36.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 11-15.
36.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 11-15.
ТЕКСТЫ 11 - 12
шучау деше пратиштхапйа
стхирам асанам атманах
натй-уччхритам нати-ничам
чаиладжина-кушоттарам
татраикаграм манах критва
йата-читтендрийа-крийах
упавишйасане йунджйад
йогам атма-вишуддхайе
шучау - в чистом; деше - месте; пратиштхапйа - установив; стхирам - жесткое; асанам - сиденье; атманах - свое; на - не; ати - слишком; уччхритам - высокое; на - не; ати - слишком; ничам - низкое; чаила-аджина - мягкой тканью и оленьей шкурой; куша - и травой куша; уттарам - покрытое; татра - там; эка-аграм - сосредоточенный; манах - ум; критва - сделав; йата-читта - контролируемый ум; индрийа - чувства; крийах - тот, чья деятельность; упавишйа - усевшись; асане - на сиденье; йунджйат - пусть занимается; йогам - йогой; атма - сеџрдца; вишуддхайе - для очищения.
Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «11-12. В святом месте установив устойчивое свое собственное сидение, не очень высокое и не очень низкое, покрыв его травой куша, шкурой оленя и мягкой тканью, после этого делая сосредоточенный ум и контролируя деятельность ума и чувств, йог должен, сидя на сидении, исполнять практику йоги с целью очищения своей сущности.».
КОММЕНТAРИЙ: Под чистым местом здесь подразумевается место паломничества.
БОГ: Так можно сказать. Но не всегда такие места были местом поломничества.
В Индии йоги, или преданные, уходят из дома и поселяются в святых местах, таких, как Праяг, Матхура, Вриндаван, Хришикеш и Хардвар.
БОГ: Эта практика в современном мире не рекомендуется Богом, считается гуной невежества, ибо человек должен заниматься йогой, будучи на связи с цивилизованным миром, не считать, что его уединение, или окружение (безлюдное место) зачтется Богом за духовную практику, ибо все необходимое для преданного служения Бог дает каждому в стенах его дома. Этого вполне достаточно, чтобы изучать Святые Писания, поклоняться Богу Кришне, посвящать свой труд и любую деятельность Богу Кришне, не претендуя на плоды, выполнять свой долг и обязанность в стенах своего дома и по отношению к обществу. Все приемлемо при таких условиях, все Бог будет поддерживать и направлять на очищение существования, на отдачу кармических долгов, на подъем по собственной лестнице материального и духовного развития. Что касается мест, перечисленных в Индии, то и здесь нет ни для кого особой Милости Бога. Эти места, считается, утратили свою роль и значение, как места святые, здесь можно просто жить и не считать, что за счет пребывания в этих районах Индии человек может достичь какой-либо уровень духовного совершенства. Необходимо нормально жить, нормально работать и в этих условиях заниматься преданным служением. Другого пути к Богу Кришне нет и не будет нигде. Все другие йоги Бог Кришна объявляет неавторитетными, непременно возвращающими в колесо сансары. Но если человек все же будет в этих местах или других, известных из прошлого, как святые, заниматься йогой, что есть лишь незначительная часть преданного служения, то такая практика, ее плоды будут направлены на преданное служение человека в следующем или одном из следующих рождений.
Там, на берегах священных рек Ганги или Ямуны, они в уединении занимаются йогой.
БОГ: Эти реки Бог объявляет не священными реками, невозможно, омываясь в водах этих рек, полагать, что тем самым ты удовлетворяешь Бога Кришну (что касается других могущественных полубогов, богов и богинь, то их не существует и пора это принять). Это знание и понимание о священности вод этих рек и омовении в них есть гунна тьмы, есть неприемлемый для преданного служения способ очищения. Но если человек, согласно своей ступени материального и духовного развития, занимается практикой йоги, где бы то ни было, то плоды этой практики будут направляться Богом на преданное служение в одной из последующих жизней. Т.е. никуда не денутся. Ибо этот путь Бог таким людям дает согласно их ступени развития на данный период.
Однако часто это оказывается невозможным, особенно для тех, кто живет за пределами Индии.
БОГ: Невозможность, препятствия дает Сам Бог. И теперь Бог объявляет, что такой путь в некогда священные места, ни есть очистительный процесс и никому желаемого результата не принесет, ибо Бог принимает от человека только преданное служение во всей его полноте. Все другое есть лишь подступы к преданному служению.
Так называемые общества йоги, созданные в больших городах, могут приносить доходы их основателям, но не дают людям возможности по-настоящему заниматься йогой.
