Русские от начала времён 1. "Кто они?"
Введение
Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между всеми нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами различных исторических эпох, то рассудилось и мне, после тщательного исследования всего с самого начала, по порядку описать тебе, достопочтенный читатель историю русских от начала времен. На всем протяжении двухтысячелетней истории нашим предкам постоянно приходилось с оружием в руках отражать многочисленные попытки агрессивно настроенных «дружественных соседей», настроенных на уничтожение независимости и целостности нашего Отечества.
Потрясения и перемены, происходящие на сегодняшний день в мире и в нашей стране, не только не угасили интерес общества к изучению истории своего Отечества, а наоборот еще больше побуждают людей искать ответы для настоящего в событиях давно минувших времен. Спиральная динамика является общей моделью развития людей, организаций, общества, соответственно и История с ее различными событиями, разбросанными по временной шкале так же, развивается по спирали. Царь Соломон под псевдонимом «Екклесиаст» в конце своей жизни (вторая половина III века до н.э.) написал в своей книге: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но и это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, кто будет после.».
Историю нашего Отечества много раз пытались переписать, фальсификация долгое время намеренно осуществлялась по различным проблемам и проводилась различными способами и была связана, прежде всего, с явным и умышленным нарушением принципов исторической правды. Общая цель фальсификаций и искажений истории нашего Отечества, представив Россию «империей зла, с вековыми традициями деспотии, рабства и мздоимства», отнять у нее героическое прошлое, а у народа историческую память, сделать Россию изгоем мировой политики, лишить возможности развития как единого государства, по сути оставить Россию без будущего. Поэтому никак нельзя молчать, когда кто-то публично пытается фальсифицировать нашу историю, пытаясь дать ей «новое прочтение». Изучение Истории Отечества позволяет глубже понять наши духовные истоки, познать наш менталитет, оценить величие русских традиций и устремлений.
Знание и правильное понимание истории России, развитие ее армии и флота невозможно без изучения ее прошлого, которое является своеобразным отражением развития Российского государства, составляя часть нашей общей культуры. Историческая правда об Отечестве, какая бы горькая она не была, дает полезный опыт, позволяет извлечь исторические уроки и выработать предложения для современности, все это способствует его дальнейшему развитию. Наивно полагать, что в начале XXI века у России нет противников. Еще Александр III на смертном одре предостерегал своего преемника (Николая II) о том, что «у нашего государства нет союзников, а есть лишь попутчики, единственными союзниками России являются ее армия и ее флот». Как никогда сейчас актуальны слова Ломоносова: «Народ, который не знает своего прошлого не имеет бедующего». Историю пишут победители скажут многие, но для того, чтобы познать истину необходим всесторонний анализ исторических событий. Нужны объективные исторические данные многих сторон (победителей и проигравших) и тогда из тумана домыслов и вымыслов начнет проявляться истина. Переосмысление исторических событий и фактов, происходивших на различных этапах развития нашего государства будет продуктивно лишь в том случае, если это приведет к еще более глубокому постижению и осмыслению исторической истины.
Таким образом русская История нашего Отечества и на сегодняшний день остается у нас до времени богатым, но малообработанным полем.
Глава I.
Русские, кто они и откуда появились? Что за нация? Что за народ?
До сих пор было, есть и будет очень много рассуждений о происхождении Руссов, которые дали свое имя многочисленным и разнородным племенам славян. Не осталось никаких явных свидетельств древности о происхождении этого загадочного народа. В 400 году до нашей эры на территории современной Европы уже существовали кельты, италики, германцы, балты, венеты и иллирийцы. Многие археологи и языковеды считают, что в это же время славяне отделились от древней Европейской общины народов. Этому способствовало нашествие варварских племен гуннов (азиатских кочевников). Одни говорят, что прародители русских — это скифы, другие говорят, что финно-угры, балты или скандинавы (варяги). Кто же эти таинственные Руссы?
Племена славян в I тыс. до н. э. были самые многочисленные из всех древних народов. Они занимали все пространство от Бела-Озера до Одера, оттуда по Днепру, Дунаю, и даже до Пелопоннеса (славяне завладели Пелопоннесом при Константине, в 746 году), а некоторые из них достигли даже Сирии.
