Часть третья. Субьективная критика.
Сразу оговорюсь, что некоторые «виды» нижеприведённой критики, многие из вас могут отнести как раз к объективной. Тут уже, у кого какие мнения)
1. Штампы в стихах –
В основном мне тыкали в мои тексты этими самыми штампами, в лирических произведениях. Особенно терзали моих «мотыльков летящих на пламя», или «сгорающих на свечке». Сначала меня это искренне забавляло. Потом я немного разозлился и заявил, что вся любовная лирики – сплошной штамп, с её: любовь-сердце-душа-луна-Господь-разлука. Пока, вроде отцепились)).
2. Повествовательно-описательная поэзия – «в ней, собственно поэзии, мало».
Ну слышал я мнение, что критики считали «Полтаву» самой слабой поэмой Пушкина. Наверное и «Бородино» у Лермонтова, не айс!)).
3. «Зачем Вы пишете про это?! Надо только про любовь!» —
это вздохи ужаса от впечатлительных критиков при прочтении исторической/гражданской лирики, где сплошная кровь и миазмы)). В основном от критиков женского пола).
4. Эпатаж.
Ну тут полный аллес! В зависимости от настроения, мироощущения, гражданской позиции, гламурности, аристократичности духа и т.д.дддд)) критика, в эпатаж могут быть записаны стихи, которые сам автор воспринимает как лёгкую иронию/стёб/. В отношении моих стишков это касалось фривольных — про отношения полов, гражданской лирики с политическим\историческим текстом\ подтекстом. Ну и те, где ненормативная лексика. Основное и, пожалуй, единственное условие попадания стихов в эпатажные – наличие юмористической составляющей в тексте и \или ненормативной лексики.
Реакция разная.
Пример благодушной: Стихи не плохие, но они годятся лишь для декламации на молодёжных слэмах и прочтения в новомодных поэтических кафешках.
Пример негативной:
Это балалаечный юмор! Это написано для бомжей с помойки!
Так же в эпатаж могут записать произведения про известных (ушедших от нас) поэтов, если критику не понравится выказанное автором мнение о некоторых моментах творчества\биографии этих поэтов.
Кстати эпатажные стишки в довесок огребают и конструктивную критику, в виду их некоторой «примитивности», что вызванно желанием автора (в данном случае меня) сделать их максимально простыми и легкими в восприятии.
5. Образность образная —
Тут большой разлёт критики. Начиная с: что Вы имели ввиду в этом слове\строчке\катрене и заканчивая: О чём вообще этот стих???
Особенно большие зарубы идут именно на конкурсах. Много грамотных авторов. К запятым, ритмике и рифмовке не придирёшься. Остаются непонятные моменты в самих произведениях. Тут уж препарируют вдоль и поперёк. Иногда могут сказать автору, что он просто неубедителен. Всё хорошо, но чего-то неуловимо не хватает. Или как Станиславский – «не верю!». Сложности возникают и там, где автор философствует, втыкает в Тексты мифических\исторических\литературных персонажей. Использует названия предметов. вышедших из « исторического» оборота, современного литературного и разговорного языка. Тут лучше заранее под текстом стиха размещать соответствующие сноски. В процессе конкурса, автора могут не допустить в процесс обсуждения, в комментах. Придётся добавлять всё это по ходу. Так что лучше, заранее. Вообще, на конкурсах с большим количеством авторов, «непонятные поэты» рискуют попасть во второй эшелон претендентов на места. Се ля ви…
6. Стилизация, она же «закосы под...» —
Девятнадцатый, Серебряный и какой угодно век. Это вызывает тоскливое зевание на сайтах т.н. «Новой поэзии». Там предпочитают косить под Маяковского и прочих футур – и всяких -истов.))), или быть очень новомодными и непонятными. Проще всего это в прозе в стихах и подобных формах. Нарративная поэзия так же в почёте. Декламация рулит!))
7. Слишком длинное стихотворение –
Минималисты-не более 1-2 катренов.
Максималисты – не более 5-ти (или 8-ми, не помню уже...), как завещал нам великий Есенин)). Когда напоминаешь им про «Анну Снегину», гордо отмалчиваются).
Многих бесит когда стих не разбивают на катрены, если в нём больше восьми строк.
8. Ни в коем случае нельзя выносить своё суждение/ выказывать мнение/отношение к описываемым историческим процессам. Короче, не умничать…
9. Вообще не описывать исторические процессы. Особенно родные до боли. «Ты там был? Ты это видел? Тебе прадедушка рассказывал? Нет? Ну и нефиг писать тогда!
