Записки с натуры. Часть 3
Жанр:
Статьи, эссе
Вид:
Руководство "Хуты Катовице" организовывали различные мероприятия по организации досуга. Это и новогодние ёлки, и поездка в Освенцим, и в зоопарк, и в горы, бесчисленные "споткання" - по вечерам. Но еженедельные поездки в центр, как правило, отравляли определённые люди. Находились такие, с позволения сказать, «пани», которые диктовали всем свои условия! Это касалось, в частности, времени отбытия или определения места парковки! Они решали за всех и планировали через полчаса вернуться обратно! На глазах у водителя-поляка завязывался спор, доходивший до скандала. Особенно отличалась сухощавая напомаженная дама. Она позволяла себе доходить до оскорблений. Мне казалось, пан за рулём думал, что подняты вопросы необычайной важности, терпеливо и смущённо ожидал какого-то решения.
Магазины. Очень щекотливая тема! Из-за «таких» вот бесцеремонных «пани», для которых «примерить, как поносить», любительниц напяливать всё, что порадовало глаз, нам перестали давать товар для примерки без залога! Были неприятности, после которых ставили в известность наше руководство.
Нет уж, чем о «таких» — лучше о погоде! Она в южной Силезии такая же, как на юго-востоке Украины. Зима очень мягкая. Разве, что лето не такое жаркое! Но такая вкусная клубника-трускавка! Очень много яблок — «яблушки», с ударением на предпоследний слог. Ну, коли о языке заговорила, продолжу эту тему. Особенно легко он давался детям! И года не прожив там, мальчик-дошкольник вопрошает свою маму: «Кеды беньде снидання?» Не говоря о том, что покупая сладости в магазине по соседству, с продавцом дети общались только по-польски: «Чи ест сон лёды?» — есть ли мороженое? Со временем мы стали понимать друг друга. В торговый точках и я старалась объясняться только по-польски. Полякам это нравилось, я чувствовала.
Гуляя со своей малышкой в парке, мальчик-поляк, убедившись, что я русская, решил продемонстрировать свои познания в русском языке. Всякий раз, объезжая клумбу на велосипеде, поравнявшись со мной, он как бы сам себе, но, естественно, чтобы произвести впечатление, произносил следующую несуразицу: «Малчик гаварит спасыбо!» Так продолжалось много раз, и всякий раз вызывало мою улыбку.
Туманы. Таких туманов я не видела нигде и никогда. На расстоянии протянутой руки ничего не было видно! Мы просто стояли на трассе парализованные. Потом насчитали восемь аварий, пока доехали из Варшавы до дому.
Медицина. Эти туманы, в конце концов, довели мою малышку до бронхита или воспаления лёгких, даже не знаю! Ребёнка в годовалом возрасте замучил кашель, он совсем ослаб. Пришлось обращаться к специалистам. После обследования, ей сделали пробу и тут же только одну инъекцию, после которой она дома встала на ножки. Насморк исчез в тот же вечер. Здоровье пошло на поправку!
Старшую дочку мы, как и все командированные семейные специалисты, определили в школу-интернат при посольстве в Варшаве. Он находился в самом её центре, рядом с известным парком Лазенки. Раз в месяц навещая своих деток, не обошлось и без курьёзов: в Варшаве я заблудилась! Я «нырнула» в подземный переход с желанием оказаться в намеченном месте! И вот, куда только я не выходила, попадала всё время не туда, куда было нужно! Это был район железнодорожного вокзала. Я устала от этих лестниц! Зима, слякоть. Вышла, села в автобус, как мне казалось в правильном направлении поехала. Отнюдь. Как могла, по-польски, объясняю место, куда мне необходимо попасть, оказывается я еду в противоположном направлении. А мне к определённому часу надо к автобусу успеть! И представьте, мне повезло: попытка поймать такси оказалась успешной. Водитель понял мой польский и доставил к автобусу без опозданий.
