"Печально, Григорий? Тоскливо, Константин..." Памяти М.Жванецкого
Пока телевизионные каналы
в срочном порядке перекраивают свои сетки вещания и судорожно на коленках
монтируют некрологические зарисовки на тему «он навсегда останется в наших
сердцах…», приглашая тех, кто был знаком с теми, кто лично имел честь и тд.и
тп., хочу в нескольких абзацах в свойственном самому Мих.Миху.(как он сам
иногда себя называл) лирично-ироничном ключе почтить память одного из самых цитируемых
и почитаемых писателей второй половины двадцатого века.
1.
Писатель. Сатирик. Но не писатель-сатирик.
И в самом деле ( сам Михал Михалыч не раз подчёркивал, что
немного раздражается от этого определения), загнать в рамки эстрадного
сатирика-злободневца такую философскую глыбу, как Жванецкий будет, мягко
говоря, наивно. Ни Жванецкий, ни Арканов, ни Горин, не помещаются в это
определение. Им там тесно, как виолончели в футляре от скрипки. Следуя такой уничижающей
классификации в эту уменьшительно-унизительную категорию можно запихнуть и Довлатова,
и Бабеля, и даже Зощенко. А это уже попахивает литературоведческой крамолой. И
вообще, ущербно-кастрированное «писатель-сатирик», порождённое советской
культурной табелью о рангах, всегда казалось мне каким-то обессмысленным. Ровно
таким же, как и «поэт-песенник». По-моему, если ты талантливый или, как
минимум, способный поэт, то тебе ровным счётом ничего не стоит написать
приличный песенный текст. Рождественский, Евтушенко, Вознесенский играючи
справлялись с этой задачей. А если бы Александр Сергеевич и Сергей
Александрович узнали насколько не заросла к их слогу тропа, протоптанная
сочинителями романсов, то непременно потребовали бы отчислений.
Вот и в случае с «писателями-сатириками» такая же ерунда. Помнится,
точнее всего поставила всё на свои места другая незыблемая величина нашего
многострадального культурного пространства Алла Пугачёва. В очередной юбилей Жванецкого её попросили поздравить
сатирика. «Он не сатирик, он – Сатир!»- громогласно осадила примадонна.
2.«И что он там бормочет? Где подача?»
В творческой биографии Жванецкого очень условно можно
выделить три периода: Райкинский, Ильченко-Карцевский и, непосредственно,
сольное плавание. Он первым из советских авторов стал выступать самостоятельно
и зритель, привыкший к театрализованной подаче, не сразу принял такую манеру.
Тем более, что многие шедевральные миниатюры были уже блистательно исполнены
Аркадием Райкиным, Романом Карцевым и Виктором Ильченко. Интонационно и
мимически эти номера настолько отпечатались в сознании аудитории, что поначалу
«одесская скороговорочка" Жванецкого, что называется, не зашла. Нужно было
прислушиваться, ждать, чтобы не пропустить опорные остроумные маячки и наконец-то
разразиться хохотом и аплодисментами в финальном катарсисе.
Несмотря на это Жванецкий сумел, не только в переносном, но
и в прямом смысле, стать голосом эпохи. Магнитофонные записи его выступлений,
растиражированные по городам и весям, ценились не меньше, чем самопальные бобины
с песнями Высоцкого, и были припрятаны как под кроватью рядового советского инженера, так
и в номенклатурных сервантах партийных функционеров. Ну, а сегодня, «оригинальная
изящная» стилистика сценической подачи писателя присутствует в арсенале любого
пародиста.
3.Не для всех и для каждого.
Моя бабушка, в числе прочего, любила говорить: кому цветы
г….но, кому г…но цветы. И хотя я полностью разделяю этот сакраментальный тезис,
поливать грязью никого не собираюсь. И от сравнений тоже, пожалуй, воздержусь. Но,
всё же, если по гамбургскому счёту, положа руку на сердце, Библию, Коран и Тору,
не могу в один ряд поставить Жванецкого, Задорного, Трушкина и, скажем,
Коклюшкина. Последние трое очень симпатичные авторы-исполнители( двое из них, к
сожалению, тоже уже не с нами и значит о них только хорошо) и у каждого была и
будет своя публика, но…
Попадая случайно в ящике на очередную «юморину», недоумённо задаюсь вопросом- неужели для кого-то это действительно смешно? Я много работал на телевидении и
прекрасно понимаю коварные возможности монтажа, когда смеющийся зал вырезают и дублируют в откровенно провальном номере, создавая
впечатление небывалого юмористического экстаза у публики. Но, увы, чаще всего,
восторг натуральный.
Жванецкий, не боясь показаться надменным, никогда не шёл на
поводу у аудитории, а приобретя статус живого классика, так и вовсе то ли в
шутку, то ли в серьёз, сам указывал где зритель «не дотягивает» и укоризненно-иронично
молчал, лукаво щурясь поверх очков, мол, дескать, «да…тут надо подумать, чтоб
оценить».
И вот, что удивительно, несмотря на высокие требования
автора к своему слушателю, зрителю и читателю, Жванецкиий один из немногих, кто
не изменив стилю не утратил популярность среди очередного поколения ( по
крайней мере, думающей его части). Посмотрите любое выступление писателя
последних двадцати лет и Вы обнаружите огромное количество молодёжи влюблённо внимающих Жванецкому.
Когда в начале 2000-х он стал «дежурить по стране» в
одноимённой телепрограмме, остроумно отвечая на порою не самые удобные вопросы,
балансирую между намёком и недосказанностью, злопыхатели утверждали, что долго
он так не протянет. Это действительно нелёгкий труд – быть находчивым и мудрым
по команде «мотор!». Но Жванецкий добросовестно «отдежурил» 17 лет и оставил
свой высокий пост лишь, когда уже почувствовал, что времени осталось немного и
нужно приберечь его для себя и самых близких людей.
P.S.
Михаила Михайловича Жванецкого больше нет. Сколько требуется
времени, чтобы появился новый Жванецкий, пусть совсем другой по форме в
соответствии с культурным кодом современности, но такой же глубокий и точный по
сути? Может этот человек уже где-то в Одессе, Петербурге, Калининграде или
Владивостоке делает первые пробы пера, а может нужна более длительная пауза для
того чтобы усвоилось уже написанное? Я смотрю на книжную полку- там полное
собрание сочинений писателя М.М. Жванецкого в пяти томах, а значит мне есть,
чем заняться. Чего и Вам желаю.
Благодарю за Время и Внимание.
Слава Рейбрендт.
Светлая память великому человеку.