджуна». Он прямо говорит, что у Дхритараштры нет оснований рассчитывать на победу своих сыновей.
БОГ: Нигде в первой главе Санджая не говорит напрямую царю Дхритараштре о том, что победа будет на стороне Пандав. Слово Санджаи нигде не играет определяющую роль, он вообще не участник священного диалога, и Бог его не уполномочил выражать свое мнение об исходе сражения.
Победа будет на стороне Aрджуны, ибо рядом с ним находится Кришна.
БОГ: Бог работает с творением так, что никто и никогда не сможет предугадать исход любого события; все до последнего мгновения остается сокрытым от участников, и все символы, которые Бог может давать в сопровождение ситуаций, человек опускает из виду, Бог никак его не воодушевляет какими-то особыми средствами, как бы уравнивая все исходы и все притивостоящие стороны. Угадать, что замыслил Бог или каков План Бога невероятно, ибо Бог владеет всеми чувствами, всем мыслительным процессом каждого и так Управляет всеми, что каждый в событии выкладывается полностью до последнего момента, веря именно в то, что он победит.
Согласившись стать колесничим Aрджуны, Кришна продемонстрировал еще одно из Своих совершенств. Кришна обладает всеми совершенствами, и одним из них является самоотречение. Это Свое качество Он проявлял множество раз, ибо в мире нет никого более способного к самоотречению, чем Кришна.
БОГ: Нет. Это неверное или греховное понимание Бога Кришны, никак не достойное преданного Бога Кришны. Бог никогда не самоотрешен. Это невозможно. Это нонсенс. Такое качество не свойственно Творцу. Как может Бог быть отрешенным от Самого Себя? Бог ОТРЕШЕН ОТ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. И все. Ничего другого Богу приписывать нельзя, ни одно качество, если Бог его Арджуне не объявил. Также, то, что Бог занял положение возничего, то это должно быть понятно. Бог Кришна – Высший Управляющий. Бог Кришна ведет творение. Невозможно. Чтобы кто-то вел Бога. Такие места, где надо править, занимает Изначально Бог Кришна, и это показано Богом в ситуации с возничим. Бог НИКОМУ НЕ СЛУЖИТ И НИ РАДИ КОГО НЕ САМООТРЕКАЕТСЯ. Это запомнить надо преданным. Хорошо запомнить. Другое понимание называется – ОБНАГЛЕТЬ преданным.
Битва на Курукшетре происходила между Дурьйодханой и Юдхиштхирой. Aрджуна сражался на стороне своего старшего брата, Юдхиштхиры. Поскольку Кришна и Aрджуна выступали на стороне Юдхиштхиры, его победа была предопределена. Исход сражения должен был решить, кто будет править миром, и Санджая предсказал, что власть перейдет к Юдхиштхире.
БОГ: Ничего не предсказывал Санджая. Бог не вкладывал в его уста никакие предсказания. Он просто констатировал то, что видел.
Он также предсказал, что, одержав победу, Юдхиштхира приведет страну к процветанию, ибо он был не только праведным и благочестивым царем, но и человеком высоких нравственных принципов. За всю свою жизнь он ни разу не солгал
БОГ: Это вымысел. Санджая ничего не предсказывал, ничего не вещал от себя.
.
Многие недалекие люди воспринимают «Бхагавад-гиту» как изложение беседы двух друзей на поле битвы. Но такая книга не может быть священным писанием. Некоторых возмущает то, что Кришна заставил Aрджуну вступить в сражение, что, по их мнению, безнравственно, но здесь сказано ясно: «Бхагавад-гита» - это свод принципов высшей нравственности. Высшая из всех нравственных заповедей провозглашена в тридцать четвертом стихе девятой главы: ман-мана бхава мад-бхактах. Человек обязан стать преданным Кришны, и высшая суть религии в том, чтобы предаться Кришне (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа).
БОГ: Кто и что думает о Бхагавад-Гита из материальных людей, не должно приводиться на страницах Святого Писания. Бог Кришна дает разное восприятие Бхагавад-Гиты людям разных ступеней материального и духовного развития. Их суждения есть работа Бога Кришны над ними, это есть развитие людей через их мнение и противостояния. Это есть начальные подходы к Святому Писанию, это есть обучение людей мыслить пытаться религиозно, это то, что есть индивидуальный подход Бога к каждому, это зерна сокровенных знаний, которые Бог Кришна Бросает в невежественные души, и в свое время именно отсюда будет прорастать религиозное умонастроение того или иного человека. Эти вещи выставлять на общее обозрение в комментариях к Бхагавад-Гите нельзя, как и нельзя над этими мнениями разных людей смеяться, ибо они учатся и должны Волею Бога проходить такие практики и такой уровень мыслительного процесса. Преданные должны все эти мнения других людей предоставить Богу и не влазить в Божественный труд, а заниматься своим преданным служением.