В повести временных лет Нестора, автор упомянул 15 (пятнадцать) славянских племен. На территории современной России проживало всего три: словене, кривичи, вятичи. Славянские племена не знали унижений рабовладельческого общества, свободолюбивый народ не признавал, как подавления отдельной личностью, так и иноземного владычества. Достоверное их происхождение и первоначальное расселение теряется во мраке доисторических времен. Очевидно только, что они, по телосложению, волосам и физиономии, принадлежали к коренным обитателям Европы. Первые письменные свидетельства, дошедшие до нас, относятся к IV столетию. В летописи упоминается одно из первых военных столкновений древних славян произошедшего в 375 году: «Антский старейшина Бож и вместе с ним 70 старейшин были убиты готами». В другом историческом сочинении Готский историк Иордан в своей летописи «О происхождении и деяниях геттов» пишет, что Готский Король Германарих во главе готов (гейтунгов и тервингов) без труда покорил Германские племена (тайфалов и герулов), племена Северного Причерноморья и славянское племя (венедов) (совсем неопытных в военном искусстве, и больше занимавшихся своими стадами, чем оружием). Но уже в VI веке славяне доказали Восточным Императорам, что храбрость была врожденным чувством и славным наследием их народа. Став соседями греков, они видели всю свою неопытность в войне и долго старались избегать сражений в открытом поле, опасались взятия крепостей. Но со временем узнав, что ряды римских легионов могут быть разрываемы быстрым и смелым нападением, они перестали отказываться от битв, и даже научились брать укрепленные места. Конечно, их первые успехи и победы не могли иметь никаких дальновидных целей или политических последствий. Собираясь на какое ни будь военное предприятие (военный поход) или отражая нашествие неприятеля, воины стекались в условленное сборное место, и вступали в битву, не имея одного общего полководца. Каждое селение имело своего частного предводителя, и при встрече с неприятелем они не имели и не составляли никакого предварительного плана, а действовали, как при нападении, так и при отступлении, каждый по внушению своей личной смелости. Сражались они всегда пешие, не соблюдая ни фаланг, ни рядов, ни густых колонн, а в рассыпную. Подобная тактика не могла привести их к частым победам, несмотря на это, чрезвычайная отважность их сделалась повсеместно столь известной, что все окрестные народы старались нанимать их в качестве вспомогательных войск, и ставили их обыкновенно впереди. В сражениях славяне проявляли необычайную стойкость и храбрость, любили «сражаться с выгодой для себя, использую засады, внезапные атаки, хитрости, изобретая много разнообразных способов». В этом прослеживается не просто «варварская импровизация», а проявление свойственной русскому воину во все века знаменитой «солдатской смекалки» – определенной черты национального характера, особенно востребованной в военном деле.
Византийцы хвалили их за искусство в организации засад по ущельям и теснинам, и в быстрых внезапных нападениях. Они залегали в траву, во рвы, в кусты, даже умели долго прятаться в реках, дыша под водой используя полый тростник, выставляемый на поверхность воды.
Восхищаясь личному мужеству и самоотверженности славян, их природной крепости, богатырской силе, стройному росту, воинственности и храбрости, Византийцы упрекали их в неопрятности. Некоторые из их историков писали в своих хрониках, что славяне мылись только три раза за всю жизнь. Оспаривая это сомнительное утверждение могу сказать лишь то, что русские всегда устраивали бани в местах своих поселений (первое упоминание о русских банях есть даже в Летописи: «Княгиня Ольга, задумав наказать древлян, которые убили ее супруга Игоря, приказала затопить баню для послов. И во время их омовений баню подожгли».). Впрочем, во время военных походов любой воин, не имеющий возможности соблюдать гигиену, мог в шутку сказать изнеженным византийцам что славяне моются только три раза за всю жизнь, а именно: в день рождения, в день женитьбы, и в день смерти.
Оружие славян состояло в коротких мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых щитах, обтянутых кожей зверей. Больших городов они не строили, а селения свои старались ставить в близи рек, на высотах, и огораживать их палисадами (частоколом).
Таким образом первые века Истории славян, которые стали известными на берегах Дуная, состояли только в частных набегах, в которых они больше всего старались захватить себе пленников, но не захватывая территорию завоеванных. Отличительной чертой характера славян всегда было их радушие и гостеприимство. Вообще, в нравах и обычаях их было много сходства с древними германскими племенам. Жены славян, подобно германским, ходили вместе с мужьями на войну, подтверждением тому служит тот факт, что при осаде Константинополя, в 626 году, в числе убитых славян найдено было много женских трупов.
