Издать книгу

38.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 24-31.

38.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 24-31.
 
 
 
ТЕКСТ 24

 

са нишчайена йоктавйо

його 'нирвинна-четаса

санкалпа-прабхаван камамс

тйактва сарван ашешатах

манасаивендрийа-грамам

винийамйа самантатах

сах - та; нишчайена - с решимостью; йоктавйах - та, которой следует; йогах - йога; анирвинна-четаса - неуклонно; санкалпа -  размышлениями; прабхаван - порожденные; каман - материальные желания; тйактва - изжив; сарван - все; ашешатах - полностью; манаса - умом; эва - безусловно; индрийа-грамам - все чувства; винийамйа - подчинив; самантатах - со всех сторон.

 

Заниматься йогой надо с решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Необходимо избавиться от всех без исключения материальных желаний, возникающих в уме, и с помощью ума подчинить себе все чувства.

 

 

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «24.Эта система йоги должна практиковаться без отклонений, без внешнего воздействия на деятельность ума, с полным отказом от всех чувственных желаний, порождаемых этой эпохой, с полным контролем умом всех чувств во всех их проявлениях.».

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто занимается йогой, должен обладать решимостью и терпеливо продолжать свои занятия, не сходя с избранного пути.

 

БОГ: Так можно сказать. Но надо хорошо понимать, что решимость преданному дает только Личность Бога, и только Бог дает необратимость преданного служения, как и само терпение. Поэтому всегда преданный должен просить Бога помочь в преданном служении, в течение дня возносить Богу молитвы, благодарить Бога, просить прощение у Бога Кришны и просить помочь перед началом любого этапа преданного служения: изучение Святых Писаний, карма-йога, контроль ума, желаний и чувств, в проповеди, в общении с материальными людьми и преданными… Также, необходимо просить у Бога и разрешение на те или иные акты преданного служения, не прерывая связь с Богом в течение дня, ибо всегда есть, о чем просить Бога преданному. И при этом не быть слишком самонадеянному и полагать, что если ты преданный, то тебе автоматически разрешено выполнять все действа в преданном служении. Надо смиренно просить Бога на уровне мысли или негромкой молитвы Божественного Благословения. Это будет правильно и будет способствовать успеху в преданном служении.

 

 

 Он должен верить в то, что в конце концов достигнет успеха, и с большим упорством продвигаться вперед, не отчаиваясь, если по той или иной причине не сможет быстро добиться желаемых результатов.

 

 

БОГ: так можно сказать. Но при этом преданный должен уметь и слышать в себе запреты. Некоторые элементы преданного служения могут  в данный период быть запрещены Богом, и человек такие энергии должен в себе слышать и ждать, когда эти внутренние запрещающие энергии отступят, ибо и так тоже Бог как бы выходит на связь с преданным и приучает его слышать в себе Бога, Волю Бога, Божественное присутствие. Также, преданный должен понимать, что есть благоприятные и неблагоприятные временные периоды, и иногда некоторые вещи надо приостановить и заниматься другими делами в преданном служении. Поэтому упорство надо все же понимать как то, что применимо в материальном мире материальными людьми в их делах. Но преданный находится всецело в зависимости от Бога, и с ним Бог работает не так, как с материальными людьми. Но очень часто показывает Свои энергии, которые изнутри и направляют преданного. И тут может быть очень много вариантов, где преданный безошибочно по энергии в себе понимать должен, что от него хочет Бог: или заняться другим делом в преданном служении, или отдохнуть, или пора кому-то помочь, или надо сделать какие-то бытовые дела, или сейчас хорошее время для изучения Святого Писания, или ему сейчас можно кому-то объяснить ситуацию через призму совершенных знаний и т.д. Но важно всегда понимать, что преданный, помимо тех дел в преданном служении, которые должны быть каждый день неизменно в свое время выполненны, не должен все другие дела планировать, записывать на бумаге и неукоснительно следовать своему плану. Так нельзя. Преданный должен примерно в уме держать, что еще помимо карма-йоги и семейных дел он должен сделать. Но понимать также должен, что  его ведет Бог, и Сам Бог распоряжается его временем, его последовательностью действий, давая то одно, то другое направление внутренним энергиям, иногда их объясняя через мыслительный процесс, а иногда давая разъяснение энергиям Бога просто через понимание. Также, неудачи должны преданного огорчать, даже если он понимает, что его так повел Бог, и иначе он не мог сделать в данный период или за этот день. Всегда Бог дает энергию неудовлетворения, если преданный в чем-то ошибается или игнорирует или опускает из виду. Поэтому необходимо всегда просить помочь у Бога, говоря просто в себе или вслух: «Помоги, о, Всевышний, будь Милостив. Я надеюсь.». Словами объяснять Богу, что именно просит преданный, не всегда надо, ибо Бог все знает. И если преданный смутно понимает, почему у него не получается, то он должен хорошо понимать, что БОГ ЗНАЕТ. И потому не пускаться в многословие перед Богом.

 

 

 Если йог настойчив и решителен, он непременно придет к намеченной цели.

 

 

 

БОГ: Если преданный всегда обращается в себе к Богу и понимает и видит, что его ведет Бог, если молится Богу, просит помочь, просит  благословение, то такой преданный, всегда обращенный к Богу и не мыслящий без Бога ни одно свое движение, действительно будет продвигаться по ступеням преданного служения. В этом не должно быть сомнений.

 

 

 

Рупа Госвами говорит:

утсахан нишчайад дхаирйат

тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех

шадбхир бхактих прасидхйати

«Тот, кто с неослабевающим энтузиазмом, упорством и решимостью выполняет свои обязанности в преданном служении, общается с преданными и занимается исключительно деятельностью в гуне благости, непременно достигнет успеха на пути бхакти-йоги» (Упадешамрита, 3).

 

 

 

БОГ: И энтузиазм, и упорство в своей мере, и решимость – все дает преданному Бог. Об этом нельзя забывать и рассчитывать только на себя. Так ничего не получится, ибо только Бог ведет преданного и только Бог ему дает все необходимое для преданного служения. Остальное понимание для преданного губительно.

