Издать книгу

01. Турция манит - мани, мани

По окончании рабочего дня спускаюсь с шестнадцатого этажа, где был расположен офис приютившей меня после выхода в отставку и весьма уважаемой фирмы. В фойе на цокольном этаже этого здания-махины увидел туркиоск. Раньше никогда не обращал внимания на рекламу турфирм, так как мне хватало служебных поездок, а сейчас заинтересовался. Стал просматривать предложения. Удивила дешевизна путёвок в Турцию, втрое дешевле, чем на наше Черноморское побережье. Сразу в голову пришла мысль о целевом назначении посещения Турции. Во-первых, мой двенадцатилетний внук ни разу не видел моря, а я купался и в Черном море и в Балтийском уже в десять лет. Во-вторых, внук ни разу не летал на самолёте. Правда, и я впервые полетел, когда возвращался домой с преддипломной практики в Ульяновске. Короче говоря, приобрёл я путёвку с оплаченным полётом до Анталии, проживанием в двухместном номере в гостиничке с тремя звёздочками и ежедневном завтраком.

Был август. Меня это нисколько не насторожило, поскольку я не ведал, что из себя представляет этот месяц на юге Турции. Загрузились мы с Евгением – моим внуком в огромный ИЛ-62. Я специально посадил внука к иллюминатору, чтобы наблюдать за его реакциями на полёт. Погода прекрасная! Солнечно, небо совершенно безоблачное. Летим. Я рассказываю о том, что плавно проплывает под крылом. Вот Днепр, Днепропетровск. Вот мы над Крымом. Симферополь. А вот и голубая гладь Чёрного моря. Берег Турции обрывистый, высокий. Внук смотрит неотрывно, но ни словом не делится своими впечатлениями. Когда полетели над территорией Турции, меня поразила открывшаяся картина. Впечатление такое, что под нами спёкшаяся светло-коричневая глиняная пустыня, испещрённая паутиной трещин. И никаких признаков жилья. Потом показался огромный, даже с птичьего полёта, город – Анкара. Наконец далеко впереди проявились в лёгкой дымке вершины гор – значит, подлетаем к Средиземному морю.

Наш очень крупный самолёт пошёл на снижение, лавируя между вершинами гор согласно трассам долин. Как только выбрались из горной теснины, как заискрились воды Средиземноморья и сразу появилась посадочная полоса аэропорта. Выходя из самолёта, явно ощутили температурную разницу с Москвой. Заплатил я десять въездных долларов и мы вышли из здания аэропорта на лестницу, спускающуюся к обширной площади с множеством автобусов. У подножия лестницы стояла группка людей, встречающих пассажиров нашего авиарейса. Я быстро увидел женщину, у которой на плакатике на груди по-русски написано название нашей турфирмы. Подошли к ней, приветливо раскланялись. Когда нас собралось человек восемь-десять, сопровождающая сверилась со списком и повела группу к куче столпившихся автобусов. Нас дожидался микроавтобус турецкого производства с маршрутной табличкой «Аланья».

Сопровождающая с хорошим русским языком предупредила, что путь долгий - «до Аланьи всё-таки около ста восьмидесяти километров. Остановки на водопой и перекур предусмотрены». Тронулись. Инструкции сопровождающей относились в основном к поведению по отношению к продавцам при посещении рынков. Предупредила о настоятельной необходимости торговаться: - Если вы купите товар, не торгуясь, то просто обидите продавца. Вообще-то турки очень доброжелательны к русским, особенно к туристам. Вы будете в полной безопасности. Можете без всякой опаски, в одиночку, даже ночью гулять по городу. Например, возвращаясь после ночного купания в море. Я буду изредка посещать вас, интересоваться условиями проживания, предлагать различного рода мероприятия.

Почти весь путь пролегал вдоль берега, изредка не надолго отлучаясь от него. Трёхполосная дорога с отличным покрытием не вызывала никаких неудобств и усталости. Иногда по пути встречались отдельно стоящие двухэтажные коттеджи. Любознательные русские туристы, конечно, интересовались их стоимостью и вообще стоимостью квартир и комнат неподалёку от моря. Пару раз делали остановки в маленьких городишках, или, скорее, курортных посёлках, утопающих в густой зелени. Пили соки в многочисленных магазинчиках. При перекурах я познакомился с девушкой, которая сидела в автобусе за нами. Тоже москвичка и едет в тот же, что и мы с Женей, отель. В одном из таких посёлков с нами распрощались двое наших спутников. Они уже прибыли к месту своего отдыха. Все остальные пассажиры направлялись в Аланью.

