Издать книгу

112. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 6-10.

112. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 6-10.
 
 
 

                                           ТЕКСТ 6

 

 

этанй апи ту кармани

сангам тйактва пхалани ча

картавйанити ме партха

нишчитам матам уттамам

 

этани - эти; апи - безусловно; ту - но; кармани - виды деятельности; сангам - от общения; тйактва - отвергнув; пхалани -  результаты; ча - также; картавйани - те, которые следует выполнять из чувства долга; ити - так; ме - Мое; партха - о сын Притхи; нишчитам - определенное; матам - мнение; уттамам -  лучшее.

 

Все это нужно делать без ожидания плодов. Делать это следует из чувства долга, о сын Притхи. Таково Мое окончательное суждение.

 

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «6.Но и во всей этой деятельности следует отказаться от привязанностей и плодов, а также исполнять, как долг, о, Партха. Это Мое непоколебимое лучшее Мнение.».

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Хотя все жертвоприношения очищают, человек не должен стремиться получить плоды жертвоприношений. Иными словами, от всех жертвоприношений, предназначенных для достижения материального успеха, необходимо отказаться, но от жертвоприношений, очищающих сознание и возвышающих духовно, отказываться нельзя.

 

 

БОГ: Все зависит от того, на какой ступени материального и духовного развития стоит человек. Если человек стоит на низких ступенях своего развития, но религиозен, обращается через жертвоприношения к высшим силам за помощью, то это допустимо. Ведь, жертвоприношения и были созданы для древних людей, чтобы через них просить Бога, Высшие Силы, духов, полубогов помочь в тех или иных вопросах материального существования. Для них жертвоприношение и сотворил Бог Кришна, как тот инструмент Бога, который обеспечивал и помощь человеку и поддерживал его религиозные чувства, держа человека через его мыслительный процесс и чувства на потустороннем, работая с человеком через этот мыслительный процесс, психическое и эмоциональное состояние, все направленное на религию, на утверждение в вере. И здесь стимулирующим, побуждающим фактором являлась сама просьба, которой невозможно было избежать; этот путь религии Бог поддерживал в людях издревле, на этом держалась религия и религиозные устои, и невозможно было этот путь древним запретить или понуждать их не обращать свой взгляд к плодам жертвоприношения, ибо плоды и ожидались и получались, и укрепляли веру и настрой человека на Бога, на Высшие Силы, на могущественных полубогов и прочее.  И в современном мире есть те отсталые народы, чья вера также держится на ритуалах и надеждой на плоды ритуала, ибо это есть для таких народов путь к выживанию, путь к поддержанию тела, путь к религии и ее устоям. Поэтому, отменять жертвоприношения в те времена было невозможно, как и невозможно отменить их у современных отсталых племен и народов. Но в цивилизованном обществе люди не направляются Богом на ритуалы строгих жертвоприношений, не поддерживается Богом этот религиозный акт, люди просят у Бога помощи через молитву, через покаяние, через пожертвование в храм, могут просить и богатства, и здоровье, и удачи в работе, и семейное благополучие… Но и здесь невозможно потребовать от людей, жертвующих, скажем, в храм, отказаться от плодов пожертвования, ибо люди это преимущественно не готовы понять и принять, ибо у них есть конкретная просьба и к кому пойти, если материальный мир нигде не открывает двери. Люди идут к Богу и жертвуют, и просят. Эти две вещи в материальном мире неотделимы друг от друга. Люди и не знают, как можно пожертвовать в храм и не попросить, ибо, даже не озвучив просьбу к Богу, материальный человек надеется, ибо у каждого есть тот вопрос, который не решается, или та болезнь, которая не излечивается, или те долги, которые неисчерпаемы... Но есть такие вопросы, где человек может пожертвовать и отпустить это благодеяние. Речь может идти о даянии, о пожертвовании или помощи другим людям… Но о том, чтобы жертвовать и ни о чем не просить, это вопрос только к преданным, которые знают Святые Писания, Слово Бога Кришны. Только они из всех могут совершить жертвоприношение, тапасью, даяние, выполнить работу и ничего не попросить у Бога взамен или не претендовать на плоды. Но, опять же, не потому, что преданным ничего не нужно, а потому, что плоды этих деяний посвящают Богу Кришне, а это означает, что плодами или результатами их деяний будет распоряжаться Бог Кришна по Своему Божественному Плану. И все, что Бог даст, будет принято преданным, как Воля Бога. А другие люди могут совершать пожертвования, приемлемые для современного мира, и просить у Бога, т.е. рассчитывать на конкретные плоды, на распоряжение ими. Ибо в этом изначальная суть веры. Также, очищают не сами пожертвования, а то, что они есть религиозный акт, есть направленный на Бога мыслительный процесс, есть в некотором роде и религиозное потрясение, которое вводит человека в Бога, и этот путь к Богу делает в своей мере необратимым. Но стих предназначен для преданных Бога Кришны, для этой ступени материального и духовного развития, и он указывает на то преимущественно в продолжение предыдущего стиха 5, что не только надо работать или исполнять свою работу, но надо это делать правильно, чтобы исполнение работы не повлекло за собой последствий греховной деятельности. А это возможно, если человек не привязан к плодам своей работы. Т.е., по сути, Бог отвечает на вопрос Арджуны касательно того, что такое отрешение тйага и отрешение саннйаса. Одни говорят, что от работы и наслаждений надо отказаться (саннйаса), а другие говорят, что от работы отказываться нельзя. И тем и другим Бог Говорит, что работать надо в любом случае, но так, чтобы она не влекла за собой последствие греховной деятельности, т.е. надо работать так, чтобы не привязываться к плодам своей деятельности. В дальнейших стихах Бог Кришна объяснит, какая взаимосвязь между этими двумя формами отрешения и причем здесь гуны материальной природы, в которых рассматривается отрешение тйага.

 

 

 

 Нужно делать все, что помогает нам развить в себе сознание Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» также сказано, что любое действие приемлемо, если оно ведет к преданному служению Господу. Таков высший критерий религии. Преданный должен заниматься любой деятельностью, совершать жертвоприношения и делать пожертвования, если это помогает ему служить Богу.