БОГ: Все такие и другие общества, имеющие цель наживы на религиозных людях или на тех, кто устремлен к самореализации, непременно занимаются греховной деятельностью. Но у Бога никто сам от себя ничего не предпринимает, и также каждому Бог дает заниматься тем, что в пределах его качеств, кармы, ступени материального и духовного развития. Через такие общества Бог Управляет теми, кто хочет заниматься неавторитетной йогой, давая каждому сугубо то, что ему предназначено по его карме и в соответствии с Планом и Волей Бога. Так может быть, когда Бог на службу Себе призывает низшие качества людей, которые и являются орудием Бога вершить Божью Волю и в отношении религиозных людей или тех, кто желает себе духовного совершенствования, но выбирая неавторитетный, не узаконенный в современном мире путь духовного развития.
Тот, кто не способен управлять своими чувствами и умом, не может заниматься медитацией.
БОГ: Всеми, кто желает духовное развитие, кого как бы изгоняет в некотором смысле материальный мир, кто хочет каких-то внутренних ощутимых духовных в себе преобразований, Управляет Бог. И такие люди имеются в своей мере на всех ступенях материального человеческого развития, ибо не в одночасье и неоднократно Бог дает такие желания человеку, когда он вращается в колесе сансары, ибо невозможно такое устремление в себе дать человеку только на высших ступенях его материального и духовного развития. К преданному служению, к сложным практикам авторитетной йоги Бог подводит постепенно, колебательным процессом, и в этой связке могут быть люди и из гунны невежества, ищущие быстрый и действенный способ, как и новые духовные ощущения, своего внутреннего преобразования, иногда смутно понимая цель йоги, будучи не знакомыми со Святыми Писаниями, данными Богом в современный мир, но питающиеся обещаниями Вед, легенд, мифов религиозного направления и оттуда черпающие свои практики йоги, толком не понимая, на сколько им это подходит и что из этого можно извлечь. Они не знают, но знает Бог, давая им смутное понимание и некое обещание о результативности такой практики, показывая на примерах некоторых, что та или иная йога может дать. Но дать практически без преданного служения любая йога ничего не может, ибо и мистические способности здесь есть фетиш, то, что ни к чему не применишь и ничего не извлечешь. А что можно извлечь, то сокрыто от человека, им не ценится, ибо это относится к качествам, которые в свое время употребит только Бог. В этой связи человек отнюдь не обязан быть на той ступени, которая Волею Бога дает ему видение об управлении своими чувствами и умом. Это дело у Бога наживное и приходит в свое время Волею Бога, но через преданное служение. А пока человек только на пути к этому этапу своей жизни, который может быть весьма отдален от событий сегодняшнего дня и здесь попыток духовных практик.
Поэтому в «Брихан-нарадия-пуране» сказано, что в нынешний век, Кали-югу, когда люди живут мало, медленно продвигаются по пути духовного развития и постоянно испытывают множество беспокойств, самым лучшим методом духовного совершенствования является повторение святого имени Господа:
БОГ: Неверно. Люди живут не мало, но каждый согласно Воле Бога живет отведенный ему отрезок времени в каждой своей жизни, что вполне достаточно для материального и духовного развития человека в материальном мире. Повторение Святых Имен Бога в современном мире считается не подходящим средством или достаточно пассивным, чтобы говорить о духовном развитии человека. Бог заменяет эту вибрацию на молитву к Богу на понятном родном для человека языке, которая не требует четки, которая может произноситься на уровне мысли, которая содержит в себе благодарение к Богу Кришне и просьбу о прощении, что есть важное требование к молитве для современного человека, без чего никакая практика йоги не будет успешна и не будет принята в полной мере Богом Кришной.
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
«В нынешний век вражды и лицемерия единственный путь к освобождению - это повторение святого имени Бога. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути».
БОГ: Есть другой путь. И Бог его провозглашает. Это путь преданного служения, тот, который дан в Новых Святых Писаниях. Путь, который требует изучения Новых святых Писаний, поклонение Богу Кришне, духовные практики, контроль ума, желаний и чувств, карма-йогу, отрешение от внешних материальных наслаждающих объектов в своей мере, добродетель, аскетизм, простой образ жизни.
