47.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 16-20.
47.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 7. ТЕКСТ 16-20.
ТЕКСТ 16
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино 'рджуна
арто джиджнасур артхартхи
джнани ча бхаратаршабха
чатух-видхах - относящиеся к четырем категориям; бхаджанте - служат; мам - Мне; джанах - люди; су-критинах - благочестивые; арджуна - о Aрджуна; артах - страждущий; джиджнасух - любознательный; артха-артхи - стремящийся разбогатеть; джнани - знающий истинную природу вещей; ча - также; бхарата-ришабха - о лучший из Бхарат.
О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Aбсолютную Истину.
БОГ: правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: В отличие от грешников-неверующих, люди, перечисленные в этом стихе, следуют предписаниям шастр. Их называют сукритинах, праведниками, потому что они чтут священные писания, соблюдают нормы морали и законы государства и в той или иной степени преданы Верховному Господу.
БОГ: на самом деле такое разделение людей достаточно условное, но достаточное, чтобы сказать людям, что приходят к Богу на путь преданного служения люди разных ступеней развития, далеко не все из них праведники, но непременно они должны обладать развитым материальным умом, подходящими для преданного служения качествами, непременно должны быть аскетичными или готовыми к трудностям жизни и их преодолению. Качества свои никто, по сути, не знает, ибо за многие сотни воплощений в человеческом теле многие люди получили от Бога бесценный дар, качества достаточно высокого уровня. Однако, в каждом новом рождении Бог многие качества не показывает человеку, ибо ему нужно пройти тот или иной опыт и практики, где он должен проявить другие усилия и развить другие качества в помощь себе. На самом деле за многие жизни человек достаточно неплохо развивается через самые разные жизненные ситуации, обстоятельства, отношения, потери, приобретения. По большому счету, Бог позволяет душе как обойти весь мир, побывать во всех уголках Земли, дает самые разные встречи, самые разные положения, дает и боль, и радость, и горе, и успехи и потери, и унижения, и нищету и богатство, и управление и подчинение. Нет ничего, что человек бы не знал. Почти каждый знает и тюрьму, и прикованность к постели, инвалидность, беспомощность, войны, обиды, потрясения… Любой человек на самом деле ничему в себе не удивляется, все может принять в судьбе, ни от чего не отказывается и с Богом все преодолевает. Но приходит время и начинать осознавать, Кто его ведет, Кто его Хранит, Кто ему постоянно помогает, Кто ему все дает… Поэтому, если уж делить людей по некоторым условным признакам, то таких разделений будет великое множество, те люди, которым уже пора начинать свой путь к Богу осознанно. А до этого Бог тоже вел к себе, но через материальные игры и роли, через личную заинтересованность и выгоду, через власть и славу, через друзей и врагов, через все, где человека центром событий в своей жизни считал себя, и это было до некоторого периода правильно, ибо в этом была и мотивация. Теперь центром мыслительного процесса, любого дела должен стать Тот, Кто все эти игры и оплачивал. Сам Бог.
Такие благочестивые люди делятся на четыре категории: страдающие, нуждающиеся в деньгах, любознательные и стремящиеся постичь Aбсолютную Истину. Эти люди обращаются к Верховному Господу и преданно служат Ему, преследуя при этом различные цели.
БОГ: да, можно примерно так разделить людей, тех, кто приходит к преданному служению, но имея еще и материальные цели. Они действительно, служа Богу, просят и деньги, и власть, и даже могущество, просят здоровье, просят путешествия, просят семейного благополучия… Это не чистое преданное служение или явно нечистое. Но некоторые их качества, заслуги перед Богом, причины из прошлых рождений позволили им Милостью Бога прийти к преданному служению. Бог разрешает. Но Бог также и Говорит. Нельзя быть очень привязанным к материальному миру, ибо это существенно мешает преданному служению. Нельзя не понимать, что Бог все Знает о Своем творении. И если Бог не дает много денег – это во благо. Если Бог не дает долго выздоровление – это во благо. Если Бог не дает много путешествовать и полностью перекрывает этот путь – это во благо. И самому преданному и его близким. Претерпевание дает качества, которым нет цены. Нельзя обращаться и просить у Бога постоянно себе материальных благ, ибо Бог дает людям в материальный мир много благ, много наслаждений, много присылает рук для помощи. Но те, кто, преданно служа, все же просят у Бога постоянно, такие люди непременно еще будут вращаться в колесе сансары и неоднократно будут приходить на путь преданного служения, пока их качества не будут готовы и подходить для полноценного преданного служения, где человек не будет за свое служение у Бога требовать или просить или молить или надеяться на награду, но будет смиренно принимать все, что ему будет давать Бог, за все благодаря Бога и прославляя Божественную Милость к нему.
Поскольку они служат Господу, чтобы осуществить свои собственные желания, их нельзя назвать чистыми преданными. Чистому преданному служению чужды корысть и стремление к материальной выгоде.
