Путешествие в любовь
(поэма в форме венка сонетов)
I.
О если б мог, то все цветы земли -
- прекрасное начало для сонета.
В нём океан, целуя лик земли,
на брак с ней в небе спрашивал совета.
Он искренне избранницу любя,
вступал с ней часто в ссоры в виде бури,
не в силах запретить своей натуре
бить волнами её, в ветра трубя.
"Скажи мне, небо, что мне делать с ней?
Я так её люблю в часы покоя,
лаская берег пеною прибоя,
к ней направляя стайки кораблей,
но в гневе я бросал к ногам земли
нет, не цветы, а в щепках корабли.
II.
- К твоим ногам, любимая, я бросил,
погубленные в море корабли,
и матери, в тени прибрежных сосен,
напрасно мореходов ждут вдали.
Так принесёт ли счастье этот брак?
"О, небо, ты же старше нас с землёю,
во мне рассвет сменяет чёрный мрак,
и золото мешается с сурьмою.
Земля от солнца родила детей,
свиданье есть в ночи у ней с луною,
скажи, что делать с ревностью моей,
на что решиться с нею и с собою".
и небо океану отвечало:
"В любви противоречий есть начало".
III.
Монетами богаты короли...
Богатство рыбака - баркас и сети,
и, если рыб косяк рыбак заметит,
то он король и моря, и земли.
Поскольку он тогда, продав улов,
в дар туфельки несёт своей любимой,
и с ней он входит под бедняцкий кров,
как сам король и с королевской миной.
Она же, своей юностью воздав,
ему под этим южным, звёздным небом,
и рыбака, любовью измотав,
довольна будет молоком и хлебом.
На том стоит от века белый свет,
где есть любовь - там меркнет блеск монет.
IV.
Пусть нас, простых любовь сама возносит,
ну, надо ж, в самом деле, нам воздать,
об этом справедливость небо просит,
за нею рыцарей влюбленных рать,
воспетых славно в книгах Вальтер Скота,
которые нам довелось читать.
Фантазией от них зажжётся кто-то,
и сам невидимо войдёт в ту рать.
И искренно исполнит свою роль:
опять он защитит леди Ровену,
защита слабых - в том Айвенго соль,
у рыцаря нет в сердце перемены.
Пусть люди говорят, проходит время,
но рыцарской любви не чахнет семя.
V.
- И для меня твой будничный наряд,-
сказал поэт, вдруг скомкав стройность речи.
Он словно в первый раз увидел плечи
любимой, обернувшейся назад.
Пред тем гляделась в зеркало она,
и волосы гребёнкой поправляла...
И что она прекрасна, дева знала,
но велика ли в том её вина?
Ведь есть в ночи златистый лунный свет,
и есть в луче порой оттенок ночи...
И стройность речи потерял поэт,
готов исполнить всё, что она хочет.
А что она придумала в тот раз,
то скрыл поэт в стихах от нас.
VI.
- В сто крат дороже мантий королевы, -
- сказал, подумав, отставной солдат, -
когда любимая в костюме Евы...
Да, повидал на свете Ев я, брат.
И каждая хотела, чтобы я
в конце концов на ней одной женился,
чтоб довести меня до алтаря,
весь род её на свадьбе чтоб упился.
Но женятся одни лишь дураки.
А умные? Они выходят замуж.
Жениться мне казалось не с руки.
как-нибудь век свой скоротаю сам уж.
Но вспоминаю я одну из вдов!
Её бы нынче в жёны взять готов.
VII.
- Прости же мои робкие напевы,
не быть с тобою - это сущий ад,
пять дней не видел я тебя подряд,
- так пел идальго под окошком девы.
То был Ромео или Дон Гуан,
Джульетта то была, иль Донна Анна,
давно уж на подмостках и экранах
живёт та пьеса или тот роман.
Неравенство семей, вражда родов,
неверность, разобщившая супругов,
любовь, поссорившая с другом друга...
Вы скажете: о, как сюжет не нов!
Но я воспел давно ушедший век,
когда спасал влюблённых лишь побег.
VIII.
"Одной любовью я лишь виноват", -
сказал гусар помещице богатой, -
"Душа моя, на вас жениться рад,
скажите "да" и засылаем сватов".
Вчера поручик проигрался вдрызг,
а чем платить? Он прогулял наследство
- лихой повеса средь шампанских брызг,
такой беды гусар не помнил с детства.
Когда ещё порол его отец
за то, что к горничной в окошко лазил.
И чтоб не повторялось безобразий
в гусарский полк отослан был юнец.
Но с чем ему теперь вернуться в полк?
Свободой заплатил гусар за долг.
IX.
В моих глазах лучом волшебных линз...
Она сама, как нежное дыханье,
зубов блестящих белоснежных рис,
неясное фигуры очертанье.
