О природе человеческого восприятия свободы
Жанр:
Философское
Вид:
Давайте спросим у советского человека - свободнее он был человека живущего в мире капитализма или нет? С позиции советского человека он был свободнее, с позиции сегодняшнего молодого россиянина, не связанного с советским прошлым, менее свободным. И оба мнения имеют право на жизнь. Так, кто же на самом деле был свободнее?
С философской точки зрения ответа на этот вопрос нет и быть не может т.к человек свободен настолько, насколько он себя ощущает свободным, и при этом не имеет значения ни место его проживания, ни общественный строй, ни статус человека - раба или хазяина этого раба. По сути даже заключённый в тюрьме может быть свободнее того, кто на воле, если он будет ощущать себя свободнее. Давайте разберём внутреннюю суть этого утверждения.
Взгляд со со стороны на понятие свободы здесь не поможет, так как он так же будет опираться на какое либо мировоззрение, которое на самом деле к свободе не имеет никакого отношения, а как раз наоборот.
Абсолютная свобода вещь уникальная и не существующая в реальности. Можно ли назвать свободнее человека советского времени над современным человеком или наоборот, если человек так и остался рабом всевозможных идей, пороков, страстей, смертельных мук и болезней, смерти наконец, которые так же властны над человеком, как и тысячи лет назад. Можно ли назвать свободнее человека той или иной системы, если он не хазяин своей жизни и смерти, если только неминуемая смерть каждого из нас перевешивает любое понятие наших ничтожных свобод и делает нас её рабами, не говоря уже о многом другом, что довлеет над нами?
Будучи рабами обстоятельств, болезней, смерти и многого другого, что властно над нами, и что в миллионы раз превышает то, над чем властны мы, понимаем ли мы это или не понимаем в полной мере, нам остаётся только одно - внутреннее ощущение свободы вне тех пределов, которые позволяет нам наше существование, чтобы быть свободными настолько, насколько мы себя способны ощущать, а не насколько нам это позволяет общество, обстоятельства, болезни и смерть.
С поэтической точки зрения мне хотелось бы предложить вам стихотворение Волошина, в котором во многом отражена суть данной заметки о свободе с чувственной стороны рабской прикованности человеческой плоти с её различием полов, приверженностями, страхами и т.д к земному шару и пяти органам чувств, которые ограничивают восприятие мира настолько, что это сравнимо с казематом, если не больше. Говорится в стихотворении и о внутренней свободе, которая присуща Волошину, как поэту на уровне запредельного чувственного восприятия, пусть не целиком, но достаточно глубокого, чтобы частично видеть и ощущать ту абсолютную свободу, что находится за пределами человеческого восприятия.
По ночам, когда в тумане
Звезды в небе время ткут,
Я ловлю разрывы ткани
В вечном кружеве минут.
Я ловлю в мгновенья эти,
Как свивается покров
Со всего, что в формах, в цвете,
Со всего, что в звуке слов.
Да, я помню мир иной -
Полустертый, непохожий,
В вашем мире я - прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
Ряд случайных сочетаний
Мировых путей и сил
В этот мир замкнутых граней
Влил меня и воплотил.
Как ядро к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.
Что одни зовут звериным,
Что одни зовут людским -
Мне, который был единым,
Стать отдельным и мужским!
Вечность с жгучей пустотою
Неразгаданных чудес
Скрыта близкой синевою
Примиряющих небес.
Мне так радостно и ново
Все обычное для вас -
Я люблю обманность слова
И прозрачность ваших глаз.
Ваши детские понятья
Смерти, зла, любви, грехов -
Мир души, одетый в платье
Из священных, лживых слов.
Гармонично и поблёкло
В них мерцает мир вещей,
Как узорчатые стекла
В мгле готических церквей...
В вечных поисках истоков
Я люблю в себе следить
Жутких мыслей и пороков
Нас связующую нить...
Стремление человека к внутренней свободе возвышает его и делает свободнее независимо от обстоятельств жизни и смерти, а стремление человека к поискам свободы в окружающем нас мире разрушает душу человека, делая его ещё большим рабом, чем он является по сути своего земного существования. Пусть я повторюсь, но именно об этом нам говорят и религии мира, и всевозможные учения, философское наследие и частично поэтическая мысль, которая в моменты откровений возвышает поэтов до запредельного восприятия абсолютной свободы. Жаль, что так происходит не всегда, нередко в поэтической мысли мы видим совершенно обратное, когда в порыве страстей и отравленный глупыми идеями поэт пишет призывы к поискам свобод не внутри себя, а в окружающем нас мире, как в предреволюционные времена. Ни к чему хорошему, это не приводит. Мир отравленный идеями свободолюбия и стремления к ним не становится лучше, а люди в нём свободнее. Разве стали свободнее люди советского времени после свержения монархии при сталинском режиме и дальнейшем существовании СССР, или сегодня после уничтожения СССР. Разве стали они свободнее на Украине после государственного переворота в 2014 года и начала того же самого бессмысленного и кровопролитного братоубийственного противостояния. И разве не правы мудрецы древности неоднозначно утверждавшие, чтобы люди искали свободу внутри себя, а не вне. Глупость и бессмысленность поисков свобод вне себя не делает человека ни свободнее ни счастливее, и кому, как не нам с вами - русским - этого не понимать, наученным горьким опытом своего прошлого и настоящего времени.
