30.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 6-10.
30.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 6-10.
ТЕКСТ 6
саннйасас ту маха-бахо
духкхам аптум айогатах
йога-йукто мунир брахма
на чиренадхигаччхати
саннйасах - жизнь в отречении от мира; ту - но; маха-бахо - о могучерукий; духкхам - несчастье; аптум - (может) принести; айогатах - лишенного преданного служения; йога-йуктах - тот, кто занят преданным служением; муних - мудрец; брахма - Всевышнего; на чирена - без промедления; адхигаччхати - достигает.
Отказ от деятельности сам по себе, без преданного служения Господу, никому не принесет счастья. Но вдумчивый человек, посвятивший себя преданному служению, может без промедления достичь Всевышнего.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «6.Но отрешение, (включая отрешение от работы), о, Сильнорукий, без связующего процесса (преданного служения) погружает в отчаяние. Мудрый, вовлеченный в процесс соединения со Всевышним (занятый преданным служением), без преград достигает Бога Кришну (без особых задержек).».
КОММЕНТAРИЙ: Есть два типа санньяси, людей, давших обет отречения от мира. Санньяси-майявади занимаются изучением философии санкхьи, а санньяси-вайшнавы изучают философию «Бхагаватам», авторитетного комментария к «Веданта-сутре».
БОГ: В данном стихе Бог не говорит о том, какие типы саннйаси, людей ведущих отрешенный образ жизни, присутствуют в материальном мире. Не на этом следует заострять внимание. Суть стиха в том, что если человек решил для себя, что он будет вести отрешенный образ жизни, ибо эту мысль, это желание взял у Бога согласно своим качествам и ступени материального и духовного развития, согласно также его материалистичному, но уже пытливому уму, согласно также тем знаниям духовного порядка, которые он изучил, примерно понимая, что может дать отрешенный образ жизни и в чем он заключается, то такой человек, следуя пока неавторитетным писаниям, беря за основу такие практики, возможно и пойдет по пути отрешения от материального мира, избрав тот конкретный путь, который соответствует его возможности, желанию, пониманию, физическим возможностям, будет вести именно отрешенный образ жизни, начиная отказываться от материальных благ, предлагаемых внешними материальными объектами, или станет вести уединенный образ жизни, ограничив общение с другими людьми, или перестанет стяжать, начнет заниматься разными рекомендуемыми йогами, направляющими на отрешение. Но если при всем этом человек не занимается преданным служением Богу Кришне, не поклоняется Богу Кришне, не молится, не занимается благочестивой деятельностью, не исполняет рекомендуемые Богом Кришной авторитетные духовные практики, то такой человек очень скоро придет в великое уныние, ибо ненаправленные и не посвященные именно Богу практики любого порядка, не поддерживаются Богом, забирается желание, привносится в человека великое сомнение, практика не будет давать ощутимых результатов, человек будет срываться и возвращаться в материальный мир, не в силах себя настроить на такое отрешение оптимальным образом, никак не имея сил и желаний управлять своим состоянием, своими чувствами, своими привязанностями… И это будет постоянно, выбивая человека из колеи, хотя и такая практика прекращается Богом не сразу, но отводится время, дающее человеку разочарование, но и навыки аскетизма, навыки непривлечения материальными благами, навыки непривлечения общением и многословием, таким образом, закладывая в человеке те понимания, те качества, те волевые порывы и старания, которые в свое время Бог возьмет за основу, чтобы направить человека на путь преданного служения, но чаще всего это уже происходит в следующей жизни. И такой путь от начала до конца дается человеку Богом Кришной, если этот путь соответствует его ступени и качествам, как и миро-восприятию. Этот путь дается далеко не всем, не надолго, но и он работает в материальном мире и приносит в свое время свои плоды.
Санньяси-майявади тоже изучают «Веданта-сутру», но при этом пользуются собственным комментарием - «Шарирака-бхашьей», написанной Шанкарачарьей.
БОГ: Только Бог направляет человека, ищущего для себя свой духовный путь, выбирающий отрешенный образ жизни, те труды, пока еще не имеющие отношение к Святым Писаниям, которые ориентируют человека на определенные практики, и Бог дает человеку внутреннее на них согласие, но в тех рамках, в которых человека удерживают его качества, понимания, карма, ступень развития, все в строгом соответствии с тем мыслительным процессом, который человек и может взять у Бога вот на таком подготовительном, предварительном пути к преданному служению. Бог дает такому доморощенному йогу свои обещания, свои планы, свои надежды, свои и ожидания от той или иной практики йоги, нацеленной на отрешенный образ жизни. Но речь идет о тех, кто не принял саннйасу, как полностью отрешенный образ жизни, ибо такой путь в современном мире буквально единичный, почти трагичный для человека, ибо лишает его средств к существованию и накручивает последствия греховной деятельности, ибо такой человек прекращает выполнять свои долги и обязанности, которые есть у каждого человека в материальном мире. Речь об отрешенном образе жизни тех людей, которые и работают и могут иметь семью. Это отрешение в основном опирается на внутренние установки и следование им или периодические практики йоги, которые человек почерпнул из каких-либо неавторитетных источников, но и это опять же происходит строго по Воле Бога Кришны.
