Зачем стреляли вы друг в друга?
Когда стреляли серб в хорвата,
Хорват на серба нож точил,
Вы позабыли, что когда-то
Сте́пан Фили́пович здесь жил.
Он был хорватом, коммунистом
И в сербском Валево казнен.
На эшафоте же фашистам
Слова святые молвил он.
Справляя по герою тризну,
В страданий, лихолетья годы,
Вы помнили их – «Смерть фашизму.
Свободу (молвил он) народу».
В его Тамнавском батальоне
Хорват и серб плечом к плечу
Сражались. Горд и непреклонен,
В глаза смотрел он палачу.
Так что ж потом случилось с вами?
Он за тебя сражался, брат.
Зачем же стали вы врагами?
Фашист бы этому был рад.
На верхнем фото – казнь 26-летнего командира Тамнавско-Колубарского партизанского батальона СтЕпана ФилИповича в городе Валево (Сербия) 22 мая 1942 года. Запечатлен как раз тот момент, когда он, за несколько секунд до повешения, воскликнул, воздев руки к небу, «Смерть фашизму, свобода народу!». И погиб.
А народ запомнил его слова. Хорошо запомнил. Их передавали друг другу. Писали на стенах. И вот тому документальное подтверждение. На этом фото, сделанном в городе Сплит в Хорватии в сентябре 1943 года за спиной немецких мотоциклистов и машин огромными буквами написаны те же слова «Смерть фашизму, свобода народу».
В 1949 году Степану Филиповичу было посмертно присвоено звание «Народный герой Югославии», а в 1960 в Валево установлен памятник ему с поднятыми вверх руками. Памятник Филиповичу был также установлен в его родном городе Опузене в Хорватии, но в 1991 он был поврежден и не восстановлен до сих пор. Нехорошо это.
А вот еще фото Степана Филиповича нашла в интернете.
А это хорватский генерал Анте Готовина, командовавший операцией "Буря" в 1995 году по ликвидации Себской Краины, в результате 250 тысяч сербов покинули Хорватию, более 10 тысяч было убито. Гаагский трибунал приговорил его за его преступления к 24 годам лишения свободы, но в 2012 году Апелляционная палата трибунала его оправдала. В Загребском аэропорту его встречали 100 тысяч хорватов как национального героя. Интересно, что в молодости он служил сержантом во французском Иностранном легионе, потом был осужден за ограбление ювелирного магазина в Париже, затем был выдан ордер на его арест за вымогательство и похищение людей, но он скрылся. Вернулся в Хорватию, где очень пригодился его опыт в Легионе и он быстро дорос до генерал-лейтенанта. Страшный человек. Колонны сербских беженцев, которые двигались их Хорватии в Сербию, расстреливали с самолетов.
Я вообще то хотела написать стих о югославской партизанке по имени Петра (красивое имя, скорее итальянское). Она уходит вместе с отрядом в горы, все выше и выше, спасаясь от карателей.И ее возлюбленный просит ее остаться, спуститься в деревню, ведь она беременна и не выдержит трудный путь в горах. Тем более зимой.И еще рифму придумала Петра-холодные ветры. и т.д. А она не соглашается. И тут я стала искать в интернете ей достойного возлюбленного из числа партизанских командиров. И нашла этого 26-летнего парня, командира батальона. И поняла, что эта придуманная мной Петра к этому парню никак не вяжется, никаким боком. А о парне этом Филиповиче написать стоит. И написала. Без Петры.
О ней может позже напишу. По настроению. А может сделаю ее итальянской партизанкой и у нее будет русский возлюбленный, из бывших пленных. Или все же югославкой. Просто хотела еще написать о четниках, которые сначала помогали (в сентябре 1941 года) красным партизанам воевать с немцами, а потом стали помогать немцам.
Степана Филиповича, кстати, захватили четники и передали немцам в Валево. А еще за несколько месяцев до этого они были союзниками, его отряд вместе с четниками разгромил немецкий гарнизон в Круповце. И еще в бою в Лайковаце, где он проявил героизм, когда один с пистолетом и гранатами обратил в бегство отряд немецких автоматчиков. За это Броз Тито наградил его и сделал командиром батальона.
Кстати, Иосифа Броз Тито осудили потом за «левый уклон», это он своим коммунистическим радикализмом оттолкнул от себя четников и они стали дрейфовать к немцам. Аналогичная ситуация была в Польше, где Армия Крайова и Армия Людова воевали с немцами и между собой. Что было на руку немцам. Понятно, что АК управляли из Лондона, а АЛ из Москвы, но все же. Броз Тито, кстати, получал оружие и от англичан, и от нас. Хитрый был лис. Очень много оружия осталось югославам от итальянцев, когда Италия капитулировала. Немеряно оставили оружия, включая тяжелое вооружение.