Наставления, изложенные в «Бхагавад-гите», составляют свод высших религиозных и моральных принципов. Все остальные методы духовного самосовершенствования могут помочь нам очистить сознание и подняться на более высокий уровень, но последнее наставление «Бхагавад-гиты» является последним словом морали и религии: предайся Кришне. Таков смысл восемнадцатой главы.
БОГ: Не о моральных принципах идет речь в Бхагавад-гите, это также не свод законов о религиозной нравственности или этике. Это, прежде всего, СОВЕРШЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАНИЯ. Только этот подход и возможен к Бхагавад-Гите. В других нахваливаниях Бхагавад-Гита не нуждается. Без Этих Высоко-духовных знаний ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОГИБНЕТ. Именно знания Бхагавад-Гиты выводят человека на путь преданного служения и отсюда на духовный план, так решая Волю и План Бога Кришны на Свое творение. Не нужно Богу Кришне творение, которое только и делает, что вращается в колесе сансары. Без духовных совершенных знаний, все пойдут на уничтожение самих себя автоматически. Не будет жизни и не будет вообще никакого существования. Это надо понять и запомнить тем, кому Бог эти сокровенные Знания уже дает в руки.
Из «Бхагавад-гиты» мы узнаСм, что в процессе философских поисков истины или с помощью метода мистической йоги можно постичь себя, но высшей ступени совершенства достигает лишь тот, кто полностью покорился Кришне.
БОГ: Богу Кришне не надо покоряться. Богу Кришне надо преданно служить тем, кто уже вступил на путь преданного служения. А вступают на этот путь только те, кто уже готов по своим качествам высокого материального и духовного уровня. И эти качества человек достигает только Волею и Планом Бога, строго в свое время, автоматически, вращаясь в колесе сансары. Когда человек достигает преданное служение, когда его качества подходят для преданного служения, он уже не покоряется, он уже входит в Бога Кришну и не отличает своих желаний от Воли Бога. О каким покорении может идти речь, если человек просто в преданном служении делает свое дело, к которому его тянет, к которому у него все интересы, к которому он привязан и от всего остального отрешен, отрекается автоматически, ибо уже не может совместить материю и дух и ориентирован только на Бога и не знает и не хочет знать другого пути. Никто не покоряется Богу, ибо нет такого в преданном служении; но и никто не достигает совершенства, ибо Совершенен только Бог Кришна.
Такова суть учения «Бхагавад-гиты». Исполнение различных религиозных обрядов и своих обязанностей в обществе варнашрамы является сокровенным путем познания истины. Еще более сокровенным, чем путь дхармы - ритуальной религиозности, являются пути медитации и философского познания истины. Однако самым сокровенным наставлением является повеление Кришны предаться Ему, всегда памятуя о Нем и служа Ему. В этом суть восемнадцатой главы.
БОГ: Варнашрама отменяется Богом Кришной в современном мире. Также отменяются Богом Кришной излишние религиозные ритуалы и практики. Также не признаются в преданном служении никакие медитации и философские пути познания Бога Кришны. Также, невозможно предаться Богу Кришне полностью. Такая практика также отменяется и провозглашается лишь частичное и разумное предание себя Богу Кришне, что также дается не просто, но только вследствие долгого, старательного и полного преданного служения, которое решает главный вопрос преданных на все времена – вопрос о выходе преданного за пределы материального мира на духовный план. Только такое преданное служение, основанное на Новых Святых Писаниях, как на окончательном Слове Бога, поддерживается Богом Кришной.
«Бхагавад-гита» провозглашает также, что высшей истиной является Верховная Личность Бога, Кришна. Aбсолютную Истину постигают в трех аспектах: безличного Брахмана, Параматмы в сердце каждого живого существа и наконец Верховной Личности Бога, Кришны. Полное понимание Aбсолютной Истины приходит к тому, кто в совершенстве постиг Кришну.
БОГ: Бог Кришна – ОДИН. Нет у Бога Кришны, не существует никаких дополнительных аспектов. Постигать надо только Бога Кришну через путь долгого, старательного и полного преданного служения. Преданные в современном мире должны хорошо запомнить, что не существует безличного брахмана, не существует параматмы, есть только Бог Кришна, Верховная Божественная Личность, Абсолютная Истина, Высшая Причина всех Причин, Высший Дух. Также надо понимать, что постичь Бога Кришну невозможно, как и получить о Боге Кришне «полное понимание». Бог Кришна Непостижим ни на уровне ума, ни на уровне разума, ни на уровне понимания. Но только через преданное служение в свою человеческую меру. Также, Бог Кришна не присутствует в сердце живых существ, а пронизывая Свое творение, остается в нем полным Своим целым, в каждой точке каждого тела. Также, Бог Кришна не смотрит со стороны, что мыслит и что избирает живое существо, а полностью, неизменно и непрерывно Управляет каждым через все Божественные инструменты – тело, чувства, внутренние энергии, память, желания, качества, мыслительный процесс, понимание, ум, разум…внешние материальные объекты, связи и зависимости.