Аланья довольно крупный курортный город, протянувшийся в три улицы на несколько километров вдоль морского берега. Побережье – сплошь пляжи. Самая ближняя к берегу улица (она же и самая низшая, так как после неё начинался подъём к предгорьям) застроена малоэтажными зданиями, первые этажи которых заняты кафешками, мелкими магазинчиками различной торговой специализации, турфирмами, различного рода мастерскими. Во втором ряду застройки с обеих сторон улицы местами высятся и солидные здания - это отели. Особо богато и даже вычурно выглядят те отели, которые своим ограждением и собственным пляжем спускаются к самой кромке моря. Автобусик несколько раз сворачивал с этой главной улицы в примыкающие к ней маленькие улочки и высаживал наших спутников у мелких отелей. Наш отель оказался, пожалуй, в последней четверти длины улицы. Там сопровождающая познакомила нас троих с хозяином отеля и уехала, пообещав скоро увидеться.

#FFFFE5;vertical-align:baseline">
      Комнатушка нормальная – десять кв.м. Две железные односпальные кровати у противоположных стен. Одно окно, смотрящее на улицу и одна застеклённая дверь – выход на балкон. Напротив балкона метрах в трёх балкон соседнего жилого дома. Туалет с умывальником. Вместо кондиционера напольный вентилятор. О чём разговор? – три звёздочки. При моих многочисленных командировках и подготовленных частных круизах не доводилось жить в таком убожестве. Да, наплевать! Главное для нас с внуком – море! Здесь только ночь переспать. Но это как раз и оказалось самым сложным – расскажу позже, когда дело до сна дойдёт.

Наше пристанище оказалось двухэтажным домом. Ему для того, чтобы втиснуться в плотную застройку подобных сооружений, пришлось даже пополам изогнуться под прямым углом. Маленький дворик, весь заплетённый виноградными лозами и другими вьющимися южными растениями. Посередине игрушечный бассейн три на пять метров, но достаточно глубокий для желающих нырять в него, а не сползать по приставленной к стенке металлической лестнице. За всё время нашего отдыха мы с внуком лишь один раз воспользовались услугами этого сооружения. Рядом с бассейном стояли три столика с креслами - пластмассовое гарнитурное изготовление. Это для завтракающих и для всех желающих перекусить налегке. В стене дома, выходящей во дворик, прорублено окно раздачи продуктов. Здесь можно купить пирожки, бутерброды, кофе, соки, вино в небольшом ассортименте, и всё, конечно, привозное.

Мы с внуком решили пока обойтись булочками с соком и поспешить поглазеть на море. Оделись, как положено туристам-пляжникам, натянули плавки, не надеясь (и оказались правы), что на пляже будут кабинки для переодевания, и пошли. Наш отель оказался в третьем ряду застройки главной улицы, так что до пляжа было не более трёхсот метров. И вот он пляж – песочный, дикий, не ограждённый. Лежаки берёшь за так, шезлонги и пляжные зонты – за плату. У палатки с выдачей инвентаря расположена небольшая торговая точка с фруктовыми напитками. Для желающих смыть с себя морскую соль после купания есть пара открытых душевых шлангов. Взяли мы лежаки и пошли поближе к воде. На пляже довольно людно. И первое, что меня поразило, естественно, женщины. Подавляющее большинство, включая престарелых, топлес. Я-то ладно, переморгаю, а вот какова будет реакция внука?! Вспоминаю с содроганием себя в почти подобной ситуации в Новом Афоне, когда мне было десять лет. Смотрю на Женю и не замечаю, чтобы он как-то переменился в лице или принимал какие-то неестественные позы. Вроде как, всё в порядке. Выбрали местечко, положили лежаки, расстелились и к воде. До неё приходится идти, не снимая «вьетнамки» - подошвы ног не терпят раскалённого песка. В воду приходится входить осмотрительно. Дело в том, что у самого берега на мелководье чисто песчаное дно чередуется с дном, покрытым крупными булыжниками гальки. Метров десять так и метров пять – по другому. На булыжное дно лучше ступать обутым, чтобы не наколоться на морском еже. Их довольно много. По предложению Жени (он ещё совсем слабо плавал) мы и начали со сборов ежей. Набрали штук пять. Вижу, что в ближнем ряду лежаков девочка, приблизительно такого же, как и Женя, возраста показывает своим родителям на нас пальцем, что-то говорит и улыбается. Говорю Жене: «Иди подари девочке ежа». Пошёл. Девочка с улыбкой приняла подарок со словами данке шён. Потом уж я убедился, что пляж процентов на девяносто занят немцами и скандинавами (отсюда и такая раскрепощённость в поведении).

