48.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 21-24.
48.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 21-24.
ТЕКСТ 21
йо йо йам йам танум бхактах
шраддхайарчитум иччхати
тасйа тасйачалам шраддхам
там эва видадхамй ахам
йах йах - который; йам йам - которому; танум - образу (полубога); бхактах - преданный; шраддхайа - с верой; арчитум - поклоняться; иччхати - желает; тасйа тасйа - того; ачалам - непоколебимую; шраддхам - веру; там - ту; эва - безусловно; видадхами - даю; ахам - Я.
Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его веру в этого полубога, чтобы он мог вручить себя ему.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «21.Кто бы какому бы полубогу не пожелал с верой поклоняться, ему эту его непоколебимую веру непременно даю Я.».
КОММЕНТAРИЙ: Бог наделил каждое существо определенной долей независимости, поэтому, если человек стремится к мирским наслаждениям и искренне хочет получить их от полубогов, повелителей материального мира, Верховный Господь, который как Сверхдуша пребывает в сердце каждого, зная об этом желании, помогает человеку исполнить его.
БОГ: Это не истина. Живые существа есть полностью зависимые от Бога живые существа. Бог полностью Управляет людьми, животным миром, всем движущимся и неподвижым, всем видимым и невидимым. У человека нет никакой доли независимости. Бог дает человеку мыслительный направленный процесс, дает память, чувства, желания согласно его ступени материального и духовного развития, дает осознание себя, через иллюзорные энергии дает понимание человеку, другим живым существам, что именно он есть тот, кто сам решает, сам исполняет, сам чувствует, сам выбирает, сам вовлекается в те или иные материальные игры и роли. Но на самом деле все в каждом творит Личность Бога, поднимая каждого по ступеням материального и далее духовного развития и в теле человека развивая те качества высокого духовного порядка через путь преданного служения Богу Кришне, которые и направляют человека в свое время на духовный план.
Как верховный отец всех существ, Господь не посягает на их независимость, а, наоборот, предоставляет им все необходимое для того, чтобы осуществить свои материальные желания.
БОГ: Живое существо не может само из себя синтезировать желания, как и не может эти желания само удовлетворить или выстроить в себе план их достижения. Бог растит Себе слуг высокого духовного порядка, которые должны обладать высокими духовными качествами; поэтому Бог проводит все живые существа, вращая их в колесе сансары, через великий опыт материальной жизни, пропуская каждого через все перипетии материального мира, давая вкусить все запретные плоды, показывая постоянно, что Бог поддерживает, а что под Божественным запретом, что разрешено и что есть грех. От жизни к жизни человек получает новые возможности, новое окружение, новые планы от Бога, новые цели и вновь устремляется Богом вглубь всех материальных возможностей, вкушая и запретные и благостные плоды, развивая качества, приобретая опыт материального существования, совершенствуя свой выбор, свой мыслительный процесс, понимая, что в материальном мире привлекательно и что нет, постигая этот материальный мир собственно на свой судьбе, своих проблемах и проблемах близких людей, постигая мир через возможности цивилизации человеческого общества, осознавая себя, свое положение в материальном мире и постепенно задаваясь вопросами более глобального порядка, которые с развитием мыслительных способностей и опыта жизни Бог начинает поднимать в человеке, направляя его ума на вопросы жизни и смерти, счастья и страдания, цели жизни, своего конечного пути и пристанища. Все это через круговорот сансары, через развитие качеств, которые, развиваясь, дают человеку более точное понимание себя, вовлекают более осторожно в материальные игры и роли, запрашивают высокий смысл своему бытию и которые в свое время направляют человека на поиски Бога.
Может возникнуть вопрос: почему всемогущий Господь дает живым существам возможность наслаждаться жизнью в материальном мире и тем самым позволяет им попасть в ловушку иллюзорной энергии.
БОГ: Все наслаждения, которые присутствуют в материальном мире, есть творение Бога. Они необходимы живым существам, ибо сама жизнь в материальном мире далеко не проста и здесь приходится постоянно бороться за выживание. Человеку все дается только через труд. Также человек не только должен поддерживать свое тело, трудясь постоянно, но и должен развиваться. И этот процесс также требует многих физических и прочих затрат в материальном мире. Бог постоянно с целью развития человека, давая ему многочисленные желания, обещая ему мыслью блага и наслаждения, вовлекает его в развивающие игры и роли самого разного порядка, которые извлекают нагара греховные, примитивные, иногда и животные качества, за которые могут последовать и плоды греховной деятельности в виде достаточно строгих наказаний, что в свою очередь дает понимание человеку, что ему в материальном мире разрешено, а что под запретом и наказуемо. Поэтому наслаждения есть то, через что человек попадает в ловушку материального мира, которая есть обучающая и наставляющая, которая и постепенно развивает мыслительный процесс, дает понимание касательно источников наслаждения, дает осознание, что они могут приносить страдания или добываться ценой своих успехов и благополучия или благополучия других людей. Также наслаждения непременно должны присутствовать в материальном мире, чтобы человек хотел жить, мог в жизни наслаждаться, мог надеяться, мог устремляться, мог и переключаться с одного вида деятельности на другой. Надо понимать, что все в материальном мире под контролем Бога, все дается человеку или с целью помочь ему или с целью его научить. Все также работает на развитие человека, ибо такова основная функция материального мира, так материальный мир был сотворен Богом и так работает всегда, работает по Воле Бога, работает бесперебойно и постоянно выводит из материального мира на духовный план тех людей, чьи качества уже для этого подходят.
