Поэтический образ
Мой выбор пал на эту тему потому, что именно
поэтический образ есть одна из важнейших черт, отличающих стихотворное
произведение от прозаического.
"Поэзия — образная литературно-художественная речь, подчиненная особому
закону упорядоченности, который придает ей ощутимую стройность и мелодичность.
То есть образность стихотворения — это первейший и важнейший фактор отнесения
произведения к поэзии. Конечно, образность — это лишь часть средств
художественного изображения, но важнейшая часть. Поэзии без образа не
существует, а если и встречаются безОбразные стихи, то они не имеют с поэзией
ничего общего. Как сказал А.С.Пушкин: "Что если это проза, да и
дурная".
Человек с детства, с самого рождения обладает способностью индивидуально
воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть,
а если и разглядел, то не сумел сформулировать и правильно, художественно
выразить свое отношение к увиденному… Научить поэтически видеть мир невозможно.
Научить правильно выражать свое поэтическое сознание можно, нужно и важно.
Главным в образе является, пожалуй, неожиданная деталь (мысль, штрих,
соответствие), подмеченная автором и не видимая, не бросающаяся в глаза до
этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием
художественно поданных неожиданностей в его тексте. Конечно, для стиха важны и
музыкальность, и связность, и цельность образных конструкций. Без этих
параметров стих не будет отличаться от прозы.
Наиболее важные требования к поэтическому образу — это: первое,
взаимозависимость образов, содержащихся в одном стихе. Нельзя допускать образы
противоречивые или взаимоисключающие друг друга; второе — стихотворный образ
обязан быть локальным, то есть уместным.
Первая, самая распространенная форма отображения образа — это простейший
эпитет. Когда мы говорим "белый снег", то слово "белый"
является просто эпитетом. Но если сказать "белая ночь", то слово
"белая" — уже поэтический эпитет, т.е. становится образом.
Поэтический эпитет, кроме определения (предметного или логического), дает слову
дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения — это
почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак
сравнения (соответствия, взаимосвязи). Например, "сахарный
снег", "неуютная жидкая лунность" (С.Есенин).
Кроме эпитетов-прилагательных, встречаются эпитеты-существительные в
родительном падеже ("серп месяца", "чаша бытия") и в
именительном падеже ("меч-перо", "ветер-перевертень").
Поэтический оборот, употребление слов, фраз, выражений в переносном, образном
смысле называется тропом и является поэтическим образом".
(Из книги М.Швеца "Технология русского стихосложения").