 

 

 

Что касается решимости, то йог должен следовать примеру воробьихи, потерявшей свои яйца. Воробьиха отложила яйца на берегу океана, но их унес морской прилив. Охваченная горем, она стала просить океан вернуть ей пропажу. Но тот остался безучастным к ее мольбам. Тогда воробьиха решила осушить океан. Своим маленьким клювом она принялась по капле вычерпывать из него воду, и все вокруг смеялись над ее невероятной решимостью. Молва об этом разлетелась по всему свету и дошла до Гаруды, гигантской птицы, носящей на спине Господа Вишну. Сжалившись над своей маленькой сестрой, Гаруда прилетел на берег океана. Восхищенный ее упорством, он пообещал помочь ей. Он тут же велел океану вернуть воробьихе яйца, пригрозив, что иначе сам возьмется вычерпывать воду. Испугавшись этой угрозы, океан тотчас повиновался. Так воробьиха по милости Гаруды снова стала счастливой. Подобно этому, занятия йогой, особенно бхакти-йогой, могут казаться нам очень трудными. Но если человек со всей решимостью следует правилам бхакти-йоги, Господь непременно придет к нему на помощь, ибо Бог помогает тому, кто помогает себе сам.

 

БОГ: Такого рода притчи есть примитивная мудрость и не должны употребляться для убеждений преданного в части его упорства или решимости. Эти сказки в преданном служении неприменимы и более того, есть неуважение к человеку, занятому преданным служением. Не надо ему на пальцах объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Есть Святые Писания, есть Слово Бога, есть Управление Бога преданными. Остальным засорять мыслительный процесс не следует, никакими подобными рассказами. Нельзя ими наводнять Бхагавад-Гиту. Это строгое Писание, никого Бог не уговаривает, никого не заманивает, никому особых привилегий не сулит. Все есть труд, труд с Богом, все есть Воля и План Бога, и каждый приходит в преданное служение Волей и Планом Бога и потому есть в нем качества, которые Бог и употребит в преданном служении во благо преданному служению. Человек сам себе тоже помогает Волею Бога. Бог работает над каждым преданным и с той и с этой стороны, и решимость Бог дает только на определенной ступени преданного служения, что определяется не желанием человека, а временем его пребывания в преданном служении. Это надо понимать. Не может эта сказка поднять дух и великое упорство в преданном служении у новичка. Ему до этого надо дорасти и торопить никого не следует, ибо и медленно человек идет быстро, поскольку Бог Знает, кого и как и через что вести и что в какие сроки человеку давать. Поэтому лучше всего эту сказку для себя и употребить и не рекомендовать ее  к прочтению другим.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 25

 

шанаих шанаир упарамед

буддхйа дхрити-грихитайа

атма-самстхам манах критва

на кинчид апи чинтайет

шанаих - постепенно; шанаих - постепенно; упарамет - пусть сдерживает; буддхйа - разумом; дхрити-грихитайа - опирающимся на убежденность; атма-самстхам - находящийся на духовном уровне; манах - ум; критва - сделав; на - не; кинчит - о чем-либо; апи - даже; чинтайет - пусть думает.

 

 

Постепенно, шаг за шагом с помощью разума, опирающегося на твердую убежденность, йог должен погрузиться в транс и полностью сосредоточить ум на душе, не думая ни о чем другом.

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «25.Следует шаг за шагом продвигаться вперед, беря разумом твердость и умом устремляясь в себя и не думать о чем-либо еще.».

 

 

КОММЕНТAРИЙ: С помощью твердой убежденности и разума йог должен постепенно прекратить деятельность чувств.

 

БОГ: Преданному надо знать, что полностью прекратить деятельность чувств невозможно. Но можно несколько их как ослабить, сделать менее отвлекающимися на внешние материальные объекты. Но этот процесс происходит только в преданном служении и только поэтапно или постепенно. Также, им Управляет Бог. Но в строгом соответствии с продолжительностью преданного служения человека и с его старанием в преданном служении. Сам преданный абсолютно беспомощен относительно любых своих проявлений, включая ум, желание, чувства, память, реакции, убеждения, внутренние состояния. Только Бог вовлекает преданного в духовные практики, только Бог направляет преданного на изучение Святых Писаний, только Бог дает здесь желание и поддерживает его, только Бог распоряжается всеми плодами преданного служения, направляя их, как правило, на качества преданного, на его отрешенность через чувства, мысли, желания.

 

 

Эта ступень называется пратьяхара. Отстранив чувства от объектов восприятия и обуздав ум с помощью медитации и убежденности, йог входит в состояние транса, или самадхи.

 

 

 

БОГ: И снова. Все ступени преданного служения даются человеку Богом. Все отстранения от внешних материальных объектов есть труд Бога над преданным. Что касается обуздания ума, то это, опять же, дается Богом, но при этом всегда надо понимать, что сам ум не обуздывается Богом, а перенаправляется на Бога, на преданное служение, на изучение Святых Писаний, на понимание. Также, состояние транса или самадхи никак не считается высоким уровнем йоги, Бог это состояние в человеке может поддерживать, как обещание и ему и другим, как мотивация, как то, что  как бы наглядно показывает преданному, каковы могут быть результаты старания в преданном служении. Да, преданный может стараться, но при этом все же обладать далеко не самыми лучшими качествами, которые в итоге приведут его опять к круговороту рождений и смертей и его никак не спасет то, что он  бывал в состоянии транса или самодхи. Ибо для Бога главное место занимает именно уровень качеств высокого духовного порядка, они являются тем, что и служит основанием для перехода человека из материального существования на духовный.

 

 

 

 

Тогда ему уже не угрожает опасность снова оказаться в плену материальных представлений о жизни. Пока йог находится в материальном теле, он вынужден соприкасаться с материей, однако ему не следует думать об удовлетворении потребностей собственных чувств. Он должен думать только о том, как доставить удовольствие Высшей Душе. Этого уровня нетрудно достичь, если просто заниматься деятельностью в сознании Кришны.

 

 

 

БОГ: Именно. Преданному надо просто заниматься преданным служением и стараться. Все остальное Бог ему ДАСТ. Но что касается удовольствия Богу, то Бог не наслаждается преданным служением преданного. Ибо преданное служение преданного есть САМ ТРУД БОГА В ПРЕДАННОМ. От начала до конца. А преданный в этих условиях просто ведом Богом и должен развивать качества сотрудничества с Богом, понимая в себе Волю Бога, Требование Бога, цель Бога на преданного в каждый данный момент или период.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 26

 

йато йато нишчалати

манаш чанчалам астхирам

татас тато нийамйаитад

атманй эва вашам найет

йатах йатах - откуда бы ни; нишчалати - чрезмерно возбуждается; манах - ум; чанчалам - изменчивый; астхирам - неустойчивый; татах татах - оттуда; нийамйа - подавив; этат - это; атмани - в свое «Я»; эва - безусловно; вашам - под контроль; найет - пусть приводит.