БОГ: так можно сказать.
Определение чистого преданного служения дано в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):
анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама
«Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне занимается тот, кто служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности и философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым».
БОГ: Это правильно. Однако, тем не менее, преданные – живые люди и Бог их ведет не без проблем. И у преданных есть болезни, и у преданных есть серьезные материальные нужды, и у преданных есть поиски работы, и у преданных есть не очень хорошие отношения с другими людьми, приносящие страдания, и у преданных есть вопросы, которые, как висят, и не могут найти себе разрешения. Это все, несомненно, дает Бог, как личный путь преодолений, как и кармическае последствия, как отдача Земных долгов. Все это создает не очень хорошие условия и для преданного служения и иногда ставит это служение под угрозу. В таких случаях надо преданному понимать, что на все есть Воля Бога, что Бог в любом случае помогает преданному, понимать также, что к Богу можно обращаться с просьбой, с молитвой помочь. Это не воспрещается. Но при этом надо быть немногословным, смиренным, терпеливым, быть также и добродетельным и стараться быть аскетичным и никого не осуждать. Это те условия, которые непременно дадут свой результат, дадут помощь Бога. Но преданный – не материальный человек. Он идет с открытыми глазами и хорошо должен видеть, что все ему дает только Бог. Бог дает мысль, желание, намерение, помощь окружающих людей, дает выгодные и благоприятные ситуации… Ничего не происходит случайно, само по себе. И потому преданный постоянно должен благодарить Бога, показывать Богу, что понял, что мысль, желания, поведение других, настрой, энтузиазм, успех – все дает Бог. Человек, преданный, должен поэтому постоянно как находиться в Боге в себе, видеть все через призму Совершенных знаний, должен наконец ощутить, что Бог в нем постоянно с ним как на связи. Никого другого. Только Бог и непосредственно и через внешний материальный мир. Все должно быть преданным употреблено быть на духовное свое развитие. А это есть неусыпная связь с Богом в себе по любому случаю, когда преданный просто не сможет иначе ни на уровне тела, ни на уровне поступка, ни на уровне мысли, ни на уровне желания. Его жизнь должна стать только САМ БОГ.
Встав на путь преданного служения Верховному Господу и общаясь с чистым преданным, эти четыре типа праведников полностью очищаются от материальной скверны и тоже становятся чистыми преданными.
БОГ: Встав на путь преданного служения люди действительно входят в контакт с преданными другими. Но вот насколько они чисты – это Знает только Бог. На самом деле и среди тех преданных, которые себя не причисляют к указанному в стихах типу преданных, тоже нет чистых преданных. Есть просто ступени преданного служения, но, опять же, ступень каждого под десятью замками, Знает только Бог. Поэтому невозможно говорить, что общение даст непременно очищение. Но преданное служение на то и преданное, чтобы развивать человека духовно и поднимать по ступеням преданного служения вверх. Поэтому все преданные без исключения должны просто заниматься преданным служением и СТАРАТЬСЯ. Только в таком случае можно говорить о последовательных этапах очищения. Но и также не забывать, что результат преданного служения связан с тем, как долго человек находится в этом связующем с Богом процессе.
Что касается нечестивцев, то им очень трудно заниматься преданным служением, потому что они эгоистичны, не следуют предписаниям шастр и не стремятся к духовным целям. Но если кому-нибудь из них посчастливится встретить чистого преданного и пообщаться с ним, то даже такие люди могут стать чистыми преданными.
БОГ: Это слово можно употреблять. Но вот к кому именно его употребить – преданный знать не может. Это знает только Бог. Также, если в План Бога входит помочь человеку начать преданное служение через преданного, то так и будет. Бог даст материальному человеку желание, даст обстоятельства, Сам организует встречу и диалог с преданными, Сам даст и последствия. Но в любом случае преданные не должны считать, что они кому-то помогли, что они кого-то наставили на истинный путь, даже если с этим человеком будут заниматься индивидуально. Все, что бы преданные ни делали, они должны называть преданным служением Богу и только Богу, не приписывая себе никакие плоды такого труда.
Люди, поглощенные кармической деятельностью, обращаются к Господу, когда попадают в беду, и, общаясь с чистыми преданными, сами становятся преданными Господа.