При такой женской пляжной моде зачем я потащил сюда фотоаппарат? Очень уж трудно выбрать ракурс для фотографирования так, чтобы потом можно было бы спокойно показывать фотокарточки друзьям и знакомым. Я уж не говорю о жене! Потом легли загорать, стараясь всё-таки по возможности прикрываться от солнца рубашками. Хоть и дело к вечеру, но солнце жжёт нещадно. Узнали, что температура воздуха в тени сорок пять градусов, а на открытом месте – за пятьдесят. Никогда не мог даже подозревать, что я способен выдерживать такую жару. Не говорю, конечно, о финской бане. Неожиданно к нам подходят две молодые женщины с открытыми грудями, и одна из них на чистом русском языке обращается ко мне: «Простите. Мы увидели у Вас фотоаппарат. Вы не могли бы нам перезарядить плёнку?» и протягивает мне свой «Зоркий» и упакованную катушку с плёнкой.
- Могу, конечно, - отвечаю я и задаю встречный вопрос: - А вы откуда, девушки?
- Мы из Мурманска.
Пока я перезаряжал их фотоаппарат, обмотав руки всеми наличными полотенцами, мы познакомились. Живут они на той же улице, что и мы с внуком, только во втором ряду. Их отель имеет на звезду больше, потому и условия у них заметно лучше. Главное, мы от них узнали, что напротив их отеля имеется неплохое питательное заведение, где можно сносно пообедать за сравнительно невысокую плату. Потом мы иногда встречались с ними на пляже и за обедом. Один раз девушки даже пригласили нас к себе отведать арбуз. Зашли, посидели, поболтали. И за обедом, и принимая нас в своём номере, они, конечно, были одеты по-летнему цивильно, не по здешней пляжной моде.
На последующие дни мы с внуком наметили такой распорядок дня. После завтрака на море с усиленным внимание к обучению Жени плаванию. Потом на обед. После него гуляние по городу или культ мероприятия.

Да, чуть не забыл. Собранных морских ежей мы положили для высыхания в тенёчек на балкон. На следующее утро унюхали, что они протухли. Пришлось выбросить.

#FFFFE5;vertical-align:baseline">
      Первая ночёвка на турецкой земле. Душно, скорей открываем настежь окно и балконную дверь. Свежестью, отнюдь, не повеяло. Хотя на улице нечастые фонари наружного освещения немного разбавляют темноту, но раскалённую за день землю и строения на ней пока не в состоянии остудить воздушные потоки ни с гор, ни с моря. Да и есть ли эти потоки? - закрадывается сомнение. Включаем вентилятор. Но он опять же гоняет по комнате тепловатые воздушные струи и совсем не препятствует нашествию комаров. Приходится срочно полностью закрывать связь с улицей.

Следующий после комаров удар оказался столь же болезненным. Не буду описывать шоковое состояние внука, попытавшегося войти в туалет. Просто мы осознали, что между моментом включения в туалете света и моментом входа в это помещение необходим полуминутный интервал. Его достаточно, чтобы ватага тараканов, сплошь покрывающих весь пол, успела распределиться по свои норам. Перед сном решили попить чайку. Использовали собственные электрокипятильник и конфеты. Услышали доносящийся с улицы шум поливалок и немного воспрянули духом. Однако, выглянувши в окно, увидели, что автоцистерны опрыскивают кроны деревьев совсем неароматными составами. Поняли: борьба с комарами. Увы, борьба эта никак не сказалась на поголовье комаров в нашей комнате. Поэтому мы с Женей активно включились в эту борьбу, понимая, что иначе нам не спать. Побили много, пока они не осознали нашу решимость и не попрятались в укромные уголки. Но как только улеглись в постели, комнаты наполнилась известным до противности зудом. Накрываться с головой пододеяльниками – всё равно что решиться на самоудушение. Внук крутился, хлопал по телу ладонями. Нужно было что-то предпринимать, иначе нам не спать. Вспомнил я происшедшее с внуком в его раннем детстве. Он весь горел от высокой температуры, был в каком-то коматозном состоянии. Тёща моего сына причитала, повторяя: «Уходит Женечка, уходит!». Мы с женой тоже замерли у кровати ребёнка и только молили, чтобы скорее появился врач. Вдруг мать ребёнка схватила простынь, намочила её под краном холодной водой, чуть отжала и накрыла ею голое тельце ребёнка. Вскоре появилась врач скорой помощи, выполнила необходимые действия, приказала собирать Женю в больницу и в заключении похвалила мою сноху, сказав, что она спасла ребёнка. Вот и я, «спасая» подросшего ребёнка, повторил действия его матери. Вскоре Женя крепко уснул под прохладным влажным пододеяльником. Я повернул вентилятор в свою сторону и вскоре тоже уснул.

