Издать книгу

Святых Апостолов Деянья. Главы I - VII

Святых Апостолов Деянья. Главы I - VII
Тип произведения:
Авторское

 

от Луки

 

I

 

Одну уж книгу написал я

К тебе, достойный Феофил,

И духом несколько устал я,

И бег пера остановил.

 

Но время уж писать вторую,

Чтоб мир постиг свою вину.

Я службу чту за честь такую,

А потому теперь начну.

 

Итак Иисус, по воскресеньи

Явив Себя ученикам,

Им повелел пред Вознесеньем,

Чтоб шли в Ерусалим, и там

 

Хранили вверенное Слово

И ждали, не страшась невзгод,

Когда Он Духа им Святого

Во утешение пошлёт.

 

Они спросили: «Не теперь ли

Ты восстановишь царство нам?»

Но Он сказал им, чтоб терпели,

Не подчиняясь временам,

 

И, в Духе укрепляя силы,

О Нём свидетельство несли

И Весть Благую разносили

До края самого земли.

 

Сказав сие, Он в небе скрылся,

Поднявшись прямо от земли.

И вот, когда Он возносился,

Ученики в экстаз пришли.

 

И тут им Ангелы предстали,

Сказав: «Почтенные мужи!

Ужель ещё вы не устали

Глазами небо сторожить?

 

Та быль, что мир сочтёт за небыль,

Повторно не произойдёт.

Иисус, вознесшийся на небо,

К вам так же с неба и придёт».

 

Тогда, в Ерусалим вернувшись,

В молитве пребывали там

Мужи, которых, оглянувшись,

Мы вспомним вновь по именам:

 

Пётр, Иоанн, Андрей, Иаков

И Симон, прозванный Зилот,

Иуда, жертва сходства знаков,

Фома, предмет людских острот,

 

Другой Иаков, брат Иуды,

Матфей, Филипп, Варфоломей.

И Мать Мария, с верой в чудо,

И братья Иисуса с Ней.

 

И Пётр сказал в те дни в собранье:

«Мужи! Так Богом суждено,

Что предречённое заранье

Теперь исполнится должно.

 

Нутро Иуды дьявол выдрал,

Смерть лютая нашла его,

И нужно, чтоб Господь наш выбрал,

Кто жребий примет за него».

 

В молитве их согнулась выя,

Пал жребий, эллипс очертя,

И показал он на Матфия,

Его к Апостолам причтя.

 

II

 

Пятидесятницу встречали

Все вместе славные мужи.

Вдруг шУмы вихря зазвучали,

И огнь с небес их окружил,

 

И Дух, сошедший, словно пламя,

Почив на каждом, дал им вмиг

Владеть способность языками,

И всяк узнал иной язык.

 

В Ерусалиме в это время

Немало было ходоков,

И всякое людское племя

Имело здесь своих гонцов.

 

И каждый ощутил смятенье,

Когда в Апостольских речах

Узнал язык, каким с рожденья

Владел в родных своих краях.

 

И люди эти говорили:

«КАк Галилейцы могут знать

Наречья, каковым учили

Нас вдалеке отец и мать?

 

Парфяне и Кападокийцы,

И те, чей дом – великий Рим,

И Египтяне, и Ливийцы –

Их слышим так, как говорим.

 

Чем объяснить такое можно?»

Иные же тотчас нашлись,

Сказав: «Понять сие несложно:

Они изрядно напились».

 

Пётр возгласил в ответ: «Не пили

Хмельного мы уже давно.

Но это то, что Иоилем

Когда-то вам предречено:

 

Бог говорит: Мне верным слугам

Явлю признательность Свою

И сообразно их заслугам

В них Дух пророчества волью.

 

Основы ложны сотрясутся,

Чтоб мир на них не уповал.

Лишь те в Господень день спасутся,

Кто имя Господа призвал.

 

Мужи Израильские! Вами

Иисус распятый Назорей,

Средь вас известный чудесами,

Которых не было славней,

 

Был воскрешён Всевышним Богом,

Расторгшим смертные узЫ,

И, побывав за тем порогом,

Не пострадал от сей грозы.

 

Не зря Давид сказал когда-то

Про милость Бога своего:

Святого вырвешь Ты из ада

И тленью не предашь его.

