10.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. СТИХ 47-55.
10.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. СТИХ 47-55.
ТЕКСТ 47
карманй эвадхикарас те
ма пхалешу кадачана
ма карма-пхала-хетур бхур
ма те санго 'ств акармани
кармани - в предписанных обязанностях; эва - безусловно; адхикарах - право; те - тебя; ма - не; пхалешу - в плодах; кадачана - когда бы то ни было; ма - не; карма-пхала - результатами деятельности; хетух - побуждаемый; бхух - будь; ма - не; те - тебя; сангах - привязанность; асту - пусть будет; акармани - в отказе от выполнения своего долга.
Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей.
БОГ: Не точный перевод. Точный перевод: 47.Исполняя предписанные обязанности, ты непременно будешь прав, если не устремишься когда бы то ни было к плодам своей деятельности, не будешь считать себя причиной плодов деятельности, и не будешь привязываться к неисполнению долга (работы).
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе рассматриваются три вопроса: обязанности, предписанные шастрами, действия по собственному усмотрению и бездеятельность.
БОГ: В этом стихе следует обратить внимание на: 1. Человек не причина плодов своей деятельности, нельзя привязываться к плодам труда; 2. Человек не причина самого труда или не создающий; 3. Нельзя не выполнять свой долг или отказываться от работы. На предписанных обязонностях особо акцентрировать свое внимание не следует. Не это суть главное в данном стихе. Или и так понятно, что речь о человеке, который занят предписанной работой.
Предписанные обязанности - это деятельность в соответствии с гунами природы, под влиянием которых находится данный человек.
БОГ: Человек никогда не может точно понимать, под влиянием какой преимущественной гуны он находится и какая работа ему предписана. Ему сложно ориентироваться в этом вопросе, ибо в современном материальном мире он может быть занятым на самых разных работах, которые по своему определению никак под влиянием одной гуны не находятся и при этом легко или неплохо справляться с этими работами. Предписанные обязанности для такого человека – темный лес. Поэтому, в современном мире человек может ориентироваться касательно предназначенной ему работы по нескольким признакам. Это – образование человека, которое ему дал Бог, это также желание человека, которое ему дал Бог, это также ситуация, ориентация по тому, на какой работе его взяли или берут и при этом он в себе не находит внутреннего сопротивления или крайнего нежелания. Это также может быть та работа, где он с радостью и без труда может использовать данный ему Богом талант, склонности, великую заинтересованность… А под влиянием какой гуны находится человек можно пытаться понять и по работе, по тому, как он ее исполняет, и по тому к какой работе или виду деятельности человек тяготеет всегда.
К действиям по собственному усмотрению относят те, которые совершаются без дозволения свыше
БОГ: в стихе нет ничего касательно деятельности по своему усмотрению. Но если об этом говорить, то каждый поступает строго согдасно своим качествам, ступени материального развития, согласно карме и Плану Бога на человека. Т.е. строго говоря, всеми Управляет Бог. Никто сам по своему усмотрению не поступает. Но такая видимость возможна. Если есть отклонения в работе человека, если есть некоторые его решения, которые не согласованы с другими людьми или не соответствуют типу работы и ее требованиям, то в таком случае о человеке можно сказать, что он действует и в этом процессе согласно своим качествам и ступени, Управляемый Богом. И неприменно, все, что он делает, есть его опыт, есть его развитие, есть форма проявления своих качеств, есть причина и его наставлять через окружающих, через результаты такой работы, через его личный мыслительный процесс и понимание.
, а под бездеятельностью подразумевают отказ от выполнения своих обязанностей.
БОГ: речь не о бездеятельности, а о привыкании к невыполнению работы или к отказу от работы. Этот вопрос поднят в тексте стиха и есть предупреждение Арджуне.
Господь советует Aрджуне не оставаться бездеятельным, но выполнять предписанные обязанности, не привязываясь к результатам своих действий.
БОГ: Бог советует Арджуне не отказываться от работы.
Тот, кто привязан к плодам своего труда, становится причиной действий.
БОГ: Не становится, а считает себя причиной своей работы и причиной плодов своей деятельности.
Поэтому он либо наслаждается последствиями своей деятельности, либо страдает от них.
БОГ: так можно сказать.
Предписанные обязанности можно разделить на три категории: повседневная деятельность, деятельность в чрезвычайных обстоятельствах и деятельность, соответствующая желаниям человека.
БОГ: это измышление. Нет такого разделения.
Повседневная деятельность, которой человек занимается в соответствии с предписаниями шастр, не стремясь к плодам своего труда, - это деятельность в гуне благости.
БОГ: Это не точно. Надо говорить не о некоей повседневной деятельности, а о работе. Работа, которой человек занимается… и т.д.
Деятельность ради плодов становится причиной нашего рабства в этом мире и потому считается неблагоприятной. У каждого есть право выполнять предписанные ему обязанности, однако при этом надо действовать без привязанности к результату; такое бесстрастное выполнение своих обязанностей, несомненно, выведет человека на путь к освобождению.
БОГ: У каждого есть не право, а долг выполнять свои предписанные обязанности, но поскольку человек об этих обязанностях не знает, то Бог его просто понуждает обстоятельствами, через других людей или через собственные желания и образование. Что касается деятельности ради плодов или с привязанностью к плодам, то Бог не дает материальному человеку ощущение в этом некоего рабства, хотя зависимость любой может увидеть или согласиться с ее фактом. Бог не делает для человека труд невыносимым. Но становясь на путь преданного служения Бог преданному как бы открывает глаза на труд в материальном мире, его особенности и как он может представляться человеку, видящему все через призму совершенных знаний и понимающему, что такое круговорот сансары и что в этом круговороте удерживает…
Именно поэтому Господь призвал Aрджуну сражаться из чувства долга и не думать о результате. Отказ Aрджуны от участия в битве был проявлением материальной привязанности. Подобные привязанности препятствуют освобождению. Любая материальная привязанность, будь то к деятельности или к бездеятельности, служит причиной материального рабства. Бездеятельность греховна, поэтому Aрджуна мог выйти на благой путь, ведущий к освобождению, только выполняя свой долг - сражаясь в битве.