 

 

БОГ: Если человек уже есть преданный Бога Кришны, то ему все надо делать только в русле полного, старательного и продолжительного преданного служения. Это и есть все, что он должен делать. Что касается любого действия, то так говорить нельзя. Никакое любой действие не поможет. Ибо не воля человека, а Воля Бога и План Бога решает вопрос касательно преданного служения для каждого и строго в свое время. Поэтому, «любое действие» - не высший критерий религии, а невежество. Только Бог Знает, через что вести человека в материальном мире, чтобы развить в нем качества того высокого материального и духовного уровня, которые и откроют ему двери к преданному служению. От человека просто требуется старательность перед Богом и до и в период преданного служения. Но, по сути, старательность будут проявлять сами качества человека, которые Бог Кришна в нем разовьет в колесе сансары, и человек будет стараться как бы автоматически. Таким образом. Этот стих можно  в совокупности с предыдущим и  нужно принять за лучшее Мнение Бога при ответе на поставленный Арджуной вопрос. Эти два стиха требуют, чтобы человек в материальном мире непременно исполнял любую деятельность, включая и благотворительность,  и жертвоприношение,  и тапасью, любой труд. Но с великим и важнейшим условием, в котором Бог непоколебим – выполнять,  отказываясь от привязанностей и плодов. Это значит не претендовать на результат,  не привязываться к нему, не распоряжаться мысленно плодами, но предоставить все это Богу. Это процесс, прежде всего,  мыслительный, процесс мысли религиозного человека, который уже может предаться Богу хоть в этом плане, кто уже идет без страха,  независим от мнений людей, кто готов довольствоваться и малым, ибо Бог, всем распоряжающийся, может дать за работу и мизерную плату. Человек должен уметь при этом сносить в материальном мире упреки,  требования других от него зависимых материально членов семьи, должен уметь проповедовать, разъяснять Волю Бога, приучать и других не роптать, но обходиться тем, что дает Бог для поддержания тела. Вот этот путь исполнения работы, но при условии непривязанности к плодам и есть путь отречения, но путь не отказа от работы фактически, есть путь не надеющийся на других, но все же на Милость Бога и свои личные усилия, путь, где человек никак не связывает плоды своего труда с другими людьми,  не входит с ними в  отношения, не решает с ними те или иные вопросы более, чем позволяет Бог. Вот такое отречение, изматывающее, требующее терпения, смирения, предания себя Богу и есть отречение тйяга, по определению Бога. Мнение здесь Бога - лучшее, но не единственное, ибо Мир земной  состоит из живых существ разных ступеней, разного опыта, разного пути, а потому возможны, не отвергаются и другие  пути отрешения. Но лучшее – здесь провозглашено, объявлено через Арджуну, есть руководство к действию и для современника, готового трудиться, выполнять свой земной долг, но и претерпевать в том, что не будет бороться за плоды труда, не будет выяснять отношения, доверится решению Бога в каждом работодателе, но  будет усерден, старателен, искусен, ибо, когда труд одухотворен, а он  считается в таком случае одухотворенным, тогда он исполняется легко,  профессионально, как искусство.  Но,  а как Бог говорит о тех, кто  во имя Бога,  исполняет, так сказать,  «высокое» отречение под эгидой, что не желает на каждом шагу через деятельность сталкиваться и попадать через труд под влияние и условности материального мира, кто предпочитает работать только на себя,   предпочитая путь отшельничества и поборов, кто так видит  свое жертвоприношение Богу. Об этом – в следующем стихе.

 

 

 

 
ТЕКСТ 7

 

 

нийатасйа ту саннйасах

кармано нопападйате

мохат тасйа паритйагас

тамасах парикиртитах

 

нийатасйа - предписанного; ту - но; саннйасах - отвержение; карманах - деяния; на - не; упападйате - является достойным; мохат - из-за иллюзии; тасйа - того; паритйагах - отрешенность; тамасах - относящаяся к гуне невежества; парикиртитах - провозглашаемое.

 

Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если, введенный в заблуждение, он перестает выполнять их, то это называется отрешенностью в гуне невежества.

 

 

БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «7.Человек никогда не должен отказываться от предписанной деятельности (от работы, ее исполнения, что принято в отрешении саннйаса). Его «высокое» отречение, вызванное иллюзией, объявляется отречением тьага в гунне невежества.». Вот ОН, ТОТ ОТВЕТ Арджуне, который поясняет всем, как и Арджуне, как взаимосвязаны отрешение ТЙАГА и отрешение САННЙАСА. ОТРЕШЕНИЕ САННЙАСА ЕСТЬ ОТРЕШЕНИЕ ТЙАГА В ГУНЕ НЕВЕЖЕСТВА, или саннйаса есть разновидность тйаги. Здесь надо постараться понять. Есть отрешение тйага в гуне благости, есть отрешение тйага в гуне страсти и есть отрешение  тйага в гуне невежества. В гуне невежества отрешение тйага и есть отрешение саннйаса, то отрешение, где человек фактически перестает работать или работает только на себя, обслуживая свое тело.

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Нужно отказаться от деятельности, направленной на удовлетворение материальных чувств, но продолжать деятельность, помогающую духовному развитию: готовить для Верховного Господа, предлагать Ему пищу, а затем принимать ее и так далее.