ТЕКСТЫ 13 - 14
самам кайа-широ-гривам
дхарайанн ачалам стхирах
сампрекшйа насикаграм свам
дишаш чанавалокайан
прашантатма вигата-бхир
брахмачари-врате стхитах
манах самйамйа мач-читто
йукта асита мат-парах
самам - прямо; кайа - корпус; ширах - голову; гривам - и шею; дхарайан - держащий; ачалам - неподвижно; стхирах - устойчивый; сампрекшйа - устремив взгляд; насика - носа; аграм - на кончик; свам - свой; дишах - по сторонам; ча - также; анавалокайан - не глядящий; прашанта - спокойный; атма - тот, чей ум; вигата-бхих - лишенный страха; брахмачари-врате - в обете безбрачия; стхитах - пребывающий; манах - ум; самйамйа - обуздав; мат - (сосредоточен) на Мне (Кришне); читтах - тот, чей ум; йуктах - истинный йог; асита - пусть сидит; мат - Я; парах - тот, чья высшая цель.
Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «13-14. Прямо держа тело, голову и шею, неподвижно и устойчиво, глядя на кончик собственного носа и не смотря по сторонам, успокоенная душа, преодолевшая страх, находящаяся в обете, который дают великие души, контролирующая ум, сосредоточившись на Мне, должна так сидеть, исполняя практику йоги и видя во Мне конечную цель.».
КОММЕНТAРИЙ: Цель жизни заключается в том, чтобы постичь Кришну, который пребывает в сердце каждого существа в образе Параматмы, четырехрукого Вишну.
БОГ: Постичь Бога Кришну невозможно. Но входить в Бога можно через практику преданного служения, и этот путь не всегда умещается в одну жизнь. Также, эта цель может стоять только перед преданными Бога Кришны, которые понимают, куда они Волею Бога идут и через какие средства Бога, как и знают свое извечное положение перед Богом Кришной, как и предназначение. Но материальным людям Бог такую цель, такой смысл не дает, но более направленные на материальный быт и те вопросы, которые в каждом данном рождении каждый Волею Бога должен пройти, извлечь свои уроки и таким образом достичь те качества, которые будут в свое время направлять на путь преданного служения. Также, Бог Кришна не «пребывает в сердце каждого существа в образе Параматмы, четырехрукого Вишну.». Имя Бога Вишну надо забыть, ибо такова Воля Бога и направлять свое преданное служение и мыслительный процесс только на Бога, имя Которого Кришна.
Йогой занимаются именно для того, чтобы обнаружить и созерцать в своем сердце этот образ Господа Вишну, а не ради какой-либо другой цели.
БОГ: В современном мире такая йога утратила свое значение и не может применяться человеком, который серьезно думает о том, чтобы развить качества высокого духовного порядка, угодные Богу и достаточные для выхода в свое время на духовный план. Но те преданные-староверы, которые желают увидеть Бога на лотосе своего сердца, им такую иллюзию при большом их старании Бог может дать. Однако, это ни есть особая заслуга такого йога, но Милость Бога так идущему и так старающемуся. Бог может показать иллюзорную двурукую форму, которую и преданные готовы отождествлять с Самим Богом Кришной. Но всем надо понимать, что у Бога Кришны нет человеческого образа, ни двурукого ни многорукого. У Бога есть Форма Божественного Тела, но это вещь сокрытая, тайная. Достаточно знать, что Бог Кришна есть Святой Дух, присутствующий везде, все пронизывающий, во всем остающийся полным Своим целым.
Вишну-мурти, пребывающая в сердце каждого, - это полная экспансия Кришны.
БОГ: нет ни экспансии Бога Кришны в сердце каждого, как единственного места расположения Бога в теле человека. Бог в теле каждого присутствует так, что находится Своим полным целым в любой точке тела человека, любого живого существа, во всех органах и вне их, но не на лотосе, а непосредственно Своим Высшим Духом, абсолютно все Зная о каждом теле и абсолютно Управляя каждым телом.
Тот, кто, занимаясь йогой, не стремится к постижению вишну-мурти, лишь зря теряет время и обманывает сам себя.
БОГ: Если человек не стремится «к постижению вишну-мурти», то на это Воля Бога. Никакие духовные старания человека в любой гуне не даются Богом просто так. Эти вопросы лучше преданным не обсуждать, но думать о себе и своем перед Богом преданном служении.
Высшей целью жизни является Кришна, а цель йоги - постичь вишну-мурти в своем сердце.
