98.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 15. ТЕКСТ 6-7.
98.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 15. ТЕКСТ 6-7.
ТЕКСТ 6
на тад бхасайате сурйо
на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама
на - не; тат - ту; бхасайате - освещает; сурйах - солнце; на - не; шашанках - луна; на - не; паваках - огонь (электричество); йат - в которую; гатва - придя; на - не; нивартанте - возвращаются; тат дхама - та обитель; парамам - высшая; мама - Моя.
Эта Моя высшая обитель не освещена ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни электрическим светом. Те, кто достигает ее, больше не возвращаются в материальный мир.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «6.Моя Высшая Обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством и, достигнув ее, не возвращаются.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь описан духовный мир, обитель Верховной Личности Бога, Кришны, которую называют Кришналокой, или Голокой Вриндаваной. В духовном мире не нужно ни солнца, ни луны, ни электричества, ибо все планеты там сами излучают свет. В этой вселенной есть только одна такая планета, Солнце, а в духовном небе все планеты излучают сияние.
БОГ: Сама по себе планета не может излучать свет. Этот свет на духовном плане исходит от Тела Бога Кришны.
Сиянием этих планет (Вайкунтх) залито все духовное небо, и это сияние называют брахмаджьоти.
БОГ: Не существует безличного сияния брахмаджйоти. Свет исходит непосредственно от Духовного Тела Бога Кришны. есть Божественная энергия, неотличная от Бога Кришны, в каждой своей точке каждое мгновение есть Сам Бог Кришна полным Своим целым, все пронизывающий Собой и во всем остающийся, как все проницающая, все покрывающая, во всем присутствующая Личность Бога.
Изначальным источником этого сияния является планета Кришны, Голока Вриндавана. Часть брахмаджьоти покрыта махат-таттвой, она образует материальный мир. Однако большую часть духовного неба занимают духовные планеты, Вайкунтхи, главной среди которых является Голока Вриндавана.
БОГ: Нет у Бога Кришны другого источника света, кроме Самого Бога Кришны. Брахмаджйоти, как безличной ипостаси Бога, не существует. А потому ничем она не покрыта. Это неавторитетные знания старых вед.
Пока живое существо пребывает во тьме материального мира, оно будет оставаться в обусловленном состоянии.
БОГ: Да, это так. Но материальный мир не следует называть тьмой. Это абсолютное творение Бога, которое не погружает во тьму, а из нее поднимает и средствами материального мира развивает Волею Бога те качества, которые в свое время и выводят человека за пределы материального существования на духовный план.
Однако стоит ему порвать все связи с иллюзорным деревом материальной жизни, которое является искаженным отражением духовной реальности, как оно достигнет духовного неба и обретет свободу.
БОГ: Не все так просто и гладко и не по желанию человека. Материальный мир для живого существа ни его тюрьма, и ни выбор живого существа. Это путь единственный и необратимый для развития живых существ в материальном мире и для подъема их на духовный план. Волею Бога живое существо должно пройти все этапы материального развития в условиях материального мира, вращаясь в колесе сансары и развивая качества высокого материального и духовного уровня, которые непременно в свое время выводят человека на путь преданного служения, и только отсюда человек может развить те высокие духовные качества, которые Волею Бога и откроют врата на духовный план. Невозможно человека в этом его пути развития торопить, невозможно от него требовать порвать с материальным миром, ибо эти вопросы решает только Личность Бога, работая с каждым, поднимая каждого, зная ступень развития каждого и направляя каждого через тот материальный опыт, через те материальные и духовные практики, которые работают с человеком адресно и поднимают его на тот уровень своего развития, который один определяет Волею Бога, пора или нет еще выйти за пределы материального мира. Человек в этом вопросе полностью подчинен Личности Бога, есть зависимое от Бога живое существо и сам ничего не решает.
После этого оно больше не возвращается в материальный мир. В обусловленном состоянии живое существо считает себя властелином материального мира, но, обретя освобождение, оно вступает в пределы духовного царства и получает возможность общаться с Верховной Личностью Бога. Там оно наслаждается вечным блаженством, вечной жизнью и совершенным знанием.