БОГ: Неисповедимы пути Бога. Некоторые должны приходить к Богу через свои проблемы, некоторые вследствие долгих мытарств и болезней, некоторые потому, что начали терять смысл жизни, некоторые потому, что кто-то из родственников им служит примером, некоторые потому, что Бог на их пути дал им преданного, который ответил им на вопросы и дал совет духовного порядка или рассказал о Боге и преданном служении… Не счесть вариантов, через которые Бог ведет к преданному служению. Как и не счесть вариантов продолжения для каждого такого начала пути к Богу. Но в любом случае надо всегда понимать, что никто случайно на путь преданного служения не становится, никто просто так с преданным не заговорит и никому просто так преданный не ответит. Также помнить, что все пути всех людей ведут именно сюда, но каждого в свое время и со своим исходом в плане того, что одному пора серьезно служить Богу, другому надо только с этим религиозным направлением соприкоснуться, третьему надо из всего извлечь некоторые элементы преданного служения и практиковать их дома, четвертым надо засесть за Святые Писания, пятому надо серьезно заняться карма-йогой, следующего Бог может
пустить по пути проповедей, не смотря на то, что и сам недавно в преданном служении, и т.д. Никто при этом не ошибается, никто при этом не делает по собственному почину, каждого ведет Бог и Сам будет перенаправлять, если на то будет Воля Бога. Поэтому судьба любого преданного не должна волновать других преданных. Нельзя советовать, отрицать, ругать, унижать, изгонять, упорно звать, указывать на ошибки, ибо все под охраной Бога, все по Плану Бога, все в свое время, и все есть путь к Богу каждого. И каждый непременно в свое время войдет в преданное служение полностью.
Те, кто просто разочаровался в жизни, тоже иногда приходят к чистым преданным и хотят узнать что-нибудь о Боге. Точно так же, когда философы-гьяни отчаиваются найти истину в разных областях знания, у них возникает желание познать Бога и они начинают преданно служить Ему.
БОГ: так можно сказать. Но все это все те же разные пути к Богу Кришне, которые Бог выстраивает строго в соответствии с Планом Бога на путь человека и который (путь) обозначен еще до рождения каждого.
Занимаясь преданным служением Господу, они поднимаются над уровнем познания безличного Брахмана и Параматмы в сердце каждого и по милости Господа или Его преданного понимают, что Бог является личностью.
БОГ: Нет. У Бога нет безличного брахмана. Бог Один. И в современном мире человек, входя в преданное служение, с порога должен уже знать, что Бог - Личность и его преданное служение направлено на Личность Бога без всяких предварительных этапов осознания Бога.
Итак, когда страждущие, любознательные, стремящиеся к знанию и нуждающиеся в деньгах убеждаются, что материальные блага не способствуют духовному развитию и избавляются от всех материальных желаний, они становятся чистыми преданными.
БОГ: У Бога много причин, которые могут и привести человека к преданному служению; но Бог эти причины в человеке не только проявляет, но и делает камнем преткновения мыслительного процесса при решении всех других жизненных вопросов, возводя ситуацию в ранг непреодолимой, и далее показывает на путь выхода из ситуации достаточно порой радикальным непредвиденным для самого человека его решением, но так представленным Богом в его мыслительном процессе, что человек принимает этот путь, как освобождение от глобальных и непроходящих длительное время материальный проблем.
Пока преданные не достигнут уровня чистоты, их служение Господу будет осквернено примесями кармической деятельности, стремления к мирскому знанию и т.д. Чтобы подняться на уровень чистого преданного служения, надо избавиться от всего этого.
БОГ: Далеко не всегда и преданному Бог позволяет очищать свое сознание и знание от материальных вещей, ибо и на них тоже строится развития преданного и через них также Бог позволяет преданному решать многие свои жизненно важные вопросы. Однако, при систематическом и старательном преданном служении Бог Сам уберет их жизни преданного те практики материального порядка, которые не на пользу. И также надо знать, что, если преданный будет просто стараться и следовать Слову Бога, то вопрос о переходе на духовный план будет для него решен положительно, даже если он далеко не чистый преданный, но просто очень старается и не может при этом отказаться от некоторых материальных привязанностей по тем или иным существенным для преданного причинам.
ТЕКСТ 17
тешам джнани нитйа-йукта
эка-бхактир вишишйате
прийо хи джнанино 'тйартхам
ахам са ча мама прийах
тешам - среди них; джнани - человек, обладающий совершенным знанием; нитйа-йуктах - постоянно занятый; эка - только; бхактих - (поглощенный) преданным служением; вишишйате - выделяется; прийах - очень дорогой; хи - безусловно; джнанинах - того, кто обладает знанием; атйартхам - очень; ахам - Я; сах - он; ча - также; мама - Мой; прийах - дорогой.
Лучший из них тот, кто обладает совершенным знанием и всецело отдает себя чистому преданному служению Мне. Я очень дорог такому преданному, и он очень дорог Мне.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «17.Из них, пребывающие в полном знании, постоянно занятые только в преданном служении, выше. Я непременно очень дорог тому, кто знает, как Высоко Я стою, и он также Мне дорог.».
КОММЕНТAРИЙ: Когда страждущие, любознательные, те, кто остался без гроша, и те, кто стремится к высшему знанию, полностью очистятся от скверны материальных желаний, они могут стать чистыми преданными Господа. Из них тот, кто свободен от всех материальных желаний и постиг Aбсолютную Истину, становится по-настоящему чистым преданным.
