Dumbing down, или Массовое отупение
Семь миллионов лет назад окончательно разделились два вида: человек и шимпанзе. И за это титаническое время, через тысячи и тысячи поколений, сквозь десятки расцветших и рухнувших цивилизаций, можно было создать что угодно, можно было улететь в космические е@#ня, освоить полгалактики, а мы (люди, не шимпанзе) придумали «Пусть говорят» и «Дом-2», бьюти-блоги, «Инстаграм» и «ТикТок»; придумали, размножили, уткнулись поникшими тыквами в мерцающие мониторы и отекли мозгами. Обезьянки долго ржали. И отказались от эволюции.
Паровой 19-й был веком прогресса и изобретений, электрический 20-й – веком технологий и выхода в космос, но что человечество изобрело эпохального за последние лет 30-40? Только мобильник с большим экраном и «Порнохаб». Благодарные зрители рукоплещут и требуют ещё. Получают с довеском, но не могут насытиться. То есть изобретатели стали подстраиваться под чаяния населения, потребителей контента, искать не развития, не перспективу, а сиюминутную коммерческую выгоду.
Это сработало блистательно (да и действительно – кому нужен космос, когда есть куколды и Саша Грей?), мир изменился стремительно, другие стратегии производства распространились на весь творческий контент. Если раньше авторы по-настоящему старались, выкладывались полностью, следили за уровнем качества готового материала, то в современном мире всё решает пиар: навязчивый, наглый, лживый, масштабный. Главное – впарить товар: реклама повсюду, критики куплены, народ одурачен, загипнотизирован, своего мнения иметь не привык; планка понижается, то, что раньше считалось бы откровенным дерьмом, сейчас уже в легкую прокатывает как годный продукт. Основная масса потребителей – подростки с нулевым вкусом и кошельком родителей, именно под их культурный и интеллектуальный уровень калиброваны стандарты производства любого нового контента. Структура линейна, примитивна: в таком виде она задана изначально – почерпнута из циничных учебников лит- и кинопроизводства. Цель одна – заманить, обмануть, использовать зрителя, читателя с помощью простых, но действенных методов, крючков: всегда одних и тех же, но почему-то не узнаваемых несчастной жертвой.
А то интеллектуальное меньшинство, что научилось их обнаруживать, игнорировать и презирать, оказалось в культурном гетто и просто пытается выживать наособицу, ища спасение в классике, но становится всё более и более маргинализованным, отрываясь от новых веяний, теряя связь с духом времени.
И процесс этот выглядит необратимым.
Процесс называется «Dumbing down» – намеренное отупление, упрощение контента до уровня, понятного каждому. Процесс этот паскудный, подлый и абсолютно сознательный. В уголовном праве это трактуется как прямой умысел.
Раньше люди стремились придумать что-то действительно интересное и новое, а сейчас – просто успешное, кликабельное, с нагловатым расчетом на кратковременный хайп.
Раньше авторы ставили сложную задачу, выворачиваясь наизнанку, добиваясь невероятного, но в надежде и читателей, зрителей подтянуть до своего уровня – ну, развитие, прогресс, самосовершенствование, понимаете? Теперь совместно деградировать стало модно и вовсе не позорно.
Механизм этот в науке называется «когнитивная легкость» – не нужно напрягать мозги, пытаясь распознать замысел автора, разгадать все его загадки: ты не стоишь перед сфинксом, готовым тебя сожрать, ты развлекаешься, уминаешь годный контент. Мозг при этом работает на холостых оборотах, не разгоняется, ведь каждое умственное усилие отдается неприятной болью, тревогой и легким стрессом – а мы ведь не хотим испытывать неудобства такого рода? Да и не надо, расслабьтесь, человечество всё равно уже давно никуда не стремится, не напрягается, не возбуждается, а если – не дай бог! – и возбудится случайно, на всё есть безразмерный порнохаб, грустные куколды и неутомимая Саша Грей.