БОГ: В условиях материального мира для развития живых существ, человека, Бог именно через иллюзорные энергии Бога дает понимание каждому, что этот материальный мир он может использовать, может им наслаждаться, может его исследовать, постигать его закономерности и законы, его возможности, можно в некоторых вопросах и пытаться управлять этим материальным миром или даже подчинять его. Да, это работа иллюзорных энергий Бога, которые и должны так работать для материального мира, и человеку позволительно видеть себя творящим, подчиняющим, развивающим, привносящим, приспосабливающим материальный мир к себе и своим нуждам… Отсюда науки, отсюда исследования, отсюда понимание о своих возможностях человека, о своей необходимой активности и участии в вопросах приобщения материального мира к своим нуждам и интересам. Человек входит в контакт с материальным миром, с живой и неживой природой, проникает вглубь земли, в морские глубины, исследует космическое пространство, входит в глубь атома, постигает, по сути, законы материального мира и его устройства, управляет божественными материальными энергиями, используя их в своих нуждах, направляя на технических прогресс… Все это есть развитие человека, его ума, разума, качеств, отношений, все это изменяет быт человека, его возможностей, дает опыт, дает цивилизации новые направления в развитии и в достижениях, все, так или иначе, но охватывает всех людей материального мира, все помогает людям более точно проявлять себя, вовлекаться в самые разнообразные материальные игры и роли развивающего порядка. Человечество именно потому, что становится активным, видя плоды труда своей цивилизации, поднимается постоянно по всем параметрам своего материального развития вверх, достигая тот уровень мыслительных возможностей и пониманий, который сможет в свое время и вывести Волею Бога на путь преданного служения. Человек, считая себя творцам, считая себя причиной и пока не видя за всем стоящего Бога, именно поэтому и может быть активным, целеустремленным, добивающимся, требовательным к себе, берущим на себя все удачи и неудачи, ищущим ответа, преодолевающим и мыслящим в границах материального мира и глубоко и всеобъемно, и скрупулезно, и неотступно. В свое время, уже в пути преданного служения, когда материальный мир, погрузив человека в иллюзию, через это разовьет в нем все необходимые качества, тогда человеку на ступенях преданного служения можно и узнать, Кто за всем стоит и Кто всем на самом деле Управляет. И это будет уже вовремя, ибо материальный мир все человеку за его активность воздал, и теперь эта активность не нужна, ибо качества уже готовы, и далее следует думать уже об этих качествах в плане их максимального одухотворения через путь преданного служения, чтобы Бог благословил выход уже подготовленного живого существа на духовный план, ибо в материальном мире ему больше и делать нечего.
Эти сведения должны возбудить в нас желание попасть в вечную обитель Господа, вырвавшись из ловушки этого ложного мира, являющегося лишь отражением реальности.
БОГ: Вопрос о выходе на духовный план не может решать человек, но решает только Личность Бога, когда качества человека уже для этого подходят. Возбудить человека, описывая ему духовный план, невозможно. Ибо в условиях материального существования без необходимых качеств и духовных знаний, которые даются только через путь преданного служения, что-либо понять о духовном плане невозможно, как и наполниться сильным желанием оставить материальный мир. Никогда материальному человеку материальный мир не может показаться ловушкой, ибо материальный мир устроен Богом абсолютно и в полном соответствии и телесным существованием живых существ и ориентирован на все ступени материального развития; все здесь Волею Бога находят для себя свое убежище и все необходимое для существования в любой среде, в любой форме тела, на любой уровне понимания и мыслительной деятельности.
Тому, кто слишком привязан к материальному миру, очень трудно разорвать эти узы, однако, встав на путь сознания Кришны, человек может постепенно сделать это. Для этого ему необходимо общаться с преданными, теми, кто обладает сознанием Кришны. Нужно найти общество сознающих Кришну людей и научиться у них тому, как можно служить Богу. Только тогда можно освободиться от привязанности к материальному миру.
БОГ: Привязанность к материальному миру дает человеку Бог, ибо человек должен быть привязан и нуждаться в том, что до времени есть его место обитания, и другого места Бог не дает. Ибо человек находится строго по месту своего назначения, где все есть необходимо и для его развития, и для поддержания тела, и для его проявления, и контактов с внешним материальным миром. Также, человек не «слишком» привязан к материальному миру, а в свою меру, ибо все под полным контролем Бога, и в этом сомневаться нельзя. Каждому живому существу Бог отводит по его телу свое место обитания, свой вид, свою еду, свой кров, свою защиту, свои возможности и свое окружение... Также, что касается преданного служения, то этот вопрос относительно каждого в свое время решает только Личность Бога Кришны. В современном мире современному человеку нет необходимости непременно искать общество сознания Бога Кришны. Есть Новые Святые Писания. Бог направит на них того, кому пора уже понимать и мыслить иначе, кто готов по своим качествам начинать преданное служение Богу Кришне.