Последователи школы бхагаваты служат Господу, руководствуясь правилами панчаратрики, и потому выполняют многочисленные обязанности.
БОГ: Так можно сказать.
Полностью прекратив материальную деятельность, санньяси-вайшнавы тем не менее занимаются разнообразной деятельностью в преданном служении Господу.
БОГ: Даже на духовном плане невозможно сказать, что человек полностью прекращает материальную деятельность. В материальном мире человек хочет или нет, но должен поддерживать свое материальное тело, общаться в той или иной мере с материальными людьми, ходить по магазином, пользоваться чьими-то услугами, чинить, ремонтировать, готовить себе и другим еду, отвечать на вопросы, соглашаться, не соглашаться, думать о жилье, думать о родственниках, ездить, пользоваться общественным транспортом или своей машиной, отвечать на вопросы бытового характера материальных людей, делать по собственному пониманию, общаться с животными, любоваться материальной природой, праздновать дни рождения свои и чужие, делать расчеты, строить, замерять, ошибаться, исправлять… Все это, как бы человек не пытался посвящать Богу, он не может делать это абсолютно. Везде присутствует личная заинтересованность, личный успех и неуспех, личная оценка ситуаций и обстоятельств, личное понимание ситуации и личный выход из нее. Никто не знает Волю Бога, никто не может быть уверенным, что выполняет Волю Бога… ошибки присутствуют в словах, делах, общении любом, в решениях, в твердости и слабости, даже в аскетизме и добродетели. Никто точно в современном мире не знает, кому дать, а кому нет, с кем говорить, с нем нет, что выбрать и что предпринять, отдать или не отдать… Поэтому, надо понимать, что прекращения материальной деятельности нет, все примерно, все по ступени развития человека, все по его качествам, отнюдь не совершенным. Но, тем не менее, есть у Бога мера, есть предел, есть те достижения преданного, которые и выводят его за пределы материального мира на духовный план. Но это, прежде всего и во все времена, есть преданное служение и время этого преданного служения. Чем дольше человек служит Богу, тем он выше. Время поднимает человека. А в этом времени человека, преданного ведет Бог. Бог работает над преданным постоянно. Но от преданного требуется, как сотрудничать с Богом, стараться и делать это непрерывно, и днем и ночью, подчиняясь Воле Бога, улавливая в себе Мнение Бога, ориентируясь на Слово Бога в Святых Писаниях.
Но санньяси-майявади, которые изучают философию санкхьи и веданты, лишены возможности наслаждаться вкусом трансцендентного служения Господу.
БОГ: На все Воля Бога. Всему у Бога свое время.
Порой, утомленные философскими рассуждениями о Брахмане, они обращаются к «Бхагаватам», хотя не имеют должного представления об этой книге.
БОГ: Никто сразу не имеет никакого представления о том или ином Писании. Каждого ведет Бог. И каждому Бог дает изучить Святое Писание согласно карме человека, его качествам, ступени материального и духовного развития и в соответствии с Планом Бога на материальное и духовное развитие человека. Поэтому этот вопрос не должен преданных беспокоить. Каждый должен заниматься своим направлением к Богу.
Поэтому, изучая «Шримад-Бхагаватам», они сталкиваются с многочисленными трудностями.
БОГ: Все сомнения человеку дает Бог. По его ступени материального и духовного развития, по Плану Бога на человека. Если человек не понимает те или иные части Писания, то Бог, если надо будет, подведет человека много раз к тексту писания, с разных сторон, даст энергии понимания, даст необходимую сосредоточенность, внимание, интерес, любознательность, свою причину и необходимость, даст и благоприятное время для чтения, как и ситуацию.
Aбстрактные философские рассуждения и надуманные толкования «Бхагаватам» в духе имперсонализма не приносят санньяси-майявади никакой пользы.
БОГ: Если Бог дал человеку интерес к тому или иному источнику, значит, в этом есть смысл и человек почерпнет из него то, что и наметил Бог. Ничего у Бога не бывает случайным, во вред человеку, несвоевременным. Все есть труд Бога над человеком, и все дает те или иные плоды на его ступени материального и духовного развития. Бог Знает, как строить необходимый базис материальных и духовных знаний в человеке, который и приведет его к преданному служению в свое время.
В отличие от них, санньяси-вайшнавы, выполняя свои трансцендентные обязанности в служении Господу, чувствуют себя счастливыми, а в конце жизни они непременно попадут в царство Бога.