БОГ: Но при этом надо понимать, что страждущий и любознательный в материальном мире если не каждый первый, то каждый второй. Т.е. это достаточно условные признаки того, что человек может скоро быть занят Волею Бога преданным служением. Но только Бог Знает, кто и на какой ступени материального и духовного развития находится и кому пора скоро начинать преданное служение. Но жизнь любого Бог наполняет теми проблемами и теми поисками, которые направляют человека на преодоления, на путь материального и духовного развития. Никто у Бога не оказывается за бортом. Всем идти к Богу.
По словам Самого Господа, лучшим преданным является тот, кто служит Ему, обладая совершенным знанием.
БОГ: Так можно сказать. Но при этом надо понимать, что ступень преданного Знает воистину только Бог. Также надо знать, что все преданные перед Богом равны. Также надо знать, что никто не обладает совершенными духовными знаниями полностью. Но чем человек старательней служит Богу, чем полней исполняет преданное служение, тем Бог дает ему более точное понимание и для преданного служения и для осознания Бога и в исполнении духовных практик, давая точный религиозный мыслительный процесс, правильно направляющий преданного в процессе преданного служения.
Познавая духовную науку, человек понимает, что его истинное «Я» отлично от материального тела, и затем постигает безличный Брахман и Параматму.
БОГ: Надо говорить не о духовной науке, а о совершенных духовных знаниях, Святых Писаниях, о Слове Бога. «Наука» не применима для религиозного употребления.
Полностью очистившись, он осознаСт свое изначальное положение - положение вечного слуги Бога.
БОГ: Никто полностью перед Богом очиститься не может. Это невозможно. Но можно говорить об очищении условно или в той мере, которай достаточно, чтобы выйти Волею и Планом Бога на духовный план в свое время
Итак, общаясь с чистыми преданными, четыре типа праведников очищаются от материальной скверны.
БОГ: нет. Общение с преданными никого не очищает человека, т.е. одно общение никак не может развить в человеке качества, угодные Богу и достаточные, чтобы Бог разрешал заниматься преданным служением кому бы то ни было. Также, чистых преданных нет. Есть просто преданные. Ступени преданного служения Знает только Бог. Человек не может знать, на какой ступени преданного служения он стоит, но может ориентироваться по тому, как он старается и по времени преданного служения или как долго он служит Богу.
Из тех, кто находится на начальных стадиях преданного служения, человек, обладающий совершенным знанием о Верховном Господе, особенно дорог Ему.
БОГ: О том, на сколько преданный дорог Богу, было сказано Арджуне и относилось к людям примерно его ступени материального и духовного развития, достаточно не высокой. Поэтому требовалось как бы показать человеку, что Бог может благоволить старающемуся в духовном направлении человеку. На самом деле все старания и все успехи и все знания духовного порядка дает человеку Сам Бог. Человек просто все получает из Рук Бога автоматически в свое время. Особого труда никто не вкладывает ни на поприще материальной, ни на поприще духовной деятельности. Поэтому хвала Богу. Бог трудится над каждым. Сам человек только потребляет плоды Божественного над ним труда. Поэтому, Бог равно относится ко всем, но знает ступень каждого и каждого понуждая сотрудничать с Собой, согласно ступени развития человека и его качествам на каждый данный момент.
Он познал божественную природу Верховной Личности Бога и посвятил себя преданному служению, поэтому он надежно защищен от материальной скверны.
БОГ: Невозможно познать полностью Божественную Природу Бога. И также, никто не может быть в условиях материального мира от этого материального мира быть защищенным и тем более надежно. Ибо материальный мир есть средство работы Бога над человеком, не зависимо от того, преданный он или нет. Каждый день жизни человек должен быть задействован на воспитание человека, на его материальное и духовное развитие, ибо у каждого есть долги перед Богом, и есть качества, которые можно исправить только средствами материального мира.
ТЕКСТ 18
ударах сарва эваите
джнани тв атмаива ме матам
астхитах са хи йуктатма
мам эвануттамам гатим
ударах - возвышенные; сарве - все; эва - несомненно; эте - эти; джнани - тот, кто обладает знанием; ту - но; атма эва - в точности как Я Сам; ме - Мое; матам - мнение; астхитах - пришедший; сах - он; хи - безусловно; йукта-атма - занятый преданным служением; мам - Мне; эва - непременно; ануттамам - к высшей; гатим - к цели.
Все эти преданные, без сомнения, возвышенные души, но того из них, кто постиг Меня, Я считаю во всем подобным Себе. Служа Мне с трансцендентной любовью, он непременно придет ко Мне, высшей и самой заветной цели.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «18.Все они непременно благородные души, но те, кто непременно в себе знают Мое Мнение, они, расположенные внутри себя в связи со Мной, непременно достигнут во Мне высшую Цель.».
КОММЕНТAРИЙ: Не следует думать, что преданные, не обладающие совершенным знанием о Господе, не дороги Ему.