Ответ таков: если бы Верховный Господь в образе Сверхдуши не давал живым существам такой возможности, у них не было бы подлинной независимости. Господь предоставляет каждому полную свободу действий, но в то же время в «Бхагавад-гите» Он дает высшее наставление: «Оставь все свои занятия и полностью предайся Мне». Только тогда человек сможет стать по-настоящему счастливым.
БОГ: Бог не дает живым существам ни полной и ни частичной независимости. Живые существа есть изначально просто энергии Бога, полностью зависимые от Бога, неотделимые от Бога, Управляемые Богом, цель их сотворения – служить Богу и только под Божественным управлением. Чтобы живые существа были для этого пригодны, Бог развивает в них через материальный мир качества, которые и подходят для того, чтобы служить Богу. Все в живом существе должно быть направлено только на Бога, на своего Создателя. Только поэтому они получают от Бога свой путь, свое развитие, развивают Божественные качества. Другого направления не существует и никогда не существовало. Также, что касается приведенной ссылки на слова Бога в Бхагавад-Гите, то вот этот стих: «66.Сарва-дхарман паритйаджйа мам эка шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах». Перевод: «66.Полностью откажись от всех других религий и приди ко Мне, предавшись Мне Одному. Я желаю освободить тебя от всех грехов. Не тревожься.». Т.е. речь не о действиях и не о свободе действий, а о других религиях, других конфессиях, если говорить о современном человеке. Поэтому ссылаться на этот стих, якобы подтверждающий свободу выбора человека, не следует. О другом речь, о религиозном направлении человека, ибо таких направлении в материально мире существует немало.
И люди, и полубоги зависят от воли Верховного Господа, поэтому без дозволения свыше человек не может поклоняться полубогу, так же как и полубог не может дать ему благословений.
БОГ: Полубогов не существует. Это вымышленные образы, которые Бог использовал, как некие промежуточные между Богом и человеком могущественные существа, через которые Бог мог принять поклонение Себе, ибо люди стояли на такой низкой ступени материального и духовного развития, что непосредственное обращение к Богу Кришне было запрещено Богом (точно также в христианстве Бог дал людям Своего как Сына, на самом деле это было воплощение Бога через человека, чтобы через него люди могли обращаться к Богу, но не напрямую). Несомненно, Сам Бог Кришна дал людям поклонение полубогам и поддерживал и поддерживает для тех, чьи качества и ступень материального и духовного развития не позволяют обращаться к Богу Кришне напрямую. Но в современном мире общая ступень человеческого развития такова, что Бог разрешает и требует от людей поклоняться именно самому Создателю, минуя его посредников, как вымышленных, так и реально существовавших.
Говорится, что без дозволения Верховной Личности Бога и травинка не шелохнется. Обычно Веды советуют людям, терпящим материальные страдания, обращаться к полубогам.
БОГ: Веды древних пора забыть и полностью сосредоточить свое внимание в плане изучения и следования на Новых Святых Писаниях, данных людям начала третьего тысячелетия, через воплощение Бога Н.М. В современном мире людям следует обращаться в пути страданий и преодолений только к Богу Кришне через молитвы, поклонение, путь преданного служения.
Чтобы достичь определенной цели, необходимо поклоняться соответствующему полубогу.
БОГ: К полубогам могут только обращаться те, кто стоит на низших ступенях своего материального и духовного развития. Но такое поклонение не способствует духовному развитию человека и никогда не разовьет в полной мере качества. достаточные, чтобы можно было вовлечь человека в преданное служение. Цивилизованный мир должен обращать свой взгляд к Богу Кришне.
Так, больному человеку советуют поклоняться богу Солнца, тому, кто хочет прослыть ученым, надо поклоняться богине знания, Сарасвати, а человеку, мечтающему о красивой жене, - богине Уме, супруге Господа Шивы. Таким образом, шастры содержат предписания, связанные с поклонением различным полубогам. Когда человек хочет тех или иных мирских благ, Господь побуждает его обратиться к соответствующему полубогу, и так он получает желанное благословение.
БОГ: Поклонение несуществующим Богом, богиням, полубогам, неким могущественным живым существам есть в современном мире пустая и бесполезная трата времени. Для цивилизованного мира Бог все эти пути религиозного развития и поклонения запрещает. И никогда никто через эти пути Богом Кришной не будет благословлен, не будет одарен желаемым, но Бог непременно так идущего накажет и неоднократно и перенаправит его ум и желания на Бога Кришну. В этом не следует сомневаться.
Именно Господь пробуждает в человеке чувство преданности этому полубогу. Сами полубоги не способны вселить такие чувства в сердца своих поклонников, - это делает Кришна, Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого как Сверхдуша.
БОГ: Для современного человека все это уже не имеет место и не будет поддерживаться Богом Кришной. Но в племенах, в отсталых народах такой путь еще возможен, ибо люди недавно получили тело человека и находятся на самых ранних ступенях своего материального человеческого развития, которые не могут подпустить таких людей к поклонению Самому Создателю.
Полубоги - это части вселенского тела Господа, поэтому они во всем зависят от Него. В Ведах сказано: «Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши пребывает в сердце полубога и побуждает его исполнять желания людей. И полубог, и люди подчиняются воле Всевышнего. Они не являются независимыми».
