Южная Готика и Black Lives Matter
Хорошего человека найти нелегко. На этом неоспоримом и неутешительном утверждении построена вся Южная Готика. (От одного ужасающего рассказа Флэннери О’Коннор лежишь пластом в течение недели; а там не один такой…) Нелегко, даже и вовсе трудно. Ищи-свищи. Только вот с кем тогда общаться? С кем жить приходится? С теми, кто случайно оказался поблизости? Кого на этой местности просто зарандомило? С кем с первого класса вместе. Он вытворит лютую дичь, а отвечать тоже вместе? Типа, бригада…
Мы терпим тех, кто не понимает нас, не принимает нас, даже и не пытается. А старается как раз изменить, подломать под себя, сделать себе удобнее и полезнее. Токсичные отношения, так это теперь называется. Раньше говорили проще: истязание, пытки, манипулирование, промывка мозгов, подчинение, садизм. В общем, правда жизни, обычные дела: «стерпится-слюбится»; «думали, в сказку попали?»
Иногда эти люди привлекают нас своей яркостью, энергичностью, харизмой. Но достаточно лишь рассмотреть поближе такого субъекта и всё становится ясно. Беда в том, что зачастую дезавуировать эту привлекательную обертку, выявить гнилое нутро – на это уходят годы.
Харизма вещь тонкая. В фильме «Завтрак у Тиффани» героиня Одри Хепберн влюбляет в себя с первого кадра. В оригинальной повести Трумана Капоте начинаешь ненавидеть ее с первой страницы. В чем разница? Очевидно, в самой Одри: ее прошибающей красоте и искрящей харизме. Только вот персонаж-то за этим воплощением один и тот же. Тупая, взбалмошная, хищная, примитивная, опасная, меркантильная тварь с отрицательным IQ.
(Возможно, это и есть магия кино – предумышленный обман посредством затуманивания взора с использованием привлекательности актеров в качестве оружия – от 3 до 7 лет лишения свободы мыслить.)
В экранизации «The Devil All the Time» другого южного гота Дональда Рэя Поллока смазливый Роберт Паттисон хотя бы сразу отыгрывает настолько омерзительного молодого пастора-растлителя, что никакого когнитивного диссонанса – пристрелили, и ничуточки не жалко.
Типичные Южане вообще в американской литературе вырисованы до такой степени страшно, отталкивающе, что начинаешь понимать всю ту ненависть, так свойственную представителям движения BLM: что-то в этих белых христианских супрематистах действительно не так. Возможно, и правда мир пора менять в очередной раз. Только вот витрины бить зачем при этом? Магазины грабить, библиотеки жечь? Полицейских разгонять, целые кварталы захватывать? Если перемены приходят только таким малосимпатичным способом – то чем новый мир будет лучше уходящего? Тем, что там управлять, давить, принуждать будут уже люди с другим цветом кожи, гендером и сексуальной ориентацией? Затягивать в такие же безысходные токсичные отношения?
Если люди не могут договориться спокойно, без насилия, как им существовать дальше, может им и вовсе не стоит жить совместно? Разделиться опять на условный «Юг» и «Север», а потом каждая сторона будет на своем мирном успешном примере доказывать, кто был прав? Это, кстати, не только для Америки работает. Каждый, кто желает в православный хтонический Бандустан, может за уральским хребтом откармливать огромную дремотную похрюкивающую Азию в надежде на «можем повторить», а образованные, свободолюбивые интеллигенты будут строить Европу здесь? Вежливо и дружелюбно, без ненависти и подавления, практическими результатами обосновывать преимущества своего мировоззрения.
Жаль, что лишь за подобные мысли в этой свободной стране могут запросто упечь гораздо дальше Урала…
Но это только пока.