89.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 22-26.
89.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 13. ТЕКСТ 22-26.
ТЕКСТ 22
пурушах пракрити-стхо хи
бхункте пракрити-джан гунан
каранам гуна-санго 'сйа
сад-асад-йони-джанмасу
пурушах - живое существо; пракрити-стхах - находясь в материальной энергии; хи - безусловно; бхункте - наслаждается; пракрити-джан - созданными материальной природой; гунан - гунами природы; каранам - причина; гуна-сангах - связь с гунами природы; асйа - живого существа; сат-асат - в хороших и плохих; йони - видах жизни; джанмасу - в жизнях.
Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «22.Живое существо, непременно расположенное в материальной природе, наслаждается порождаемыми материальной природой гуннами. Такая связь с гуннами материальной природы является для всех живых существ причиной для благоприятного, так и неблагоприятного во всех видах жизни, рождение за рождением.».
КОММЕНТAРИЙ: Этот важный стих помогает понять, каким образом живые существа переселяются из одного тела в другое.
БОГ: Этот вопрос о том, как «живые существа переселяются из одного тела в другое.», в стихе не затрагивается. Неверный перевод повлек неверные и рассуждения. Речь идет о том, что в материальном мире живые существа, будучи здесь расположенными, непременно наслаждаются гуннами природы, т.е. иллюзорными энергиями Бога, не отличными от Бога, которые всегда сопровождают Волею Бога материальный мир. По сути, эти гунны природы, т.е. иллюзорные энергии Бога, дают осознать себя, увидеть красоту материального мира, направляют на использование этого материального мира для поддержания своего тела, дают понимание о себе, как о своем виде, дают чувство наслаждения своим телом и его возможностями, едой, спариванием, в теле человека дают устремление к материальным целям, власти, славе, богатству и дают наслаждение этим, также дают понимание о себе, как о матери, отце, ребенке, правителе, творческом человеке, пациенте, учителе, шахтере… все это работа гунн материальной природы. И вследствие работы гунн природы человек, любое живое существо, вовлекается в те или иные игры и роли, и получает плоды, как благоприятные, так и неблагоприятные. Об этом стих. И это происходит постоянно, пока человек находится в материальном мире или, иными словами, пока вращается в колесе сансары.
Во второй главе «Бхагавад-гиты» говорилось, что живое существо меняет тела, как одежду. Причиной тому его привязанность к материальному существованию.
БОГ: Нет, конечно. Человек вращается в колесе сансары не потому, что привязан к материальному миру, а потому, что на это есть Воля Бога. Ибо материальный мир создан Творцом для того, чтобы развивать в нем живые существа до тела человека и далее в теле человека, помогая ему достичь те качества, которые в свое время выводят на путь преданного служения и далее через путь преданного служения за пределы материального существования на духовный план. А привязанность к материальному миру на все время вращения в колесе сансары дают живому существу иллюзорные энергии Бога, которые обеспечивают комфортное самочувствие в материальном мире и в соответствии со своим телесным существованием. Все привязки живому существу дает Бог Кришна и дает привыкание души к материи, пока материя работает с душой, будучи инструментом Бога, по развитию высоких материальных и духовных качеств, как и мыслительного процесса, которые будут задействованы в процессе преданного служения и откроют в свое время врата на духовный план.
До тех пор пока живое существо не разочаруется в этом иллюзорном мире, оно будет вынуждено переселяться из одного тела в другое.
БОГ: душа сама по себе не знает, что такое «разочароваться» в той среде, в которой обитает. В свое время привязывает и в свое время отвязывает ее от материального мира Сам Бог Кришна. Материальный мир – временное убежище души, место, где Бог душу развивает, именно качества души, делая их пригодными для существования в более высоком плане, духовном.
Оно оказалось в столь плачевном положении из-за своего желания господствовать над материальной природой. Его материальные желания приводят к тому, что живое существо рождается то полубогом, то человеком, то зверем, то птицей, то червем, то рыбой, то праведником, то насекомым. Это повторяется снова и снова.
БОГ: Слишком, чересчур утрировано. Душа в целом находится в материальном мире в среднем состоянии, далеко не плачевном. Ее состояние, образ существования дает ей Личность Бога, от рождения к рождению меняя цели, возможности, связи, материальное положение и статус, давая и таланты, давая и блага, давая и претерпевать, давая и сферы искусства, и науки, и педагогики, и медицины, и путешествия, и положение многодетного семьянина, и руководящие посты, и разнорабочие направления, и успехи, и поражения. Все проходит в колесе сансары душа, и знает преуспевания и знает потери, и знает здоровье и знает немощность, и знает свободу и знает ограничение в свободе, и насилует и насилуема, и делает добро и делает зло, бывает и умной, и глупой, так Волею Бога проявляющей себя… Человек за свои греховные желания и поступки чаще всего отвечает за это в теле человека, ибо Бог Знает, как в теле человека можно наказать любого грешника, и нет смысла давать такому человеку животную форму существования, ибо это только время терять. И тем более душа не может уже по своей высоте ступени, по человеческому существованию, которое получила, возвращаться на такие низкие ступени, как зверь, птица, червь, рыба… Это исключено. Самое большее, что она может на время получить, это тело породистой кошки или собаки и то ненадолго. Тело полубога Бог никому не дает, ибо полубогов не существует. Но, а телом праведника Бог не наказывает и не награждает, до этого уровня развития человек дорастает естественным путем через религию.
И каждый раз живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле всегда находится во власти материальной природы.