БОГ: здесь надо добавить: выполняя свой долг без привязанности к плодам своей работы и не считая себя причиной. Остальное верно.
ТЕКСТ 48
йога-стхах куру кармани
сангам тйактва дхананджайа
сиддхй-асиддхйох само бхутва
саматвам йога учйате
йога-стхах - уравновешенный; куру - выполняй; кармани - обязанности; сангам - привязанность; тйактва - отвергнув; дхананджайа - о Aрджуна; сиддхи-асиддхйох - в успехе и неудаче; самах - уравновешенный; бхутва - став; саматвам - самообладание; йогах - йога; учйате - называется.
О Aрджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о победе или поражении. Такое умение владеть собой называют йогой.
БОГ: Неточный перевод. Точный перевод: 48.В состоянии йоги исполняй свой долг, отказываясь от привязанностей, о, Дхананьджая. В успехе и поражении оставаясь неизменным, ты достигнешь самообладания, которое называется йогой.
Точный перевод необходим в данном случае, ибо здесь уже видно, что Бог постепенно направляет Арджуну на карма-йогу. Ранее Бог советует арджуне сражаться ради сражения. Это в себе несет уже элемент отречения от плодов своего труда. Теперь Бог несколько точнее его начинает направлять, советуя сражаться в состоянии йоги. А это уже путь непривязанности. Путь преданных. Несколько позже Бог укажет Арджуне, что следует сражаться в преданном служении, посвящая Богу свой труд. Но это уже прямая карма-йога. Бог постепенно в диалоге подводит Арджуну к карме-йоге, но пока ее не обозначил. Постепенность – это характерно для работы Бога в материальном мире в управлении живыми существами, в равной степени относится и к материалистам и к преданным, но для каждого у Бога своя задача и свои этапы. Этот момент работы Бога с Арджуной опускать нельзя. И потому надо быть более тщательным, когда работаешь со Святым Писанием и хочешь передать людям Слово Бога. Ни одно Слово Бога просто так не сказано. Также, должна быть ответственность перед Богом, тщательность, понимание важности этого Великого Писания, призванное выводить человека за предел материального существования.
КОММЕНТAРИЙ: Кришна велит Aрджуне действовать в соответствии с принципами йоги.
БОГ: Пока требования Бога сводятся как бы к советам и нет такого требования, чтобы Арджуна действовал в соответствии с принципами религии. Это слишком обширная и глубокая тема, требующая великих практик духовного порядка. Арджуна к ним не готов. У Бога пока пожелание, звучит несколько полегче, чем требование следоваь принципам религии. И пока никаких конкретных требований Бог к Арджуне не обозначил. Сражаться в состоянии йоги – обозначает пока элемент отрешенности… Далее, Бог будет уже уточнять, как надо сражаться, вводя понимание о карма-йоге. Поэтому опережать события не следует.
Что же такое йога? Йога - это практика, позволяющая человеку обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на Всевышнем. A кто такой Всевышний? Всевышний - это верховный повелитель, и поскольку Он Сам велит Aрджуне сражаться, то исход сражения никак не зависит от Aрджуны.
БОГ: Нет причинно-следственной связи. Не очевидно, что, если Бог указывает Арджуне на необходимость принять участие в сражении, то отсюда неприменно следует, что исход сражения не зависит от Арджуны. Нужно комментировать более аргументированно. В приведенном высказывании некая нарушенная последовательность или нет логической убедительности.
Победа или поражение - об этом позаботится Кришна, от Aрджуны же требуется просто выполнять Его указания.
БОГ: Так можно сказать. Но это общие слова, которые не подлежат сомнениям. Их невозможно опровергнуть. Но они не раскрывают суть стиха, достаточно общие, заботящиеся о поверхностном восприятии Бхагавад-Гиты.
Следовать указаниям Кришны - вот истинная йога; эта практика называется методом сознания Кришны. Только она поможет человеку избавиться от стремления господствовать над миром.
БОГ: Указаниям Бога в конкретном случае должен был следовать Арджуна в вопросе принятия участия в сражении. Это уникальное событие. Ни с кем Бог Лично не Говорит и никому не Указывает Лично в непосредственном диалоге. Человек должен следовать Слову Бога в Святом Писании. А также заниматься рекомендованными Богом в Святом Писании духовными практиками. Этот путь определяет сознание человека в Боге Кришне. Здесь истинная йога. Также, говорить об избавлении от желаний господствовать над миром неуместно. Бог такие вещи человеку не дает, но направляет преимущественно его ум и разум на материальный быт и вопросы блее приземленного порядка. А вопросы господства есть мыслительный процесс единиц, не достойный особого внимания, ибо Бог Знает, как с ними работать и как дать им более точное направление мыслительного процесса и желаний. На это круговорот сансары и здесь игры и роли.
Каждый должен стать слугой Кришны или, вернее, слугой Его слуги, - тогда он сможет должным образом выполнять свои обязанности в сознании Кришны.
БОГ: слуга слуги… - это неправильное понимание. Любому необходимо быть слугой Бога, только Бога знать, только Богу служить и не засорять свой ум и разум ничем и никем промежуточным. Только в таком случае никакие усилия человека в духовном направлении не будут безрезультатны.
Этого достаточно, чтобы научиться действовать в соответствии с принципами йоги.
Будучи кшатрием, Aрджуна принадлежал к системе варнашрама-дхармы. В «Вишну-пуране» сказано, что предназначение варнашрама-дхармы - удовлетворить Вишну. Надо действовать не ради собственного удовлетворения, как это принято в мирской жизни, а ради удовлетворения Кришны. Тот, кто не старается удовлетворить Кришну, не следует должным образом заповедям варнашрама-дхармы. Так косвенно Кришна дал понять Aрджуне, что тот должен выполнять Его указания.
БОГ: Так можно сказать. Что касается комментария стиха 48, то он считается не полным.