10. Есть моменты, где в одном сообществе, основной костяк определился со своими взглядами на политику и историю. Можно конечно потроллить коллег стихами с иной точкой зрения. Но только если нравится полночи переписываться)).
Часть четвёртая. Критик против принципов.
Столкнулся я и с таким. Вот пока, единственный, но показательный пример:
Снова снится тебе платье белое,
Платье белое, а не чёрное.
Значит снова ты станешь смелой,
На любовь опять обречённой.
Снова будут вдохи без выдохов
И сомнения осторожные.
Запульсируешь веной вскрытой,
Погружая себя в невозможное.
Погружая, чтобы испить до дна
Чашу сладкую с терпкой горечью.
Сколько выпито красного вина
Тет а тет с чарующей полночью.
Но тебе дана битою судьбой
Жажда вечная, бесконечная.
Если вдруг, кому повезёт с тобой,
Будет платье твоё подвенечное.
Ну, а если нет и не сможешь ты
Для него гореть ярким факелом.
Выкроишь опять небо из мечты,
Будешь в нём парить белым ангелом.
Тут я огрёб по полной: ступенек много, ритмика хромает, строки разной длины, «выдохов-вскрытой» — не рифма.
И тут, совсем неожиданно один из самых строгих моих критиков, предложил разбить сплошное стихотворение на двустишья, что визуально несколько скрывает его недостатки при прочтении.
Пока всё. Если тема интересна – добавляйте в комментариях свои примеры критики на других сайтах.
Опыт критического разбора стиха. Часть вторая.
#1
- 22 января 2021 в 21:00, пт
|
|
Вчера в 04:17 |
Редактировалось: 1 раз (Последний: 22 января 2021 в 21:03)
Метаморф
|
#2
- 2 мая 2021 в 23:14, вс
|
|
9 февраля 2023 в 22:00 |
Ух, на какой интересный пост я нарвалась!))) Захотелось высказаться по этому поводу.
Во-первых, каждый человек пишет по-своему. У каждого свой стиль, свой набор слов, свои понятия и т.д. Поэтому, если кто-то считает, что у вас «балалаечная» поэзия, эпатаж, гражданская лирика и т.п., то это сугубо его проблемы. Автор имеет право писать в том стиле, который ему нравится и близок. И каждый стиль имеет право на существование, иначе, мы бы все тут пушкиными были)) То же касается и тематики. Пишите о том, что волнует вас, а не на заказ, тогда это будет действительно от души, искренне и в удовольствие самому. Когда поэт пишет от души, даже если там рифма неправильная, неточная, то это все равно цепляет и чувствуется. Во-вторых, мне понравилось приведенное вами стихотворение. Даже несмотря на то, что там строки немного разные. Но, мне кажется, в этом и есть весь шарм этого стиха, и это передает настроение, которое здесь скорее тревожное. Да, если б я писала эти строки, то просто-напросто сделала так: в третьей строке, где «смелой», изменила на «смелою», а в четвертой, где «обреченной» исправила на «обреченною». И так везде, где строка выходит короче. За счет этого, оно звучало бы глаже, мягче и мелодичнее, и, думаю, ничего бы от этого не потерялось, и не поменялось, кроме размера строк. И ведь не только о любви-бабочках-цветочках писать))) О критике с других сайтов. Веду творческий канал на ЯндексДзене, давно, год уж почти. Самая распространенная критика: «А зачем вы выкладываете грустные стихи? Это портит настроение. Мне хотелось плакать, когда я это читала! Свою печаль надо держать при себе» Пару раз такое мне писали, и я искренне, от души посмеялась над узостью мировоззрения этих людей. Жизнь — не только радость, но и горе, и без этого никуда… Очень люблю «АвторТудей». Там удобно создавать сборники с красивыми обложками, все выглядит, как виртуальные книги. Участвую в разных конкурсах на этом ресурсе. В общем, суть их в том, что твой сборник попадает в общий список сборников других поэтов, а потом его кто-нибудь выбирает почитать и пишет на него рецензию или отзыв. Вот недавно на меня написали уже вторую рецку, теперь моя очередь выбирать на вкус и оценивать. Но что меня поражает там, так это лояльность взглядов. Встречала сборники, которые с точки зрения поэзии слабоваты. К таким пишут отзывы, в которых очень мягко указывают на слабые стороны, и показывают лучшие. То, что написали мне в рецензиях — очень приятные вещи)) Хотя я волновалась по этому поводу, мало ли, вдруг где-то опечатки, или мои «нытные» стихи утомят читателя в большой дозе. Только однажды, как и здесь, кстати, там к одному стиху в комментарии мне сделали замечание насчет инверсии. Это, когда предложение построено неправильно, например: «По мокрым улиц змейкам». Конечно, это допустимо в стихосложении, но некоторые товарищи этого не знают. Вот такие дела.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 3 мая 2021 в 00:06)
Ташка Ромашкина
|
#3
- 3 мая 2021 в 11:20, пн
|
|
Вчера в 04:17 |
Спасибо. Я как раз и не хотел делать этот стих мягче, поэтому вариант с — оною и т.д. убрал.