БОГ: до определенной ступени материального развития человек и должен себя считать творцом своей судьбы, ибо так ему дают понимание о себе гунны материальной природы, Сам Бог через мыслительный процесс, чувства, желания, осознание себя. Именно такое понимание в материальном мире и обуславливает развитие человека, делая его инициативным, заинтересованным, старающимся, планирующий, надеющимся, претворяющим, строящим, созидающим, вовлекающимся в науки и технические разработки, украшающим свою жизнь, облегчающим свою жизнь, вовлекающимся в материальные игры и роли и таким образом развивающим качества, которые и поднимают человека вверх по ступеням материального и духовного развития и в свое время приводят человека Волею и Планом Бога Кришны на путь преданного служения. И только на ступенях преданного служения человеку позволительно знать, Кто за всем стоит, Кто есть всему Высшая Причина, Кто всем Управляет и каково изначальное положение живого существа перед Личностью Бога Кришны. Но по всем счетам материальное живое существо не находится во власти материальной природы, а во Власти Бога, Который этой материальной природой Управляет. Сама по себе материальная природа не может ничего предпринимать, ни на что влиять, никак воздействовать… Это надо понимать.
Здесь объясняется, каким образом живое существо попадает в разные материальные тела. Причиной тому - соприкосновение живого существа с разными гунами материальной природы.
БОГ: Живое существо попадает в разные тела не потому, что, дескать, виновато, что привлекается гуннами природы, а потому что так живое существо ведет Бог. Живое существо не может знать, что для него благоприятно и что нет, не может не попадать под иллюзорные энергии Бога, но входит в них, через них работает, развивается, наслаждается, ибо они полностью обставляют жизнь и человека и другие формы существования. В итоге – человек развивается, хочет жить, имеет интерес к жизни, никогда не теряет надежду, всегда ему помогает Бог, и все непременно в свое время выходят на духовный план. Никто не задерживается.
Отсюда следует, что человек должен подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня. Это называется сознанием Кришны. Пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен.
БОГ: Полностью выход из-под влияния гунн материальной природы, т.е. иллюзорных энергий Бога, невозможен. Но в преданном служении частичный выход обусловлен самим преданном служением, ибо речь идет уже о том, чтобы человек отходил от интереса к материальному миру, не привлекался его посулами, но видел за всем стоящего Бога и таким образом понимал себя, как частицу Бога, как подчиненное Богу живое существа, изначальное положение которого есть служение Богу Кришне, направляться только к Богу Кришне, все свои интересы видеть только в Боге Кришне, работать только для Бога Кришны, ибо Бог Кришна есть Изначальная всему Причина, Высший Источник, из Которого все исходит и к Которому все направляется через путь развития качеств, через материальные и духовные практики, через вхождение Бога и через ориентацию только на Волю Бога. Т.е. преданный Волею Бога постепенно снимает с себя иллюзию, которая притягивала к материальному миру и, обретая Высокие Духовные Знания, начинает видеть все, как есть, и уже практически не может оставаться в материальном мире, ибо уже отсюда ничего более не может быть привнесено, живое существо отработало все свои материальные практики, и двери материального мира перед такой душой начинают закрываться все плотней и плотней…
Поэтому необходимо изменить свое сознание. Сделать это можно, только слушая тех, кто сведущ в духовной науке. Лучший пример тому - Aрджуна, услышавший изложение науки о Боге от Самого Кришны.
БОГ: Все вопросы развития живого существа решает только Личность Бога, и только Бог Знает, как помочь человеку достичь качеств высокого духовного порядка, через которые он бы смог выйти за пределы материального существования. И только Бог это осуществляет. Также, не существует науки о Боге Кришне. Существует Слово Бога в Святом Писании. Науки существуют в материальном мире. Также, нет необходимости в современном мире современному человеку идти к Богу Кришне через процесс слушания. Все, что необходимо знать человеку для полноценного преданного служения, как и руководство к преданному служению, расположено в НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ. Их достаточно, чтобы, следуя им, выйти за пределы материального существования на духовный план. Это по силам любому семьянину, любому человеку, кому Бог дал желание читать или изучать Это СЛОВО БОГА. Оно достаточно понятно изложено, без излишеств, его можно постигать и в стенах своего дома, и на работе, посвящая свою работы и ее плоды Богу, и на улице, видя всех в Боге и Бога в каждом, и в любой ситуации, просто повторяя в себе короткую молитву…
Тот, кто слушает авторитетных наставников, может постепенно избавиться от неотвязного желания господствовать над материальной природой, и, по мере того как это привычное желание будет ослабевать, он начнет все отчетливее ощущать вкус трансцендентного блаженства.
БОГ: Не нужен современному человеку никакой духовный наставник. Его Наставник – Сам Бог через Новое Святое Писание. Что касается господства над материальной природой, то и чисто материальный человек, немного мыслящий, такой целью отнюдь не задается, ибо практика материальной жизни многим в упор показывает, что человек все же беспомощное живое существо и только в слабой мере может Волею Бога себя обезопасить от разных проявлений природы, которая Управляема Богом и которая непредсказуема никогда. Поэтому человек просто пытается в свою меру не подчинить, а использовать материальный мир для облегчения своего материального существования, и это возможно настолько и в тех направлениях, на сколько дает Сам Бог Кришна. Но, а практика преданного служения, которая есть путь вхождения в Бога и постижения Бога Кришны, дает человеку устойчивое понимание, Кто за всем стоит и к Кому надо обращаться. Но это уже путь не столько к пониманию, что не следует пытаться господствовать над материальной природы, сколько к тому, чтобы развить те качества, которые Волею Бога из этой материальной природы человека и выводят на духовный план.
В одной из ведических мантр говорится, что в общении с Верховной Личностью Бога живое существо постепенно обретает знание и одновременно с этим все больше и больше наслаждается вкусом вечного, исполненного блаженства бытия.
БОГ: ведические мантры Богом Кришной в современном мире запрещены. Надо исходить во всех религиозных рассуждениях только из Слова Бога, провозглашенного в Новых Святых Писаниях, данных людям в начале третьего тысячелетия.
