109. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 17. ТЕКСТ 11-19.
109. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 17. ТЕКСТ 11-19.
ТЕКСТ 11
апхалаканкшибхир йаджно
видхи-дишто йа иджйате
йаштавйам эвети манах
самадхайа са саттвиках
апхала-аканкшибхих - теми, кто не стремится к результатам; йаджнах - жертвоприношение; видхи-диштах - следующими указаниям священных писаний; йах - которое; иджйате - выполняется; йаштавйам - предназначенный для жертвоприношения; эва - безусловно; ити - так; манах - ум; самадхайа - сосредоточив; сах - тот; саттвиках - находящийся в гуне благости.
Из всех видов жертвоприношений то, которое человек совершает в соответствии с указаниями священных писаний, из чувства долга и без желания получить что-либо взамен, называют жертвоприношением в благости.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «11.То жертвоприношение, которое исполняется в соответствии с указаниями шастр теми, кто не стремится к плодам жертвоприношения, и исполняемое, непременно, поэтому с сосредоточенным умом – в состоянии самадхи – такое жертвоприношение в гунне добродетели.».
КОММЕНТAРИЙ: Обычно жертвоприношения совершают для того, чтобы достичь какой-то цели, однако здесь сказано, что жертвоприношения нужно совершать, не имея корыстных желаний, из чувства долга.
БОГ: В древние времена жертвоприношения непременно совершались людьми, которым было что просить у Личности Бога Кришны. Это могло иметь отношение к работе человека и здесь успехам, также к здоровью, к рождению ребенка, к семье, к приобретению имущества, к помощи умершим, к вопросам земледелия, животноводства, к отдельным людям, планам, намерениям, богатству, помощи, охране… Эти жертвоприношения непременно имели цель или просьбу, обращенную к Высшим Силам, духам, полубогам, потусторонним могущественным живым существам. Смысл жертвоприношения и состоял в просьбе конкретной, и не могло быть так, чтобы человек отказывался от плодов жертвоприношений и совершал его просто так. Однако, в те времена жертвоприношения, где человек мог ничего для себя у Высших Сил не просить и не претендовать ни на какие плоды, тоже имели место. Такие жертвоприношения были направлены на потусторонние Высшие Силы, где человек не только не просил, а жертвовал свое имущество другим, но это уже был не ритуал, а акт добродетели, ибо только в таком виде жертвоприношения можно не рассчитывать на его плоды и не желать ничего взамен. Это есть упрощенный вид жертвоприношений, который в современном мире называется также благотворительностью. В таком случае человек, будучи религиозным, помогает другим людям, посвящая свое деяние Богу и не претендуя ни на какие ответные блага, хотя может и понимать, что, если ему будет трудно, то Бог поможет ему преодолеть трудности и, возможно, учтет его жизненную направленность на помощь другим людям, на сколько это возможно. Такая добродетель считается в гунне благости, хотя сам человек может и находиться под преимущественным влиянием других гунн. Но, если говорить о преданных Бога Кришны в современном мире, то Бог Кришна отменяет маха-мантру харе-кришна, которая считалась жертвоприношением Богу Кришне, ибо эта мантра требовала усилий преданного и занимала его руки и время, человек несколько часов в день жертвовал на то, чтобы ее полностью исполнить. Жертвоприношения преданных сосредоточены на самом деле в самом полноценном и старательном преданном служении, где человек учится воздержанию, проходит духовную практику, основывающуюся на элементах аскетизма, жертвует также ограничением в половых отношениях, в еде, в свободном времени, в общении с материальным миром, в одежде, в материальных благах, в отказе от материальной собственности… Посвящая свое преданное служение Богу Кришне и не очень много рассуждая о плодах своего жертвопрниношения, преданные выполняют его в гунне благости, ибо понимают, что плодами этого жертвоприношения распоряжается только Личность Бога Кришны.
Возьмем, к примеру, религиозные обряды, проводимые в церквях и храмах. Обычно люди совершают их ради достижения каких-то материальных благ, но такое отношение к обрядам не позволяет называть их действиями в гуне благости.
БОГ: Все обряды, слвершаемые в стенах храмов проводятся только священнослужителями. Такие обряды имеют направленную к Богу просьбу или от одного человека или от служителей храма, уполномоченных через такие обряды обращаться к Богу по вопросам, касающимся материального мира, его политических и экономичесник проблем, по вопросам развития государства, по вопросам мирных решений материальных и религиозных проблем или по вопросам частного порядка и пр. Эти ритуалы есть благословенный Богом Кришной выход на связь с Богом, ибо человек не может непосредственно никаким путем говорить с Богом, кроме как через молитву и тот религиозный акт, который поддерживает данная религия и который может быть использован через соответствующие жертвоприошения Богу, принятые в современном мире в каждой конфесии. Такие обряды есть пожертвоприношение, которое невозможно причислить ни к гунне невежества, ни к гунне страсти, ни к гунне благости. Это есть просто просьба к Богу на уровне возможностей современного верующего человека в современном обществе. Другой формы, разновидности обращений к Богу через церковь или тот или иной храм не существует. Это тот уровень для данной церкви или храма, или мечети, который Бог дал человеку на его данной ступени матераильного и духовного развития. Это обращение к Богу не может быть ни в гунне невежества, ни в гунне страсти, ни в гунне благости. Это один способ обращения с просьбой к Богу для людей, которые находятся под разным преимущественным влиянием гунны природы.