 

 

БОГ: Данный стих все же не об этом. А о том, что в материальном мире человек всегда, на любой ступени материального и духовного развития должен работать. Это первоначальное требование Бога Кришны ко всем людям материального мира. Все должны работать. Даже если очень трудно в современном мире найти подходящую работу, или если пока нет той работы, которая соответствует образованию человека, даже если работа не интересна и не соответствует качествам и устремлениям человека, то в любом случае работать надо, и в процессе любой работы искать ту, которая соответствует образованию и к чему человек устремляется по своим качествам и интересам. Вторым шагом стих обращен к тому, кто есть преданный Бога Кришны в современном мире. В отличие от материальных людей, преданные Бога Кришны должны не только работать, но, имея целью отрешение от материального мира, должны отрекаться от него через отрешение от плодов любой своей деятельности, включая работу, включая добродетель, включая и тапасью или аскетизм. Но если человек идет по пути отрешения, отказываясь от работы (именно работы), как таковой, полагая, что работа его привязывает к материальному миру и он может ради такой великой цели, как путь к Богу и развитие качеств высокого духовного порядка, может ради такой цели проигнорировать работу, то в таком случае стих утверждает, что да, этот человек  идет действительно по пути отрешения, но его отрешение, обусловленное его высокими целями, есть отрешение тйага, но в гуне невежества. А это – увы. Такого преданного придется переделывать в колесе сансары. Не нужен Богу такой отрешенный. Его надо исправлять. Вот об этом стих. А что касается материальных людей, то они не идут по пути отрешения, с ними разговор другой. Им необходимо работать для того, чтобы поддерживать свое тело и для развития качеств, которые в свое время и выведут на путь преданного служения. А пока они вынуждены заниматься запрещенной кармической деятельностью, привязываться к плодам своего труда, поддерживать свое материальное тело и тела своих родственников,  и таким образом Волею Бога развивать через труд те качества, которые и есть Воля Бога на человека и его развитие через труд. К материальным людям Бог не предъявляет никаких требований, кроме непосредственного требования работать в материальном мире. Это не преданные Бога Кришны, они еще не готовы отрекаться от плодов своей деятельности и не могут использовать работу, как связующий процесс с Богом, а только для поддержания тела и для развития качеств преимущественно материального порядка. Также, что касается преданных, которые идут по пути отрешения и считают, что их работа в храме, уборка храма, приготовление пищи божествам есть путь отрешения тйага, то они ошибаются. Это  и есть отрешение саннйаса, или отрешение  тйага в гуне невежества. Ибо работа в храме в современном мире не засчитывается Богом, как та работа, которая направлена также на поддержание тела. В современном мире преданные должны заниматься именно карма-йогой, жить в своей семье, и таким образом поддерживать свое тело, и  в процессе работы на предприятии или в той или иной организации  отказываться от плодов своей деятельности, посвящая их Богу Кришне. Так дела в современном мире должны обстоять с преданными, если о них говорить.

 

 

 Говорится, что человек, отрекшийся от мира (санньяси), не должен готовить для самого себя. Готовить для себя ему нельзя, но для Верховного Господа можно и нужно. Подобно этому, санньяси может провести свадебную церемонию, если это поможет его ученику укрепиться в сознании Кришны. Тот, кто отказывается от такой деятельности, находится под влиянием гуны невежества.

 

 

БОГ: Это непонятно о чем рассуждения. К стиху и его толкованию не имеют отношения никакого. Но если все же говорить о саннйаси, то   в современном мире их по большому счету уже быть не должно. Это бесполезные и для себя и для других люди, которые все полное преданное служение Богу Кришне сводят к отрешению от мира. Более того, если они еще и хотят, чтобы им прислуживали, им готовили еду и преклонялись пред ними, то это вообще грешники и во времена Арджуны и теперь. Но во времена Арджуны эти люди использовались Богом для проповедей, для примера аскетизма, отрешенности, независимости… Бог давал им речь, давал им религиозную память и понимание, давал им и окружение и направлял по домам. Таким образом поддерживая религиозность в обществе и основные ценности религии, такие, как духовные знания, религиозные принципы и устои, знания вед, отрешенность, неприхотливость или аскетизм, мудрость, и пр. Что касается свадебной церемонии, то это уже вне рамок современной цивилизации, есть то, что Бог не поддерживает, есть то, что к преданному служению и поклонению Личности Бога не имеет отношение. Это уже есть пустословие. Стих 7  есть, по сути, более полный ответ Бога на поставленный вопрос Арджуны. Итак, Бог настоятельно, непременно советует исполнять любую деятельность фактически, но при этом отказываясь от привязанности и плодов, тем одухотворяя и узаконивая перед Богом любую деятельность, которая в этом случает не имеет кармических последствий. Этот путь не нов, уже объяснялся Богом, как карма-йога, путь объявленный Ведами, путь рекомендуемый Богом всегда и всем. Но теперь на  путь фактического отказа от деятельности (саннйаса), практикуемый многими преданными, Бог посмотрел   как на разновидность отрешения тйага, назвав его отречением тйага в гунне невежества и тем определив взаимоотношение этих двух направлений отречения – тйага и саннйаса и так подводя Арджуну к ответу на его вопрос в ст.1. Но. Как же быть с полным отказом верующего от  деятельности в материальном мире?  