БОГ: Если преданный не обладает совершенными знаниями в необходимой мере, то такой преданный стоит на невысокой ступени преданного служения. И к этому преданному и к любому другому Бог никак не относится. Бог отрешен. Но для преданного все же такое понимание плачевно. Поэтому Бог как бы направляет преданного на понимание того, что Бог может по-разному относиться к преданным и некоторые якобы могут быть Ему дороги или очень дороги. Можно преданному так думать, можно на это рассчитывать, ибо каждый преданный в преданное служение вкладывает свой труд и хочет, чтобы Бог как-то его оценил или похвалил. Но прав будет тот преданный, который все же будет хорошо понимать, что Бог отрешен. И также понимать, что Бог абсолютно все видит и все оценивает в работе, в преданном служении каждого и моментально реагирует на любую ошибку преданного. Будучи в состоянии отрешения, Бог непредсказуем и Непостижим. Но перед Богом не следует искать для себя особого положения никому и лучше сразу принять, что Бог отрешен. И не думать, кто и насколько дорог Всевышнему. Это пустая трата времени, и это не во благо преданному и его преданному служению. Также, преданный, не обладающий в необходимой мере совершенными духовными знаниями, будет ими обладать, но в свое время. Ибо, иначе, нет речи о духовном развитии такого преданного. Но преданное служение понуждает человека стараться, и усилия преданного Сам Бог будет направлять туда, где преданный еще ущербен.
Господь говорит, что все они - возвышенные души.
БОГ: Возвышенная душа – это еще не духовная планка. Возвышенных душ в материальном мире немало. И материальный человек может мыслить и понимать возвышенно. Но здесь присутствует неистинная похвала, но та, которая будет способствовать усердию человека в плане и материального и духовного развития. По большому счету нет у Бога возвышенных душ. Есть качества и есть деятельность. И там и там многие ущербны. Но никто не сможет миновать преданное служение, и только путь преданного служения может помочь человеку развить качества духовного порядка и в такой степени, что можно будет говорить о выходе на духовный план.
Каждого, кто обращается к Господу, какими бы ни были его мотивы, называют махатмой, или великой душой. Господь не отвергает тех, кто служит Ему ради материальных благ, ибо Он отвечает на чувства каждого.
БОГ: Нет. Молитвы не могут быть «какими бы то ни было». Также, великой душой у Бога не может быть никто. Такое понимание о статусе некоторых преданных есть греховное. Надо уяснить себе преданным, что перед Богом все просто преданные. И также между собой они просто преданные. Только Бог Знает, кто и на какой ступени материального и духовного развития стоит. Преданного эти вопросы не должны смущать, сюда не следует направлять свой ум ни относительно другого преданного, ни относительно себя.
Питая к Господу добрые чувства, такие преданные просят у Него материальные блага и, получив их, выражают Ему благодарность - так они тоже прогрессируют в преданном служении.
БОГ: Благодарить Бога необходимо постоянно, как и просить у Бога прощения, не зависимо от того, знает или не знает преданный свои перед Богом прегрешения. Все люди, каждый преданный - грешны.
Но преданный, обладающий совершенным знанием, дороже Господу, ибо его единственная цель - служить Господу с любовью и преданностью. Такой преданный не может и минуты прожить, не служа Господу, и Господь тоже очень любит его и никогда не расстается с ним.
БОГ: Если преданный в хорошей степени обладает совершенными знаниями, то такой преданный должен их стараться употребить в преданном служении, для своего материального и духовного развития. Также непременно нужно знать, что сами духовные знания, понимание их, утверждение в них дает только Бог человеку на основании его старания и длительности преданного служения. Но такой преданный в любом случае все получает только от Бога, Бог дает желание постигать совершенные знания, Бог разъясняет их преданному через его мыслительный процесс, Бог удерживает эти знания в памяти преданного, Бог эти знания вовремя напоминает в процессе преданного служения и проповедей, Бог эти знания и преумножает. Поэтому надо благодарить Бога всегда и не рассчитывать на особое положение перед Богом, не сравнивать себя с другими преданными, ибо все без исключения будут посвящены в совершенные духовные знания, ибо никого Бог не обойдет в этом плане. Ибо путь всех и каждого – на духовный план.
В «Шримад-Бхагаватам» (9.4.68) Господь говорит:
садхаво хридайам махйам
садхунам хридайам тв ахам
мад-анйат те на джананти
нахам тебхйо манаг апи
«Те, кто предан Мне, всегда пребывают в Моем сердце, а Я - в их сердцах. Преданный думает только обо Мне, и Я тоже никогда не забываю о нем».
БОГ: Правда в том, что преданный не всегда думает о Боге. А Бог – отрешен, чтобы думать о преданном. Но при этом Бог полностью обеспечивает преданного всем необходимым для преданного служения, постоянно ему помогает в преданном служении и в других делах материального направления, Бог дает преданному все условия, контролирует его ошибки, наставляет извне и изнутри, дает правильное религиозное мышление и постепенно поднимает вверх по ступеням преданного служения.