 

Пророком Божьим он являлся

И нас хотел предупредить,

Что Бог Христа тогда поклялся

На трон Давидов посадить.

 

Иисус же не увидел тленья,

И в аде не оставлен Он,

И был по Божьему веленью

От нас на небо вознесён

 

И, там приняв обетованье,

Святого Духа нам излил,

Исполнив наше упованье,

А вас тем самым изумил.

 

Нам весть Давид послал такую,

Что Бог Христу вперёд сказал:

Седи Меня Ты одесную,

Доколе Я не наказал

 

Врагов Твоих, Тебе под ноги

Сложив повинные главы.

Чтоб подвести теперь итоги,

Скажу, чтоб твёрдо знали вы

 

И возвестили всем скорее

С волненьем радостным о том,

Что Бог Иисуса Назорея

Соделал Господом Христом!»

 

Израильтяне умилились

Святых Апостолов словам

И к ним с вопросом обратились:

«Что повелите делать нам?»

 

Пётр рёк: «Покайтесь и креститесь

Во имя Господа Христа,

Навек с грехами распроститесь,

Душа да будет в вас чиста.

 

Святого Духа получайте,

Как жить, учащему людей.

От развращения спасайте

Себя и собственных детей».

 

Несло благое утешенье,

Что возвещал Господень муж,

И приняло в тот день крещенье

Без малого три тыщи душ.

 

И был их круг сплочён и дружен

В молитвах, вере и нужде,

И Божий страх хранил их души,

Не оставляя их нигде.

 

С благодареньем преломляли

Здесь хлеб с молитвою над ним,

И чудесами изумляли

Апостолы Ерусалим.

 

И всяк легко и простодушно

Именье братьям предлагал.

Господь же каждый день послушных,

Спасая, к Церкви прилагал.

 

III

 

Однажды к храму в час девятый

Шли вместе Иоанн с Петром.

Тут к ним воззвал с рукой поднятой

Муж, что с рождения был хром

 

И был носим к воротам Красным:

«Подайте милостыню мне!»

И Пётр сказал с волненьем страстным

Во вдруг наставшей тишине:

 

«Сребра и злата не имею,

А что имею, то даю:

Христа во имя Назорея

Встань здрав, как я теперь стою!»

 

И, взяв страдальца за десницу,

Поднял движением одним.

И не могло тому присниться

Затем случившееся с ним.

 

Внезапно ноги укрепились

Хроморождённого, и вот

Они уже и в пляс пустились,

И в храм он радостно идёт,

 

И Божьим хвалится знаменьем,

Поднявшим с паперти его!

И с ужасом и изумленьем

Взирают люди на него.

 

И так как этот исцелённый

Апостолов не покидал,

То весь народ, им изумлённый,

Вкруг них кольцо образовал.

 

И Пётр сказал тогда к народу:

«Зачем на нас глядите вы,

Как будто мы – творцы природы

Или премудрые волхвы?

 

Считаться Божьими рабами

Нам жребий был определён,

И этот человек пред вами

Не нашей силой исцелён.

 

Бог Авраама и Исаака

Прославил Сына Своего,

Дозволил смерть Его, однако

Из мёртвых воскресил Его.

 

Иисус на небе поселился,

Покинув здешние места,

И сей калека исцелился

Чрез веру в Господа Христа.

 

Сего Иисуса вы убили,

Не дав Его освободить

Пилату. Как же слепы были

Те, кто взялсЯ Его судить!

 

Итак, покайтесь, отрезвитесь,

Да будет совесть в вас чиста,

С молитвой к Богу обратитесь,

И да пошлёт Он вам Христа.

 

Вас первых после воскресенья

Иисус пришёл благословить,

Чтоб вас для вашего спасенья

От злодеяний отвратить».

 

IV

 

Заслышав речь о воскресеньи,

Начальство храма подошло

И от людского потрясенья

В негодование пришло.

 

И мракобесы повелели

Тотчас Апостолов схватить,

Но те людей уже успели

Пять тысяч к Богу обратить.

 

Наутро всё священство в сборе,

С самим Кайафой во главе,

Петра спросило при разборе

Событья в храме: «Дай ответ,

 

Какою силою хромого

Вы раззадорили плясать,

И нет ли имени такого,

Чтоб всех людей могло спасать?»

 

И, Духа обретя Святого,

Пётр дал тогда такой ответ:

«Что исцелили мы больного,

Так преступленья в этом нет.