БОГ: Полубогов не существует и рассуждения о них бесполезны, ибо они уже есть спекуляции ума.
ТЕКСТ 22
са тайа шраддхайа йуктас
тасйарадханам ихате
лабхате ча татах каман
майаива вихитан хи тан
сах - он; тайа - тем; шраддхайа - вдохновением; йуктах - наделенный; тасйа - этого (полубога); арадханам - к поклонению; ихате - стремится; лабхате - обретает; ча - и; татах - благодаря тому; каман - желаемые; майа - Мной; эва - только; вихитан - даваемые; хи - несомненно; тан - те.
С такой верой человек поклоняется этому полубогу и добивается желаемого. Но на самом деле все блага, которые он получает, дарую Я один.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «22.Наделенный этой верой, он вовлекается в поклонение тому полубогу, к которому устремляется в этой жизни, и в результате обретает желаемое, но это, несомненно, устроено Мной Одним.».
КОММЕНТAРИЙ: Без дозволения Всевышнего полубоги не могут дать своим поклонникам никаких благословений. Человек может забыть, что все является собственностью Верховного Господа, но полубоги всегда помнят об этом. Таким образом, процесс поклонения полубогам и плоды этого поклонения зависят от Верховного Господа, а не полубогов.
БОГ: Не существует полубогов. И никогда не существовало. Никто даже в самой малой степени не может взять на себя и толику Божественных функций. Любое рассуждение о полубогах, любое разъяснение о них теряет всякий смысл в современном мире, это не тема для обсуждения в Святом Писании. На любое предложение, слово, высказывание о полубоге можно ответить одним словом: НЕТ. Все это в современном мире уже не должно на себе заострять внимание человека, не должно его побуждать к излишним мыслительным процессам и не должно отвлекать от Высшего Управляющего, от Создателя, от Высочайшего Творца – БОГА КРИШНЫ.
Глупцы не знают об этом и потому обращаются за исполнением своих желаний к полубогам.
БОГ: Полубогов нет. И не было никогда. Но во времена Арджуны эти мифические существа решали отведенные на них религиозные задачи. Но об этом пора забыть. Есть Бог Кришна, есть путь к Богу, прописанный в Новых Святых Писаниях, и этот путь Бог дает в современном мире людям, как путь выхода из материального мира, из материального существования на духовный план, но каждому в свое время. И всем этим процессом Управляет только Бог Кришна.
В отличие от них, чистый преданный молится только Верховному Господу. Однако такой преданный никогда не станет просить у Господа материальных благ.
БОГ: Никогда не следует забывать, что живое существо всегда подвержено ошибкам и в материально мире и за его пределами. Ошибки следуют из несовершенных качеств людей, которые могут уменьшаться через практику преданного служения, но полностью избавиться от них невозможно. А потому и преданное служение, совершаемое несовершенными качествами, не есть чистое, но в некоторой мере через духовную практику может очищаться. Поэтому всегда надо понимать, что называть себя чистым перед Лицом Бога – значит проявлять самонадеянность и несмирение, что опасно всегда. Также, человек живет в материальном мире, имеет телесное существование и потому полностью от этого мира не может быть свободен, как и от материальных некоторых желаний. И потому говорит неправду тот, кто объявляет, что никогда не обращается к Богу с материальными просьбами. Также надо знать, что это для преданного не грех, просить у Бога то, что есть, направленно на поддержание материального тела или на решение некоторых материальных вопросов, поскольку Бог всегда озадачивает любого человека материальными проблемами, которые преданный может решить также, прося у Бога Кришны Милости. Это приемлемо.
Обычно люди обращаются к полубогам с просьбой утолить их вожделение. Такое нередко бывает, когда человек вынашивает какое-нибудь греховное желание, которое Сам Господь не станет исполнять.
БОГ: Далеко не каждый человек осознает свои желания как греховные. Бог дает любому тот мыслительный процесс и те основания и причины, которые человек берет перед Богом себе в защиту и обращается к Богу через молитву без труда, не зная, насколько его просьба греховна. Это одно. Также, поклонение Богу Кришне Бог дает человеку тогда, когда он через колесо сансары достигает необходимые для этого качества. До поклонения Богу Кришне человек может состоять и в других конфессиях. Но каждый верующий хорошо понимает пределы своих просьб и понимает, что обращается к самому Богу и потому строит свои просьбы осторожно и с некоторыми внутренними Богу пояснениями, которые смягчают греховность просьб и позволяют Богу принять эти молитвы. По большому счету все молитвы, которые человек творит от себя, излагая перед Богом свои проблемы и переживания, имеют греховный оттенок. И потому чаще всего лучше использовать молитвы молитвослова и понимать, что на самом деле Бог Знает все нужды человека. И этого достаточно.
В «Чайтанье-чаритамрите» сказано, что тот, кто поклоняется Верховному Господу и одновременно стремится к мирским удовольствиям, сам себе противоречит.
БОГ: И в Боге есть время разбрасывать и собирать камни. И материальным людям позволительно наслаждаться и в свое время воздерживаться от наслаждений или начинать путь ограничений. Все это – труд Бога над каждым. Никто не может устоять против Воли Бога. И если человеку по его карме должно идти через путь наслаждений, то он и пойдет. Его поведет Бог даже насильно. Ибо все у Бога не просто так, все имеет свое время и свои причины, и если Бог сегодня наслаждает человека, то на самом деле дает ему силы таким образом преодолеть то, что ему уготовано на завтра.
