1. Системы стихосложения. Предыстория русского стиха
(обзорная статья)
Стихотворная форма произведения во всех своих специфических особенностях (метр, ритм, рифма, строфа) теснейшим образом связана с его содержанием. Но связь эта - не органическая, а историческая. История русского стиха есть часть большой истории европейского и индоевропейского стиха. Для истории русского стиха важнее всего характеристика общеславянского народного стиха.
Мы начинаем обзор истории русского стиха с XVII в. Конечно, это никоим образом
не значит, что до XVII в. на Руси не существовало поэзии, не существовало
стихотворных средств выражения: ритма и рифмы. Они были, но они еще не
складывались в понятие «стих». Противоположение «стих—проза», такое
естественное для нас, древнерусскому читателю было неизвестно. Оно явилось
только в начале XVII в. и было отмечено новым словом, прежде не существовавшим,
а, стало быть, и ненужным: словом «вирши», стихи (от польского wiersz,
латинского versus; букв, «поворот», «повтор» словесного отрезка). До этого вместо
противоположности «стих — проза» ощущалась другая: «текст поющийся — текст
произносимый»; при этом в первую категорию одинаково попадали народные песни и
литургические песнопения, а во вторую - деловые грамоты и риторическое
«плетение словес».
Выделение стиха как особой системы художественной речи совершается в русской
литературе в XVII — начале XVIII в.— в ту эпоху широкой перестройки русской
культуры, которая началась Смутным временем и закончилась реформами Петра I.
Отделившись от прозы, стих должен был самоопределяться: признав своей основой
ритм, он должен был нащупать характер этого ритма — систему
стихосложения. Поиск системы стихосложения и составляет основное содержание
«предыстории русского стиха» — от начала XVII в. до 40-х гг. XVIII в.
Молитвословный (или кондакарный) стих пришел на Русь с принятием
христианства. Образцом его был старославянский стих, созданный во времена
Кирилла и Мефодия в подражание византийскому литургическому стиху — антифонным
силлабическим строфам, где каждой строке одной строфы соответствовала
равносложная строка в следующей строфе. Из Моравии этот стих перешел в
Болгарию, из Болгарии на Русь и продолжал здесь жить в церковном употреблении
до новейшего времени. Слабость молитвословного стиха была та же, что и у
песенного стиха: он был слишком связан традицией, слишком зависим от
литургических тем и напевов. Поэтому первым русским литературным стихом
широкого употребления - досиллабическим стихом по преимуществу — стал не он,
а говорной стих. В этом стихе главный признак стихотворности
-членение текста на соотносимые отрезки - осуществляется не с помощью напева, а
с помощью рифм, замыкающих каждый отрезок. Такая рифмовка развилась на основе
синтаксического параллелизма, в котором члены легко образуют грамматическую
рифму. Этот художественный прием одинаково был употребителен и в высокой
риторике и в низовом скоморошьем творчестве.
Вторая стадия—попытка создания системы русского стихосложения исходит не из
русского стихового опыта, а из опыта других литератур: заемные» размеры, не будучи
связаны традицией, обещали быть еще более гибкими и пригодными для любой темы и
стиля. Таких экспериментов было сделано три: испробовали метрический
квантитативный стих по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабический
стих по польскому образцу (Симеон Полоцкий) и силлабо-тонический стих по
германскому образцу (Глюк и Паус). Наиболее удачным оказался второй
эксперимент, и силлабический стих стал господствующим в русской поэзии с 1670-х
вплоть до 1740-х гг. Наконец, третья стадия поиска — это силлабо-тоническая
реформа Тредиаковского—Ломоносова. Ее тремя этапами были: «Новый и краткий
способ к сложению российских стихов» (1735) В. Тредиаковского, «Письмо о
правилах российского стихотворства» (1739) М. Ломоносова и итоговый «Способ к
сложению российских стихов» (1752) В. Тредиаковского. После этого господство
силлабо-тоники в русском стихе стало окончательным.
Все поиски и эксперименты велись не стихийно, а сознательно и целенаправленно.
Переходы от досиллабики к силлабике и от силлабики к силлабо-тонике были не
плавными, эволюционными, а резкими скачками, революциями в стихосложении. Так,
ранние (до 1730) стихи Тредиаковского не отличаются по ритму от стихов Симеона
Полоцкого, а зрелые (с 1735) нимало на них не похожи: за пять лет строй стиха
изменился больше, чем за прежние шестьдесят лет. Это характерный дух
экспериментального периода русского стиха.
Досиллабический стих требует от стихотворных строк лишь обязательного замыкания
рифмой; силлабический стих вдобавок требует, чтобы они были равносложны;
силлабо-тонический - чтобы в них, сверх того с определенным однообразием
размещались ударения.
Из того факта, что после Тредиаковского—Ломоносова силлабо-тоника стала на
полтора века господствующей в русском стихе, не следует, что остальные системы
стихосложения не соответствовали «духу» русского языка. Чисто-тонический стих
дождался возрождения в XX в., а чисто-силлабический вновь становится предметом
переводческих экспериментов в наши дни.
В следующих частях этой темы мы рассмотрим с примерами силлабическое
стихосложение и наиболее подробно - тоническое и силлабо-тоническое
стихосложения.
Ещё убедительнее читается.
Только в рейтинг не добавляется плюс.
Когда прочитала, нажимала-нажимала, а рейтинг «о» оставался. А «теперь добавился».