БОГ: Высшей целью жизни является Бог Кришна. Но это только для преданных Бога Кришны, ибо они уже стоят на той ступени материального и духовного развития, когда их качества позволяют заниматься преданным служением, высшая цель которого постижение Бога Кришны. Но постичь, достичь Бога Кришну не сможет никто, но на том уровне, который достаточен, чтобы выйти за пределы материального мира на духовный план. Что касается материальных людей, то Бог перед ними такую цель не ставит, но в этом направлении развивает качества материального и духовного порядка, которые в свое время и откроют врата к преданному служению. Все у Бога имеет свое время. Что касается достижения Бога Кришны в своем сердце, то надо знать, что Бога Кришны нет в сердце или на лотосе сердца. Это сказочное представление о Боге. В реальности Бог не обитает в сердце живых существ, а, пронизывая Собою тела живых существ, в каждом теле остается в каждой его точке, в каждом органе полным Своим целым. Но никак не параматра. О параматре, об этой придуманной ипостаси Бога надо забыть, ее не существует. Постичь Бога в себе преданный может, особо не изловчаясь и не призывая в помощь рекомендуемые ведами практики йоги древних. Для этого достаточно просто заниматься преданным служением, стараться в этом направлении, и Бог, Мнение Бога в себе преданный услышит, отличит от своего мыслительного процесса и насладится этим в свое время.
Для этого необходимо полностью отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой, как описано выше.
БОГ: Такая практика в современном мире неприемлема. Преданному не следует уходить из дома, Бог разрешает преданному иметь семью, Бог разрешает преданному иметь секс со своей женой не более трех раз в неделю. Устремление в уединенное место не благословлено Богом, не принесет успех в преданному служении, не откроет врата на духовный план. И в домашних условиях преданный может заниматься практикой преданного служения и, если есть необходимость, может посещать храм преданных Бога Кришны и поклоняться Богу также в храме, как и жертвовать, как и общаться со священнослужителями, как и проповедовать.
Йогом невозможно стать, ежедневно предаваясь плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и посещая занятия в так называемом обществе йоги. Йог должен учиться управлять умом и воздерживаться от всех чувственных наслаждений, главным из которых является сексуальное.
БОГ: Секс преданного со своей женой может быть не чаще трех раз в неделю. Бог разрешает. Это границы интимных отношений и за ее пределы выходить преданному нельзя. Что касается управления умом и других воздержаний, то этот процесс происходит автоматически вследствие именно преданного служения и здесь рекомендуемых Богом духовных практик, где человек контролирует себя через карма-йогу, также через любое другое деяние, посвященное Богу Кришне, как и через сотрудничество в себе с Богом непрерывное в быту, когда ум направляется Богом на объекты чувств, создавая для преданного условия сопротивления и некоторой борьбы в себе, где такие усилия также учитываются Богом и дают основание Богу замедлять процесс отвлечения на материальный мир и заострять внимание на самом преданном служении.
В правилах для тех, кто живет в безбрачии, составленных великим мудрецом Ягьявалкьей, говорится:
кармана манаса вача
сарвавастхасу сарвада
сарватра маитхуна-тйаго
брахмачарйам прачакшате
«Цель обета брахмачарьи - помочь человеку полностью отказаться от половой жизни на уровне действий, речи и ума и оставаться верным этому принципу всегда, всюду, в любых обстоятельствах».
БОГ: От Бога Кришны все религиозные принципы, и только Бог их может корректировать применительно к условиям, в которых находится человек в материальном мире. Цель Бога не только вовлекать преданного в строгое преданное служение, но и не рушить семьи, но и не лишать семью материальной помощи от мужчины, а человеческое общество своих членов. Поэтому в современном мире Бог попускает в вопросе интимных отношений в семье, не разрешает не выполнять свой долг перед детьми и другим супругом, но требует все делать в осознании Бога Кришны, в процессе преданного служения, где основной упор делается на разум, на мыслительный процесс, все посвящающий Богу, уповающий на Бога, следующий в себе Воле Бога, направленный на изучение Святых Писаний, на контроль своих чувств и желаний, на аскетический или простой образ жизни, на благотворительность, на не осуждение других… Это преданное служение достаточно при старании преданного, чтобы человек поднимался по ступеням собственного материального и духовного развития и в свое время был выведен Богом на духовный план.
Половая жизнь и истинная йога несовместимы. Поэтому брахмачарье учат с самого детства, когда ребенок еще не знает, что такое половая жизнь.
БОГ: Брахмачарью, все четыре уклада Бог отменяет. Эта тема должна быть закрыта в современном мире. Свой религиозный путь человек выбирает сам в любом своем возрасте. Бог Знает, кому и когда пора, и знает, какими путями следует вести человека, чтобы он в этой жизни стал преданным.
