6.Тоническое стихосложение
Тоническое
стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система —
стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е.
полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.
Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик
и акцентный стих.
Дольник (термин
был предложен В.Я. Брюсовым) –
переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике). В
стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические
ударения, колеблется, но не резко, в основном в пределах 1-2 слога. Используя
термин ''икт'' (икт - слог в стихе, на который падает или должно падать
метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с
междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же,
как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры –
число слогов между ними). Например:
Я хочу быть тихим и
строгим. 2 – 1 – 2 - 1
Я молчанью у звезд
учусь. 2 – 2 – 1 -
Хорошо ивняком при
дороге 2 – 2 – 2 - 1
Сторожить задремавшую
Русь. 2 – 2 – 2 -
(С.А.Есенин. ''Песни,
песни, о чем вы кричите?'')
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно
ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве
примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:
Девушка пела в
церковном хоре - 2 – 2 – 1 - 1
О всех усталых в чужом
краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех кораблях,
ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 - 1
О всех забывших
радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
Дольник часто рассматривают как трансформацию
силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп.
В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники
относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование,
само появление термина ''дольник'' связано прежде всего с поэзией Серебряного
века, и ''решающее значение имела работа А.Блока в ''Стихах о Прекрасной
Даме''.
Тактовик –
дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники
к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение
играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных
(слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога.
Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не
более чем на два слога.
3-иктный тактовик – стих гораздо более ''расшатанный'',
интонационно он ближе к акцентному стиху:
Утром в ржаном закуте,
- 2 – 1 - 1
Где златятся рогожи в
ряд, 2 – 2 – 1 -
Семерых ощенила сука,
2 – 2 – 1 - 1
Рыжих семерых щенят. –
3 – 1 -
(Есенин «Песнь о
собаке»)
Сам термин ''тактовик'' был предложен А.П.Квятковским,
развивавшим особую ''тактометрическую'' теорию стиха. Тактовик в его различных
вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ''Наш марш'' В.В.Маяковского,
''Синие гусары'' Н.Н.Асеева и др.
Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической
системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех
слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный
ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и
силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным
рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика
заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении
всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов
появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической
системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести
паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета,
Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока,
М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и
других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими
ритмами.
Вот ряд тактовиков
трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников.
Трехкратные трехдольники:
Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)
Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.
(Н. Асеев)
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
(М. Цветаева)
Четырехкратные
трехдольники:
Билет — щелк. Щека —
чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)
Время велит за песню
приняться,
Вбей в шаг марш!
Взглянем, как вырос за эти три надцать
Лет рост наш.
(С. Кирсанов)
Акцентный стих (или
ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют
только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется
свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее
распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте
урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.
Рухнула штукатурка в
нижнем этаже, - 4 - 1- 3 -
Нервы - большие,
маленькие, многие! - - 2 - 1 - 3 - 2
скачут бешеные, и уже
- 1 - 5 -
у нервов подкашиваются
ноги! 1 - 2 - 4 -
(В.Маяковский «Облако
в штанах»)
Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая
структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе
усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной
строки, как рифма.
Пластическая
структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а
на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого
определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник,
четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в
русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока,
М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и
фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии.
Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется
значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов,
соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.
Пример народного
двухударника:
Во гра́де было
Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.
(«Сестра и
братья-разбойники»)
Народный трехударник
с трехсложной клаузулой:
Пое́хал Миха́йло
Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)
Трехударник с
двусложной клаузулой:
Полюби́л короле́вич
Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.
(А. Пушкин)
Четырехударник с
двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):
Когда́ мне́
говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.
(М. Кузмин)
Рифмованный четырехударник:
Вашу мы́сль,
мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.
(В. Маяковский)
Шестиударник с
двусложной клаузулой:
Нас бы́ло четы́ре
сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/\́) (/\́)
(М. Кузмин)