Чтобы избавиться от тяготения к материи, мало облачиться в шафрановые одежды.
БОГ: Вздор. Это отменяется. Преданный Бога Кришны не должен одевать дхоти. Забыли. Обычная мужская одежда для мужчин и юбка по щиколотку с кофтой с рукавом в три четверти для женщины, платок на голове, завязанный назад. Это при посещении храма.
Необходимо прежде всего привязаться к преданному служению Господу. Поэтому нужно со всей серьезностью отнестись к тому факту, что путь преданного служения, которому посвящена двенадцатая глава «Бхагавад-гиты», - единственный способ выбраться из этого иллюзорного мира, отражения реального дерева.
БОГ: Привязаться к преданному служению невозможно. Желание и основание заняться преданным служением дает человеку Личность Бога Кришны строго в свое время, и этот процесс у каждого индивидуален и возможен только тогда, когда качества человека это позволяют, что будет видно по его желанию и направлению мыслительного процесса на Новые Святые Писания преимущественного.
В четырнадцатой главе рассказывалось об оскверняющем влиянии материальной природы на различные виды и формы деятельности. И только про преданное служение говорилось, что оно полностью духовно.
БОГ: Гуны материальной природы есть Сам Бог Кришна. работающий с живыми существами через Свои иллюзорные энергии, помогая подниматься по ступеням своего материального развития, а также духовного в теле уже человека. Что касается преданного служения, то оно не является чисто духовной деятельностью преданного. Чистая духовность присутствует только в Боге Кришне и труд Бога в материальном мире, как и на духовном, Чисто Духовный, или Абсолютный.
Особое значение имеют употребленные здесь слова парамам мама. Каждый уголок творения принадлежит Верховному Господу, но духовный мир называют парамам, то есть исполненным шести совершенств.
БОГ: «тад дхама парамам мама» - это Высшая Моя Обитель. Речь о духовном плане, куда и попадают живые существа, достигшие необходимых качеств в условиях материального мира. Но если говорить о духовном плане, то здесь достаточно более достояний, которыми могут наслаждаться живые существа, но и здесь не только наслаждаются, но и непременно заняты преданным служением, что, опять же, есть путь и материального и духовного развития, который тоже поднимает вверх, очищает, развивает качества высокого духовного порядка, а материальные качества здесь постепенно ослабляются, ибо человек должен быть одухотворен в хорошую меру, чтобы выполнять некоторые достаточно важные вещи, которые связаны и с материальным миром в плане его развития и планирования жизни в нем живых существ.
В «Катха-упанишад» (2.2.15) также сказано, что в духовном мире не нужен ни солнечный, ни лунный, ни звездный свет (на татра сурйо бхати на чандра-таракам), ибо все в том мире озарено светом внутренней энергии Верховного Господа. Достичь этой вечной обители можно, только предавшись Господу, и никак иначе.
БОГ: Достичь духовный план можно только через полноценный, полнооббъемный, старательный и продолжительный путь преданного служения, где одним из составляющих качеств, которые должен развить преданный, это вручение себя Богу Кришне, что происходит строго по Воле Бога, что подлежит развитию всегда и что имеет также свои границы, ибо полностью положиться на Бога Бог Кришна не позволит ни в материальном мире ни на духовном, ибо это препятствует процессу развития человека, что недопустимо.
ТЕКСТ 7
мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрити-стхани каршати
мама - Моя; эва - безусловно; амшах - фрагментарная частица; джива-локе - в мире обусловленного бытия; джива-бхутах - обусловленное живое существо; санатанах - вечное; манах - ум; шаштхани - (числом) шесть; индрийани - и чувства; пракрити - в царстве материальной природы; стхани - находящиеся; каршати - пытается одолеть.
Живые существа в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «7.Мои частицы, вечные живые существа, обусловленные в материальном мире, с шестью чувствами, включая ум, будучи расположенными в материальном мире, тяжело борются за свое существование (обретая качества).».