Объявить его, это направление отрешения вне религии? Ведь, и этот путь имел и имеет место, а значит, был также дан Богом? Ибо ничего нет без Воли на то Бога.  На самом деле,  и  этот путь фактического отречения от работы (саннйаса) имеет право на существование, но для тех, кто по своим качествам и духовной ступени пониже, но кто устремляется пойти по стопам духовных учителей и великих святых, копируя, имитируя  их образ жизни, через отречение саннйаса (удаление фактическое от мира), не имея на это Благословения Бога. Только Бог может повести по пути отхода от работы реального, фактического, но избранные  единицы, тех,  кто воистину должны ходить, ездить по миру, проповедуя Божье слово, Кому Бог и не позволит работать, как ни старайся и не выпрашивай, кого Бог повел этим путем согласно Божественному Плану, кому Лично вручил саннйасу и кого обеспечил материально Лично через учеников. Но этот путь далеко не для всех. Нельзя всем преданным ринуться в эту дверь, где нет фактической трудовой деятельности в материальном обществе. Такие люди, еще не достигшие Божественные качества, не вышедшие на уровень духовных учителей,  обязаны, непременно обязаны работать на условиях Бога,  а не мнить себя, попадая под влияние иллюзии невежества,  находящимися в всепозволяющем отречении, дающим свободу рукам. Само отречение, какую бы высоту в их глазах не имело, не должно отводить от работы. Иначе, его высокое отречение во благо преданному служению, посвященное Богу и жизни в Боге,  будет не более, как придаток, разновидность отречения тйага, а точнее объявлено отречением тйага в гунне невежества, согласно данному стиху. Вот он ответ Бога. Если ты не духовный учитель, не  святой, не поставлен условиями материальной  и духовной жизни в невозможность фактически трудиться самим Богом, и если ты при всем этом не желаешь в связи с внутренними спекуляциями работать в материальном мире на тех условиях, которые тебе предлагает  Бог из-за лени или неразвитого духовного понимания, или не доверяешь Богу, или хочешь ускорить процесс духовного  становления, если ты  желаешь переступить эти важные ступени развития на пути к  Богу, то, извини,  твои усилия ничтожны, ибо ты попадаешь в своем отрешении под влияние иллюзорных энергий Бога, твое отречение не более, чем отречение тйага, но в гунне невежества и так будет принято Богом. Не взыщи. Придется расти  и становиться под влияние гунны  страсти, а уж потом гунны  и благости, что есть само отрешение тйага, настоятельно рекомендуемое  Богом всем. Поэтому Бог не зря вначале указал, что отрешение тйага может быть в трех видах  - под влиянием гунны  невежества, страсти и благости. Таким образом,  саннйаса по собственному почину есть составляющая  отрешения тйага и в этом ее отличие от тйага. Она – часть от целого, причем не лучшая. Таким образом, религиозный человек, который свое отрешение надумал и решил предпринять надуманное, отказавшись от работы вообще, изыскав в в себе средства для поддержания своего тела не связанные с фактическим трудом, такой человек находится все же в преданном служении тоже, но, увы, его отречение не есть санняса, подобная  саннйасе духовных учителей и святых, а есть  тйага, но в гунне невежества, каким бы высоким ему его отрешение не показалось, а потому ему еще идти и идти к Богу, пока не доберет тех качеств, которые направят на труд и деятельность без привязанности к плодам. Этого уже будет достаточно, ибо не каждый непременно должен идти путем святых, путем полного отречения от деятельности. В этом вопросу  надо довериться Богу. И если человек почувствует,  что да, действительно, Бог не дает ему работать ни при каких условиях в материальном мире, а изыскивает другие пути для поддержания его тела, если Сам Бог ограничивает  связи и общение с другими, то так ясно видящая в себе работу Бога душа может понять, что и в ее пути такое возможно и ничего сама она с этим поделать уже не может. Значит, ей Бог так дал в этой жизни, значит,  так желает над ней работать и через это вести и развивать. Путь Бога над каждым уникален, никто не может знать, как его поведет Бог. В таких условиях лучше  устремлять себя на выполнение предписанного долга, не мудрить, но идти согласно Мнению Бога,  не изобретая и не ускоряя события, а это значит  - исполнять  работу, не привязываясь к плодам;  и, если Бог найдет нужным, Он путь любого  непременно скорректирует с пользой для идущего. Как идти – Бог указал всем, а подправлять каждого будет по ходу, и это будет видно идущему непременно. Главное – никакой  отсебячины, никаких лишних предпринимательств, никаких усилий иных, ибо это может и навредить. Это, сказанное Богом,  должно быть маяком, абсолютным и бесприкословным указателем в процессе преданного служения и личного пути. Но раз речь зашла об отрешении тйага в гунне невежества, то, несомненно,  есть и отречение тйага в гунне страсти. Об этом в следующем стихе.