 

Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я».

 

 

БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «26.В чем бы ни становился ум возбужденным, по природе изменчивый и неустойчивый, с тех пор, управляя им, следует ставить его в себе под контроль.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Ум по своей природе изменчив и неустойчив. Но йог, постигший свое истинное «Я», должен обуздать ум, а не позволять ему властвовать над собой.

 

 

 

БОГ: Ум есть в человеке Бог. Бог именно через ум преимущественно и чувства, как и внутренние в человеке энергии, Управляет человеком. Ум здесь великий инструмент Бога, незаменимый. Его отучить мыслить или реагировать невозможно. Он всегда будет работать, он всегда будет искушать или соблазнять, он всегда будет человека вовлекать в мыслительный процесс, ибо это не что-то, что само по себе, а БОГ, Личность Бога РАБОТАЕТ. Бог работает через ум и с материальным человеком и с преданным и с животными, и с молекулами, и с травинкой, и с пылинкой… Поэтому преданный все же должен не механически отказываться от своего ума и его привязок к внешнему материальному миру, но понимать, что имеет дело с Богом. И Бог над ним через ум работает. Поэтому об уме надо думать с великой осторожностью, принимая и не принимая его за себя. Бог преданному поможет как подлавливать себя на тех мыслительных процессах, которыми он увлекся, но которые отнюдь не есть то, что благоприятно в духовных практиках. Нужно это подмечать в себе и тотчас умом же говорить Богу, что ты не хочешь эти наслаждения, эти приобретения, это общение, это осуждение… т.е. твой мыслительный процесс тебе Бог также будет давать, направленный на отказ от предложений ума и так постоянно. Вот, примерно, в таком русле надо как-то регулировать свои мысли, желания, чувства, всегда будучи настороже – в тебе Бог, и потому все делать очень и очень аккуратно и всегда молить Бога помочь. Надо быть умным преданным и понимать, что ум всегда будет властвовать над ним и это не считать для себя неприемлемым, но через ум все же видеть Бога и складывать с Богом условно говоря отношение сотрудничества. Бог тебе дает мысль, дает тебе возможность осознать ее уровень полезности для преданного служения и дает тебе просить Бога ее как убрать, не искушать, помиловать… Все со смирением внутреннего порядка, все без излишних внутренних эмоций, все с почтением к Богу всегда, все непременно в повседневном духовном труде. Такое понимание и труд принесут немалую пользу, нежели категоричность преданного и возвышение себя над своим умом.

 

 

 

Того, кто усмирил ум, а значит и чувства, именуют госвами или свами, тогда как человека, который подчиняется диктату ума, называют го-дасой, слугой чувств.

 

 

 

БОГ: Нет для Бога ни госвами, ни свами. Все эти преданные есть плоды труда Бога. Именно Бог дал им путь преданного служения, дал в свое время духовные практики, развил в них подходящие для преданного служения качества, дал старание и целеустремленность. И именно Бог дал послабление уму в плане привлечения к внешним материальным объектам и именно Бог дал мнимое управление чувствами и желаниями. Ибо Бог дает все преданному постепенно, шаг за шагом. Так, чтобы оно выглядело, как результат собственных усилий преданного и было благоприятно для преданного служения. Но тот преданный, кто во всем видит причиной себя и не видит стоящего за всем Бога, не считается успешным в практике преданного служения. Именно так надо понимать каждому преданному и труд Бога над другими, и труд Бога над собой.

 

 

 

Госвами знает, что такое истинное чувственное удовольствие. Чувства того, кто испытывает духовное чувственное удовольствие, заняты служением Хришикеше (Кришне), верховному повелителю чувств.

 

 

БОГ: Преданное служение старающихся преданных Бог часто поощряет неким в себе духовного порядка удовлетворением. Об этом говорить можно. Но надо избегать свое состояние преданного служения возводить с понимание удовольствия. И в преданном служении чувства должны быть сдержанны, ибо и они есть аванс Бога преданному; и также надо понимать, что духовные чувства, прежде всего, и в материальном мире и на духовном плане не должны знать ликования, должны быть сдержанны, умеренны, смиренны перед Богом. Ибо и тех умиротворенческих чувств достаточно, чтобы человек был в себе в радости духовной и этим был угоден Богу. Любое эмоциональное излишество в преданном служении есть проявление низшей ступени преданного. Бог очень строг и расценивает такие склонности преданного как качества материального порядка и уже планирует такому преданному пути излечения. А они достаточно длительны и не просты.

 

 

 Тот, кто, очистив свои чувства, использует их в служении Господу, действует в сознании Кришны. Только так можно стать полновластным хозяином своих чувств и только так можно достичь высшего совершенства йоги.

 

 

Бог: ошибка на ошибке. Чувства невозможно полностью очистить никому, они всегда будут несовершенными. Также, сам преданный свои чувства не чистит. Это видимость. Чистит в свою меру Бог через свой извечный инструмент – практику преданного служения. Также, полноценным и даже неполноценным и даже частичным хозяином своих чувств преданный быть не может. Чувства человека полностью подвластны и полностью Управляются только Богом и в материальном мире и в преданном служении и на духовном плане. Бог эти чувства развивает до уровня, приемлемого и для преданного служения и для выхода за пределы материального мира на духовный план. И также, никто из преданных не достигает совершенства в преданном служении, но те качества, которые и выводят за пределы материального мира. Но и они далеко не совершенны.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 27

 

прашанта-манасам хй энам

йогинам сукхам уттамам

упаити шанта-раджасам

брахма-бхутам акалмашам

прашанта - спокойный, сосредоточенный на лотосных стопах Кришны; манасам - к тому, чей ум; хи - безусловно; энам - к этому; йогинам - к йогу; сукхам - счастье; уттамам - высшее; упаити - приходит; шанта-раджасам - свободное от страсти; брахма-бхутам - освобождение путем осознания своего тождества с Aбсолютом; акалмашам - лишенное всех последствий греха.

 

Йог, который сосредоточил ум на Мне, достигает вершины духовного блаженства. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознаСт свое качественное тождество с Aбсолютом и таким образом освобождается от всех последствий своих прошлых поступков.

 

 

 

БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «27. С успокоенным этим умом йог в величайшем счастье достигает, умиротворив страсть, слияние с Верховным Брахманом, будучи очищенным от кармических реакций.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Брахма-бхута - это уровень, на котором йог полностью очищается от материальной скверны и приходит к трансцендентному служению Господу.

