Дмитрий Минаев
2 ноября 1835 года родился поэт и переводчик Дмитрий Дмитриевич Минаев. В 1847 году был зачислен в Дворянский полк – военно-учебное заведение в Санкт-Петербурге, где готовили будущих офицеров. Вместе с ним учился будущий поэт Василий Курочкин.
В 1857 году Минаев оставляет службу и начинается заниматься исключительно литературной деятельностью.
Основную часть поэтического наследия Дмитрия Минаева составляют сатирические стихи и пародии. Объектом его сатиры становились решительно все: консервативные власти и либералы, цензура и литераторы, славянофилы, помещики, сторонники «чистого искусства». Минаев прославился как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, каламбура фельетона в стихах. Многие его каламбуры стали крылатыми выражениями («…Царство рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я»).
Менее известен Дмитрий Минаев – переводчик. Ему принадлежат переводы Байрона, «Песни о Нибелунгах», Гейне, Лонгфелло, Гюго, Теннисона, Мицкевича, Мольера, Чосера, Данте, Шелли. Французских поэтов он переводил с языка оригинала, для перевода английских, немецких и итальянских авторов использовал прозаический подстрочник.
В 1866 году после покушения на Александра II, совершенного Дмитрием Каракозовым, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике" и „Русском слове». Просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.
Выступая в качестве драматурга, Минаев написал несколько комедий («Либерал», «Кассир», «Спетая песня», «Разоренное гнездо» и другие). Они не пользовались успехом на сцене, но пьеса «Разоренное гнездо» получила Уваровскую премию Академии наук. Также он издал три книги сказок для детей в стихах. В 1860-х – 1870-х годов вышло несколько сборников стихотворений Минаева. С 1887 года поэт с семьей перебрался в Симбирск, где купил дом с флигелями и садом.
Умер Дмитрий Минаев в Симбирске после тяжёлой болезни 10 (22) июля 1889 года.
«Смех»
Всегда неподкупен, велик
И страшен для всех без различья,
Смех честный - живой проводник
Прогресса, любви и величья.
Наивно-прямой, как дитя,
Как мать - многолюбящий, нежный,
Он мудрости учит шутя,
Смягчает удел безнадежный.
Струясь, как по камням вода,
Как чистый фонтан водоема,
Торжественный смех иногда
Доходит до грохота грома,
Сливаясь в густых облаках
В немолчное, грозное эхо,
И тот, кто забыл всякий страх,
Дрожал от подобного смеха.
Смиряя рыданья порыв
И гордую скорбь гражданина
Под маской шута затаив,
Запрятав под плащ арлекина,
Стремление к лучшей судьбе
Родит он в груди всего мира
И с гидрой пороков в борьбе
Сверкает и бьет, как секира;
Он сонную мысль шевелит
И будит во мраке глубоком:
Плясал вкруг ковчега Давид,
Но был и царем и пророком.
1875
Пока никто не отметился
«Но критики упрекали в излишней плодовитости, ослабленной требовательности поэта к себе, считали неудачными его сказки в стихах для детей. Минаев много выступал и с переводами, как из европейских поэтов-сатириков, так и из серьёзной поэзии. Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, но часто далекую от подлинника. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя дома в Симбирске забытым и одиноким 10 (22) июля 1889.» © О. Мальцева, член СПР. Источник: Дом Писателя Санкт-Петербург.
Библиотекарша радостно кивает удаляется и, через пару минут выкладывает на столик духлеса (повесть о ненастоящем человеке), телок, …. И еще какую-то обличительно-порочную хрень. С достойными внимания тиражами. Ибо написано хорошо, соответствующие тиражи и читают…
Вот что значит некорректно заданный вопрос!
— Спасибо, но мне нужен Дмитрий Минаев!
Удивленно раскрывает голубые глазки, мол, что за причуда? Ясен пень, никогда не слышала о нем. Уносит Сергея Минаева, и вскоре возвращается радостная – мол, видите я какая, нашла!
Томик затертый, вышел давно…. Формуляр на месте, но последний раз был востребован лет десять назад! И это понятно – некоторые авторы, увы, не в почете, да и знать их не след, дабы не прочли чего лишнего. Ни Салтыкова-Щедрина (даже улицу переименовали!), ни Джанни Родари (если вам случайно удалось сравнить два издания – советское и современное, поймете сразу – будут бедные беднеть, богатеи богатеть), ни даже «Приключения Незнайки на Луне» Николая Носова.