Преданное служение Верховному Господу и поклонение полубогам - совершенно разные вещи, так как поклонение полубогам материально, а служение Господу всецело духовно.
БОГ: И к Богу Кришне может человек обратиться с материальной просьбой. Бог Милостивый. Бог найдет, как и через что помочь человеку. Бог примет молитву у любого, если человек смиренно попросит, будь он преданный или нет. Это о молитве к Богу Кришне. Но если говорить о преданном служении, то это очень серьезный путь, и далеко не каждому Бог разрешит его начать, если человек не обладает подходящими качествами. Но разрешение Бога человек может понять по своему внутреннему устремлению служить Богу Кришне, по желанию изучить Святые Писания, по тому, как человек аскетичен и добродетелен. Все это Бог человеку покажет.
Для того, кто хочет вернуться к Богу, материальные желания являются препятствием.
БОГ: многочисленные материальные желания действительно являются препятствием на пути к Богу Кришне. Но эти желания надо отличать от тех, которые неминуемы в материальном мире и связаны и поддержанием тела, с болезнями, с трудными ситуациями, с безвыходными положениями… Такие желания порождаются самой жизнью человека, являются результатом его кармы, имеют также причину и свое следствие. В таких желаниях может оказаться и преданный Бога Кришны и материальный человек. Они не считаются греховными, они не могут препятствовать материальному и духовному развитию человека, они могут исполняться Богом, и они не есть запрет, чтобы начинать преданное служение, если качества уже это позволяют, и Бог дает направленный на Бога Кришну мыслительный процесс.
По этой причине чистый преданный Господа никогда не дает мирских благословений, о которых мечтают недалекие люди.
БОГ: Бог не наделяет преданных силой кого бы то ни было на что бы то ни было благословлять. Благословляет только Бог. Преданный лишь может сказать человеку: «Благослови тебя Бог.».
Вот почему те, кто одержимы материальными желаниями, предпочитают поклоняться полубогам, повелевающим материальным миром, а не заниматься преданным служением Верховной Личности Бога.
БОГ: Любую одержимость материальными желаниями дает человеку Бог согласно его карме и ступени материального и духовного развития. И также не следует забывать, что именно желания вовлекают человека в развивающие игры и роли материального мира и тем самым Волею и Планом Бога поднимают человека по ступеням собственного материального и духовного развития, подготавливая человека к преданному служению. Также, следует еще раз напомнить преданным и всем, что полубогов не существует.
ТЕКСТ 23
антават ту пхалам тешам
тад бхаватй алпа-медхасам
деван дева-йаджо йанти
мад-бхакта йанти мам апи
анта-ват - недолговечный; ту - но; пхалам - плод; тешам - их; тат - то; бхавати - становится; алпа-медхасам - неразумных людей; деван - к полубогам; дева-йаджах - те, кто поклоняется полубогам; йанти - идут; мат - Мне; бхактах - преданные; йанти - идут; мам - ко Мне; апи - также.
Недалекие люди поклоняются полубогам, однако обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты полубогов, но те, кто предан Мне, достигают Моей высшей обители.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «23. Но тленные плоды тех, кто неразумен. Поклоняющиеся полубогам идут к полубогам. Мои же бхакты, опять же, идут ко Мне.».
КОММЕНТAРИЙ: Некоторые комментаторы «Бхагавад-гиты» утверждают, что, поклоняясь полубогам, можно достичь обители Верховного Господа, однако в этом стихе ясно сказано, что те, кто почитает полубогов, отправляются на планеты этих полубогов: поклонники бога Солнца попадают на Солнце, поклонники бога Луны - на Луну, а тот, кто поклоняется Индре, может попасть на планету Индры.
БОГ: Все эти знания для людей современного материального мира есть излишние, никак не могут быть использованы в религиозном пути, ничего не дающие, не работают на материальное и духовное развитие человека, не работают с его сознанием и никак не применимы в современном цивилизованном обществе. Не существует полубогов, не существует богов, не существует никаких мистических живых существ. Есть Бог Кришна и Его творение, живые существа. Это все, что надо знать современному человеку касательно себя и Высшего Управляющего.
Неверно думать, что, поклоняясь полубогам, можно достичь обители Верховной Личности Бога. Здесь Кришна опровергает это утверждение, говоря, что почитатели полубогов попадают на их планеты в материальном мире, тогда как преданные Верховного Господа достигают высшей планеты, где обитает Сам Господь.
БОГ: Эти знания были ориентированы на уровень сознания людей, которые жили пять тысяч лет назад. Поскольку и тогда и теперь не было полубогов, то им поклоняющиеся люди как все вращались в колесе сансары и просто добывали Волею и Планом Бога те качества, которые в свое время и помогали начать преданное служение самому Богу Кришне.
Нам могут возразить, что поскольку полубоги являются различными частями тела Верховного Господа, то те, кто поклоняется им, должны достичь той же цели, что и преданные Господа.
БОГ: Полубоги – вымышленные мифические существа, никакими частями Бога тела они быть не могли. Но существовали разные теории и вымышленные свидетельства об их особом статусе перед Богом, и отводилось место в теле Бога, соответствующее тому, какое благословение от Бога они изначально имели. Все это для усиления доверия к ним, для укрепления религиозности людей, пусть и не направленной прямо на Бога Кришну, но, тем не менее, и подготавливающей людей к этому пути.