ТЕКСТ 23
упадраштануманта ча
бхарта бхокта махешварах
параматмети чапй укто
дехе 'смин пурушах парах
упадрашта - наблюдатель; ануманта - санкционирующий; ча - также; бхарта - владелец; бхокта - верховный наслаждающийся; маха-ишварах - Верховный Господь; парама-атма - Сверхдуша; ити - также; ча - и; апи - воистину; уктах - сказано; дехе - в теле; асмин - этом; пурушах - наслаждающийся; парах - трансцендентный.
Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «23.Также Наблюдающим, Дозволяющим, Хозяином, Высшим Наслаждающимся, Высшим Управляющим, в этой связи также называемым Высшей Душой, в этом теле является другая, Высшая Личность.». Это было сказано для современников Арджуны согласно их общей ступени материального и духовного развития на тот период. В современном мире современный человек должен знать, что в теле каждого живого существа присутствует душа и САМ БОГ КРИШНА, Верховная Божественная Личность, Своим полным целым. Не Высшая Душа, а САМ БОГ КРИШНА. Бог Кришна есть Высший Дух, все Собой пронизывающий и во всем остающийся Своим полным целым.
КОММЕНТAРИЙ: Здесь сказано, что Сверхдуша, всегда сопровождающая индивидуальную душу, - это проявление Верховного Господа. Сверхдушу нельзя считать обыкновенным живым существом.
БОГ: Не существует никакой сверхдуши. Только Бог Кришна, Верховная Личность, Высший Управляющий Своим полным целым присутствует в душе, как и в теле, Управляя и телом и самой душой.
Поскольку последователи философии монизма считают, что существует только один знающий тело, они отождествляют Сверхдушу с индивидуальной душой. Чтобы внести ясность, Господь говорит, что Он находится в теле каждого в образе Параматмы.
БОГ: Знающим поле деятельности является только Личность Бога Кришны. Душа, воплощенная в теле, может знать свое поле деятельности только настолько, насколько ей это покажет Бог Кришна через ее материальный опыт и через ее мыслительный процесс; душа знает свое тело настолько, чтобы в нем правильно осознавала себя, вовлекалась в жизнедеятельность, понимала возможности своего тела, могла подключаться с Богом в себе к простому управлению телом; но знающей свое поле деятельности душу объявлять нельзя, ибо доподлинно все о каждом поле деятельности может Знать только Создатель, Личность Бога Кришны.
Он пара, трансцендентный, и Он отличен от индивидуальной души. Индивидуальная душа наслаждается действиями своего «поля», тогда как Сверхдуша не является ограниченным наслаждающимся и не причастна к деятельности тела.
БОГ: Сверхдуши – не существует. Есть только Бог Кришна, Верховное живое существо, Творец, Который присутствует в телах живых существ и полностью Управляет всеми телами, как и воплощенными в них душами. Также, душа не есть индивидуальное живое существо, но зависимое от Бога, подчиненное Богу Кришне, полностью от Бога Кришны зависящее. Душа в теле Волею Бога может и страдать и наслаждаться, ибо ничего не исключено в процессе материального и духовного развития человека, любого живого существа. Все чувства и переживания душе дает Сам Бог через многочисленные Божественные энергии в зависимости от того, в какие игры и роли вовлекается живое существо, какие качества готово проявить, как мыслит и выбирает, как реагирует на внешний материальный мир, также в зависимости от совокупных качеств души, от ее ступеней материального и духовного развития, в зависимости от кармы души и от Плана Бога на каждый данный момент ее материального существования. Сам Бог Кришна, присутствующий в поле деятельности души и обеспечивающий ее разными материальными энергиями существования, Сам от этих Своих энергий не зависит, ибо отрешен, ибо не привязан к плодам Своей деятельности, ибо это есть Абсолютный труд Бога в материальном мире, поднимающий творение по ступеням собственного развития вверх и нацеливающий творение на развитие тех высоких духовных качеств, которые в теле человека приводят на путь преданного служения, а отсюда уже выводят в свое время по Воле Бога на духовный план.
Сверхдуша присутствует в теле в качестве свидетеля, который наблюдает за всеми действиями живого существа и санкционирует их, и верховного наслаждающегося. Ее называют Параматмой, а не атмой, и Она трансцендентна.
БОГ: На самом деле не некая сверхдуша, а Личность Бога Кришны присутствует в теле живого существа. Но сама душа ничего не может предпринимать, чтобы что-то санкционировать или чему-то быть свидетелем. Живое существо все в своем теле выполняет строго по Воле и Плану Бога, абсолютно Знающему все качества души, как она себя проявит в той или иной ситуации, что изберет, на что она претендует, в чем именно готова согрешить и в чем уже может себя воздержать, на что она посмотрит с желанием, а в чем пожелает себя через разум предупредить… Сам Бог дает душе искушение или план действия, или то событие, где она должна одно предпочесть другому, Сам Бог начинает Управлять событием и помогать душе поднимать нагара ее греховные качества, Сам Бог провоцирует в душе речь, чувства, реакции на внешний мир, Сам Бог и предупреждает душу через ее мыслительный процесс о ее греховном действии и возможном последствии… Т.е. Бог Кришна со стороны не смотрит, но абсолютно всем Управляет, все проявляет, всему дает продолжение, на все дает в душе реакции и мыслительный, как и разумный процесс. Нет ничего, чего бы Бог о душе не знал, что бы разрешал или не разрешал. Все события автоматически присутствуют в Боге, все через душу Бог проявляет, все и становится тем, что будет душу учить, отводя от грешных качеств и поднимать на более высокие ступени материального и духовного развития.