Метаморф
|
#4
- 3 мая 2021 в 13:35, пн
|
|
9 февраля 2023 в 22:00 |
И это ваше право. Творчество делает творящий, и делает так, как чувствует. Все, что могут остальные — посоветовать, подсказать. Ваше же право — воспользоваться советом или нет, прислушаться к подсказке или нет. Если душа чего-то не приемлет, и хочется так, а не иначе, делайте так. Творчество очень разнообразно, и везде есть недовольные и почитатели.
Ташка Ромашкина
|
#5
- 14 мая 2021 в 23:43, пт
|
|
9 июля 2024 в 19:06 |
Делаю одну вещь… Очень нужен текст для песни… Но во времени я слишком ограничен… Кому интересно пишите в личку…
|
#6
- 6 июня 2021 в 17:23, вс
|
|
10 декабря 2023 в 17:29 |
Алексей Снегирев All Black: И тревожится сердце пред утренней стынью Ангел тризны, зарей, в облаках наяву В неуёмной тоске, журавлиные клинья Проверяют на прочность небес синеву Все пустыннее залы от летнего бала От былого веселья смешней мишура Как нам мало, отпущено мало Теплых дней для любви и добра И с узором на стеклах снега в перекличке Ветер снова утюжит пустынную гладь И судьба будет чиркать намокшие спички И дождями тоски плоть свою бичевать По канавам дорог драгоценная осыпь И по ветру осколки тепла и любви И в уставшей душе непрерывная осень В неуемной тоске синевой журавли round-like 4 Получите больше читателей, отзывов и лайк Источник: poembook.ru/poem/1244674 |
#7
- 8 сентября 2021 в 00:43, ср
|
|
27 декабря 2022 в 15:34 |
Я вот тут написала сегодня отрицательную рецензию на стих одного автора о женщине на стихи.ру. А его все хвалили, мол очень душевно. Не знаю, может я неправа.
Женщине Александр Стукалов О женщине прекрасной и любимой, В стихах неоднократно воспевалось. Мечту же соединить с реальной жизнью, Не всякому поэту удавалось. Поток бурлящий – время уплывает, Бороться с ним не каждому дается. Но образ женщины любимой, В стихах навечно остается. © Copyright: Александр Стукалов, 2018 Свидетельство о публикации №118030700064 stihi.ru/2018/03/07/64 stihi.ru/2018/03/07/64 Рецензия В.Лесниченко О женщине прекрасной и любимой, (11) В стихах неоднократно воспевалось.(11) Мечту же соединить с реальной жизнью, (12) Не всякому поэту удавалось. (11) Поток бурлящий – время уплывает, (11) Бороться с ним не каждому дается. (11) Но образ женщины любимой, (9) В стихах навечно остается. (9) В скобках я отметила количество слогов в каждой строке стиха. Количество слогов в рифмующихся строках в идеале должно совпадать. Если в третьей строке вместо «же» написать «ж», то количество слогов в первой и третьей строке выровняется. И звучит гораздо лучше. В нижних четырех строчках выровнять ничего не получится. Надо все ломать и писать по новой. С рифмами тоже большие проблемы. В стихе на 8 строк всего две пары рифм, и то глагольные и очень низкого качества: «воспевалось-удавалось» и «дается-остается». Я в шоке. И по смыслу тоже есть ляпсусы. «Бороться с ним не каждому дается» — подразумевается, что «не каждому удается». Это как если бы сказать«не каждому больному дается победить коронавирус» вместо«удается победить коронавирус». Я еще много вижу недостатков, но пока достаточно. Я понимаю, что Вы не привыкли к такой критике. Но извините, не могла пройти мимо. Виктория Лесниченко 07.09.2021 23:52 |
#8
- 8 сентября 2021 в 00:50, ср
|
|
27 декабря 2022 в 15:34 |
Да, еще только что заметила ляпсус в этом стихе:
О женщине прекрасной и любимой, В стихах неоднократно воспевалось. Женщина воспевалась, а не о женщине воспевалось, я полагаю. Подскажите, в чем я неправа. |
#9
- 8 сентября 2021 в 05:09, ср
|
|
26 февраля 2022 в 08:24 |