 

А совершилось исцеленье

Иисуса именем Христа.

И нет ни в ком ином спасенья,

Главой угла Он ныне стал».

 

Тогда священники сказали:

«Не смейте это разглашать».

Пётр с Иоанном отвечали:

«Не людям, право, запрещать

 

Скрывать Всевышнего деянья».

И судьи отпустили их,

Не присудив им наказанья,

Чтоб не восстал народ за них,

 

Поскольку слышались хваленья

Творцу, Спасителю от бед.

Ведь получивший исцеленье

Был болен сорок с лишним лет!

 

Апостолы, по отпущеньи

Придя немедленно к своим,

Поведали о запрещеньи,

Что навязать хотели им.

 

И сонм воззвал единодушно:

«Владыко Бог, Творец земли!

Был царь Давид Тебе послушным,

Его уста нам изрекли:

 

«К чему язычникам метаться,

Народам – тщетно мыслить зло?»

Теперь же время исполняться

Тому пророчеству пришло.

 

Цари воистину восстали

На Господа и на Христа,

Чтоб сделать то, чему вначале

Судил Ты сбыться неспроста.

 

Воззри на их угрозы, Боже,

И силу дай Твоим рабам,

И мы со смелостию сможем

Свободу дать Твоим словам!»

 

И по молитве получила

Святого Духа паства та

И с дерзновеньем говорила

Глаголы Бога и Христа.

 

Одно у всех там было сердце,

Одна душа у всех была.

Имение единоверца

Всеобщим Церковь та звала.

 

Апостолы горячим словом

Им весть несли в собраньях тех

О воскресении Христовом,

И благодать была на всех.

 

Никто ни в чём там не нуждался,

Поскольку всяк, кто был богат,

Тотчас с именьем расставался

И нёс к Апостолам свой вклад.

 

Левит Иосия Варнава,

Имея земли, их продал,

И деньги, коими по праву

Владел, Апостолам отдал.

 

V

 

Однажды некий муж, Ананья,

С женой Сапфирою своей

О том условившись заранье,

ЦенЫ именья нЕ дал всей,

 

А положил лишь часть из оной

К ногам Апостола Петра.

Но Пётр воскликнул, возмущённый:

«Ананья! Своего добра

 

Хозяин был ты в полной мере,

К чему ж ты в сердце ложь слагал?

Солгал не братьям ты по вере,

А Духу Божьему солгал!»

 

Сии слова скупца сразили,

И пал он, ликом омрачась.

И, вынеся, похоронили

Ананью юноши тотчас.

 

Часа чрез три, о том не зная,

Его супруга подошла.

И Пётр спросил её: «Желаю

Я знать, такою ли была

 

Цена земли, как рёк Ананья?»

Она ответила: «Такой».

Пётр молвил: «Как вы наказанья

Не убоялись? Вот, рукой

 

Сих юношей твой муж схоронен,

И ты вослед ему пойдёшь.

Как дух твой лжив и беззаконен,

То той же смертью и умрёшь!»

 

Тут плоть и дух её разъялись,

Над ней свершилась Божья месть.

И сильным страхом убоялись

Все, кто услышал эту весть.

 

Быв в Соломоновом притворе,

Узрели люди чудеса

От рук Апостолов, и вскоре

Народ прославил их, и сам

 

Всё больше к Господу тянулся,

Неся с постелями больных,

Чтоб Пётр хоть тенью их коснулся.

И исцелял он таковых.

 

Устав от зависти беситься,

Первосвященник дал приказ

Швырнуть Апостолов в темницу,

Чтоб не хвалил их общий глас.

 

Но Ангел Божий, ночью двери

Открыв, их вывел и сказал:

«Учите в храме правой вере,

Чтоб звук сих слов не умолкал».

 

Они исполнили веленье

И в храм людей учить пошли.

Меж тем Кайафа в исступленье

Пришёл, поскольку не нашли

 

Его служители в темнице

Пред тем захваченных мужей.

Не знал Кайафа, как случиться

Могло такое. Тут ушей

 

Его касается и мучит

Весть, что Апостолы Христа

Народ спокойно в храме учат,

Хоть дверь темницы заперта.