 

 

 

 
 
 
 
ТЕКСТ 8

 

 

духкхам итй эва йат карма

кайа-клеша-бхайат тйаджет

са критва раджасам тйагам

наива тйага-пхалам лабхет

 

духкхам - несчастную; ити - так; эва - конечно; йат - которую; карма - деятельность; кайа - для тела; клеша - беспокойства; бхайат - из страха; тйаджет - (если) отвергнет; сах - тот; критва - сделав; раджасам - относящееся к гуне страсти; тйагам - отрешенность; на - не; эва - безусловно; тйага - отрешенности; пхалам - результат; лабхет - обретет.

 

Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.

 

 

БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «8.В этой же связи, непременно несчастлив тот, кто отказался от исполнения работы из страха или из-за неудобства телу.  Он находится в отречении тйага в гунне страсти и никогда в результате такого отречения не насладится плодами отречения.». Если речь в предыдущем 7 стихе пошла об отрешении тйага в гуне невежества, что есть отрешение саннйаса, то тогда надо дать понятие и об отрешении тйага в гуне страсти и в гуне благости. Т.е. отречься от исполнения фактического работы человек может в материальном мире и потому, что эта работа внушает ему страх или приносит страдания телу. В этой ситуации может оказаться и материальный человек и преданный Бога Кришны. Это не отрешение из-за какой-то великой религиозной идее, а то, где человек по своим качествам не может исполнять работу, она ему внушает беспокойство о себе, о своем здоровье, о своей жизни, ибо работа может быть действительно опасной и требовать от человека или большого терпения, или сосредоточенности и внимания, или заставляет его преодолевать страх высоты, темноты, скорости, ответственности и пр. Такое отрешение от работы есть отрешение тйага в гуне страсти. Итак, Бог дал Арджуне понимание об отрешении тйага в гуне страсти и отрешение тйага в гуне невежества. Последнее есть отрешение санняаса. Отрешение тйага в гуне страсти, как Бог Кришна предупреждает, ни есть то отрешение, которое может принести человеку те или иные благоприятные плоды, которые можно будет использовать как совершенные духовные качества в пути преданного служения. Т.е. такое отрешение тйаги в гуне страсти неблагоприятно ни для кого, ни для преданного, ни для материального человека. Следует сказать, что  речь идет никак не о материалистах, ибо они подпадают под иную категорию Божественного суда, а о тех, кто знает Бога Кришну, кто желает идти к Богу, желает себе духовного продвижения, кто имеет цель выйти  за пределы сансары, кто готов  жертвовать,  исполнять благотворительность и тапасью, кто изучает Святые Писания, но кто еще вначале пути, кто  еще более полагается на свой беспокойный ум и не добрал необходимые качества для чистого беспримесного преданного служения. Такие люди, в любом своем духовном предприятии, еще рассчитывают на плоды, некие результаты духовного порядка, хотя выращивают их  не по правилам, самолично предпринимая и решая, выискивая пути к Богу за пределами установленных  религиозных  правил и норм, игнорируя Слово Бога, ибо только-только вышли из привычного мира материальных отношений, но все еще руководствуются его задатками в себе, начиная с меркантильного беспокойного ума, обхода  авторитетов и личного предпринимательства, будучи еще неумолимо движимыми своим родным эго. И  к ним Бог милостив, но далеко не все могут все же, согласно стиху,  насладиться плодами своих стараний и следуемых за ними результатами. Веды, Слово Бога – лучший направляющий учебник для духовной практики,  и его указания игнорировать – себе дороже. Но и не пройти иной раз путь отклонения, личного почина -  невозможно. Сам Бог постепенно, но завоевывает душу, выводя ее личные старания в нужное русло, не насаждая, а утверждая в ней Божье Слово, укрепляя ее шаг за шагом в понимании истинности пути, указанном Богом, подводя за руку к Божественному Мнению,  выводит душу на понимание тщетности попыток  внести в этом направлении что-то от себя, дабы ускорить процесс духовного развития. И только после нескольких жизней как бы направленных впустую, живое существо начинает выравниваться, корректировать свои минусы и согласно достигнутым качествам точнее улавливать Слово Бога и ему следовать неукоснительно. Фактически,  и нет таких, кто шел бы без ошибок и не побывал в отречении тйага под влиянием разных гунн.  Как же  Бог дает несовершенным преданным идти под влиянием гунны страсти? На практике это происходит примерно так. Религиозный человек, преданный Бога Кришны, знающий Мнение Бога, поступает на работу,  следуя указанию Бога и с целью поддержать свое тело. Он  мыслью, не качествами, опираясь на совершенные духовные знания, готов отказаться от плодов  своей деятельности, готов претерпеть, он уже повыше, чем тот, кто еще находится под влиянием гунны  невежества и однозначно не желает работать, хотя и посвящает свое безделие Богу, ибо имеет свой план духовного развития и отрешения от пути мирского. Но происходит так, что  данный преданный, будучи повыше, однако, не может, умом  хоть и желая, удержаться на работе, которая ему предписана,  для исполнения которой он получил от Бога образование. Он категорически не может оставаться на работе  из-за того, что  она не устраивает его из-за неудобства телу, из-за того, что находится в опасениях и страхах и не может это в себе перебороть. Как врач он боится крови, оперировать, ответственности, как  полицейский он боится  бандитов, перестрелки,  как строитель он боится холода и жары, доставляющих неудобства телу, как водитель он боится  водить машину и неожиданности, как почтальон он боится жары и мороза, долго ходить, носить тяжелую корреспонденцию, как риэлтор он боится общения, обмана, расторжение сделки, прочие непредвиденности, как учитель боится отсутствие дисциплины... Человек может не переносить сидячую работу, работу тяжелую физическую, работу опасную, связанную с преступным миром, может бояться своего косноязычия, своей рассеянности.. не счесть…  Но что еще ему может предложить материальный мир? Куда не пойдет – новые неудобства телу, новые  страхи… В итоге кажется, что Бог отводит, а на самом деле – качества человека таковы, что он не желает  претерпеть. Будучи религиозным, он склонен видеть за всем Волю Бога, но трактует ее себе во благо и защиту, во благо духовному пути без работы, без усилий такого рода, идя на отречение от работы совсем, перебиваясь заработками сторонними или работая только на себя, скажем, в подсобном хозяйстве,  и в таком состоянии служа Богу, отдавая преданному служению много сил и времени, но все же теряя в том, что не  служит Богу через карма-йогу и здесь не добывает через такую практику гораздо более ценные качества духовного порядка, такие, как терпение, смирение, постоянная медитация на Бога и др. Его отрешение от деятельности есть отрешение тйага, но в гунне страсти, что есть тоже безделие, но по причине указанной. Но он хотя бы пытался работать в отличие от того, чья тйага в гунне невежества. То, что он все же устремлен к Богу -  важно. Но плоды его деятельности пока слабые, ибо нет системы, нет благословения Бога, но есть путь промежуточный к истинному отрешению. Пока видимо идет подготовка. И этот путь от Бога, и этот путь некоторым нужен, но плоды пока не очень заметны и вряд ли в полной мере удовлетворят идущего. Так Бог подводит и к отрешению тйага в гунне благости. Об этом в следующем стихе.

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Человек, сознающий Кришну, не должен бросать работу из страха запутаться в материальной деятельности.

БОГ: Так можно сказать о преданном в современном мире, который, однако, даже изучая Святое Писание, не прислушивается к Слову Бога в Писании. Но, тем не менее, многие преданные именно поэтому живут в храмах, полагая, что находятся в отрешении саннйаса, надеясь, что таким образом занимаются чистым преданным служением Богу Кришне, не отвлекаясь на материальный мир, не работая нигде и называя своим трудом ту работу, которую исполняют в храме, работу, которая и достаточна, чтобы ее посвящать Богу Кришне и в таких условиях выполнять полноценное преданное служение. Но, увы. Такое преданное служение в современном мире Бог Кришна объявляет для преданных неполноценным, недостаточным, неприемлемым, чтобы преданный развил те качества, которые одни и выводят за пределы материального мира на духовный план. Такому преданному Бог даст еще рождение и еще, повращает в колесе сансары и заставит заниматься преданным служением так, чтобы туда входила карма-йога. Ибо преданное служение не должно выглядеть как саннйаса, где отрешение есть отрешение тйага в гуне невежества, т.о. где присутствует полной отказ от работы в материальном мире, дабы не входить с ним в контакт и не зависеть от него.

 

 

 Если, работая, человек использует заработанные деньги для распространения сознания Кришны или, вставая рано утром, развивает в себе трансцендентное сознание Кришны, он не должен прекращать своих занятий из страха или потому, что такая деятельность слишком обременительна.