Человек должен приходить в церковь или храм из чувства долга, чтобы выразить почтение Верховной Личности Бога и преподнести Господу цветы и фрукты, не ожидая какой-то материальной выгоды.
БОГ: В храм человек приходит и поклониться Богу, и просить Бога, как и жертвовать Богу. Эти жертвоприношения, опять же, связанные с просьбой, невозможно причислять ни к гунне невежества, ни к гунне страсти, ни к гунне благости. Человек в любой гунне, приходя в храм, не имеет альтернативы своему поведению и почти мыслительному процессу. Он непременно в храме просит Бога и непременно склоняется перед Богом в почтении. Здесь поведение очеловека однозначно. В Божьем храме все просят Бога и жертвуют Богу, как и поклоняются Богу. Любая просьба к Богу направлена на быт человека, его насущные проблемы, на те вопросы, где человек не знает, как их разрешить, через какие пути, и не видит более никого, кто бы мог ему помочь. Поэтому этот случай в современном мире не следует рассматривать под углом гунн природы. Здесь нет вариантов ни для кого. Все жертвоприношения в храме Бог выносит за скобки в плане их разделения на гунны природы. Эти вопросы вне обсуждений. Человек может ожидать в храме материальные плоды, как следствие своего пожертвования в храм, ибо и живет в матераильном мире, и все проблемы связаны с материальным миром, и обратиться больше не к кому, только к Богу Кришне под любым именем: Аллах, Иисус, Кришна, Будда…
Сегодня каждый думает, что ходить в храм только для того, чтобы поклониться Богу, не имеет никакого смысла. Однако писания не рекомендуют поклоняться Господу для того, чтобы поправить свое экономическое положение.
БОГ: У Бога можно просить и материальные блага, и все другое, что человеку необходимо, ибо все находится только в Руках Бога. Другой Причины – НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Можно у Бога просить и в храме, и дома, становясь на колени. Это правильно, и такое поклонение Бог примет и смотрит на такое усердие человека положительно. Бог разрешает в современном материальном мире по всем вопросам обращаться к Богу, и в храме и дома, и в своем мыслительном процессе, где бы человек ни находился. Это имеет смысл, даже если человек жертвует и надеется при этом на помощь Бога в свое время. Также, Бог разрешает человеку поклоняться Богу в стенах своего дома. Но посещение храма и пожертвования в храм есть старание человека перед Богом, и оно непременно засчитывается человеку, как его благодеяние, и плоды такого благодеяния Бог может направить на помощь самому человеку в любое время и в любом виде.
В храм нужно приходить, чтобы выразить почтение Божеству. Это поможет нам подняться на уровень благости. Долг каждого цивилизованного человека - выполнять указания священных писаний и выражать почтение Верховной Личности Бога.
БОГ: Если говорить о храме Бога Кришны, то в современном мире Бог отменяет поклонение божествам. Это путь преданных староверов. Преданные Бога Кришны не должны иметь никаких изображений или мурти, но поклоняться Богу Кришне, как ВЫСШЕМУ ДУХУ. Для этого на стенах храма должно быть изображение знака ОМ, или на санскрите или на родном языке, что есть обозначение Бога Кришны, допустимое в храме Бога Кришны и перед ним поклоняться Богу Кришне есть Воля Бога Кришны. Никому другому в храме поклоняться нельзя, ЗАПРЕЩЕНО. Никаким воплощениям Бога Кришны, никаким духовным учителям. Также, верующие в храме Бога Кришны должны поклоняться, непременно жертвовать в храм, помогать храму в разных бытовых вопросах, должны здесь также приобретать Святое Писание, могут общаться со священнослужителями и другими преданными Бога Кришны, могут в стенах храма обсуждать вопросы, возникающие в процессе преданного служения, помогать друг другу, убирать храм и прилежащие к нему строения и территории, могут также просто поклоняться Богу Кришне, встав на колени перед Знаком ОМ и поклоняться на отдельном коврике по 100-300 раз, ибо поклонение Богу Кришне на коленях входит в процесс преданного служения Богу Кришне, и преданный в день должен поклониться Богу от 300 до 1000 или более раз. Поклонения могут быть и дома и в храме. Также, в храме должны быть установлены сидения, где человек может в благостной обстановке сидеть и читать Святые Писания или группа преданных и их обсуждать или просто человек может читать сам. Также, отменяется в храме приготовление прасада. Храм не обязан кормить прихожан, не обязан раздавать еду, но все средства храма направлять на его поддержание, на новые постройки, на содержание служителей храма, на помощь духовным учителям, которых Бог не отменяет, но к которым не должно быть оказано почтение, как к Самому Богу Кришне и которые могут не работать, изучать и проповедовать Слово Бога, но так, чтобы не отклоняться от Писаний и не добавлять к ним ничего от себя, но строго придерживаясь именно СЛОВА БОГА В СВЯТОМ ПИСАНИИ и помогая людям через призму Святого Писания понимать присутствие Бога Кришны в материальном мире и также видеть все ситуации в личной жизни через Слово Бога, как и, непременно, видеть во всем Волю и План Бога.