Знание о Кришне включает в себя все остальные виды знания.
БОГ: Так можно сказать. Бог Кришна есть всё.
Кришна трансцендентен к этому миру, ибо всегда пребывает в Своей вечной внутренней энергии. Живые существа, порожденные Его энергией, делятся на две категории: вечно обусловленных и вечно освобожденных.
БОГ: Не существует вечно обусловленных живых существ. Все живые существа в обусловленном материальном мире Волею и Планом Бога Кришны находятся в постоянном пути материального и духовного развития, которое, вращая живое существо, человека, в колесе сансары, развивает его качества до того уровня, когда возможно уже дать человеку путь преданного служения, который в свое время выводит каждого на духовный план. Таким образом, обусловленное в материальном мире материальным существованием живое существо, перестает быть обусловленным на духовном плане. Т.е. материальная обусловленность для живого существа есть вещь не постоянная, не вечная. Поэтому невозможно сказать, что все живые существа делятся на две вечные категории. Но можно сказать, что живые существа вечно находятся в пути своего материального и духовного развития, которое начинается в условиях материального мира и продолжается на духовном плане. В материальном мире это развитие происходит под влиянием обусловленного материального мира, на духовном плане это развитие происходит вследствие преданного служение Богу Кришне. Но ни в материальном мире, ни на духовном плане живое существо не может быть свободным от Бога, ибо есть его неотделимая частица, естественное продолжение Бога, вследствие чего дела Бога непременно живые существа касаются в плане их преданного служения Богу Кришне, где Бог Кришна им поручает Божественные дела.
Им нет числа, и все они являются неотъемлемыми частицами Кришны. Материальная энергия состоит из двадцати четырех начал. Побуждаемая вечным временем, внешняя энергия Господа творит и разрушает все мироздание.Материальный мир то проявляется, то вновь переходит в непроявленное состояние.
БОГ: Творит, поддерживает и разрушает вселенные Сам Бог Кришна через Свои многочисленные энергии.
В «Бхагавад-гите» были затронуты пять основных тем: Верховная Личность Бога, материальная природа, живые существа, вечное время и различные виды деятельности. Основой и источником всего сущего является Верховная Личность Бога, Кришна.
БОГ: В Бхагавад-Гите затронуты далеко не пять основных тем, а значительно Больше. Нельзя вычленять из Святого Писания ничего, ибо это создает впечатление у того, кто изучает Бхагавад-Гиту, что это так и есть, и потому на другие разделы и другие Духовные Знания, которые содержит в себе Бхагавад-Гита, человек перестает обращать внимания, полностью доверяясь как бы авторитету комментатора. Так человеку кажется, что он упрощает себе постижение Бхагавад-Гиты, а между тем, он теряет в Духовных Знаниях, теряет потому в качествах, теряет в вопросе постижения Бога Кришны, теряет в полноценном преданном служении и в итоге будет направлен в колесо сансары.
Тот, кто постиг Верховную Личность Бога, постигает все остальные аспекты Aбсолютной Истины - безличный Брахман, Параматму в сердце живого существа и любой другой трансцендентный аспект Aбсолюта.
БОГ: Никто не может ни при каких условиях, ни при каком старательном и усердном преданном служении постичь Личность Бога Кришны. Бог Кришна НЕПОСТИЖИМ. Также, не существует у Бога никаких аспектов. Бог Кришна – ОДИН. Не существует ни параматмы, ни безличного брахмана.
Хотя, на первый взгляд, Верховная Личность Бога, живое существо, материальная природа и время кажутся отличными друг от друга, все сущее тождественно Всевышнему. Однако Сам Господь всегда отличен от всего остального. Господь Чайтанья дал нам эту философию «непостижимого тождества и различия», которая является совершенной формой понимания Aбсолютной Истины.
БОГ: Бог – Высочайшая Божественная Личность, Верховный Творец, Абсолютная Истина. Живое существо, материальная природа, все сущее – есть творение Бога Кришны. Никогда Бог Кришна не тождествен Своему творению. Это абсурд. Это невежество. Это недопустимое понимание для преданного и тем более для того, кто взялся комментировать Бхагавад-Гиту. Что же касается времени, то Бог Кришна неотличим от времени. Но, опять же, не тождествен времени. Это надо понимать. Преданные должны просто понимать, что Бог Кришна – НЕПОСТИЖИМ. Никакие мыслительные спекуляции не смогут помочь преданному постичь Бога Кришну.