Верховного Господа и Его чистых преданных связывают очень близкие отношения. Чистые преданные, обладающие совершенным знанием, всегда находятся под покровительством духовной энергии и необычайно дороги Господу.
БОГ: У Бога нет чистых преданных. Есть ступени преданного служения. Сам Бог находится в состоянии полного отрешения от преданных. Никогда между преданным и Богом не могут существовать «очень близкие отношения» или вообще отношения. Ни с кем Бог не состоит ни в каких отношениях. Есть только Творец и его творение, занимающее относительно Бога вечно подчиненное положение. Это надо принять.
ТЕКСТ 19
бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
бахунам - многих; джанманам - рождений; анте - в конце; джнана-ван - тот, кто обладает совершенным знанием; мам - Мне; прападйате - предается; васудевах - Верховный Господь, Кришна; сарвам - все; ити - так; сах - тот; маха-атма - великая душа; су-дурлабхах - встречающийся очень редко.
Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я - причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «19. После многих и многих рождений тот, кто обладает совершенным знанием, предается Мне, осознав, что Бог Кришна есть все. Но такая великая душа достигается с великим трудом.».
КОММЕНТAРИЙ: Спустя много жизней, посвященных духовной практике и преданному служению, живое существо обретает чистое трансцендентное знание и понимает, что конечной целью пути духовного самопознания является Верховная Личность Бога.
БОГ: Так можно сказать. Но чистое трансцендентное знание человек не обретает никогда, ибо для этого надо иметь совершенные качества высокого духовного порядка. Это для человека недостижимо.
На первом этапе духовного пути, когда человек пытается освободиться от материальных привязанностей, он обнаруживает склонность к имперсонализму, но, поднявшись на более высокую ступень, понимает, что духовная жизнь полна разнообразной деятельности, составляющей преданное служение Господу. Осознав это, человек развивает привязанность к Верховному Господу и предается Ему.
БОГ: Где и когда и каким образом и через что начинается первый этап духовного пути для человека, Знает только Бог. Человек же может судить в своей мере об этапах пути в своей жизни или в жизни других людей только исходя из этой жизни, упуская все, что было ранее в предыдущих рождениях. И потому суждения человека в этом вопросе не имеют смысла. Но просто подумать о себе и своем преданном служении каждый может в той мере, которая будет дана Богом. Также, освобождение от материальных привязанностей есть не одноэтапный процесс, и дается Богом преданному на всем протяжении преданного служения, и никогда результат не может при этом быть абсолютным. Любые склонности или отклонения в процессе преданного служения даются человеку только Богом в соответствии с его качествами, кармой, мыслительным процессом. Что касается разнообразий в духовной жизни преданного, то лучше всего строго следовать в преданном служении Слову Бога в Святых Писаниях и желательно этот путь к Богу особо не разнообразить, но принять как повседневный труд, старание, сосредоточенность на Боге и на развитии своих качеств. Все остальное Бог даст преданному в процессе духовных стараний, и ожиданное и неожиданное.
Тогда он понимает, что милость Господа Шри Кришны есть все, что Кришна - причина всех причин и что материальный мир во всем зависит от Него.
БОГ: Все понимания и откровения преданному вследствие его преданного служения дает ему Бог, и иногда эти откровения, приходя на уровне мыслительного процесса или внезапно, могут потрясать преданного, давая ему еще одно новое духовное осознание себя и Бога. Таких откровений может быть достаточно много, но они даны не столько для того, чтобы ими как-то руководствоваться в преданном служении, сколько для осознания, что Сам Бог Лично в тебе эти знания возвещает, ты как бы на связи с Богом, ты слышишь Бога в себе, ты можешь также и понять Мнение Бога в себе, просто занимаясь преданным служениям, а не длительными и изнурительными медитационными йогами.
Он также понимает, что материальный мир является искаженным отражением разнообразия, царящего в духовном мире, и что все здесь связано с Верховным Господом. В результате он начинает видеть все в связи с Васудевой, Шри Кришной. Такое виџдение побуждает человека безраздельно предаться Верховному Господу Шри Кришне, который является конечной целью духовного пути. Такая великая душа, вручившая себя Господу, встречается очень редко.