На следующий день после недолгой водной (в смысле морской) процедуры мы решили побольше внимания уделить главной улице города. Пошли в сторону центра, удивляясь предприимчивости аборигенов, активно пытающихся затащить нас в свои торговые точки. Перед одним из них мы не смогли устоять. Молодой человек небольшого росточка так умоляюще смотрел на нас и повторял свой вопрос: «ПОляк, пОляк?», что я не выдержал и гордо ответил: «Русские мы, советские!». Мой ответ вызвал бурный восторг нашего визави, который с удвоенный энергией тащил нас в гости, повторяя: «Товарищи, дорогие товарищи, я азербайджанец, давно не был на родине. Зайдите на пять минут, поговорить». Не устояли мы перед таким напором, зашли. Хозяин посадил нас за стол, напоил кофе, расспрашивал о Москве и очень оживился, когда услышал, что я два-три раза бывал в Баку. Но бизнес есть бизнес, и хозяин стал переходить к делу. Во-первых, сказал, что у него друг владеет магазином, в котором продаются лучшие в Турции дублёнки. Может за нас замолвить словечко и сбавить цену. Во-вторых, он предлагает нам путёвки на экскурсионную прогулку на теплоходе по реке. До реки доставит нас лично на автомобиле. Мы с Женей решили выбрать «из двух зол меньшее» и купили путёвки. «Завтра в десять, ноль-ноль будем у тебя». С этими словами мы и покинули нашего нового друга.

Продолжили движение в сторону центра. Наше удивление вызвали небольшие кактусы (не в горшочках, а дикорастущие) в траве газонов между тротуаром и застройкой. К сожалению, чем ближе к центру, тем реже встречались эти газоны. Их места занимали столики миниатюрных кафетериев. Наткнулись на рынок, похоже, центральный. Зашли и поняли, что обойти его за день невозможно, поэтому углубляться не стали, а немного походили недалеко от входа. Купили несколько мелких сувениров для родных, ещё что-то поразившее Женю. Время подходило к обеду, а мы уже далековато ушли от места наших обедов. Пора возвращаться. Я предложил внуку не возвращаться тем же путём, а пройти повыше, к параллельной улице и идти восвояси по ней. Предложение было принято. Мы так и поступили.
Конечно, эту улицу не сравнишь с центральной. Хотя и такая же малоэтажная застройка, но сразу ощущается «провинция». Значительно реже встречаются магазинчики, кафешки, да и прохожие. На полпути к «дому» Женя почуял вкуснейший запах чего-то съестного. Понятно – внук проголодался. Пошли на запах. Нюх не подвёл Женю. Совсем близко оказалось небольшое семейное предприятие. На тротуаре два уже знакомых нам столика со стульями, ограждённые с двух сторон вьющимися зарослями. Поднялись по трём ступенькам. Оказались в минипекарне. За рабочим столом пожилые мужчина и женщина с приветливыми улыбками. Женщина стряпает, мужчина обслуживает редких посетителей. Устоять было просто невозможно. Не торгуясь, мы заказали какое-то первое блюдо с наваристой бараниной, соки и преотличнейшие пирожки с ягодной начинкой. Теперь это место по нашей посещаемости превзошло ту «столовую» рядом с отелем.

Окончание следует

16:47
325
19:41
Интересно и познавательно!
23:55
Рад. Спасибо, Борис!
21:51
Побывал я в Алании. Интересно сравнивать впечатления.