О русском стихосложении (вопросы теории)

Опыт критического разбора стиха. Часть вторая.

Метаморф
Метаморф
  • Сообщений: 60
  • Город: Бендеры
  • Онлайн
Часть третья. Субьективная критика.

Сразу оговорюсь, что некоторые «виды» нижеприведённой критики, многие из вас могут отнести как раз к объективной. Тут уже, у кого какие мнения)

1. Штампы в стихах –
В основном мне тыкали в мои тексты этими самыми штампами, в лирических произведениях. Особенно терзали моих «мотыльков летящих на пламя», или «сгорающих на свечке». Сначала меня это искренне забавляло. Потом я немного разозлился и заявил, что вся любовная лирики – сплошной штамп, с её: любовь-сердце-душа-луна-Господь-разлука. Пока, вроде отцепились)).
2. Повествовательно-описательная поэзия – «в ней, собственно поэзии, мало».
Ну слышал я мнение, что критики считали «Полтаву» самой слабой поэмой Пушкина. Наверное и «Бородино» у Лермонтова, не айс!)).
3. «Зачем Вы пишете про это?! Надо только про любовь!» —
это вздохи ужаса от впечатлительных критиков при прочтении исторической/гражданской лирики, где сплошная кровь и миазмы)). В основном от критиков женского пола).
4. Эпатаж.
Ну тут полный аллес! В зависимости от настроения, мироощущения, гражданской позиции, гламурности, аристократичности духа и т.д.дддд)) критика, в эпатаж могут быть записаны стихи, которые сам автор воспринимает как лёгкую иронию/стёб/. В отношении моих стишков это касалось фривольных — про отношения полов, гражданской лирики с политическим\историческим текстом\ подтекстом. Ну и те, где ненормативная лексика. Основное и, пожалуй, единственное условие попадания стихов в эпатажные – наличие юмористической составляющей в тексте и \или ненормативной лексики.
Реакция разная.
Пример благодушной: Стихи не плохие, но они годятся лишь для декламации на молодёжных слэмах и прочтения в новомодных поэтических кафешках.
Пример негативной:
Это балалаечный юмор! Это написано для бомжей с помойки!
Так же в эпатаж могут записать произведения про известных (ушедших от нас) поэтов, если критику не понравится выказанное автором мнение о некоторых моментах творчества\биографии этих поэтов.
Кстати эпатажные стишки в довесок огребают и конструктивную критику, в виду их некоторой «примитивности», что вызванно желанием автора (в данном случае меня) сделать их максимально простыми и легкими в восприятии.
5. Образность образная —
Тут большой разлёт критики. Начиная с: что Вы имели ввиду в этом слове\строчке\катрене и заканчивая: О чём вообще этот стих???
Особенно большие зарубы идут именно на конкурсах. Много грамотных авторов. К запятым, ритмике и рифмовке не придирёшься. Остаются непонятные моменты в самих произведениях. Тут уж препарируют вдоль и поперёк. Иногда могут сказать автору, что он просто неубедителен. Всё хорошо, но чего-то неуловимо не хватает. Или как Станиславский – «не верю!». Сложности возникают и там, где автор философствует, втыкает в Тексты мифических\исторических\литературных персонажей. Использует названия предметов. вышедших из « исторического» оборота, современного литературного и разговорного языка. Тут лучше заранее под текстом стиха размещать соответствующие сноски. В процессе конкурса, автора могут не допустить в процесс обсуждения, в комментах. Придётся добавлять всё это по ходу. Так что лучше, заранее. Вообще, на конкурсах с большим количеством авторов, «непонятные поэты» рискуют попасть во второй эшелон претендентов на места. Се ля ви…

6. Стилизация, она же «закосы под...» —
Девятнадцатый, Серебряный и какой угодно век. Это вызывает тоскливое зевание на сайтах т.н. «Новой поэзии». Там предпочитают косить под Маяковского и прочих футур – и всяких -истов.))), или быть очень новомодными и непонятными. Проще всего это в прозе в стихах и подобных формах. Нарративная поэзия так же в почёте. Декламация рулит!))