Я в полумраке не могу понять,
что занесло её в мой дом убогий,
какой и где её похитил тать,
и обронил случайно по дороге.
Ты фея из норвежских древних фей,
ты захотела стать их королевой,
хотя и так была там первой девой,
но посягнула на престол царей.
И изгнана за то на долгий срок...
О, чудо! Ты взошла на мой порог.
X.
Мне самому неведомый порядок
ведёт меня всё дальше в глубь веков,
из полуяви или полуснов
рождаются стихи моих тетрадок.
Германец древний, варвар в свой поход
на Рим богатый войско собирает,
у тысячи костров его народ.
мечи готовя, робости не знает.
Его жена, последней неги ночь
германцу до рассвета отдавая,
на палец кудри мужа навивает,
ласкается. Уйдёт он скоро прочь,
чтоб ей добыть, у римских взяв вельмож,
всё, что позволит меч его и нож.
XI.
Открыл тебя из миллиона лиц
в толпе снующей площадью вокзальной,
случилась встреча: словно вспышки блиц,
как будто снимок моментальный.
И площадь замерла, застыл вокзал,
застыла стрелка временем убитым,
и Мастер Маргариту опознал,
И Мастера узнала Маргарита.
А день был майским дождиком полит,
но солнце уже грелось на витринах,
а девушка? Она звалась Ириной,
растерянный слегка имела вид.
Но что могло остановить теперь
меня, её (одну из миллиона),
она пошла не в сторону перрона,
а вслед за мной, в мою впорхнула дверь.
Такой был, верно, этот майский дождь,
что догарессу свою встретил дож.
XII.
"И тут же создал миллион загадок,
после того, как женщину создал
Создатель", - это рассуждал
так Леший. Он совсем не падок
до женщин был, а просто он блуждал
однажды мирно по лесам окрестным
(в своём лесу как будто было тесно),
и там русалку в речке увидал.
Прекрасной девы образом пленён,
теперь по лесу мрачно ходит он.
И ум ему мутит одна загадка,
поверьте слову, Лешему не сладко,
поскольку в голове один вопрос,
как жить с ней, если снизу рыбий хвост?
XIII.
Мне не нужна разгадка ни одна!
Достаточно поэту впечатлений,
чтоб в окна влезла полная луна,
не сон она несёт, а вдохновенье.
Зачем отгадки странностям любви?
Есть поводы теперь для рассуждений,
для песен, для картин, для потрясений,
что мутят ум, рождая жар в крови.
Не зря когда-то, по Её вине
отец Адам отправлен был из рая,
ну, знать, у нас, мужчин, судьба такая.
Но не ищите истину в вине,
в том истина, чтобы рука в руке,
в одной плыть лодке, по одной реке.
XIV.
"Какой в них смысл, когда не видно дна",-
так о влюблённых душах Сатана,
гуляя, размышлял среди надгробий:
"Есть философских тысяча пособий,
но от любви нет отдыха и сна.
Где истина? Кому она видна?"
Не рад Сатан своей сатанской доле:
по долгу, мол, карает, по неволе.
Не будь в любви чужим несчастьям рад,
а то отправишь свою душу в ад.
Моим же сказкам подвожу итог:
сонеты сплетены в один венок.
Я написал всё так, как написалось,
Про что забыл, досочините малость.
XV.
О если б мог, то все цветы земли
к твоим ногам, любимая, я бросил.
Монетами богаты короли,
пусть нас, простых, любовь сама возносит.
И для меня твой будничный наряд,
в сто крат дороже мантий королевы,
прости же мои робкие напевы,
Одной любовью я лишь виноват.
В моих глазах лучи волшебных линз,
мне самому неведомый порядок
открыл тебя из миллиона лиц,
и тут же создал миллион загадок.
Мне не нужна разгадка ни одна!
Какой в них смысл, когда не видно дна.
Прошу, читатель, прояви мне милость,
многоречив я, - басня сочинилась.
Её тебе я представляю тут,
На твой надеюсь благосклонный суд.
Смысл
"Какой в них смысл, когда не видно дна", -
- так городская барышня одна
судила, глянув в глубину колодца, -
"вода и так из крана дома льётся".
Колодец же подумал: "Ну , народ...
От родников моих из крана пьёт...
Она и вкус нормальный позабыла,
ей всё равно, что из глубин, что с мылом!"
Вот так они не поняли друг друга,
она была тупа, обидчив он.
От автора совет даю супругам:
цените такт и соблюдайте тон.
Поскольку мненья женщин и мужчин,
не часто совпадают в смысл один.
И разрушается семейный кров:
природной разнородностью полов.
Но тянет их друг к другу эта разность,
природе не нужна однообразность.
И если любишь женщину всерьёз,
люби и розы, и шипы у роз?
