А.Посохов "И снова о верующих"
Александр Посохов
И СНОВА О ВЕРУЮЩИХ
Вот несколько
последних «сводок» из наших СМИ по избранной теме. «Глава РПЦ патриарх Кирилл
предложил упомянуть Бога в основном законе России». «После литургии в храме Христа Спасителя
патриарх Кирилл отметил, что Бог един для всех конфессий – будь то христиане
или мусульмане – значит, в него верит большинство россиян. Такая возвышенная
идея, по его словам, формирует личную, общественную и политическую
нравственность, в пример можно привести гимн России, в котором Бог уже упомянут». «Предложение главы РПЦ поддержал председатель рабочей группы по поправкам
в конституцию Андрей Клишас. Он сказал «отношусь положительно, это будет
обсуждать рабочая группа». Но есть и другие мнения. Вот что говорит член
рабочей группы Ярослав Нилов. «Я как бывший
председатель Комитета по религиозным и общественным организациям помню, как
проходил закон о защите религиозных чувств. И атеисты, которые в принципе не
могут иметь никаких религиозных чувств, как они тогда начали активно свою
позицию озвучивать. Наблюдался некий идеологический раскол в обществе. Для меня
как для верующего человека Бог – самое главное в сердце и в душе. А то, что в
преамбуле будет или не будет, это уже по большому счету лично для меня большой
роли не играет». «Первый зампред комитета Госдумы по государственному
строительству и законодательству Михаил Емельянов допустил возможность
упоминания Бога в Конституции. «То есть, если бы патриарх предложил
сделать официальной религией православие либо ислам, буддизм, тогда бы это
противоречило светскому характеру нашего государства», – пояснил Емельянов РИА
Новости. Он добавил, что 14-й статье мнение предстоятеля РПЦ не
противоречит, поскольку речь идет о Боге как некой абстракции, которая
исповедуется разными религиями, а не имеется в виду установление какой-либо
одной религии как официальной».
Подобная этой информация последних
дней побудила меня снова разместить здесь свою статью трёхгодичной давности о
верующих и о нас из сборника «Они и мы».
2020 г.
ВЕРУЮЩИЕ И МЫ
Детишки с
крестиками, новые бетонные храмы на каждом шагу, километровые очереди к святым
мощам, вселенское пасхальное богослужение, публичные выступления священников в дни престольных праздников и не только в
такие дни, красочные
епархиальные газеты, разнообразные православные сайты, освящение камер СИЗО, открытие воскресных школ, сообщения
на сотовые телефоны с призывами читать Библию… Неверующему человеку вроде как и
деваться уже некуда, неуютно и неловко становится.
По прихоти земных богов
Внедрили в армию попов.
И сразу три танкиста
Избили атеиста.
Причём Библию в
эсэмэсках рекомендуют читать хотя бы иногда в обязательном порядке. Особенно
тем, у кого горе какое случилось либо болезни замучили. Оно и понятно – к Богу
обращаются, как правило, с просьбой о помощи.
Я – атеист, чего же более.
Что я ещё могу сказать.
Здоров, как бык, ничем не болен.
И на талмуды мне плевать.
А на днях я узнал,
что вот уже не первый месяц в
Екатеринбурге бушуют страсти вокруг предполагаемого строительства в акватории
городского пруда храма святой Екатерины. Инициаторами строительства являются
якобы Епархия вместе с чиновниками и олигархами. И опять же неизвестно: а нужен
ли храм именно в этом месте, если совсем рядом есть еще несколько; а надо ли
учитывать мнение граждан при строительстве храмов; и вообще, не слишком ли
много храмов строится и не лучше ли вместо них строить больницы, стадионы и
т.п. Понятно, что ответы на такие вопросы способны вызвать
взаимную неприязнь между верующими и неверующими. Так и происходит, к
сожалению. Когда, например, решается вопрос о передаче каких-либо зданий
Русской Православной Церкви. Проблема в Санкт-Петербурге с Исаакиевским собором
тому подтверждение.