 

 

БОГ: Здесь, в этом абзаце комментариев, речь, несомненно, идет о преданных, которые заняты отрешением тйага. Т.е. если преданный работает и посвящает плоды своего труда Богу Кришне, т.е. не распоряжается ими, то такой преданный, по сути, занят карма-йогой, или находится в связующем процессе с Богом Кришной через работу. В таком случае, его плодами работы распоряжается Личность Бога. А это означает, что человек может  направлять плоды своего труда туда, куда мыслью, желанием, обстоятельствами в нем Укажет Личность Бога Кришны. Сам человек не может дать себе раз и навсегда установку все деньги или их часть систематически отдавать в храм. Ибо и у преданного есть нужды и у преданного есть семья, и у преданного есть материальный быт, где надо покупать одежду, продукты, делать ремонт, обучать детей, поддерживать в доме порядок и прочее. Поэтому никто не может ему указать, не прекращать давать деньги в храм. Этим вопросов Управляет только Личность Бога Кришны, и это поведение человека (прекращение отдачи денег в храм) не есть то, что можно назвать отречением тйяга в гуне страсти. Ибо Бог может направить деньги и не только в помощь храма, но и отдельным людям или отдать их в долг, или решить через них вопросы тех или иных материальных платежей. Это все дело человека и Бога Кришны в нем. Только Бог Знает, в каком отрешении тйага (в какой гуне) находится человек и каковы его (отрешения) будут плоды. Если человек постоянно рано встает, то этот вопрос не относится к вопросу об отрешенности, а к вопросу об аскетизме. Здесь можно говорить об аскетизме в гуне страсти, если человек не выдерживает такой режим и может его нарушать. Эта тема не рассматривается в данном стихе.

 

 Подобная отрешенность является отрешенностью в гуне страсти. A всякий поступок, совершенный под влиянием страсти, не принесет ничего, кроме страданий. Тот, кто прекращает трудиться, руководствуясь подобными побуждениями, никогда не получит плодов своего отречения от деятельности.

 

БОГ: Везде, под влиянием любой гуны человек может страдать, ибо, на какой бы ступени материального и духовного развития не стоял человек, Бог в материальном мире не прекращает работать над ним, но вовлекает постоянно в материальные игры и роли, поднимает низменные качества нагара, заставляет их отработать, получить последствия греховной деятельности в виде наказаний и преодолений  и далее поднимает вверх по ступеням материального и духовного развития вверх. Этот путь в колесе сансары никто не может миновать, но все поступки, которые совершает человек в гуне страсти, не есть для человека бич, ибо  в пути преодолений Бог помогает каждому преодолевать трудности, развивать качества высокого материального уровня и поднимает только вверх. Также, у Бога есть достаточно средств в материальном мире, чтобы дать человеку отдохнуть, дать человеку наслаждение внешними материальными объектами, помогает переключаться от одних событий на другие, дает через двойственность материального мира разные эмоциональные состояния, дает радость жизни и желание жить, таким образом уравновешивая страдания через такие условности материального мира, как успех, власть, слава, известность… Т.е. гуной страсти не следует особо запугивать человека, ибо здесь хватает всем и процветаний и талантов, и надежд и успехов…

 

 
 
 
 
ТЕКСТ 9

 

 

карйам итй эва йат карма

нийатам крийате 'рджуна

сангам тйактва пхалам чаива

са тйагах саттвико матах

 

карйам - та, которую следует исполнять; ити - таким образом; эва - действительно; йат - которая; карма - деятельность; нийатам - как положено; крийате - выполняется; арджуна - о Aрджуна; сангам - общение; тйактва - отвергнув; пхалам - результат; ча - также; эва - безусловно; сах - это; тйагах - отрешенность; саттвиках - относящееся к гуне благости; матах - по Моему мнению.

 

О Aрджуна, когда же человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «9.Таким образом, о, Арджуна, непременно следует исполнять предписанную работу, как долг, отказываясь от привязанностей и непременно плодов. Такое отречение тйага считается в гунне благости.». Этим стихом Бог Кришна завершает описание отрешения тйага в зависимости от гун природы. Из предыдущих стихов стало известно, что отрешение тйага  в гуне невежества проявляется в фактическом отказе от работы с целью не входить в контакт с материальным миром, имея высокие цели духовного развития и таким образом устраняясь от уз материального мира, которые чаще всего работой и порабощают. Отрешение тйага в гуне страсти характеризуется отказом от работы вследствие страха или неудобств, которые работа может причинять телу человека. И отрешение тйага в гуне благости есть выполнение работы с посвящением ее плодов Богу Кришне. Также, в стихе 2 этой главы Бог Кришна Говорит: «…Отказ от всех плодов деятельности сведующие называют отречением тйага.». Т.е. отрешение тйага и отрешение тйага в гуне благости есть одно.  Когда речь идет просто об отрешении тйага, то надо понимать, что речь идет об отрешении тйага в гуне благости. Т.е. Бог Кришна исчерпывающе ответил на вопрос Арджуны, заданный в ст.1 гл. 18. Отрешение саннйаса есть отрешение тйага в гуне невежества. Их отличает то, как в этих отрешениях выполняется работа. В отрешении саннйаса работа не выполняется вообще. В отрешении тйага – работа выполняется так, что ее плоды посвящаются Личности Бога Кришны. Т.е. основным критерием этих двух отрешений является работа, выполняется она фактически или нет и как она должна выполняться.

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Свои обязанности нужно выполнять так, как говорит здесь Шри Кришна. Нужно действовать без привязанности к результатам своего труда и не попадать под влияние гун природы.

 

 

БОГ: Чтобы не привязываться к плодам своего труда, мало одного желания человека. Здесь помочь может только путь старательного полного и долгого преданного служения, который постепенно и дает человеку состояние отрешенности и отказа от плодов любой своей деятельности. Но при этом никто, пока присутствует в материальном мире, не может освободиться от влияния гун материальной природы, ибо это иллюзорные энергии Бога, Сам Бог Кришна, работающий со Своим творением. Но в пути преданного служения некоторые иллюзорные энергии перестают оказывать на преданного сколько-нибудь значимое влияние, ибо они уже отработали свое и не могут привнести в него больше, чем ему уже дали, развив качества материального и духовного уровня в той степени, что уже можно будет говорить о выходе человека Волею и Планом Бога Кришны за пределы материального мира на духовный план.