О если б мог, то все цветы земли -
- прекрасное начало для сонета.
В нём океан, целуя лик земли,
на брак с ней в небе спрашивал совета.
Он искренне избранницу любя,
вступал с ней часто в ссоры в виде бури,
не в силах запретить своей натуре
бить волнами её, в ветра трубя.
"Скажи мне, небо, что мне делать с ней?
Я так её люблю в часы покоя,
лаская берег пеною прибоя,
к ней направляя стайки кораблей,
но в гневе я бросал к ногам земли
нет, не цветы, а в щепках корабли.
II.
- К твоим ногам, любимая, я бросил,
погубленные в море корабли,
и матери, в тени прибрежных сосен,
напрасно мореходов ждут вдали.
Так принесёт ли счастье этот брак?
"О, небо, ты же старше нас с землёю,
во мне рассвет сменяет чёрный мрак,
и золото мешается с сурьмою.
Земля от солнца родила детей,
свиданье есть в ночи у ней с луною,
скажи, что делать с ревностью моей,
на что решиться с нею и с собою".
и небо океану отвечало:
"В любви противоречий есть начало".
III.
Монетами богаты короли...
Богатство рыбака - баркас и сети,
и, если рыб косяк рыбак заметит,
то он король и моря, и земли.
Поскольку он тогда, продав улов,
в дар туфельки несёт своей любимой,
и с ней он входит под бедняцкий кров,
как сам король и с королевской миной.
Она же, своей юностью воздав,
ему под этим южным, звёздным небом,
и рыбака, любовью измотав,
довольна будет молоком и хлебом.
На том стоит от века белый свет,
где есть любовь - там меркнет блеск монет.
IV.
Пусть нас, простых любовь сама возносит,
ну, надо ж, в самом деле, нам воздать,
об этом справедливость небо просит,
за нею рыцарей влюбленных рать,
воспетых славно в книгах Вальтер Скота,
которые нам довелось читать.
Фантазией от них зажжётся кто-то,
и сам невидимо войдёт в ту рать.
И искренно исполнит свою роль:
опять он защитит леди Ровену,
защита слабых - в том Айвенго соль,
у рыцаря нет в сердце перемены.
Пусть люди говорят, проходит время,
но рыцарской любви не чахнет семя.
V.
- И для меня твой будничный наряд,-
сказал поэт, вдруг скомкав стройность речи.
Он словно в первый раз увидел плечи
любимой, обернувшейся назад.
Пред тем гляделась в зеркало она,
и волосы гребёнкой поправляла...
И что она прекрасна, дева знала,
но велика ли в том её вина?
Ведь есть в ночи златистый лунный свет,
и есть в луче порой оттенок ночи...
И стройность речи потерял поэт,
готов исполнить всё, что она хочет.
А что она придумала в тот раз,
то скрыл поэт в стихах от нас.
VI.
- В сто крат дороже мантий королевы, -
- сказал, подумав, отставной солдат, -
когда любимая в костюме Евы...
Да, повидал на свете Ев я, брат.
И каждая хотела, чтобы я
в конце концов на ней одной женился,
чтоб довести меня до алтаря,
весь род её на свадьбе чтоб упился.
Но женятся одни лишь дураки.
А умные? Они выходят замуж.
Жениться мне казалось не с руки.
как-нибудь век свой скоротаю сам уж.
Но вспоминаю я одну из вдов!
Её бы нынче в жёны взять готов.
VII.
- Прости же мои робкие напевы,
не быть с тобою - это сущий ад,
пять дней не видел я тебя подряд,
- так пел идальго под окошком девы.
То был Ромео или Дон Гуан,
Джульетта то была, иль Донна Анна,
давно уж на подмостках и экранах
живёт та пьеса или тот роман.
Неравенство семей, вражда родов,
неверность, разобщившая супругов,
любовь, поссорившая с другом друга...
Вы скажете: о, как сюжет не нов!
Но я воспел давно ушедший век,
когда спасал влюблённых лишь побег.
VIII.
"Одной любовью я лишь виноват", -
сказал гусар помещице богатой, -
"Душа моя, на вас жениться рад,
скажите "да" и засылаем сватов".
Вчера поручик проигрался вдрызг,
а чем платить? Он прогулял наследство
- лихой повеса средь шампанских брызг,
такой беды гусар не помнил с детства.
Когда ещё порол его отец
за то, что к горничной в окошко лазил.
И чтоб не повторялось безобразий
в гусарский полк отослан был юнец.
Но с чем ему теперь вернуться в полк?
Свободой заплатил гусар за долг.
IX.
В моих глазах лучом волшебных линз...
Она сама, как нежное дыханье,
зубов блестящих белоснежных рис,
неясное фигуры очертанье.