Совершенно очевидно, что атма и Параматма отличны друг от друга. Руки и ноги Сверхдуши, Параматмы, находятся всюду, чего нельзя сказать о руках и ногах индивидуального существа.
БОГ: В теле души присутствует не некая сверхдуша, параматма, а Личность Бога Кришны, присутствующий в теле живого существа Своим полным целым. Искать различие между Богом Кришной и душой запрещено. Бог и душа – НЕСОИЗМЕРИМЫ.
И поскольку Параматма - это Верховный Господь, Она находится в сердце индивидуальной души, жаждущей материальных наслаждений, чтобы санкционировать их исполнение. Без дозволения Сверхдуши индивидуальная душа ни на что не способна. Индивидуальное живое существо называют бхуктой, опекаемым, а Господа - бхоктой, опекающим. Живых существ бесконечно много, и Господь находится в сердце каждого из них как друг.
БОГ: Бог Кришна есть Высший Дух, не душа и не высшая душа. Бог Кришна не расположен в сердце живых существ. Пронизывая Своим Духом все тела, Бог Кришна остается в каждом полным Своим целым, одинаково расположенный в каждой точке тела души, как и в самой душе, Управляя и душой и телом Абсолютно. Бог Кришна ничего не санкционирует и ничему не является свидетелем. Бог Кришна полностью Управляет душой согласно Божественной Воле и Плану Бога на душу и ее материальное и духовное развития. Никогда не бывает, не может быть так, чтобы душа хоть что-то пыталась предпринять сама. Весь мыслительный процесс, все чувства дает ей Бог, как и напоминает ей ее качества, ее опыт, ее склонности, как и непременно работает с душой согласно ее ступени материального и духовного развития, как и в соответствии с Планом Бога на душу и в полном соответствии с ее кармой или заслугами перед Богом в этой и прошлых жизнях. Также, Бог находится во всех живых существах не как друг, а как Высший Управляющий, Создатель, Творец, Верховная Божественная Личность. Никаких отношений с Богом у души нет и не может быть, ибо душа и Бог несоизмеримы. Бог работает так с душой, что, будучи под влиянием Божественных иллюзий, душа полностью все, что мыслит и что предпринимает, как и все, что переживает, принимает за себя, и только так она может развиваться и только так ей интересно ее существование, и только так она поднимается по ступеням своего собственного материального развития.
На самом деле каждое индивидуальное живое существо вечно является неотъемлемой частицей Верховного Господа, с которым его связывает близкая дружба. Но живое существо склонно пренебрегать волей Верховного Господа и действовать независимо, пытаясь утвердить свое господство над материальной природой. Поскольку живые существа имеют такую тенденцию, их называют пограничной энергией Господа.
БОГ: Душа не является индивидуальной душой. Такого нет. Это отделенная неотделимая частица Бога, продолжение Бога, Божественная энергия, которая находится в развитии и над которой постоянно работает Личность Бога Кришны. Между Богом Кришной и душой не существует никаких отношений, нет и дружеских отношений. Это вымысел. Бог – абсолютно отрешенная Личность, ни в какие отношения со Своим творением не входит; Личность Бога и душа несоизмеримы ни по каким параметрам. Душа через присутствие в ней Бога и Управление Бога постоянно идет по пути материального и духовного развития, и мыслит, и действует, и выбирает строго согласно своей ступени развития, согласно своим качествам на каждый данный момент ее развития, полностью ведомая Богом и проявляет себя так и в том направлении, где Бог и планирует ее изменять, развивая качества более высокого порядка с тем, чтобы поднимать вверх по ступеням развития души к Богу. Душа полностью находится во Власти Бога и не может пренебрегать Волей Бога, но поступает так, как может в соответствии со своими качествами, как ведет ее Бог, чтобы, проявив те или иные греховные качества, заработала последствия своей греховной деятельности, которые через реакции и будут помогать душе избавиться от качеств низкого порядка. Т.е. грешить Бог слабой душе разрешает с тем, чтобы ее исправить. Греховную деятельность души можно принять за неподчинение Воле Бога, но подчиняться Воле Бога не просто. Для этого нужны качества, духовные практики и Высокие Духовные Знания. Поэтому Бог пока учит материальную душу только через ее личный опыт в материальном мире и через реакции материального мира. Но в преданном служении человек уже знает, Кто есть Бога, знает, что Бог есть Высший Управляющий и Знает Волю Бога, через Слово Бога в Святом Писании; также, уже обладая достаточными духовными и материальными качествами, преданный легче может подчиняться Воле Бога и потому уже готовится на духовный план.
Живое существо может находиться в царстве либо материальной, либо духовной энергии. Пока оно обусловлено материальной энергией, Верховный Господь как его друг, Сверхдуша, находится рядом с ним, чтобы помочь ему вернуться в царство духовной энергии.
БОГ: не существует такого, чтобы человек был либо только во власти материальной энергии, либо духовной, будучи в материальном мире, ибо материальная энергия так устроена Богом, что проходя через нее живое существо также и одухотворяется Волею Бога, и в каждом человеке присутствуют те качества, которые можно назвать материальными и здесь же рядом с ними развиваются те качества, которые важны и в преданном служении и на духовном плане. Это – терпение, смирение, акскетизм, добродетель, прощение, неосуждение, вручение себя Богу в вопросах своей судьбы или отдельных ситуаций, это помощь, это элементы непривязанности к наслаждениям в материальном мире… Это те качества, которые синтезирует Бог в душах через чисто материальную жизнь и практики, и к преданному служению все приходят уже с теми качествами, которые остается только утвердить и на них акцентировать внимание через Святое Писание, как на важные, приемлемые для служения Личности Бога.
Господь всегда стремится вернуть живое существо в духовный мир, но живое существо, наделенное некоторой долей независимости, упрямо отворачивается от духовного света.