Мальчиков, достигших пятилетнего возраста, посылают в гуру-кулу, школу духовного наставника, который воспитывает их в строгой дисциплине, готовя из них брахмачари
БОГ: Этот путь Бог Кришна также отменяет. Все дети должны учиться в обычной материальной школе и получать те знания, которые должен получить человек в условиях материального мира. Эти знания даны людям Богом Кришной, они развивают материальное мышление, речь, ум человека, непременно имеют воспитывающее значение, дают человеку возможность выбора, по какому идти пути, материальному или выбрать преданное служение; но и здесь материальные знания могут пригодиться в работе, ибо в любом случае преданный будет посвящать свою работу и ее плоды Личности Бога и использовать те практические знания, которые даны людям Богом, ибо эти знания работают, ибо на эти знания тоже можно посмотреть как на духовные, ибо даны по сути Самим Богом. Просто люди об этом плохо знают или не знают и делают их материальными своим материальным не направленным на Бога мышлением. Очень большой корректировки в материальных знаниях не будет у человека, когда он выберет путь преданного служения, ибо и на эти материальные знания он посмотрит с позиции того, что все эти науки даны людям Богом Кришной, как и истории, как и природа, как и ископаемые, как и точные науки, Бог легко материальные знания и сознание человека одухотворит, переведет на рельсы Божественной Воли, Божественного присутствия, Божественного труда, Божественного Милосердия…
Без такой подготовки человек не сможет достичь успеха ни в одном из видов йоги, будь то дхьяна-, гьяна- или бхакти-йога.
БОГ: Из всех йог в современном мире авторитетной считается бхакти-йога. Ею человек может заниматься и причем успешно и в условиях своей семьи. И также, может, Бог разрешает, вести половой образ жизни, но ограниченный. При старании в преданном служении, не смотря на то, что человек три раза в неделю может заниматься сексом с своим супругом, такой преданный может выйти скоро за пределы материального мира. Такова Воля Бога.
Однако необходимо отметить, что семейного человека, который следует предписаниям, регулирующим семейную жизнь, и вступает в половые отношения только со своей женой (придерживаясь при этом определенных ограничений), тоже называют брахмачари. Такому грихастхе-брахмачари разрешается заниматься бхакти-йогой, тогда как система гьяна- или дхьяна-йоги не допускает к занятиям йогой даже грихастх-брахмачари, требуя полного и безоговорочного воздержания от половой жизни.
БОГ: Бог ни от какой ступени преданного служения в современном мире не требует полного и беззаговорочного воздержания от половой жизни. Но необходимые, указанные Богом ограничения, должны присутствовать.
Метод бхакти-йоги позволяет грихастхе-брахмачари вести ограниченную половую жизнь, поскольку бхакти-йога обладает таким могуществом, что, практикуя ее, человек естественным образом избавляется от полового влечения: он занимается деятельностью более высокого порядка - служением Господу. В «Бхагавад-гите» (2.59) говорится:
вишайа винивартанте
нирахарасйа дехинах
раса-варджам расо 'пй асйа
парам дриштва нивартате
В то время как другие йоги вынуждены силой заставлять себя воздерживаться от чувственных удовольствий, преданный Господа естественным образом отказывается от них, потому что он развил в себе вкус к высшему. Этот вкус неведом никому, кроме преданных.
БОГ: Вкус к духовным практикам, к изучению Святых Писаний человек сам в себе не развивает. Это состояние человеку дает только Бог Кришна на некоторых ступенях преданного служения, учитывая старание преданного и также продолжительность его преданного служения. Также, Бог может на некоторых ступенях преданного служения отводить преданного от интимных отношений в семье, но это если есть на то Воля и План Бога, если это разрешает карма человека, его качества и если это принесет пользу в преданном служении. Однако, это совсем не обязательно. Отвод от секса не есть первоочередное условие успеха в преданном служении, но его старание и время преданного служения.
Слово вигата-бхих означает, что избавиться от страха может лишь тот, кто в полной мере обладает сознанием Кришны.