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе ясно описана природа живого существа. Живое существо вечно остается отделенной частицей Верховного Господа.
БОГ: Не следует искажать Слово Бога. Живое существо есть энергия Бога, облаченная в тело, что создает впечатление, что все живые существа самостоятельные, в какой-то мере имеющие независимость. Не так. Это всегда, извечно отделенные НЕОТДЕЛИМЫЕ от Бога живые существа. Зависимые полностью, ибо в каждом присутствует Бог неизменно, Управляя живым существом в полной мере, так, что не остается и мельчайшей толики свободы. Живые существа сотворены из Тела Бога, из Божественных энергий Бога, которым надо одухотворяться, что происходит только через материальный мир и далее через преданное служение на духовном плане. Эти частицы Бога на уровне развития человека (и до человеческой формы жизни) никогда не могут быть представленными себе самим, никогда не могут действовать самостоятельно, никогда не могут мыслить и понимать самостоятельно, ни одного движения не могут осуществить без Воли и Плана на то Бога. Это невозможно. ВСЕГДА ЖИВОЕ СУЩЕСТВО РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО В СТОРОНУ Бога, но никогда Бога достичь не может ни по каким параметрам. И, тем не менее, должно служить Богу, ибо эта работа направлена на Жизнь и живого существа и всего творения Бога Кришны.
Не следует думать, будто оно обладает индивидуальностью только в обусловленной жизни, а получив освобождение, сливается с Верховным Господом. Оно вечно остается отделенной частицей Всевышнего.
БОГ: Не обладает живое существо никакой индивидуальностью. Все энергии Бога есть суть ОДНО. Все развиваются Одним Богом, в одном направлении с требованием развития одних качеств. Все и каждый должны служить Богу Кришне, как один, без отклонений, без особенностей, проявляя своей службой Богу Кришне только одни качества, один результат, зная один в себе мыслительный процесс, неотличный от Воли Бога Кришны.
Здесь ясно сказано: санатанах.
БОГ: «джива-бхутах санатанах» - перевод: «Извечные живые существа.». Ни о каком извечном, независимом индивидуальном положении живых существ в тексте не говорится. Ибо такого нет, и такое Бог не провозглашает нигде в Писании.
Согласно Ведам, Верховный Господь проявляет Себя в Своих бесчисленных экспансиях.
БОГ: У Бога Кришны нет экспансий. Веды – неавторитетные писания, запрещены Богом Кришной.
Его первичные экспансии называют вишну-таттвой, а вторичные - живыми существами.
БОГ: Нет у Бога Кришны никакой первичной экспансии вишну-таттвы. Живые существа есть не экспансии Бога, а творение Бога Кришны.
Иначе говоря, вишну-таттва - это личностные экспансии Господа, а живые существа - Его отделенные экспансии.
БОГ: Нет. Есть Бог Кришна и Его творение. Никаких личностный и прочих экспансий у Бога Кришны нет.
К числу личностных экспансий Господа относятся Его разнообразные формы: Господь Рама, Нрисимхадева, Вишнумурти и все повелители планет Вайкунтхи.
БОГ: Вымысел. Веды – неавторитетные писания. Нет У Бога Кришны никаких личностных и прочих экспансий. Бог Кришна – ОДИН.
Отделенные экспансии Господа, живые существа, являются Его вечными слугами.
БОГ: Живые существа ни есть экспансии Бога Кришны. Это – творение Бога, отделенные НЕОТДЕЛИМЫЕ живые существа, энергетическое продолжение Бога Кришны.
Личностные экспансии Верховного Господа, Его индивидуальные проявления, существуют вечно.
БОГ: Нет у Бога Кришны никаких личностный экспансий. И нет никаких иных проявлений. Только Личность Бога Кришны. БОГ ОДИН.
И точно так же отделенные экспансии Всевышнего, живые существа, всегда сохраняют свою индивидуальность.
БОГ: Живые существа ни есть отделенные экспансии Бога Кришны и ни есть индивидуальные живые существа. Это не верно. Живые существа есть творение Бога Кришны, отделенные НЕОТДЕЛИМЫЕ И НЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, а полностью зависимые и подчиненные Богу Кришне живые существа, как энергии Бога, как продолжение Бога Кришны, которые неотъемлемы от Бога никогда.