БОГ: Бог не возвращает, а ведет живые существа из материального мира на духовный план. Это работа Бога, она осуществляется автоматически вследствие работы Бога над каждым живым существом. Никто не может отворачиваться от Воли Бога, все полностью ведомы и Управляемы Богом Кришной. Всем проходить через путь материального и духовного развития в пределах материального существования, и всем и каждому в свое время предстоит выйти на духовный план.
Именно это злоупотребление своей независимостью является причиной отчаянной борьбы, которую живое существо ведет в материальном мире. Поэтому Господь всегда старается дать ему наставления, действуя изнутри и извне. Извне Он дает указания, составившие «Бхагавад-гиту», а изнутри старается убедить живое существо в том, что деятельность в материальном мире не принесет ему настоящего счастья.
БОГ: Нет у живых существ независимой жизни, нет ни капли независимости от Бога, нет никакой самостоятельности. Такое видение – работа иллюзорных энергий Бога. Но Бог такую свободу никому не дает и потому не существует и злоупотребления ею. Бог просто по Воле и Плану Бога позволяет живым существам в материальном мире действовать согласно своим качествам. И далее просто идет процесс их, качеств низших, изничтожение через разные формы Божественного наказания и часто с разных сторон, так, что живые существа хорошо запоминают уроки Бога, ибо они далеко не безобидны и наказание может идти самым неожиданным и достаточно уязвимым для живого существа путем. От жизни к жизни многие, вернее все, освобождаются от неугодных качеств и переходят на другие исправительные работы по другим качествам, в итоге поднимаясь по ступеням своего материального и духовного развития.
«Откажись от всего, - говорит Господь, - и поверь в Меня. Тогда ты станешь счастливым». Поэтому разумные люди, которые обрели веру в Параматму, Верховную Личность Бога, вступают на путь, ведущий к вечной жизни в знании и блаженстве.
БОГ: Не так Бог Кришна Говорит. Бог Говорит в ст. 66 гл. 18: «66. Сарва-дхарман паритйаджйа Мам экам шаранам враджа
Ахам твам сарва-папебхйо Мокшайишйами ма шучах». Пословный перевод: сарва – все, дхарман – религии, паритйаджйа – полностью отказавшись, Мам – ко Мне, экам – Одному, шаранам – предавшись, враджа – иди, ахам – Я, твам – тебя, сарва – от всех, папебхйо – грехов, мокша – освободить, икшйами – желаю, ма – не, шучах – беспокойся. Перевод: «66.Полностью откажись от всех других религий и приди ко Мне, предавшись Мне Одному. Я желаю освободить тебя от всех грехов. Не тревожься.». Это сказано людям времен Арджуны, полагающим, что от них что-то зависит, и они сами решают касательно вопросов своей веры и предания себя Богу Кришне. На самом деле всеми этими вопросами Управляет Личность Бога, и прийти к Богу Кришне, оставив все религии, невозможно. Ибо Бог смотрит, прежде всего, на качества человека и его карму, как и в основе решения Бога лежит Воля и План Бога на человека.
ТЕКСТ 24
йа эвам ветти пурушам
пракритим ча гунаих саха
сарватха вартамано 'пи
на са бхуйо 'бхиджайате
йах - тот, кто; эвам - таким образом; ветти - понял; пурушам - живое существо; пракритим - материальной природой; ча - и; гунаих - гуны материальной природы; саха - вместе; сарватха - во всех отношениях; вартаманах - находящийся; апи - несмотря на; на - никогда не; сах - он; бхуйах - вновь; абхиджайате - родится.
Тот, кто усвоил это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействиях гун природы, непременно обретет освобождение. Он больше не родится в материальном мире, какое бы положение он сейчас ни занимал.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «24.Тот, кто так знает Высшего Наслаждающегося, материальную природу с гуннами материальной природы, такой человек, опять же, как бы ошибочно не был направлен его ум, впоследствии никогда не рождается снова.».
КОММЕНТAРИЙ: Человек, познавший материальную природу, Сверхдушу, индивидуальную душу и их взаимоотношения, освобождается из материального плена и переносится в духовный мир, чтобы больше не возвращаться в материальный мир. Таковы плоды знания.
БОГ: Надо понимать, что нет, не существует человека и никогда не будет того, кто бы познал материальную природу в плане того, что ею полностью Управляет Бог Кришна. Никогда человек не сможет понять, каким образом Бог Управляет всеми материальными стихиями, всеми до малейшего и мельчайшего живыми существами, как Бог развивает все события в материально мире и как Бог все здесь предусматривает и направляет определенным образом именно на развитие, как всей материальной природы, так и отдельных живых существ. Никак человеку не постичь, как Бог работает изнутри камня, воды, ветра, как Бог сдвигает пласты земли, как потрясает планету, как влияет на нее из вселенной или других космических объектов, как Бог распространяет жизнь, как Бог ведет каждое живое существо, как Бог все средства материального мира направляет на каждого в зависимости от ситуации каждого, как Бог Управляет системами планет, как Бог на каждой планете создает условия для жизни и обитания самых разнообразных форм жизни, столь непохожих между собой, столь удивительно приспособленных к условиям той или иной среды, как Бог дает всем тварям понимание, разум, желания, силы, возможности, терпение, пути преодолений и непременно развития и переход из одних тел в другие, из одних сред в другие, из одного образа жизни в другой, и везде живое существо приспосабливается, и везде ему адекватно, и везде оно не очень и страдает и в некоторых формах жизни только и занимается тем, что наслаждает себя едой или своим телом, очень легким, быстрым, пластичным, уходящим от опасности и никак не зависимым от той или иной среды обитания, не входящий в конфликт с внешним материальным миром и его благоприятно для себя использующим. Все это человек никогда не постигнет. Также, что касается постижения сверхдуши, то ее не существует. В теле человека, в телах животного мира, в насекомых, в растительности – везде присутствует Личность Бога, Которую постичь невозможно, это за пределами человеческого ума, вне его чувств и вне его качеств и его возможностей. Также, что касается души, то постижение души ни есть цель преданного, ибо все о душе Сказано Богом Кришной в второй главе Бхагавад-Гиты, и этого достаточно, чтобы более этот вопрос преданным не поднимать и на нем не акцентировать более свое внимание. Также, что касается выхода на духовный план, то этот вопрос не решает ни знание о природе, ни знание о душе, но только путь преданного служения, полноценный, долгий и старательный и непременно постижение через этот путь качеств Бога, вхождение в Бога, утверждение в Боге, а также непременно развитие через путь преданного служения высоких материальных и духовных качеств, которые и есть врата за пределы материального существования.