БОГ: не может преданное служение полностью избавить преданного от страха, но частично это происходит, ибо преданный, проходящий практику преданного служения, изучающий Святые Писания, понимает, что полностью зависим от Бога, понимает, что Бог ему постоянно помогает и в преданном служении и в быту, знает, что необходимо во всех вопросах вручать себя Богу, ибо это ослабляет беспокойство ума и дает преданному надежду на Милость Бога, также преданный знает, что он вечная душа, неуязвимая, не подлежит уничтожению, что в любом случае он не умирает, не может быть убит, не может быть уничтожен никаким средством или орудием. Преданный понимает, что также он, если не будет направлен на духовный план, то получит Волею Бога новое тело и продолжит свое существование… Поэтому глобального, постоянного страха у преданного нет. Но преданный также знает, что неисповедимы пути Бога, что надо бояться в свою меру, иначе это расценивается как самонадеянность, не смирение перед Богом, также преданный знает, что иногда Бог не сразу дает помощь, заставляя претерпевать и молиться Богу, также преданный всегда в страхе за жизнь своих близких и детей, ибо понимает, что у каждого своя карма и она неумолима. Также преданный может болеть, может попадать в аварии, может быть избит или обманут, поскольку и за преданным влачатся кармические долги, и само по себе преданное служение от них не спасает; и потому преданный часто может потрясаться материей, самым неожиданным, непредвиденным образом. У преданного почти никогда не бывает денег, и потому он полностью не защищен и единственное, что он может, это уповать на Бога и просить Бога, так через страдания входя в Бога и познавая Бога, всегда вновь и вновь убеждаясь, что пути Бога неисповедимы и Бог приносит спасение с той стороны, откуда он не ожидал. И даже зная это, человек всегда в страхе за то, как он выйдет из ситуации на сей раз и не забудет ли о нем Бог, и долго ли еще даст ему претерпевать…
Обусловленная душа живет в постоянном страхе, из-за того что забыла свои вечные отношения с Кришной.
БОГ: Нет, душа не могла забыть, что не помнила. Не была она ни в одном из прошлых рождений ни в каких условных отношениях с Богом Кришной. Никогда до тела человека душа не была на духовном плане, но была во многих низших, дочеловеческих формах существования и к телу человека шла многие и многие тысячелетия, начиная с малейших и мельчайших форм жизни в условиях материального мира. Чувство страха есть энергия Бога, которая дается всем живым существам как предупреждающая, угрожающая энергия, требующая от живого существа предпринять все возможное в условиях возможности его тела и среды обитания, чтобы уберечь себя от гибели. Эта энергия развивающая, направляющая мыслительный процесс, дает живому существу понимание, что жизнью надо дорожить и быть в своей среде достаточно бдительным, осторожным, аккуратным в предпринимаемых действиях. Эта энергия поддерживается Богом в живом существе всегда, охраняет живые существа, дает им возможность уходить от опасности и не проявлять излишнюю самонадеянность, также дает понимание о своей зависимости от материального мира, что в теле человека приводит душу на путь религии, поиска защиты и помощи себе в условиях материального существования. За эту энергию нельзя также человека осуждать, ибо и она дается, как Милость Бога, как Воля Бога, по карме живого существа и в пределах его ступени материального развития; и реакция на это чувство должна быть в соответствии с уровнем развития живого существа. Но энергия страха также Богом в человеке постепенно меняется, развивается, и, поднимаясь вверх, выходит из реакции ужаса, истерики, потрясения на уровень осмысления, упования на Бога, предосторожности и на более высоких ступенях преданного служения на уровень почти отрешенности с полным, но в своей мере, преданием себя Богу.
В «Бхагаватам» (11.2.37) сказано: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо 'смритих. Обрести бесстрашие можно, только развив в себе сознание Кришны.
БОГ: Полного бесстрашия Бог никому не дает. И тот, кто бравирует полным бесстрашием, непременно совершает таким образом греховное деяние. Но преданным, стоящим на достаточно высокой ступени материального и духовного развития, Бог дает достаточно умеренную энергию страха и этой энергией направляет на Себя, понуждая преданного молиться, просить Бога, уповать на Бога, ибо другого пути у преданного и нет, ибо он уже хорошо знает, Кто Причина всех причин и Кто всем Управляет, и от Кого все исходит. Не видя причиной ни других людей, ни материальную природу, ни сложившуюся ситуацию, никого не виня, никого не призывая в помощь, но только Бога.
Поэтому только человек, обладающий сознанием Кришны, может достичь совершенства в йоге.
БОГ: Преданный Бога Кришны не может достичь совершенства ни в чем. Но может иметь на своей ступени преданного служения свой результат, те качества, которые и выведут преданного за пределы материального мира.
И поскольку конечная цель йоги заключается в том, чтобы лицезреть Господа, пребывающего в сердце, человек, который развил в себе сознание Кришны, является лучшим из всех йогов.
