Верлибр
Вечерние размышления за чаем
Свободный стих, верли́бр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от
жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в
европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип
стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех
«вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и
изосиллабизма (равенства строк по числу ударений или слогов) и регулярной строфики.
Молодые девушки похожи лицом
на небо,
на ветер,
на облака.
Потом из них получаются
верные жены,
лица которых похожи
на дома,
на мебель,
на хозяйственные сумки.
Но их дочери
вновь похожи лицом
на небо, ветер
и весенние ручейки.
Автор: Арво Метс
Вопреки распространённому мнению,
свободное стихосложение не является новейшим изобретением, имея, наравне с
рифмометрическим, корни в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе,
исторических песнях, хотя и не является прямым продолжением дописьменных
традиций. Тем не менее, для многих национальных стихотворных традиций верлибр стал
основным способом выражения поэтического авангарда. Верлибр как литературное
направление отстаивали французские поэты-символисты Гюстав Кан и Реми де Гурмон. Современный верлибр
также многим обязан таким поэтам XIX века как Фридрих
Гёльдерлин, Уолт Уитмен, Стивен Крейн, Артюр Рембо, Жюль Лафорг и др. В
начале XX века он был избран в качестве основного
метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма; Ричард Олдингтон в предисловии к
антологии имажизма (1915) писал:
«Мы не настаиваем на том, что верлибр — единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом».
Современный верлибр - если взять
его с внешней, технической стороны, - это стихотворение, не
подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая
из которых качественно не зависит от предыдущей. Т.е. каждая строка может
содержать в себе различное количество слогов, разный порядок чередования
мелодических (ударных) структур.
Но верлибр - это система
стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой
мер повтора. Не проза короткими строчками... части в разных
размерах-ритмах, разновеликие, но они есть, и они периодически повторяются.
Ритмы меняются,
перемешиваются в одном произведении... Но всё же есть однородная
организация ритмов, определяющая интонацию, в которой произносят каждую из
стихотворных строк - фраз верлибра. Эта повторяющаяся
интонация, выраженная в построении фразы, и определяет своеобразный ритм
стихотворения.
Сложно? Да - в этом и проблема
определения верлибра как отдельной системы стихосложения.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
6 февраля 1908
Автор: Александр Блок
Свободный стих как таковой был
впервые упомянут в русских литературных источниках в 18 веке Антиохом
Кантемиром в его «Письме к приятелю о сложении стихов русских», где также были
заложены основы теоретического анализа свободного стиха и возможностей его адаптации
в русской поэзии. Однако занял место в русской поэзии он лишь в начале 20 века,
когда со свободным стихом экспериментировали поэты Михаил Кузмин, Сергей
Нельдихен и др.
В 1991 году решением президента
«Ассоциации русского верлибра» Карена
Джангирова день 22 марта объявлен Днем Верлибра.
Верлибр считается высшим достижением литературы со времён «ритмической речи богов». Несмотря на всё это, споры о месте верлибра в русской поэзии не утихают.