 

БОГ: Йог никогда полностью не очищается от материальных качеств, ума, желаний, чувств, пониманий. Нет такого, чтобы человек в материальном мире полностью одухотворился и, будучи в чисто духовном состоянии, был направлен на духовный план. Бог постепенно работает над человеком в плане такого условного очищения, и до преданного служения и во время преданного служения и на духовном плане. Вообще этот процесс не имеет конца.

 

 

 Мад-бхактим лабхате парам (Б.-г., 18.54). Тот, чей ум не сосредоточен на лотосных стопах Господа, не может долго оставаться на уровне осознания Брахмана, Aбсолюта. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Если человек постоянно с любовью служит Господу, то есть всегда пребывает в сознании Кришны, значит, он действительно вышел из-под влияния гуны страсти и очистился от материальной скверны.

 

БОГ: Не следует предвосхищать события, не следует, чтобы прокомментировать один стих прибегать к стихам другим, тем более достаточно удаленным от данного, ибо все повествуется в развивающемся направлении и до нового стиха надо подойти, изучив предыдущие и на основании предыдущих, а не предыдущие на основании последующих. Это забегание вперед демонстрирует осведомленность в текстах комментатора, но и выглядит как похвала себе. Надо объяснять стих за счет себя (самого стиха) и предыдущих. Также, если ты вкрапливаешь в комментарий стихи из других писаний, то надо давать пословный перевод, чтобы человек все же убедился в правильности  приведенного стиха к случаю данных комментариев и мог извлечь для себя пользу, помыслив о применимости данного стиха к стиху комментируемому на данный момент в Бхагавад-Гите.. Также, человек не может всегда пребывать в сознании Бога Кришны, даже если долгое время занят преданным служением, ибо возможности человека и его чувств и желаний, и мыслительного процесса, и памяти, и пониманий ограничены; и также, всеми ими Управляет Бог, и Бог любому преданному дает периоды как забвения от преданного служения, ибо это непросто всегда находиться в Боге и испытывать божественные энергии; необходимы и мыслительные и чувственные перерывы или ослабления. Также, как бы ни старался преданный, но полностью выйти из-под влияния гунн материальной природы он не может, как бы ни показалось. И полностью очистить себя от материи человек также не может. Так и направляется на духовный план, лишь в свою меру очищенный. Чистый Дух только у Бога Кришны.

 

 
 
 
 
ТЕКСТ 28

 

йунджанн эвам садатманам

йоги вигата-калмашах

сукхена брахма-самспаршам

атйантам сукхам ашнуте

йунджан - занимающийся практикой йоги; эвам - так; сада -  всегда; атманам - душу; йоги - тот, кто связан с Высшей Душой; вигата - устранена; калмашах - тот, в ком материальная скверна; сукхена - с духовным счастьем; брахма-самспаршам - возникающее от постоянного соприкосновения со Всевышним; атйантам -  высшее; сукхам - счастье; ашнуте - обретает.

 

 

 

Так, обуздав ум и чувства и непрестанно занимаясь практикой йоги, человек полностью очищается от материальной скверны и обретает высшее, совершенное счастье в трансцендентном любовном служении Всевышнему.

 

 

 

БОГ: Перевод не точный. Правильный перевод: «28.Таким образом, всегда, всей своей сущностью вовлекаясь в практику йоги, йог, свободный от кармических реакций, счастливо находящийся в постоянном контакте со Всевышним, испытывает высочайшее счастье.».

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Постичь свое истинное «Я» - значит осознать свое изначальное положение по отношению ко Всевышнему. Индивидуальная душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и ее предназначение - с любовью служить Господу. Такая трансцендентная связь со Всевышним определяется в этом стихе словом брахма-самспарша.

 

 

БОГ: О постижении некоего своего «я» в стихе не говорится. Это издержки неправильного перевода. Постижение своего  «я» ни есть цель преданного служения или Бхагавад-Гиты. Это знание не требует даже очень больших практик. Осознание своего положения перед Богом, своей зависимости от Бога не очень долгий или сложный процесс. Суть в другом. Вся практика преданного служения преследует несколько вещей. Это постепенное, поэтапное вхождение в Бога, как бы врастание в Бога, утверждение себя в Боге; второе – это все же развитие качеств человека духовного порядка, достаточных для выхода на духовный план. Ну и еще здесь важно,  как отдельный вопрос, – это отречение от внешних наслаждающих материальных объектов. А о самой душе все сказано во второй главе, и этого вполне достаточно, чтобы осознать, кто ты и что ты и куда тебе идти. А суть стиха в том, что, вследствие преданного служения осознав, увидев в себе присутствие Бога Кришны, понимая Волю Бога в себе, реагируя на Волю Бога в себе, т.е. находясь в контакте с Богом (весьма на самом деле условном), преданный испытывает немалое счастье. Безусловно, Бог поощряет такого старательного преданного как счастьем, но это скорее удовлетворение души, отчасти радость. Но и эти чувства преходящи, ибо и они не должны очень сильно тревожить разум преданного, не мешая ему сосредотачиваться на преданном служении.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
ТЕКСТ 29

 

сарва-бхута-стхам атманам

сарва-бхутани чатмани

икшате йога-йуктатма

сарватра сама-даршанах

сарва-бхута-стхам - пребывающую во всех живых существах; атманам - Сверхдушу; сарва - все; бхутани - живые существа; ча - также; атмани - в Сверхдуше; икшате - видит; йога-йукта-атма - тот, кто обладает сознанием Кришны; сарватра - повсюду; сама-даршанах - видящий одинаково.

 

Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ - пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.

 

 

 

БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «29.Душа, вовлеченная в практику йоги (преданное служение), везде равно видя, видит Меня, расположенного во всех живых существах, а также все живые существа – во Мне.

 

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Йог в сознании Кришны обладает совершенным виџдением, поскольку видит, что Кришна, Верховный Господь, пребывает в сердце каждого существа как Сверхдуша (Параматма).

 

БОГ: Именно такое видение Бог разрешает назвать Совершенным. Но и здесь оговорка. Не в сердце. И не сверхдуша. А Сам Бог Кришна полным Своим целым пронизывает тело живого существа о остается в нем опять же полным Своим целым, в каждой его точке в любое мгновение. Это видение совершенное. Но оно не просто достигается, а десятилетиями преданного служения и не только в пределах одной жизни. Осознание этого для каждого преданного есть великое откровение Бога, есть радость, обещание, констатация удачи и успеха, есть умиротворение, есть чувство правильного пути, есть то, что усиливает желание преданно служить и стараться перед Богом, есть также и то, что дает и возможность услышать в себе Бога. Мнение Бога, Волю Бога и на этом осознать, что Бог в каждом. И все в Боге.