Не смотря на многочисленные войны и набеги, славяне, мало по малу, начали приучаться к общежитию и гражданственности. Произошло их разделение на западных, южных и восточных Славян. Западные единоплеменники смешались с народами, населявшими места западнее Дуная (поляки, чехи, кашубы и лучижане). Южные составили племена (болгары, сербы, хорваты, боснийцы и черногорцы) Восточные (русские, белорусы и украинцы) и стали называться Русью. Откуда взялось это название Руси? Вопрос этот и на сегодняшний день остается не решенным. Известно только, что в древнейших летописях дано это название Славянскому племени, жившему около, Ильменя и Бела-озера. Сперва писали Русь, потом Русия — наконец из «у» сделали «о». Греки имели также торговые отношения с племенем, обитавшим на северных берегах Черного моря, и носившим название Рось. Как бы то ни было, однако Рюрик, Синав и Трувор Скандинавские Варяги, призванные Северными Славянами владеть и княжить, служат действительным, или мифическим основанием Истории нашего государства, принявшего от них название Руси. Это случилось, по мнению первого нашего летописца Нестора в 862 году, Рюрик основал свое княжество в Новгороде, Синеус на Бела-озере, Трувор в земле Кривичей в Изборске. Следственно, первоначальная монархия Руссов составляла небольшое пространство от Бела-озера до Эстонии и Ключей Славянских, то есть, часть Новгородской области, Ст. Петербургской, Псковской и Эстляндской. Эти пришельцы, называемые Варяго-Руссами, коренным образом изменили жизнь и весь быт Славянских племен. Постоянная оседлость, образ правления, воинственный дух, скандинавские законы и обычаи, их военное искусство, все это в последствии дало свои обильные плоды.
Славяне знали, что многочисленные племена их соотечественников были рассеяны по всему пространству земли, от границ их новых княжеств до пределов Византийской Империи. Соскучившись от смирной покорности Финнов, Чуди и Веси, они военным походом пошли на юг искать новые племена славян, которые бы признали их власть над собой. Два Варяжских витязя, Аскольд и Дир, появившись с отрядом у стен Киева, беспрепятственно овладели и поселились в нем. Успехи над рассеянными славянскими племенами возродили их самонадеянность. Они решились с оружием в руках двинуться к Константинополю. Набрав 200 лодок, они по течению Днепра, вышли в Черное море, проникли в Босфор Фракийский, опустошили огнем и мечем его богатые приморские берега, и с небольшим отрядом воинов осмелились осадить гордую столицу мира. Когда их суда уже подплывали к городу произошла сильная буря, и слабые ладьи Руссов неспособные для борьбы с волнами, были рассеяны и отряды с большими потерями возвратились обратно в Киев.
Совершенный ими военный поход способствовало тому, что имя Россь в первый раз стало известным на берегах Эвксина и Босфора, а Византийцы со страхом рассказывали друг другу, что это были Скифы, обитатели гор Тавра. Они не знали, что это те же Славяне, с которыми они уже несколько веков вели войну, только на этот раз под предводительством новых вождей, которых они сами к себе призвали.
Не смотря на постигшую их неудачу, Варяго-Руссы, возвратись в Киев и продолжили там царствовать. Таким образом на севере Славянских земель основалась в Новгороде монархия Рюрика (принявшего в свое владение княжества братьев, по смерти их), а на юге, в Киеве монархия Аскольда и Дира. Следственно, История государства Российского начинается в ту эпоху, когда нашествия варваров, сокрушивших владычественный Рим, образовывало новые государства, новые обычаи и новые законы. Германцы, оставив часть древних своих областей Славянам, двинулись далее на запад, и основали новые владения в Англии, Галлии и Италии. В эту то самую эпоху и явилась Русь. Внутренняя политика молодого государства была направлена на сбор воедино восточнославянских племен, внешняя – на выход к естественным географическим границам: на востоке к Уралу, на юго-востоке к Кавказу и Каспию, на юге – к Черному морю, на западе к Карпатам, на северо-западе к Балтийскому морю, на Севере – к Северному Ледовитому океану.
Рюрик скончался в 879 году. Его преемником стал родственник (шурин) по имени Олег, которому было также поручено заботиться о сыне Рюрика, Игоре. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, а также мудрый или красноречивый).