На Рождество почти все наши кллеги отправились в Зелену Гуру на отдых. Мы не решилась из-за маленького ребёнка! Это далековато, да и не совсем отчётливо я представляла детали этой поездки. Вернулись все очень довольные, сожалея, что мы отказались! Условия, как оказалось, были сверх всяких ожиданий.
Свадьбы. Рядом с нами был костёл. Я, несколько раз проходя мимо, наблюдала необычное для нашего взгляда зрелище: скромная, немногочисленная компания сопровождала очень красиво одетых новобрачных. Без шума, без визга, без привычных криков «горько!» Брачная церемония предполагает у них сдержанность, скромность.
Ближе к концу осени католики отмечают день поминовения. Вечером, однажды проезжая мимо кладбища, обратила внимание, что все могилки горели огоньками. Впечатлило.
Больше всего запомнился праздник урожая! В центре торговой площади была установлена импровизированная баба, огромных размеров. Ящики с разнообразными овощами и фруктами, все разных цветов, создавали впечатление разноцветной клетчатой юбки! Праздник длился не один день, никто ничего не растаскивал! Украшение оставалось в первозданном виде до самого конца праздника.
Рождество. Новый год. Украшены не только города! Вся трасса переливается разноцветными лампочками, наряженными ёлками через определённое расстояние. Никому в голову не приходит бить игрушки, снять и положить в карман понравившуюся, как принято в нашем обществе.
Совместные вечера-споткання. Мне так и не довелось побывать ни на одном из них. Я соглашалась сидеть с малышами, чьим родителям, по-видимому, хотелось повеселиться больше, чем мне. Думаю, ничего не потеряв, я зато не видела, как страдает малышка в моё отсутствие. По рассказам, могу сказать, что никогда не сажают рядом за столом мужа и жену! Это считается признаком дурного тона. Интуитивно, мне всегда это не нравилось. Не нравится сейчас: «Как «приклеенные» друг к другу!» — вертится в голове!
В Женский день наших мужчин отпустили с работы и я, наконец, в числе других женщин — жён специалистов, уже смогла быть на приёме у директора той самой ХУТЫ! Таких подарков я не получала ни разу в жизни: ни по объёму, ни по ценности! Мы получили всё разное, в том числе отрезы трикотина, духи с распылителем, только-только входившие тогда в обиход, какие-то украшения-бижутерию, огромную коробку конфет! Мне досталась «Джоконда», может даже, и в натуральную величину картины! Это небольшая часть того, что я в состоянии припомнить. Потом был концерт-дивертисмент с участием Анны Герман. Должна сказать, что она, к сожалению, не имела там, в Польше, такой популярности. Ни на телевидении, ни по радио, её не было слышно. Пела она что-то на польском, может и «Танцующих эвридиток». Скандирование наших представительниц: «Надежда!, Надежда!» повергли бедную женщину в смущение. Она никак не рассчитывала столкнуться здесь, в Польше, с русскими! Да и оркестр не был готов ей аккомпанировать. Тем более, мы составляли совсем небольшую часть публики.
Было какое-то событие в жизни ХУТЫ, когда они решили отметить его на очень высоком уровне, предварительно предоставив «нашим» возможность на листочках написать, какой бы подарок каждый хотел получить. Большинство решило не мелочиться! Многие пожелали, кто автомобиль, кто кухонный гарнитур. Мой муж, например, предложил просто устроить очередное «спотканне», то-есть посидеть, выпить, пообщаться! Представляю содержание насмешек в адрес «наших»! Подарки, в итоге, оказались более, чем скромные! Но нашему семейству достался магнитофон «ГРЮНДИК»,именно тот: с маленькими портативными кассетами, очень высокого качества! В Союзе таких не было ещё. Всё свободное время потом я записывала на кассеты популярные хиты. Коллеги недоумевали и расспрашивали, что же мы «заказывали», в самом деле. Подарок, предназначенный нам, оказался самым дорогим!