ТЕКСТ 49
дурена хй аварам карма
буддхи-йогад дхананджайа
буддхау шаранам анвиччха
крипанах пхала-хетавах
дурена - далеко (оставь); хи - безусловно; аварам - порочную; карма - деятельность; буддхи-йогат - благодаря деятельности в сознании Кришны; дхананджайа - о завоеватель богатств; буддхау - в (подобном) сознании; шаранам - к полной преданности; анвиччха - стремись; крипанах - скупцы; пхала-хетавах - те, кто стремится к плодам своего труда.
О Дхананджая, оставь всю порочную деятельность, отдайся преданному служению и в таком умонастроении вручи себя Господу. Только скупцы стремятся к плодам своего труда.
БОГ:Неточный перевод. Правильный перевод: «49. О, Дхананьджая, силой буддхи-йоги непременно отбрось эту отвратительную кармическую деятельность и в таком состоянии разума подчини себе желания. Несчастны те, кто считает себя причиной плодов своей деятельности.». Бог снова возвращает Арджуну к пониманию БУДДХИ-ЙОГА, путь к Богу через разум. На эту тему есть еще что сказать Арджуне. Т.е. речь не просто о преданному служении, а разумном связующем процессе с Богом, где акцент должен делаться на деятельности разума в преданном служении, на внутренней мыслительной активности человека, направленной на Бога в процессе йоги.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто осознал свою истинную природу - природу вечного слуги Господа, посвящает себя деятельности в сознании Кришны и оставляет все прочие занятия. Как уже говорилось, буддхи-йога - это трансцендентное любовное служение Господу. Вот истинное предназначение каждого живого существа.
БОГ: Буддхи-йога – это не любовное преданное служение, это связующий процесс с Богом черех труд разума человека. Это здесь главное. Все самые важные процессы в этой йоге именно в разуме человека, все, что его держит в тонусе неослабном преданного служения. Человек разумом полностью поддерживает духовную практику, полностью разумом себя контролирует и дает себе указания. По сути разум есть Сам Бог, и Бог через разум Управляет преданным служением человека, не позволяя ему отклониться, ослабить свои старания, выйти за рамки религиозных требований, как и через этот путь требует неослабной связи с Богом.
Только скупцы желают наслаждаться плодами своего труда и тем самым еще больше запутываются в сетях материальной жизни.
БОГ: Не скупцы, а те, кто невежествен. Но те, кто не полон совершенных духовных знаний, они, эти люди, тоже ведомы Богом и непременно проходят с Богом в материальном мире те развивающий мыслительный процесс практики и дают те качества, которые в свое время и откроют врата к преданному служению. Всему у Бога свое время.
Любая деятельность, кроме деятельности в сознании Кришны, порочна, ибо заставляет живое существо вечно вращаться в круговороте рождения и смерти.
БОГ: да, материальный человек неизбежно занят греховной деятельностью. Но меру греха знает только Бог. И наказания за такой грех достаточно бывают умеренными, ибо человек на своей ступени материального развития не может мыслить иначе, чем позволяет его ступень, качества, карма.
Поэтому никогда не следует считать себя причиной действий. Все действия нужно совершать в сознании Кришны, ради удовлетворения Кришны. Скупцы не знают, как распорядиться богатствами, посланными им судьбой или нажитыми тяжким трудом. Все свои силы надо использовать, трудясь для Кришны, - тогда наша жизнь увенчается успехом. Однако скупцы, к своему несчастью, не понимают этого и не хотят тратить силы на служение Господу.
БОГ: Ошибочно думать, что если человек совершает работу ради Бога Кришны, то он непременно избегает последствий греховной деятельности, и его жизь в материальном мире может увенчаться успехом. Не следует так примитивно мыслить. Как бы ни старался преданный, но из прошлых рождений последствия греховной деятельности влачатся по его стопам… Очищение не имеет конца и предела. Успехи временны, и не столь значимы. Все надо претерпеть. Во всем надо полагаться на Бога постоянно. Постоянно за все надо Бога благодарить, проявляя и терпение и смирение и не рассчитывать на избранность, на удачу, счастье, материальное благополучие. Единственно, что Бог может гарантировать, это крышу над головой, хлеб на столе, уменьшение беспокойств со стороны родственников, не очень сильно, но подходящее для преданного служения здоровье, желание заниматься преданным служением, необходимый мыслительный процесс для преданного служения, потерю со временем интереса к общению, наслаждениям, сексу. Все в целом будет способствовать духовному продвижению и не принесет вред, ни в чем преданный не будет избалован, не будет наглеть особым вниманием к себе Бога, не будет мытариться или вести нищенское существование, не отойдет от Бога и не навредит ни себе ни другим. Также, стих 49 не прокомментирован в нужной мере. Есть общие слова, дежурные слова, которые истинны, но не имеют прямого отношения к объяснению стиха.
ТЕКСТ 50
буддхи-йукто джахатиха
убхе сукрита-душкрите
тасмад йогайа йуджйасва
йогах кармасу каушалам
буддхи-йуктах - тот, кто занимается преданным служением; джахати - избавляется; иха - здесь (в этой жизни); убхе - и в том, и в другом; сукрита-душкрите - как в хороших, так и в плохих (результатах); тасмат - поэтому; йогайа - ради преданного служения; йуджйасваЕ занимайся; йогах - сознание Кришны; кармасу - во всех делах; каушалам - совершенство.
Тот, кто преданно служит Господу, уже в этой жизни освобождается от последствий хороших и дурных поступков. Поэтому посвяти жизнь йоге, которая является совершенством всей деятельности.
БОГ: Неточный перевод. Правильно: 50. «Тот, кто вовлечен разумом в преданное служение буддхи-йогу, побеждает в этом мире как хорошие, так и плохие результаты своей деятельности. Поэтому сражайся ради преданного служения. Любая деятельность в преданном служении – искусство.».