ТЕКСТ 12
абхисандхайа ту пхалам
дамбхартхам апи чаива йат
иджйате бхарата-шрештха
там йаджнам виддхи раджасам
абхисандхайа - желая; ту - но; пхалам - результат; дамбха - (для удовлетворения) гордыни; артхам - предназначенное; апи - также; ча - и; эва - безусловно; йат - которое; иджйате - совершается; бхарата-шрештха - о лучший из Бхарат; там - то; йаджнам - жертвоприношение; виддхи - знай; раджасам - относящееся к гуне страсти.
Но жертвоприношение, совершаемое ради достижения материальных целей или из гордости, о предводитель рода Бхараты, является жертвоприношением в гуне страсти.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «12.Но то жертвоприношение, которое исполняется с большой сосредоточенностью на плодах, включая также жертвоприношение, совершаемое из гордости, о, Бхаратаршабха, такое жертвоприношение, знай, в гунне страсти.».
КОММЕНТAРИЙ: Некоторые люди совершают жертвоприношения для того, чтобы вознестись на райские планеты или получить материальные блага и преуспеть в этом мире. Подобные обряды и жертвоприношения относятся к деятельности в гуне страсти.
БОГ: Такие жертвоприношения были возможны во времена Арджуны. В обществе в тот период люди поклонялись полубогам, потусторонним непроявленным могущественным силам, как и претендовали на рождение в богатой семье, на хорошую карму, на власть и славу… Также, люди хотели получить рождение на райских планетах, и многие ради этой цели приносили соответствующим полубогам достаточно серьезные жертвоприношения. В современном мире такую цель, выполняя жертвоприношение, ставят только люди, стоящие на достаточно низких ступенях материального и духовного развития. Современный цивилизованный человек не ставит целью вознестись на райские планеты. Всех и каждого Бог Кришна ведет только на путь преданного служения, и отсюда только в свое время открываются врата на духовный план. Надо понимать, что современный человек не имеет понимания о том, что есть рай, не знает, на сколько это ему необходимо и нужно ли сюда устремляться, ибо это не проповедуется в матераильном мире, и преимущественно Бог Указывает человеку не на матераильное существование, а на духовный план, что есть конечная обитель человека, дающая ему и матераильные и духовные блага, как и сам путь преданного служения Верховному Владыке.
ТЕКСТ 13
видхи-хинам асриштаннам
мантра-хинам адакшинам
шраддха-вирахитам йаджнам
тамасам паричакшате
видхи-хинам - совершаемое вопреки указаниям писаний; асришта-аннам - не сопровождаемое раздачей прасада; мантра-хинам - то, при котором не исполняют ведические гимны; адакшинам - без вознаграждения священнослужителей; шраддха - веры; вирахитам - лишенное; йаджнам - жертвоприношение; тамасам - относящимся к гуне невежества; паричакшате - называют.
Любое жертвоприношение, совершенное вопреки правилам священных писаний, не сопровождающееся раздачей прасада [духовной пищи] и декламацией ведических гимнов, жертвоприношение, совершенное без вознаграждения священнослужителей и без веры, называют жертвоприношением в гуне невежества.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «13.Жертвоприношение, которое совершается без соблюдения предписаний шастр, без распределения прасада, без пения мантр, без вознаграждения священников и без надлежащей веры считается в гунне невежества.».
КОММЕНТAРИЙ: Вера людей, находящихся в гуне тьмы, по сути дела, является безверием. Иногда люди поклоняются какому-нибудь полубогу только для того, чтобы разбогатеть, а затем тратят эти деньги на развлечения, пренебрегая указаниями писаний.
БОГ: Нет. Если человеку Бог дает религиозный путь, веру, то непременно Бог эту веру и поддерживает, причем так в этой вере ведет человека, чтобы его вера на его ступени развития была наиболее полной или чтобы и качества человека этой вере соответствовали и форма его жизни. Никто в религии не прохлаждается, все работают и все извлекают качества для своей ступени развития достаточно высокие и те, которые и поднимут человека на более высокую ступень его религиозного развития. И в гунне тьмы человек хорошо обучаем и хорошо ведом Богом Кришной. Ничья вера не может быть названа «безверием», даже если человек, его вера, в гунне тьмы. Бог работает с творением АБСОЛЮТНО. Никто ничем просто так в матераильном мире не занимается и тем более религией. И надо понимать, что все наиболее высокие ступени веры произрастают из низких ступеней. Даже если человек поклоняется некоторому духу или полубогу или другому потустороннему живому существу, то и в таком случае он поклоняется Богу Кришне, и существуют плоды его поклонения, которые Бог и будет направлять на религиозное развитие человека, даже если он путь религии употребляет преимущественно для того, чтобы разбогатеть. В любом случае такой верующий уже понимает, что он зависимое, подчиненное живое существо, что все он получает из Рук Высших Сил, что сам он беспомощен и не может решать многие вопросы материального существования. Это понимание дорого стоит и так уже осознавший человек может Волею Бога подниматься и на ступени более прогрессивной религии.