Олег, начав править, занялся расширением своих княжеских владений. В 882 году он завоевал область Кривичей, с главным их городом Смоленском, взял Любечь (на Днепре, в области Северян). Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Согласно Никоновской летописи, Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везет много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Я есть Олег Князь, а это есть сын Рюрика Игорь» и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с своей дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской Руси. Но так как на территории между Ильменскими Славянами жили еще многие независимые племена Древлян, Северян и Радимичей. Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Затем уничтожил владычество хазар в Витебской и Черниговской губернии, завоевал страну, составляющую сейчас Подольскую, Волынскую, часть Херсонской области, и даже часть Галиции. Таким образом воинственные племена славян объединяясь становились все сильнее. Быв много веков разделены между собой, бессильны и отовсюду притесняемы, они, меньше чем за полстолетия, собрались под единое знамя от Ильменя до Днестра и Буга. Они теперь везде основывали города, и окружали их деревянными стенами (потому в народе и говорилось «срубить город»). Сражались они уже не отдельными толпами, где каждый думал только о себе, а были управляемы Князьями-полководцами, одноплеменники которых (нордманны) были знамениты во всей Европе.
Вместе с тем, как только Олег успел распространить свою монархию, как новая его столица претерпела нашествие в 898 году Угров, живших под Уралом, часть из них устремилась на запад, и пришла под стены Киева. В Летописи нет информации каким образом Олег избавился от этого нашествия, силой оружия, или по договору, только известно, что Угры перешли через Днепр, и овладели нынешней Молдавией, Бессарабией и землей Волошской (Эти же самые угры, унгры, венгеры, маджары, основали венгерское государство).
Рассматривая данный период, нельзя без внимания оставить армию Славян того времени и их военное искусство. Славянское войско до VIII века состояло из ополчений отдельных родов, которые группами входили в ополчение племени, а оно в состав войска объединения родственных племен. В подавляющем большинстве это была пехота, а величина каждого отряда зависела от численности родов и племен, а войска в целом (численность их редко превышала 1000 человек) от целей похода.
Основу войска Киевской Руси в IX–XIV веках составляла дружина князя, представлявшая собой конный отряд профессиональных воинов (Князья, знать и дружина). Характерным при этом было то, что они вступали в бой обычно в пешем строю. Древний обычай сражаться пешими, даже и при наличии верховых лошадей, сохранялся на Руси (особенно в Новгороде) вплоть до XIII столетия. Причинами были свойства страны и недостаток в лошадях, а также демократический склад русского общества, с отсутствием резких сословных различий, вследствие чего пехотинец считался почти таким же воином, как и всадник.
Численность княжеской дружины составляла несколько сот человек (по сообщению арабского путешественника в начале IX века в дружине киевского князя насчитывалось около 400 воинов; из более поздней эпохи известно, что в 1093 г. князь Святополк Изяслович имел 800 отроков в личном распоряжении, что считалось крупной дружиной).
По своему составу дружина подразделялась на старшую и младшую. В старшую дружину входили, так называемые «мужи», которые являлись также политическими и военными советниками князя. Военные слуги, использовавшиеся в княжеском хозяйстве – «отроки» составляли основу младшей дружины. Небольшая часть младшей дружины – «гридни» (позже «детские») были телохранителями князя и набирались, как правило, из иностранных наемников, как правило, варягов. Вооружение русских составляли: топоры, обоюдоострые мечи, короткие копья, сулицы или дроты, луки и щиты. Защитным снаряжением служили щиты, кожаная или металлическая броня и шлемы. Конные ратники имели вооружение, одинаковое с пешими войнами, с той разницею, что у них были длинные копья с разноцветными значками или прапорцами и вместо мечей кривые сабли как у восточных народов. В рукопашном бою, на близком расстоянии, употреблялись особые ножи засапожники. В зависимости от вооружения, пешая рать разделялась на копейщиков, назначавшихся для рукопашного боя, и лучников или стрельцов, для действий в рассыпном строе.
В боевом порядке строились по полкам в фаланги, на некоторых интервалах, в одну или две линии, причем рать (армия) делилась на три части: большой полк или (чело), правое и левое (крылья), в последствии появился еще передовой полк (авангард) и сторожевой полк (общий резерв).
В условиях внешней угрозы, агрессии или для участия в военном походе комплектование войска Древней Руси осуществлялось по принципу народного ополчения. Для этого во все племена и племенные союзы («по селам») князья высылали гонцов, призывая всех желающих принять участие в походе, которые проводились, как правило, в летнее время (зимой дружина занималась сбором налогов и совершенствовала свое боевое мастерство).
Основной массой воинов-ополченцев (или «воев») была пехота, как правило молодежь. Вои выступали в поход под собственным племенным («словене», «поляне», «кривичи» и т. п.), а позже городским («кияне», «смоляне») именем и со своим командованием. Киевские князья могли собрать огромное, по тем временам, войско.