Не следует в переводе опускать слова Бога, наставляющие сражаться ради преданного служения. Т.е. речь идет уже о том, что Арджуна должен сражаться в преданном служении. Ранее ему было сказано, чтобы он сражался ради сражения. Далее Бог уточнил. Чтобы Арджуна сражался в состоянии йоги, т.е. в связующем процессе с Богом. И теперь ему конкретно сказано, что надо сражаться ради преданного служения, а точнее в преданном служении, ибо работа в преданном служении есть искусство, т.е. обеспечивается Богом положительным преимущественно результатом. Но не всегда. Так тоже бывает.
КОММЕНТAРИЙ: За живым существом с незапамятных времен тянется вереница последствий его хороших и дурных поступков.
БОГ: Надо говорить не о хороших и плохих поступках, а о добродетельных и греховных.
Оттого оно постоянно пребывает в невежестве и не знает своей истинной природы.
БОГ: не постоянно. Ибо греховные деяния воекут за собой наказания. А наказания имеют цель очищения или развития качеств более высокого порядка, которые осзабляют греховный выбор и устремления человека, таким образом уменьшая и его страдания.
Избавиться от невежества можно, внимая наставлениям «Бхагавад-гиты», которые призывают человека безраздельно предаться Господу Кришне и разорвать заколдованный круг действий и их последствий, в котором каждый вращается из жизни в жизнь.
БОГ: избавиться от невежества человек не сможет через изучение Бхагавад-Гиты, если его качества еще находятся на очень низкой ступени развития. Бог дает Бхагавад-Гиту и желание следовать Слову Бога в этом Писании только тогда, когда качества человека это позволяют. Всему свое время.
Господь советует Aрджуне действовать в сознании Кришны и таким образом сбросить бремя последствий своей прошлой деятельности.
БОГ: Так можно сказать. Но это сказано вообще. Сам стих не считается положительно прокомментированным. Здесь надо было поднять и рассмотреть вопрос о буддхи-йоге более скрупулезно, ибо это не просто преданное служение, но разумное преданное служение, вовлекающее ум и разум человека, заставляющее напряженно мыслить, работать неустанно, преданное служение, имеющее ввиду разные виды преданного служения, но где разум полностью подключен к связующему процессу с Богом.
ТЕКСТ 51
карма-джам буддхи-йукта хи
пхалам тйактва манишинах
джанма-бандха-винирмуктах
падам гаччхантй анамайам
карма-джам - вызванное кармой; буддхи-йуктах - те, кто занимается преданным служением; хи - безусловно; пхалам - следствие; тйактва - отринув; манишинах - великие мудрецы или преданные; джанма-бандха - от бремени новых рождений; винирмуктах - освобожденные; падам - положение; гаччханти - достигают; анамайам - то, где нет страданий.
Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.
БОГ: Неточный перевод. Более правильный перевод: «51.Великие мудрецы, непременно вовлеченные в преданное служение буддхи-йогу, отказываясь от плодов, порождаемых кармической деятельностью, освободились от пут рождений и смертей и достигли положение без страданий.». Т.е. стих прославляет БУДДХИ-ЙОГУ, на этот обобщенный путь преданного служения через разум заостряет внимание, указывает на результат такого пути в преданном служении. Все в этих стихах вращается вокруг разума, а не просто преданного служения. Это читающий или слушающий или изучающий должен усвоить и готовиться к не автоматическому преданному служению, а к усилиям внутреннего порядка, связанным с мыслительной деятельностью, с разумом, ибо это есть отправная точка преданного служения, поскольку здесь осуществляется связь с Богом и Управление Бога всем процессом преданного служения и самой душой.
КОММЕНТAРИЙ: Освобожденные души живут в обители, где нет материальных страданий. В «Бхагаватам» (10.14.58) говорится:
самашрита йе пада-паллава-плавам
махат-падам пунйа-йашо мурарех
бхавамбудхир ватса-падам парам падам
падам падам йад випадам на тешам
«Тому, кто ступил на корабль лотосных стоп Господа, дающего прибежище всему мирозданию и известного как Мукунда (дарующий освобождение), бескрайний океан материального мира кажется не больше лужицы в следе телячьего копытца.
БОГ: лучше всего такое понимание не внедрять в сознании современного преданного. Не покажется никому материальный мир со всем, что он в себя вмещает, включая пути страданий и преодолений, не больше лужицы… Не следует за свое преданное служение требовать плату. Бог знает, кому и что отмерить в материальном мире, будь то материальный человек или преданный Бога Кришны. Никому Бог не делает скидок, ни для кого жизнь на Земле не покажется лужицей. Всем надо развиваться, всем надо использовать свое материальное тело для добывания духовных качеств, всем надо подниматься по ступеням собственного материального и духовного развития, без исключения. И путь преданного служения надо воспринимать реально, без прикрас, как путь непростой, путь аскетичный, путь преодолений, путь потери материальных благ и порою личного жилья, как путь, полностью посвященный Богу…
Такой человек достигает обители парам падам, или Вайкунтхи, - места, где нет материальных страданий. Ему незачем оставаться в этом мире, где на каждом шагу подстерегают опасности».
БОГ: Только Бог Знает, есть за чем или нет. И в таком вопросе следует предаться Богу и не торопить события. Но стараться в преданном служении, набраться терпения и смирения, ибо путь к Богу не прост и ни в одночасье и ни без потерь материального порядка.
По невежеству живое существо не знает, что материальный мир - это место страданий, где повсюду подстерегают опасности.
БОГ: на самом деле люди очень хорошо понимают, что материальный мир не прост и здесь все дается через труд, усилия. Здесь, в этом вопросе нет ни для кого особых откровений. Люди ни столь невежественны в этом вопросе, ибо каждого ведет Бог с самых низких ступеней развития и постоянно показывает, что материальный мир приносит многие страдания всем живым существам. Поэтому, не столь невежественны люди. И если таковые находятся, то такой вид иллюзии недолговечен в умах. Так что в этом направлении у людей почти все впорядке.
Только невежество заставляет неразумных людей пытаться приспособиться к жизни в этом мире и заниматься кармической деятельностью в надежде, что ее плоды сделают их счастливыми.