В любви признавшись горячо,
Решил вдруг Кремль за общий счёт
Подставить РПЦ плечо.
А атеисты тут при чём?
Разумеется, все мы – одно
российское общество, и верующие и неверующие. Никуда нам друг от друга не
деться. И не надо! Надо только, чтобы отношения между нами не раскачивались,
как маятник. В одну сторону было, сейчас немного выровнялось и в другую уже не
надо. Часы пусть идут, а маятник пусть стоит себе, тихо и спокойно. И
неверующим надо понимать, что человеку свойственно верить, потому и человек он.
И верующим надо понимать, что доминирующее положение церкви – отнюдь не
социальная и духовная панацея.
Не спасает крест нательный
Ни тюрьму, ни богадельню.
Согрешил, не согрешил –
Всё зависит от души.
А душа, тем более
чужая – это потёмки, как говорится, да ещё какие. Иная душа так закрыта, что и
с отбойным молотком в неё не прорвёшься.
Кто-то служил в гестапо,
Кто-то служил в КГБ.
Лишь Патриарх и Папа
Богу верны и себе.
С
учётом этого банальнейший постулат или вывод напрашивается: верующим и
неверующим, сторонникам православия и противникам ничего на самом деле не
остаётся, кроме того, чтобы слушать и слышать друг друга. И, если уж не считать
друг друга закадычными друзьями, то о враждебном отношении друг к другу следует
забыть на веки вечные. Скандал же с фильмом «Матильда» в этом смысле вызвал и
продолжает вызывать пока не радужные ассоциации.
Как, собственно, и мода на религию. Когда она действительно просто мода,
как взъерошенная вдруг кем-то массовая вера в целителей всяких, колдунов и
ясновидящих. Вот, к примеру, те же детишки малые с крестиками на худеньких
шейках. Ну да, родители мы, и право имеем на то, как потомство своё
воспитывать. Но мир сейчас настолько раздвинулся, разнообразился и
взаимовъелся, что, может быть, лучше, когда современный человек сам осознанно
выбирает себе пристрастия в сфере религиозных учений. Либо остаётся вне церкви,
опять же самостоятельно полагая, что это ничуть и никак не влияет на его
духовное развитие и праведную жизнь.
Тем более, к сожалению, что за всем перечисленным мною в самом начале не
следует у нас пока сколько-нибудь явное очищение от бескультурья и мракобесия.
Не с мерцающей лампадой,
Как по Млечному Пути,
А земным путём нам надо
К вечным истинам идти.
И
верующим и неверующим опасаться приходится всё больше не призрака коммунизма, а
призрака дебилизма. Много, слишком много того сейчас, что порождает сомнения в
силе и совершенстве человеческого разума вообще и религиозной сферы бытия в
частности.
То ли правильно – валеты,
То ли правильно – вальты.
Где ж ты Русь святая, где ты?
Отмолилась что ли ты?
Ну и, наконец, басня. Куда ж без
неё, когда сама наша жизнь такая, что по-прежнему нуждается в простых
аллегориях и моральных выводах.
СОН
Приснился как-то Ваньке сон,
Что будто ночью на балкон
К нему вскарабкалась старуха.
Иван, конечно, оробел
И даже свет зажечь хотел,
Но не успел –
Старуха рядом уж стояла.
Стянув с Ивана одеяло,
Она шепнула прямо в ухо:
– Должна я страшный суд свершить –
Тебя в постели задушить.
– За что? – пролепетал Ванюша.
– За то, что опоганил душу
И до сих пор не окрестился.
Такой вот сон Ваньку приснился.
Вскочил он утром и пустился,
Как обезумевший в церквушку.
А ночью вновь пришла старушка:
– Теперь обязанность твоя –
Молиться, глядя на меня,
Всю ночь без устали и лени.
Вставай и падай на колени.
А то возьму и задушу…
_______
Давать советы не спешу,
Не смею.
Но есть один – почти клише:
Не вешай крест себе на шею,
Коль пусто где-то там в душе.
* * *
2017 г.