Квадратная чернота
Тип произведения:
Авторское
Я стоял перед ним, словно грешник у врат,
Не въезжая никак в шедевральности суть,
Не хотел принимать меня чёрный квадрат,
Я в отместку увидел лишь тёмную муть...
Может это безвестный, загадочный мир,
Или жизнь во вселенной, сначала, с нуля?...
Ну а может слегка пошутил Казимир,
Это просто большая лопата угля...
Долго я простоял, три минуты почти,
Но душа не наполнилась, там пустота,
Ты, Малевич, невежду конечно прости,
Но квадрат твой совсем
не похож на врата...
* * *
Только той не понравился ейный портрет.
И глаза не такие, и бюст как-то мал.
Однозначно решила, что схожести нет.
Разозлился Малевич, послышался мат.
Всё закрасил к чертям черной краской тотчас.
Так на свет и явился тот «Черный квадрат».
И смущает своей непонятностью нас.
Очень интересная история, Валерий… может кто-нибудь, когда-нибудь, отколупнёт верхний слой и обнаружит там таинственную красотку, с непышными формами…
Я белый лист бумаги преподнесу,-
Скажу: «К лицу
Это разнузданной эпохе,
В которой белым-белым мохом
Вся цель искусства заросла,
И эта цель — сверженье зла,
И возвышенье эстетизма.
Такая вот должна харизма
Быть в моде.
Вот вам лист, им подотрёте
Всю грязь экспрессионизма,
Сотрёте варварство кубизма…
Вот этот белый лист — есть символ, шедевр!
Вот только непосредственно к искусству, всё это не имеет никакого отношения.
Темень смыслов, пустота;
В этом, мол, великий символ,
Тень мандалы и врата
К переходу в мир иной…
А художество тут где?
Чёрной-чёрной глубиной
Кляксу намарал. Везде
Есть «Малевич» от искусства,-
Хоть творение и пусто,
Но есть имя, и оно
Вес картинам придаёт.
Если б, кто-нибудь задумал
Написать «Белый квадрат»
И «шедевр» переплюнуть,
То Малевич был бы рад,-
Понял бы, что оценили
Его шутку
Свои «чёрные квадраты» есть и в поэзии, например, знаменитое стихотворение Алексея Кручёных (чтобы ничего не вырывать из контекста приведу его полностью) наслаждайтесь:
Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз
1913 год.
А я наивно думал, что картину сначала нужно рассмотреть, а потом задуматься о её концепции. О концепции квадрата всё очень подробно сказано в школьной геометрии. Хотя, «кому и кобыла невеста» как говорил дворник Тихон.
Василий, не обижайтесь, моё мнение — это мнение дилетанта, будь я искусствоведом, может что-нибудь умное сказал…
Довольно ухмыляется,
Пастух придумал мат —
Малевича квадрат.
Я по чёрным квадратам, увы, не эксперт,
и признаюсь, отнюдь натаскан
рисовать чертноту или чёрный паркет,
или тупо разбрызгивать краски…
Можно попу покрасив, к листу прислонить –
выйдет дивная чудо-картина!
А «эстеты» начнут от восторга вопить,
разводя на баблосы кретинов.
Ой, простите, я выдал священный секрет,
что трезвит как по морде лопата.
Почему бы не впаривать «бездны портрет»
коль есть лох, да к тому же богатый?
Можно сделать «шедевр» из любого говна,
восхищенья намазав повидло.
Вы простите за правду меня, господа:
пусть для вас буду конченным быдлом )
А вот что по поводу «чёрных квадратов» в поэзии, о которых я сказал выше, писал Николай Заболоцкий (если и он быдло, то я рад оказаться в такой компании):
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Что мысль Малевича проста?
Наш взгляд чарует чернота,
Он видел — свет вокруг квадрата.
Говорят, что из-за недосмотра работников музея, картина два месяца провисела в перевёрнутом виде. Виновные наказаны.