Такие показные обряды и ритуалы нельзя считать проявлением подлинной религиозности. Все они совершаются в гуне тьмы, усиливают демонические наклонности и никому не приносят блага.
БОГ: У Бога нет ничего, что было бы бесполезным и бесплодным. Любое жертвоприношение, путь оно и приследует сугубо личные материальные интересы, пусть оно и проводится с отклонениями от предписаний вед во времена Арджуны (или у отсталых народов в современном мире), в любом случае Бог даст человеку, проводящему такой религиозный ритуал, то благостное чувство, то религиозное понимание и то ощущение, то своего рода религиозное состояние, ту веру, тот настрой на Высшие Силы, которые в эмоциональном и психическом плане непременно и потрясут и буквально еще более вовлекут в веру и ее великую непостижумую мистику и радость. Это хорошо запоминается религиозным человеком и формирует в нем ту религиозную основу, которая уже будет незыблема и только утверждаться и развиваться с дальнейшей любой религиозной практикой, воодушевляя человека и усиливая его веру, как и направляя качества человека на религию, аскетизм, воздержание, поконениие, смирение… Никогда религиозные практики, включая жертвоприношения, как бы они ни исполнялись, не могут усиливать демонические качества человека. Это абсурд, домысел, незнание работы Бога над творением, невежество. Бог Кришна работает с творением Абсолютно. Волею и Планом Бога все поднимаются только вверх в своем материальном и духовном развитии.
ТЕКСТ 14
дева-двиджа-гуру-праджна-пуджанам шаучам арджавам
брахмачарйам ахимса ча
шарирам тапа учйате
дева - Верховному Господу; двиджа - брахманам; гуру - духовному учителю; праджна - личности, достойной поклонения; пуджанам - поклонение; шаучам - чистота; арджавам - прямота; брахмачарйам - целомудрие; ахимса - непричинение насилия; ча - также; шарирам - имеющий отношение к телу; тапах - аскетизм; учйате - считается.
Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «14.Поклонение Верховной Божественной Личности, брахманам, духовному учителю, личности, обладающей совершенными знаниями, чистота, простота, следование по пути духовных учителей (безбрачие), также неприменение насилия – все это, имеющее отношение к телу, называется тапасьей тела.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь Верховный Господь начинает описывать различные виды тапасьи, аскезы. Сначала Он говорит об аскезе для тела. Человек должен выражать или учиться выражать почтение Богу и различным полубогам, настоящим, идеальным брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу, матери или любому, кто обладает ведическим знанием. Всех их следует почитать.
БОГ: На самом деле аскезой для тела для современного преданного может быть ТОЛЬКО ПОКЛОНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БОГА КРИШНЫ. Все остальное – ни есть аскеза тела религиозного высокого порядка, есть обычные усилия человека, которые всегда сопровождают его телесное существование в материальном мире. Не должен человек более поклоняться ни духовному учителю, ни материальным родителям, ни несуществующим полубогам, ни тем более брахманам, которые ушли в прошлое и должны быть забыты, ни любому, кто претендует на полное знание Святого Писания. Только Богу Кришне надо поклоняться, а к остальным по мере возможности и необходимости относиться с разумным почтением.
Необходимо также всегда заботиться о внешней и внутренней чистоте.
БОГ: О внешней чистоте заботиться можно настолько, насколько даст Бог. Об этом заботится каждый в материальном мире. Это не особая заслуга человека перед Богом. А что касается внутренней чистоты, то это достигается в матераильном мире для преданных через путь преданного служения, для материальных людей – через путь страданий и преодолений в колесе сансары, что есть работа Бога Кришны над каждым.
Нужно также научиться прямоте в отношениях с людьми.
БОГ: прямота есть материальное преимущественное качество, где люди говорят друг другу в глаза и лицеприятное и нелицеприятное, не заботясь о том, как эту, так называемую правду, примет человек, как он на нее отреагирует, не зная, насколько эта правда есть правда, не понимая, что не все можно говорить человеку прямо, что Бог сам изыщет пути, если что-то надо донести до человека, и сделает это абсолютно и через того, кого можно и так, как позволит карма человека. Преданный не должен никому открывать своей правдой глаза, должен быть предельно доброжелателен к любому и говорить так, чтобы человек не был словами бит или унижен, ибо только Бог Знает все причины и все следствия и почему тот или иной человек поступил так или иначе; и, когда надо будет, Бог ему правду может неоднократно сказать его мыслью или через того, кто это может сделать по своей карме и надлежащим образом.