Виктория Лесниченко: Дело в том, Солнце, что при критическом анализе очень важно называть не только замеченные недостатки, но и иногда не всем и не всегда приметные достоинства стихотворения в данном случае. Очень важно также учитывать уровень мастерства и восприятия самого автора на данном уровне его развития и в перспективе, дабы при критике не навредить… ато может получиться не лечение пациента, а его вскрытие и дактелоскальпирование, причём совершенно бэз наркозу, но зато со всеми вытекающими при энтам обстоятельствами взаимных удовольствий… )00)) А стихотворение и правда интересное и у автора талант присутствует, но со временем и сам поправить сумеет мелкие помарочки, уверяю! Всем удачи! Кстати, действительно очень удачное и полезное пособие получилось для начинающих критиков: poetryartblog.blogspot.com/2018/07/analiz-stiha-recenziyu-na-stihotvorenie.html
Редактировалось: 3 раза (Последний: 8 сентября 2021 в 05:33)
Absienthe
|
#10
- 8 сентября 2021 в 18:20, ср
|
|
12 июня 2022 в 13:10 |
занесло ж меня сюда ) не, ну посмеялась от души зато. Стих про женщину вообще никакущий. Пшик — мимо. Чего там разбирать? И потом, а что вы собственно обсуждаете? Критику, именно критику конструктивную, грамотно и профессионально, могут написать единицы. Всё остальное — комментарии, мнение, ощущения от прочтения. Ну, про конкурсы я вообще молчу. Это песня отдельная и неинтересная. И че я ткут делаю? пойду столбики карябать левой ногой. Ну, а что касается критики… хм, да посылаю всех критиков, мысленно щелкнув хвостом.
|
#11
- 9 сентября 2021 в 14:11, чт
|
|
27 декабря 2022 в 15:34 |
«А стихотворение и правда интересное и у автора талант присутствует, но со временем и сам поправить сумеет мелкие помарочки, уверяю! «(Абсиенте)
«Стих про женщину вообще никакущий. Пшик — мимо. Чего там разбирать?» (Наташа Корнеева). Соглашусь скорее с Наташей. Когда на святую тему (о женщине, о матери, о Родине, о войне) пишут «никакие» стихи, это печально, очень печально. Я сама пишу не очень хорошо (скажем так, своеобразно), но иногда чужие стихи уж очень напрягают. Тут вот не смогла промолчать. Извините. |
#12
- 9 сентября 2021 в 21:35, чт
|
|
Вчера в 22:03 |
Виктория Лесниченко: Где-то на стихи.ру читал в комментариях, — не бойся написать плохо, всегда найдётся написавший ещё хуже… Для не умеющих писать и такое талантливо, меряют по себе, потому и «лайкают», как из пулемёта, так что без читателей текст не останется, примитив нынче в моде. Давно не комментирую тексты такого уровня, объяснять что-то публикующему с таким уровнем стихосложения и словарным запасом, как правило, бессмысленно. Если зуд публикации не позволяет «причесать» хоть как-то строки, не стоит тратить время даже на чтение, не то, что на критику. |
#13
- 10 сентября 2021 в 00:18, пт
|
|
27 декабря 2022 в 15:34 |
Согласна, не надо было даже комментировать такие стихи. Просто этот человек позиционировал себя мастером, который имеет право решать, чьи стихи на стихи.ру более талантливые, и это меня заинтриговало.
|
#14
- 10 сентября 2021 в 16:57, пт
|
|
Вчера в 22:03 |
Виктория Лесниченко: Когда натыкаюсь на комментарий с амбициями, просто перехожу на страничку комментатора, и, как правило, амбиции оказываются без достаточных оснований. Умеющие писать в большинстве своём не считают, что пишут лучше всех, иначе теряется мотивация писать лучше. Их критика чаще просто методическая помощь, обмен опытом с начинающими. |
#15
- 10 сентября 2021 в 18:04, пт
|
|
26 февраля 2022 в 08:24 |
оуууу!..
Oh, my God! сказал бы немецкий божий человек… ) да это обычнейшая распространённейшая ошибочка на всех лит-сайтах!.. многие не профессиональные литераторы и в самом деле под критический анализ вуалируют личностные взаимоотношения и прочие субъективные амбиции… это довольно опасная хоть и детская болезнь очень приставучая и липучая не болейте!.. не нужно склочничать… выздоравливайте!.. ) кому пилюльку или горчишшшничикхх вставить ааа… ) удачи! Absienthe
|
| |
Вы не можете участвовать в этом разделе форума.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать на форуме
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать на форуме