7. Слишком длинное стихотворение –
Минималисты-не более 1-2 катренов.
Максималисты – не более 5-ти (или 8-ми, не помню уже...), как завещал нам великий Есенин)). Когда напоминаешь им про «Анну Снегину», гордо отмалчиваются).
Многих бесит когда стих не разбивают на катрены, если в нём больше восьми строк.

8. Ни в коем случае нельзя выносить своё суждение/ выказывать мнение/отношение к описываемым историческим процессам. Короче, не умничать…

9. Вообще не описывать исторические процессы. Особенно родные до боли. «Ты там был? Ты это видел? Тебе прадедушка рассказывал? Нет? Ну и нефиг писать тогда!
10. Есть моменты, где в одном сообществе, основной костяк определился со своими взглядами на политику и историю. Можно конечно потроллить коллег стихами с иной точкой зрения. Но только если нравится полночи переписываться)).

Часть четвёртая. Критик против принципов.
Столкнулся я и с таким. Вот пока, единственный, но показательный пример:
Снова снится тебе платье белое,
Платье белое, а не чёрное.

Значит снова ты станешь смелой,
На любовь опять обречённой.

Снова будут вдохи без выдохов
И сомнения осторожные.

Запульсируешь веной вскрытой,
Погружая себя в невозможное.

Погружая, чтобы испить до дна
Чашу сладкую с терпкой горечью.

Сколько выпито красного вина
Тет а тет с чарующей полночью.

Но тебе дана битою судьбой
Жажда вечная, бесконечная.

Если вдруг, кому повезёт с тобой,
Будет платье твоё подвенечное.

Ну, а если нет и не сможешь ты
Для него гореть ярким факелом.

Выкроишь опять небо из мечты,
Будешь в нём парить белым ангелом.

Тут я огрёб по полной: ступенек много, ритмика хромает, строки разной длины, «выдохов-вскрытой» — не рифма.
И тут, совсем неожиданно один из самых строгих моих критиков, предложил разбить сплошное стихотворение на двустишья, что визуально несколько скрывает его недостатки при прочтении.