Однако такое возражение лишь доказывает, что поклонники полубогов и в самом деле не слишком умны, ибо не знают, какой части тела следует давать пищу. Некоторые из них настолько глупы, что заявляют, будто пищу можно принимать любой частью тела. Такую идею нельзя назвать здравой. Кто из нас может есть ушами или глазами? Эти люди не знают, что полубоги - части вселенского тела Господа, и по невежеству думают, что каждый полубог является независимым Богом, наравне с Верховным Господом.
БОГ: Все эти рассуждения сами по себе устарели, неавторитетны, не есть истина, бесполезные рассуждения о том, что никогда не существовало, не существовали ни полубоги, не существует и их места в вселенской форме Бога и самой такой формы у Бога Кришны нет.
Не только полубоги, но и обыкновенные существа являются частями вселенского тела Верховного Господа. В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что брахманы - это голова Верховного Господа, кшатрии - Его руки, вайшьи - живот, а шудры - ноги, и все они выполняют разные функции. Но кем бы ни был человек, если он знает, что и полубоги, и он сам являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, он обладает совершенным знанием. Тот же, кто не понимает этого, отправляется на планеты полубогов, в отличие от преданных Господа, которые достигают иной, высшей цели.
БОГ: У Бога Кришны нет никакой вселенской формы. А потому не может быть речи о том, кто и какой частью этой формы является. Бог давал людям времен Арджуны некое образное восприятие Бога, ибо они все могли воспринимать более через органы чувств, через некие мыслительные образы и представить Бога, как Высший Дух, не могли. Им надо было как-то ощутить потустороннее, как-то связать со своими представлениями, со своим, по сути, мистически преимущественно направленным умом. Так, в таком виде им было еще понятно, приемлемо мыслить и медитировать на Бога, это давало интерес религиозному процессу и в своей мере в таком виде помогало медитировать на Бога, удерживая на Нем свой мыслительный процесс. Этот образ объединял в себе и полубогов, и других известных им могущественных мифических живых существ, и самих людей разных ступеней материального развития, этот образ был и прост и со всеми божественными устрашающими атрибутами, все в себя вмещающий и как бы на пальцах объясняющий, каким образом все входит в Бога и прибывает в Нем, удерживая сознание человека в великом страхе, почтении, изумлении, трепете, потрясении, преклоняя перед Богом и давая человеку понимание о своей ничтожности и зависимости перед Высочайшим Творцом.
Плоды поклонения полубогам преходящи, так как в материальном мире и сами полубоги, и их поклонники, и даже все планеты обречены на гибель. Вот почему в этом стихе ясно сказано, что полубогам поклоняются только недалекие люди.
БОГ: Полубогов не существует. Это Бог объявляет всем. НО и на тот период и теперь есть все же и те ступени материального развития, которые пока могут поклоняться этим несуществующим образам, ибо Бог помогает им принять их за реальность и поддерживает их так направленную веру, ибо путь религиозного развития Бог никогда не отменяет, но через этот путь работает с человеком, развивая его религиозность, развивая его качества, помогая ему подняться на более высокую ступень материального и духовного становления. Каждый получает от Бога религиозное направление по своей ступени и по своим качествам. Все проходят эти низшие ступени материального и духовного развития, их не миновать, нет ни одного преданного, кто бы в такое поклонение Богу не был прежде вовлечен. Но надо знать и то, что современный человек достаточно развит и возвращаться на примитивные религиозные ступени Бог ему не позволит. Поэтому Бог Говорит всем: нет полубогов, нет никаких высокостоящих могущественных живых существ, которые могут за Бога принимать поклонения человека, пожертвование, которым надо поклоняться.
Но чистый преданный, обладающий сознанием Кришны, достигает совсем других результатов: служа Верховному Господу, он обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания. Верховный Господь безграничен, и Его милость и благосклонность тоже безграничны. Милости, которую Господь проливает на Своих чистых преданных, нет предела.
БОГ:. Нет чистых преданных. Это надо хорошо преданным запомнить. Но стараться в преданном служении должны все преданные. Также, духовный план дает человеку не только иногда блаженство, не только знания, но и требует высокое преданное служение Богу Кришне всегда. Что касается Милости Бога, то она небеспричинная и небеспредельная, и ее у Бога надо заслужить своим преданным служением
ТЕКСТ 24
авйактам вйактим апаннам
манйанте мам абуддхайах
парам бхавам аджананто
мамавйайам ануттамам
авйактам - непроявленная; вйактим - личность; апаннам - достигшая; манйанте - считают; мам - Меня; абуддхайах - люди, лишенные разума; парам - трансцендентное; бхавам - бытие; аджанантах - не знающие; мама - Мое; авйайам - нетленное; ануттамам - непревзойденное.
Люди, лишенные разума и не знающие Меня таким, какой Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше не был личностью, а теперь стал ею. Из-за скудости своих познаний они не понимают, что Я обладаю высшей природой, абсолютной и нетленной.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «24.Неразумные люди думают обо Мне, что из непроявленного состояния Я достиг проявленное, не зная Моей Высшей природы, Нетленной, Вечной (Великолепной).».
КОММЕНТAРИЙ: До этого говорилось, что поклонники полубогов не отличаются разумом, а здесь то же самое сказано об имперсоналистах.