БОГ: не могут люди не пытаться приспособиться к материальному миру, ибо в каждом Бог, каждого ведет Бог, Бог каждому дает веру, надежду, дает и реальное понимание, на что здесь можно рассчитывать. И Бог поддерживает людей во многих вопросах их благоустройства в материальном мире, дает все необходимое для жизни и продления своего существования, ибо материальный мир создан Богом как средство воспитания и развития живых существ, есть тренажер качеств и усугублять ситуацию домыслами не следует. До поры здесь занимаются чисто кармической деятельностью те, кому дает Бог. Ибо мир преимущественно материальный, и здесь работают материальные законы Бога, помогающие всем живым существам и жить и развиваться. Бог дает надежду на счастье и в некоторой мере это счастье или видимость его обеспечивает, ибо условия должны быть подходящими, человек должен хотеть жить, хотеть трудиться, хотеть достигать и преодолевать. И наслаждения материального мира дают человеку сил бороться, надеяться, жить, прилагать усилия, развиваться, преодолевать… Поэтому преданный должен понимать, что на все Воля Бога, что Бог в материальном мире трудится и ведет Свое творение и осуждать людей материальных не следует, ибо нет ни одного преданного, который бы на этих ступенях не стоял и не известно этому преданному, на сколько он уже преданный.
Они не знают, что нигде во вселенной, ни в одном из великого множества материальных тел, они не смогут жить, не испытывая страданий.
БОГ: Науки на эту тему никто особой не проходит. Но по личному опыту, по событиям в материальном мире и за стеной человек учится Богом адекватно воспринимать материальный мир и особых иллюзий ни у кого нет. И если кто то все же мечтает и реально надеется на путь без страданий, то и в нем Бог и Бог такого человека легко в свое время повернет лицом к реальности. Это для человека не вопрос. Прозреть здесь можно за минуту.
Страдания, сопутствующие материальной жизни - рождение, смерть, старость и болезни, - существуют повсюду в материальном мире. Однако тот, кто осознал свое истинное положение, положение вечного слуги Господа, а также положение Личности Бога, занимается трансцендентным любовным служением Господу. Такой человек получает право войти в царство Вайкунтхи, где нет ни материальных страданий, ни смерти, ни влияния времени.
БОГ: так допустимо рассуждать.
Осознать свое изначальное положение - значит осознать и возвышенное положение Господа.
БОГ: Осознать свое изначальное положение не означает постичь Высоту Бога. Это не истина. Высоту Бога невозможно постичь никогда.
Тот, кто ошибочно считает живое существо тождественным Господу, пребывает во тьме невежества и не способен заниматься преданным служением Господу.
БОГ: Никто не считает так. Существуют всякие комбинации этого понимания. Но не возможно считать себя тождественным Тому, Кто НЕПОСТИЖИМ. Нет такой у человека силы ума, разума, понимания, практики, осознания… есть просто мысль, которую дает Бог, искушая человека, и человек соблазняется… не на долго.
Он сам пытается стать Богом и таким образом обрекает себя на бесконечное вращение в круговороте рождения и смерти.
БОГ: человек может пытаться только человеческими средствами. Но это тлен. Бог Знает, кого и как в этом вопросе предупредить и дать нормальное осознание себя, как есть на самом деле.
Тот же, кто понял, что его предназначение - служить Господу, встает на путь преданного служения и достигает Вайкунтхи. Преданное служение Господу называют карма-йогой или буддхи-йогой.
БОГ: Если человек понял свое предназначение, то это понимание ему дал Бог, согласно его ступени материального и духовного развития, что есть опять же работа Бога над человеком. Сам человек в любом своем понимании не причина этого понимания и заслуг его перед Богом в этом плане нет.
ТЕКСТ 52
йада те моха-калилам
буддхир вйатитаришйати
тада гантаси нирведам
шротавйасйа шрутасйа ча
йада - когда; те - твой; моха - иллюзии; калилам - дебри; буддхих - трансцендентное служение на уровне разума; вйатитаришйати - преодолеет; тада - тогда; ганта аси - придешь; нирведам - к безразличию; шротавйасйа - того, что предстоит услышать; шрутасйа - того, что уже было услышано; ча - также.
Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что еще предстоит услышать.
БОГ: Правильный перевод. И в этом стихе речь идет о работе разума в человеке. Надо на это обратить внимание.
КОММЕНТAРИЙ: В жизни великих преданных Господа есть немало замечательных примеров того, как, преданно служа Господу, люди утрачивали всякий интерес к ведическим обрядам и ритуалам.
БОГ: Надо понимать, что этим вопросом непременно Управляет только Бог. И только Бог решает, оставить ли в человеке необходимость совершать ритуалы и обряды или нет. Сам преданный не может такой отказ считать своей личной заслугой, которая проистекает из стараний преданного перед Богом. Только Бог Знает Причины. Преданный не должен себя по этому поводу восхвалять, а в некоторых случая может по этому поводу и сокрушаться ибо и обряды и ритуал есть важнейшая составляющая преданного служения, усиливающая вхождение преданного в Бога, дающая хорошую веру именно вследствие практических некоторых религиозных действий, дающая также хорошее понимание Святых Писаний и память. Дающая хорошую религиозную речь в проповедях. Никогда не надо торопиться в плодах преданного служения и особо мыслью настаивать на том, чтобы переходить на ступень, где нет обрядов, иное понимание преданного свидетельствует о великом самомнении, что недопустимо. Но если Бог настойчиво убирает желания человека в этом направлении, если буквально не дает проводить обряды религиозного порядка, то надо просить Бога помочь разобраться в этом вопросе. Бог Знает как человеку сказать, нужен или не нужен ему в преданном служении путь ритуалов и обрядов, как и других символов религиозного направления. Но самому решать этот вопрос опасно и не следует решать его в свою пользу, но и предполагать в этом наказание Бога для себя. Это лучший вариант, который может все исправить или помочь определиться.
Кто воистину познал Кришну и свои отношения с Ним, тот, даже будучи опытным брахманом, становится совершенно равнодушным к обрядам, связанным с кармической деятельностью.