В 906 году, Олег собрал большую армию и начал военный поход против Царьграда. Олег имел в своем распоряжении более 80 тыс. человек. Это было уже не ополчение Аскольда и Дира, не малый отряд воинов, а войско огромное, разно племенное, под предводительством опытного в военном деле князя. новгородцы, белозерские финны, ростовская меря, кривичи, северяне, киевские поляне, радимичи, дулебы, хорваты и тиверцы, соединились под знаменами Олега. Река Днепр покрылась 2000-ми судов (каждое с 40 воинами), конница продвигалась по берегу. Таким образом, около 100,000 войска отправилось за добычей в Константинополь. Преодолев все возможные препятствия, Олег наконец достиг окрестностей Византии, где в то время царствовал Византийский император Лев VI Философ. Если предшественники его испугались горсти воинов Аскольда и Дира, то можно себе вообразить страх «властителей» мира при виде и увеличенных слухах огромного войска Олега. Император-философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, считая, что тем самым обезопасил свою столицу, позволив русским беспрепятственно жечь и грабить окрестности Константинополя. Обогащенный огромной добычей Олег не захотел возвращаться, не увенчав себя еще и воинской славой. Не имея возможности проникнуть в гавань через цепь, он приказал вытащить часть своих судов на берег. Воины, распустив по попутному северному ветру паруса, стал силою рук двигать их вперед. Устрашенным Грекам показалось, что суда идут на колесах, и движутся ветром, и не ожидая дальнейших действий этой выдумки, Император спешно предложил Олегу мир и дань. Этого только и добивался Олег. Он согласился прекратить военные действия, отправил к Императору послов, и заключил с ним первый договор русских с иноземцами (иностранцами), первое условие победителя. Византия платила дань по 12 гривен на человека, тем самым Славянам, которые до того времени служили ей наемниками. Так описал Летописец Нестор поход Олега, но современные историки сомневаются во многих подробностях этого предприятия. Византийские летописцы вообще не стали упоминать это позорящее их событие. Нестор не мог выдумать поход, который в его время (всего 100 лет назад) был еще свежим народным преданием. Тем не менее этот военный поход был успешно совершен, и русские возвратились домой с огромной добычей.
Возвратившись из Царьграда, Олег, больше не предпринимал никаких новых военных действий. Для укрепления дружественных отношений с Византией он в 911 году, отправил к Греческим Императорам (Льву, Александру и Константину), послов, которые и заключили первый письменный первый договор в Российской Истории. Спустя год, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи (912). После него на трон вошел Игорь I (сын Рюрика). Он почти 30 лет занимался укрощением непокорных племен и отражал нескончаемые набеги печенегов. В царствование Игоря печенеги в первый раз появились из степей Востока, откуда по временам осуществляли свои нашествия кочевые народы. Дружина Игоря отразила их первое нашествие, и печенеги устремились в Бессарабию и Молдавию, овладели устьями Днепра и Дуная, тем самым отрезав путь русским в Грецию, открывая его только по договору, или за деньги. Часто Киевские государи нанимали печенегов вспомогательными войсками, и платили за это деньгами или разорением своих собственных областей.
В 941 году Игорь собрал многочисленное войско и выдвинулся к Константинополю. Летопись так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта 941 года на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы…», но на этот раз военное счастье изменило русским войнам. Знаменитый Греческий огонь, тайна составления которого погибла вместе с Восточной Империей, сжег часть флота и привел оставшиеся суда русских в смятение. Оставшийся флот Игоря удалился к берегам Малой Азии, там его войско сошло на берег и стало грабить Вифинию. Но и здесь сильное Греческое войско заставило их бежать обратно на свои суда, и снова отправиться к Фракийским берегам. Там они еще раз сразились с греческим флотом, были разбиты, и с большими потерями возвратились в свое отечество.
Не смотря на эту неудачу, Игорь не упал духом и решил отмстить за свое поражение. Через два года он собрал еще более многочисленное войско, дополнительно нанял Варягов и печенегов и снова выдвинулся к Константинополю. Император Роман I Лакапин, узнав об этом нашествии, не решился на новые битвы, и ценой золота захотел приобрести мир. Он послал своих послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман выслал дары и печенегам. Игорь, по общему совету своих военачальников принял дары на всех воинов, и возвратился в Киев. На следующий год заключен был новый торжественный договор между русскими и греками.
После 32-х летнего царствования Игорь скончался, умерщвленный Древлянами, с которых он ездил с небольшим отрядом собирать дань. В его царствование началось распространение между русскими христианства. Сам же Игорь оставался в язычестве, при этом он никому не препятствовал в проведении обрядов исповедуемой каждым веры. (К царствованию Игоря относится известие о русских, по дошедшим до нас летописям арабских историков, Аль-Массуди и Абульфеда. Из них видно, что в 912 году, русские разорили Дагестан и Ширван, а потом были разбиты).