 

 

 Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати.

БОГ: Привел часть стиха из Бхагавад-Гиты – тотчас приведи и точный или пословный перевод: «О, Арджуна, Высший Управляющий, Бог Кришна, расположен в сердце всех живых существ.». Но надо понимать, что Бог дает совершенные духовные знания людям времен Арджуны. Бог не находит нужным пояснять Арджуне, что на самом деле Он не созерцает, не смотрит со стороны, что делает живое существо, а полностью им Управляет и не из сердца. Главное было  донести  людям времен Арджуны, что Бог в них и все видит. Отсюда и расположение души и Бога в сердце. Т.е. Бог упрощенно доносит Арджуне Совершенные знания, ибо люди хотя бы должны уяснить себе, что все находятся перед Лицом Бога. Также, о том, что Бог полностью Управляет творением, Бог почти не говорит. Но как бы отдаленно, просто говоря, что Бог есть ум, что Бог есть чувства, что Бог есть память, что Бог есть жизнь и жизненные силы, что Бог есть огонь пищеварения… По сути, это и есть Указание на то, что Бог полностью Управляет живым существом через эти инструменты, но это на тот период не конкретизировалось. Теперь это знание – главное. И его надо принять всем. Ибо оно помогает хорошо понять свое истинное положение перед Богом и свою роль в своем труде, в любом деле. Она, роль человека в любом деле, сводится к минимуму. Ибо, все человеку дает Бог, Бог направляет человека, Бог развивает человека, Бог работает над человеком, Бог Сам дает преданное служение и Бог Сам выводит на духовный план. И теперь должно быть понятно и материалисту тоже, что всеми событиями в его жизни Управляет Бог. Ни он, ни она, ни они, ни ситуации, ни стихии и природные разные явления – все дает Бог, как и судьбы людей; и потому со всеми вопросами следует обращаться только к Богу. Вот то главное, что в современном мире должны все знать, это принимать и видеть за всем стоящего только Бога. И это следует не из того, что душа и Бог в сердце на одном дереве как две птицы. Одна клюет плоды, а другая наблюдает. Это вымысел для низкого сознания. Бог не наблюдает, Бог работает, Бог входит в душу, по сути неотъемлем от души, как Своей энергии, и полностью ею Управляет через Божественные инструменты, но по ее качествам, карме, Воле Бога и по Плану Бога на ее развитие.

 

 

 

 Господь в образе Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана.

 

 

БОГ: Бог не в сердце и не в образе параматры, а полным Своим целым, Сам Бог Кришна, во всем теле живого существа, входя и в душу и в тело и оставаясь в душе, когда она Волею Бога тело покидает.

 

 

 Совершенный йог знает, что Господь всегда выше материальной энергии и не попадает под ее влияние, даже когда находится в сердце собаки или брахмана.

 

 

 

 

БОГ: материальная энергия есть тоже энергия Бога, имеющая материальные качества, тоже неотделима от Бога, входит в Тело Бога, есть творение Бога, полностью от Бога Кришны зависящее. Творение ни в каком виде не может влиять на Творца. Это должно быть понятно.

 

 

 

 

Таким образом, Господь в высшей степени беспристрастен. Индивидуальная душа также находится в сердце, но одна и та же душа не может находиться в сердце каждого. Таково различие между индивидуальной душой и Сверхдушой.

 

 

 

БОГ: Изначально греховен тот, кто пытается искать различия между Богом и душой. Бог  и его малая частица несопоставимы ни по каким параметрам. О Боге и о душе можно лишь говорить, как о Творце и Его энергии, достаточно малой частице, изначально подчиненной. Этим сказано все.

 

 

 Тот, кто не занимается йогой по-настоящему, не видит этого достаточно ясно. Но человек, обладающий сознанием Кришны, видит Кришну и в сердце верующего, и в сердце атеиста.

 

 

БОГ: Преданный может видеть присутствие в теле Бога Кришны и души только через призму совершенных духовных знаний. А также вследствие долгой практики преданного служения. В противном случае, человек еще не готов это принять или увидеть. Но это понимание и видение никому в материальном мире не удастся миновать. Ибо на этом понимании и строится все преданное служение и все религиозные постулаты, которые могут что-либо донести о Боге душе через осознание ею Бога в себе.

 

 

 В смрити сказано: атататвач ча матритвач ча атма хи парамо харих - «Будучи источником всех существ, Господь заботится об их нуждах, подобно матери». Как мать одинаково относится ко всем своим детям, так и верховный отец (или мать) одинаково заботится обо всех существах. Вот почему Сверхдуша неизменно пребывает в сердце каждого.

 

 

 

БОГ: Лучше всего Бога Кришну не сравнивать с материальными такими пониманиями, как мать и отец. Надо в этом плане иметь чисто религиозное суждение, где Бог есть Творец, Создатель, Высший Управляющий. А живые существа есть творение Бога; так будет правильно и не греховно понимать. Бог Развивает Свое творение, поддерживает его, направляет, Управляет им. Бог Милосердный. Бог постоянно помогает живым существам, будучи в каждом и зная нужды каждого. Бог растит через условия материального мира Себе преданных слуг, которые будут преданно служить Богу на духовном плане. Бог работает Сам Лично над каждым, скрупулезно, можно сказать непрерывно; Бог дает мыслительный процесс, желания, чувства, понимание, Бог дает все для поддержания материального тела, но Бог и спрашивает с живого существа, ибо цель Бога – развитие высоких духовных качеств, ибо без них не прийти на духовный план и не возможно преданно служить Богу. Отношение матери и ребенка никак не похожи на положение живого существа по отношению к Творцу. Это строгие отношения, здесь к живому существу предъявляются высокие требования и нормы, и непременно Бог их достигает через круговорот сансары, через последствия кармической деятельности, через качества живых существ и через План Бога на каждое живое существо. Также, то, как Бог помогает живому существу, как его поддерживает, как скрупулезно знает любое движение души, как пристально следит за развитием, как Бог наказывает и милует, как Бог опекает и хранит живое существо, как спасает и предупреждает… буквально на каждом шагу ему давая наставления… тут о матери вообще и близко не может быть и речи. Никакое сравнение не сравнимо с трудом Бога, и близко и отдаленно нет ничего подобного. Это совершенный, абсолютный труд Бога, не имеющий нигде и ни в чем аналогов… здесь сравнивать нельзя, но пасть на колени и просить прощения не поднимая головы…

 

 

 

Извне живое существо также окружено энергией Господа. Как мы узнаџем из седьмой главы, энергия Господа делится на два основных вида: духовную (высшую) и материальную (низшую) энергию. Хотя живое существо принадлежит к высшей энергии, оно может попасть под власть низшей энергии Господа.