БОГ: Лучше от обрядов никогда не отказываться. Лучше свое равнодушие толковать против себя. Также надо понимать, что постижение Бога невозможно. Бог НЕПОСТИЖИМ никем, никаким преданным служением. Нет на этом поприще великих преданных, нет преуспевших и заслуженных и не будет. Есть преданные и есть старающиеся преданные. Но и те, кто старается, стараются по Воле Бога. Но стараться предстоит всем, но каждому строго в свое время.
Шри Мадхавендра Пури, великий ачарья-вайшнав, говорит:
сандхйа-вандана бхадрам асту бхавато бхох снана тубхйам намо
бхо девах питараш ча тарпана-видхау нахам кшамах кшамйатам
йатра квапи нишадйа йадава-кулоттам сасйа камса-двишах
смарам смарам агхам харами тад алам манйе ким анйена ме
«О мои ежедневные молитвы, хвала вам. О мои утренние омовения, я склоняюсь перед вами. О полубоги, о предки, простите меня за то, что я больше не выражаю вам почтение. Теперь, где бы я ни находился, я все время помню о великом потомке рода Яду [Кришне], враге Камсы, и тем самым избавляюсь от бремени греха. Я думаю, что этого мне вполне достаточно».
БОГ: Поклонение предкам должно быть разумным, преданный должен исходить из Совершенных духовных знаний, должен понимать, что не следует поклоняться тому, кто уже родился и идет по пути, уготованному ему Богом в материальном мире. Здесь можно сократить время на ритуалы и почтение к умершим здесь должно пойти на нет. Такие ритуалы, необходимость в которых отпадает вследствие приобретенного духовного Знания, можно перестать поддерживать. Но и этот вопрос решает Бог. Бог Знает, как повести человека, чтобы от ненужных ритуалов он отказался имея на это основание от Бога, а не по личному решению.
Ведические обряды и ритуалы, такие, как ранние утренние омовения, молитвы три раза в день и почитание предков, являются обязательными для неофитов.
БОГ: Утренние омовения необходимы любому на любой ступени религиозного пути, молитвы крайне необходимы и не три раза в день, до десяти, как и поклонения. Почитание предков необходимы, если человек не знает, что душа не долго задерживается в тонком теле и через год-полтора уже может родиться. Человек должен действовать в рамках своей веры и знаний, в этих рамках соблюдать все предписанные религией ритуалы и пр.
Однако тому, кто в полной мере развил в себе сознание Кришны и занимается трансцендентным любовным служением Господу, нет необходимости следовать этим предписаниям, ибо он уже достиг совершенства.
БОГ: это не верно. Также, никто ни в этом мире, ни в следующем не достигает совершенство, никто не обожествляется в полной мере. Это невозможно. И никаких послаблений Бог преданным по навеяванию их ума не дает. Но надо или можно отказываться только от того, на что Лично Указал Бог в материальном мире через Своего представителя.
Если, служа Верховному Господу Кришне, человек обретает совершенное знание, ему уже не нужно совершать многочисленные жертвоприношения и покаяния, предписанные Ведами.
БОГ: Не верно. Бог Сам Указывает через избранных, что надо соблюдать и что нет. Но самому решать вопросы такого порядка никому не позволительно. Но также необходимо знать, что в современном мире для того, чтобы достичь духовный план, необходимо просто заниматься преданным служением, изучать Новые Святые Писания, вести аскетический образ жизни, сотрудничать с Богом в плане развития духовных качеств, отрекаться от плодов любой своей деятельности, поклоняться Бога, заниматься добродетелью, контролировать ума, чувства и желания, не претендовать, вручать себя Богу, отказываться от внешних материальных объектов, как источников наслаждений.
Тот же, кто не понимает, что цель Вед - постичь Кришну, и занимается исключительно совершением ведических обрядов, напрасно теряет время.
БОГ: Никто не теряет время. Каждому Бог дает то, что соответствует его ступени материального и духовного развития, а также качествам и уровнем совершенных духовных знаний. И только Бог Знает, кто стоит выше, или тот кто стремится постичь Бога Кришну или тот, кто смиренно совершает обряды религиозного порядка и поклоняется Богу. Каждому Бог дает то, что ему во благо в плане материального и духовного развития. Что лишнее – Бог отведет. Бог Знает, как.
Люди, обладающие сознанием Кришны, поднимаются над шабда-брахмой, то есть наставлениями Вед и Упанишад.
БОГ: Только Бог Знает, кто и над чем и за счет чего поднимается.
ТЕКСТ 53
шрути-випратипанна те
йада стхасйати нишчала
самадхав ачала буддхис
тада йогам авапсйаси
шрути - откровение Вед; випратипанна - не испытывающий влияния последствий кармической деятельности; те - твой; йада - когда; стхасйати - пребывает; нишчала - неподвижный; самадхау - в божественном сознании, или сознании Кришны; ачала - устойчивый; буддхих - разум; тада - тогда; йогам - постижение истинного «Я»; авапсйаси - достигнешь.
Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и когда ты, постигнув свое истинное «Я», будешь постоянно пребывать в духовном трансе, ты обретешь божественное сознание.
БОГ: Неверный перевод. Правильно: «53.Когда, благодаря практическому применению ведических знаний, твой разум будет оставаться непоколебим и неизменным в состоянии самадхи (в самопогружении), тогда ты достигнешь успеха в йоге.».
КОММЕНТAРИЙ: Находиться в состоянии самадхи - значит полностью развить в себе сознание Кришны, или, иначе говоря, постичь Брахман, Параматму и Бхагавана.
БОГ: Состояние самадхи есть самопогружение в себя, полное устранение в себе от внешнего материального мира, не просто погружение, но погружение в состоянии транса, когда человек полностью умиротворен, и мыслительный процесс приостановлен как бы, однако созерцает в себе умом Бога Кришну, сосредоточен на Боге, находясь в состоянии отрешения от всего другого, испытывая удовлетворение и духовную радость умеренного порядка. Однако, это состояние ни есть результат того, что человек постиг в себе Бога. Постичь Бога невероятно, никаким образом ни в какой ипостаси, никому.