Ни в коем случае нельзя делать того, что противоречит указаниям священных писаний. Половые отношения допустимы только в браке, ибо таково предписание шастр. Это называется целомудрием. Все это аскеза для тела.
БОГ: Этот вопрос о целомудрии Управляется только Богом Кришной. Все отношения между мужчиной и женщиной находятся под полным Управлением Личности Бога Кришны. Поэтому, преданный этот вопрос должен рассматривать строго относительно себя и никогда не пытаться другим людям, матераильным или нет, поставить на вид их тот или иной половой образ жизни, ибо только Бог соединяет и разъединяет пары, что происходит согласно Воле и Плану Бога на этих людей и их отношения, которые могут привести к рождению человека. Рождение человека – Свято. Это не решение и не желание людей, и потому к этому вопросу надо относиться предельно спокойно и не видеть в рождении ребенка грех двоих. Никто в этом вопросе не может противостоять Воле Бога.
ТЕКСТ 15
анудвега-карам вакйам
сатйам прийа-хитам ча йат
свадхйайабхйасанам чаива
ван-майам тапа учйате
анудвега-карам - не вызывающая беспокойства; вакйам - речь; сатйам - правдивая; прийа - для радости; хитам - благоприятная; ча - также; йат - которая; свадхйайа - изучением Вед; абхйасанам - занятия; ча - также; эва - непременно; вак-майам - относящаяся к речи; тапах - аскеза; учйате - называется.
Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «15.Слова, произнесенные без волнения, правдивые, также те, что приятные и благоприятные, также непременно слова, произносимые при изучении Вед и в преданном служении, имеющие отношение к речи, называются тапасьей речи (голоса).».
КОММЕНТAРИЙ: Своими словами нельзя причинять беспокойства другим. Разумеется, учитель, разговаривая с учениками и обучая их, должен говорить правду, но, обращаясь к другим, тем, кто не являются его учениками, он должен говорить так, чтобы своими словами не вызывать в их умах беспокойство.
БОГ: Надо знать, что речью человека в материальном мире полностью Управляет Бог, но согласно качествам человека, его интеллекта, опыта, знаниям, карме, Плану Бога на развитие человека, согласно карме других людей, в соответствии с качествами других людей, в соответствии с ситуациями и обстоятельствами, с его общей ступенью материального и духовного развития, в соответствии также с его запасом слов, с его эмоцтональным восприятием матераильного мира и присущими ему психическими состояниями, также в связи с его пониманием, памятью, убеждениями, мировоззрением. Но надо также знать, что речь есть и развивающее и воспитывающее, как и направдляющее средство Бога, которое Бог использует в материальном мире для развития людей. И потому речь материального человека в той или иной мере должна способствовать материальному, нравственному, интеллектуальному, религиозному, культурному и пр. развитию людей. Через кого надо, Бог будет говорить сдержанно, через кого надо, будет наставлять, через кого надо, обругает, через кого надо, утихомирит… Речь в матераильном мире работает на материальный мир, на связи, на отдачу долгов, на образование, на взаимопомощь, на наставления, на серьезные предупреждения, на создание и устранение конфликтов, на договоры, на ссоры, на извлечение уроков, на созидание, на обеспечение материальными благами, на исполнение работы и прочее. Бог не заботится о том, чтобы лишний раз речью человека, речью каждого не побеспокоить творение. Побеспокоит и так, что мало не покажется ни виновному, ни правому. Это надо все правильно понимать. Это есть работа Бога, это есть средство Бога для развития творения, это есть инструмент Бога, чтобы материальными средствами заставить или научить, или потребовать, или прогнать, или уполномочть, или остановить, или договориться… У всех речь развивается, как и умственный процесс, как и память, как и восприятия, как и чувства, как и отношения с другими людьми. Речь может быть грубой, требовательной, мягкой, убеждающей, защищающей, последовательной, логичной, критичной, правдивой, лицемерной, игнорирующей, доброжелательной, гневной, настойчивой, управляющей, мягкой, вызывающей, уклоняющейся, лживой, неискренней, сомневающейся, легкой, затруднительной… Каждый проходит в своем материальном пути все виды речи, все виды донесения другим своих желаний, требований, качеств, убежедний… Все люди могут говорить в разных диапазонах, с разной чистотой, с разным уровнем благости или страсти, или невежества в своей речи. Все есть путь развития человека, который поддерживает и которым Управляет в каждом только Личность Бога Кришны. Но что касается преданных, то все эти варианты речи преданные уже прошли, отрабатали, извлекли, и плоды своей речи они в хорошей степени Волею Бога уже пожали в виде качеств и пути преданного служения. В преданном служении преданные уже не должны поучать материальный мир и особо у него учиться, не должны более насиловать волю своей речью, преданный не должен пытаться речью выглядеть умным, мудрым, достойным, претендующим. Все это позади. Преданный не должен говорить много, часто, намеренно умно и нравоучительно, не должен речью бить, речью просвещать правдой и своим мнением, должен быть в речи прост и однозначен. Должен говорить так, как мыслит, и мыслить так, как говорит, просто и не против других и достаточно религиозно.