 

БОГ: Живое существо родом из низших энергий Бога и только дорастает до высшей природы, т.е. человека, и далее происходит обожествление. Поэтому сказать, что живое существо изначально принадлежит к высшей природе и можно и нельзя. Можно в том смысле, что потенциально в нем заложено развитие, ориентированное на высшую природу, а нельзя потому, что на своей ступени развития оно, живое существо, один к одному соответствует ступени материального своего развития в данный период существования. Это может быть и животный мир, и растительный и тело человека… В любом случае душа проходит все низшие этапы развития, все низшие ступени низшей природы и только потом вступает на ступени высшей природы и здесь снова идет вверх по своим ступеням, где определяющим фактором всегда являются качества живого существа, они же и переводят Волею Бога живое существо постепенно на высший уровень, как бы шаг за шагом. Все идут вверх. Достигая любую свою ступень, живое существо уже не может вернуться хоть сколько-нибудь назад, ибо его качества Бог закрепляет на этой ступени и ориентирует живое существо на дальнейший подъем. Ниже ему уже делать нечего, там уже все места заняты идущими следом…

 

 

Так или иначе каждое существо всегда находится под влиянием одной из этих двух энергий и, следовательно, всегда пребывает в Господе.

 

 

БОГ: Нет необходимости в том, чтобы строить некую цепочку рассуждений, приводящую к тому, что все живые существа в Боге. Это достаточно просто принять, ибо это Сказал Бог. Это Высочайшая Истина, и как-то пытаться ее продумать – не всегда не греховно.

 

 

 

Йог одинаково относится к каждому, так как понимает, что, хотя живые существа сообразно результатам своих прошлых поступков занимают разное положение, они всегда остаются слугами Господа.

 

БОГ: Надо говорить более точно. Слуги Бога, причем осознающие это и старающиеся в этом, только преданные Бога и только через преданное служение, основанное на Слове Бога. Также слугами Бога можно назвать и материальных людей, но здесь нет личной активности, личного осознания себя таковыми, есть направленный мыслительный процесс на материальный мир, и потому эти слуги, тоже выполняющие в некотором смысле Волю Бога (ибо их руками Бог поддерживает материальный мир, и награждает и наказывает), есть слуги не посвященные в то, что в них Бог и ими Управляет Бог и использует Бог в своих Божественных целях. Такое их служение имеет непременно кармические последствия. В дочеловеческих формах жизни есть тоже служение Богу, но животный мир об этом знать не может. Поэтому, понимание йогов, что все, невзирая на ступени развития каждого, есть слуги Бога – не верное. Или необходимо было все же внести пояснение. Ибо по большому и всеохватывающему счету слуги бога есть только преданные Бога Кришны, если говорить о материальном мире.

 

 Находясь во власти материальной энергии, живое существо служит своим материальным чувствам, а пребывая в духовной энергии, - непосредственно Верховному Господу. И в том и в другом случае оно остается слугой Бога. Таким виџдением в полной мере обладает человек, развивший в себе сознание Кришны.

 

 

 

БОГ: Служение своим материальным чувствам ни есть служение Богу Кришне непосредственное. Но через это человек Волею Бога вовлекается в материальные игры и роли и тем самым, будучи полностью Управляемым Богом, выполняет требования Бога, направленные на материальный мир и материальных людей. По сути, служит Богу своими привязанностями, часто греховными качествами, часто добродетелью, но все же это не путь преданного служения, а путь  развития качеств, которые и будут Волею бога поднимать к преданному служению в условиях материального мира.

 

ТЕКСТ 30

 

йо мам пашйати сарватра

сарвам ча майи пашйати

тасйахам на пранашйами

са ча ме на пранашйати

йах - который; мам - Меня; пашйати - видит; сарватра - всюду; сарвам - все; ча - и; майи - во Мне; пашйати - видит; тасйа - для него; ахам - Я; на - не; пранашйами - буду потерян; сах - он; ча - также; ме - для Меня; на - не; пранашйати - будет потерян.

 

Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня.

 

 

БОГ: Правильный перевод.

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, видит, что Господь Кришна пребывает всюду и все пребывает в Нем.

 

 

БОГ: Преданный может это видеть только через призму совершенных духовных знаний. Также через непременно духовную практику и сам процесс полнообъемного преданного служения. Иначе, Бог ему ничего не покажет, ибо любое видение непременно надо пропускать через мыслительный процесс, через ум, в котором присутствуют Святые Писания, как основа религиозного видения и понимания.

 

 

 Такой человек также видит различные явления и предметы материального мира, но, постоянно находясь в сознании Кришны, он понимает, что все они суть проявления энергии Господа.

 

 

БОГ: так можно сказать.

 

 

Нет ничего, что существовало бы отдельно от Кришны, и Кришна является владыкой всего сущего - таков основополагающий принцип сознания Кришны.

 

 

БОГ: Так можно сказать. Так есть.

 

 

 

 Метод сознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Кришне и таким образом занять положение, превосходящее даже уровень освобождения из материального плена.

 

 

БОГ: Это уже спекуляция ума. Преданное служение есть то основание, на котором Бог может давать преданному иногда чувство любви к Богу, но не постоянное, а в не очень большой степени, иногда. Эта энергия Бога тоже есть творение Бога, ориентированное на преданных, на слуг Бога, как некоторое обещание им, как Милость Бога, как то, что мотивирует преданное служение. Здесь тоже присутствует иллюзия, но та, которая необходима преданным в процессе преданного служения, хотя и дается не часто и не большими дозами, поскольку  сама по себе не простая, и человек не может в ней находиться долго или продолжительный период, ибо он тогда может потерять активность и выйти на уровень духовного бездействия, что никак не способствует его развитию в плане качеств, которые угодны Богу, ибо без них человек не сможет выйти на духовный план. Поэтому положение преданного, испытывающего любовь к Богу, есть то, что вообще может не дать преданному выйти за пределы материального существования, ибо его развитие реальное может заблокироваться духовным молчанием, человек перестает полноценно исполнять преданное служение, все чувства, мысли, качества как заблокированы духовным шоком. А развивать есть что и есть куда. И потому уровень преданного не может быть выше того уровня, который выводит на духовный план, к тому же надо понимать, что любовь к Богу есть лишь вознаграждение преданного, а не показатель его ступени. Любовь к Богу не развивается, а дается Богом, как некоторая награда за труд в преданном служении и не более того. И не означает высоту преданного служения или предельно высокую ступень. Еще есть куда идти и что развивать. Поэтому эта энергия никак не может считаться выше, чем непосредственный выход на духовный план.