БОГ: Те, кто во времена Арджуны поклонялись полубогам, или в современном мире, есть люди, которые идут по такому религиозному пути не потому, что они этот путь избрали сами, не потому, что они так глупы, а потому, что этот путь им дал Бог в строгом соответствии со ступенью их материального и духовного развития и согласно их качествам. По большому счету никогда не следует человека упрекать за то, что он имеет ту или иную веру. Вера человека определяется количеством его воплощений в теле человека в материальном мире. Это данность человека. Это его ступень на его сегодняшний день. Это надо понимать и не осуждать и не возвышаться над этим человеком. Просто, ему еще рано обращать свой взгляд на Личность Бога. Но уже идет работа Бога над качествами такого человека, никто у Бога не стоит на месте, всем Бог даст те качества, которые и направят на преданное служение. Но все в свое время.
Господь Кришна в Своем личностном образе стоит перед Aрджуной и разговаривает с ним, но, несмотря на это, невежественные имперсоналисты заявляют, что Верховный Господь в Своей высшей ипостаси не обладает формой.
БОГ: Надо знать, что у Бога Кришны нет человеческой духовной формы. Бог Кришна есть Высший Дух, Который имеет Форму не уподобленную телу человека. Перед Арджуной не Сам Бог Кришна, а воплощение Бога Кришны по качествам, но не по облику, неотличное от Бога Кришны. Воплощение Бога Кришны имеет всегда человеческую форму, ибо направляется в материальный мир для выполнения определенной миссии и должен в этой форме входить в контакт с людьми.
Ямуначарья, великий преданный Господа, принадлежащий к парампаре Рамануджачарьи, написал в этой связи замечательный стих:
твам шила-рупа-чаритаих парама-пракриштаих
саттвена саттвикатайа прабалаиш ча шастраих
пракхйата-даива-парамартха-видам матаиш ча
наивасура-пракритайах прабхаванти боддхум
«О Господь, преданные, такие, как Вьясадева и Нарада, знают, что Ты - Верховная Личность Бога. Узнать о Твоих качествах, образе и деяниях и таким образом понять, что Ты - Верховная Личность Бога, можно, изучая ведические писания.
БОГ: Никогда не существовал ни Вйасадева, ни Нарада. Были другие люди, с другой историей своей жизни, земные, не наделенные никаким особым даром и тем более могуществом. Также, никто доподлинно не знает качества Бога Кришны. Но такие знания в свою меру можно получить только Волей и Планом Бога на человека, которому Бог даст желание изучать Святые Писания.
Но непреданные демоны, что подвластны гунам страсти и невежества, не способны постичь Тебя. Они недостойны этого. Сколь бы искусны ни были они в обсуждении «Веданты», Упанишад и других ведических писаний, им никогда не познать Верховную Личность Бога» (Стотра-ратна, 12).
БОГ: Не существует демонов в материальном мире. Это не истина. Есть люди своей ступени материального и духовного развития. Но над каждым работает Бог, и каждый Волею Бога поднимается по ступеням своего материального и духовного развития, достигая качества, которые каждого в свое время выводят на путь преданного служения. Также, никто не может полностью познать Верховную Личность Бога. Но и нет никого, кто бы не стал преданным Бога Кришны и кто бы через изучение Святых Писание не получил о Боге Кришне достаточные знания, чтобы выйти в свое время за пределы материального существования на духовный план.
В «Брахма-самхите» сказано, что Бога, Верховную Личность, нельзя постичь, просто изучая Веды. Это возможно только по Его милости.
БОГ: Бога Кришну невозможно постичь полностью ни через изучение Вед, ни через преданное служение, ни по Милости Бога, ибо человек достаточно ограничен в своих знаниях духовного порядка, как и в своих мыслительных способностях. Бог Кришна Непостижим, и это надо хорошо понимать.
Поэтому в данном стихе из «Бхагавад-гиты» говорится, что к числу не слишком умных людей относятся не только поклонники полубогов, но также ученые-непреданные, изучающие «Веданту» и рассуждающие на темы ведических писаний.
БОГ: Если человек начинает изучать Святое Писание, будучи еще непреданным, то можно сказать, что этот человек, как бы ни мыслил, как бы ни трактовал Святое Писание, уже ведом Богом к преданному служению, ибо просто так Бог Святое Писание в руки человеку не дает. Только Бог Знает, какова ступень материального и духовного развития человека и каковы его качества. Если Бог дал человеку интерес к Слову Бога, то у Бога есть на это Божественное основание. Поэтому говорить о недостатке ума у таких людей для преданного достаточно опрометчиво, а вот говорить о том, угодно ли его такое суждение Богу, можно.
Поскольку у них нет ни капли истинного сознания Кришны, они не способны постичь личностную природу Бога. Те, кто считает Aбсолютную Истину безличной, названы здесь абуддхайах (лишенными разума), потому что они ничего не знают о высшем аспекте Aбсолютной Истины.