В этом состоит аскеза речи. Кроме того, мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимается духовной практикой, говорят лишь то, что подкреплено авторитетом священных писаний. Чтобы подтвердить сказанное, нужно всегда цитировать писания. Вместе с тем наша речь должна ласкать слух.
БОГ: Речь преданного не должна ласкать ничей слух. Он должен говорить просто, спокойно, без эмоций и с элементом отрешенности. Основные слова преданного в разговоре бытовом: Воля Бога, Милость Бога, Бог Знает, Бог помилует, Хвала Богу, Бог поможет. Этими словами можно ответить на любой вопрос и любого успокоить. Пересказывать другим Слово Бога из Святого Писания преданный не обязан. Достаточно просто сказать человека, что, если он что-то не понимает, пусть читает Святое Писание. Там все сказано.
Используя таким образом свою речь, человек сам получает высшее благо и возвышает других. В нашем распоряжении огромное количество ведических произведений, и их нужно изучать. Все это составляет аскезу для речи.
БОГ: Преданный не должен своей речью пытаться кого-либо возвышать. Его вообще не должно интересовать ничье положение, ничьи интересы, ничьи мнения. Он никому и ничего не должен объяснять, не должен думать о ступени материального развития других, не должен никого поучать, но может просто ответить на вопросы достаточно кратко и просто, упоминая слова: карма, круговорот сансары, Воля Бога, Бог поможет, каждый стоит на своей ступени развития, которую Знает только Бог Кришна…читайте Писание, там все сказано.
ТЕКСТ 16
манах-прасадах саумйатвам
маунам атма-виниграхах
бхава-самшуддхир итй этат
тапо манасам учйате
манах-прасадах - удовлетворенность на уровне ума; саумйатвам - отсутствие двуличности; маунам - сдержанность; атма - себя; виниграхах - контроль; бхава - своей природы; самшуддхих - очищение; ити - таким образом; этат - эта; тапах - аскеза; манасам - ума; учйате - зовется.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «16.Удовлетворенность ума, правильный образ мышления, молчаливость, самоконтроль, очищение своего существования, таким образом, считается тапасьей ума.».
КОММЕНТAРИЙ: Чтобы сделать ум аскетичным, необходимо воздерживаться от чувственных удовольствий. Ум следует приучить всегда думать о том, как сделать добро другим. Лучший способ обуздать ум - быть сдержанным в мыслях. Человек должен всегда помнить о Кришне и избегать чувственных удовольствий.
БОГ: Все это как бы правильно. Но не сможет преданный этим путем и такими средствами обуздывать свой ум. Это возможно только через полноценный и старательный, как и долгий путь преданного служения и сотрудничества с Богом Кришной, и только через этот путь Бог Кришна Сам поможет преданному мыслить достаточно смиренно, направленно на Бога, контролируя свой мыслительный процесс постоянно, с постоянным внутренним обращением к Богу Кришне, когда Бог дает искушения или мысли преимущекственно материального и заинтересованного порядка. Преданный должен начинать чувствовать в себе Бога Кришну, как Бог подает мысль, удерживает на ней внимание, начинает искушать мыслью, вовлекать в тот мыслительный процесс, который далек и от преданного служения и от помощи другим людям, но уводит в рассуждения, сомнения, осуждение других людей, вовлекает в материальные события, но не видит стоящего за всем Бога, а, опять же, людей. Преданный должен улавливать в себе такие моменты нежелательной мысли и тотчас просить Бога помочь, убрать такой мыслительный процесс. И должен увидеть, как Бог реально материальный или греховный мыслительный процесс забирает и… дает другой. И здесь бдительность преданного необходима… Эта работа над мыслительным процессом в себе, его контролем, наблюдение за ним, не имеет границ. То же самое человек начинает улавливать и касательно желаний, чувств, речи… Все время требуется помощь Бога, непрерывная… Аскетизм мысли – вещь далеко не простая, и, достигая такое качество, преданный начинает понимать, что его мысль как не работает, в голове пустота, легкость, неотягощенность ничем, ничто уже не имеет никакой первоочередности и важности, ничьи мнения не интересны, никакие события мысль уже не прокручивает и отпускает, не напрягая и не вовлекая ни во чте извне. И в то же время, как только он обращает свой взгляд, например, к Святому Писанию, мысль его тотчас становится правильной, религиозно активной, понятливой, комментирующей, легко воспринимая тексты Писания, и давая этим наслаждение.
Очистить свою природу - значит развить в себе сознание Кришны. Обрести удовлетворенность можно только тогда, когда мы отучим свой ум думать о чувственных наслаждениях. Чем больше мы о них думаем, тем менее удовлетворен наш ум. В наше время люди без всякой необходимости постоянно возбуждают свой ум мыслями о всевозможных наслаждениях, тем самым лишая его возможности обрести удовлетворение.