Цель процесса познания - уяснить, что живое существо оказалось в материальном мире по ошибке.
БОГ: Нет, конечно. Это вздор. Ни одно живое существо не может пребывать в материальном мире по ошибке. Нельзя представить дело так, что живые существа якобы взбунтовались на духовном плане из-за ошибки и, как следствие, оказались в материальном мире и теперь должны за свои ошибки страдать. Нет, никто из живых существ в материальном мире никогда прежде не был на духовном плане, и никто никогда в материальный мир из духовного плана не падал. Такого не было. Все живые существа есть энергии Бога, произрастающие из недр материи, из молекул и атомов, именно Бог дает этим формам жизни движение, тела, некоторые стартовые качества, среды обитания, и так они начинают свой путь с условий материального мира, проходя через все формы тел и существований до тела и образа жизни человека, и только в теле человека достигают те качества, которые и в свое время достаточны, чтобы человек был впервые отправлен на духовный план.
Поэтому человек должен приложить все усилия, чтобы в общении с авторитетными наставниками - святыми людьми и гуру - понять свое положение и развить в себе духовное сознание, или сознание Кришны, изучая «Бхагавад-гиту» в том виде, в каком ее поведал Верховный Господь. Тогда он больше никогда не попадет в материальный мир; он вернется в духовное царство, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства.
БОГ: Все усилия человеку в плане преданного служения дает Личность Бога, но так, что человек понуждается к старанию и телом, и умом, и чувствами, и разумом… Но эти усилия необходимо проявлять во всех аспектах преданного служения, включая и изучение Святого Писания, и следование Слову Бога в Святом Писании, и заниматься благотворительностью, и вести аскетический образ жизни, и заниматься духовными практиками, и посвящать любую свою деятельность Богу Кришне, не претендуя на плоды, и посвящать свою жизнь Богу Кришне, и контролировать свои желания и чувства, как и мыслительный процесс, и вести простой образ жизни и непременно сотрудничать с Богом по развитию высоких духовных качеств…
ТЕКСТ 25
дхйаненатмани пашйанти
кечид атманам атмана
анйе санкхйена йогена
карма-йогена чапаре
дхйанена - медитацией; атмани - в сердце; пашйанти - видят; кечит - одни; атманам - Сверхдушу; атмана - умом; анйе - другие; санкхйена - философских рассуждений; йогена - занимаясь йогой; карма-йогена - действуя без привязанности к плодам своего труда; ча - также; апаре - другие.
Одни постигают Сверхдушу в сердце, занимаясь медитацией, другие - с помощью философских рассуждений, а третьи - действуя без привязанности к плодам своего труда.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «25.Некоторые медитацией в себе видят умом Высшую Душу ( Парам-Атму), другие – занимаясь санкхйа-йогой, также другие – занимаясь карма-йогой».
КОММЕНТAРИЙ: Господь говорит Aрджуне, что все обусловленные души можно разделить на две категории, в зависимости от их подхода к самоосознанию.
БОГ: В данном стихе Бог не поднимает вопрос никак о самосознании души. Это глупость. Также, ни на какие категории Бог обусловленные к материальном мире души не делит, но для людей времен Арджуны Указывает, что Высшую Душу можно постигать с разных ступеней материального и духовного развития людей. Вообще, высшей души, как таковой, не существует. Слово «душа» ни в каком тексте не подходит для определения Личности Бога Кришны. Душа есть энергия Бога, имеющая материальную основу, которую Бог развивает в живых существах через пути материального мира или одухотворяет средствами материального мира, материальной практикой и далее через путь преданного служения. Никогда душа не может быть чистой от материи, ни в материально мире, ни на духовном плане. Примесь материи в ней присутствует всегда. А Бог есть Изначальный Высший Дух, Чистый Дух, незатронутый материей никак, ни при каких обстоятельствах. Но современникам Арджуны, стоящим на достаточно невысокой ступени материального и духовного развития, необходимо было обращать свой взгляд на Бога Кришну, служить Богу Кришне, постигать качества Бога Кришны. Но напрямую это было делать не так и просто, ибо качества людей времен Арджуны еще не доросли до того уровня, чтобы современники Арджуны направляли свой взгляд на Высший Дух. Поэтому Бог разрешил постигать Себя, как некую Высшую Душу. Но в современном мире Бог Кришна объявляет всем, что такое обозначение Бога (параматма) не годится. Люди, современные преданные, должны постигать качества Чистого Духа, должны понимать, что в них присутствует Сам Бог Кришна полным Своим целым, не некая высшая душа, а Личность Бога Кришны.
Aтеисты, агностики и скептики не имеют ясного представления о природе духа. Но есть и другие - люди, верящие в духовную практику. К ним относятся погруженные в медитацию преданные, философы и те, кто отрекся от плодов своего труда. Убежденные последователи философии монизма также относятся к категории атеистов и агностиков.