БОГ: В свое время эти вайшнавы также проходили свой путь поиска Бога и искали духовные практики вне преданного служения. Также, чувство счастья Бог преданным особо не дает, но более умеренное и адекватное, направленное на труд преданного служения, достаточно непростой и долгий. Но не следует утверждать, что в конце жизни такие преданные непременно попадут на духовный план. Этот вопрос решает только Бог и нельзя быть столь самонадеянными, ибо это грех. Не следует привязываться преданному к тому, что его ожидает после оставления тела, но этот вопрос оставлять Богу.
Санньяси-майявади нередко сходят с пути самоосознания и начинают заниматься мирской благотворительностью, которая материальна по своей природе.
БОГ: Никто сам по своей инициативе ни с какого пути не сходит и не переключается на другой вид деятельности. Все желания человеку дает только Бог. Поэтому не следует пытаться оценивать пути и усилия других людей. Надо всегда понимать, что за всем стоит Личность Бога. И вопросов относительно пути любого человека у преданных не должно быть. Мысль и желание преданного должны быть обращены на себя, свой путь, свои старания в преданном служении.
Отсюда можно заключить, что те, кто действует в сознании Кришны, находятся в лучшем положении, чем санньяси, которые все время рассуждают о том, что есть Брахман и что не является им, хотя и они спустя много жизней приходят к сознанию Кришны.
БОГ: Если преданный будет привязываться к пути других людей, оценивать их, выражать высокомерие, гордиться своим преданным служением, то такой преданный может оказаться в достаточно плачевном состоянии, ибо такая привязанность к пути других людей есть грех, что наказуемо.
ТЕКСТ 7
йога-йукто вишуддхатма
виджитатма джитендрийах
сарва-бхутатма-бхутатма
курванн апи на липйате
йога-йуктах - занятый преданным служением; вишуддха-атма - очистившаяся душа; виджита-атма - умеющий владеть собой; джита-индрийах - тот, чьи чувства обузданы; сарва-бхута - ко всем живым существам; атма-бхута-атма - испытывающий сострадание; курван апи - хотя и действующий; на - не; липйате - опутывается.
Тот, кто занят преданным служением, кто чист душой и обуздал свой ум и чувства, дорог всем, и все дороги ему. Хотя такой человек всегда поглощен деятельностью, он никогда не бывает связан ее последствиями.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «7.Вовлеченная в связующий процесс (йогу) очистившаяся душа, победившая ум и контролирующая чувства, сострадающая всем живым существам, хотя и занята работой, никогда не связана ею.».
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто пытается обрести освобождение, действуя в сознании Кришны, очень дорог каждому существу, и все существа дороги ему.
БОГ: Здесь скорее речь о сострадании ко всем живым существам. От преданного Бог не требует, чтобы он был дорог каждому живому существу и чтобы все существа ему были дороги. Преданный должен не причинять особого беспокойства другим и не быть самому обеспокоенным, если говорить об отношениях с материальным миром. Нейтрально, непривязано относящийся к материальному миру преданный, так старающийся в своем пути преданного служения, не может быть дорог каждому существу, ибо и не вкладывает ни в кого свои духовные силы, но направляет их преимущественно на Бога. Поэтому такая реакция невозможна. Здесь иное отношение к преданному, уважительное, возможно почтение, возможно недопонимание при всем уважении, возможно неприятие, но не как человека, а его образа жизни, его убеждений, религиозной направленности… Материальный мир многоступенчат и здесь Бог позволяет быть и проявляться разным мнениям…
Причина этого в том, что такой человек обладает сознанием Кришны. Ему известно, что живые существа неотделимы от Кришны, так же как листья и ветви неотделимы от дерева. Он знает, что, поливая корни дерева, мы насыщаем влагой все его листья и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем необходимую энергию всему организму.
БОГ: Знания преданного – вещь от многих сокрытая и чтобы их увидеть хоть отчасти, надо входить с преданным в контакт, задавать ему вопросы и видеть его как бы в движении, в проявлении качеств и речи. Но Бог далеко не всегда дает прямую связь преданного с материальным миром на постоянной основе, но изредка, ибо все же необходимо время преданного тратить на его материальное и духовное развитие через путь преданного служения. Поэтому преданный ни в такой ситуации, чтобы он был кому-то дорог, разве что своим родным. Даже среди преданных он никому дорог не будет. Это состояние привязки, направленности ума, поддержание ума в таком состоянии, чтобы один человек понял, что другой ему дорог. Это излишние чувства, и Бог делает связи и отношения для преданных более умеренными, не перерастающими в отношения, близкие или дублирующие материальные связи и отношения.
Поскольку тот, кто действует в сознании Кришны, служит таким образом всем живым существам, он очень дорог каждому.