После Игоря царствовал Святослав. Святослав на тот момент был еще слишком мал чтобы управлять и до его совершеннолетия государством управляла его мать Ольга. По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря. Кроме преданий о ее мести, совершенной над Древлянами за умерщвление Игоря, во время ее правления не предпринималось ничего воинственного (арабский историк Новайри говорит, что в 964 году, русские как наемные войска Греков, сражались в Сицилии с Аль-Гассаном, вождем сарацин). Важнейшим ее политическим и духовным подвигом было принятие веры и крещение (955), с тех пор христианство с новой силой и быстротой стало распространяться между русскими. Напрасно пыталась Ольга склонить своего сына Святослава к принятию христианской веры, он мечтал только о ратной славе и воинских подвигах. Суровый образ жизни, презрение к богатству, умеренность в пище, безмерная отвага и мужество делали Святослава больше храбрым воином, чем великим государем. О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли посланников, как правило, перед объявлением войны со словами: „Иду на Вы!"». Он покорил Вятичей, и взял Хазарский Саркель (965), или Белую Вежу (который по сказаниям летописцев был укреплен греческим искусством). После этого Святослав победил Ясов и Касогов (Осетинов и Черкесов), и Таматарху, или Фангорию.
Главным подвигом царствования Святослава стало завоевание Болгарии. В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт. Греческий Император Никифор-Фока недовольный политикой Болгарского Царя Петра, прислал своих послов просить Святослава, идти войной на Болгар, пообещав ему со своей стороны богатые дары. Святослав с радостью принял это предложение и с 60,000 воинами появился на лодках в устье Дуная. Болгары пытались оказать сопротивление русским при высадке на берег, но русские опрокинув их взяли штурмом и их города (967). Узнав об этом, Царь Петр отрекся от престола оставив трон своему старшему сыну Борису II, ушел в монастырь, где через два года от горя скончался. Месть Византийского Императора, была удовлетворена, а Святослав, предводительствуя сильным, и храбрым войском решил основать свою столицу в Болгарии и избрал для этого город Переяславец (в древности он назывался Марцианополь). К счастью для Византийцев, Святослав, имел такую же страсть к завоеваниям, как и Олег, но, к сожалению, не имел его военных талантов. Олег, овладев Киевом и перенеся в него, из Новгорода свою столицу сначала покорил все племена, между обоими городами для беспрепятственного сообщения между ними. Святослав, напротив, не стал об этом заботиться. После набега печенегов на области вблизи Киева, семья Святослава (мать и сыновья) чуть не попали в плен к печенегам. Узнав об этом, Святослав пришел из Болгарии к ним на помощь и рассеял печенегов, но возвратившись в Болгарию, был вынужден снова ее завоевывать. Болгары и в этот раз были разбиты, а Переяславец пришлось снова брать приступом. Приняв решение окончательно остаться в Болгарии, Святослав управление областями своего родового царства вверил двум своим законными сыновьям Ярополку и Олегу. Ярополку он вверил Киев, а Олегу Древлянскую землю, а внебрачному сыну Владимиру достался Новгород. После этого, осенью 969 года Великий Князь снова пошел на Болгарию с войском.
Таким образом можно сделать вывод что перенос столицы в Болгарию, с которой не было прямого сообщения, а также разделение областей своим сыновьям, имели для России самые тяжелые и гибельные последствия. Первое для самого Святослава, второе для всей России в продолжении нескольких следующих веков.