 

 

 

 

На этом этапе развития сознания Кришны, следующем за самоосознанием, преданный достигает тождества с Кришной в том смысле, что Кришна становится для него всем и он преисполняется любовью к Кришне.

 

 

 

БОГ: Никогда Бог не дает понимание преданному в реальном формате, что Бог есть для него все, что он преисполнен любовью к Богу. Преданный может примерно так спекулировать своим умом, но не на уровне ума, не на уровне чувств это долго не держит Бог. Несколько мгновений любви – и Бог забирает у преданного эту энергию любви к Себе, ибо она потом будет просто существовать на уровне ума и памяти, но мешать преданному служению не должна. Материальный мир не место, где человек должен быть постоянно или часто в состоянии любви к Богу. Здесь главное все же путь преданного служения и развитие качеств. Только качества на самом деле цель Бога. Все другое Бог даст  и за качества и за преданное служение только на духовном плане. А здесь, в материальном мире, нужна работа и еще раз работа.

 

 

 

 

Тогда между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. Такой преданный уже никогда не будет потерян и не потеряет Господа из виду. Слияние с Кришной означает духовное самоубийство.

 

БОГ: Никогда между преданным и Богом Кришной не могут быть отношения и тем более – близкие отношения. Все это есть иллюзия. Но Бог Знает, как вести человека и в материальном мире и на духовном плане, чтобы создавалась некая иллюзия отношений, ибо и она необходима для развития человека. Но это – ИЛЛЮЗИЯ. Сам Бог отрешен от Своего творения и в целом и конкретно от каждого живого существа и в материальном мире и на духовном плане. Это надо всегда понимать и трезво смотреть на свое положение перед Богом. Но что касается потерянности, то действительно. Никто у Бога не может быть потерян, ни одно живое существо, ибо Бог в каждом, каждого ведет по своим ступеням материального и духовного развития и никого не может оставить, ибо живое существо неотделимо от Бога. Поэтому, не только преданные не потеряны, но и любое другое живое существо на любой ступени своего развития не потеряно.

 

 

 Преданный никогда не пойдет на это. В «Брахма-самхите» (5.38) говорится:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хридайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь предвечному Господу Говинде, чей образ всегда доступен взору преданных, глаза которых умащены бальзамом любви к Нему. Такие преданные созерцают Господа, пребывающего у них в сердце, в Его вечном образе Шьямасундары».

 

БОГ: Богу не нужны слишком слащавые слова иных преданных. Бог в них не нуждается. Надо каждому просто преданно служить. Не заниматься пустословием. И если надо, Бог даст те слова, которые наиболее подходят и наиболее полезны в именно преданном служении. Богу нужны от преданного не излияния, а качества, а смирение, терпение, аскетизм, добродетель, простой образ жизни, нестяжание, непривлечение внешними материальными объектами наслаждения, неосуждение, поклонение Богу постоянное, отказ от плодов любой своей деятельности, изучение Святых Писаний, неосуждение материального мира, не восхваление себя… Все другое есть пустословие. Восхвалять Бога надо в молитве, в проповеди, в себе… Но и знать меру.

 

 

 

Господь Кришна никогда не скрывается от взора таких преданных. То же самое относится и к йогу, который видит Господа как Параматму в своем сердце. Такой йог становится чистым преданным и уже не может прожить и мгновения, не видя Господа.

 

 

 

БОГ: Никогда ни один преданный ни на какой ступени преданного служения не может быть назван чистым преданным, ибо  непременно обладает несовершенными качествами, которые есть причина многих ошибок, делающих преданное служение не чистым.

 

 
 
 
 
 
ТЕКСТ 31

 

сарва-бхута-стхитам йо мам

бхаджатй экатвам астхитах

сарватха вартамано 'пи

са йоги майи вартате

сарва-бхута-стхитам - пребывающему в сердце каждого; йах -  тот, кто; мам - Мне; бхаджати - служит с любовью и преданностью; экатвам - в единстве; астхитах - находится; сарватха -  во всех отношениях; варта-манах - оставаясь; апи - несмотря на; сах - он; йоги - йог; майи - во Мне; вартате - пребывает.

 

Он поклоняется и служит Сверхдуше, зная, что Сверхдуша и Я есть одно. Такой йог всегда, при любых обстоятельствах, остается во Мне.

 

 

БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «31.Тот, кто преданно служит Мне, расположенному во всех живых существах, зная Меня как Парам Атму, такой йог, как бы ошибочно не был расположен его ум, остается во Мне.».

 

 

 

КОММЕНТAРИЙ: Йог, созерцающий Сверхдушу, видит в своем сердце всемогущую экспансию Кришны: Господа Вишну с четырьмя руками, в которых Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса.

 

 

БОГ: Надо знать, что Бог дает йогу созерцать то, что ему известно из его ступени материального и духовного развития, в соответствиями  с теми знаниями духовного порядка, Ведами, их разделами, которые преимущественно присутствуют в материальном обществе на данный период, в соответствии с теми легендами и мифами, на которых и строил Бог его религиозные воззрения и формы поклонения. Если Бог дает созерцать Себя в виде параматмы с четырьмя руками и прочими атрибутами, то это то, что йог и может ожидать, на что и может быть направлен его ум, что в обществе и считалось нормой медитационной йоги. Но надо понимать, что Бог НЕ присутствует в теле живых существ в виде никакой параматмы, у Бога Кришны, нет никакой формы, в которой Он бы в теле живого существа присутствовал. Бог – Высший Дух, пронизывает Собою тело живого существа и остается в нем Своим полным целым, что есть тоже Божий Дух, одинаковый, невидимый, неосязаемый ни в теле, ни вне тела живых существ. У Него нет особого места расположения в теле, он одинаково расположен в любой точке тела живого существа, не принимает никакой формы в теле живого существа, но полностью расположен в самой душе, в теле и Управляет как телом, так и душой живого существа, соединяясь в этим живым существом, с душой, в районе мозжечка, но и присутствуя во всей душе. Но для очень старательных йогов, очень желающих глазами увидеть Бога в себе, Бог дает такую иллюзию. Это именно иллюзия, а не Сам Бог. Но та иллюзия, которая как бы в уме йога отождествляется Богом с Самим Богом Кришной. Так надо. Так Бог тоже поддерживает и религию и отдельных йогов, как и вознаграждает их за старание. Порою далеко не простое.