 

Тут стражники, боясь волненья,

Без принужденья их ввели

В синедрион. Для устрашенья

Кайафа рёк: «Со всех сторон

 

Слышны теперь в Ерусалиме

Слова учения от вас.

Забыть Того Иисуса имя

Не отдавал ли я приказ?»

 

Пётр и Апостолы сказали:

«Приказы Бога нам важней!

Вы Иисуса растерзали,

А Бог десницею Своей

 

Его Спасителем назначил,

Чтоб мы очистились от зла.

В нас Дух Святой движенье начал,

Его ж и речь сия была!»

 

Собранье гневом воспылало,

Но фарисей Гамалиил

Сказал: «Мужи! Не раз бывало,

Что некто за собой водил

 

Народа толпы, объявляя

Себя великим мудрецом,

Но путь кривой его, петляя,

Плохим кровавился концом.

 

Оставьте сих людей в покое.

Коль не от Бога дело их,

Оно падёт само собою,

Но коль от Бога, то лихих

 

Мы можем избежать страданий,

Не преграждая им пути».

Священство, вняв, для истязаний

Призвало Верных. Запретив

 

Упоминать Иисуса имя,

Их отпустили в тот же час.

Апостолы, смеясь над ними

И над бесчестием смеясь,

 

Об Иисусе неустанно

Учили в храме и в домах.

И Благовестье постоянно

Звучало в душах и умах.

 

VI

 

В те дни взроптали на Евреев

Пришельцы из Еллинских стран

За то, что были те добрее

В раздаче яств к своим сестрАм.

 

Апостолы рекли: «Негоже

Пещись нам, братья, о столах,

Совсем оставив слово Божье.

С усердием в таких делах

 

Пусть служат избранные вами

Умом известные мужи.

А мы молиться будем сами

И слову Божьему служить».

 

Их речь одобрило собранье,

И были избраны мужи:

Стефан, известный всем и ранее

Тем, как он верой дорожил,

 

Филипп, Тимон, Пармен и Прохор,

Антиохиец Николай

И Никанор. Любая кроха

Делима честно впредь была.

 

И слово Божье умножалось,

Росло число учеников,

И из священства покорялось

Той вере множество умов.

 

Стефан, усердьем нам знакомый,

Знаменья славные творил,

За что был судьями влекомый

В синедрион. Оговорил

 

Его безбожно род лукавый,

Что, дескать, Бога он хулит,

Что храму он грозит расправой

И беззаконничать велит.

 

Стефана сердце не смутилось

От лжесвидетельств подлецов,

И как у Ангела светилось

Его прекрасное лицо.

 

VII

 

Тогда спросил судья лукавый:

«Ты в том повинен или нет?»

И муж Стефан, пред Богом правый,

Такой собранью дал ответ:

 

«Отцы и братья! Бог Иегова

Уйти из милых сердцу стран

Велел Авраму через слово,

И тот отправился в Харран

 

Из мест Халдейских, а оттуда

Его Господь переселил

В ту землю, что теперь Иуда

Своей страной определил.

 

Но нЕ дал Бог ему надела,

Чтоб и ногою наступить,

Но объявил, какое дело

Намерен Он осуществить:

 

«Твои потомки, Аврааме,

Родным народом станут Мне,

Но лет четыреста рабами

Пробудут в дальней стороне.

 

Но Я их скорбный плач услышу

И чрез пророка повелю,

Чтоб Мой народ из рабства вышел,

И после здесь их поселю».

 

По сем родил Аврам Исаака,

Исаак Иакова родил.

Сей был изгнанником, однако

Двенадцать сыновей взрастил.

 

Из сих одиннадцать продали

Иосифа в Египет, но

Они никак не ожидали,

Что было так предрешено

 

Всевышним Богом, ограждавшим

Его от всяческих скорбей

И власть ему над домом давшим

Самих Египетских царей.

 

И глад, случившийся однажды,

Велел Иакову послать

Сынов в Египет, чтобы каждый

Смог пропитание достать.

 

Когда ж поход их повторился,

Не смог Иосиф слёз сдержать,

И братьям всё-таки открылся,

Велев Иакову сказать,

 

Чтоб он в Египет шёл скорее,

Ведя всех сродников с собой.

Так семьдесят и пять Евреев

В Египте обрели покой.

 

Народ в Египте умножался,

Трудом Иосифа вскормлён,

Пока на трон там не поднялся

Его не знавший фараон.