А Минаев забыт напрочь. Я даже не помню, чтобы когда-то кто-то говорил об этом поэте! Наверное, его проходят в Литинституте или на профильных литературоведческих факультета. Стыдно мне, но уж лучше позже, чем никогда, это истина.
Хотя Дм.Дм.Минаев упомянут и в БСЭ, и в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.
Такие мысли возникли у меня после очередного семинара «Метафора», проводимого в Санкт-Петербургском Доме писателей под руководством председателя Санкт-петербургского отделения Бориса Орлова, тоже прекрасного поэта. Семинар проходит раз в две недели, и всегда узнаешь что-то новое о неизвестных или незаслуженно забытых поэтах. Небольшое число участников, уютная атмосфера и доброжелательность располагают к восприятию материала.
Постоянные участники – члены СП, литературных объединений – Ольга Мальцева, Игорь Константинов, Марина Скородумова и другие.
И вот – Дмитрий Минаев. Биографическую справку и стихи можно найти в интернете, только нужно знать, что искать!
Биографическая справка
(http://minaev.ouc.ru/biograf.html)
Минаев Дмитрий Дмитриевич — известный поэт-юморист и переводчик (1835-1889), сын Д.И. Минаева. Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. Стихи Минаева стали появляться в печати с 1857 г. Курочкин пригласил его сотрудничать в «Искру». С 1859 г. Минаев пишет свои многочисленные и грубоватые пародии, хлесткие сатиры, не всегда справедливые эпиграммы и ряд стихотворений юмористического характера. В 1862 г. он делается редактором «Гудка», но вскоре снимает свою подпись, не переставая сотрудничать в нем. Расцвета литературной деятельности Минаев достигает в конце 60-х и начале 70-х годов. Постоянно меняя свои псевдонимы («Словарь псевдонимов» Карцева и Мазаева насчитывает их более 29), Минаев был особенно популярен как «Д. Свияжский», «Обличительный поэт», «Темный человек» и «Майор Бурбонов». Из комедий Минаева — «Либерал» («Отечественные Записки», 1870, No 12, и в сборнике «На перепутье», Санкт-Петербург, 1871), «Кассир» (написал вместе с С.Н. Худяковым, Санкт-Петербург, 1883) и «Спетая песня» («Вестник Европы», 1874, No 5) или «Разоренное гнездо» (Санкт-Петербург, 1875), — ни одна не пользовалась успехом на сцене, хотя за последнюю Минаев получил от Академии Наук Уваровскую премию. Он выступал также в качестве полемиста в «Русском Слове», «Деле», обнаруживая и здесь присущую ему бойкость пера. Совершенно неудачны были его сказки в стихах для детей, как, например, «Дедушкины вечера» (Санкт-Петербург, 1880), «Новые новинки, песни да картинки» (Санкт-Петербург, 1882), «Теплое гнездышко» (Санкт-Петербург, 1882). Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, часто далекую от подлинника. В литературно-артистических кругах его знали как автора колких эпиграмм на вся и все, человека, способного написать, без помарок, сатиру в несколько десятков строк. Изучительное версификаторство, природный, хотя не глубокий юмор ввели Минаева в сферу злободневности и выработали из него находчивого полемиста, автора бесчисленных рифм. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, подтачиваемый пьянством, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя забытым и одиноким.
Но в Ульяновске есть его дом-музей и памятник на могиле. Если кто в этом городе будет – найдите музей, посмотрите.
Но что за поэт? Редкий случай, когда можно отрыть на любой странице, взять любое произведение, и читать хоть с конца, хоть с середины.
Необыкновенная, простая и, в тоже время, потрясающая рифма, умение дойти до сути. И очень современно. И «Прощай, немытая Россия» — тоже он!
И тем не менее, за сие творение, кто бы ни был его автором, поэту хочется ответить:
Катись, да быстро и проворно
Туда, где чтят твои права
На мать плеваться стихотворно,
Иван, не помнящий родства!
И, уважаемый Никсан, уберите, пожалуйста, капс-лок из названия новости. Очень неприятно режет глаз.