БОГ: Это надуманная теория, не истина. Преданный занят в преданном служении исключительно исполняя Волю Бога на себя, на свое развитие, на свое качества, на выход себя из материального мира на духовный план. Преданный служит только Богу и помогает себе выйти за пределы материального мира. Всем живым существам он не служит. Он занят преданным служением, которое требует от него и ради него заниматься контролем ума, желаний и чувств, тапасьей, требует простой образ жизни, поклонение Богу, совершение жертвоприношений, приготовление духовной еды, одухотворение любой своей деятельности, включая постоянную работу, изучение Святых Писаний – и где здесь другие, на них направленные усилия? Даже проповедь нельзя назвать старанием для других. Ибо это получается у многих преданных и безграмотно, много отсебятины, неразвит духовный язык и мыслительный процесс, речь пестрит религиозными шаблонами… Поэтому и проповеди учат религиозной речи самого преданного. Может быть благотворительность есть служение другим? Каким образом? Также, принимающие пожертвование от преданного, тотчас Волею Бога о нем забывают. Бог не удерживает в памяти берущих имя дающего. Даже в материальном мире все нуждающиеся понимают, согласно своему материальному опыту, что откуда-нибудь, но Бог дает, помогает и если не через этого преданного, то через другого Бог насытит. И никто не вынашивает в себе благодарность или признательность преданному. Не остается у человека понимания, что этот преданный, ему пожертвовавший, ему дорог. Может быть, отдав, преданный обеспечил себе более простую еду и тем усилил свою аскезу? Но аскетизм есть религиозный долг преданных. Надо уяснить себе, что только Бог работает в материальном мире на благо всех живых существ.
И поскольку все довольны его деятельностью, его сознание всегда остается чистым.
БОГ: В первую очередь преданными недоволен Бог. Все из-за того же далеко не чистого сознания. Хватит себя любить, восхвалять, себе аплодировать и других постоянно порицать. Пора, пора и много раз пора не судить и не осуждать труд Бога в материальном мире, хватит себя бесконечно приводить в пример, хватит собой дорожить, других считая отрепьями материального мира… Ибо Бог все видит, слышит, знает… Надо видеть за всем стоящего только Бога. Только Бог распоряжается судьбами материальных людей, и все, что происходит в судьбе каждого есть работа Бога, работа скрупулезная непрерывная, над каждым… И каждый в свое время придет к преданному служению, ибо все дороги в материальном мире ведут к Богу, и путь каждого к Богу очень узок. Это надо понимать.
Чистота сознания позволяет ему держать в повиновении ум, а управляя умом, он подчиняет себе чувства.
БОГ: Не так. Сам преданный ничего не держит в повиновении и ничем не управляет. Все эти как манипуляции со своим умом и чувствами дает человеку Сам Бог и только вследствие преданного служения. Не преданное служение, а Бог дает. Преданное служение лишь инструмент, который Бог дал преданному; и только используя этот инструмент долго человек получает от Бога, из Рук Бога то, что называется контроль ума и чувств. Точно также Бог вследствие преданного служения и здесь духовных практик забирает Сам Лично гнев, зависть, привязанность. Все выглядит для преданного как плод его усилий. Нет. Это есть Милость Бога за труд. Мало кто знает, но и в материальном мире лекарственный препарат есть то, что служит для материального человека видимой причиной его выздоровления. Но на самом деле лечит Сам Бог, если карма человека позволяет. Не препарат, не таблетка, не укол – лечит Бог. Все остальное выглядит как причина. Материальный человек нуждается в причинах, и Бог такие причины дает в материальный мир постоянно, но Высшей причиной является только Бог. Вот таким же лекарственным видимым препаратом является и преданное служение. И это надо понимать, без шуток, без сомнений, без вопросов, видя за всем только Бога, Волю Бога, План Бога. Материальные люди это и не увидят и не поверят. Но преданным это Говорит Сам Бог. И они хорошо должны понимать, Кто за всем стоит и насколько, поэтому, они чисты и могут ли они своей якобы чистотой управлять в себе своими чувствами, умом, желаниями… Не смогут.
Ум такого человека всегда сосредоточен на Кришне, поэтому он никогда не забывает Кришну и не занимается ничем, кроме служения Господу.
БОГ: Ум преданного далеко не всегда сосредоточен на Боге Кришне. Но преданное служение все же помогает ему через рекомендованные Богом духовные практики удерживать ум на Боге Кришне, если не постоянно, то на семь часов в сутки примерно у средней ступени преданного служения так получается. Но, тем не менее, это не полноценное преданное служение и до полноценного не простой путь надо все же преданному пройти под Управлением Бога, который охватывает и непосредственно духовную практику, и также в некоторых направлениях и материальную практику, ибо и отсюда есть каждому преданному, что извлечь, ибо материальный мир неисчерпаем для человека своими возможностями для его и материального и духовного развития, в частности речь идет о качествах преданного.