БОГ: У Бога нет безличностной ипостаси. Но если человек начинает сосредотачиваться на Боге Кришне, имея такую причину, то это надо понимать так, что такому человеку пора начинать идти к Богу, но Бог дает ему этот путь не прямой, а окольный, который тоже может сыграть свою немалую роль и подготовить человека, направив его мысль постоянно на Бога, хоть и в таком направлении, подготовить человека к процессу сосредоточения на Боге, что в свое время будет употреблено в пути преданного служения. После смерти таких людей Бог все лишнее из памяти и сознания забирает, а вот навыки сосредоточения на Боге становятся неслабой причиной, чтобы человек был направлен Богом на преданное служение с великим желанием, ибо в нем все будет отзываться на Бога Кришну, поскольку долгий медитационный процесс на Бога даже как на безличностный аспект в прошлом рождении сыграет свою роль.
В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что постижение Всевышнего начинается с постижения безличного Брахмана, следующая ступень - постижение Сверхдуши, пребывающей в сердце, и затем - постижение Личности Бога, высшего аспекта Aбсолютной Истины.
БОГ: Постижение Всевышнего начинается с приобретения качеств, которые пригодны для преданного служения. Далее постижение Всевышнего продолжается в самом преданном служении, которое включает в себя изучение Святых Писаний и духовных практик. Бог Кришна – Один. У Него нет ни безличного брахмана, ни сверхдуши. Все есть ОДИН БОГ КРИШНА. И никаких других аспектов.
Нынешние имперсоналисты ничуть не умнее тех, о которых говорит Кришна: они игнорируют слова даже своего великого предшественника Шанкарачарьи, который сказал, что Кришна - это Верховная Личность Бога.
БОГ: Каждого к осознанию Бога Кришны приводят не некие авторитеты прошлого или настоящего, но Сам Бог Кришна, работающий с каждым Лично, ведущий каждого Лично, дающий совершенные знания и практики каждому Лично.
Не имея верного представления о Высшей Истине, имперсоналисты считают Кришну обыкновенным царевичем, сыном Деваки и Васудевы или могущественным человеком, героем своего времени. Такая точка зрения тоже осуждается в «Бхагавад-гите» (9.11): аваджананти мам мудха манушим танум ашритам - «Только глупцы могут считать Меня обыкновенным человеком».
БОГ: Сам Бог Кришна в материальный мир не приходил, ибо и никогда его не покидал и не покидает. Бог – Высший Дух, пронизывающий материальный мир полным Своим целым. Бог в материальном мире не рождается. Приходят его воплощения, имея от Бога определенную миссию. Бог Кришна присутствует и в этом воплощении и в других людях Сам Лично. Но воплощение Бога подготовлено Богом по качествам и Совершенным Духовным Знаниям, чтобы выполнить ту миссию, которую назначил на него Бог. Поэтому не Сам Бог родился, а Его воплощение, не Сам Бог был царевичем, а его воплощение, не Сам Бог был сыном Деваки и Васудевы, а Его воплощение, которое считается неотличным от Бога, ибо полностью выполняет то, что на него возлагает Бог в этом его приходе.
Суть в том, что Кришну нельзя постичь, не занимаясь преданным служением Ему и не развив в себе сознания Кришны. «Бхагаватам» (10.14.29) подтверждает это:
атхапи те дева падамбуджа-двайа-
прасада-лешанугрихита эва хи
джанати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван
«О мой Господь, познать Твое истинное величие может тот, кто удостоился хотя бы капли милости Твоих лотосных стоп. Но те, кто пытается постичь Верховную Личность Бога силой собственного ума, не добьются успеха, даже годами изучая Веды».
БОГ: Величие Бога постичь даже частично очень и очень непросто в материальном мире. Это почти никому не удается, ибо требует очень серьезную и долгую духовную практику. Даже преданное служение, всеобъемлющее, включающее в себя изучение Святых Писаний, духовные практики, аскетический образ жизни и добродетель, не могут так раздвинуть границы сознания человека, чтобы он воочию увидел Величие Бога. Но и нет никого, кто бы был лишен такой Милости Бога, ибо без нее преданное служение не может быть успешным. Понимание Величия Бога в разительной степени помогает человеку быть смиренным перед Богом, бояться Бога, видеть труд Бога, помощь Бога, великолепные качества Бога, у человека возникает чувство ответственности перед Богом, благодарность к Богу, осознание Бога, как Величайшей Личности, труд Которого в материальном мире Абсолютен и Великолепен… такое понимание Бога становится определяющим для преданного, его личным восприятием Бога, подобным неким личностным отношениям, которые Бог как поддерживает, хотя на самом деле они не могут быть, ибо Бог стоит несравнимо высоко и непостижим ни для каких отношений.
Чтобы постичь Верховную Личность Бога, Кришну, Его образ, качества и имя, недостаточно заниматься умозрительным философствованием или изучать Веды. Для этого необходимо служить Господу с любовью и преданностью.
БОГ: Постичь Бога невозможно; но в свою человеческую меру Бог дает это преданным и только через изучение Святого Писания и непременно преданное служение.
Познать Верховную Личность Бога может лишь тот, кто целиком поглощен деятельностью в сознании Кришны, которая начинается с повторения маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
БОГ: Эта маха-мантра не есть и не был инструмент, позволяющий познать Бога Кришну. Эта вибрация была необходима лишь для устойчивого сосредоточения преданного на Боге Кришне. Но в современном мире эта мантра отменяется Богом по ряду божественных причин.
Непреданные-имперсоналисты считают, что тело Кришны состоит из материальных элементов, и Его деяния, облик и все, что с Ним связано, также являются порождением майи. Таких имперсоналистов называют майявади. Им неизвестна высшая истина.