В результате дворцового переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий. Вошедший в то время на трон Восточных Императоров, Иоанн Цимисхий чувствовал всю опасность русского соседства, и послал к Святославу требовать, чтобы он оставил Болгарию. Святослав, в ответ с угрозами отвергнул это требование, и Цимисхий решил принудить его силой оружия. Началась война. Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как греческий полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Святослав дошел до Адрианополя (в 120 км от Константинополя), по пути предавая все мечу и огню, но тут Греческий полководец Варда встретил его с войском, сразился, победил, и вынудил его отступить (Разделив войско свое на три части, он с одной пошел Святославу на встречу, а другие два скрыл в засаде по обеим сторонам в лесах, и ударил с ними неожиданно в фланги во время битвы. Это принесло ему победу.). Затем Цймисхий осадил Переяславец, и после отчаянной защиты русского гарнизона, город был взят приступом. Оставшаяся часть русских, укрылась во дворце, нападавшие подожгли его, и все его защитники погибли в пламени огня. После этого недалеко от города Доростола армия Святослава встретила армию Цимисхия, и после тяжелой битвы проиграв сражение вынуждена была отступить, и обороняться, в этом городе. После двухмесячной осады, русские, изнуренные голодом, вышли, на новую битву, проиграв сражение Святослав послал своих послов просить мира и Цимисхий заключил его. Из договора видно, что все выгоды были на стороне Греков следственно и успех войны был на их стороне. Цимисхий возвратился в свою столицу, а Святослав вместо того, чтобы вернуться с дружиной обратно в Киев, расположился зимовать в Белобережьи, при устье Днепра. В это же время Константинопольский двор подкупил племена печенегов для истребления войска Святослава. Весной, когда русский Князь двинулся с остатком своих воинов в Киев, они были окружены многочисленным войском печенегов, сразились с ними, и были разбиты. Святослав в ходе сражения был убит. Из Летописи следует: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.».
Сразу с его смертью стали сказываться негативные последствия раздела областей его сыновьям. У Древлянского князя Олега случилось разногласие и убийство Люта сына киевского воеводы Варяга Свенельда. Подбиваемый воеводой Свенельдом Ярополк, правивший в Киеве, пошел войной на Олега. Они сошлись в поле близ Древлянского города Овруч. У Олега дружина состояла из пеших воинов, лишь у воевод были лошади, у Ярополка же треть войска составляла конница. У Ярополка было численное превосходства, да и опыта его воинам хватало – многие сражались еще в дружине Святослава. Киевляне атаковали древлян и стали теснить их к Овручу. Некоторое время дружина Олега отчаянно сопротивлялась, но вскоре не выдержала натиска и в беспорядке стала отступать. В ходе бегства мост, по которому Олег двигался с своими людьми обрушился, и он был раздавлен множеством людей и лошадей, упавших вместе с ним. Третий брат Владимир, бывший в Новгороде, узнав об этом, не стал ожидать подобной участи для себя, ушел за море к Варягам, где пробыл два года. Там, он собрал большую дружину, возвратился в Новгород, и послал послов объявить брату, что идет против него войной. Прежде чем двинуться к Киеву он напал на Полоцк взял его умертвил правившего князя Рогволда и двух сыновей его, а дочь Рогнеду, невесту Ярополка взял себе в жены. Именно она родила ему четырех сыновей, одним из которых был Ярослав Мудрый. После чего он пошел на Киев, и слабая дружина с Ярополком во главе, не вступая в битву, оставив свою столицу отступили в Родню. Там сторонники Владимира уговорили Ярополка явиться к брату, и предаться его воле. Он исполнил этот совет и как только вступил во дворец брата, был сразу убит стражниками.
Таким образом Владимир сделался главою всех русских областей. Первым из воинских подвигов Владимира было завоевание Галиции, которая по городу Червеню стала называться Червенскою областью. В следующие два года он подавил бунт вятичей и завоевал страну ятвягов (Латыши, жившие между Литвой и Польшей), а к северо-западу увеличил свои владения до Балтийского моря.
В 984 году он разбил радимичей, объявивших себя независимыми, а в следующем году устроил военный поход вниз по Волге против болгар, и возвратился оттуда с победой. В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками совершил поход против волжских булгар. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.
В том же 985 году он ходил походом на Хазарию и обложил ее данью.
В 988 году предпринял он военный поход против Греков. Собрав многочисленное войско, пошел на судах к Греческому Херсону, развалины которого до сих пор еще видимы рядом с Севастополем, и осадил его. Херсонцы оборонялись мужественно, но русские уже имели достаточные познания в полиокретике (искусство осады городов, крепостей), и первое что было сделано это окружение города циркумвалационною линией (непрерывная линия укреплений), перекрытие водопроводов, доставлявших в Херсон пресную воду. Оставшись без воды, жители города вынуждены были сдаться. Тогда Владимир послал к Константинопольским Императорам, Василию и Константину послов с требованием для себя руки сестры их Анны. Не смея отказать завоевателю Херсона, они предложили ему единственное условие: принять веру и крещение. Владимир согласился, и Царевна Анна прибыла в Херсон, где было проведено и крещение, и брак русского Государя, который в соответствии с договором со своей стороны возвратил грекам Херсон.
Возвратившись в Россию, Владимир дал поручение истребить все кумиры (идолы), и приказал всему народу и войску явиться для принятая крещения. Все повиновались. Так происходило введение христианства на Руси, начатое Ольгою и оконченное Владимиром.