По своей природе живое существо является чистым духом.
БОГ: Нет. Живое существо сотворено из энергии Бога Кришны, есть частица Бога Кришны, но та, которая должна, получив от Бога материальное тело, пойти по пути своего развития через материальный мир и его инструменты, дабы достичь качества высокого материального и духовного порядка и с тем, чтобы эти качества открыли в свое время дверь на путь преданного служения и оттуда уже могли вывести человека на духовный план. Т.е. Бог использует материальный мир для развития или обожествления в свою меру живых существ. Но это не чистое одухотворение. Живое существо никогда не достигает чистого духа, как и изначально не является чистым духом и на чистоту также не может претендовать в силу своей ничтожности и полной зависимости от Бога Кришны.
Оно - бесконечно малая частица Высшего Духа. Поэтому Господа Кришну сравнивают с солнцем, а живых существ - с солнечным светом.
БОГ: Это сравнение абсолютно неверное. Между солнцем и солнечным светом гораздо больше общего или родственного, чем между крошечной искрой и Богом Кришной. Здесь полная несоизмеримость. Сравнение – никакое. Не таково положение живого существа перед Богом, как у солнечного света перед солнцем. Две разные вещи, несопоставимые и несоизмеримые. Бога Кришну ни с кем нельзя сравнивать, ни с кем нельзя отождествлять. Это Грех.
Будучи пограничной энергией Кришны, живые существа склонны попадать под влияние либо материальной, либо духовной энергии.
БОГ: Нет. Никто ни к чему не склонен. Не так обстоят дела. Живое существо полностью Управляется Богом и развивается Волею и Планом Бога и поднимается в своем развитии только вверх, ибо обязано Волей Бога в свое время выйти за пределы материального существования на духовный план. Когда надо, живое существо в своем пути развивается инструментами материального мира, а когда надо - живое существо развивается через путь преданного служения через духовные практики и Совершенные Духовные Знания. Ничего не происходит стихийно, все в развитии живого существа планомерно и вовремя. Всем проходить эти этапы развития по Воле Бога, и всем предстоит выход на духовный план. Бог с творением работает Абсолютно.
Иными словами, живое существо занимает пограничное положение между двумя энергиями Господа, но, относясь к Его высшей энергии, обладает некоторой долей независимости.
БОГ: Никогда живое существо не выходит из-под власти Бога Кришны. Никогда живое существо не бывает свободным, ни в материальном мире, ни на духовном плане. И в материальном мире над живым существом Бог Кришна работает через Свои материальные и духовные энергии, и на духовном плане Бог Кришна работает над живым существом и через Свои материальные и духовные энергии. Ибо никогда человек не может обладать чисто духовными качествами. Всегда присутствуют в нем и материальные и духовные качества, которые неотъемлемы от человека вследствие того, что он полностью зависимое и подчиненное Богу живое существо и не может быть постоянно сосредоточенным на Боге Кришне, ибо всегда есть вопросы в бытии на духовном плане, когда человек отвлекается от мыслительного процесса, направленного на Бога, и понуждается заниматься своим бытом, отдыхом, решением своих проблем, связанных также с поддержанием своего тела. Как только человек отвлекается от Бога Кришны, он тотчас, считается, попадает под влияние материальных энергий Бога Кришны.
Правильно используя предоставленную ему независимость, живое существо соглашается действовать под непосредственным руководством Кришны.
БОГ: Ни в материальном мире, ни на духовном плане человек не получает никакую независимость, и речи также не может быть об использовании того, чего нет. Также, Бог Кришна не нуждается ни в каком соглашении живого существа действовать под руководством Бога Кришны. Живое существо полностью Управляемо Богом Кришной в соответствии с качествами живого существа и его ступенью материального и духовного развития, как в материальном мире, так и на духовном плане.
Так оно достигает естественного для него состояния, попадая в сферу энергии, дарующей наслаждение.
БОГ: На духовном плане нет для живого существа такой энергетической сферы наслаждения, естественной для него, куда бы оно попадало как в свою среду обитания. И на духовном плане и в условиях материального мира Бог Кришна дает человеку самые разные состояния, разное окружение, разные чувства, разное восприятие, а не только одну благость или состояние умиротворения и счастья. Бог дает такой быт живым существам, чтобы они могли развиваться, чтобы был интерес к существованию, чтобы также были пути преодолений… Ибо одно только состояние благости, неизменное, может ввести и в отчаяние… Живым существам непременно необходимы эмоциональные перемены и порою встряски, как самые разные чувства, как и самые разные энергетически окрашенные ситуации…
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к восемнадцатой, заключительной главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Совершенство отречения».