Издать книгу

Из цикла:"У черта на куличках"-1

Заметки путешественника

Из цикла:"У черта на куличках"-1
ПО УЗКОКОЛЕЙКЕ ВО «ФРАНЦИЮ», цикл «У черта на куличках».
ИЛИ БРОШЕННЫЕ В ТАЙГЕ.

 
Посмотришь на карту Томской области, язык можно вывихнуть от прочтений названий населенных пунктов и удивиться, особенно на окраинах в глухомани огромного таежного края дремучей сибирской тайги, болот и, словно кровеносные сосуды живого организма, сотни рек и речек. Кто только не населял эти края, оставляя названия поселений своего рода и племени после себя, большинство из которых через века дошли и до нас. Здесь жили ханты, манси, ненцы, эвены, сибирские татары. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы, как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «чулымцы», «ороки», и много других, численность которых составляет менее одной тысяче человек. От чего их культура и традиции уже практически не сохранились, но осталась память в названиях на их родном языке населенных пунктов, рек, озёр, болот, которыми пользуемся и мы с вами. Остались курганы и городища, народов, живших здесь в 15—16 веках. Но здесь разговор пойдет о посёлке Францево. Кто придумал ему такое название, уже ни кто и не помнит. Французов здесь никогда и в помине не было. Наполеон сюда не дошел, а если бы и дошел, то история бы наша выглядела совершенно по -другому, а посёлок Францево ему стал бы «островом Святой Елены». Похоже, кто- то из работников тогдашнего НКВД был из романтиков, и когда начали ссылать неугодных своих соотечественников подальше с глаз долой, дал такое необычное название посёлку.
***
Прежде всего, что это такое «Францево», о котором в газетах пишут и даже на ТВ в Томске последнее время показывают? В 40 километрах от железнодорожной ветки Томск – Белый Яр от с. Комсомольское в таежной глуши на берегу речки Чичкаюл еще до ВОВ возник посёлок под полным покровительством НКВД. Вначале туда ссылали раскулаченных крестьян, затем репрессированных жителей Прибалтики латышей, эстонцев, литовцев. Спецы из НКВД знали толк в изощренности своих действий, загоняя людей подальше в тайгу, на болота, где нет почти пашенных земель, от куда не просто попасть к благам цивилизации из-за бездорожья.
Как говорят старожилы, после войны многие семьи из прибалтийских республик вернулись в родные места, но и всё равно в 60—70 годы прошлого века во Францево проживало более 600 человек. В центре посёлка работало сельпо, пекарня, почта, сберкасса столовая, контора леспромхоза, был клуб, а школа работала в две смены, с учащимися до 150 человек. В те годы и была проложена через тайгу, топи и болота узкоколейная железная дорога от с. Комсомолское до Францево, возведён мост через речку Чичкаюл с узкоколейкой, идущей в тайгу, имелся большой подвижной состав мотовозов, грузовых и пассажирских вагонов для вывозки древесины и доставки пассажиров из Францево в Комсомольск.
Впервые мне довелось побывать в поселке Францево более двадцати лет назад, когда я навестил свою младшую дочь Евгению, вышедшую замуж за местного парня Владимира Волкова и оставшуюся там жить. Всю выше перечисленную инфраструктуру посёлка я тогда захватил в полном здравии. Ежедневно утром из Комсомольска во Францево ходил мотопоезд с пассажирским вагоном, в котором был проводник, в холодное время топилась печка, от чего народ, добирающийся на вахту в лесные делянки, чувствовал в тепле и комфорте. За проезд, кроме рабочих -вахтовиков, взималась определённая плата. Та же процедура повторялась и вечером по окончании рабочего дня в обратном направлении. Для желающих предоставлялась и такая услуга, как доставка легкового автомобиля на платформе грузового вагона в любой конец, чем и воспользовался мой сын Александр, пожелавший навестить свою сестру. Хотя, побывав во Францево, я убедился, что там на легковом авто и ездить то негде. По поселку есть деревянные тротуары, но тракторами и лесовозами продавлены в грунтовке улиц такие глубокие колеи, что местные жители, чтобы перейти улицу, стелят из досок мостики. Основным средством передвижения в посёлке для поездки в лес за грибами и ягодой служит мотоцикл, которые есть почти в каждом дворе. Еще во Францево есть такой транспорт, который вы не встретите нигде более. На площадке у железнодорожных путей стоят своеобразные не большие гаражи из досок и металла, где стоят «кровати на колёсах» — дрезины с металлическими колёсами и мотоциклетными движками. Так местные «французы», как они себя называют, кто во что горазд, строят по своему вкусу дрезины, что бы без проблем использовать узкоколейную железную дорогу в любых направления хоть в Комсомольск, хоть в тайгу за грибами, ягодой, или кедровым орехом. Вся такая техника была и у моего зятя Володи, работавшего сварщиком в леспромхозе.
Сам посёлок Францево мне понравился, не смотря на непролазную грязь на проезжей части. Может в не сезон там оказался. Крутым высоким берегом у самых домов огибает извилистая, с белыми песками отмелей таёжная речка Чичкаюл, берущая начало в лесных и болотистых топях Чулымской равнины, растянувшись на 450 км. и впадающая в р. Чулым. Рядом с посёлком есть несколько озер, и сосновый бор. Для не ленивого человека и влюблённого в природу, родные места, где он родился и прожил не один десяток лет, здесь полное раздолье для охоты, рыбалки. Лес богат грибами, кедровым орехом, ягодой, болота- клюквой, голубикой. Многие семьи тем и жили, что промышляли дикоросами. Не зря жители посёлка борются за сохранение узкоколейки, которая является для них единственным путём для выживания.
+2
15:56
594
Нет комментариев. Ваш будет первым!