О русском стихосложении (вопросы теории)

О глагольной рифме

О глагольной рифме
Тип произведения:
Юмор


Дружить с поэзией, как с нимфой,
любить, но все ж не забывать:
нельзя грешить глагольной рифмой,
и пуще всех на ЕТЬ, на АТЬ.

Мне тычут в нос: "Покуда строчится
глагольной рифмой, ты - пигмей".
Но мне ведь тоже очень хочется
глаголом жечь сердца людей.

Глагольной рифмой бедный стих
тусовке нашей не в угоду:
"Так пишет не поэт, а псих,
не зная нынешнюю моду".

Глагольных рифм я не боюсь,
на моду просто наплюю я
и перед нею не стелюсь,
глаголы запросто рифмуя.
+9
437
16:03
Согласна с Вами! На некоторых сайтах, в конкурсах не приветствуют глагольные рифмопары, окончания нье и даже- о, ужас- местоимения))) crazy
17:10
+1
Я их тоже не приветствую. Для рифмования ими не требуется никаких творческих усилий. А стих из жанра юмор. Спасибо, Клавдия!
17:02
+1
Ох, сколько копий было поломано в дискуссиях об этих рифмах!
В результате я вынес твёрдое убеждение: если на выходе получилось литературное Произведение (с большой буквы), абсолютно наплевать, какие ты рифмы использовал. Рифмы служат стихотворению, а не наоборот.
Посмотри стихотворение Мандельштама, в котором он использовал (по-моему специально) все «плохие» рифмы — глагольные, тавтологические и «кровь — любовь» как вишенка на торте:

Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.

Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву, палачу.
Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь.

Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе:
Не радость, а мученье
Я нахожу в тебе.
И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятеньи
Вишневый нежный рот.

Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,
И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.

1920

21:44
+1
В настоящем стихотворении всё должно быть прекрасно, и рифма в том числе. Особое внимание стали ей уделять, пожалуй, только с «шестидесятников» прошлого века, а наши классики могли себе позволить и грамматические рифмы.
00:34 (отредактировано)
Я когда-то читал письма Есенмна, в одном из которых он ругал глагольные рифмы, хотя сам их использовал нередко. Так что, не только шестидесятники задумывались о качестве рифмы.
Шестидесятник Евтушенко: «Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит». «Происходит — ходит» уж куда глагольней? Там же «Происходит — приходит» и «ответит — наметит».
Одно из самых сильных стихотворений о Великой отечественной войне начинается с рифмы «был — забыл»:

Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.

(Ю. Левитанский.)

Автор сам должен почувствовать какое слово и какая рифма должна быть в этом месте стихотворения. Это очень сложно, потому что хочется сделать красиво даже там, где этого делать не нужно.
Я бы никогда не рискнул написать «Идут белые снеги», а Евтушенко почувствовал, что именно так и нужно писать.
Поэтому я и не поэт.
От грамматических рифм полезно отказаться начинающему стихотворцу, чтобы научиться работать над рифмой: искать ассонансные, составные и т.п. А вообще они имеют право на жизнь, как и любые другие.
11:54
+1
С последним абзацем согласен без всяких оговорок. Я отказался от этих рифм после того, как в зрелом возрасте ознакомился с работами стиховедов, а первые попытки стихоплётства были ещё в пионерском возрасте.