 

 

 

Йог должен знать, что Господь Вишну неотличен от Кришны. Кришна в образе Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа.

 

 

 

БОГ: Современный преданный должен знать, что имя Бога Вишну не следует упоминать в современных Святых Писаниях. Надо говорить только о БОГЕ КРИШНЕ. Также преданные должны знать, что Бог не расположен в человеке в образе сверхдуши. Также современный преданный должен знать, что Бог не расположен в сердце живых существ.

 

 

 

Более того, бесчисленные Параматмы, пребывающие в сердцах бесчисленных существ, неотличны друг от друга.

 

 

 

БОГ: Нет. Надо говорить, что Бог Кришна равно расположен во всех живых существах Своим полным целым, не имея никакого образа, но как СВЯТОЙ ДУХ, пронизывающий тела всех живых существ и остающийся в этих телах полным Своим целым.

 

 

 

Точно так же нет разницы между человеком, который развил в себе сознание Кришны и всегда с любовью служит Господу, и совершенным йогом, созерцающим Сверхдушу. Находясь в материальном мире, йог, обладающий сознанием Кришны, может заниматься разнообразной деятельностью, но при этом он всегда пребывает в Кришне.

 

 

БОГ: Никто сам в себе не развивает сознание Бога Кришны. Никто сам к преданному служению не приходит. Никто сам не занимается преданным служением. Все это есть работа Бога, и это надо всегда понимать. Точно также тот, кто хочет созерцать в себе параматму, кто так видит Бога в человеке, любом другом живом существе, то и это видение такому йогу дает только Бог согласно его ступени материального и духовного развития и также согласно тем знаниям религиозного порядка, которыми этот йог Волею Бога пока руководствуется. Но и такому йогу пора знать, что нет параматмы. Есть Бог Кришна, присутствующий в теле каждого живого существа. У Бога нет в теле живого существа никакой формы. Он присутствует, как Высший Дух. О форме Бога в теле человека и речи быть не может. Ее нет. Но такая иллюзия может быть дана несведущему йогу.

 

 

 

Это подтверждает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.187): никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате. Преданный Господа, который всегда действует в сознании Кришны, естественным образом обретает освобождение.

 

 

БОГ: выход из материального мира многие преданные называют освобождением. Но они должны хорошо знать, что на самом деле душа всегда занимает подчиненное и зависимое положение, есть слуга Бога, неотделима от Бога и по большому счету никогда не может быть освобождена и ни в каком освобождении не нуждается, ибо никакой человеческий ум не может понимать, что такое есть освобождение, как оно измеряется и оценивается и как с ним поступать.

 

 

 

 

В «Нарада-панчаратре» об этом сказано следующее:

дик-каладй-анаваччхинне

кришне чето видхайа ча

тан-майо бхавати кшипрам

дживо брахмани йоджайет

«Сосредоточив внимание на божественном образе Кришны, вездесущем и находящемся вне времени и пространства, человек погружается в мысли о Кришне и обретает счастье трансцендентного общения с Господом».

 

 

 

БОГ: Ну, сосредоточение на образе Бога Кришны, погружение мыслительного процесса в Бога на самом деле есть то, что йог упрашивает Бога хоть как-то себя проявить и неотступно ждет, когда это произойдет. Но мало кто понимает, что такая йога не эффективна, она ничего не может дать преданному, и ни в чем его не продвигает. Самое лучшее, не торопить события, не упрашивать Бога Кришну хоть как-то явить себя, а просто преданно служить и стараться без особых отклонений. В таком случае, ни на что не рассчитывая их области мистики, человек может удовлетворить Бога, Бог может ему дать лучшее понимание Святых Писаний, более точную духовную практику, хорошую религиозную речь, поможет развить и качества, угодные Богу. Это более терпеливый и более перед Богом смиренный и эффективный путь. Но если качества у йога не высоки, а самомнение зашкаливает, то Бог может показать ему иллюзорную форму и двурукую, и четырехрукую. Но это не принесет ему полное удовлетворение, потому что на этом и может закончиться видение Бога, а в сердце воцарится беспокойство, неудовлетворение и может нежелание заниматься йогой. Ибо Бог не очень дает повторяться тому, что на самом деле бессмысленно, где человек легко хочет насладиться плодом медитации и далее почивать на лаврах успешного йога, не понимая, что и малейшее самоудовлетворение в йоге смерти подобно. Что же касается трансцендентного общения с Богом, то и это не следует просить у Бога. Ибо это вторая сторона той же медали. Ничего не следует просить у Бога, когда человек занят в связующем процессе с Богом. Бог Сам Знает, кого и как вознаградить. И если не вознаграждает, это не должно печалить. Ибо неисповедимы пути Бога.

 

 

 

 

Сознание Кришны - высшая форма йогического транса. Осознав, что Кришна как Параматма пребывает в сердце каждого существа, йог достигает совершенства.

 

БОГ: Нет причинно-следственной связи. Из того, что человек знает, что в нем, или в другом присутствует Бог Кришна, не следует, что йог достигает в итоге совершенство. Совершенство вообще не достижимо преданными. Но о высокой ступени своей или другого преданного никто не может доподлинно знать. Знает только Бог. Также, чтобы подниматься по ступеням преданного служения, необходимо просто длительное время заниматься преданным служением и стараться. В таком случае подъем происходит автоматически. Другого пути нет.

 

 

 В Ведах (Гопала-тапани-упанишад, 1.21) о непостижимом могуществе Господа сказано следующее: эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати - «Хотя Господь один, Он пребывает в сердцах бесчисленных существ». В смрити-шастре также сказано:

эка эва паро вишнух

сарва-вйапи на самшайах

аишварйад рупам экам ча

сурйа-ват бахудхейате

«Вишну один, однако Он, безусловно, вездесущ. Оставаясь единым, Он силой Своей непостижимой энергии пребывает всюду, подобно солнцу, которое появляется сразу во многих местах».

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

0
19:16
349
Нет комментариев. Ваш будет первым!