БОГ: Так можно сказать. Однако, материальный мир не есть искажение духовного. Он создан Богом абсолютно. Он полностью в своем рабочем состоянии и выполняет все назначенные на него Богом функции по развитию человека и подготовки его на духовный план через путь преданного служения. Также, сотворенный Богом в материальном мире путь преданного служения выполняет особое свое назначение по выходу реальному человека на духовный план к Богу. Для этого в преданное служение Бог включает ряд духовных практик, которые начинают преданного сосредотачивать на Личности Бога и отрывать его от материального мира и конкретно от всего, что к этому материальному миру извечно человека привязывает. Также, на протяжении всего преданного служения Бог учит через духовные практики начинать предаваться Богу, ибо предание себя Богу есть тот этап в духовном развитии людей, когда человек полностью видит за всем стоящего Бога, видит, что в любом случае полностью зависит и Управляем Богом, что это его изначальное перед Богом положение. Также предание себя Богу дает человеку свободу от материального мира, убирает страх, делает его все мысли в любой ситуации направленными только на Бога, также человек полностью в своей мере осознает могущество Бога, Власть Бога над собой, видит Милосердие и помощь Бога постоянно и не находит более причин надеяться на себя, ибо только Бог безгрешен, ибо Бог работает безошибочно и в таком случае человек как бы и в благоприятных и в неблагоприятных событиях полностью защищен.
Замечательное объяснение этого стиха дано в «Шветашватара-упанишад» (3.14 - 15):
сахасра-ширша пурушах
сахасракшах сахасра-пат
са бхумим вишвато вритва
атй-атиштхад дашангулам
пуруша эведам сарвам
йад бхутам йач ча бхавйам
утамритатвасйешано
йад анненатирохати
«У Господа Вишну тысячи голов, тысячи глаз, тысячи стоп. Вмещая в Себя целую вселенную, Он выходит за ее пределы на ширину десяти пальцев. Он, вират-пуруша, все мироздание. Он - владыка бессмертия. Он повелевает всеми, кто живет за счет пищи».
БОГ: Это описание Бога есть вымысел. Нет у Бога таких частей тела. Бог Кришна – Высший Дух. Но в Теле Бога нет ничего, напоминающего тело человека.
В «Чхандогья-упанишад» (5.1.15) сказано: на ваи вачо на чакшумши на шротрани на манамситй ачакшате прана ити эвачакшате прано хй эваитани сарвани бхаванти - «Главным фактором деятельности каждого живого существа является не способность говорить, видеть, слышать или мыслить, а жизненная сила». Подобно этому, главная движущая сила мироздания - это Господь Васудева, Шри Кришна.
БОГ: так можно сказать. Однако, надо, говоря о Боге, использовать только имя КРИШНА. Говорить: БОГ КРИШНА.
Наше тело обладает способностью говорить, видеть, слышать, мыслить и т.д., но все они теряют свое значение, если не связаны с Верховным Господом. И поскольку Васудева вездесущ и вмещает в Себя все, преданный, обладающий совершенным знанием, вручает себя Ему (см. также Б.-г., 7.17 и 11.40).
БОГ: Так можно сказать.
ТЕКСТ 20
камаис таис таир хрита-джнанах
прападйанте 'нйа-деватах
там там нийамам астхайа
пракритйа нийатах свайа
камаих - желаниями; таих таих - разнообразными; хрита - отнято; джнанах - те, чье знание; прападйанте - предаются; анйа - другим; деватах - полубогам; там там - те; нийамам - предписаниям; астхайа - последовав; пракритйа - природе; нийатах - подчиненные; свайа - своей.
Те же, кого материальные желания лишили разума, принимают покровительство полубогов и поклоняются им, следуя предписаниям Вед, соответствующим природе этих людей.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «20.Другие из-за различных желаний лишенные знаний предаются полубогам, следуя соответствующим правилам поклонения в соответствии со своей собственной природой (качествами).».
КОММЕНТAРИЙ: Те, кто полностью очистился от материальной скверны, вручают себя Верховному Господу и служат Ему с любовью и преданностью.
БОГ: Никто в материальном мире ни через какую духовную практику, включая полноценный процесс преданного служения, не может ПОЛНОСТЬЮ очиститься от материальной скверны. Но лучше всего говорить не о материальной скверне, но более уважительно о материальном мире, ибо это творение Бога, ибо в нем РАБОТАЕТ БОГ, ибо он есть то средство Бога, через которое Бог развивает и поднимает живые существа вверх по ступеням материального и духовного становления.
Пока в сердце у живого существа остается скверна материальных желаний, преданное служение Господу будет для него неестественным.
БОГ: Речь не о материальных желаниях и не в сердце они. Речь всегда может идти только о качествах живых существ. Также, надо понимать, что пока человек живет в материальном мире, он всегда будет от него зависеть и всегда у него будут появляться материальные желания, ибо он ведет телесный образ жизни. От этого никуда не деться. Поэтому, также, всегда человек будет уязвим в своих желаниях, поскольку и качества человека всегда имеют толику материальных направлений. А качества – это уже вещь серьезная, которая перед Богом решает вопрос и о преданном служении и о переходе на духовный план. Здесь человек должен за себя радеть и понимать, что Бог ему может помочь только через преданное служение. Что также касается неестественности преданного служения, то это есть спекуляция ума. Если человек призван Богом преданно служить, получил от Бога такое желание и возможность, если Бог усадил его за изучение Святых Писаний и привлек его духовными практиками, то такой человек и пойдет по этому пути, и Бог будет создавать ему всякую комфортность и никак не укажет ему на его несовместимость с преданным служением, ибо и материальные желания Богом могут постепенно убираться, корректироваться, заменяться. Это не вопрос преданного и ни к преданному. Это вопрос прежде всего времени. Но, а старание Бог ему даст, если качества позволят. Позволят в свое время.