Пока всё. Если тема интересна – добавляйте в комментариях свои примеры критики на других сайтах.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 22 января 2021 в 21:03)
Метаморф
Ташка Ромашкина
Ташка Ромашкина
  • Сообщений: 6
  • Город: Саратов
  • Онлайн
Ух, на какой интересный пост я нарвалась!))) Захотелось высказаться по этому поводу.
Во-первых, каждый человек пишет по-своему. У каждого свой стиль, свой набор слов, свои понятия и т.д. Поэтому, если кто-то считает, что у вас «балалаечная» поэзия, эпатаж, гражданская лирика и т.п., то это сугубо его проблемы. Автор имеет право писать в том стиле, который ему нравится и близок. И каждый стиль имеет право на существование, иначе, мы бы все тут пушкиными были))
То же касается и тематики. Пишите о том, что волнует вас, а не на заказ, тогда это будет действительно от души, искренне и в удовольствие самому. Когда поэт пишет от души, даже если там рифма неправильная, неточная, то это все равно цепляет и чувствуется.
Во-вторых, мне понравилось приведенное вами стихотворение. Даже несмотря на то, что там строки немного разные. Но, мне кажется, в этом и есть весь шарм этого стиха, и это передает настроение, которое здесь скорее тревожное.
Да, если б я писала эти строки, то просто-напросто сделала так: в третьей строке, где «смелой», изменила на «смелою», а в четвертой, где «обреченной» исправила на «обреченною». И так везде, где строка выходит короче. За счет этого, оно звучало бы глаже, мягче и мелодичнее, и, думаю, ничего бы от этого не потерялось, и не поменялось, кроме размера строк.
И ведь не только о любви-бабочках-цветочках писать)))
О критике с других сайтов.
Веду творческий канал на ЯндексДзене, давно, год уж почти. Самая распространенная критика: «А зачем вы выкладываете грустные стихи? Это портит настроение. Мне хотелось плакать, когда я это читала! Свою печаль надо держать при себе» Пару раз такое мне писали, и я искренне, от души посмеялась над узостью мировоззрения этих людей. Жизнь — не только радость, но и горе, и без этого никуда…
Очень люблю «АвторТудей». Там удобно создавать сборники с красивыми обложками, все выглядит, как виртуальные книги. Участвую в разных конкурсах на этом ресурсе. В общем, суть их в том, что твой сборник попадает в общий список сборников других поэтов, а потом его кто-нибудь выбирает почитать и пишет на него рецензию или отзыв. Вот недавно на меня написали уже вторую рецку, теперь моя очередь выбирать на вкус и оценивать. Но что меня поражает там, так это лояльность взглядов. Встречала сборники, которые с точки зрения поэзии слабоваты. К таким пишут отзывы, в которых очень мягко указывают на слабые стороны, и показывают лучшие. То, что написали мне в рецензиях — очень приятные вещи)) Хотя я волновалась по этому поводу, мало ли, вдруг где-то опечатки, или мои «нытные» стихи утомят читателя в большой дозе. Только однажды, как и здесь, кстати, там к одному стиху в комментарии мне сделали замечание насчет инверсии. Это, когда предложение построено неправильно, например: «По мокрым улиц змейкам». Конечно, это допустимо в стихосложении, но некоторые товарищи этого не знают. Вот такие дела.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 3 мая 2021 в 00:06)
Ташка Ромашкина
Метаморф
Метаморф
  • Сообщений: 60
  • Город: Бендеры
  • Онлайн
Спасибо. Я как раз и не хотел делать этот стих мягче, поэтому вариант с — оною и т.д. убрал.

Метаморф
Ташка Ромашкина
Ташка Ромашкина
  • Сообщений: 6
  • Город: Саратов
  • Онлайн
И это ваше право. Творчество делает творящий, и делает так, как чувствует. Все, что могут остальные — посоветовать, подсказать. Ваше же право — воспользоваться советом или нет, прислушаться к подсказке или нет. Если душа чего-то не приемлет, и хочется так, а не иначе, делайте так. Творчество очень разнообразно, и везде есть недовольные и почитатели.
Ташка Ромашкина
Алексей Снегирев All Black
Алексей Снегирев All Black
  • Сообщений: 12
  • Город: Усть-Каменогорск
  • Онлайн
Делаю одну вещь… Очень нужен текст для песни… Но во времени я слишком ограничен… Кому интересно пишите в личку…
Морошкин Владимир
Морошкин Владимир
  • Сообщений: 1
  • Город: Краснотуранск
  • Онлайн
Алексей Снегирев All Black:
Делаю одну вещь… Очень нужен текст для песни… Но во времени я слишком ограничен… Кому интересно пишите в личку....

И тревожится сердце пред утренней стынью
Ангел тризны, зарей, в облаках наяву
В неуёмной тоске, журавлиные клинья
Проверяют на прочность небес синеву
Все пустыннее залы от летнего бала
От былого веселья смешней мишура
Как нам мало, отпущено мало
Теплых дней для любви и добра
И с узором на стеклах снега в перекличке
Ветер снова утюжит пустынную гладь
И судьба будет чиркать намокшие спички
И дождями тоски плоть свою бичевать
По канавам дорог драгоценная осыпь
И по ветру осколки тепла и любви
И в уставшей душе непрерывная осень
В неуемной тоске синевой журавли

round-like
4
Получите больше читателей, отзывов и лайк

Источник: poembook.ru/poem/1244674
|
Вы не можете участвовать в этом разделе форума.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать на форуме