Он никогда не станет слушать то, что не относится к Кришне, или есть пищу, не предложенную Кришне, и никогда не пойдет куда-нибудь, если это не связано со служением Кришне.
БОГ: На самом деле только Бог так ограничивает преданного, полностью ориентируя его на преданное служение и не разрешая попусту тратить драгоценное время именно преданного служения. Но при этом каждый должен понимать, что в этом его личной заслуги перед Богом нет. Только Бог так выстраивает жизнь преданного, только Бог дает ему ограничения, только Бог отбирает излишние желания, только Бог дает ему распорядок дня, только Бог дает духовные мысли, духовное понимание, духовную память. И все это только в преданном служении.
Таким образом, его чувства всегда подчиняются ему. A тот, кто владеет своими чувствами, никогда и никому не причинит вреда.
БОГ: На самом деле преданные могут причинять вред, боль, обиды другим, и это очень часто сами преданные не видят из-за неразвитых качеств, из-за самомнения, из-за того, что себя в преданном служении считают причиной и не видят за всем стоящего Бога. Также, чувствами далеко не все владеют, далеко не все ими правильно распоряжаются. Преданные Бога Кришны многие таковыми являются по названию, далеко не все старательны, далеко не все порядочны, далеко не все следуют Слову Бога. Поэтому Сам Бог пришел в материальный мир через свое уполномоченное воплощение Наталию Маркову и Сам провозглашает преданным Свою Волю, Свое Божественное требование ко всем преданным материального мира и другого волеизъявления не будет.
«Почему же тогда Aрджуна убивал, участвуя в битве? Разве он не обладал сознанием Кришны?» - спросите вы.
БОГ: Арджуна не обладал сознанием Бога Кришны, он не был преданным Бога Кришны, вся его духовная практика заключалась в тапасье, которую ему насильственным путем дал Сам Бог, отказав ему в царствовании через сыновей Дхритараштры и дав ему изгнание на многие годы. Общение с Богом Кришной не было в подобающей форме, было нечастым, и не может засчитываться Арджуне, как его памятование о Боге, ибо и мыслительный процесс Арджуны не направлялся на Бога Кришну постоянно, как практика преданного служения, и никаких усилий от Арджуны не требовал. Арджуна не молился постоянно, не поклонялся постоянно самому Богу Кришне, не посвящал Богу жизнь, не видел в Боге смысл и цель своего существования, не вверял себя Богу и полностью во всем рассчитывал на себя.
Вред, который Aрджуна причинил своим противникам, был только кажущимся: все воины, убитые на поле битвы, как уже объяснялось во второй главе, продолжали существовать как индивидуальные души, поскольку душу нельзя уничтожить.
БОГ: Арджуна во время сражения выполнял свой долг кшатрия, будучи полностью управляемым Богом. Если говорить о вреде, то только Бог может знать, кто и в какой степени греховен, выполняя даже предписанные обязанности и даже пытаясь следовать Указанию Бога – не привязываться к плодам своего труда и посвятить свой труд Богу Кришне. Даже взяв это совершенное знание из Рук самого Бога, не имея такой прежде духовной практики, человек не сможет полностью последовать требованию Бога и непременно будет в чем-то грешить и неоднократно. Ни для кого нет исключений. Безгрешный труд в своей мере может быть только у того, кто долго занимается практикой преданного служения. Это в равной степени имело отношение и к Арджуне. Он не был занят в преданном служении Богу Кришне.
В этом смысле в сражении на Курукшетре не было убитых. Воины просто сменили тела по воле Кришны, который лично присутствовал при этом.
БОГ: Событие происходило в материальном мире и мерилось материальными мерками. С материальной точки зрения было много убитых, с материальной точки зрения кровь текла рекой. И души убитых были в великом потрясении. И это обнулять не надо. Было страдания, были последствия именно те, о которых печалился Волею Бога Арджуна, но было и передано Святое Писание в материальный мир, которое Волею Бога вскоре начало свою работу в материальном мире через всех, кого избрал для этого Бог… И те, кто погибли на поле битвы Курукшетра, родились и в свое время, понесли и стали передавать это Святое Знание Бхагавад-Гиты всем народам… Ибо так и было Задумано Богом Кришной.
Сражаясь на Курукшетре, Aрджуна, по сути дела, ни с кем не сражался: он просто исполнял приказ Кришны, действуя в сознании Кришны. Такой человек никогда не запутывается в последствиях своей деятельности.
