Мысли о кризисе в музыке. Кратко.
Эти мысли породил недавний мой
обмен мнениями с бывшим барабанщиком последней моей блюз-команды, почившей в
бозе за невостребованностью и полным исчерпанием
мотивации к продолжению совместной творческой деятельности. А барабанщик, он из
поколения следующего, то есть из поколения наших детей. Видимо, поэтому (впрочем,
не факт) мнения наши не совпали. И после этого разговора возникла у меня
потребность для себя самого кое-что сформулировать, чтобы больше мысленно к
нему не возвращаться.
Вспомнились мои давнишние
споры на эту тему с отцом. Мой отец понимал красоту в искусстве. Он был по
образованию ещё и архитектором, он был художником, – по большей части
оформителем, скульптором, практиковавшимся на праздничных новогодних фигурах из
снега и льда. Он любил слушать советскую эстраду, любил и застольный фольклор
на домашних гулянках. Когда я начал слушать западный рок, с трудом
пробивавшийся к нам в совдепию из-за кордона, отец не преминул высказать мне
своё негативное мнение об этой музыке. Он сказал, что нет в ней ничего кроме
крика и шума. А я не мог ему доказать, что слышу именно музыку. Аргументов мне
тогда по неопытности не хватило.
Я теперь гораздо старше его во время
тех наших споров. Что я теперь думаю об этом?
Теперь появилась другая музыка,
другие её стили и направления. Это не моё. Со мной навсегда остались те мои
первые эмоции и музыкальные привязанности, которые возникли в пору моей
наивысшей восприимчивости. Она, новая музыка, на мой взгляд, не всегда свежа,
категорически не революционна в смысле исторического развития. Например, рэп,
как художественное средство, для меня существовал очень давно (его частенько,
например, использовал ранний и поздний Элис Купер). А теперь это самостоятельное
течение, которое считается модным, и
интересует (мне не понять, в какой мере) в основном молодёжь. Что до меня, мне
рэп кажется органичным именно в качестве одного из средств выражения. Как самостоятельное
течение в музыке он мне неинтересен, скучен, он сам по себе узок и однообразен
и мелодически, и ритмически.
Хорошая или плохая современная модная
музыка? Не знаю. Сдаётся мне, что там есть и хорошая и плохая. Но я в ней не
разбираюсь, её не люблю, ею не интересуюсь. А потому имею ли я право рассуждать
в критериях «плохая-хорошая»? А потому сам вопрос «Хуже ли она той, что я
люблю» ставить не корректно.
Новая музыка заполонила всё – радио,
ТВ, клубы. Она в мейнстриме, она модна, востребована современными танцевальными
коллективами, развлекательными программами, всевозможными шоу. Но означает ли
это, что «всё пропало, шеф»? Думаю, нет, не означает. Ту, мою любимую музыку –
джаз, блюз, рок – продолжают исполнять и придумывать. И старики и молодые
музыканты. Постоянно появляются и распадаются новые ансамбли, выкладываются в
интернете и продаются на оптических дисках (даже «винил» продолжили выпускать
для ценителей!) новые записи. Но эта «старая» музыка не может быть опять в
«топе», в моде. По крайней мере – сейчас. Слишком мало времени прошло с точки
зрения вечности.
Я вполне допускаю, что многое из «нового» в музыке низкокачественно
и низкопробно. Но ведь и в 17-м веке одновременно существовали и опера, и
кабак. Мой любимый выстраданный обобщённый вывод – человек не меняется,
меняются гаджеты (обстоятельства, условия). А человек - тот же, что описан в
Евангелиях, Львом Толстым или современными исследователями, наблюдателями и
писателями. То же самое (как универсальный подход, метод) я бы перенёс и на
музыку. Всё то, что происходит в музыке и – шире – в культуре, политике,
экономике, социуме), это «бег по кругу», через который должно пройти каждое
поколение на пути к собственному развитию.
Так что, мой вывод: никакой катастрофы,
всё идёт по плану (Божьему!). Кризис может иметь место только в плоскости
мейнстрима: товара свеженького давно не подвозили!
А все разговоры типа «А вот в наше время была музыка! А
теперь …» – досужие, развлекательные, неизбывно-вечные.
Всегда были, есть и будут. По вполне объяснимым объективным причинам.