Все эти события произвели коренной перелом в гражданском быте русских. С приходом христианства позаимствовали они у греков науки и художества. Едва сформировавшиеся в единое государство из разнородных племен, Славяне вдруг украсили столицу свою художествами Византии, и завели общественные училища для детей. Сам Владимир через влияние христианской, религии, изменился в своем характере. Вместо воителя, властного и строгого, стал он мирным законодателем и точным исполнителем нравственных правил (Исполняя заповеди новопринятой веры, он получил отвращение от пролития крови и даже был против казни преступников. Епископы вынуждены были доказывать ему что казнь злодеев не воспрещается христианским учением)
Владимир вел активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).
В остальном царствование Владимира не представляло никаких особенных событий. Завершение жизни Владимира было очень печальным. Против него восстали его сыновья Святополк и Ярослав (1014). Вызвано это было тем, что Владимир хотел передать свой престол одному из младших сыновей (Ростовскому Князю Борису, которого Владимир приблизил к себе). В то же самое время, печенеги сделали свой очередной набег на Россию. Собрав в короткое время войско, он вверил его сыну Борису Ростовскому, и чрез несколько дней умер в Берестове (загородном своем дворце в 1015 году.) С его смертью закончилось единовластие. Россия, едва успевшая собраться в единое государственное тело все рассеянные племена Славян, только заявившая о себе своими воинскими подвигами в Европе и Азии, вдруг распалась на несколько отдельных уделов, на несколько княжеств, правители которых, хоть и номинально признавали над собой старшего в род Великого князя, но желавшие либо самим овладеть Великокняжеским престолом, или сделаться от него независимыми.
В отношении к Истории военного искусства данного периода, древние летописцы, к сожалению, оставили нам очень мало подробностей. Из немногих, дошедших до нас подробностей этого периода, мы уже видим быстрые успехи славян в военном искусстве, приобретенные ими под управлением Варяго-Руссов. Для сражения они уже строились, сомкнутыми рядам вокруг стяга (или знамени), нападали по команде при звуки военных труб, имели конницу (собственную и наемную), при движении в походе сторожевой отряд двигался впереди, для вскрытия замысла противника и охранения главного войска. русские стали проводить воинские игры и для обучения воинов устраивали учебные лагеря. Вооружение их состояло из тяжелых лат, металлических обручей, высоких шлемов, обоюдоострых мечей, копий, дротиков и стрел. Города свои они укрепляли деревянными стенами, рвами и частоколами. Из осады Владимиром Херсона мы видим, что, он уже знал о необходимости проведения циркумвалационных работ и применял свои знания на практике.
Кроме сухопутного войска у русских имелся и флот, состоявший из плоскодонных, беспалубных и весьма быстрых судов, ходивших на гребле, а при попутном ветре и на больших парусах. На этих лодках размещались от 40 до 60 человек. Морские маневры в ту пору еще не были известны русским. Сражения на воде состояли из абордажа и рукопашного боя.
Древние воинские чины и внутреннее устройство войска, были следующие: Князь был главным предводителем на море и на суше. Под его началом командовали воеводы, тысяцкие, сотники, десятники. Отборная дружина из опытных витязей и бояр составляла личную гвардию князя. Она обязана была охранять его жизнь, и подавать прочим войскам пример мужества. К этой гвардии принадлежали и молодые отборные воины – «отроки» (младшие войны) и опытные – «гриди» (старшие войны) дружины. Остальное войско собиралось в случае войны из жителей и содержалось за счет проходимых земель, и получало свою долю в добыче.
Таким образом, рассмотрев данный период можно смело заявить, что ни одно из государств мира так быстро, так могущественно не развивалось, как русское. Из небольших областей трех братьев Варяго-Руссов за неполные 100 лет образовалась огромнейшая монархия, от Балтийского моря до Каспийского. Все происходящее было не следствием каких ни будь кровавых переворотов, разрушительных нашествий, истребительных завоеваний или войн, это было слияние в единое общее русское море (Россия) всех рек и ручьев (народностей и племен).
Подводя краткий итог, можем с уверенностью сказать, кто есть русские.
РУССКИЕ-ЭТО НЕ ОТДЕЛЬНАЯ НАЦИЯ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, это собирательный образ из народов и народностей, разных культур, языков и обычаев, объединенных под единым началом в единое государство. РУССКИЕ — ЭТО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ВЕЛИКОМУ НАРОДУ С ЕГО МНОГОВЕКОВЫМИ ТРАДИЦИЯМИ!!!