ТЕКСТЫ 8 - 9
наива кинчит каромити
йукто манйета таттва-вит
пашйан шринван спришан джигхранн
ашнан гаччхан свапан швасан
пралапан висриджан грихнанн
унмишан нимишанн апи
индрийаниндрийартхешу
вартанта ити дхарайан
на - не; эва - конечно; кинчит - что-либо; кароми - делаю; ити - так; йуктах - действующий (в божественном сознании); манйета - станет думать; таттва-вит - тот, кто познал истину; пашйан - видящий; шринван - слышащий; спришан - касающийся; джигхран - ощущающий запахи; ашнан - принимающий пищу; гаччхан - ходящий; свапан - спящий; швасан - дышащий; пралапан - говорящий; висриджан - испускающий; грихнан - принимающий; унмишан - открывающий; нимишан - закрывающий; апи - хотя; индрийани - чувства; индрийа-артхешу - в деятельности, связанной с чувственными наслаждениями; вартанте - занимаются; ити - так; дхарайан - считающий.
Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «8-9.Вовлеченный в йогу (связующий с Богом процесс), знающий истину, считает, что, какой бы деятельностью он ни занимался: когда видит, слышит, соприкасается, ощущает запахи, ест, ходит, спит, дышит, говорит, отказывается, принимает, открывает, также закрывает… - на самом деле он ничего не делает, но чувства вовлекаются объектами чувств.».
КОММЕНТAРИЙ: Человек, развивший в себе сознание Кришны, чист, поэтому он никак не связан с деятельностью, вызванной пятью непосредственными и косвенными причинами: тем, кто совершает действие, самой деятельностью, внешними обстоятельствами, прилагаемыми усилиями и судьбой.
БОГ: Эти причины не авторитетны, они нигде не даны Богом и потому не должны быть рассматриваемыми в комментариях. Священные тексты надо трактовать без излишних привнесений, без надуманности и все же без восхваления себя. Никто из преданных не может полностью осознать суть Святых Писаний, данных Богом в материальный мир. Отсюда никто не может точно им следовать, никто в преданном служении не может достичь совершенства и совершенных качеств, ибо всегда в материальном мире мыслительный процесс, чувства, понимания подернуты материей, человек никогда не сможет в человеческих вопросах мыслить, как Бог мог бы дать человеку с учетом его человеческой ступени развития, хотя и это мышление небожественное, не такой высоты, не такой отрешенности, не такой направленности, ибо истинное Божественное Мышление Абсолютно и не применимо к материальному миру. Поэтому человек не может в себе развить сознание Бога Кришны до безупречной, совершенной ступени. Как бы преданный ни старался, но чистоты в ее прямом смысле он не может достичь, он только на пути к этому и всегда будет на пути, не достигая, не приближаясь, ибо частица Бога не обладает такими качествами и возможностями. Она всегда в пути развития, она всегда направлена к чистоте, но никогда ее не достигает. Но есть те ступени, которые, можно сказать, подходят, достаточны, чтобы считать преданного более-менее чистым, но и этому предела нет ни в материальном мире, ни на духовном плане. Поэтому к чистоте преданных надо относиться осторожно, не грешить самоуверенностью, и не считать себя причиной своего процесса очищения. На это Бог всегда будет указывать преданным и в материальном мире и за его пределами. И поэтому и по другим причинам человек имеет отношение, связь со своей работой, любой деятельностью, как бы ни входил в состояние отрешенности. Но своя ступень отрешенности от работы присутствует и у преданного и у материального человека. Преданный реально может видеть себя в работе, чувствовать что включен в этот процесс. Но при этом он понимает, что бывают периоды, и Бог их ему показывает, когда он как если бы был отключен от работы, ибо все делается им автоматически, даже на какое-то время и сознание как не его в такой степени, что человек готов спросить себя, а сам он готов был так сделать, так сказать или поступить. Его и в работе несет как какая-то сила, которой противостоять он не может. И такие ощущения Волею Бога также знает и материальный мир. Композитор пишет музыку, поэт стихи, прозаик прозу… - все без его усилий, как струится из него, только успевай записывать. На работе, где привлекаются физические усилия, работает память, руки, ноги, речь, рабочая хватка, интуиция, навыки… - все автоматически делается. Человек вовлекается в работу своими чувствами, качествами, знаниями… Любая работа есть объект чувств, мысли, знаний, пониманий человека. Чувства человека, качества человека, мысль человека направляется на работу, минуя как бы его самого. Это не только дар преданных. Это и материальному человеку Бог дает увидеть, но не осознать, но не оговорить словами, но не заострить на этом внимание, ибо пока рано. А вот преданный понимает, что здесь работают иллюзорные энергии Бога, Сам Бог, который в человеке, вовлекает его качества в объекты внешнего мира, что есть труд. И ступень преданного, если преданный уже давно в преданном служении, ему об этом факте может напоминать постоянно. В отличие от материального человека. Мысль материального человека Бог на этот факт направит когда-никогда. Но все же покажет, ибо этот опыт ему пригодится в преданном служении, не будет снежным комом. Бог никогда не огорошивает человека ни опытом и ни знаниями, но постепенно к ним подводит по одному, второму, третьему кругу в разных жизнях, в разных ситуациях, в разных видах деятельности, и потому в преданное служение люди вливаются легче и легче принимают те знания, которые были им показаны Богом в материальном бытии прежде.