БОГ: Все эти ступени материального развития и мнения современных и древних искателей истины преданных вообще не должны как-то волновать; это, по сути, абсолютно не их дело, кто и как мыслит и ищет свою истину или свое понимание Бога Кришны. Нет ни одного преданного, кто бы в прошлых рождениях таким образом не искал Бога и не блуждал по чужим философиям, Святым Писаниям разных религий, кто бы ни посмотрел в сторону оккультной и изотерической литературы, кто бы ни интересовался мыслительным фоном разных философов и их мировоззрением… Но в стихе Бог указывает пути тех, кто именно желает постичь Бога Кришну в образе некоей сверхдуши через разные духовные практики, которые во времена Арджуны могли и практиковаться.
Преданные Верховной Личности Бога лучше всех понимают природу духа, поскольку знают, что, кроме материального мира, существует духовный мир и Бог, Верховная Личность, который в виде одной из Своих экспансий, Параматмы, вездесущей ипостаси Бога, пребывает в сердце каждого живого существа.
БОГ: Если Говорить о природе Духа, то это не очень правильно сказано. Надо понимать, что Бог Кришна есть ВЫСШИЙ ДУХ. Но это ни есть природа Бога Кришны. Понимать этот Чистый Дух Бога невозможно, ибо это за пределами понимания человека, его уровня мыслительного процесса. Дух Бога вне понятия также о природе. Дух Бога есть энергия Абсолютно Чистая. Человек это понять не сможет никак, ни через какие рассуждения.
Разумеется, некоторые люди пытаются постичь Высшую Aбсолютную Истину с помощью философских рассуждений. Их также относят к числу верующих.
БОГ: Нет, верующие Бога Кришны только те, кто поклоняется Богу Кришне и занят полным преданным служением, продолжительным и старательным и также кто берет за основу религиозного мышления только авторитетные Святые Писания. Не иначе. Все другие, рассуждающие и исходящие из неавторитетных источников, находятся пока у подножия преданного служения, и только Бог Знает, как долго они там будут пребывать.
Последователи философии санкхьи, анализируя материальный мир, раскладывают его на двадцать четыре элемента, а индивидуальная душа по их классификации является двадцать пятым элементом. Когда же они осознают, что индивидуальная душа трансцендентна к материальным элементам, они также начинают понимать, что над ней стоит Бог, Верховная Личность, считающийся двадцать шестым элементом. Так постепенно они тоже достигают уровня преданного служения в сознании Кришны.
БОГ: Здесь совсем не обязательно приводить суждения разных философов, мудрецов, искателей истины, ибо всех их ведет Бог, все они полностью Управляемы Богом, все они должны переболеть своими и чужими мыслительными спекуляциями и дебрями, все они рано или поздно, но Волею Бога будут очищены от скверны материального ума и его плодов, и каждый в свое время будет направлен на путь преданного служения Богу Кришне.
Те, кто отказывается от плодов своего труда, также стоят на верном пути и со временем тоже получают возможность достичь уровня преданного служения в сознании Кришны.
БОГ: Так можно сказать.
Итак, здесь говорится о людях с чистым сознанием, которые пытаются обнаружить Сверхдушу в процессе медитации.
БОГ: Чистое сознание не может быть даже у младенца. Это непонятно что. Но те, кто пытаются через те или иные духовные практики почувствовать в себе Бога Кришну, такие люди тоже находятся в преддверии преданного служения, но пока не готовы начать полноценный и старательный путь преданного служения, но любопытны и желают с малыми затратами выйти в себе на Личность Бога, минуя преданное служение. Это тоже ошибочный путь. Но он уже как бы очерчивает круг духовных интересов человека, и это Бог Кришна учтет непременно в следующем рождении такого человека.
Достигая этой цели, они поднимаются на трансцендентный уровень. Другие же пытаются постичь Высшую Душу с помощью философских рассуждений, а третьи занимаются хатха-йогой и надеются своими ребяческими забавами удовлетворить Верховную Личность Бога.
БОГ: Полностью духовный или трансцендентный уровень в материальном мире никто не достигает, ибо никогда качества человека, как бы он ни старался в преданном служении, не могут быть совершенными. Совершенен только Бог Кришна. Также, постижение Бога Кришну, вхождение в Бога Кришну возможно только через долгий и старательный путь преданного служения. Все другое лишь отдаленные подступы к преданному служению.
ТЕКСТ 26
анйе тв эвам аджанантах
шрутванйебхйа упасате
те 'пи чатитарантй эва
мритйум шрути-парайанах
анйе - другие; ту - но; эвам - так; аджанантах - не обладающие духовным знанием; шрутва - слушая; анйебхйах - других; упасате - начинают поклоняться; те - они; апи - также; ча - и; атитаранти - превозмогают; эва - безусловно; мритйум - смерть; шрути-парайанах - склонные слушать.
Есть и такие, кто, не обладая духовным знанием, тем не менее начинают поклоняться Богу, Верховной Личности, услышав о Нем от других. Благодаря своей склонности слушать авторитетных наставников они также разрывают круг рождений и смертей.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «26.Но другие, не имеющие духовного знания, просто слушая других, начинают поклоняться. И они также непременно выходят за пределы смерти, склонные к процессу слушания.». Можно послушать речи преданных и даже можно начать поклоняться Богу Кришне, но без полноценного преданного служения не может быть никакой речи о выходе человека на духовный план.
КОММЕНТAРИЙ: Сказанное в этом стихе в первую очередь относится к современному обществу, в котором люди практически лишены возможности получить духовное образование. Даже те, кто считают себя атеистами, агностиками или философами, по-настоящему не знают философии. Но обыкновенные люди, если они достаточно благочестивы, могут обрести духовное знание в процессе слушания. Этот метод очень важен.