Я в полумраке не могу понять,
что занесло её в мой дом убогий,
какой и где её похитил тать,
и обронил случайно по дороге.
Ты фея из норвежских древних фей,
ты захотела стать их королевой,
хотя и так была там первой девой,
но посягнула на престол царей.
И изгнана за то на долгий срок...
О, чудо! Ты взошла на мой порог.
X.
Мне самому неведомый порядок
ведёт меня всё дальше в глубь веков,
из полуяви или полуснов
рождаются стихи моих тетрадок.
Германец древний, варвар в свой поход
на Рим богатый войско собирает,
у тысячи костров его народ.
мечи готовя, робости не знает.
Его жена, последней неги ночь
германцу до рассвета отдавая,
на палец кудри мужа навивает,
ласкается. Уйдёт он скоро прочь,
чтоб ей добыть, у римских взяв вельмож,
всё, что позволит меч его и нож.
XI.
Открыл тебя из миллиона лиц
в толпе снующей площадью вокзальной,
случилась встреча: словно вспышки блиц,
как будто снимок моментальный.
И площадь замерла, застыл вокзал,
застыла стрелка временем убитым,
и Мастер Маргариту опознал,
И Мастера узнала Маргарита.
А день был майским дождиком полит,
но солнце уже грелось на витринах,
а девушка? Она звалась Ириной,
растерянный слегка имела вид.
Но что могло остановить теперь
меня, её (одну из миллиона),
она пошла не в сторону перрона,
а вслед за мной, в мою впорхнула дверь.
Такой был, верно, этот майский дождь,
что догарессу свою встретил дож.
XII.
"И тут же создал миллион загадок,
после того, как женщину создал
Создатель", - это рассуждал
так Леший. Он совсем не падок
до женщин был, а просто он блуждал
однажды мирно по лесам окрестным
(в своём лесу как будто было тесно),
и там русалку в речке увидал.
Прекрасной девы образом пленён,
теперь по лесу мрачно ходит он.
И ум ему мутит одна загадка,
поверьте слову, Лешему не сладко,
поскольку в голове один вопрос,
как жить с ней, если снизу рыбий хвост?
XIII.
Мне не нужна разгадка ни одна!
Достаточно поэту впечатлений,
чтоб в окна влезла полная луна,
не сон она несёт, а вдохновенье.
Зачем отгадки странностям любви?
Есть поводы теперь для рассуждений,
для песен, для картин, для потрясений,
что мутят ум, рождая жар в крови.
Не зря когда-то, по Её вине
отец Адам отправлен был из рая,
ну, знать, у нас, мужчин, судьба такая.
Но не ищите истину в вине,
в том истина, чтобы рука в руке,
в одной плыть лодке, по одной реке.
XIV.
"Какой в них смысл, когда не видно дна",-
так о влюблённых душах Сатана,
гуляя, размышлял среди надгробий:
"Есть философских тысяча пособий,
но от любви нет отдыха и сна.
Где истина? Кому она видна?"
Не рад Сатан своей сатанской доле:
по долгу, мол, карает, по неволе.
Не будь в любви чужим несчастьям рад,
а то отправишь свою душу в ад.
Моим же сказкам подвожу итог:
сонеты сплетены в один венок.
Я написал всё так, как написалось,
Про что забыл, досочините малость.
XV.
О если б мог, то все цветы земли
к твоим ногам, любимая, я бросил.
Монетами богаты короли,
пусть нас, простых, любовь сама возносит.
И для меня твой будничный наряд,
в сто крат дороже мантий королевы,
прости же мои робкие напевы,
Одной любовью я лишь виноват.
В моих глазах лучи волшебных линз,
мне самому неведомый порядок
открыл тебя из миллиона лиц,
и тут же создал миллион загадок.
Мне не нужна разгадка ни одна!
Какой в них смысл, когда не видно дна.
Прошу, читатель, прояви мне милость,
многоречив я, - басня сочинилась.
Её тебе я представляю тут,
На твой надеюсь благосклонный суд.
Смысл
"Какой в них смысл, когда не видно дна", -
- так городская барышня одна
судила, глянув в глубину колодца, -
"вода и так из крана дома льётся".
Колодец же подумал: "Ну , народ...
От родников моих из крана пьёт...
Она и вкус нормальный позабыла,
ей всё равно, что из глубин, что с мылом!"
Вот так они не поняли друг друга,
она была тупа, обидчив он.
От автора совет даю супругам:
цените такт и соблюдайте тон.
Поскольку мненья женщин и мужчин,
не часто совпадают в смысл один.
И разрушается семейный кров:
природной разнородностью полов.
Но тянет их друг к другу эта разность,
природе не нужна однообразность.
И если любишь женщину всерьёз,
люби и розы, и шипы у роз?