БОГ: Конечная цель преданного служения не лицезреть Бога Кришну в себе, а достичь качеств, которые угодны Богу, которые в итоге его и выведут за пределы материального существования. Также, не следует преданному себя считать лучшим из всех йогов, ибо о ступени материального и духовного развития каждого Знает только Бог Кришна.
Метод йоги, описанный в этом стихе, существенно отличается от того, который популяризуют сейчас общества так называемой йоги.
ТЕКСТ 15
йунджанн эвам садатманам
йоги нийата-манасах
шантим нирвана-парамам
мат-самстхам адхигаччхати
йунджан - занимающий; эвам - так (как описано выше); сада - постоянно; атманам - тело, ум и душу; йоги - йог-мистик; нийата-манасах - тот, чей ум обуздан; шантим - состояние покоя; нирвана-парамам - прекращение материального существования; мат-самстхам - духовное небо (царство Бога); адхигаччхати - обретает.
Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: «15.Практикуя это всегда, вовлекаясь в практику йоги всей своей сущностью, йог, ум которого контролируется, будучи неподверженным воздействию материальных объектов, достигает во Мне высший мир.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована конечная цель практики йоги. Йогой занимаются не для того, чтобы получить какие-либо материальные блага, а для того, чтобы раз и навсегда покончить с материальным существованием.
БОГ: Неверный перевод стиха дал и неправильную его трактовку. «…шантим нирвана-парамам мат-самстхам адхигаччхати». Шантим – мир; нирвана – без отвлечения на материальные объекты; парамам – высочайший; мат-самстхам – во Мне; адхигаччхати – полностью достигает. Перевод дословный: «Мир высочайший, будучи не обеспокоенным внешним материальным миром, во Мне достигает полностью.». Ничего о конечной цели практики йоги в этом стихе не говорится.
Согласно «Бхагавад-гите», тот, кто практикует йогу, чтобы поправить здоровье или обрести те или иные материальные совершенства, не является йогом.
БОГ: Из всех йог только та йога, которая направлена на Бога Кришну, есть высочайшая, и только она выводит за пределы материального существования. Но если йога направлена на другие и преимущественно материальные цели, то это уже действительно то, что относится к разряду физических действий и психологии. Но, тем не менее, если человек выполняет некоторые практики, которые называет йогой, то надо понимать, что на такую ложную практику, которая не является связующим процессом с Богом, человека направляет Бог согласно качествам человека, его ступени материального и духовного развития, согласно Плану Бога на человека, и такое занятие так называемой йогой имеет для данного человека смысл и прежде всего духовный, ибо непременно имеет в себе элемент религиозности, даже если человек это полностью или никак не осознает. И такая практика тоже имеет свои плоды, которыми будет распоряжаться Бог Кришна и которые, скорее всего, будут направлены в свое время на духовное развитие человека, как бы он свое занятие не называл и на что бы его не направлял.
Кроме того, прекратить материальное существование вовсе не означает раствориться в некой мифической пустоте. В творении Бога нет пустоты. Прекратить материальное существование - значит войти в духовный мир, обитель Господа.
БОГ: Не уместно рассуждение о некоей пустоте. Об этом ничего не сказано в стихе, этот вопрос Бог Кришна нигде не поднимает в Бхагавад-Гите, это есть отклонение от Святых Писаний, некие вольные рассуждения комментатора, которые никому не нужны, ибо есть в материальном мире очень много разных религиозных неавторитетных течений, по разному толкующих прекращение материального существования и того, что это обозначает и как это надо воспринимать. Есть, существует только один ответ Бога. Прекращение материального существования для человека может обозначать только и единственно выход на духовный план. Других альтернатив нет. И рассуждать на эту тему пытаться с какими-то другими умозаключениями, не следует, ибо это чревато колесом сансары надолго.
В «Бхагавад-гите» сказано, что в обители Господа не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно солнцу в материальном мире. В конечном счете всС есть царство Бога, но духовное небо и духовные планеты называют парам дхамой, высшей обителью.
БОГ: Так можно сказать. Это Истина.
Кто достиг совершенства в йоге и осознал Господа Кришну, тот, как говорит Сам Господь (мат-читтах, мат-парах, мат-самстхам), обретает истинное умиротворение и в конце жизни попадает в Его высшую обитель, на планету Кришналока, которую также называют Голока Вриндавана.