Причина этого в том, что такой человек постоянно занят трансцендентным любовным служением Кришне. Хотя на первый взгляд кажется, что он действует с помощью тела и органов чувств, он всегда сознает свое истинное предназначение, которым является духовная деятельность.
БОГ: Занимаясь преданным служением, человек особо не думает о себе и тем более о своем неком духовном предназначении. Он его знает, и нет в этом секрета. Его изначальное положение – преданно служить Богу. Иначе обычный преданный в преданном служении себя не видит. Другое понимание ему Бог не дает и мыслительный процесс не усложняет домыслами о некоем духовном предназначении.
Человек, обладающий материальным сознанием, вовлекает свои органы чувств в деятельность ради собственного наслаждения, но тот, кто обрел сознание Кришны, использует свои органы чувств, стараясь доставить наслаждение Кришне.
БОГ: Далеко не всегда материальные люди в своей работе непременно преследуют пресловутую цель насладить или удовлетворить свои чувства. И в материальном мире у Бога не забалуешь. Люди работают чаще всего потому, что надо поддерживать свою жизнь и жизнь иждивенцев, работают потому, что это нормальный путь в человеческом обществе, который помогает решать все жизненные вопросы, включая и материальное и духовное развитие. Работают потому, что в этом также есть потребность человека помимо его быта, работают потому, что это может приносить и результат помимо заработной платы. Каждому Бог дает свой мотив для работы, и в каждой работе есть и автоматизм и то, что тормозит работу, и то, что связывает с работой. Но Бог так дает работу в материальном мире, чтобы люди не считали ее некоей трудовой повинностью, но в некотором роде могли и наслаждаться. Но всегда в работе Бог дает и развивающие моменты, которые часто начинаются с недостатков, конфликтов, поломок, ошибок, несогласованности, отмене, отказе, невыполнении… их в любой работе столько, этих непредвиденностей, что думать здесь чаще приходится людям без чувства наслаждения, но с печалью, неудовлетворением, поиском, новым взаимодействием, обучением. Поэтому обвинение людей в том, что они наслаждаются и стремятся к наслаждению в любой деятельности, практикой не подтверждается. Бог не дает в работе вечный успех и хорошие зарплаты. Это те же работники, что и преданные. Но преданные имеют с Богом связанный внутренний духовный процесс, и несколько иначе воспринимают работу люди материальные… Каждый у Бога на своем месте, каждый работает согласно своей ступени материального и духовного развития, и по большому счету никому на своем месте особо плохо не бывает, как и особо радостно.
Поэтому человек, развивший в себе сознание Кришны, всегда свободен, хотя кажется, что он действует, используя органы чувств.
БОГ: Никто у Бога ни от чего не свободен. Но в некотором смысле преданным легче, ибо, понимая, Кто за всем стоит, Кто вовлекает чувства в работу, как и качества, такой человек перестает очень сильно переживать за исход работы, не вступает в разбирательства, ссоры и конфликты, не пытается отстоять себя, если с ним поступают несправедливо, но вверяет себя Богу и таким образом внутри себя не штормит, т.е. обретает мир, будучи как свободным от всех дрязг и перипетий, как и собственно не очень связан работой. Но все же от работы зависит. Полного освобождения в материальном мире от работы нет как нет. Речь не об освобождении от работы, как таковой, а об освобождении от некоторой зависимости от нее.
Зрительное и слуховое восприятие являются функцией органов познания, а движение, речь, опорожнение кишечника и т.д. - это функции органов действия. Человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не попадает под влияние деятельности своих органов чувств. Он не занимается ничем, кроме служения Господу, ибо знает, что он - вечный слуга Кришны.
БОГ: Но не роботы служат Богу, а все же люди, биологические существа. Поэтому все же человек находится под влиянием своих органов любых и зависит от них. И когда он зависит от них явно, то этот период ни есть преданное служение. А есть материальная деятельность. Путать не следует, как и преувеличивать возможности преданного.
ТЕКСТ 10
брахманй адхайа кармани
сангам тйактва кароти йах
липйате на са папена
падма-патрам ивамбхаса
брахмани - Верховной Личности Бога; адхайа - посвятив; кармани - действия; сангам - привязанность; тйактва - отвергнув; кароти - совершает; йах - который; липйате - затрагивается; на - не; сах - он; папена - грехом; падма-патрам - лист лотоса; ива - как; амбхаса - водой.
Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «10. Тот, кто, исполняя работу, все виды работы посвящает Верховному Брахману, отказываясь от привязанностей, не затрагивается грехом, подобно тому, как лист лотоса – водой.».
КОММЕНТAРИЙ: В данном случае слово брахмани означает «в сознании Кришны».