Поднявшись на эту высшую ступень самопознания, человек осознаСт, что он - вечный слуга Кришны и что единственное его занятие - выполнять обязанности в сознании Кришны.
БОГ: Состояние самадхи есть аванс Бога преданному, но никак не характеризует ступень его преданности и самой реализации. Это состояние Бог может дать любому начинающему путь преданного служения, ибо это действенный путь, помогающий человеку встать более твердо на путь преданного служения. Только Бог Знает, кому можно и по какой причине дать такое состояние и что из этого последует. Нельзя, недопустимо человеку, однажды вошедшему в состояние самадхи, считать что он уже поднялся на высшую ступень самосознания. Что касается самопознания, то пусть этот вопрос никого особо не волнует, ибо ответ, ибо этот вопрос слишком прост, чтобы им себя озадачивать и сюда направлять усилия в преданном служении. Главной целью преданного любой ступени должен Быть Бог Кришна. О себе можно и забыть и никак на себя не медитировать, ибо в таком случае ни к чему не придешь.
Такого человека, безраздельно преданного Господу, не привлекает цветистый язык Вед, и потому он не занимается кармической деятельностью, которая позволяет достичь райских планет.
БОГ: Не правильное понимание. Невозможно полные знания Вед упрекнуть в цветистом языке. Веды учитывают все ступени человеческого развития и для каждой ступени есть свои разделы. В данном стихе речь идет об усвоении рекомендации Вед, которые не отводят, но именно направляют человека на путь преданного служения, давая ему понимание, как можно достичь состояние самадхи, погружения в Бога в себе через путь религиозных практик, включая контроль ума, желаний, чувств.
Обретя сознание Кришны, живое существо вступает в непосредственное общение с Господом и, находясь на этом духовном уровне, становится способным понять все Его указания.
БОГ: Ошибка. Живое существо по своей инициативе никогда не может вступить в общение с Богом. Это иллюзия. Бог только Сам может так работать с человеком, что он изнутри будет понимать Волю Бога в себе. И то не всегда. Но открытый диалог Бог не ведет ни с кем. Но создает иллюзию диалога, когда живое существо слышит в себе Голос Бога и отвечает. На самом деле и вопрос и ответ полностью исходят от Бога, живое существо лишь входит в этот диалог и воспринимает себя за того, кто как бы реально говорит с Богом. Отнюдь. В этом стихе следует обратить внимание на то, что знание Вед, которое постигает человек, через разум человека перерабатываются в качества разума, делая его невозмутимым, непоколебимым и неизменным, подходящим, чтобы получить состояние самадхи, погружения в Бога в себе. Вот об этих знаниях Вед, столь влияющих на разум и в целом на плоды преданного служения (самадхи), и спрашивает Арджуна в следующем стихе, но никак не о цветистом языке Вед.
Такое совершенное знание невозможно обрести с помощью кармической деятельности. Для этого необходимо выполнять указания Кришны или Его представителя, духовного учителя.
ТЕКСТ 54
арджуна увача
стхита-праджнасйа ка бхаша
самадхи-стхасйа кешава
стхита-дхих ким прабхашета
ким асита враджета ким
арджунах увача - Aрджуна сказал; стхита-праджнасйа - того, кто утвердился в сознании Кришны; ка - какой; бхаша - язык; самадхи-стхасйа - того, кто пребывает в сознании Кришны; кешава - о Кришна; стхита-дхих - тот, кто утвердился в сознании Кришны; ким - как; прабхашета - будет говорить; ким - как; асита - будет оставаться неподвижным; враджета - будет двигаться; ким - как.
Aрджуна сказал: О Кришна, как распознать человека, обладающего этим божественным сознанием? О чем он говорит и как выражает свои мысли? Как он сидит и как ходит?
БОГ: Неточный перевод. В этом стихе речь не о сознании, а о Знаниях Вед. Арджуна хочет узнать, что выделяет человека, который обладает знанием Вед в полной мере. И дальше вопросы будут касаться совершенных духовных знаний. Перевод точный: «54.Арджуна сказал.
О, Кешава, какая речь у того, кто пребывает в этом совершенном знании? Кто в состоянии самадхи? Что говорит тот, кто утвердился разумом? Как он сидит и как он ходит?». Арджуна хочет знать, по каким признакам можно определить человека, который обладает совершенными знаниями и который разумом утвердился, будучи занятым буддхи-йогой, разумным преданным служением. Т.е. Бог продолжает тему касающуюся разума в плане его утверждения, в плане совершенных знаний.
КОММЕНТAРИЙ: Как человека, занимающего то или иное положение в обществе, можно распознать по определенным признакам, так и человека, наделенного сознанием Кришны, можно распознать по тому, как он говорит, ходит, думает и т.д.
БОГ: Нет, конечно. Таких явных внешних признаков нет, тем более связанных с тем, как человек сидит или ходят. Так прямолинейно не следует понимать слова Арджуны. Это просто вопрос о том, что в человеке, наполненного совершенными знаниями, присутствует, по чему можно было бы понять или просто знать, что он обладает совершенными знаниями, что он утвердился разумом. Это его отличие от других может быть и сокрытым от глаз, но свойственно возможно только ему.
Соответствующие признаки позволяют отличить богатого от бедного, здорового от больного и ученого от неуча, и точно так же человека, обладающего божественным сознанием, или сознанием Кришны, узнают по тому, как он ведет себя в разных ситуациях.
БОГ: Отнюдь. Каким бы ни было внешнее поведение преданного Бога Кришны, который обладает полнотой знаний Вед и утвердился в этих знаниях разумом, но это внешнее проявление материальный человек будет трактовать согласно своей ступени, ступени своего материального и духовного развития и скорее всего ошибется, ибо истинную ступень каждого Знает только Бог. А также преданный не сможет понять ступень духовного развития другого преданного, но просмотреть указатели Бога касательно утвердившегося разумом в духовных знаниях человека относительно себя самого может.