БОГ: В современном мире процесс слушания никак не рекомендуется Богом. Человек получил все возможности читать Новые Святые Писания в любое время через социальные сети. Бог Кришна Сам Лично дает таким людям желание читать, изучать, размышлять, вникать в суть Слова Бога. Именно Бог определяет также, кому и когда и в связи с чем можно будет начинать путь преданного служения Богу Кришне. Только Бог Кришна Знает качества каждого человека, уровень его мыслительного процесса и религиозного понимания, только Бог Знает, когда и кому дать этот путь преданного служения, как завершающий его материальный путь в материальном мире. Этот путь многими в современном мире уже начат через прочтение этих трудов, которые Бог Кришна Сам Лично дает людям начала третьего тысячелетия.
Господь Чайтанья, проповедовавший сознание Кришны в нашу эпоху, придавал ему огромное значение, ибо, просто внимая авторитетным наставникам, обыкновенный человек может духовно совершенствоваться, особенно если он, как учил Господь Чайтанья, слушает трансцендентные звуки мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
БОГ: Посланника Бога Кришны Чайтанью следует уже забыть в современном мире и более не ориентироваться на все его труды и проповеди, как и рекомендации. В современном мире они уже не авторитетны; что было необходимо, они привнесли и свою роль, намеченную Богом Кришной, уже сыграли. Далее, все эти знания могут быть только человеку современному во вред и могут тормозить его материальное и духовное развитие. В современном мире, также, Бог Кришна отменяет роль духовных учителей и не рекомендует считать их наставления авторитетными, но черпать все свои духовные знания только и единственно из Новых Святых Писаний, что есть окончательное Слово Бога, данное материальному миру. Также, мантра харе-кришна запрещается Богом Кришной, ибо в современном мире она забирает много времени у человека, привязывает его к четкам, смущает материальных людей. Но Бог Кришна дает короткую молитву, которую можно произносить в мыслительном процессе, не привязывая к числу повторений и к четкам, в любое время в любом окружении, на родном языке в понятной и простой форме, где в молитве соблюдаются два основных требования: просьба к Богу Кришне о прощении и благодарность к Богу. Эта молитва может быть использована также по любому поводу, как и при приеме пищи и после приема.
Поэтому говорится, что каждый человек должен слушать тех, кто осознал свою духовную природу, и с течением времени ему откроется все. Тогда он обязательно начнет поклоняться Верховному Господу.
БОГ: Свою духовную природы осознать невозможно. Можно понимать умом, что ты частица Бога, можно понимать умом, что твое изначальное положение служить Богу Кришне, можно тщательно изучать Святое Писание, можно также услышать в себе Мнение Бога Кришны, но вот осознать как-то особо свою духовную природу на уровне чувств или даже духовных знаний почти невозможно. Бог не подает такому преданному никакие особые чувства или понимания себя в этом плане. По большому счету и тот, кто есть материальный человек и тот, кто есть старательный преданный Бога Кришны, оба осознают себя одинаково. Т.е. нет тех, кто как-то особо осознал себя или кому бы Бог дал особое чувство себя. Осознание своей духовной природы – это только мыслительный процесс. Но не обладает такой человек чем-то особым, чтобы, прослушав его, кому-то все открылось. Нет таких людей. Но есть самонадеянные глупцы, которые к двум словам истины добавляют от себя то, что потом человеку надо будет искоренять три жизни. А это труд Бога и немалый. А потому Бог сразу отводит современного человека от поиска духовных наставников и сразу направляет на Слово Бога и следование ему, но только в процессе преданного служения. Но и направляет Бог не каждого, а только того, чьи качества и карма уже позволяют начинать полное преданное служение.
Господь Чайтанья говорил, что в наш век человеку, стремящемуся осознать себя, не нужно менять свое положение, однако он должен отказаться от попыток постичь Aбсолютную Истину с помощью философских рассуждений и научиться служить тем, кто уже постиг Верховного Господа.
БОГ: Забыли Чайтанью. Осознание себя есть очень простая вещь. Достаточно понимать, что ты частица Бога и что твое изначальное положение перед Богом Кришной всегда подчиненное, и ты всегда в положении слуги перед Богом Кришной. Тут много запоминать и знать не надо. Также, постигать Бога можно только через путь преданного служения Богу Кришне. Но пытаться постичь Бога через служение духовному учителю в современном мире запрещено. Только через путь преданного служения непосредственно Личности Бога Кришне.
Если человеку посчастливится найти прибежище у чистого преданного и услышать от него о науке самоосознания, то, идя по стопам своего учителя, он сам со временем станет чистым преданным Господа.
БОГ: В современном мире это уже не «посчастливилось», а большая ошибка. Не следует ни у какого человека искать прибежище. Ни чьи наставления не будут более чистыми и абсолютными, чем непосредственное Слово Бога в НОВОМ СВЯТОМ ПИСАНИИ. Никого также не следует принимать за своего духовного учителя. Это может быть лишь у преданных староверов. Но им Бог Кришна сразу Говорит: пусть в таком случае и не рассчитывают на духовный план.
В этом стихе Кришна настоятельно рекомендует слушать авторитетных наставников, и это очень важно.
БОГ: Слушание было рекомендовано во времена Арджуны. В современном мире слушание Святых Писаний или проповедей духовных наставников есть то, что может повлечь за собой ошибки в духовном мышлении, в духовной практике и отразится на результатах преданного служения. Т.е. человеку рекомендуется обращаться только к Святому Писанию и Слову Бога в нем.
Хотя обыкновенные люди зачастую не обладают способностями, которыми наделены те, кто мнит себя философами, с верой внимая авторитетному наставнику, даже такие люди могут освободиться из материального плена и вернуться домой, к Богу.
БОГ: С верой внимать надо только Слову Бога Кришны в Новом Святом Писании.