БОГ: «брахмани» здесь переводится не «в сознании Кришны», а Верховному Брахману, Богу Кришне (посвящает)…
Материальный мир - это совокупное проявление трех гун материальной природы, которое на санскрите называется прадханой. Ведические гимны гласят: сарвам хй этад брахма (Мандукья-упанишад, 2) и тасмад этад брахма нама рупам аннам ча джайате (Мундака-упанишад, 1.2.10). В «Бхагавад-гите» (14.3) также говорится: мама йонир махад брахма. Иными словами, все в материальном мире есть проявление Брахмана, и, хотя следствия принимают различные формы, они неотличны от причины. В «Ишопанишад» сказано, что все сущее связано с Верховным Брахманом - Кришной, и принадлежит Ему одному. Тот, кто полностью осознал, что все принадлежит Кришне, что Господь - хозяин всего и что, стало быть, все должно использоваться для служения Господу, никак не связан последствиями своих действий, как благочестивых, так и греховных.
БОГ: Здесь немалое преувеличение. Да, все принадлежит Богу Кришне. Да, Бог есть Причина всех Причин. Да, преданные должны, если не всё, то многое направлять, использовать для служения Богу Кришне. Да, Бог Кришна есть Хозяин всего. Все это дано Богом людям, как Совершенное духовное знание. Это Знание имеет отношение только и сугубо к преданным и преданному служению. На остальных материальных людей это требование Бога не распространяется и более того так направлять свой мыслительный процесс и любые действия запрещено. От материальных людей, не занятых преданным служением, не поклоняющимся Богу Кришне, не читающим Святых Писаний, не посвящающих свой труд Богу этого Бог не требует, не ставит в обязанности и не примет. Материальные люди не смогут принять этот путь, пока их качества не готовы, пока они обременены материальными долгами в такой степени, что вынуждены их, вращаясь в колесе сансары, постоянно отдавать. Т.е. надо понять, что материальные люди не могут делать то, что вне их ступени. Не могут понимать то, что вне их ступени. Не могут и платить за то, что вне их ступени. Т.е. материальный человек не может следовать тем знаниям, которые ему еще не дал Сам Бог. Материальный человек не может мыслить, как преданный через призму совершенных знаний. Поэтому говорить о греховной деятельности материальных людей в большой степени за то, что материальный человек не направляет все на служение Богу Кришне, невозможно. Через такое незнание у него не могут накапливаться последствия греховных поступков. Только Бог Знает, из чего и в каком объеме последствия греховных деяний произрастают. Что касается преданных, которые знают, Кому все принадлежит, и стараются все использовать во имя Бога на благо преданному служению, то и они через этот путь не могут полностью очищаться. Ибо знание – знанием, но человек никогда не сможет, только употребив это знание, очиститься от последствий греховной деятельности, ибо у преданного достаточно и других видов деятельности, которые влекут за собой греховные последствия. Иногда на каждом шагу. Поэтому не следует быть слишком обеспокоенным преданным касательно своего очищения. Никогда человек ни по каким параметрам, ни по каким стараниям не сможет понять, на сколько он очистился и что ему за это причитается. Просто необходимо честно выполнять преданное служение и не привязываться к его плодам ни в каком виде, но все предоставить Богу.
Даже материальное тело, которым Господь наделяет живое существо для той или иной деятельности, можно использовать в сознании Кришны. В этом случае оно не оскверняется грехом, так же как лист лотоса не намокает, хотя касается воды.
БОГ: Здесь особо изощряться не придется. Все и почти равным образом употребляют свое тело для преданного служения. Что касается осквернения тела, то не тело может оскверняться, но душа в теле.
В «Гите» (3.30) Господь Кришна говорит: майи сарвани кармани саннйасйа - «Отрекшись от мира, посвящай все свои действия Мне».
БОГ: Не верный перевод. Здесь «саннйасйа» - обозначает, откажись, посвяти Мне… «майи сарвани кармани саннйасйа» - «посвяти Мне все виды своей работы». Об отречении от мира речи нет, не смотря на то, что «саннйасйа» - тоже может иметь такое значение, но не в этом стихе. Акцент на отрешении такого порядка, как отрешение от мира, здесь делать не следует, а только на сути исполнения работы или любой другой деятельности. Бог в этом стихе доносит до Арджуны основу карма-йоги, другие стороны саннйасы здесь не рассматриваются.
Итак, человек, лишенный сознания Кришны, действует, отождествляя себя с материальным телом и органами чувств, а человек, обладающий сознанием Кришны, действует, зная, что его тело является собственностью Кришны и потому должно использоваться в служении Кришне.
БОГ: Ну, эти рассуждения относятся к разряду разных толкований Святых Писаний. Так допустимо сказать, но на практике, и учитывая это и не учитывая, преданный автоматически употребляет свое тело во благо преданного служения.