БОГ: Все в Руках Бога Кришны; все достигается через полноценное старательное преданное служение, все достигается в процессе сотрудничества преданного с Богом Кришной, все есть непрекращающийся труд над собой, но только в преданном служении, куда входят все рекомендации Святого Писания. Что же касается удовлетворенности, то для преданного пусть это состояние остается благим пожеланием. Пока человек в материальном мире в материальном теле, его есть чему научить, что в нем развить и через какие практики провести. А это есть ничто иное, как наставления Бога Кришны, как в материальной жизни, так и в пути преданного служения. Наслаждаться здесь миром в себе и удовлетворением не так и получится или через три раза. Но удовлетворение может состоять лишь в том для преданного, что он уже на том пути, который завершает материальный путь и есть необратимый. Вот все удовлетворение. Но значимость такого понимания велика. Что касается чувственных наслаждений, то это то, что сам преданный себе опять же не регламентирует. Все эти вопросы решает Бог, но просто преданного подключает в этих вопросах к сотрудничеству через Слово Бога в Святом Писании, ибо человек должен иметь те духовные знания, которые и дадут ему понимание, в чем именно можно и надо сотрудничать с Богом в плане своего материального и духовного развития, куда входит отрешение от объектов материального мира в плане наслаждения ими. Но преданный также должен знать, что и в такой внутренней установке на отрешение от внешних наслаждающих объектов, Бог Кришна может дать преданному все же и наслаждения и удовлетворение чувств. Если это входит в План Бога, преданный получит то, что ему предназначено, как бы он в себе не протестовал. Такое тоже у Бога Кришны может быть. Это надо понимать.
Самое лучшее - занять ум изучением ведических писаний, в которых есть множество интересных и увлекательных историй. Особенно это касается Пуран и «Махабхараты».
БОГ: Нет. Старые ведические писания, включая Пураны и Махабхарату, как и Шримад-Бхагаватам – запрещены Богом для современных преданных в современном мире. Есть НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ. На них и надо сосредоточивать ум и разум и не искать в Святом Писании развлечений и не строить свой религиозный мыслительный процесс и понимание на мифических событиях и персонажах, которых никогда не существовало.
Знание, содержащееся в них, очистит наш ум от материальной скверны.
БОГ: И не чистило и не очистит. Это неавторитетные писания, были предназначены для древних, для их ступени развития и уровня мыслительного процесса. В современном мире эти старые писания объявлены Богом Кришной неавторитетными и запрещены к изучению, как и запрещается на них ссылаться или их рекомендовать в современном мире.
Кроме того, необходимо отучить ум от лицемерия и научиться заботиться о людях.
БОГ: Преимущественно преданный, как и все другие люди, должен заботиться о членах своей семьи. И если Бог даст ему, то Волею Бога будет помогать и тем, кто к нему, преданному, обратиться. Надо понимать, что преданные Бога Кришны в исключительных случаях могут быть людьми обеспеченными и также они почти не обладают излишками времени. Все свое время они обязаны отдавать преданному служению, работе и семье. В этих условиях они ни есть те люди, которые могут заботиться о благах других или оказывать людям существенную материальную помощь. Но отчасти и по силе преданного Бог бадует давать преданным такую возможность, но в свою меру. Это надо понимать.
Хранить молчание - значит всегда думать о природе духа.
БОГ: И что тут можно надумать, думая о некоей природе духа? Если уж о ком-то думать, то только и единственно о Боге Кришне и преданном служении. А «природа духа»… - это что такое? Где о природе духа в Святом Писании Говорит Бог? Это о чем речь? О душе или о Боге? Бог Кришна – ЧИСТЫЙ ДУХ. Его природа – ИЗНАЧАЛЬНАЯ, ИЗВЕЧНАЯ. Дальше надо думать о Личности Бога Кришны. Это действительно можно сделать молча, думая о качествах Бога, о Слове Бога в Святом Писании.
В этом смысле человек в сознании Кришны всегда хранит молчание. Обуздать ум - значит оторвать его от мыслей о чувственных удовольствиях. Нужно быть прямодушным в отношениях с людьми, и тогда наше сознание очистится. Все это, вместе взятое, составляет аскезу для ума.
БОГ: Обуздать ум означает сотрудничать с Богом Кришной, заниматься старательным всеобъемным долгим преданным служением, быть постоянно бдительным по отношению к своему мыслительному процессу и непрерывно просить Бога убрать те мысли, те соблазны, те посулы, которые Бог через ум будет посалать преданному все его преданное служение в материальном мире.
ТЕКСТ 17
шраддхайа парайа таптам
тапас тат три-видхам нараих
апхалаканкшибхир йуктаих
саттвикам паричакшате
шраддхайа - с верой; парайа - трансцендентной; таптам - совершаемая; тапах - аскеза; тат - та; три-видхам - включающая три вида; нараих - людьми; апхала-аканкшибхих - которые не стремятся к плодам своего труда; йуктаих - практикующими; саттвикам - относящаяся к гуне благости; паричакшате - называют.
Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «17.Эта, описанная выше тапасья (тела, речи, ума), бывает трех видов (в зависимости от трех гунн материальной природы). Исполнение тапасьи без стремления к ее плодам называется тапасьей в гунне добродетели.».
ТЕКСТ 18
саткара-мана-пуджартхам
тапо дамбхена чаива йат
крийате тад иха проктам
раджасам чалам адхрувам
сат-кара - уважение; мана - почет; пуджа - и поклонение; артхам - та, цель которой; тапах - аскеза; дамбхена - гордостью; ча - также; эва - безусловно; йат - которая; крийате - совершается; тат - та; иха - здесь (в этом мире); проктам - называемая; раджасам - относящаяся к гуне страсти; чалам - неустойчивая; адхрувам - непостоянная.
Aскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «18.Тапасья, которая исполняется ради уважения, чести, поклонения, также та тапасья, которая исполняется из гордости, такая тапасья в этом мире, говорится, в гунне страсти, временная, непостоянная.».
КОММЕНТAРИЙ: Иногда аскезу совершают для того, чтобы привлечь к себе внимание людей, заслужить почет, уважение и заставить других поклоняться себе. Люди в гуне страсти побуждают своих последователей поклоняться им, омывать их стопы и делать дорогие подношения. Такая показная аскеза называется аскезой в гуне страсти. Она не может быть постоянной. В течение какого-то времени человек совершает такие аскетические подвиги, но рано или поздно этому приходит конец.
БОГ: В современном мире человек не стремится именно через тапасью заслужить почет и уважение людей. Люди далеко не через такие пути решают свои вопросы касательно того, чтобы их уважали или перед ними поклонялись. В современном мире поклоняются тем, у кого деньги, власть, большие таланты, богатство… поклоняются успешным, независимым, имущим… Аскетические подвиги перешли на уровень зрелищ и досуга. Аскетизм в гунне страсти потерял свой вид, привлекательность, как и к себе почтение. Но во времена Арджуны для современников имело смысл говорить об аскетизме в гунне страсти; для них и предназначен был этот текст. Если в современном мире человек будет устремлен к аскетическому образу жизни, то он будет уже исходить не из той причины, чтобы ему поклонялись, но скорее всего, побуждаемый в себе Богом Кришной на такой вид духовного и материального развития, где человек желает себе совершенство, он будет действовать по своему почину, не пожелает себя связывать религиозными требованиями и подчинением религиозным устоям, но как бы будет устремлен достичь результат обособленным путем, не имеющим к религии отношения… Такие потуги в надуманном аскетизме в свое время принесут ему разочарование. Никто им не будет восхищаться и материальных благ такие устремления не принесут. Но вот плоды у таких стараний все же будут и будут непременно. И эти плоды проявятся в качествах такого человека, которые в нем разовьют его аскетические старания, и эти качества Бог Кришна в свое время использует, когда будет решаться вопрос о начале пути преданного служения для этого человека. Ибо ничего у Бога не бывает зря, и все работает непременно на подъем человека по ступеням материального и духовного развития вверх.
ТЕКСТ 19
мудха-грахенатмано йат
пидайа крийате тапах
парасйотсаданартхам ва
тат тамасам удахритам
мудха - в глупости; грахена - с упорством; атманах - себя; йат - которая; пидайа - с истязанием; крийате - делается; тапах - аскеза; парасйа - другого; утсадана-артхам - для того, чтобы погубить; ва - или; тат - та; тамасам - относящаяся к гуне тьмы; удахритам - считающаяся.
Aскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «19.Тапасья, которая исполняется глупцом, идущим на поводу своего ума и заключающаяся в самоистязании или ведущая к гибели других, считается в гунне тьмы.».
КОММЕНТAРИЙ: Есть немало примеров глупой и бессмысленной тапасьи. Например, демон Хираньякашипу наложил на себя суровую аскезу для того, чтобы обрести бессмертие и уничтожить полубогов. Он просил об этом Господа Брахму, но в конечном счете сам был убит Верховной Личностью Бога. Совершать аскетические подвиги ради достижения недостижимых целей - значит действовать в гуне невежества.
БОГ: В современном мире только отсталые народы, те, кто на низших ступенях материального развития, могут совершать тапасьи, опасные для здоровья и жизни человека, как собственного, так и других людей. Обычно тапасья может исполняться человеком сколько-нибудь знакомым с ведами или тем, кто наслышан о разного рода тапасьях и желает, наложив на себя достаточно суровую тапасью, этим заслужить расположение Высшх Сил и таким образом, минуя строгую религию, достичь совершенство или Милость Высших Сил, которые бы ему за это даровали те качества высокого порядка или мистичекое могущество, которые бы могли открыть человеку дверь чаще всего на райский план и здесь наслаждения материального порядка. Но, как правило, и здесь человек не достигает райский план, не говоря уже о духовном плане, но, тем не менее, развивает те качества, которые в свое время Бог Кришна и употребит в пути преданного служения Богу Кришне. Это – терпение, смирение, умение преодолевать, решимость, старание, устремление к совершенству, неприхотливость, выносливость…