Будучи частицами Верховного Господа, живые существа наделены частью Его качеств, одним из которых является независимость.
БОГ: Вздор. Нет у живых существ никакой независимости от Личности Бога и нет никаких качеств, сколько-нибудь подобных качествам Бога, ибо качества Бога направлены не на живые существа. Относительно живых существ Бог Кришна работает в полном ОТРЕШЕНИИ, никакие качества к ним не проявляя. Бог работает с творением БОЖЕСТВЕННЫМ ЗНАНИЕМ. И то, что живые существа принимают за качества Бога, есть ЗНАНИЕ БОГА.
Каждая духовная искра - живое существо - является индивидуальной личностью и обладает крупицей независимости.
БОГ: Живое существо не является индивидуальной личностью и не обладает независимостью ни в какой мере.
Злоупотребив своей независимостью, вечная душа становится обусловленной, а распорядившись ею должным образом, остается в освобожденном состоянии.
БОГ: Это сказки. Нигде душа не может ничем злоупотребить, тем более тем, чего у нее нет и не было (независимостью), нигде Волею Бога она не попадает в ситуацию, где можно чем-то злоупотребить. Обусловленность души в материальном мире есть необходимость, естественный путь развития живых существ, который в итоге выводит живые существа на духовный план.
В любом случае живое существо является вечным, так же как и Сам Верховный Господь. В освобожденном состоянии живое существо, не обусловленное материальной природой, служит Господу в трансцендентном сознании, а обусловливаясь, попадает под влияние материальных гун и забывает о трансцендентном любовном служении. Вследствие этого ему приходится вести суровую борьбу за существование в материальном мире.
БОГ: Если живое существо не обусловлено материальной природой, то это тот случай, когда человек через путь преданного служения достиг Волею Бога духовный план. В таком случае можно говорить об освобождении человека от уз материальной природы. Но все же об освобождении человека и на духовном плане говорить нельзя, ибо он всегда остается подчиненным и зависимым от Личности Бога живым существом. Для живого существа не существует полного освобождения. Везде он знает долг, обязанности и должен служить Личности Бога Кришне. Также, никогда не бывает так, чтобы человек из духовного плана падал в материальный мир. Это все есть неистинна, сказки старых вед для древних. В этом в свое время была необходимость. Современный человек должен хорошо понимать, что путь на духовный план необратим. Никто у Бога не падает. Труд Бога над творением абсолютен и поднимает творение только вверх. Но когда человек в материальном мире идет, ведомый Богом Кришной по пути развития своих качеств, чтобы в свое время выйти за пределы материального мира, тогда, находясь только в процессе своего развития, для этого развития ему приходится преодолевать свои греховные качества через путь отдачи кармических долгов Личности Бога Кришны. А это, несомненно, не просто, есть путь страданий, ибо для того, чтобы помочь человеку избавиться от греховных качеств, необходимо вовлечь его в такие игры и роли, где он на себе испытывает суть тех греховных качеств, которые в свое время проявил по отношению к другим. Это уже страдание и бывает неслабым. Но это и есть путь развития, но это и есть путь преодоления, но это и есть борьба за существование и поддержание своего тела.
Все живые существа, не только люди, кошки или собаки, но и великие властители материального мира - Брахма, Господь Шива и даже Вишну, - являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа.
БОГ: Все живые существа, населяющие материальный мир, развивающиеся в нем, поднимающиеся по ступеням своего материального развития, есть частицы Бога, энергии Бога Кришны, продолжение Бога. Но ни Брахма, ни Шива, ни Вишну, ни другие мифические персонажи – не существуют. И потому не могут быть причислены к творению Бога Кришны. Эти образы в свое время были созданы для древних, чтобы на религиозных мифах учить людей преданному служению, подчинению Высшим Силам, религиозным основам и направлять их на духовные практики и благочестивый образ жизни.
Все они существуют не какой-то отведенный им срок, а вечно.
БОГ: Мифические образы не существовали ни мгновения. Нигде.
Большое значение имеет употребленное в данном стихе слово каршати («суровая борьба, схватка»). Обусловленная душа словно закована в железные кандалы. Она закована в кандалы ложного эго, и главной силой, направляющей ее действия в материальном мире, является ум.
