Издать книгу

О первых ЭВМ, происках некомпетентных лиц и махинациях в лотерее "СПОРТЛОТО"

О первых ЭВМ, происках некомпетентных лиц и махинациях в лотерее "СПОРТЛОТО"
 

Меня папа в детстве водил на одну из первых ЭВМ («Проминь»), так в ней перфокарты были даже не картонные, а из металла и дырочки в них были не прямоугольные, а круглые (делались дыроколом), причем сами перфокарты считывались не автоматически,  а переставлялись вручную. И на таких ЭВМ умудрялись рассчитывать траектории космических аппаратов и решать довольно сложные задачи.  Потом появилась машина «Мир-2», лучшая на то время  персональная ЭВМ в мире (по сравнению с американскими), но злые люди ее погубили, объявили ненужной, и начали выпускать тупые машины серии ЕС. Они годились для бухгалтерских расчетов, но не годились для научных. Уже через полчаса работы (решения, скажем системы 100 уравнений со 100 неизвестными) они давали ошибку в первом или втором знаке.  А все из-за того, что государственные решения принимали некомпетентные люди.

 

 У нас в СКТБ Института физики полупроводников стояла когда-то огромная ЭВМ аналогового типа, состоящая из кучи каких-то блоков и  кабины реального истребителя. И на ней мой знакомый из Института кибернетики  Сергей лет  8 мучился,  разрабатывая программу автопилота для посадки истребителя в случае, когда пилот ранен или убит.  Получилось ли чего, не знаю, все было засекречено. К этой аналоговой ЭВМ была подключена цифровая ЭВМ  М-220 для обработки результатов, получаемых с аналоговой машины. Мы арендовали время на М-220 и нас разгоняли, когда у Сереги возникала новая идея, как все-таки посадить этот истребитель.  Я просился посидеть в кабине, когда она шевелилось, наклонялась  и все там мигало во время работы, не пускал.

    На М-220 перфокарты были уже картонные,  а не металлические, с аккуратными прямоугольными дырочками, набивались они и считывались автоматимески. И программа писалась на языках «АЛГОЛ » или «ФОРТРАН», а не в машинных кодах, как писал мой папа на машине «Проминь». Я считал огромные системы уравнений  100 на 100 или даже 200 на 200 и очень мучился, когда машина постоянно выдавала ошибку («деление на ноль»). Спасибо Елизавете Владимировне Моздор, которая научила меня, как с этим бороться.

 

А еще я работал в те времена (персональных компьютеров не было еще) на более мощной ЭВМ БЭСМ-6. Один мой знакомый несколько лет подряд  летом (во время отпусков)  закладывал в эту ЭВМ результаты нескольких десятков или сотен последних тиражей лотереи СПОРТЛОТО.  И хотя вероятность выпадения разных  чисел (шариков  СПОРТЛОТО), была теоретически одинаковой, ЭВМ выдавала, что она далеко не одинакова – некоторые шарики выпадали чаще остальных. Из- за дефектов самого вращающегося барабана или неодинаковости шариков, это неважно.  И он, вкладывая скажем, 1000 р и отмечая в карточках те номера, которые выдавала ЭВМ как наиболее вероятные, гарантированно  получал 1300-1500 рублей, иногда больше. Он купил себе машину, но имел неосторожность проболтаться друзьям. И все захотели так же заработать. Потом информация дошла до организаторов лотереи и они поступили таким образом: поставили штук 6 барабанов с шариками и перед началом розыгрыша девочка показывала пальчиком, какой барабан выбрать. И все, лавочка закрылась. Я так и не успел поучаствовать. Кстати, на мой взгляд, это не махинации, просто организаторы лотереи  в силу своей некомпетентности допустили оплошность, которой грех было не воспользоваться. 

 Потом появились персональные компьютеры. Но необходимость в огромных суперкомпьютерах все же не отпала - для решения очень сложных и ответственных задач (космических расчетов, моделирования термоядерного синтеза и прочее).

 

 
+1
21:49
334
Спасибо, Валера! Мне, как технарю, очень интересно было. Я еще помню «гробы» ( так мы называли ЭВМ в 90х), на которых мы писали маленькие программки)))
22:57
А я писал большие программы, стараясь выжать из них все, что возможно. Мне в принципе нужно было решать системы с бесконечным количеством уравнений и бесконечным количеством неизвестных с очень плохой сходимостью и мощности ЭВМ мне не хватало. Я придумал способ, как решать эти системы, используя на 90% меньше памяти ЭВМ, и все равно мне этой памяти и быстродействия не хватало.