 

 

Человек, сознающий Кришну, работая на заводе, не считает себя рабочим этого завода и не думает, что работает для завода. Он просто работает для Кришны и, отдавая Кришне результаты своего труда, действует на духовном уровне, то есть в гуне чистой благости.

 

 

БОГ: В этом вопросе все же надо было бы поддерживать связь с основной темой, поднятой Арджуной в стихе 1. Речь, ведь, должна идти не о преданном Бога Кришны, который работает на заводе и что-то осознает, а о том, что такой человек, который, будучи преданным Бога Кришны, работает на заводе и посвящает свой труд и плоды Богу Кришне, находится в отрешении тйага, или в отрешении тйага в гуне благости, что одно и то же. Таким образом, Бог Кришна высказал Свое окончательное и лучшее Мнение, отвечая на вопрос об отречении тйага.  Объяснив, что такое отречение бывает трех видов в зависимости от гунн материальной природы,  Бог  рекомендовал исполнять это отрешение тйага  (при  выполнении работы) в гунне благости. Так,  в чем суть отречения тйага в гунне благости? В том, чтобы исполнять работу как долг, т.е. неуклонно, непременно, обязательно, во что бы то ни было, но также непременно отказываясь от плодов, не привязываясь к плодам своей деятельности, игнорируя их, оставляя это Богу, как Тому, от Кого все исходит и Кто всем распоряжается изначально. Но, обращаясь к стиху 2 этой главы Бог говорит, что «…Отказ от всех плодов деятельности сведущие называют отречением тйага». Т.е  отречение тйага по определению есть отречение тйага в гунне благости, равнозначны. Поэтому, если мы хотим сказать об отречении тйага в гунне благости, мы не ошибемся,  назвав такое отречение просто тйага. Таким образом, Бог не только ответил на вопрос Арджуны, в чем заключается отличие отречения саннйаса от тйага, но и порекомендовал, отречение тйага, как лучшее, всем, кто озабочен своим духовным развитием и тем,   кто готов следовать и в этом вопросе по стопам великих ачарьев и святых личностей, отказываясь фактически и незаконно от работы  и в этом видя свой путь, свое отрешение, свое жертвоприношение, отнюдь не беспокоясь о том, как будет поддерживать свое тело, и иной раз обрекая себя и своих близких на немалые страдания, ибо Бог не готов их поддерживать обществом, через подаяние, через понимание другими преданными. Путь к Богу в цивилизованном мире должен быть упорядоченным, не за чужой счет, если Бог напрямую так не поведет, без лишних предприниманий в этом направлении, но через труд,  через практику карма-йоги (исполнение работы без привязанности к плодам, т.е. в отречении тйага), одухотворяющей любую деятельность мыслительным процессом, через контроль ума и чувств, ограничение в общении, медитацию  на Бога, умение удовлетворяться малым, исполняя работу как долг.

 

 

 

ТЕКСТ 10

 

 

на двештй акушалам карма

кушале нанушаджджате

тйаги саттва-самавишто

медхави чхинна-самшайах

 

на - не; двешти - ненавидит; акушалам - неблагоприятную; карма - деятельность; кушале - в благоприятной; на - не; анушаджджате - привязывается; тйаги - тот, кто отрекся; саттва -  гуной благости; самавиштах - поглощенный; медхави - разумный; чхинна - отсечены; самшайах - тот, все сомнения которого.

 

Мудрый и отрешенный человек, находящийся в гуне благости, действует не ведая сомнений, без неприязни к неблагоприятной и привязанности к благоприятной деятельности.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «10.Разумный человек, оставивший все сомнения и приняв отречение тйага в гунне благости, никогда не ненавидит неблагоприятную работу и никогда не привязывается к благоприятной.». Тема об отрешении тйага и саннйаса уже подошла к концу. Бог Кришна объясняет Арджуне, какие качества по отношению к работе проявляет человек, который находится в отрешении тйага.

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Человек в сознании Кришны, так же как и тот, кто действует в гуне благости, никогда не испытывает неприязни к тому, что доставляет беспокойство его телу, будь то человек или обстоятельства. Он выполняет свой долг в надлежащем месте и в надлежащее время, с какими бы неудобствами это ни было связано. Такой человек всегда находится на духовном уровне. Будучи самым разумным из людей, он действует не ведая сомнений.

 