 

Сей против наших ухищрялся,

Навёл немало бед лихих

И повелеть не постеснялся,

Чтоб умерщвляли чад своих!

 

Тогда, пред Господом прекрасный,

На свет явился Моисей.

Избегнув участи ужасной,

Он был сокрыт принцессой всей

 

Земли Египетской, и знанья

Всего Египта он вместил.

Но за чинимое страданье

Он Египтянину отмстил,

 

Убив мучителя прилюдно,

В надежде, что свои поймут.

Однако было б слишком чудно,

Когда бы твой ценили труд

 

Без промедленья! День лишь минул,

И тот, кто был по крови «свой»,

В лицо заступника уж кинул:

«Кто избирал тебя судьёй?

 

Иль убивать ты вновь явился,

Как это сделал ты вчера?»

От слов сих Моисей пустился

В скитанья с царского двора.

 

Чрез сорок лет в пустыне дикой

Ему Господь явился, Свят,

И был сей муж в тот час великой

Священным трепетом объят.

 

И Бог сказал ему: «Ногами

Обутыми не вступишь в рай.

Впредь, человече, сапогами

Святынь Моих не попирай.

 

Услышан Мною ныне с трона

Ваш стон Египетский, и вот,

Твоей рукой от фараона

Избавлен будет Мой народ».

 

Я опасению подвержен,

Что сей пример не одинок:

Тот, кто «своими» был отвержен,

Того судьёй поставил Бог.

 

Он вывел их из дома рабства

И был вождём их долгий срок,

И завещал нам, что из братства

Людей восстанет нам Пророк,

 

Которого должны мы слушать

И не ходить вослед иным,

Чтоб веру Божию разрушить

И быть отринутыми Им,

 

Как нечестивцы поступали,

Служа лишь звёздам да тельцам,

И повеленья преступали,

Что заповеданы отцам.

 

Сии, что идолов создали,

Себя отдавши им в полон,

За то уничтоженью стали

Обречены, как Вавилон.

 

Давид, воинственный и сильный,

Хотел построить Богу дом,

Но землю кровию обильной

Полил, и обвинён был в том.

 

Лишь тот, чьё имя дышит миром,

Сумел дом Божий возвести.

Он для того был мазан мирром,

Чтоб мудрость миру принести.

 

Но храмом, даже самым пышным,

Пусть не прельщается народ:

В том, что не создано Всевышним,

Всевышний просто не живёт.

 

Бог говорит: «Моей рукою

Вселенная сотворена.

Создать Мне место для покоя –

На то вам сила не дана».

 

Жестоковыйные творенья!

Вы Духа Божьего враги!

Пророков гоните с презреньем,

Не опускаете руки,

 

Пока до смерти не забьёте,

Чтоб вас не смели попрекать!

Который век не устаёте

Их предавать и убивать!

 

Хоть во сто крат число умножь их,

Дожил бы кто-нибудь один

Из человеков этих Божьих

До почитаемых седин?

 

Здесь правда долгими веками

Кровавой пеною хрипит,

И ныне вашими руками

Великий Праведник убит!»

 

Сердца невежд безумьем рвались

От обличения того.

Не по-людски рыча и скалясь,

Собранье слушало его.

 

Вот завершенье монолога:

«Мне вид небес сейчас открыт.

По руку правую от Бога

Во славе там Иисус стоит».

 

Умолкла истина святая,

Не отрезвивши никого.

И тут с цепи сорвалась стая

И устремилась на него.

 

Одно лишь в мире постоянно –

Желанье правду убивать.

За город выведя, Стефана

Камнями стали побивать.

 

Душа сквозь сомкнутые вежды

Не различает кровопийц,

И юный Савл стерёг одежды

Слепых от бешенства убийц.

 

Однако в вихре адской злости

Небесный пламень не потух.

И камни сокрушали кости,

Не в силах искорёжить дух.

 

«Господь Иисус! Мой дух приими! –

Стефан молился, а потом

Пред палачами пред своими

Вскричал, быв вдохновлён Христом

 

(То восклицанье в изумленье

Немало привело голов), –

Прости моё им убиенье!»

И умер после этих слов.

 

Аминь.

 

Январь 1997, июль 2007 г.

+1
1905
09:40 (отредактировано)
Продолжение поэмы «Стихотворное Евангелие».