БОГ: Ложное эго, отождествляющее душу с ее материальным телом, есть нормальное состояние материального человека, его неотъемлемая часть пути в материальном мире, где человек Волею Бога обязан считать себя неотличным от своего тела, и свои деяния и преодоления считать своей заслугой и привязываться к ним, как и к плодом любой своей деятельности, ибо это есть путь развития именно в таком понимании, которое и дает человеку, любому другому живому существу, ту активности, которая и придает интерес к жизни и дает желание жить, и дает необходимость преодолевать, и дает силы постигать, творить, развивать качества и так под Управлением Бога Кришны подниматься по ступеням своего материального и духовного развития вверх. Поэтому, живое существо на самом деле не заковано в кандалы материального мира и своего эго, а достаточно комфортно в нем себя чувствует, естественно, в соответствии со своими качествами и уровнем мыслительного процесса, имеет возможность наслаждаться в этом материальном мире и проявлять себя во всех отношениях, тем Волею Бога через круговорот сансары и кармические последствия выгребая из себя качества низкого порядка и замещая их шаг за шагом теми качествами, которые в свое время и выводят к преданному служению и далее на духовный план.
Когда ум находится в гуне благости, действия живого существа благотворны для него, ум в гуне страсти заставляет его действовать, навлекая на себя беспокойства, а ум в гуне невежества приводит к деградации в низшие формы жизни.
БОГ: В гунне невежества человек не падает, но, как и в других гуннах, идет только вверх по ступеням материального и духовного развития. Каждого на любой ступени развития под влиянием любой преимущественной гунны природы Бог вовлекает в те игры и роли, которые помогают человеку освобождаться ни низших качеств и приобретать качества более высокие, которые и будут переводить под влияние другой, более прогрессивной гунны природы. Бог Кришна работает с творением Абсолютно, всех поднимая только вверх и никогда не давая рождение в телах животных или с очень большой осторожностью, ненадолго, в исключительных случаях.
Однако из данного стиха явствует, что материальное тело, а также ум и чувства - это всего лишь оболочки обусловленной души; когда она обретает освобождение, материальные оболочки спадают, но ее духовное тело по-прежнему сохраняет индивидуальность.
БОГ: Домыслы. И на духовном плане у человека есть мыслительный процесс, чувства, тело, которое есть облик души, есть понимание, есть память, есть переживания и внутренние состояния, есть размышления, есть неудовлетворение собой или в чем-то извне… Но при всем этом индивидуальности нет ни в материальном мире ни на духовном плане.
В «Мадхьяндинаяна-шрути» говорится: са ва эша брахма-ништха идам шарирам мартйам атисриджйа брахмабхисампадйа брахмана пашйати брахмана шриноти брахманаиведхам сарвам анубхавати. Здесь сказано, что, освободившись из материального плена, живое существо вступает в духовный мир, где возрождается его духовное тело, которое дает ему возможность созерцать Верховную Личность Бога.
БОГ: «Мадхьяндинаяна-шрути» - неавторитетное писание. Живое существо из материального мира на духовный план направляется Богом впервые. Поэтому ничего не возрождается на духовном плане, а впервые душа получает от Бога свое телесное обличье, но не чисто-духовное, но частично одухотворенное. И это одухотворение будет продолжаться и далее. Но никогда душа не достигнет чисто духовное тело. Это исключено.
Там мы можем слышать Господа, говорить с Ним и постичь Его таким, какой Он есть.
БОГ: Неверно. Никогда не возможно постичь и созерцать Бога Кришну на духовном плане таким, как Он есть. Как и невозможно с Личностью Бога говорить. Общение происходит с Богом через уполномоченное воплощение Бога, неотличное от Личности Бога Кришны, ориентированное на живые существа на духовном плане.
Из смрити мы также узнаСм: васанти йатра пурушах сарве ваикунтха-муртайах - все обитатели духовных планет обладают такой же внешностью, как и Верховная Личность Бога, то есть строение тела отделенных частиц Господа, живых существ, и экспансий вишну-мурти на духовных планетах одинаково.
БОГ: Нет. Это не истина. Никогда Бог на духовном плане не наделяет живых существ телом, уподобленным хоть сколько-нибудь уполномоченному воплощению Бога Кришны, неотличному от Личности Бога Кришны. Но у Самого Бога Тело Чисто Духовное, которое невозможно созерцать на духовном плане также.