БОГ: Однако, это отвлеченные рассуждения правильного порядка, но к стиху не имеют непосредственного отношения. Здесь не просто надо говорить о том, как преданный относится к благоприятной или неблагоприятной работе, а о том, как относится к работе человек, который находится в отрешении тйага. Ибо о нем еще речь. Что означает принять отречение тйага? Это означает, что, прежде всего,  человек занят преданным служением Богу Кришне и желает идти по пути очищения, что ему, однако, необходимо поддерживать свое тело, тела своих близких,  необходимо исполнять свой долг и при этом духовно совершенствоваться. Также отсюда следует, что он знает Мнение Бога достаточно точно, знает цену Мнения Бога, как Высочайшей Божественной Личности, знает, что путь непосредственной трудовой деятельности объявлен Богом, как лучший и хорошо понимает требования, которые предъявляет Бог к так идущему. Вот все это понимание и характеризует человека как разумного, оценивающего свои возможности внутренние и материального порядка и принимающего единственно для себя правильное решение, видя  путь отрешения тйага как  духовную практику, карма-йогу, которая должна исполняться при оговоренных условиях, входящих в определение карма-йоги или отречения тйага, что здесь одно и то же. Если человек стоит уже на такой ступени развития, что может беспрекословно выполнять предписанные обязанности, не привязываясь к плодам труда, будучи здесь в отрешении, то это говорит также и о том, что он уже достиг в материальном мире и предыдущей практикой преданного служения те качества, которые  и будут способствовать  указанной духовной практике. Или же по качествам он достиг того уровня, что может начинать практиковать этот духовный опыт, укрепляя и развивая Божественные качества при условии подчинения себя Божественным здесь требованиям, шаг за шагом утверждаясь качествами и желанием так идти, хотя прежде мог подобного опыта не иметь. Во всяком случае, качества так идущего уже подходят. Что же это за качества? Но прежде. Это готовность расти духовно. Здесь без совершенных знаний Вед, без Слова Бога никак не обойтись, не сдвинуться, не удержаться. Человек вначале должен ЗНАТЬ. Чтобы постоянно сюда оглядываться, на этот базис и авторитет в себе беспрекословно опираться,  его в себе развивать, применять, извлекать, как абсолютный внутренний фундамент, откуда  и будет произрастать твердость, уверенность, непреклонность, смирение, подчинение Воле Бога, понимание цели и смысла.  Что должен человек в себе нести, прежде чем отважиться на столь не простую практику йоги? 1.  Бог – Высший Управляющий. 2. Все изначально принадлежит Богу, а, следовательно,  и сама работа и  ее плоды. 3. Бог дает мысль, связи необходимые в этом процессе, желание, саму работу, все в ней  недостатки, все от Бога. 4. Непременно следует понимать, что в каждом Бог и Бог через каждого может наставлять, это помнить, учитывать, принимать. 5. Бог управляет памятью каждого, каждому подает  из памяти знания, дает Сам навыки, дает  сноровку, требует изнутри логики, последовательности, умозаключение. 6. Сам Бог дает ошибки тем, кто не имеет опыт и  Сам через ошибки и мнения более опытных подсказывает, что может сопровождаться и  неприятными событиями. Преданный должен во всем видеть Руку Бога и понимать, что ему Бог хочет в работе сказать непосредственно или через других. 7. Следует предать себя Богу в вопросе материального вознаграждения, здесь быть смиренным и уметь претерпевать  несправедливость, видя за всем промысел Бога. 8. Человек также должен понимать, что преданное служение Богу требует аскетизма, высочайшего терпения, несет в себе Богом предусмотренные испытания и трудности от людей, от самой работы, от тела и быть к этому готов. 9. Человек также должен понимать, что работа  выводит его в материальный мир, где он может или соблазниться общением, материальными интересами и благами или  использовать материальный мир  для преданного служения, учась преодолевать соблазны и искушения, проповедуя,  учась среди всего постоянно оперировать к Богу, учась видеть Мнение  и присутствие Бога в каждом и на этом великолепно совершенствоваться, прибавляя себе через такой опыт мудрость, свидетельство о Боге, милосердие, смирение и терпение, полностью воспринимая материальный мир, как духовный, где все явно и неявно связано с Волей Бога и его неизменным присутствием. 10. Человек также должен знать, что,  даже служа Богу, он не первый перед Богом, что Один Бог знает ступень каждого, ведет каждого,  изнутри подсказывает каждому. Из этого должен понимать, что он не выше, не лучше, не достойней, но делает свое дело перед Богом так, как он это видит, не оскорбляя, не принижая окружающий  материальный мир во всем его проявлении, видя  мир на своей ступени развития, не считая себя перед Богом более достойны, не сыпать поучениями, не приводить себя в пример, не демонстрировать свое преданное служение и аскетизм, но так находиться среди других, чтобы никто и не подозревал, что он на постоянной связи с Богом и  следует в себе указаниям Бога изнутри или делать это корректно. Вот минимум здесь приведенных знаний, которые человек должен взять в себе за основу. Но и этого мало. Именно эти знания и весь предстоящий опыт духовный должны уже вначале отзываться в нем  частично или более полно качествами, затребоваемыми Богом, как сопровождающими  или только развивающимися, но уже действующими в свою необходимую меру, применяющимися  к преданному служению и конкретно к пути  отречения тйага. Какие же это качества?  Немногословие, терпение, смирение, старательность, отрешение, доброжелательность… ,  ибо все же труд производится с Богом, для Бога и  Богу нельзя, не следует предлагать плохие плоды, произведенные далеко не лучшими качествами и мыслительным процессом.  Необходимо  развивать сноровку,   не брезговать чужим опытом и наставлениями, видя все, как руку Бога,  необходим энтузиазм в работе, скромность,  уважение к другим, доброжелательность, дружелюбие, скрупулезность, ответственность, порядочность… все эти качества не новы для сознания преданного, ибо они развиваются Богом в каждом еще в материальном мире его средствами и представителями постоянно. Теперь эти качества следует взять за основу, что не сложно, направить на служение Богу и на выполнение любой деятельности в отречении тйага. Ну и необходимо качество, которое Бог приводит в данном стихе -  преданный должен никогда не ненавидеть неблагоприятную работу и не должен привязываться к благоприятной. Это очень не простое требование, но оно может исполняться при условии, если человек идет по пути непривязанности, укрепился в этом направлении, видит работу как то, что подобрал ему Бог Лично и понимать, что, если Бог дал именно эту работу, значит в этом есть причина, значит,  именно через эту деятельность Бог желает внести в преданного недостающие качества и закрепить или развить уже существующие, дать тот опыт, который в нем еще слаб или отсутствует, дать новое понимание или новое окружение и из него, из нового приобретенного качества, следует что-то, намеченное Богом, извлечь и применить впоследствии в преданном служении, приближая его к совершенному. Следует к любой работе относиться как к окончательной Воле и Плану Бога, понимая, что Бог дает, зная то, что человеку не известно, значит,  в этом есть смысл и понимая, что и Сам Бог выводит из любой деятельности предавшиеся ему души опять же по Своему Плану, давая ситуации, при которых работа та или иная становится крайне невозможной. Здесь следует довериться Богу, вручить себя Богу, терпеть, стараться,  и понимать, что, как Бог дал, так Бог может и отвести, ибо преданных Бог очень часто водит по разным работам и видам деятельности, наполняя  их багаж непредвиденными знаниями и опытом, которыми далее уже в этой жизни преданный сможет оперировать и через них более постигать Слово Бога и суть совершенных духовных знаний, ибо и духовные учителя представлены Богом как те, кто знает жизнь, а потому был занят  в любой деятельности, входил в многие отношения, постигал многие знания, включая и материальные. Пути Бога – неисповедимы. И это тоже хорошо брать на вооружение любому преданному.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

0
21:19
256
Нет комментариев. Ваш будет первым!