БОГ: Совершенства в преданном служении никто не достигает. Это надо хорошо понимать. Есть тот предел материального и духовного развития в практике преданного служения, который достаточен, чтобы выйти за пределы материального существования. Преданное служение действительно привносит мир в преданного, но и это ни есть вещь постоянная и не нарушаемая. Каждому в материальном мире, включая преданных всех ступеней преданного служения, Бог дает свои пути преодолений, свои потрясения, свои неблагоприятные события, ибо никто не совершенен, никто не свободен от последствий кармической деятельности, никто не считается очищенным, совершенным, знающим, что можно делать и что нельзя, все ущербны и всех надо развивать, ибо этот процесс развития качеств не имеет предела ни в материальном мире, ни на духовном плане.
В «Брахма-самхите» (5.37) ясно сказано: голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. Хотя Господь никогда не покидает Своей обители, Голоки, Он также является вездесущим Брахманом и Параматмой в сердце каждого.
БОГ: Бог Кришна Один и не выступает ни в роли Брахмана, ни в роли параматмы. Ипостаси не существуют. Бог Кришна не присутствует в сердце живых существ; Бог пронизывает все Свое творение, все тела в творении и остается в каждом полным Своим целым, одинаково присутствуя в любой точке любого тела и в каждой точке за пределами и тела и всех тел.
Таково могущество Его высшей, духовной энергии. Ни одно существо не сможет достичь духовного неба (Вайкунтхи) или войти в вечную обитель Господа (Голоку Вриндавану), не постигнув Кришну и Вишну (Его полную экспансию).
БОГ: Никто и ни при каких условиях НЕ МОЖЕТ ПОСТИЧЬ Бога Кришну. Человек не обладает такими возможностями, такой силой ума и пониманий. Есть границы вхождения в Бога через преданное служение, и то эти границы достаточно условные и применимы только к человеческому достаточно неразвитому уму. Личность Бога человеком НЕПОСТИЖИМА. И, тем не менее, человек через преданное служение Волею и Планом Бога развивает те качества высокого порядка, но в человеческой плоскости, не в божественной, которые достаточны, чтобы человек достиг Обитель Бога.
Таким образом, человек, действующий в сознании Кришны, является совершенным йогом, ибо его ум всегда поглощен мыслями о деяниях Кришны (са ваи манах кришна-падаравиндайох).
БОГ: Не является человек ни при каких условиях совершенным йогом. Он просто Волею Бога практикует преданное служение Богу, полностью ведомый и поддерживаемый Богом, и только Бог на определенной ступени преданного служения дает человеку в награду памятование о Боге, представляя это в сознании человека, как его личную заслугу. Отнюдь. И преданное служение, и развитие качеств в преданном служении и успехи видимые – все это только и единственно есть работа Бога над преданным, где определяющую роль играет старание преданного (которое опять же дает Бог) и время.
В Ведах (Шветашватара-упанишад, 3.8) сказано: там эва видитвати мритйум эти - «Разорвать цепь перерождений можно, лишь постигнув Верховную Личность Бога, Кришну».
БОГ: невозможно человеку постичь, и тем более полностью, Личность Бога. Это – абсурд. Бог Недосягаем никаким умом и никакими практиками духовного порядка. Также, Бог и не требует нигде, чтобы Его постигли. Бог Говорит о Себе через Призму Своих Божественных качеств, но и это знание не о Боге, а о том, как можно или надо воспринимать Бога, ибо иначе, человек вообще ничего о Боге не поймет. Но хоть что-то приближенное все же ему надо дать. И Бог дает то, те Свои качества, которые направлены отчасти на человека, на творение, но это не полная характеристика качеств Бога. Это миллиардная доля миллиардной доли качеств Бога и того меньше и меньше… Но достаточно, чтобы человек так понимал, так мыслил о Боге и с такими знаниями вышел на духовный план. Но и не качества Бога выводят за пределы материального мира, а качества преданного, которые должны быть приемлемыми, чтобы Бог принял такое решение, хотя решение Бог принимает задолго до рождения человека и его преданного служения.
Иными словами, достичь совершенства в йоге - значит освободиться из материального плена, а не научиться произносить какие-то магические заклинания или выполнять гимнастические трюки, чтобы одурачивать неискушенных людей.
БОГ: Совершенство в преданном служении, в любой йоге не достигается. Достигается Божественная видимость, которая есть работа иллюзорных энергий Бога. Выйти из материального мира человек может только через путь преданного служения, через старание, через в итоге свои качества, развитые Богом в преданном вследствие преданного служения, которые достаточны, чтобы этот выход волею Бога произошел.