Но, если, несмотря на материальные желания, человек примет покровительство Верховного Господа, его привязанность к материальной природе исчезнет; избрав верную цель, он быстро избавится от материальной жажды наслаждений.
БОГ: Привязанности у человека никак не могут исчезнуть потому, что он сказал себе: принимаю покровительство Бога. Прежде всего, как он это себе понимает? Что значит принять покровительство Бога? Бог никому и ничего никогда не предлагает. Бог так с человеком не работает. Бог никаких договоров с человеком не заключает ни по каким вопросам. Бог дает человеку Святое Писание. Бог Указывает человеку, как надо жить, чтобы не грешить. Преданному Бог дает преданное служение и указывает через Святое Писание, в чем суть этого преданного служения и на что его надо направлять. Бог через преданное служение помогает человеку отказываться от грешных качеств, помогает человеку пойти по пути отрешения от материальных привязанностей, Указывает на те инструменты, которые в этом пути помогут. Уничтожение греховных качеств должно быть в связке с преданным служением, это не мгновенный акт, но результат многих стараний человека на пути к Богу.
В «Шримад-Бхагаватам» (2.3.10) сказано:
акамах сарва-камо ва
мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена
йаджета пурушам парам
Поклоняться и служить Господу Васудеве должен каждый: и чистый преданный, свободный от материальных желаний, и тот, кто исполнен материальных желаний, и человек, стремящийся очиститься от материальной скверны.
БОГ: Никого не минует путь преданного служения Богу Кришне. Но каждому Бога дает его строго в свое время и торопить никого нельзя.
Люди, лишенные разума и забывшие о своей духовной природе, принимают покровительство полубогов, чтобы добиться быстрого исполнения своих материальных желаний.
БОГ: Полубогов не существует. Но те люди, которые в них верят, стоят на той ступени материального и духовного развития, которая еще не позволяет им поклоняться именно Личности Бога Кришны. Поэтому Бог дает поклонение Себе опосредствованно через такие мифические образы и Сам поддерживает эту веру и поклонение. Однако, это их ступень. Этот путь сотворен им Самим Богом. Это не подлежит осуждению. Это есть работа Бога в материальном мире. И такие люди тоже на пути материального и духовного развития, и в свое время Бог поможет им развить те качества высокого духовного порядка, которые позволят им Волею и Планом Бога поклоняться и служить самому Богу Кришне.
Такие люди, как правило, не обращаются к Верховной Личности Бога, потому что находятся под влиянием низших гун материальной природы (невежества и страсти).
БОГ: так можно сказать.
Следуя правилам поклонения полубогам, они добиваются желаемого. Сбитые с толку сиюминутными прихотями, эти люди не знают, как достичь высшей цели.
БОГ: каждому человеку Бог дает цель по его ступени материального и духовного развития и не озадачивает никого некакей высшей целью, ибо до ее осознания надо еще дорасти и развить необходимые качества и направленный на Бога Кришну мыслительный процесс.
Но преданный Верховного Господа стоит на верном пути.
БОГ: это правильно.
Поскольку Веды рекомендуют поклоняться полубогам для достижения определенных целей (например, чтобы поправить здоровье, человеку советуют поклоняться богу Солнца), непреданные думают, что в каких-то случаях лучше поклоняться полубогам, нежели Верховному Господу.
БОГ: Только Бог дает желание поклоняться полубогам тем, чья ступень материального и духовного развития и качества этому поклонению соответствует. Сам человек этот вопрос не решает и не может решить для себя, что и почему для него лучше.
Но чистый преданный знает, что Верховный Господь Кришна - повелитель всех существ.
БОГ: Чистых преданных нет. Есть высокая ступень преданного служения. Но это может Знать только Бог Кришна.
В «Чайтанье-чаритамрите» (Aди, 5.142) сказано: экале ишвара кришна, ара саба бхритйа. Есть только один господин - Кришна, Верховная Личность Бога, а все остальные - Его слуги.
БОГ: так можно сказать. Но слугами все являются потенциально. Без качеств высокого духовного порядка, достигнутых через путь преданного служения, никто не может считаться слугой Бога. Так что преданное служение Богу надо у Бога заслужить.
Поэтому чистый преданный никогда не станет обращаться к полубогам, чтобы удовлетворить свои материальные потребности. Он во всем полагается на Верховного Господа и довольствуется тем, что получает от Него.
БОГ: так можно сказать.