С философской точки зрения ответа на этот вопрос нет и быть не может т.к человек свободен настолько, насколько он себя ощущает свободным, и при этом не имеет значения ни место его проживания, ни общественный строй, ни статус человека - раба или хазяина этого раба. По сути даже заключённый в тюрьме может быть свободнее того, кто на воле, если он будет ощущать себя свободнее. Давайте разберём внутреннюю суть этого утверждения.
Взгляд со со стороны на понятие свободы здесь не поможет, так как он так же будет опираться на какое либо мировоззрение, которое на самом деле к свободе не имеет никакого отношения, а как раз наоборот.
Абсолютная свобода вещь уникальная и не существующая в реальности. Можно ли назвать свободнее человека советского времени над современным человеком или наоборот, если человек так и остался рабом всевозможных идей, пороков, страстей, смертельных мук и болезней, смерти наконец, которые так же властны над человеком, как и тысячи лет назад. Можно ли назвать свободнее человека той или иной системы, если он не хазяин своей жизни и смерти, если только неминуемая смерть каждого из нас перевешивает любое понятие наших ничтожных свобод и делает нас её рабами, не говоря уже о многом другом, что довлеет над нами?
Будучи рабами обстоятельств, болезней, смерти и многого другого, что властно над нами, и что в миллионы раз превышает то, над чем властны мы, понимаем ли мы это или не понимаем в полной мере, нам остаётся только одно - внутреннее ощущение свободы вне тех пределов, которые позволяет нам наше существование, чтобы быть свободными настолько, насколько мы себя способны ощущать, а не насколько нам это позволяет общество, обстоятельства, болезни и смерть.
С поэтической точки зрения мне хотелось бы предложить вам стихотворение Волошина, в котором во многом отражена суть данной заметки о свободе с чувственной стороны рабской прикованности человеческой плоти с её различием полов, приверженностями, страхами и т.д к земному шару и пяти органам чувств, которые ограничивают восприятие мира настолько, что это сравнимо с казематом, если не больше. Говорится в стихотворении и о внутренней свободе, которая присуща Волошину, как поэту на уровне запредельного чувственного восприятия, пусть не целиком, но достаточно глубокого, чтобы частично видеть и ощущать ту абсолютную свободу, что находится за пределами человеческого восприятия.
По ночам, когда в тумане
Звезды в небе время ткут,
Я ловлю разрывы ткани
В вечном кружеве минут.
Я ловлю в мгновенья эти,
Как свивается покров
Со всего, что в формах, в цвете,
Со всего, что в звуке слов.
Да, я помню мир иной -
Полустертый, непохожий,
В вашем мире я - прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
Ряд случайных сочетаний
Мировых путей и сил
В этот мир замкнутых граней
Влил меня и воплотил.
Как ядро к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.
Что одни зовут звериным,
Что одни зовут людским -
Мне, который был единым,
Стать отдельным и мужским!
Вечность с жгучей пустотою
Неразгаданных чудес
Скрыта близкой синевою
Примиряющих небес.
Мне так радостно и ново
Все обычное для вас -
Я люблю обманность слова
И прозрачность ваших глаз.
Ваши детские понятья
Смерти, зла, любви, грехов -
Мир души, одетый в платье
Из священных, лживых слов.
Гармонично и поблёкло
В них мерцает мир вещей,
Как узорчатые стекла
В мгле готических церквей...
В вечных поисках истоков
Я люблю в себе следить
Жутких мыслей и пороков
Нас связующую нить...
Стремление человека к внутренней свободе возвышает его и делает свободнее независимо от обстоятельств жизни и смерти, а стремление человека к поискам свободы в окружающем нас мире разрушает душу человека, делая его ещё большим рабом, чем он является по сути своего земного существования. Пусть я повторюсь, но именно об этом нам говорят и религии мира, и всевозможные учения, философское наследие и частично поэтическая мысль, которая в моменты откровений возвышает поэтов до запредельного восприятия абсолютной свободы. Жаль, что так происходит не всегда, нередко в поэтической мысли мы видим совершенно обратное, когда в порыве страстей и отравленный глупыми идеями поэт пишет призывы к поискам свобод не внутри себя, а в окружающем нас мире, как в предреволюционные времена. Ни к чему хорошему, это не приводит. Мир отравленный идеями свободолюбия и стремления к ним не становится лучше, а люди в нём свободнее. Разве стали свободнее люди советского времени после свержения монархии при сталинском режиме и дальнейшем существовании СССР, или сегодня после уничтожения СССР. Разве стали они свободнее на Украине после государственного переворота в 2014 года и начала того же самого бессмысленного и кровопролитного братоубийственного противостояния. И разве не правы мудрецы древности неоднозначно утверждавшие, чтобы люди искали свободу внутри себя, а не вне. Глупость и бессмысленность поисков свобод вне себя не делает человека ни свободнее ни счастливее, и кому, как не нам с вами - русским - этого не понимать, наученным горьким опытом своего прошлого и настоящего времени.