БОГ: Кто и что думает о Боге Кришне, не должно интересовать преданных. Каждому уровню развития человека Бог дает свои духовные практики, свой мыслительный процесс, свое понимание. Бог направляет мысли человека на Бога Кришну разными путями, ибо это тоже медитация на Бога и тоже имеет свои положительные плоды. Все ненужное Бог в свое время уберет, но оставит в человеке настрой на религию, направление мысли на Бога, и все это в свое время употребит во благо преданному служению.
В двадцатом стихе этой главы ясно сказано: камаис таис таир хрита-джнанах прападйанте 'нйа-деватах - «Люди, ослепленные вожделением, вручают себя полубогам». Известно, что, помимо Верховной Личности Бога, существуют многочисленные полубоги, повелевающие разными планетами вселенной.
БОГ: Нет таких живых уполномоченных Богом Кришной могущественных существ, которые бы чем-то управляли. Бог единолично Управляет Своим творением. Полубоги – вымышленные живые существа.
У Господа тоже есть Своя планета.
БОГ: У Бога все планеты – под Управлением Бога.
В двадцать третьем стихе Кришна говорит: деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи. Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты этих полубогов, а преданные Господа Кришны попадают на планету Кришналока.
БОГ: Это было сказано для людей того периода, когда жил Арджуна. Люди были склонны к мифической форме восприятия материального мира, они изучали Святые Писания, построенные на вымышленных образах могущественных личностей и их деяний и форме мышления. На самом деле, те, кто поклонялся полубогам, после смерти снова рождались на планете Земля и продолжали Волею и Планом Бога свой путь материального и духовного развития. Точно также те люди, которые поклонялись непосредственно Богу Кришне, или отправлялись на духовный план или снова рождались на планете Земля и добирали качества, необходимые для преданного служения и далее для выхода на духовный план. Все вопросы развития и преданного служения Бог со всеми уровнями ступеней людей решал в пределах планеты Земля.
Но, несмотря на эти недвусмысленные утверждения, глупые имперсоналисты продолжают считать Господа бесформенным, а все формы воображаемыми, иллюзорными.
БОГ: Этот вопрос о формах Бога Бог Сам давал и дает тем, чья ступень материального и духовного развития так мыслить позволяют. Если человек серьезно начинает мыслить о Боге, пытаясь его постичь изнутри через мыслительный процесс, то это говорит о том, что его уже надо направлять к Богу и вопрос может стоять за качествами, которые необходимы для преданного служения, чтобы дать человеку в такой духовной практике достаточно авторитетные знания, касательно личности Бога и формы Его Тела.
Но разве можно, изучая «Бхагавад-гиту», прийти к выводу, что полубоги являются безличными, а их обители - бесформенными? Для нас совершенно ясно, что ни полубоги, ни Кришна, Верховная Личность Бога, не являются безличными. Все они личности: Господь Кришна - это Верховная Личность Бога, и у Него есть Своя планета, а у полубогов - свои.
БОГ: Никакой вопрос касательно полубогов не может быть поднят на страницах Святого Писания. Бессмысленно говорить о том или о тех, кто не существует и никогда не существовал.
Итак, представления монистов о том, что высшая истина лишена формы и что любая форма является порождением иллюзии, весьма далеки от реальности.
БОГ: Все суждения монистов есть их путь, их уровень мыслительной деятельности, есть их поиск Бога, данный им Богом в соответствии со ступенью материального и духовного развития этих людей. Все есть труд Бога в материальном мире над каждым, труд адресный, все имеет свой смысл, из всего Бог извлекает то, что в свое время направит каждого на путь преданного служения. Все есть работа Бога, и ничего не должно на страницах Святого Писания обсуждаться или осуждаться.
Из этих стихов очевидно, что форма отнюдь не иллюзорна. Из «Бхагавад-гиты» мы узнаСм, что формы полубогов и форма Верховного Господа существуют одновременно и что тело Господа Кришны - сач-чид-ананда, вечно, исполнено знания и блаженства.
БОГ: Все есть истина за исключением существования теперь и когда бы то ни было полубогов, и говорить о форме тела того, что не существует, бессмысленно.
В Ведах также сказано, что Высшая Aбсолютная Истина по природе Своей исполнена блаженства (ананда-майо 'бхйасат) и обладает бесчисленным множеством божественных качеств.
БОГ: Это так.
A в другом стихе «Гиты» Господь говорит, что, хотя Он - аджа (нерожденный), Он тем не менее рождается, появляется на свет.
БОГ: Никогда Бог Сам не рождается в материальном мире. Речь может идти только о воплощениях и уполномоченных воплощениях Бога.
Вот истины, которые мы должны усвоить, изучая «Бхагавад-гиту». Читая «Гиту», невозможно прийти к выводу, что Верховный Господь не является личностью. Согласно «Бхагавад-гите», философия монизма, которой следуют имперсоналисты, ложна. Не может быть никаких сомнений в том, что Высшая Aбсолютная Истина, Господь Кришна, обладает формой и является личностью.
БОГ: Бог Кришна имеет Духовную Форму, Бог Кришна есть Личность. Все существующие философии в материальном мире на религиозную тему также имеют место быть, тоже есть творение Бога, тоже есть работа Бога с определенной ступенью развития людей, тоже используется Богом для развития качеств и пониманий, которые в свое время будут употреблены для привлечения человека на путь преданного служения.