Эти признаки перечислены в последующих стихах «Бхагавад-гиты». Главное отличительное свойство человека, обладающего сознанием Кришны, впрочем, как и любого другого человека, - его слова. Говорится, что глупца, особенно, хорошо одетого, невозможно распознать до тех пор, пока он не заговорит, но стоит ему открыть рот, как сразу же становится ясно, кто он такой. Главная черта человека, который обрел сознание Кришны, - то, что он говорит только о Кришне или о том, что связано с Ним. За этим признаком следуют все остальные, приведенные ниже.
БОГ: Речь действительно о многом говорит касательно человека. Но в преданном служении это не очень подходящий показатель, ибо у высоко стоящего преданного речь чрезвычайно проста, он немногословен, он никого не пытается своей речью удивить. И далеко не каждый может понять он умен или глуп, он продвинутый или в начале пути преданного служения, ибо и неофит может говорить только популярные высказывания преданных, которые в своей сути всегда правильны и не подлежат сомнению.
ТЕКСТ 55
шри-бхагаван увача
праджахати йада каман
сарван партха мано-гатан
атманй эватмана туштах
стхита-праджнас тадочйате
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; праджахати - отвергает; йада - когда; каман - желания, связанные с чувственными удовольствиями; сарван - всевозможные; партха - о сын Притхи; манах-гатан - изошедшие из ума; атмани - в чистом состоянии души; эва - безусловно; атмана - очищенным умом; туштах - удовлетворенный; стхита-праджнах - находящийся на духовном уровне; тада - тогда; учйате - говорится.
Верховный Господь сказал: О Партха, о человеке, который очистил свой ум от всех желаний, берущих начало в чувствах, и черпает удовлетворение только в своем истинном «Я», говорят, что он обладает чистым, божественным сознанием.
БОГ: Неверный перевод. Правильный: 55. Шри Бхагаван Сказал.
«О, Партха, тот, кто отказывается, даже если желает, от всего, что предлагает ум, кто, непременно, удовлетворен в себе умом, он, сказано, пребывает в совершенном знании.», - не о сознании конечно речь, а о полноте совершенных знаний Вед. Бог называет то, что отличает человека, который пребывает в совершенных знаниях. Как видно из ответа Бога, это отличие имеет отношение к внутреннему восприятию человека, к внутреннему мыслительному процессу, что далеко не на поверхности.
КОММЕНТAРИЙ: В «Бхагаватам» говорится, что тот, кто в полной мере развил в себе сознание Кришны и преданно служит Господу, обладает всеми достоинствами великих мудрецов, тогда как у человека, не достигшего духовного уровня, нет и не может быть никаких достоинств, поскольку он во всем руководствуется прихотями своего ума.
БОГ: Никто в полной мере не может развить в себе сознание Бога Кришны. О ступени реализации может знать только Бог. Вся задача преданного – преданно служить и стараться на сколько даст Бог. А вот скрупулезно подсчитывать свой уровень реализации не следует, это никак и ни в чем не поможет, а вот навредить преданному может вполне. Также, не следует думать и переживать о достоинствах других людей и тем более сравнивать, это не только не благодарное дело, но и опасное. Бог может такого упрямца, себе не знающего цену, низвергнуть с любой его предполагаемой и не предполагаемой высоты.
Вот почему здесь сказано, что необходимо избавиться от всех гнездящихся в уме желаний, связанных с чувственными удовольствиями. Эти желания невозможно просто подавить. Но если человек занимается практикой сознания Кришны, они исчезают сами собой, без дополнительных усилий.
БОГ: избавляться от многих материальных желаний надо. Но это делается только по Воле и Плану Бога, причем и не так уж легко, за все надо у Бога платить и неоднократно. Бог знает уязвимые места каждого, даже самого неуязвимого преданного. Сами по себе низменные качества не улетучиваются, но вследствие долгой духовной практики, куда также входят материальные игры и роли. Бог неблагоприятные для преданного служения мысли и качества, как и желания выкорчевывает и это порою достаточно болезненно. Поэтому обещать неофиту легкий путь не следует, ибо в преданном служении нет такового.
Поэтому надо решительно посвятить себя деятельности в сознании Кришны, и преданное служение в короткий срок поможет нам развить божественное сознание.
БОГ: Решительно посвятить себя… - очень обещающее для неофита высказывание. Увы. Решительность дает только Бог и то не просто. Ее надо заслужить многими аскезами, добродетелью, стараниями. Это одно. Также, на короткий срок не следует самому рассчитывать и вводить в заблуждение других… Долог путь преданного служения. И это надо знать. И что такое Божественное сознание? Ему тоже надо дать определение. Это прежде всего утвердившиеся в человеке совершенные духовные знания, это прежде всего качества высокого духовного порядка, это прежде всего духовная практика непрерывная, это прежде всего утвердившийся в преданном служении ум и разум… это прежде всего жизнь, посвященная Богу Кришне, это прежде всего очищение своего существования… А так на пустом месте ничего, никакое высокое духовное сознание не прорастет. Почвы нет.
Тот, кто достиг духовного совершенства, всегда черпает удовлетворение в самом себе, сознавая себя вечным слугой Верховного Господа.
БОГ: Духовное совершенство никто не достигает, как бы ни шел, как бы ни старался. Но понятие такое есть у преданных и иногда его Бог попускает. Ибо надо же чем-то мотивировать усилия в преданном служении. Также, что касается удовлетворения в себе… то это тоже вещь не очень частая. Бог не очень часто устремляет человека к внутреннему удовлетворению, ибо некогда удовлетворяться своими достижениями в преданном служения, а надо все же работать. И преданные работают. И потрясаются. И вновь работают и между делами находят в себе удовлетворение. Ибо у Бога много не насладишься и много не удовлетворишься. Не для того материальный мир. Здесь надо развиваться. И Бог создает для этого все условия в преданном служении и не только. Каждому по его ступени, по его карме, по Плану Бога, по качествам…
Такой человек не подражает материалистам и не стремится удовлетворять прихоти своих чувств. Он всегда счастлив и удовлетворен, занимая свое естественное положение вечного слуги Верховного Господа.