Иными словами, освободившись из материального плена, живое существо по милости Верховной Личности Бога получает духовное тело.
БОГ: Нет. Душа на духовном плане не получает духовное тело. Это тело можно назвать частично одухотворенным. Но чисто духовное Тело только у Личности Бога Кришны.
Особого внимания заслуживают также употребленные здесь слова мамаивамшах («фрагментарные неотъемлемые частицы Верховного Господа»). Когда говорится о частице Верховного Господа, не имеется в виду, что она откололась от Него, как откалываются части материального предмета. Мы уже узнали из второй главы о том, что душу нельзя разрезать на части.
БОГ: Частицы Бога есть энергетические крохотные миллиметровые субстанции, имеющие в себе как материальный стержень, в котором заложено изначально направление на духовное развитие и все те качества, которые в процессе жизнедеятельности живого существа будут постепенно развиваться и переходить в свойство этой энергии как ее личное состояние, приемлемое, чтобы направляться к Творцу и божественным проявлениям; или душа должна изначально привлекаться только своей Причиной, ее породившей, и никак не может перестать входить с этой Причиной в контакт нигде, ибо неотъемлема от Бога, есть его продолжение, есть то, что в ней заложено на ее развитие, есть то, что обуславливает ее Земное и духовное существование и есть то, что всегда будет только при Боге, ибо Бог в ней неотъемлемо присутствует, как в Своем теле, и им распоряжается, согласно предназначению этого энергетического элемента в Боге.
Духовная частица не имеет аналогов в материальном мире.
БОГ: Душа есть частица Бога, сотворена из Тела Бога, ее условно можно назвать духовной частицей, но это не чистый дух, а энергетическая субстанция, в которой присутствует материальная энергия, которая будет еще и в условиях материального мира и на духовном плане одухотворяться через приобретение или развитие качеств высокого материального и духовного уровня.
Дух отличен от материи, которую можно разделить на части, а затем соединить вновь. К данному случаю подобные представления неприложимы, на что указывает употребленное здесь санскритское слово санатана («вечный»).
БОГ: Этот вопрос о духе и материи не поднимается в стихе ни с какой стороны, и потому эти рассуждения неуместны, носят отвлекающий от темы характер, как и не истинны. Также, комментатор понятия не имеет о том, о чем пытается рассуждать. Если говорить о духе, то это понятие никак не приложимо к теме о душе. Душа – не дух, это все же материальная субстанция, которая может одухотворяться. А вот Дух может быть только отнесен к Телу Бога. Это Тело Абсолютно, Совершенно, не может быть ни с чем сравнимо, есть Сам Бог, Неделимый, Неизменный, Абсолютный, Высшая Истина, Изначальный, Один.
Частица Верховного Господа вечно остается частицей.
БОГ: Так можно сказать. Но эта частица имеет свойство развиваться или одухотворяться и направляться к Богу, ибо это ее основное свойство, в ней заложенное изначально.
В начале второй главы также сказано, что в каждом материальном теле находится отделенная частица Верховного Господа (дехино 'смин йатха дехе).
БОГ: Не отделенная, а отделенная НЕОТДЕЛИМАЯ частица Бога Кришны.
Когда эта отделенная частица освобождается из материального плена, ее изначальное духовное тело возрождается и она попадает на одну из планет духовного мира, где может наслаждаться общением со Всевышним.
БОГ: Когда душа попадает Волею Бога на духовный план, она не получает изначальное духовное тело, ибо на духовном плане душа не имеет и не может иметь духовное тело, как у Личности Бога Кришны. Она как была, так и остается душой, но уже достаточно одухотворенной, и это одухотворение продолжаться будут всегда, но чистый дух душа не достигнет, нет такого. Чистый Дух есть только Бог Кришна. Также, на духовном плане прежде душа никогда не была и потому не возрождается ее тело, а Бог наделяет ее в первый раз телом, которое частично одухотворено и будет в процессе служения Богу Кришне одухотворяться и дальше.
Однако из данного стиха также следует, что живое существо, являясь отделенной частицей Верховного Господа, качественно неотлично от Него, так же как крупинка золота - от золотого слитка.
БОГ: Нет. Душа никогда не может быть качественно уподоблена Богу Кришне. Качества души и качества Бога Кришны несоизмеримы и несопоставимы.